Старуха Изергиль — краткое содержание произведения М.Горького
Старуха Изергиль — краткое содержание произведения М.Горького
Кратко
Автор работал в Бессарабии на сборе винограда вместе с молдаванами. Там он познакомился со старухой Изергиль, которая очень любила рассказывать молодежи разные истории. Сначала она рассказала герою легенду о Ларре.
Тысячи лет назад далеко за морем жило племя. Однажды к ним прилетел орел и похитил прекрасную девушку. Через двадцать лет девушка вернулась с сыном, которого родила от орла. Он был очень красив и силен, но очень горд и высокомерен. Старейшины племени решили, что юноше не место в их племени. Блуждая по лесам, Ларра встретил девушку, дочь одного из вождей племени, но она его отвергла. Тогда парень толкнул ее на землю и придавил грудь ногой. Девушка погибла. Совет племени долго думал, какую казнь заслуживает Ларра, в итоге они решили, что самым страшным наказанием для него будет отречение от племени. Так юноша стал совершенно одинок, он не мог умереть и убить себя сам, так и скитается Ларра по сей день и не может найти себе покоя.
Дальше Изергиль рассказала автору о своей жизни. Она прожила очень насыщенную жизнь, побывала в разных странах, в том числе в Польше, Болгарии и в гареме Турции, жила в монастыре, находилась в каббале у еврея. У нее было множество мужчин. Кто-то ее любил и осыпал золотом, кто-то обманывал и пользовался ею. Старуха Изергиль даже спасла из плена одного пана, убив часового. Но ни с кем рядом она долго не задерживалась. Последний муж старухи умер год назад.
Когда наступила ночь, старуха спросила у своего собеседника, видит ли он огни в степи, и рассказала еще одну сказку.
Это легенда о Данко. В давние времена жило веселое и жизнерадостное племя. С трех сторон их окружал непроходимый лес, а с четвертой — степь. Но пришли воинственные племена и прогнали этих людей из степи вглубь леса. Там древнему племени жилось очень тяжело, жены и дети плакали. Тогда храбрый юноша Данко поднял свой народ и повел через чащу леса к новым землям. Долго они бродили по лесу и мужчины племени пожалели, что послушали Данко и хотели убить его.

Старуха Изергиль кратко по главам
Рассказ автора известен всем своими знаменитыми сказаниями и поучителен для читателя любого возраста.
Глава 1. Легенда о Ларре
Давным-давно была одна страна, щедрая своим жарким климатом и обилием деревьев, под которыми можно укрыться от зноя. И жили там люди, которые ходили на работу, устраивали праздники и веселились с девушками.
Однажды красивую деву во время пира унес далеко в горы орел. И никто ее больше не видел. Появилась она через много лет, но уже не такая юная и обаятельная, как раньше. Пришел с ней юноша, очень похожий на нее. Когда соплеменники спросили ее, где она так долго была, то услышали рассказ о том, что долгое время проживала в горах.
Люди удивленно глядели на красавца, и увидели, что он от них ничем не отличается, только взор у него отдавал каким-то холодом, да и смотрел он на всех вызывающе, как подобает царской птице. Он мог подолгу молчать, и ни с кем не общаться. Когда же с ним стали разговаривать предводители племени, которые были намного старше его, он беседовал с ними наравне. В их адрес он отпустил оскорбительные слова, и они сказали матери, что ему среди них нет места.
Но он не принял их слова всерьез. Юноша пошел, куда сам захотел. Увидев молодую прелестную девушку, он решил позабавиться с ней, но она оттолкнула его от себя. Молодой человек, не смог выдержать отказа и ударил ее так, что она упала, а потом хладнокровно убил.
Окружающие, увидев такую жестокость, не смогли даже и слова вымолвить. Они схватили его и приняли решение, вначале придумать наказание.

Совет старейшин собрался на заседание, где они спросили виновного, почему он это сделал. Из речей гордеца они поняли, что он себя возомнил царем, и все должны ему подчиняться. Им стало жаль его ,ведь молодой человек даже не понимал, что он будет всю жизнь одиноким. Они отпустили его, чтобы он был свободным. Это было его наказание. Так Ларра, человек, отвергнутый всеми, стал жить, так, как ему вздумается. И так как он стал бессмертным, никто не может его убить, и самого себя уничтожить не получается. Так и бродит Ларра по свету, и не принимают его ни живые, ни мертвые.
Глава 2. Жизнь Изергиль
Автор далее повествует нам о том, какова была судьба старухи.
Когда раздается веселая песня, старая женщина сразу же вспоминает о своей юности. Она работала так же, как и все. Занималась ковроткачеством, а ночью тайком убегала к возлюбленному. Но вскоре пятнадцатилетней девушке надоели эти отношения, и она порвала с ним связь. Ее подруга сводит ее с другим молодым человеком. Он был таким же, юным, как и она, горячим на любовь и мог всегда развеселить ее. Потом ее ухажеров убивают, и Изергиль нашла другого парня, который был по национальности турком. Она поселилась в гареме, но ей показалось там тоскливо.
И в 16 лет Изергиль убегает в Болгарию с молодым человеком. Но недолго длилась их любовь. По непонятным причинам юноша умирает. Девушка не растерялась, и соблазняет женатого мужчину. Ревнивая супруга находит Изергиль и ранит ее в грудь. Еле-еле выжила она. Выкарабкаться ей помогла монашка из Польши.
Но красавицу манили мужчины, и она, познакомившись с братом монахини, убегает с ним. Однако, он оказался не таким уж и приятным юношей. Свободолюбивая девица убивает его, после того как он ее оскорбил.
На чужбине ей было очень тяжело, надо как- то жить, и она становится содержанкой то одного, то другого мужчины.
Молодость прошла, Изергиль постарела. И вот ей встретился шляхтич, которому она быстро надоела, и он ее кинул.

В знак благодарности Аргадэк признается ей в любви, но Изергиль прогоняет его. Женщина поняла, что пора ей все-таки завести семью. Она выходит замуж за мужчину, молдавской национальности, с которым прожила 30 лет. Теперь Изергиль вдовствует, и часто, сидя у моря, рассказывает волнам свою жизнь.
Глава 3. Горящее сердце Данко
В дальние времена проживали люди в непроходимой местности. Они умели веселиться, не боялись сражаться в боях. И вот напали на них совсем другие племена, которые принесли с собой злобу и тьму. И не знало благородные люди, что им делать, или сдаться врагу, или же прятаться в зловонном болоте. Многие уже хотели сдаться и отдать свою волю злодеям.
Но тут объявился молодой и прекрасный юноша по имени Данко, который призвал их идти вперед, а не сидеть и ждать своего конца. Люди попросили, чтобы он повел их вперед. И они побрели, пробираясь сквозь густые ветки деревьев и болотную жижу. И закончились у них силы, и стали люди обвинять его, что сам не знает дороги и повел их в неизвестном направлении. Но Данко не слушал их, и полный сил, вел их дальше. Однажды разразилась гроза в темном лесу, и стало всем страшно. Дорога была тяжела, каждая искра молнии заставляла их содрогаться от ужаса. И решили люди остановиться и устроить суд над Данко. Они обвиняли его в том, что он не может их вывести, потому что сам еще неопытный, и подвергал их жизни опасности.
Юноша пытался оправдаться, но эти разъяренные люди готовы были убить его. Сердце Данко вначале загорелось от такой несправедливости, а потом потухло. Он жалел этих людей и знал, что без его помощи они умрут. А они подошли к нему вплотную, думая, что он убежит.

Наконец показался свет, зеленая трава блестела от прошедшего дождя. Данко выполнил свое обещание, посмотрел вокруг, надменно расхохотался и умер. А люди, не замечали его, и не видели, что рядом с ним лежит его разгоряченное сердце. Только один из них раздавил его ногой, и искры разлетелись повсюду. С тех пор перед грозой в степных краях всегда появляются голубоватые искры.
Рассказ учит нас задуматься, в чем настоящий смысл жизни. Ведь прожив в одиночестве и гордясь собой, ты никому ничего не докажешь. Надо помогать людям от чистого сердца, и тогда они придут к тебе на помощь в любую минуту.
Другие произведения Горького кратко
Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Автор: Guru · Опубликовано
10.2016″>23.10.2016 · ОбновленоМаксим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, род и направление
- 3 Композиция
- 4 О чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Тема
- 7 Идея
- 8 Проблемы
- 9 Вывод
- 10 Критика
История создания
Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».
Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.
Жанр, род и направление
Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.
Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.
Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
О чем рассказ?
- В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви.
Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
- В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
- В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
Главные герои и их характеристика
- Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни.
У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
- Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло.
Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
- Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Тема
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
- Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
- Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру.
Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
- Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота.
Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
- Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
- Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Идея
Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.
Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.
Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.
Проблемы
Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.
- Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
- Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли.
Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
- Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
- Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
- Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
- Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.
Вывод
Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.
Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества
Читайте также:
Adblock
detector
Старуха изергила образы богатырей. Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименной повести? Жанр, жанр и направление
В раннем романтическом произведении «Старуха Изергиль» Максим Горький поэтически размышляет о человечности и свободе. Дух романтизма просто переполняет эту историю. Сам автор считал его одним из лучших своих произведений, построенным на высочайшем уровне. Анализ «Старухи Изергиль» Горького докажет, что автор, как и многие другие писатели, обращался к самой злободневной теме — смыслу жизни.
Особенности рассказа
Книга М. Горького «Старуха Изергиль» вышла в свет в 1894 году. В рассказе отчетливо видны черты романтизма:
- главный герой противопоставлен главным героям;
- герою приписывают качества, представленные в превосходной степени;
- изображение необычных пейзажей (описание моря, степи).
Известно, что Максим Горький много путешествовал по стране, собирая различные легенды и истории, жившие в памяти людей. Именно эти легенды он поведал в произведении «Старуха Изергиль». Эта история заслуживает самого полного анализа. Читатель видит оригинальную книгу как рассказ в рассказе. Его состав отличается некоторыми особенностями:
- содержит три самостоятельные части: легенду о Ларре, жизненные поиски самой старухи Изергиль, Легенду о Данко;
- все части объединены внутренней идеей и тоном рассказа;
- содержание первой и третьей частей рассказа противоположны друг другу;
- центральная часть книги — рассказ о жизни Изергиль;
- История рассказывается с точки зрения пожилой женщины.
Анализ «Старуха Изергиль» показывает, что основной концепт произведения – это умение жить без людей для себя (как Ларра), жить рядом с людьми, но с пользой для себя (как старуха Изергиль) , отдать свою жизнь за других (как Данко).
Гордый и одинокий Ларра
В первой части старушка рассказала о молодом красавце Ларре, отцом которого был горный орел, который когда-то похитил мать юноши. Читатель видит гордого, нахального, эгоистичного парня. С таким гордым характером ему было сложно ужиться среди других соплеменников. Именно за эти качества Ларра дорого заплатила. Однажды он совершил ужасный поступок — убил дочь вождя, отвергнувшего его. Община придумала для юноши наказание – вечную ссылку и одиночество. Сначала Ларру это не огорчало, но потом стало просто невыносимо. Через какое-то время герой понял, в чем смысл жизни, но было поздно: от страданий он превратился в тень, напоминающую людям о своем существовании.
Поиски смысла жизни старухи Изергиль
Куда ведет анализ «Старухи Изергиль», а именно второй ее части? Читатель погружается в историю жизни самой рассказчицы. Изергиль пользовалась успехом у мужчин, не лишала их своей любви. Она путешественница и побывала во многих частях света. Ей нравилось играть чувствами других людей. Для достижения своей цели она однажды даже пошла на убийство. Если героиня уходила от кого-то, она никогда не возвращалась. Всю себя отдала любви. В конце концов Изергиль понимает, что не нужно искать любовь на краю света, достаточно вести размеренную жизнь с любимым человеком и детьми.
Самопожертвование Данко
Горький наделил своего героя Данко романтическими чертами. Анализ «Старухи Изергиль» невозможен без этого персонажа. Красивый, сильный и мужественный Данко был настоящим лидером, умел вести за собой людей. Он был свободен духом и бескорыстен. Это помогло ему стать лидером своего народа и вывести его из темного леса. Идти было непросто, разгневанные люди разуверились в своем лидере. Тогда Данко вырвал из груди свое сердце, которое горело любовью к людям, и осветил им путь. Таким образом, он дарил людям свое тепло и доброту, идущую от горящего сердца.
Что он получил взамен? Как только люди выбрались из леса, все тут же забыли об умирающем Данко. Кто-то даже наступил на угасающее сердце вождя. Лишь ночные искры на степном просторе напомнили людям о бескорыстном поступке Данко. В образе этого юноши читатели видят настоящего героя, видевшего смысл жизни в служении другим.
В чем сходство и различие судеб героев?
Древние легенды несут в себе поучительные выводы, поведала их подрастающему поколению старуха Изергиль. Действие в легендах происходит в древние времена. Судьба самой рассказчицы чем-то похожа на судьбу Ларры и Данко. У обоих была бурная бунтарская жизнь, оба стремились стать независимыми. Идеал старухи Изергиль и Данко – любовь к другим и самопожертвование. Они посвящают себя другим.
Как и Ларра, Изергиль забывает о людях, которые становятся для нее малоинтересными. Она умеет брать, но может и отдавать. Ларра только жадно брала, ничего не отдавая. Куда попали герои? Поведение Ларры привело его к невыносимому одиночеству. Старуха Изергиль привязалась к случайным людям и доживает с ними свои последние годы. Читателю есть над чем задуматься, попытаться найти верный путь в жизни. Возможно, между индивидуализмом Ларры и альтруизмом Данко есть идеальная точка в системе координат.
«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По словам самого писателя, это произведение является одним из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.
На связи
История создания
В 1891 году (точная дата неизвестна) Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, бродит по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии найдут отражение в его произведениях. Это творческое время в жизни писателя отражает его преклонение перед личностью, целостностью и единством человека.
Вот такими романтическими мыслями наполнен рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его герои – легендарных людей своего времени, столкнувшихся с различными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основные сюжеты в направлении романтизма:
- «Старая Изергиль»,
- «Девушка и смерть»
- «Песня о соколе».
Точных сведений о дате написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 189 г.5, и было написано предположительно в 1894 году . Он был помещен в трех весенних номерах «Самарской газеты». Сам автор высоко ценил свой рассказ и даже признавался в письмах к А. П. Чехову: «Кажется, я не напишу ничего так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль». это одно из тех, что принесли ему популярность
Произведение «Старуха Изергиль» предположительно написано в 1894 году.
Состав
Сюжет очень необычный. Композиция состоит из трех частей.
- Легенда о Ларре;
- История жизни сказочника;
- Легенда о Данко.
И две из них — сказки, рассказанные главным героем. Это приводит к принципу, что история внутри истории . Автор использует этот прием, потому что хочет акцентировать внимание не только на личности героя, но и на его историях, которые живут в памяти героя и народа.
Основной признак противопоставление легенд по смыслу. Очень сложно определить «Старуха Изергиль» — это повесть или повесть, так как границы этих жанров очень размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не является рассказом , так как количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.
Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная тема — жизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, что такое свобода и смысл жизни. Во всех главах даны разные толкования и попытки объяснить ответы. Но, несмотря на свою непохожесть, они делают эту историю единая и унифицированная работа.
В план рассказа о главной героине, старухе Изергиль следует добавить и вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчиком сказок.
Во вступлении к рассказу молодость главного героя, который ведет разговор со старухой , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.
Не только описание ее внешности помогает представить себе образ старухи на фоне моря и виноградников, но и скрипучий голос, которым она рассказывала свою жизнь и легенды, пленяя читателя его привлекательность и сказочность. О чем рассказ старухи Изергиль?
Легенда о Ларре
Центральной фигурой первой истории является гордый и эгоистичный юноша Ларра. Имея красивую внешность, ему было 9 лет.0059 сын простой женщины и орла . От хищной птицы юноша унаследовал неукротимый нрав и стремление добиться чего угодно, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри этого персонажа совершенно бездушный . Ценность для него — только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой легко идет на убийство.
Его вера в собственное совершенство и пренебрежение к другим жизням привели его к лишен обычной человеческой судьбы . За свой эгоизм он получает страшное наказание — Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, но даром это назвать нельзя.
Имя героя означает «отвергнутый» . Быть вдали от людей – самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.
Внимание! Жизненный принцип этого героя — «Жить без людей для себя».
Жизнь старухи
Во второй части истории вы сможете проследить за действиями старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику трудно поверить, что когда-то она была молода и красива, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль пришлось пройти через многое . Ее красота ушла, но на смену ей пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Главная здесь тема любви — это личное, в отличие от легенд, подразумевающих любовь не к отдельному человеку, а к народу.
Деяния старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить любимого человека из плена, не боясь убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще юной девушкой она могла гордо продолжать свой жизненный путь в одиночестве . Находясь в конце своей жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей в мире гораздо меньше, чем когда она была полна энергии.
Легенда о Данко
Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как правильно жить.
Данко — сказочный персонаж , пожертвовавший собой в страшную минуту ради спасения людей. Несмотря на озлобленность окружающих, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл своей жизни отдавать сердце другим служить во благо.
К сожалению, говорит Горький в рассказе, люди не в состоянии с полным пониманием отнестись к такой жертве. Маленькая, многие боятся такого отказа.
Все, что осталось от Данко, вырвавшего из груди свое огненное сердце, это всего лишь синих искр . Они продолжают мелькать среди людей до сих пор, но мало кто обращает на них внимание.
Важно! Данко сделал свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но ими движет одно и то же чувство.
Чему учит повесть Горького
«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельного человека, в данном случае сравнил Данко и Ларру но и любовь людей друг к другу. Для писателя жизнь вместе с людьми и для людей имеет большую ценность. Однако даже в этом случае возможны конфликты и недоразумения.
Старая Изергил. Максим Горький (анализ)
Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»
Заключение
Проанализировав произведение и характеры персонажей «Старуха Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, глубокие вопросы и вопросы, связанные с жизнью и другие. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.
Раннее творчество М. Горького — яркий образец нового романтизма. Писатель воскрешает принципы, оставшиеся в прошлом, в середине XIX века. Опять же, исключительный герой с некоторыми особыми качествами становится актуальным. Это именно образ старухи Изергиль.
Произведение «Старуха Изергиль» представляет собой повествование в рассказах. Она начинается с описания природы и общей обстановки. Рассказчик разговаривает со старухой Изергиль, именно она рассказала ему две интересные легенды.
Легенда о Ларре
Это история о том, как на Земле появилась тень. Однажды из племени сильных людей орел похитил девушку, жил с ней как с женой, а после его смерти она вернулась домой. Юноша, впервые вызвавший всеобщий страх, ничем не отличался от людей. Но он был очень горд и презирал всех. Он хотел заполучить дочь старца, но она отвергла его. В ярости Ларра хладнокровно убил ее. Никто не мог придумать лучшего наказания, чем изгнание Ларры. Через некоторое время оказалось, что он бессмертен. Время и странствия истощили его плоть, в конце концов превратив его в тень. Образ старухи Изергиль четко проступает через рассказ. Она рассказывает о событиях с особым упоением, кажется, действительно верит в достоверность этой истории.
История Изергиль
В этой части произведения нет выдуманных событий, только реальная история старушки, прошедшей через множество испытаний и многое повидавшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно судить. Однако автор с удовольствием слушает ее историю, ведь в ней столько жизни и энергии. В молодости она работала прядильщицей, но такая жизнь не могла не радовать подвижную девушку. В итоге она сбежала из дома с возлюбленным, но потом ушла от него к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молодым турецким мальчиком… Она всех любила, но никого не хотела видеть. , быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи кажется ей неправильной.
Легенда о Данко
Самым важным в истории является образ Данко. Старуха Изергиль говорит о нем последней, говоря с явным восхищением, торжественно и звучно. Данко был из племени сильных людей. Однажды на них напали, люди были вынуждены уйти в болото, по одну сторону которого стояли враги, а по другую — Опасаясь за свои заветы, люди не пошли на войну. У них была идея сдаться. Но смелый юноша Данко повел людей через лес. Тяжести пути были непосильны племени, они стали роптать на Данко, угрожали убить его. Но он так любил людей, что не мог вынести их упреков. Он разорвал грудь и вынул горящее сердце (оно загорелось от желания помочь). Освещая путь, Данко вывел племя из леса, а сам пал замертво. Но никто не заметил. Какой-то «осторожный» человек наступил на еще горящее сердце, искры от него еще видны в степи перед грозой. Эта легенда – гимн человеческой храбрости и отваге. Не будет преувеличением сказать, что именно эта история является центральной в произведении.
Внешность Изергиль
Невозможно проанализировать образ старухи Изергиль без описания ее внешности. Она была настолько стара, что ее кожа была морщинистой и сухой, казалось, что она вот-вот разорвется в клочья, настолько глубокими были ее морщины. Горький не раз упоминает, что голос ее звучал хрипло, как скрип, даже он был стар. Все это говорит о том, что старуха Изергиль является образцом опыта и житейской мудрости.
Значение изображения
Образ старухи Изергиль важен для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, его не устраивало то, как живут его современники. Его расстраивала некоторая инертность вкупе со стремлением добиться благ, устроить себе «теплое» местечко и спокойную жизнь. Он вкладывает свою мысль в уста старухи, которая говорит, что прежнего героизма уже нет и, кроме того, старуха не понимает русских из-за их угрюмости и серьезности. Не случайно писатель не просто пересказывает легенду, но вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Аналогичное мнение о жизни высказывает и Макар Чудра, герой одноименной повести. Он тоже стар, многое повидал на своем веку и сформировал собственное представление о смысле человеческой жизни.
Художественное своеобразие рассказа
Образ старухи Изергиль значим как по структуре, так и по форме произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос рассказчика, который общается с Изергиль. В данном случае используется. Но когда героиня берется за дело, все меняется. Новый стиль, другие обороты речи. Горькому удивительно точно удается скопировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще интереснее. Не забывайте, что в рассказе соблюдены почти все принципы романтизма. Пейзаж, открывающий произведение, – это море и степь, место, где может бродить сильная природа, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают обстановке некую загадочность. А главный признак романтизма – три необычных героя. Изергиль – воплощение жизненной энергии. Ларра сочетал в себе все человеческие пороки. А Данко – олицетворение мужества, доброты и человеколюбия.
Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное, что в ее уста было вложено горьковское представление о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и праздности.
«Старуха Изергиль» Горький М.Ю.
Рассказ М. Горького «» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме А. П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым из своего произведения. Отличительной чертой рассказа является присутствие в повествовании героя-рассказчика. Эта манера называется «сказовой» и часто использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения нарисована романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описана компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей находится в гармонии с красотой окружающего мира. Все вокруг как в сказке.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу по структуре повествования. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался подчиняться старейшинам племени. Мотив трагической развязки легенды очерчен кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление в повести имени Ларра: «Взошла луна. Диск у нее был большой, кроваво-красный, она как будто вышла из глубины этой степи, которая на своем веку поглотила столько человеческого мяса и напилась крови, наверное, поэтому она стала такой толстой и щедрой. Ларра была изгнана из человеческого племени за гордыню и эгоизм. Перед уходом он убил девушку, которая его оттолкнула.
За легендой стоит житейская мудрость: сам эгоист добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, да и сам он устал от одиночества: «В его глазах было столько тоски, что ею можно было отравить всех людей мира».
Вторая легенда посвящена Данко, человеку, выведшему людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе трансформируется по законам сказочного жанра: «И вдруг лес перед ним расступился, расступился и остался позади, густой и немой, и Данко и все те люди тотчас погрузились в море солнечный свет и чистый воздух, омываемый дождями».
Увидев, что он спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость не имела ничего общего с гордостью Ларры: он исполнил заветное желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Неслучайно именно между этими легендами лежит реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль, о ее молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории так и не встретила тех, кого любила.
Глядя на увядшую от жизни старуху, трудно поверить, что когда-то она была красивой девушкой. Молодость ушла, ее сменила мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить, надо что-то уметь», «В жизни, знаете ли, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба! ». С болью в сердце Изергиль осознает свою старость. Вспоминая всю свою жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, она отмечает, что красивых и сильных людей в мире становится все меньше и меньше.
Рассказ заканчивается, как и начался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и безлюдный: «В степи было тихо и темно. Облака все ползли по небу, медленно, скучно… Море было глухо и скорбно. Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были радости, были и измены: в ее судьбе попеременно брали верх эгоизм и альтруизм.
В одном произведении писатель сочетает реалистическую и романтическую манеры повествования. В рассказе аккумулированы горьковские представления о быстротечности человеческой жизни, размышления о смысле бытия и красоте этого мира.
Одним из самых выдающихся произведений Максима Горького является его рассказ «Старуха Изергиль», написанный автором в 1894 году. В своем романтическом повествовании писатель использовал один из интереснейших литературных приемов — «рассказ, состоящий из история». Все произведение, состоящее из трех частей, представляет собой повествование, которое ведется не только от имени автора, но и от лица главной героини – старухи Изергиль. При этом автор не пересказывает ее историю, а повествование ведется от первого лица.
Введение
Сам рассказ является размышлением автора об основных человеческих ценностях: смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Эта часть даже вызывает споры. некоторые читатели — эта история действительно история? Или автор написал рассказ?
Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то Википедия описывает произведение «Старуха Изергиль» как повесть, состоящую из трех самостоятельных повествований, каждое из которых несет в себе свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и свое событие ряд. Там же можно прочитать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.
Главные герои повести «Старуха Изергиль»
В повести «Старуха Изергиль» от имени главной героини описаны три жизненные истории, одна из которых — собственная история Изергиль. Рассматривая персонажей повести , их можно разделить на главных и второстепенных.
Главные герои повести:
Второстепенные персонажи — соплеменники Ларра и Данко, которые были очевидцами событий, описанных старухой Изергиль, и превратили эти истории в легенды. И если в первой части соплеменники Ларры описываются как мудрые и справедливые люди, то племя, в котором вырос Данко, — смельчаки, упавшие духом и не находящие в себе силы справиться с трудными обстоятельствами.
Жанр произведения
Произведение «Старуха Изергиль», жанр которого является предметом данного обзора, является одним из самых известных произведений известного русского писателя М. Горького. Она была написана в 1894 году и стала знаковой книгой в творчестве автора, так как ознаменовала его переход к романтизму. Особенность этого произведения в том, что оно состоит из трех самостоятельных частей, объединенных одной общей идеей.
Особенности первой серии
Книга «Старуха Изергиль», жанр которой можно определить как повесть, однако таковой в прямом смысле слова не является. Как уже было сказано выше, произведение включает в себя три самостоятельные части, на первый взгляд не связанные друг с другом сюжетом.
Главный герой рассказывает автору три истории, первой из которых является философская легенда о Ларре. По своему содержанию он похож на старинную легенду или древнюю сказку. В данном случае писатель Горький обратился к типично романтическим образам. «Старуха Изергиль» — рассказ, который наполнен отсылками к классическим произведениям этого направления. Главный герой первой части — типичный байронический герой: он горд, надменен, загадочен и презирает людей и за это получает наказание, становясь бессмертным. Такой сюжет напоминает лучшие образцы литературы 19 века.век.
Образ Ларри
Этот персонаж является воплощением гордыни и крайнего презрения ко всем окружающим. Он, будучи сыном орла, считает себя во всем правым, не считается с мнением людей и делает, что хочет. Может быть, поэтому Горький поставил в этой истории первое место. «Старуха Изергиль» — произведение, построенное по принципу восхождения от худшего сюжета к лучшему. Герой Ларри — воплощение человеческой гордости. Автор хотел представить сверхчеловека и супергероя, который, тем не менее, терпит поражение от собственного порока. В связи со сказанным необходимо помнить, что рассматриваемое произведение имеет свои жанровые особенности.
Рассказ о «Старухе Изергиль» на самом деле не является словом в прямом смысле этого слова, потому что по теории и повествованию он напоминает старинную легенду или легенду. История Ларре восходит к древним временам полудоисторического общества, что придает повествованию особый шарм.
Рассказ второй
Полурассказ о жизни героини «Старуха Изергиль». Герои истории этой женщины выдающиеся во всех отношениях. Это относится и к самому рассказчику. Из ее уст мы узнаем, что в юности она была очень темпераментной женщиной. Она была очень живая и непосредственная и жила полной жизнью. Ее природа жаждала приключений и острых ощущений. Судя по ее словам, героиня любила многих мужчин. Одних она бросала, ради других была готова на преступление, рисковать собственной жизнью и судьбой.
Это делает ее похожей на персонажей, которых она описала. Те личности, которые стали действующими лицами ее нарративов, также презирали опасность и были готовы на все ради достижения своей цели.
Образ Данко
Произведение «Старуха Изергиль», жанр которого может вызвать затруднения из-за того, что в тексте несколько разных пластов повествования, заканчивается красивой легендой о богатыре, взявшемся руководить людьми из темноты. В пути путникам пришлось претерпеть немало трудностей, и когда люди начали роптать, он вырвал сердце, осветил им путь и вывел спутников из темного и темного леса на волю и свет.