Николай Иванович в рассказе «Крыжовник» Чехова: образ, характеристика
Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич |
Николай Ивановича является одним из центральных персонажей рассказа «Крыжовник» Чехова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе «Крыжовник» Чехова: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу «Крыжовник»
Образ и характеристика Николая Ивановича в рассказе «Крыжовник» Чехова
Полное имя героя — Николай Иванович Чимша-Гималайский:
«Наш отец Чимша-Гималайский…»
Николай Иванович является младшим братом ветеринара Ивана Ивановича (рассказчика истории о крыжовнике):
«Нас два брата, — начал он, — я, Иван Иваныч, и другой — Николай Иваныч, года на два помоложе. «
«Ветеринарный врач Иван Иваныч…»
Николай Иванович и его брат являются дворянами, однако их семья получила дворянский титул не так давно (их отец добился потомственного дворянства благодаря военной службе):
«Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги…»
«…дед наш был мужик, а отец — солдат.»
Николай Иванович с 19 лет служит чиновником, но эта деятельность не радует его. Он мечтает купить себе усадьбу и поселиться в деревне:
«…а Николай уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате.»
«Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он всё сидел на одном месте, писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же, как бы в деревню. И эта тоска у него мало-помалу вылилась в определенное желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»
Николай Иванович мечтает о том, чтобы в его будущей усадьбе обязательно рос крыжовник:
«Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника.»
«Он чертил план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник.»
В течение многих лет Николай Иванович копит деньги на усадьбу, из-за чего ведет нищенское существование:
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал. Мне было больно глядеть на него, и я кое-что давал ему и посылал на праздниках, но он и это прятал. Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь. «
Служа чиновником, Николай Иванович проявляет себя как добрый, кроткий и робкий человек без собственных взглядов:
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник…»
«Он был добрый, кроткий человек, я любил его…»
«Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды…»
В возрасте за 40 лет Николай Иванович женится по расчету на старой вдове. Он отбирает у жены деньги и держит ее впроголодь. Сам того не замечая, добрый, кроткий Николай Иванович превращается в настоящего чудака и домашнего тирана. Спустя 3 года несчастная супруга умирает, но Николай Иванович не чувствует себя виноватым в ее смерти:
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком.»
Оставшись вдовцом, Николай Иванович наконец покупает себе имение и закупает 20 кустов крыжовника:
«После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение.»
«…купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками…»
«…он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком.»
Став хозяином имения, робкий и кроткий Николай Иванович превращается в настоящего «барина».
«Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло.»
«Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие». И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью.»
«Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр…»
«И всё это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой.»
Наконец Николай Иванович собирает свой первый урожай крыжовника. И хотя ягоды оказываются кислыми и жесткими, помещик чувствует себя счастливым человеком, так как его заветная мечта сбылась:
«Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой.»
По мнению Ивана Ивановича, брата Николая Ивановича, такая счастливая и благополучная жизнь похожа на «гипноз», когда человек не слышит и не видит других. Иван Иванович считает, что таким счастливым людям, вероятно, нужно напоминать о том, что вокруг него есть несчастные люди:
«Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно.»
Чимша-Гималайский Николай Иванович (Крыжовник) – характеристика персонажа произведения Чехова
Главными персонажами рассказа А. П. Чехова являются два родных брата. Один рассказывает историю жизни другого. Николай Иванович Чимша-Гималайский всю жизнь мечтает о собственном имении и кусте крыжовника. Реальная мечта, описанная в тексте, вызывает множество вопросов, ставит в тупик и пугает своей безнадежностью.
Мечтающий чиновник
Скромный трудяга, старательно корпеющий над непонятными бумагами, в рассказе Ивана Ивановича сначала имеет эпитет добрый. Характеристика Николая Ивановича («Крыжовник») в начале истории – робкий, кроткий, бедный и мягкий юноша. Он боится всех и всего вокруг себя. Даже иметь свой взгляд на вещи для него невозможно. Чиновник сидит в казенных палатах с 19 лет. Это возраст, когда еще не должно быть страха. Юноши в этот период ищут себя, обретают друзей, любовь. У Николая все по-другому. Он не описан в книге веселым, жизнерадостным молодым человеком. Судьбе сложно позавидовать. Парень недоедает, недопивает, ограничивает себя в покупках, даже в одежде. Одно занятие занимает всю его жизнь – он копит на мечту.
Денег не хватает, тогда уже 40-летний мужчина находит другой способ. Он женится. Доброта уже не является частью его характера. Это тиран и деспот, лишающий жену еды и привычных жизненных правил. Супруга не выдерживает и умирает. Автору не приходится посвящать ей большое количество строк. Несколько фраз – и все становится понятно. Мужчина использовал женщину для своей цели и выбросил как ненужный предмет. Нет огорчения или чувства вины, есть только цель, к которой идет постепенно разлагающийся чиновник. Рассказчик пытается смягчить впечатление. Он называет брата чудаком, но сложно согласиться с ним в этом. Вдовец не чудак, он страшен, глуповат и напоминает грубое грязное животное – свинью.
Настоящий помещик
Брат сразу замечает изменения Николая Ивановича. Он пытается описать счастливого человека, но у него это выходит плохо. За каждой фразой встает философская проблема, безнравственность и бездушие. Заветная мечта достигнута, стремиться больше не к чему. Такая позиция пугает, приводит в тупик. Мечта должна завершаться новым желанием, а не приводить к опустошению человека. Чехов приводит в тексте строчки из стихов А. С. Пушкина: «…тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».
Кажется, что автор ищет поддержку у великого классика. Обман возвышает, но где это в рассказе «Крыжовник». Здесь все идет на снижение образа, хотя у помещика появляются собственные суждения, самомнение и уверенность, что он настоящий потомственный дворянин, которого любит народ. Полведра водки для прислуги – и уважение уже в кармане. За каждым своим поступком помещик видит добрые дела. Николай Иванович из кроткого чиновника преображается в министра, с высказываниями которого нельзя спорить.Читателя пытаются натолкнуть на мысль, которая ужасает. Чимша-Гималайский не одинок. Таких, как он, очень много. Они не видит ничего и никого вокруг себя. Все в их жизни благополучно и безмятежно. Они горды тем, что смогли добиться своих целей. Нет смысла разбирать, какими путями, главное – итог. Брат дает этому результату название – «общий гипноз». В определении подсказка для читателя – счастье не истинно. Оно иллюзорно, не вечно и не реально. Судьба сыграет со счастливыми, как Николай Иванович, злую шутку, «…рано или поздно покажет…свои когти».
Характер людей меняется в течение жизни, человек развивается и становится умнее, опытнее, мудрее. Но бывает и другое развитие. Тогда человек деградирует, опускается, теряет свои природные черты.
Чтобы написать сочинение «Николай Иванович Чимша-Гималайский», придется дать характеристику именно такого изменения характера персонажа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Наталья Миллер
11/11
Вероника Гвоздкова
11/11
Исмаилова Азиза
11/11
Кирилл Лучицкий
11/11
Иван Димитров
10/11
Александра Машкова
11/11
Ольга Стоян
11/11
Настя Бутенко
11/11
Ирина Салаева
11/11
Вадим Слизский
8/11
Анализ рассказа: Крыжовник Антона Чехова
28 января 2017 г. Дермот Антон Чехов Процитировать сообщение
В «Крыжовнике» Антона Чехова есть тема паралича, жадности, эгоизма, контроля, эго, стремлений, власти и перемен. Взятый из его сборника «Полные рассказы», рассказ представляет собой рамочное повествование, написанное сначала от третьего, а затем от первого лица. Что еще поражает в этой истории, так это чувство паралича, которое испытывают и Иван, и Николай, хотя и по разным причинам. Иван чувствует себя парализованным, потому что он полностью осознает, что в мире есть несчастные люди, и он знает, что мало что может сделать, чтобы помочь им. Хотя он знает, что должен попытаться. Николай, с другой стороны, чувствует себя застрявшим на своей работе и жаждет иметь достаточно денег, чтобы иметь возможность купить собственную ферму. Что-то, чего он в конечном итоге достигает, хотя процесс покупки фермы меняет Николая. Во всяком случае, он становится жадным и в конце концов женится не по любви, а потому, что у его жены есть деньги. Деньги, которые он может использовать для осуществления своей мечты о владении фермой. Также есть ощущение, что на протяжении всего рассказа Николай думает только о себе. По сути, он эгоцентричен и позволяет покупке фермы контролировать его. Также заметно, что когда Николай покупает ферму, ему нравится контролировать и других, крестьян в деревне. Он считает их ниже себя, и читателю очевидно, что эго Николая стало слишком большим. Он больше не кроткий клерк, работающий на правительство. Теперь, когда он осуществил свои мечты, он считает себя лучше других.
Может быть и так, что Чехов противопоставляет бескорыстие эгоистичному. Когда Иван рассказывает свою историю, он заканчивает ее, говоря Алехину: «Делайте добро» или, на самом деле, действовать самоотверженно и помогать другим. А Николай живет своей жизнью эгоистично, думая только о своем счастье и не считаясь с чувствами других. Символически крыжовник также может быть важен, поскольку он символизирует для Николая успех, успех, которым он наслаждается, не думая о том, как он мог бы помочь другим. Ни на одном этапе истории Николай не думает ни о ком, кроме себя. Хотя некоторые критики могут предположить, что Николай движим, реальность может заключаться в том, что он просто эгоистичен. Что-то, что беспокоит Ивана, который также чувствует, что он тоже был эгоистом в жизни. Однако у Ивана есть возможность измениться сейчас, когда он осознает тот факт, что он может быть эгоистом, тогда как для Николая не будет никаких изменений, он останется парализованным. Живет на своей ферме и жестоко обращается с крестьянами.
Каким образом Николай из кроткого, кроткого служащего превратился в эгоистичного тирана, сказать трудно, но, возможно, Чехов намекает, что если человек сосредоточится на одной цели и направит на нее все свои силы, то они не увидят большая картина. Они станут эгоистичными и потеряют связь с тем, что важно в жизни, помогая другому человеку. Николай на протяжении всей истории зациклен на получении фермы. Это диктует его день, и он становится поглощенным собой. У него практически нет времени ни на что и ни на кого в его жизни. Он также, кажется, чрезмерно гордится своими достижениями, хотя читатель знает, что он не достиг своей цели — владеть фермой честным путем. Другие люди (его жена) должны были страдать, чтобы Николай добился счастья, и единственная настоящая любовь, которую Николай имел к своей жене, была любовь туда, куда ее деньги могли привести его. Может быть и так, что Николай позволяет своему успеху вскружить ему голову, полагая, что он всесилен и лучше других.
Конец истории также интересен тем, что через образ Алехина Чехов, кажется, исследует человеческую природу и то, как каждый человек стремится быть счастливым и прожить свою жизнь настолько счастливой, насколько это возможно. Алехину не нравится рассказ Ивана, и он желает чего-нибудь более занимательного. Он не очень хочет слушать историю о несчастных людях и надеется, что Иван расскажет другую, более счастливую историю. Однако другой истории нет. Что говорит о том, что история, которую Иван рассказал своим друзьям, важна для него. Он не может забыть, что есть на свете люди, которые несчастливы и молчат или их не слышат те, кто живет более счастливой жизнью. Для Ивана есть два типа людей счастливые и несчастливые. Он знает, что сам виноват в том, что забыл о несчастных, и цель его рассказа — попытаться сказать другим (таким как Алехин), чтобы они не забывали о несчастных людях и помогали им, если можешь. Также возможно, что Иван приравнивает быть счастливым и не помогать другим к эгоизму. Сосредотачиваясь на себе, а не на других, человек действует эгоистично, как и Николай. Насколько сильно Иван чувствует себя в помощи другим, видно и по тому факту, что перед тем, как лечь в постель, он произносит молитву о прощении своих действий. Из всех персонажей рассказа измениться к лучшему может только Иван. Он осознает, что ему нужно делать.
Cite PostМакманус, Дермот. «Крыжовник» Антона Чехова. Сидящая пчела . Сидящая пчела, 28 января 2017 г. Интернет.
- Фейсбук
- Твиттер
Ежедневных рассказов: Чехов — Крыжовник
Чехов в молодости. |
Рассказы Антона Чехова богаты, убедительны и очень подробный. Чехов — один из первых практиков минималистского письма. Вместо рассказывая читателю, как чувствовать и где искать смысл, Чехов позволяет своему творчеству предложить ряд различных чтений в зависимости от читателя. Он выполняет это благодаря взвешенному использованию языка, который фиксирует огромные детали в нескольких слова. Перечитывать Чехова важно, потому что это позволяет найти те детали, которые выделяются и придают им значение.
«Крыжовник» поднимает несколько вопросов о том, как достичь удовлетворения и счастья в жизнь. Рассказ начинается с того, что двое мужчин, Иван Иваныч и Буркин, идут по кажущаяся бескрайней равниной. Без какого-либо контекста для этой ситуации читатель должны придумать свои собственные причины, почему эти двое мужчин вместе. В то время небо затянуто тучами и оба мужчины устали, они «наполнены любовью» к природе и его красота. Связь между человеком и природой – тема, которая появляется несколько раз в «Крыжовнике». Мужчины становятся все более грязными и мокрыми, пока они укрываются на хуторе своего друга Алехина. Алехин кажется взволнованным приветствует своих друзей и предлагает им свежую одежду и ночлег.
После приятно купаясь в реке, Иван Иваныч рассказывает историю о своем младший брат Николай, мечтающий иметь свою землю в деревне. Николай годами работает на государственной службе, пока не накопит достаточно денег, чтобы купить квартиру. Участок триста соток в сельской местности. Сельская жизнь — это фантазия для Николая в результате его детства, проведенного в идиллической крестьянской семье. Иван Иваныч прямо говорит, что его брат был недоволен работой в городе на годы. Фермерские фантазии Николая подпитывают его мотивацию продолжать работать, потому что в конце концов он может удалиться в мирную сельскую местность. Когда это наконец бывает, Николай по-прежнему неудовлетворен в жизни. Он обижается, когда местный сельские жители не называют его «ваша честь», и его эго и тело раздуваются безмерно. Несмотря на то, что он достиг своей цели, Николай не может избежать недовольных чувство, которое сопровождало его в городе. Некогда тихий Николай сейчас имеет грандиозное мнение об общественных проблемах и ведет себя буйной манере.
несчастье Николая контрастирует с хладнокровием его брата Ивана Иваныч, который находит удовольствие везде, где только можно.