произведение, актуальное в современном мире
Обоз рисунок
Басня Обоз читать текст
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни Обоз
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз
Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.
Анализ басни Обоз
Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.
Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.
Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.
Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.
Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.
Герои басни (персонажи)
- Конь хваленый
- молодая лошадь
Слушать Басню Крылова Обоз
Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.
«Обоз» Крылова — краткое содержание
Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.
Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.
Анализ басни Крылова «Обоз»
Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт… Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.
Мораль произведения
Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.
«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.
Какова мораль басни Крылова Обоз и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.
Ответ
Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю.
Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник. и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму. который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» — это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, — Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил. что Генка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и Генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко» — самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно. все совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» — заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В басне нарисована ситуация, которая действительно могла случиться в жизни: с крутой горы спускались две лошади с телегами, груженными горшками. Первого коня вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом благополучно свез горшки. А вторая, молодая лошадь, стоя наверху, изругала бедного коня за медлительность, думая, что справится с делом быстрее и лучше. Но, поторопившись, она разбила все горшки. Одновременно с этим басня имеет аллегорический смысл, на что имеется указание в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 года, когда русская армия воевала в качестве союзнической армии с австрийцами против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией бюрократической верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не считал, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I принудил его принять диспозицию (план сражения) австрийского главнокомандующего Вей- ротера, которую Кутузов сразу оценил как проигрышную. Это было сражение под Аустерлицем, которое было проиграно русскими и австрийцами.
Намек на Аустсрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодая лошадь критикует опытного коня, говорит, что всё сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия коня, а её бурная, торопливая деятельность заканчивается тем, что она свалилась в канаву. Тем самым автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строках. Она очень ясно выражена: нам часто кажется, что мы какое-то дело делаем (или сделаем) лучше всех, и уж точно лучше тех, чью деятельность мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать непродуманные советы, не представляя себе, какие последствия они могут иметь. Так часто бывает в жизни. Примером может послужить такая история.
«Мы выпускали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Особенно старалась Наташа. Она ругала все подряд: и внешнее оформление, и иллюстрации, и подбор материалов, даже название газеты “Школьная пора” ей не нравилось.
Досталось от неё всем: и корреспондентам, и художникам. А больше всех главному редактору Паше. “Это он не умеет ничего организовывать! — едко произносила она после каждого выпуска. — Полная ерунда!”
Однажды у ребят лопнуло терпение. “А давай дежурным редактором нового номера будешь ты!” — предложили они Наташе Та легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты протянули с написанием статей, иллюстратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В обшем, газета к сроку не появилась.
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни «Обоз»
Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.
Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой — не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.
Мораль молодой — нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.
Обоз. Басня Крылова — Я happy МАМА
Басня «Обоз», как и многие другие произведения Крылова, посвящена конкретным историческим событиям – войне 1812 года. Вот только мораль ее не относится к военным, а касается каждого из нас в определенные моменты жизни.
Басня «Обоз»
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни Крылова «Обоз»
Мораль басни «Обоз» автор традиционно вынес в самый конец басни и структурно отделил от остального текста, чтобы донести до каждого: прежде чем судить кого-то, чьи-либо действия, поставьте себя на его место и попробуйте представить, а по силам ли вам сделать лучше.
Анализ басни «Обоз»
Как уже отмечалось ранее, басня «Обоз» посвящена событиям 1812 года, в частности двум великим историческим личностям: Кутузову и Александру I.
Кутузов за свою неспешность и продуманную тактику предстает перед читателем в образе старой, «доброй» лошади, спускающейся с горы первой, а нетерпеливый Александр I – в образе лошади молодой (она спускалась в басне второй), которая только и делала, что критиковала. Известно, что именно так вел себя император по отношению к опытному полководцу: он постоянно «нападал» на него, осуждал за то, что тот сдал Москву Наполеону, – однако, когда пришла пора, показать на своем примере, как все же нужно воевать, оказалось, что говорить гораздо проще, чем делать, – армия под личным командованием царя, была разбита в сражении при Аустерлице.
Отсюда мораль: не зная, до конца не разбираясь в чем-то и не имея в этом должного опыта, не спешите осуждать кого-то, возможно, оказавшись в той же ситуации вы сделали бы гораздо хуже. Наставление касается не только войны, но и повседневной жизни, в которой мы делаем подобные ошибки довольно часто.
Крылатые выражения из басни «Обоз»
В настоящее время ни одна из фраз басни «Обоз» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича Крылова.
Читать все басни Крылова
произведение, актуальное в современном мире
рисование конвоя
Басня конвоя читать текст
С горшками пришла колонна,
И надо спуститься с крутой горы.
Здесь, на горе, оставив других ждать,
Хозяин начал слегка катить первую телегу.
Добрый конь на крестце чуть не нес его,
Не давая телеге катиться;
И конь сверху, молодой,
Бедный конь ругает за каждый шаг:
«Ай, хваленый конь, что за диво!
Смотри: раком лепится;
Вот чуть не зацепился за камень; криво! криво!
Смелее! Вот опять толчок. осталось только принять.
Что за осел!Хорошо бы в гору
Или ночью,
А потом под гору, а днем!
Смотри, терпение кончится! Умение!
Посмотри на нас, как мы машем!
Не бойся, мы не будем терять ни минуты
А тележку не привезем, а покатим!
Здесь, выгибая позвоночник и напрягая грудь,
Лошадь с телегой тронулась;
Но, только под гору она перевернулась,
Телега стала толкаться, телега покатилась;
Он толкает лошадь назад, бросает лошадь вбок;
Лошадь двинулась на всех четырех ногах
Ради славы;
Подземные толчки прошли по камням, колдобинам,
скачки,
Налево, налево, а с телегой — бац в кювет!
Прощайте, господские горшки!
И ты сам позаботишься об этом,
Так ты сделаешь в два раза хуже.
Мораль басни
Как и в людях, у многих одна и та же слабость:
Все кажется нам ошибкой в другом;
И ты сам справишься с этим делом,
Так ты сделаешь в два раза хуже.
Нравственность своими словами, основная идея и смысл басни Обоз
Критиковать легко, когда смотришь. А как только вы возьметесь за дело, вы совершите еще больше ошибок.
Анализ басни Обоз
Басня И.А. Крыловский «Обоз» учит нас тому, что любой человек может дать совет другому по какому-то вопросу, но как только он попытается сделать это сам, то, вероятно, ему не удастся сделать все идеально — так, как он хотел. сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль этой басни, в которой говорится, что не следует слушать всяких советчиков.
Лошадь в басне идентифицирует именно человека, который любит всем давать советы и критиковать. Но как только она впряглась, не успела пройти и нескольких шагов, как барские горшки были разбиты, и вся телега попала в канаву.
Под образом коня скрывался образ того человека, который все делает сам, но окружающие, считающие, что знают все лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.
Перенося эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания может каждый, и многие любят это делать, но истинно умный и мудрый человек не должен слушать таких советчиков и обращать на них внимание, потому что сами они, как правило, могут ничего не понимать в этом занятии и давать советы только для того, чтобы повысить собственный авторитет в глазах окружающих.
Говорит о лошади, которая смеется над другой осторожной. А когда начинает сама возить колонну, так горшки разбивает.
Герои басни (персонажи)
- хваленый конь
- молодая лошадь
Послушать Басный конвой Крылова
Сколько раз мы удивлялись рифмованным рассказам Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его умением проводить аналогии между животными и людьми, и на примере его басен мы легко познавали жизненные истины. Этого автора без зазрения совести можно назвать знатоком человеческих душ, ведь он умеет указать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько дурных человеческих качеств. Для чего это? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить какие-то жизненные ситуации.
«Конвой» Крылов — краткое содержание
В основе этой увлекательной истории лежит сюжет, в котором несколько человек с помощью лошадей перевозят большие повозки. Впереди всей колонны шел опытный, знающий, что делать в трудных ситуациях, а сзади уверенно шагала молодая лошадь.
Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить в основной части произведения, которая начинается с разговора молодой лошади перед крутым спуском. Она начинает осуждать опытную лошадь за то, что она слишком медлительна, чтобы плестись вниз, и уверять остальных участников пути, что она спустится намного быстрее, но в тот момент, когда наступает ее очередь преодолевать трудный участок пути, лошадь не справляется с заданием и сбивает за собой телегу, при этом разбиваются все горшки, перевозимые хозяевами.
Анализ басни Крылова «Конвой»
Знаменитый баснописец и не подозревал, что идеально передал в намеченном сюжете сложившуюся ситуацию на дорогах. В басне Крылова «Конвой» оригинально показано поведение некоторых участников дорожного движения, всегда недовольных манерой вождения других людей. В монологе молодого коня проскакивают типичные фразы современного автомобилиста, и стоит отметить, что во времена правления Ивана Андреевича был как раз вагонный транспорт… Анализируя басню Крылова «Обоз», складывается впечатление, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, возглавлявших кавалерию. Действительно ли была подобная ситуация на дорогах нашей страны в 18 веке? Как знать.
Мораль произведения
Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых концентрируется некий заключительный тезис, концентрирующий основной смысл басни.
«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме или имея слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто, по их мнению, делают неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что потом вы не желаете встречаться с ними на своем жизненном пути. Крылов удивительно умеет играть с человеческими пороками, которые после прочтения его басен становятся для нас еще заметнее.
В чем мораль басни Крылова конвой и к каким жизненным обстоятельствам ее можно применить? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, заканчивая моралью басни.
Ответить
Мораль басни И.А. Крылова частично выражается в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не разобравшись должным образом в ситуации. Когда они сами сталкиваются с необходимостью решения подобных задач, попытка реализовать свои бесцельные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать совет, нужно сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение одним махом.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, подобными описанной в басне. Например, болельщики часто ругают спортсменов, допускающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им самые разные советы. Но понятно, что если выпустить их на поле, у них ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценивать свои силы и распределять их, а также предостерегает от поспешных советов.
Примером может служить следующая история.
У нас был сосед по лестничной площадке, которого звали Степа. Он был моего возраста. и когда мы гуляли во дворе, он часто со всеми играл. Он был совершенно беспечным хвастуном и не выносил, если кто-нибудь из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Мы говорили о Диме. который вместе с отцом ходил в горы на Тянь-Шань, — так Степа скривился и определенно полез. «Легко!» Это было его любимое слово. Светка упомянула, как сложно ухаживать за цветами, Степа усмехнулся: «Вы только подумай!» Решая Гене, до последнего года учившемуся в математической школе, сложные задачи для старшеклассников, Степа продолжал презрительно коситься. При этом сам он никуда не ходил, ни на чем толком играть не умел, да и учился так себе. Однако он раздавал советы направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды в Генк приехал парень из его школы, но дома того не было, и парень торопился. Он был одноклассником Генкина, и его учитель математики не любил его и постоянно задавал ему вопросы, хотя он совсем не любил математику, но хорошо знал историю и географию. Кроме того, он уже несколько лет занимается каратэ. Итак, Степа один сидел во дворе. Они как-то перемолвились, и Степа объяснил по-своему. что Генк ерунда и эту математику он знает не хуже. Надо сказать, что Степа на класс старше, и одноклассник Генкина попросил его помочь. — Легко, — уверенно согласился он. Оказалось, конечно. все совсем непросто. Но Степан не мог в этом признаться! «Здесь нечего делать!» — сказал он, глядя на задание. И начал вводить решение на ходу. Товарищ Генкина не чуял подвоха, о чем сильно сожалел, потому что в школе сам вызвался нарисовать правильное решение домашнего задания на доске, надеясь заработать хорошую отметку. В результате получил единицу и запись в дневнике о приглашении родителей в школу в связи с издевательским поведением их отпрысков. Учительница подумала, что ей решили отомстить и по такой неприличной глупости сорвать урок. Был скандал. Как и учитель, одноклассник Генкина обиделся в лучших чувствах. Он был решительным парнем, к тому же он был каратистом. За все Степану пришлось заплатить сполна: Невольно вспоминаешь басни Ивана Андреевича Крылова, писавшего почти двести лет назад:
Как и у людей, у многих одна и та же слабость:
Все кажется нам ошибкой в другом;
И ты сам справишься с этим делом,
Так ты сделаешь в два раза хуже.
В басне описана ситуация, которая действительно могла произойти в жизни: две лошади с телегами, нагруженными горшками, спускались с крутой горы. Первую лошадь вел опытный хозяин, он не торопился, продумывал каждый шаг. При этом он благополучно принес кастрюли. А вторая, молодая лошадь, стоявшая наверху, ругала бедного коня за медлительность, думая, что он быстрее и лучше справится с работой. Но в спешке она разбила все горшки. В то же время басня имеет аллегорический смысл, который указан в заключительной части, где выражена мораль всего произведения.
Басню действительно можно соотнести с историческими событиями 1805-1807 годов, когда русская армия в составе союзной армии с австрийцами сражалась против Наполеона. Известно, что позиция Кутузова, назначенного главнокомандующим, не совпадала с позицией чиновничьей верхушки. Кутузов любил и жалел русскую армию, не верил, что она готова к решительным действиям, выбирал, где мог, тактику отступления. Но Александр I заставил его принять диспозицию (боевой план) австрийского главнокомандующего Вейротера, которую Кутузов тут же оценил как проигрышную. Это была битва под Аустерлицем, которую проиграли русские и австрийцы.
Намек на Аустрлицкое сражение содержится в той части басни, где молодой конь критикует опытного коня, говоря, что он все сделает быстрее и лучше. При этом она принижает действия лошади, и ее бурная, поспешная деятельность заканчивается ее падением в канаву. Таким образом, автор отдает явное предпочтение деятельности и позиции Кутузова.
Мораль этой басни заключена в последних четырех строчках. Оно очень ярко выражено: нам часто кажется, что мы делаем (или будем делать) что-то лучше всех и уж точно лучше тех, за деятельностью которых мы наблюдаем в данный момент. Мы склонны давать необдуманные советы, не понимая, к каким последствиям это может привести. Такое часто бывает в жизни. Примером может служить эта история.
«Мы издавали школьную газету. Как любое печатное издание, оно подвергалось критике. Наташа сделала все возможное. Ругала все подряд: не понравилось внешнее оформление, иллюстрации, подбор материалов, даже название газеты «Школьное время».
От нее досталось всем: и корреспондентам, и художникам. И больше всего главному редактору Паше. «Он не умеет ничего организовывать! — едко говорила она после каждого выпуска. — Полный бред!
Однажды ребята потеряли терпение. «А давайте будем дежурным редактором нового номера!» — предложили они Наташе. Она легкомысленно согласилась. И…
Корреспонденты затянулись с написанием статей, иллюстратор потерял рабочие материалы, компьютерная верстка «потерялась» из-за того, что не вовремя погас свет. В общем, газета не появилась к сроку.
С горшками пришла колонна,
И надо спуститься с крутой горы.
Здесь, на горе, оставив других ждать,
Хозяин начал слегка катить первую телегу.
Добрый конь на крестце чуть не нес его,
Не давая телеге катиться;
А конь сверху, молодой,
Бедный конь ругает за каждый шаг:
«Ай, хваленый конь, что за диво!
Смотри: он лепится, как рак;
Тут я чуть не зацепился за камень; Криво!Криво!
Смелее!Вот опять толчок.
А потом влево только принять.
Какой осел! Хорошо бы в гору
Или ночью,
А потом под гору, и днём!
Смотри, у тебя кончится терпение!
Я бы носил воду, если бы у тебя не было навыка!
Посмотрите на нас, как мы машем!
Не бойся, мы ни минуты зря не потеряем
И тележку не привезем, а покатим!
Здесь, выгибая позвоночник и напрягая грудь,
Лошадь с телегой тронулась;
Но, только под гору она перевернулась,
Телега стала толкаться, телега покатилась;
Он толкает лошадь назад, бросает лошадь вбок;
Лошадь двинулась на всех четырех ногах
Ради славы;
Подземные толчки прошли по камням, колдобинам,
скачки,
Налево, налево, а с телегой — бац в кювет!
Прощайте, господские горшки!
Как и в людях, у многих одна и та же слабость:
Все кажется нам ошибкой в другом;
И ты сам справишься с этим делом,
Так ты сделаешь в два раза хуже.
Мораль басни «Конвой»
Часто люди, глядя на то, как они что-то делают, считают, что сделали бы это гораздо эффективнее. И хотя часто прежде они никогда не брались делать ничего подобного, они советуют другим, как это сделать, думая, что у них получится лучше, но когда им поручают это сделать, они становятся еще хуже.
Здесь двойная мораль: старая и молодая лошадь. Мораль стариков — не надо слушать неопытных, даже когда они уверяют, что справятся лучше и быстрее — в то же время надо помнить народную мудрость, что не может испортить борозды старая лошадь.
Мораль молода — всегда следует прислушиваться к советам тех, у кого больше опыта, даже если, по вашему мнению, их метод неправильный или медленный.
произведение, актуальное в современном мире
Сколько раз мы удивлялись рифмованным рассказам Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его умением проводить аналогии животных с людьми, и на примере его басен легко усваивались жизненные истины. Этого автора без зазрения совести можно назвать знатоком человеческих душ, ведь он способен указать людям на самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам некоторые дурные человеческие качества. Для чего это? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить какие-то жизненные ситуации.
«Вагоны» Крылова — краткое содержание
В основе этой увлекательной истории лежит сюжетная линия, в которой несколько человек с помощью лошадей везут на телегах большие глиняные горшки. Впереди всего поезда шел опытный старый конь, который знал, что делать в трудных ситуациях, а за ним уверенно шагал молодой конь.
Анализ басни Крылова «Возы» лучше всего проводить по основной части произведения, которая начинается с разговора молодой лошади перед крутым спуском. Она начинает осуждать опытную лошадь за то, что она тормозит слишком медленно, и уверяя остальных участников похода, что она спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда придет ее очередь преодолевать сложный участок дороги, лошадь может Не справится с заданием и Наливая телегу за собой, во время которой все кастрюли перевозятся хозяевами.
Разбор басни Крылова «Обоз»
Знаменитый баснописец и не подозревал, что в изложенном сюжете прекрасно передал сложившуюся ситуацию на дорогах. В басне «Вагоны» Крылова оригинально показано поведение некоторых участников движения, всегда недовольных манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскакивают типичные фразы современного автолюбителя, и стоит отметить, что во времена Ивана Андреевича каретные экипажи присутствовали… Проводя анализ басни Крылова «Обоз», такое впечатление, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, управлявших кавалерией. Есть ли подобная ситуация на дорогах нашей страны в 18 веке? Как знать.
Мораль произведения
Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых концентрируется некий заключительный тезис, концентрирующий в себе основной смысл басни.
«Поезд» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме или имея слишком мало опыта в действиях, берутся критиковать тех, кто, по их мнению, поступает неправильно.