мораль, план, главная мысль, чему учит?
Басня «Мартышка и очки» высмеивает невежд и других подобных личностей общества. Подробнее читайте в статье.
Иван Крылов написал много басен — поучительных и жизненных. Их до сих пор изучают в школе, дети пишут по ним сочинения и составляют презентации. К одной из таких небылиц относится творение этого автора «Мартышка и очки». Чему учит эта басня? Какая ее мораль и главная мысль? Ответы на эти и другие вопросы, ищите в статье ниже. Читайте далее.
Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст
Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.
Вот текст этой басни:
Басня «Мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.
А.): краткое содержаниеОбразовательные программы сегодня значительно отличаются друг от друга. Так, в 4 или 5 классе ребятам может преподаваться басня «Мартышка и очки». Крылов И.А. на примере такого животного, как маленькая и любопытная обезьянка, в произведении разыграл поучительная сценку. Главная героиня начала испытывать проблемы со зрением, и для того чтобы как-то их решить, купила себе очки. Мартышка слышала где-то, что они отлично помогают людям, поэтому и решила испробовать эту вещь на себе. К очкам, само собой, не прилагалось абсолютно никакой инструкции, поэтому озабоченная дама вертела предмет, как могла, и цепляла ко всем частям своего тела, но ничего не помогало. Что же делать? Мартышка выбросила их и с досадой заявила, что люди придумали совершенно бесполезную вещь.
Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами
Басня «Мартышка и очки»
В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:
Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.
Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.
Анализ 2
Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.
Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.
Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.
Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.
Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.
Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.
Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.
Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.
План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:
- Мартышка стала хуже видеть и ей нужно обзавестись очками.
- Она сомневается. В результате неких умозаключений в ее душу закрадываются сомнения относительно правильности людских суждений. Отсутствие «волшебного» действия очков ее очень тяготит. Она задумывается о возможном обмане.
- Мартышка в отчаянии разбивает очки о камень.
- Мораль. Какой бы вещь не была полезной, если человек не знает ей цены, то она в его руках не приносит никакого блага, лишь только разочарование. Кроме этого невежда сам гонит от себя возможный прок от такой вещи
Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.
Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Крымова
Описания картин Крымова - Сочинение-описание картины Иван Царевич на Сером Волке Васнецова (4 класс)
Всем известная картина В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» была написана в 1889 году. Он также очень известен многими другими своими произведениями. Например, это картинка «Богатыри». - Сочинение по картине Ветреный день. Бык Крымова (описание)
Наверное, нет такого человека, которому бы не был известен Крымов. Он является превосходным художником, который написал огромное количество разных картин. Он решил пойти по стопам отца и поэтому с детства
Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи
Басня «Мартышка и очки»
Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:
На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.
Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.
Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.
Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.
Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация
Басня «Мартышка и очки»
Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:
Почему мартышка решила обзавестись очками?
- Дань моде
- Желание не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
- Точно такие же были у ее соседки
- Случайно шла по лесу, и нашла их
Сколько очков достала мартышка?
- 2-3
- Около восьми
- 26
- С полдюжины
Куда невежда клонит толк о полезной вещи?
- К войне
- К худу
- К добру
- К перемирию
Кого высмеивает басня?
- Музыкантов
- Депутатов
- Невежд
- Бюрократов
Тот дурак, кто…
- Поднимает белый стяг
- Слушает людских всех врак
- Не сдается, как «Варяг»
Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.
Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях
Басня «Мартышка и очки»
Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:
Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.
Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.
Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.
Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни
«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.
О басне
«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.
Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.
Мартышка — главный герой
Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?
История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?
Басня «Мартышка и очки»
Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:
Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».
Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
При изучении в школе важно помочь детям уяснить, что высмеивается в басне «Мартышка и очки».
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»
Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:
- «Мартышка к старости слаба глазами стала».
- «Тот дурак, кто слушает людских всех врак».
- «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».
- «А ежели невежда знатнее, так он ее еще и гонит».
Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет».
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры
Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»
При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:
Пример 1:
У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.
Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.
Пример 2:
Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.
Краткий анализ басни Крылова «Мартышка и очки»: мораль, план, главная мысль, чему учит?
В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Мартышка и очки» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.
К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится»
. Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.
Педагог В. И. Водовозов комментирует суть и смысл басни так: «. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
По мнению авторов книги «И. А. Крылов и его басни», мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в следуюшем:
«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Анализ басни «Мартышка и очки» | План-конспект урока по чтению (3 класс):
Басня Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”
1) Подготовка к восприятию басни.
— Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.
— Но сначала давайте вспомним что такое басня?
Басня — это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.
— И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».
— Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?
— Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)
— Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.
— А что вы знаете про очки? Для чего они?
- 1) Первичное восприятие текста.
— Послушайте басню, которую я вам прочитаю.
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
2) Проверка первичного восприятия.
-Ребята, понравилось ли Вам произведение?
— Что особенно понравилось?
— Что вызвало ваш смех? Радость?
— Когда героя Вам было жалко?
— Наши предположения оправдались?
3) Вторичное чтение учениками.
— Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню вслух.
- Художественный анализ басни
1) Словарная работа:
— Какие слова вас затруднили?
— Значение каких слов вы не понимаете?
2) Разбор частей: (выборочное чтение)
— Из скольких частей состоит произведение?
— Почему?
- Первая часть — совсем короткая, можно назвать ее введением или даже зачином по подобию сказочного зачина. Заключает она в себе следующие строчки:
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
— Кто действует в произведении?
— С чего все началось? (Какая проблема у Мартышки?)
Из зачина мы узнаем, что у обезьянки с возрастом появились проблемы со зрением, и она вспомнила о том, с помощью чего избавляются от этой напасти люди.
- Дальше следует основная часть, она самая содержательная.
Мартышка что только не делает с очками, а как ими пользоваться правильно, совершенно не представляет. Она пытается скрыть свое невежество тем, что люди, дескать, все наврали, и те, кто слушает их — попросту дураки.
— Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили?
— Мартышка вам понравилась или нет?
— Какие поступки совершала Мартышка? Почему она так поступала? Что из этого вышло? Оцените поступки Мартышки.
- В конце мы видим заключительную, поучительную часть. Она содержит в себе мораль автора:
— Ребята, вы помните, что такое мораль? Мораль – это поучительный вывод басни.
— Найдите в тексте мораль басни, прочитайте.
— Как вы понимаете смысл этой морали?
Здесь мартышка сравнивается с людьми, которые из-за собственного невежества не умеют ценить вещи и правильно использовать их, но обвиняют в этом не себя, а эти вещи.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
3) — Итак, что вам больше всего запомнилось в произведении?
— Почему?
— Какой совет дает автор, сочинив эту басню?
— Какое настроение вам передалось?
— С чем связано название произведения: с темой или идеей?
Сюжет басни таков: мартышка стала слаба зрением и решила надеть очки. Она не могла понять, как их надеть, вертела, крутила, в итоге разозлилась и разбила их.
Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.
В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.
Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.
- Вторичный синтез
Творческое задание :
- соотнести идею произведения с баснями;
(глупость – не порок, а несчастье; от умного научишься, а от глупого разучишься; лоб, что лопата, да ума небогато; век живи – век учись; без наук, как без рук; видит око, да зуб неймёт; слышал звон, да не знает, откуда он).
- нарисовать иллюстрацию к басни.
Басня Крылова «Мартышка и очки». Содержание и мораль. Анализ
Басня – это короткий рассказ, обычно написанный в поэтической форме с иронической направленностью. У этого жанра литературы есть особенность: хотя обычно в ней рассказывается о животных, птицах, насекомых, надо понимать, что это аллегория, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. Басня Крылова «Мартышка и очки» как раз яркий пример такого рода произведений. Другой характерной чертой басни является использование иносказательного приема. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие человеку. В самом конце басни небольшой вывод — это мораль. Неудивительно, что сценки по ним часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия персонажей.
Басня Крылова «Мартышка и очки». Содержание
В 1812 году Крылов создал басню «Обезьяна и очки». Поскольку название животного пишется с большой буквы, можно предположить, что на самом деле речь идет не об обезьяне, а о человеке. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьянке, у которой с возрастом появились проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с другими. Добрые люди сказали мне, что очки помогают ей видеть мир яснее и лучше. К сожалению, они забыли объяснить, как именно их использовать.
Обезьяна получила несколько очков, но правильно их применить так и не смогла. Она пытается нанизать их на хвост, плотно прижимается к макушке, пробует, нюхает. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала лучше видеть. Потом мартышка приходит к выводу, что ей наврали, а на самом деле никакой проги нет. Разъяренная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетаются во все стороны.
Крылов. «Обезьяна и очки». Анализ
Как принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предложенная вещь окажется очень полезной, не зная, чем именно, невежда придет к решению, что смысла в ней нет. Если человек, не разбирающийся в науках, занимает высокое положение, он будет заниматься преследованием тех новинок, в которых не смог разобраться. Такие события иногда случались в истории. Достаточно вспомнить травлю генетиков, находившихся в СССР.
Чиновники не могли понять эту науку и безапелляционно решили, что она ложна. Это просто пример того, как невежды познали на троне. Об этих людях и повествует басня «Мартышка и очки». Крылов в своих произведениях ярко высмеивает человеческую глупость.
О недостатках и недостатках
Как и любое произведение этого жанра, эта басня очень иронична. Сразу становится ясно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науках. Произведение высмеивает определенные дефекты и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова «Обезьяна и очки» говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими понять очевидного.
мораль, план, основная мысль, чему она учит?
Басня «Обезьяна и очки» высмеивает неучей и других подобных им личностей общества. Подробнее читайте в статье.
Иван Крылов Он написал много басен — поучительных и жизненных. Их до сих пор изучают в школе, дети пишут по ним сочинения и делают презентации. К одной из таких басен относится творение этого автора «Обезьяна и очки» . Чему учит эта басня? Какова ее нравственная и главная мысль? Ответы на эти и другие вопросы ищите в статье ниже. Читайте дальше.
Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст
Как было сказано выше, работа «Обезьяна и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это замечательный автор многих русских басен. Он прекрасно писал, и его произведения легко читались. Басня написана автором не позднее начала мая 1815 года . Впервые напечатано в сборнике басен того же года.
Вот текст этой басни:
Басня «Мартышка и очки»Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами
Басня «Мартышка и очки»В басне самое главное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что автор хотел донести до читателя. Вот мораль басни «Обезьяна и очки» Своими словами:
Основная идея — стремление невежд подняться. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие никогда этого не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (Мартышка) забывает, что пинцет ее носа не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот — получится весьма нелепая, забавная картина. Такое возможно в людях — тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя — глуп и смешон.
Соответственно эрудиция, ум, интеллигентность, узнаваемость — они не во внешних чертах и внешности. Ни в очках, ни в цилиндре, ни во фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Как нельзя насильно стать любимым человеком, так нельзя и получить хорошую репутацию, лишь надевая мантию ученого. Достигать ее нужно не кропотливым трудом, а собственными усилиями, развитием и делами. Простейшая истина заключается в том, что если в человеке присутствует близкое, то этого не скроешь.
План басни «Мартышка и очки»: основные моменты, анализ
Басня «Обезьяна и очки»Обезьяна, глаза которой к старости стали хуже видеть, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их из полудюжины и, конечно же, все измеряет. Он очень надеется преобразиться, но этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение к презентации по работе «Обезьяна и очки»
- Обезьяна стала хуже видеть и ей нужно было купить очки.
- Она сомневается. В результате некоторых умозаключений в ее душу закрадываются сомнения в правильности человеческих суждений. Отсутствие «волшебного» действия очков очень обременительно. Она думает о возможном обмане.
- Обезьяна в отчаянии разбивает о камень очки.
- Мораль. Какая бы вещь ни была полезной, если человек не знает ей цены, то никакой пользы она в его руках не приносит, только разочарование. К тому же неуч сам гонит из такой штуки возможную
Работа небольшая, поэтому план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.
Чему учит басня «Мартышка и очки»: задания
Басня «Обезьяна и очки»Задачи автора басни — показать недостатки общества или личности на примере персонажей творения. Вот чему учит басня «Обезьяна и очки» :
На примере главного героя Крылова показана вся нелепость и комизм человеческого невежества и «мрак мысли» (который, вполне возможно, царил в обществе).
Обезьяна в этой басне всего лишь аллегория . Его очень забавляет стремление какого-то ничтожества «выбиться в люди», не имеющего ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящего и совершающего глупые поступки. Как очки не сделали обезьяну красивее и умнее, так и государственная должность, высокое звание не сделают человека лучше, если он недалеко. Тем более, что скрыть свою натуру невозможно. Ведь умственные способности часто раскрываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, образованности отражаются в поведении.Соответственно, никакой шарж, форма, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность более многогранной, опытной, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Верить иначе — значит проявлять невероятную глупость и невежество.
Но есть и другой аспект, которому учит басня. Крылов Призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде чем делать. Это видно даже на примере Обезьяна . Если бы она в сердцах не разбила о камень оправу, а попыталась бы понять, что очки действительно полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.
Однако думать героине не хотелось. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут быть аллегорией. Каждый подобен такой обезьяне, которая начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже представления о сущности явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не имея даже элементарных знаний и перспектив развития для этого .
Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, изложение
Басня «Мартышка и очки»Презентация к уроку игры на басу «Мартышка и очки» Можно провести викторину. Основные моменты можно отразить в делах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:
Почему обезьяна решила достать очки?
- Датчане моды
- Стремление не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
- У ее соседки был точно такой же
- Случайно шел по лесу и нашел их
Сколько очков набрала Обезьяна?
- 2-3
- Около восьми
- 26
- От полудюжины
Откуда невежде хорошее дело о полезной вещи?
- На войну
- Для разбавления
- К добру
- К перемирию
Кого высмеивает басня?
Музыканты- Депутаты
- Игноста
- Бюрократы
Этот дурак. ..
- Поднимает белое знамя
- Слушает всех людей в vorage
- Не уступающий, как «Варяг»
Школьник угадывает правильный ответ, если читает басню. Поэтому с помощью таких вопросов легко проверить знание текста.
Основная мысль басни «Обезьяна и очки»: подробно
Басня «Мартышка и очки»Басня задумчивая. В ней мораль переносится в сферу отношений с людьми. Автор правильно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьяна. Вот основная мысль басни «Обезьяна и очки» в деталях:
Тот, кто глуп от природы, останется таким, вне зависимости от того, во что он будет одет и какими «умными» устройствами он будет пользоваться. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают из обывателя астронома, лучшие кинокамеры не делают из обычного человека профессионального режиссера, а микроскоп — ученых.
Кроме того, в руках невежды даже то, что направлено на его развитие, не принесет пользы. Так как он не умеет применять его по прямому назначению. Конечно, он мог научиться и использовать эту вещь правильно. Но интеллект и лень не дают даже возможности подумать об этом.
Каждая «обезьянка» (в цифровом смысле) думает, что она уже все знает. А очки буквально сделают ее профессором без необходимости ударять пальцем по пальцу. Увы, это невозможно. Стать умнее можно, только прилагая для этого усилия. А животное плохо видит не только глазами, но и не может видеть и осознавать суть вещей. К тому же такой неуч обычно ругает все, что не понимает.
История создания басни «Обезьяна и Очки»: как это было?
Басня «Обезьяна и очки» Как было сказано выше, эта басня была написана в 1815 году . Вот так это было — история создания басни
Толчком к созданию произведения послужила ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и в правительстве. Вероятно, ясно увидев обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала положению, автор не мог иронически не рассмешить их в своей басне. Чиновники, которые хотели «побаловаться», не имея интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».
Конечно, гримасы приземленных личностей, считающих, что очки (в фигурном смысле) на носу сделают их более значительными, позволят увидеть то, чего не видят остальные, абсурдно и смешно. Впрочем, как и во многих других ситуациях, это не более чем «смех сквозь слезы».
Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»
Басня «Мартышка и очки»Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они взялись. Вот крылатые басенные выражения Крылова «Обезьяна и очки»:
- «Обезьяна ослабела от старости.»
- «Дурак, который всех всех слушает Вора».
- «Какая бы полезная вещь ни была», цена не зная ее, невежда о ней, все от хорошего к худшему.
- «А если невежды больше нет, так он еще и ее гонит.»
Также часто используются отдельные фразы. Например: «И так и Сяк» или «Но волос в них нет.»
Что высмеивает басню «Обезьяна и очки»: Объяснение
Писатель умел высмеивать невежество в обществе с помощью своих творений. При этом все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что басня высмеивает «Обезьяна и очки» :
Творение отличает людей близких, невежественных людей. Басня высмеивает бескультурье, необразованность. Те, что начинают скрывать какие-либо вещи не потому, что они плохи или недействительны. И только потому, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип работы того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает думать, анализировать, сопоставлять факты, а не «отрубать» по собственному незнанию. Немного, Обезьяна символизирует научную заросль. Такие люди ничего не понимают в том, что делают. Для них главное не исследования, а само то, что их называют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что их все уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом деле над теми, у кого нет хоть какого-то ума, откровенно потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. При этом если чиновники невежественны, то это влияет на других, если политики на страну. Соответственно, одна «обезьяна» (если ее вовремя не остановить) теоретически может развалить целое государство.
Характеристика героев басни «Обезьяна и очки»: иносказание, описание к уроку литературы 3 класса школы
Басня «Мартышка и очки»Героиня в этом творении одна. Но с ее помощью писатель показывает все личности близлежащих людей. По Обезьяна Можно судить об обществе — это аллегория. Вот характеристика героев басни «Обезьяна и очки» К уроку литературы 3 класса Школы:
Обезьяна Пожилой, но прожитый год не прибавил ей мудрости и дальновидности. Увы, у него практически нет интеллектуального багажа, который мог бы накопиться за всю жизнь. Он мыслит узко, судит поверхностно. Если он не понимает сути предмета или явления, то сразу считает его враждебным, неправильным.
Обезьяна вспыльчива. Зависимость от чужого мнения. Ведь если бы они не натолкнули ее на мысль обзавестись очками, она бы спокойно жила без них. Он считает, что любые внешние атрибуты способны скрыть душевные недостатки. Конечно, это вызывает смех и неуважение окружающих. Однако нельзя сказать, что она плохая. Виной тому ее поступки, которые автор критиковал.
Басня Крыловой «Мартышка и очки»: Примеры из жизни
Жизненный пример по басне «Обезьяна и очки»С помощью жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев басни. Вот примеры из жизни в басне Крылова «Мартышка и очки» :
Пример 1:
Мой брат Коля никогда не отличался большим рвением к занятиям спортом. Однако, увидев по телевизору выступления бодибилдеров, попросил папу купить тренажер. Разумеется, отец поощрял начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, не произошло. Попробовав пару раз потренироваться, Коля бросил. В качестве причины он назвал то, что тренажер сломался. На самом деле нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.
Тем не менее, он до сих пор хвастается перед друзьями, что накачивает мышцы и даже выкладывает впечатляющие фото в соцсети. Мне показалось, что ситуация похожа на басню «Обезьяна и очки» и это действительно так.
Пример 2:
Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб оказалось, что аппаратура не соответствует его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в этом занятии, он уже собирался его выкинуть, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно, он согласился. Как оказалось микрофон не бракованный и не сломанный — нужно было его правильно настроить.