Кризис рабовладельческого строя: 1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Содержание

1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв. — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

К Оглавлению


В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась.
Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия.
Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев.
Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната. В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.
Все эти попытки не привели ни к чему, более того: с течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В итоге колон из свободного крестьянина превращается в зависимого. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т. е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение (точнее, прикрепление) крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья.
Таким образом колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен. Историки рассматривают колона этого периода как предшественника будущих крепостных феодального строя.
Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами». Условия их существования были чрезвычайно близки к положению крепостных крестьян будущего феодального строя. Рабы с хижинами должны были нести определенные оброки в пользу своего господина. Как правило, это был поземельный оброк (барщина).
Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти : делали ставку в попытках реанимировать экономику — варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев и за это несли в их пользу определенные повинности — в первую очередь оброк. В это же время появляется новая форма повинности зависимых крестьян — барщина.
Кризис охватил не только аграрную сферу, но и всю городскую структуру империи. В деревне кризисом были охвачены оба главных класса рабовладельческого периода: крестьяне и землевладельцы-рабовладельцы. В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства, т.е. все большее приближение к будущим формам феодализма, покупательная способность землевладельца рабовладельца значительно уменьшается. Продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, что вело ремесло к кризису.
Кризис переживает и торговля (важнейший аспект городского хозяйства). В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи.
В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности (они несли ответственность за уплату налогов городского населения). Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались — за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы.
Ремесленники также подверглись процессу закрепощения — закрепощения городу. В III-IV вв. в Римской империи ремесленники принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Члены коллегий назывались коллегиатами. Как и все остальные городские слои населения, коллегиаты указом императора были лишены права покидать город. Если коллегиат осмеливался нарушить этот запрет, то он насильно возвращался в город и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок.
Коллегиаты были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства».
Правительственные реформы реально приводили к упадку городской экономики, и по мере упадка городов и возврата к натуральному хозяйству в деревне начинает меняться характер хозяйства рабовладельца-землевладельца. Из латифундии оно постепенно превращается в виллу, из виллы — в поместье (кастеллюм), причем внешний облик владений также меняется. Дом, в котором жил рабовладелец-землевладелец, по своему облику все больше приближается к средневековому замку. У магната появилось войско, тюрьма. Менее богатые соседи начинают искать его покровительства. Ищут у него защиты и крестьяне — от притязаний других магнатов, разоряющих и захватывающих их земли. Получив согласие магната на покровительство и защиту, крестьяне выставляли на своих полях знаки — камни с соответствующей надписью о том, что это хозяйство находится под покровительством такого-то магната.
Чтобы поддержать господствующий класс империи — рабовладельцев, их приходящие в упадок хозяйства, имперское правительство пошло навстречу магнатам, наделив их обширнейшими иммунитетными правами. За ними был закреплен полицейский надзор, сбор налогов, право суда (уголовные дела из судопроизводства рабовладельцев-магнатов были изъяты). Им поручался сбор ополчения. Так частная власть рабовладельца-землевладельца-магната приобретает на закате Римской империи государственный, публично-правовой характер. Римский рабовладелец-землевладелец конца Империи становится в значительной степени государем, владыкой в своем кастеллюме и примыкающей к нему округе.
Правительство предпринимает целый ряд попыток преодолеть кризис не только в экономике, но ив сфере власти. Так, императоры Диоклетиан (284-305) и Константин I Великий проводят ряд реформ, которые должны были укрепить в первую очередь центральную власть и во вторую — финансово-административный аппарат империи. Взимание налогов в натуральной форме, проведение периодических переписей земель и населения в целях урегулирования налогового обложения, нормирование заработной платы, нормирование цен на товары, восстановление золотого обращения (был введен в обращение солид), юридическое оформление закрепощения крестьян-колонов, ремесленников-коллегиатов и т. д. — эти меры свидетельствуют о серьезных попытках центральной власти империи не только предотвратить окончательный распад государства, но и возродить, укрепить его.
В области реформирования центральной власти ясно проступает двойственность реформы. С одной стороны, императоры пытаются усилить свою власть, придавая ей диктаторские черты. Для этого вместо принципата (высшей структуры власти, сохранявшей республиканские черты) Диоклетиан вводит новую политическую систему — доминат, систему неограниченного самодержавия. Император Диоклетиан требовал своего полного обожествления и принесения жертв. При Диоклетиане происходили жестокие гонения и преследования христиан, которые не могли признать императора Богом, при всей своей лояльности к Риму.
При императорах Диоклетиане и Константине I Великом усиливается бюрократический аппарат. Сенат при этих императорах теряет свое значение, практически он перестает существовать. Власть Сената переходит к совету — консистории.
При этих императорах была увеличена регулярная армия, которая практически формировалась из наемников-варваров.
Имперские реформы власти, направленные к ее централизации, несли в себе явный парадокс, явное противоречие: стремясь к централизации, реформы приводили к децентрализаторским результатам. Диоклетиан делит Римскую империю на четыре крупных провинции между двумя Августами и двумя Цезарями. Каждый из этих четырех правителей имеет свой аппарат управления, столицу, войско и независимость от Рима, от центральной власти.
Константин I Великий возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи. Но после смерти императора Феодосия I в 395 г. империя окончательно делится на два геополитических пространства — Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (впоследствии Византию), которые с самого начала находились в непримиримо-враждебных отношениях до самой гибели Западной Римской империи.
В 395 г. в связи с глубочайшим кризисом политический центр империи перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь. Так зародился Новый Рим — Второй Рим. Одной из реформ Константина, которая преследовала цель духовно-идеологического укрепления империи, было дарование Медиоланским (Миланским) эдиктом Константина и Лициния в 313 г. свободы христианского вероисповедания. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395) христианство становится государственной религией («Эдикт о кафолической вере»).
В системе государственных структур империи начинает складываться новая церковная организация. В IV веке в Церкви сложился епископат. Римская Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность в варварских племенах. В IV-VII вв. многие варвары приняли христианство в его арианской форме. В VII в. практически весь варварский мир Западной Европы был обращен в латинизированное христианство.
В церковной структуре складывается знаменитая пентархия. В епископате империи наиболее значительными и влиятельными были епископы Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. В V в. епископы этих городов получили титул патриархов (римский и александрийский патриархи назывались также папами). Церковь имела свою иерархию («лестницу властей»). Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним — епископы, управлявшие епархиями. Епархии состояли из приходов, которые управлялись священниками-пресвитерами.
Говоря о кризисе Римской империи, необходимо иметь в виду не только экономический, политический, религиозный кризис, но и социальный кризис, последствия которого особенно остро скажутся в период Великого переселения народов. Жертвами социального кризиса империи накануне ее падения стали угнетенные и отверженные слои римского населения — рабы, колоны, ремесленники. Основной костяк социального переворота в империи составляли эти силы. Обширную империю охватили восстания, из которых в первую очередь необходимо отметить восстание багаудов в Галлии и Испании в III-IV вв., движение циркумцеллионов в Северной Африке в IV-V вв., волнения скамаров в Реции, Паннонии и Норике в сер. V в.
Угнетенные массы империи, объединившись с соседями-варварами (главным образом, германцами), затем с племенами, вторгавшимися на территорию Западной Римской империи в период Великого переселения народов, сыграли серьезную роль в упадке и гибели Римской империи в 476 г.

§ 1. КРИЗИС РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

§ 1. КРИЗИС РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Римская империя к концу IV в. была обширным государством, в состав которого входили значительная часть Европы (почти вся Западная Европа, области по правобережью Дуная, Балканский полуостров, острова в Средиземном море), Северная Африка и Египет, а также ряд стран и областей Азии (Малая Азия, восточное побережье Черного моря, часть Месопотамии, Сирия, Палестина).

Упадок Римской империи. Кризис рабовладельческого строя

В IV—V вв. Римское государство находилось в состоянии глубокого упадка. Главная отрасль хозяйства — земледелие — переживала застой и во многих отношениях деградировала: уровень земледелия понизился, часть прежде обрабатываемой земли пустовала. Количество хозяйств, производивших продукты на рынок, уменьшилось. В то же время росла численность крупных имений, площадь которых использовалась под экстенсивное скотоводство, мало связанное с рынком.

Крупные землевладельцы стремились удовлетворить потребности своего хозяйства собственными средствами. Колоны — мелкие держатели земли в крупных имениях—должны были выплачивать оброки натурой. Государство переходило не только к сбору налогов с населения в натуральной форме, но и натурой же выплачивало жалованье чиновникам и армии. Торговля свертывалась. Ремесло приходило в упадок, не находя достаточного сбыта для своих изделий. Города теряли прежнее значение. Центр тяжести общественной жизни перемещался из города в деревню. Экономические связи между провинциями, которые никогда не были достаточно прочными, все более ослабевали. Хотя торговля и товарно-денежные отношения не исчезли вовсе в Римской империи, но все более заметным становилось сокращение сферы товарно-денежного обращения.

Постепенный экономический упадок, особенно заметный в западных провинциях империи, был обусловлен кризисом рабовладельческого способа производства, начавшимся в Римской империи еще в конце II в.

н. э. Кризис был вызван внутренними противоречиями рабовладельческого общества: возможности развития производства, основанного на рабском труде и рабовладельческих отношениях, все более исчерпывались. Рабство стало тормозом дальнейшего развития производительных сил.

Незаинтересованность рабов в результатах своего труда препятствовала сколько-нибудь серьезному техническому прогрессу. Рост крупного землевладения, характерный для всего периода империи, вел к падению производительности и без того малопродуктивного рабского труда, так как надзор за рабами в крупных имениях неизбежно ослабевал. Нарушалось также и воспроизводство рабочей силы. Условием нормального существования рабовладельческой системы хозяйства было непрерывное пополнение внутреннего рынка рабами извне, главным образом путем захвата и превращения в рабов насе­ления покоряемых стран. Но это было возможно лишь до тех пор, пока сохранялось военное превосходство Рима над окружавшими его народами. Так как рост крупного землевладения, основанного на труде рабов, вел к разорению свободных крестьян — основного контингента римской армии, он подрывал военную мощь Римского государства, вместе с тем иссякал и источник дешевых рабов.

В результате хозяйство, основанное на труде рабов, становилось нерентабельным, что потребовало изменения методов эксплуатации непосредственных производителей. Рабов начинают сажать на землю, предоставляют земельные участки и необходимый инвентарь с тем, чтобы они отдавали господину часть урожая или работали на господском поле.

Положение рабов, посаженных на землю было двойственным. С одной стороны, они, как и будущие средневековые крепостные, самостоятельно вели хозяйство, имели в своем индивидуальном пользовании инвентарь, скот, определенное имущество (пекулий). Это создавало у раба некоторую заинтересованность в труде и несколько повышало производительность его хозяйства. С другой стороны, сами рабы и все их имущество принадлежали господину; это делало положение рабов непрочным.

Росло и число рабов, отпускаемых на волю, в чем также нашло выражение разложение рабовладельческой системы хозяйства. В период поздней империи практика освобождения рабов значительно расширилась, и государство стало способствовать их освобождению. Вольноотпущенники обычно становились теперь держателями земель в имениях императора, земельных магнатов, церкви. Отпущенные на волю рабы в большинстве случаев оставались под патронатом («покровительством»), т. е. в некоторой зависимости от своих прежних господ. Отпуск рабов на свободу был также одной из попыток добиться повышения производительности их труда.

КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ III ВЕКА

КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ III ВЕКА «Золотой век» Антонинов закончился позорным правлением императора Коммода (180–192 гг. н. э.), предпочитавшего арену Колизея дворцовым покоям. Надежды сената и народа на то, что с гибелью тирана жизнь в империи войдет в спокойное русло, не

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи, Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи, Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь Когда Константин Великий избирал незначительную в то время Византию своей столицей, этим актом он решил также вопрос об отделении Запада от Востока; в

Упадок Римской империи. Кризис рабовладельческого строя

Упадок Римской империи. Кризис рабовладельческого строя В IV—V вв. Римское государство находилось в состоянии глубокого упадка. Главная отрасль хозяйства — земледелие — переживала застой и во многих отношениях деградировала: уровень земледелия понизился, часть прежде

Разложение цехового строя и зарождение капиталистических отношений в городах

Разложение цехового строя и зарождение капиталистических отношений в городах В XIV в. в наиболее крупных и развитых городах-республиках Северной и Средней Италии начали зарождаться капиталистические отношения. Раннее по сравнению с другими странами появление

Складывание феодальных отношений

Складывание феодальных отношений Реорганизация войска способствовала выделению военно-служилого сословия и привела к ускорению процесса феодализации.

Тены получали землю и становились помещиками, содержавшими дружины на доходы с земли. Крестьяне, сидевшие на этой

Развитие феодальных отношений

Развитие феодальных отношений В этот период Япония оказалась в изоляции от внешнего мира, поэтому дальнейшее развитие государства происходило в относительно спокойных условиях с точки зрения внешней политик. Основная тенденция этого времени — рост частного

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи. Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь

Глава II Культурный и религиозный кризис в Римской империи. Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь Когда Константин Великий избирал незначительную в то время Византию своей столицей, этим актом он решил также вопрос об отделении Запада от Востока; в

Раздел 1.

ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ИМПЕРИИ РОМЕЕВ

Раздел 1. ГЕНЕЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ИМПЕРИИ РОМЕЕВ Эпоха иконоборчества (726-843 гг.) В VII—VIII вв., когда Римская церковь на Западе под руководством пап стремилась к высотам власти и влияния, христианские государства и церкви Востока отчаянно

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений.

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

Становление феодальных отношений

Становление феодальных отношений Большая часть территории Великобритании характеризуется пересеченным рельефом.

В северной части острова (Шотландия) возвышаются горы высотой от 840 до 1340 м над уровнем моря. Северо-Шотландское нагорье отделено от Южно-Шотландского

Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках

Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках IX–XIII века являются периодом раннего феодализма в Литве. В это время классовое общество окончательно еще не сформировалось и продолжают сохраняется немало черт

Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках

Образование Великого княжества Литовского. Зарождение и развитие феодальных отношений в IX–XIII веках IX–XIII века являются периодом раннего феодализма в Литве. В это время классовое общество окончательно еще не сформировалось и продолжают сохраняется немало черт

Кризис Римской империи в III веке

Кризис Римской империи в III веке В III веке на Римскую империю обрушился тяжелый социально-экономический и политический кризис, охвативший сначала старые центры рабовладельческого мира – Италию и Балканский полуостров, а затем уже и большинство провинций.

Рабский труд

Глава XI НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (XVI–XVII вв.)

Глава XI НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ (XVI–XVII вв.) Ученые пока что не выработали единого мнения о времени первоначального появления элементов капиталистического производства в Китае и степени их зрелости. Наиболее

Довоенное рабство

К 1830 году рабство было в основном распространено на юге, где оно существовало во многих различных формах. Афроамериканцы были порабощены на небольших фермах, больших плантациях, в городах и поселках, в домах, на полях, в промышленности и на транспорте.

Несмотря на то, что у рабства было такое разнообразие лиц, основные концепции всегда были одинаковыми. Рабы считались собственностью, и они были собственностью, потому что были черными. Их статус собственности обеспечивался насилием — реальным или угрожаемым. Люди, черные и белые, жили вместе в рамках этих параметров, и их совместная жизнь принимала самые разные формы.

Порабощенные афроамериканцы никогда не могли забыть свой статус собственности, как бы хорошо с ними ни обращались их владельцы. Но было бы слишком упрощенно сказать, что все господа и рабы ненавидели друг друга. Люди, живущие и работающие вместе, неизбежно вступают в какие-то отношения, и некоторые хозяева и рабы искренне заботятся друг о друге. Но забота сдерживалась и ограничивалась дисбалансом сил, при котором она росла. В узких рамках рабства человеческие отношения варьировались от сочувствия до презрения. Но господа и рабы никогда не приближались к равенству.

Стандартный образ южного рабства — это большая плантация с сотнями рабов. На самом деле такие ситуации были редкостью. Целых 3/4 белых южан даже не имели рабов; из тех, кто это сделал, 88% владели двадцатью или меньше. Белые, у которых не было рабов, были в основном фермерами-йоменами. Практически институт рабства этим людям не помог. И все же большинство нерабовладельческих белых южан отождествляли себя с институтом рабства и защищали его. Хотя многие возмущались богатством и властью крупных рабовладельцев, они стремились сами владеть рабами и влиться в привилегированные ряды. Кроме того, рабство дало фермерам группу людей, над которыми они могли чувствовать свое превосходство. Они могли быть бедными, но они не были рабами и не были черными. Они получили чувство власти просто потому, что были белыми.

В Нижнем Юге большинство рабов жили и работали на хлопковых плантациях. На большинстве этих плантаций было пятьдесят или меньше рабов, хотя на самых крупных плантациях их было несколько сотен. Хлопок был, безусловно, ведущей товарной культурой, но рабы также выращивали рис, кукурузу, сахарный тростник и табак. На многих плантациях выращивали несколько различных видов сельскохозяйственных культур.

Помимо посадки и сбора урожая, на плантациях и фермах требовалось множество других видов труда. Порабощенным людям приходилось расчищать новые земли, рыть канавы, рубить и таскать дрова, забивать скот и ремонтировать здания и инструменты. Во многих случаях они работали механиками, кузнецами, водителями, плотниками и занимались другими ремеслами. Черные женщины несли дополнительное бремя заботы о своих семьях, готовя еду и заботясь о детях, а также занимаясь прядением, ткачеством и шитьем.

Некоторые рабы работали прислугой, оказывая услуги семьям хозяина или надзирателя. Этих людей называли «домашними слугами», и хотя их работа казалась более легкой, чем у «полевых рабов», в некотором смысле это было не так. Они постоянно находились под пристальным вниманием своих хозяев и хозяек и в любой момент могли быть призваны на службу. У них было гораздо меньше уединения, чем у тех, кто работал в поле.

Из-за того, что они жили и работали в такой непосредственной близости, домашние слуги и их владельцы, как правило, формировали более сложные отношения. Черные и белые дети были особенно в состоянии установить связи друг с другом. В большинстве случаев маленькие дети обеих рас вместе играли на фермах и плантациях. Черные дети также могут привязаться к белым опекунам, таким как хозяйка, а белые дети — к своим черным няням. Поскольку они были так молоды, у них не было понимания системы, в которой они родились. Но по мере взросления они учились приспосабливаться к этому всеми возможными способами.

Питание порабощенных людей было недостаточным или едва достаточным для удовлетворения требований их большой рабочей нагрузки. Они жили в грубых кварталах, что делало их уязвимыми для плохой погоды и болезней. Их одежда и постельное белье также были минимальными. Рабы, которые работали прислугой, иногда жили лучше, получая брошенную одежду своих хозяев или имея более легкий доступ к продовольственным магазинам.

Жара и влажность юга создавали проблемы со здоровьем всем живущим там. Однако здоровье плантационных рабов было намного хуже, чем у белых. Антисанитарные условия, недостаточное питание и безжалостный каторжный труд сделали рабов очень восприимчивыми к болезням. Болезни, как правило, не лечили должным образом, и рабов часто заставляли работать, даже когда они были больны. Рисовые плантации были самыми смертоносными. Чернокожим приходилось часами стоять в воде под палящим солнцем. Малярия свирепствовала. Детская смертность на этих плантациях была чрезвычайно высокой, обычно около 66%, а на одной рисовой плантации она достигала 9 лет.0%.

Одним из худших условий, в которых приходилось жить порабощенным людям, была постоянная угроза продажи. Даже если их хозяин был «доброжелателен», рабы знали, что финансовые потери или другой личный кризис могут привести их к блокировке аукциона. Кроме того, рабов иногда продавали в качестве наказания. И хотя народные настроения (а также экономическая корысть собственников) поощряли совместное содержание матерей и детей, а иногда и отцов, эти нормы не всегда соблюдались. Близкие родственники часто разлучались. Если их держали вместе, их почти всегда продавали вдали от их больших семей. Бабушки и дедушки, сестры, братья и двоюродные братья могли оказаться насильственно рассеянными, чтобы никогда больше не увидеть друг друга. Даже если их или их близких никогда не продавали, рабам приходилось жить с постоянной угрозой, которой они могли быть.

Афроамериканским женщинам пришлось столкнуться с угрозой и практикой сексуальной эксплуатации. Не было никаких гарантий, чтобы защитить их от сексуальных преследований, домогательств или изнасилований или от использования в качестве долгосрочных наложниц хозяевами и надзирателями. Злоупотребления были широко распространены, поскольку люди, обладающие властью, воспользовались своим положением. Даже если женщина казалась согласна с ситуацией, на самом деле у нее не было выбора. Мужчины-рабы, со своей стороны, часто были бессильны защитить женщин, которых любили.

Водители, надзиратели и хозяева отвечали за дисциплину на плантациях. Рабов наказывали за то, что они работали недостаточно быстро, за опоздание на поля, за неповиновение властям, за побеги и по ряду других причин. Наказания принимали разные формы, включая порку, пытки, нанесение увечий, тюремное заключение и продажу с плантации. Иногда даже убивали рабов. Некоторые хозяева были более «доброжелательны», чем другие, и наказывали реже или суровее. Но, за редким исключением, авторитарные отношения оставались прочными даже в этих обстоятельствах.

В дополнение к власти, действовавшей на отдельных плантациях, рабы по всему Югу должны были жить по своду законов, называемых Кодексами рабов. Кодексы немного различались от штата к штату, но основная идея была одной и той же: рабы считались собственностью, а не людьми, и с ними обращались соответственно. Рабы не могли свидетельствовать в суде против белого, заключать контракты, покидать плантацию без разрешения, наносить удары по белому (даже в порядке самообороны), покупать и продавать товары, владеть огнестрельным оружием, собираться без белого подарка, иметь какую-либо литературу против рабства. , или посетить дома белых или свободных черных. Убийство раба почти никогда не считалось убийством, а изнасилование рабынь рассматривалось как форма незаконного проникновения.

Всякий раз, когда возникало восстание рабов или даже появлялись слухи о нем, законы становились еще строже. Во все времена были созданы патрули для обеспечения соблюдения кодексов. Эти патрули были похожи на ополченцев и состояли из белых мужчин, которые были обязаны служить в течение определенного периода времени. Патрули задерживали рабов за пределами плантаций, совершали набеги на дома и любые собрания в поисках всего, что могло привести к восстанию. Во время восстаний — реальных или слухов — разъяренные белые создавали комитеты бдительности, которые терроризировали, пытали и убивали черных.

Хотя большинство рабов было сосредоточено на плантациях, многие рабы жили в городских районах или работали в сельской местности. Хотя более 90% американских рабов жили в сельской местности, рабы составляли не менее 20% населения большинства южных городов. В Чарльстоне, Южная Каролина, рабов и свободных чернокожих было больше, чем белых. Многие рабы, живущие в городах, работали прислугой, но другие работали кузнецами, плотниками, сапожниками, пекарями или другими торговцами. Часто рабов сдавали внаем их хозяева на день или на несколько лет. Иногда рабам разрешалось сдавать себя внаем. У городских рабов было больше свободы передвижения, чем у рабов с плантаций, и в целом у них было больше возможностей для обучения. У них также увеличились контакты со свободными чернокожими людьми, которые часто расширяли свое представление о рабстве.

Рабы сопротивлялись обращению бесчисленными способами. Они замедляли темпы работы, выводили из строя технику, притворялись больными, уничтожали посевы. Они спорили и дрались со своими хозяевами и надзирателями. Многие украли домашний скот, другие продукты питания или ценности. Некоторые научились читать и писать, что запрещено законом. Некоторые сожгли леса и здания. Другие сразу убивали своих хозяев — одни с помощью оружия, другие подсыпали яд в пищу. Некоторые рабы совершали самоубийство или искалечили себя, чтобы обесценить свою собственность. Неявно или явно порабощенные афроамериканцы находили способы саботировать систему, в которой они жили.

Тысячи рабов сбежали. Некоторые покидали плантацию на несколько дней или недель и скрывались. Другие сформировали темно-бордовые сообщества в горах, лесах или болотах. Многие бежали на север. На протяжении всей истории учреждения также были многочисленные случаи восстаний рабов. (Об одной интерпретации сопротивления рабов белыми см. « Болезни и особенности негритянской расы» ). Даже когда рабы действовали подчиненным образом, они часто практиковали своего рода сопротивление. Обманывая хозяина или надзирателя своим поведением, они сопротивлялись еще большему жестокому обращению.

Порабощенные афроамериканцы также оказали сопротивление, сформировав общину на плантациях. Это было огромным испытанием для людей, жизнь которых была подчинена господству и принудительному труду. Рабы женились, рожали детей и упорно трудились, чтобы сохранить свои семьи. В своих покоях они смогли сбросить маски, которые должны были носить белые. Там черные мужчины, женщины и дети развили подпольную культуру, через которую они утвердили свою человечность. Они собирались по вечерам, чтобы рассказывать истории, петь и строить тайные планы. Слуги спускались из «большого дома» и сообщали новости о хозяине и хозяйке или смешили людей своим подражанием белым.

Именно в своих квартирах многие порабощенные люди развивали и передавали по наследству навыки, которые позволяли им дополнять свое скудное питание и неадекватное медицинское обслуживание охотой, рыбалкой, сбором дикой пищи и травяными лекарствами. Там взрослые учили своих детей, как скрывать свои чувства, чтобы избежать наказания, и скептически относиться ко всему, что говорит белый человек. Многие родители-рабы говорили своим детям, что черные лучше белых, которые ленивы и неспособны вести дела должным образом.

Многие рабы обращались к религии за вдохновением и утешением. Некоторые исповедовали африканские религии, в том числе ислам, другие исповедовали христианство. Многие исповедовали разновидность христианства, включающую сильные африканские элементы. Большинство отвергло христианство своих хозяев, оправдывавшее рабство. Рабы устраивали тайные собрания, на которых говорили о новозаветных обетованиях дня расплаты и справедливости и лучшей жизни после смерти, а также о ветхозаветной истории о Моисее, выводящем свой народ из египетского рабства. Религия порабощенных афроамериканцев помогла им противостоять деградации рабства.

предыдущий | следующий

Связанные записи:
«Болезни и особенности негритянской расы»
Письмо Генри Тейло о внутренней работорговле
Э.С. Абди описание загона для рабов в Вашингтоне, округ Колумбия
Джордж Фитцхью выступает за рабство
Опыт рабства продается на юг
Дело миссис Маргарет Дуглас
Нелл Ирван Пейнтер об убийстве души и рабстве

Рабство, экономика и общество

Во время американской революции рабство было национальным институтом; хотя количество рабов было небольшим, они жили и работали в каждой колонии. Однако еще до ратификации Конституции штаты на Севере либо полностью отменяли рабство, либо принимали законы, предусматривающие постепенную эмансипацию. Северо-западный указ 1787 г. запрещал рабство на новых территориях того периода, поэтому довольно быстро рабство фактически существовало только на юге и стало «особым институтом» этого региона.

Между первой федеральной переписью 1790 года и кануном Гражданской войны рабское население в Соединенных Штатах увеличилось примерно с семисот тысяч до почти четырех миллионов. Формальное прекращение иностранной работорговли в 1808 году не имело никакого значения — контрабанда рабов была обычным явлением — и в любом случае естественный прирост составлял практически весь прирост рабского населения в Соединенных Штатах. За это время изменилось и общенациональное распределение рабов. Примерно в 1820 году рабство было сосредоточено в табаководческих районах Вирджинии, Северной Каролины и Кентукки, а также вдоль побережья Южной Каролины и северной Джорджии. К 1860 году он значительно расширился на Глубокий Юг, особенно в Джорджию, Алабаму, Миссисипи, Луизиану и Техас, после распространения производства хлопка. Если бы рабство каким-то образом прекратилось во время этой экспансии, Юг был бы не в состоянии удовлетворить мировой спрос на свою продукцию.

Хлопковое королевство. Первоначально производство хлопка было ограничено, потому что отделение семян от волокна определенного сорта растений, которые хорошо росли на большей части Юга, требовало много времени. Внедрение хлопкоочистительной машины решило эту проблему и сделало использование большого количества полевых рабочих для экономичной обработки урожая. Изобретение появилось как раз тогда, когда почва в старых табаководческих регионах Юга была почти истощена, но примерно в то же время началось переселение коренных американцев с тех самых земель, где хлопок рос лучше всего.

Основным источником рабов для Хлопкового королевства был Верхний Юг, в который входили штаты, традиционно считавшиеся пограничными — Делавэр, Мэриленд и Кентукки, — а также Миссури, Вирджиния, Северная Каролина, Теннесси и Арканзас. Сельское хозяйство в этой части Юга диверсифицировалось, и хотя табак и рис оставались основными товарными культурами, все больше и больше площадей отводилось под пшеницу, кукурузу, рожь и овес для местного потребления. Половина кукурузы страны выращивалась на юге. Эти зерновые культуры не были такими трудоемкими, как хлопок или табак, и плантаторы в этом регионе обнаружили, что у них больше рабов, чем им нужно. Александрия, штат Вирджиния, стала крупным центром внутренней работорговли, и, по некоторым оценкам, за два десятилетия до Гражданской войны оттуда на Глубокий Юг было продано триста тысяч рабов.

Рабство как экономический институт. Небольшой процент рабов был домашней прислугой, работавшей в главном доме плантатора поварами, нянями, швеями и кучерами. Еще меньший процент работал чернорабочими или ремесленниками — плотниками, каменщиками и кузнецами. Нередко «запасные» рабы становились фабричными или фабричными рабочими, а квалифицированные ремесленники могли быть наняты своими хозяевами на другие плантации. Но подавляющее большинство рабов были полевыми рабочими, собирали хлопок, сажали и собирали рис, табак и сахарный тростник. Распределение рабов по занятиям отражало характер экономики и общества Юга, региона, который был сельскохозяйственным и сельским, с очень низкой индустриализацией и урбанизацией по сравнению с Севером.

Независимо от работы, которую выполняли рабы, рабство в целом было прибыльным. Расходы плантаторов на жилье, одежду и кормление рабов были значительно меньше, чем стоимость, которую они производили. Оценки разнятся, но расходы, связанные с содержанием одного полевого рабочего, вероятно, составляли половину стоимости дохода, который хозяин получал от труда раба. Прибыльность неуклонно росла в первой половине девятнадцатого века, поскольку цены на товарные культуры росли, а стоимость содержания рабов оставалась неизменной. Сами рабы стали хорошей инвестицией. По мере расширения производства хлопка и увеличения спроса на рабов цены на них соответственно росли. Самые высокие цены платили за «отличных полевых рабочих», обычно здоровых молодых мужчин в возрасте от двадцати до двадцати лет, но женщин с такими же сельскохозяйственными навыками часто продавали за те же суммы. Предприимчивый рабовладелец покупал и продавал рабов для дополнительного источника дохода.

Плантаторы. Образ Юга как места, где плантации соседствовали с плантациями и все белое население владело рабами, является мифом. Три четверти белых южан вообще не имели рабов, а среди тех, у кого они были, у большинства было менее десяти. Хотя класс плантаторов , те люди, которые владели двадцатью или более рабами для работы на плантациях площадью около тысячи акров, был чрезвычайно мал, он составлял южную элиту. (Очень немногие плантации были размером в несколько тысяч акров, и на них работали сотни рабов.) Поскольку повседневная рутина плантации находилась в руках надзирателя, плантатор почти не контактировал со своими рабами, за исключением тех, кто работал на его ферме. дом. Плантатор был аграрным бизнесменом, решал, сколько земли отдать под товарные культуры, а не под продукты питания, обсуждал, покупать ли больше рабов или инвестировать в технику, и всегда следил за рыночными ценами на свой урожай. Богатство, социальное положение и образ жизни отличали плантатора от фермера, у которого было всего несколько рабов и который обычно работал вместе с ними на полях. Однако целью многих мелких фермеров-рабовладельцев было получить больше рабов и земли, чтобы они сами могли стать плантаторами.

«Культ домашнего очага» укоренился как на Юге, так и на Севере, но с региональными различиями. У жены южного плантатора в доме было гораздо больше людей, о которых нужно было заботиться, чем у ее ближайших родственников. Она руководила работой домашних рабов, следила за содержанием помещений для рабов, работала няней и швеей (готовая одежда была менее доступна на Юге, чем на Севере) и вела домашние счета. В то время как южные женщины должны были быть образцом добродетели, мужчины не были связаны такими стандартами. Южные женщины испытали разочарование и унижение, увидев на плантации детей-мулатов, родившихся от их мужей и сыновей. Никакие законы не защищали рабов от изнасилования их владельцами, и белые люди не сталкивались с какими-либо социальными последствиями своих действий.

Фермеры-йомены. Крупнейшей отдельной группой южных белых были семейные фермеры, « йомен », которых Томас Джефферсон восхвалял как основу свободного общества. На фермах площадью около ста акров или меньше они разводили скот и выращивали кукурузу и сладкий картофель для собственного потребления и, возможно, выращивали немного хлопка или табака для получения столь необходимой твердой валюты. Семьи йоменов жили гораздо более изолированно, чем их собратья на Севере, и из-за хронической нехватки наличных денег им не хватало многих удобств, которыми пользовались северяне. Некоторые южные йомены, особенно молодые мужчины, арендовали землю или нанимались в качестве сельскохозяйственных рабочих. Мелкие фермеры не владели рабами, и их шансы получить достаточно земли или денег для этого были нулевыми, но они по-прежнему поддерживали рабство из твердо убежденных взглядов на расовое превосходство и потому, что большое свободное чернокожее население будет конкурировать с ними за достойную жизнь. .

Бедные белые. Низшую ступень белой социальной лестницы занимали люди, жившие на самых маргинальных землях Юга — сосновых пустошах, болотах и ​​песчаных холмах. Белые бедняки , которых по-разному называли «деревенщинами», «белым мусором», «крекерами» или «пожирателями глины», едва выживали, занимаясь натуральным хозяйством, обычно скваттерами. Их известная лень была в первую очередь связана с крайне неадекватным питанием; недоедание сделало их восприимчивыми к малярии, анкилостомозу и другим заболеваниям, вызывающим вялость. У рабов иногда были лучшие физические условия жизни, чем у белых бедняков.

Свободные негры на Юге. Не все афроамериканцы на Юге до Гражданской войны были рабами. Более четверти миллиона «свободных цветных» были сосредоточены в штатах Мэриленд, Северная Каролина и Вирджиния, а также в городах Чарльстон и Новый Орлеан. Чернокожие, которым удалось выкупить свою свободу или которые были освобождены своими хозяевами (практика, запрещенная на Юге в 1830-х годах), занимали странное место в обществе. В то время как горстка добилась финансового успеха, даже став землевладельцами с собственными рабами, большинство из них были чернорабочими, сельскохозяйственными рабочими, прислугой, фабричными рабочими и ремесленниками, которые так и не избежали бедности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *