Критика произведения недоросль: Денис Фонвизин. Критика. Мысль о бессмертии в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Денис Фонвизин. Критика. Мысль о бессмертии в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Т.В.Зверева

В «Опыте исторического объяснения» «Недоросля» Д.И. Фонвизина В.О. Ключевский констатировал, что выход второй редакции текста совпал с существенными изменениями, происходящими в русском обществе в последние годы XVIII столетия: «Случилось так, что в ту же осень, когда впервые был сыгран Недоросль, в Петербурге свершились два важных события: составлена комиссия об учреждении народных школ в России и открыт памятник Петру Великому. Знаменательное совпадение»1. Бессмертное творение Д.И. Фонвизина, во многом опередившее свое время и предвосхитившее появление «Горя от ума» А.С. Грибоедова, безусловно, связано с общественно-политической ситуацией России 1780-х гг. «Идеологический» сюжет пьесы неоднократно становился как предметом скрупулезных научных изысканий (В.О. Ключевский, П.Н. Берков2, Л.В. Пумпянский3 и др.), так и откровенных политических спекуляций. Пожалуй, самое глубокое в данном аспекте прочтение фонвизинской пьесы дано Л.В. Пумпянским: «…есть в «Недоросле» два мира, отличающихся тем, что они не в одинаковой степени принадлежат корпусу комедии»4. С точки зрения ученого, миру комедии сопричастны только низкие персонажи, в то время как высокие герои вытеснены за его пределы, являясь выражением чуждого ему трагического пафоса. Именно это обстоятельство и разрушает единство художественного замысла. Пумпянский возводит обозначенную ситуацию к общественнополитической ситуации России, также характеризующейся распадом социума на два мира. Истоки «русской трагедии» связаны с отсутствием так называемого «третьего сословия», являющегося необходимым связующим звеном любой общественной структуры: «Комическая порядочность, честность <…> – исторически связаны с третьим сословием; его отсутствие ведет к отсутствию социального центра добродетели в комедии…»5.

Сам жанр просветительской комедии, нацеленной, прежде всего, на исправление нравов, способствовал тому, чтобы быть рассмотренным в идеологическом ключе. Однако порождающий то или иное явление историко-культурный контекст всякий раз оказывается шире идеологии в узком значении этого слова, он ни в коем случае не может быть ограничен теми или иными политическими направлениями мысли. Как нам кажется, необходимо вывести фонвизинскую пьесу за пределы идеологического прочтения и обратиться к сфере универсальных смыслов.

На первый взгляд, построение пьесы всецело подчинено законам эстетики классицизма. В соответствии с принципами классицистской комедии система персонажей упорядочена, характер каждого из героев ограничен семантическими пределами имени и исключает возможность какой бы то ни было трансформации. Как и полагается, зло терпит поражение, и этот непреложный закон просветительской эпохи еще раз напоминает читателю о том, что «просвещенный мир» близок к своему «освященному состоянию». Однако авторский взгляд на мир не ограничивался узкими рамками классицистской эстетики. Творческий расцвет Фонвизина совпадает с 1770-1780 гг., временем, усомнившимся в возможностях человеческого разума. С одной стороны, эпоха пыталась удержать те представления о нетленности и вечности человеческих деяний, которые были характерны для предшествующего периода. С другой стороны, мир обнаруживал свою деструктивную природу.

Творчество Д.И.Фонвизина запечатлело характерный для человека просветительской эпохи «страх перед бытием». В основе всякого «исправления нравов», искоренения тех или иных устоявшихся форм жизни неизбежно лежит чувство недоверия к миру, боязнь законов, определенных Творцом. Одним из непреложных законов существования является закон энтропии. В одной из поздних по времени написания заметок («Политическое рассуждение о числе жителей у некоторых древних народов») Фонвизин с горечью отмечает: «Ни разум, ни искусство не подают нимало основания, откуда можно было заключить, что свет есть вечен и неразрушим»[6] 616]. Идея «неразрушимости света», верой в которую пыталась жить просветительская эпоха, поставлена здесь под сомнение. «Ни разум», «ни искусство» не в состоянии дать ответ на вопрос о конечной цели Творения. Процитированное выше «Рассуждение» Фонвизин закончит парадоксальным образом, вообще отказавшись от продолжения бесплодных и бессмысленных споров: «Сии общие физические причины должны выключены быть от сего спора» [2, 617]. Таким образом, Фонвизиным прямо обозначена некая сфера, которая не может быть предметом человеческой мысли. В данном случае для нас является очень важным авторский отказ от «помышления» или словесного оформления темы.

Задача настоящего прочтения – уйти от прямого авторского высказывания, в условиях классицизма всегда опосредованного формами предшествующей культуры, для того чтобы обозначить тот «порог молчания», за которым располагаются те смыслы, которые не могли быть выстроены автором по законам унаследованной риторики.

Исходный для человеческой культуры «страх перед бытием» чаще всего проявляет себя в «страхе перед Телом», поскольку именно Тело подвержено воздействию времени. Поэтому речь пойдет о противопоставлении «телесного» и «бестелесного» в системе художественного мира комедии.

Тема телесности – одна из определяющих для фонвизинского текста. Пожалуй, впервые в истории русской литературы автор исходит из принципиальной видимости Тела. (В классицистской драме Тело находилось за пределами чувственного восприятия, соприкасаясь с областью незримого или невыразимого. Классицизм демонстрировал уход от человека-тела к человеку-языку. Соответственно, предметом изображения в дофонвизинской драме был сам акт говорения, который и обеспечивал положение героя на сцене.) Фонвизин предлагает совершенно иную «телесную стратегию». Уже в начале комедии Тело властно заявляет о себе, сосредотачивая внимание читателя/зрителя и становясь едва ли не ее единственным подлинным героем. Знаменитый «Тришкин кафтан» «жмет до смерти», раз-облачает плоть, делает ее предельно зримой. Митрофанушкин живот не вмещает в себя съеденного, также становясь в буквальном смысле «тесным» и «узким». В первой редакции пьесы физиология обнажена еще более откровенно: «Иванушка. Ж, з, и, i, к. (Сжав брюхо.) Пусти, я ка…. Улита зажимает рот» [2, 584]). Плоть здесь «выворачивает» себя, предельно обнажая «изнанку» бытия. Само название комедии содержит в себе некоторый оттенок «физиологичности», точнее, указание на ее ущербность («недоросль» – не-доросшее тело).

Все первые сцены «Недоросля» – своеобразная манифестация телесности, комический калейдоскоп положений Тела в пространстве. (Не случайно многие исследователи отмечали, что «Недоросль» – это комедия положений, а не лиц). В то время как положительные персонажи упражняются в красноречии, низкие герои комедии продолжают демонстрировать нелепость «телесно-животного» бытия. Это беспримерное для русской культуры вы-ворачивание Тела с наивысшей силой запечатлено в первой редакции пьесы.

Впервые на данную особенность фонвизинского текста обратил внимание П.Н.Берков[7]. Действительно, первая редакция «Недоросля» изобилует грубыми и непристойными шутками. Тема телесного низа настолько превалирует в данной редакции текста, что начинает граничить с откровенной пошлостью народной площадной культуры. Многое в первом варианте «Недоросля» выходит за пределы той эстетической нормы, которой регулировались низкие жанры. Перед нами чистая раблезианская игра с материей, которая могла бы послужить классической иллюстрацией бахтинским размышлениям[8]. Ряд первых сцен «Недоросля» – это изображение:

  1. обильной непомерной еды: «Аз, а, а, б, в, г, д, е. Очень я есть хочу. Мама, давай же мне поесть-та» [2, 583]; «Я не хочу больше читать. Я есть хочу. Да и тут написано что? Есть» [2, 584] и т.д.;
  2. «телесного низа»: «Ж, з, и, i, к (Сжав брюхо.) Пусти, я ка…» [2, 584], «Смотри – его снова рвать станет» [2, 587], «Иванушка, набив рот блинами, поперкнув в самые глаза отцу и матери, кои, закрыв лицо руками, закричали: «Охти меня, ослепил!» Иванушка, захохотав, ушел. Оставшие утирают глаза» [2, 587-588] и т.д.;
  3. непристойных слов: «Да не дура ль ты…» [2, 586], «Ата, какая дура проклятая, согрешил грешный!» [2, 589], «…недолго буду сносить – тотчас перестанешь огрызаться, как собака» [2, 589], «Ба! Ты уже, дурачина, против меня идешь» [2, 590], «Бранит, старый черт; лишь тронь – то чертом перековеркаю» [2, 590], «Совершенная ты дура» [2, 590], «Дай ему, сударь, знать, что и ты такой же господин, что и старый-то хрен» [2, 592] и т. д.;
  4. недостойных жестов: «показывает шиш и уходит» [2, 594];
  5. всяческих драк и телесных оскорблений: «Помазал бы дубиной по спине» [2, 587], «Подымает трость на Иванушку, который, охватя рукою, так сильно дернул, что отец упал, а Ваня, бросив трость в ноги матери, ее ушиб» [2, 590], «Берет за ворот Митьку и повертывает» [2, 591], «Берут палку и тянутся» [2, 591], «Подымает трость на Иванушку, который, охватя рукою, так сильно дернул, что отец упал, а Ваня, бросив трость в ноги матери, ее ушиб» [2, 590].

Несмотря на то, что во второй редакции пьесы Фонвизин избавляется от ряда «непристойностей», мотив животного существования остается одним из ведущих мотивов. Думается, что любой читатель без труда найдет их в составе «Недоросля». Еще В.О.Ключевский метко заметил, что любовь матери к Митрофанушке носит в пьесе исключительно «зоологический характер». На телесный симбиоз матери и сына указывает и семантика имени главного героя комедии (‘Митрофан’ – ‘материю явленный’). Упоминание живота Митрофанушки в самом начале пьесы, конечно же, не случайно. Очевидно, что Фонвизин обыгрывает здесь слова «живот» и «жизнь», отождествляя их значения. Обжорство Митрофанушки, несомненно, восходит к «карнавальной традиции», однако просветительская пьеса по своему внутреннему пафосу всегда слишком серьезна, чтобы быть чистым выражением «раблезианской игры с материей». Кроме того, в комедии Фонвизина совершенно отсутствует подспудный для подобного рода текстов мотив «осмеянной смерти». Напротив, тема распадающегося тленного мира занимает здесь ведущее место.

Острый запах животного мира буквально сопровождает действие, воссоздавая удушливую атмосферу. «Свиной» запах является продолжением материи, ее знаком, это символ распадающейся материи, напоминающий в конечном счете о «смердящем теле».

Скотинин, с его безотчетной любовью к свиньям, не просто смешон, но и отвратителен («как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться на грязи» [II Петр. II, 22]). При этом важно, что чувство отвращения связано не только с отсутствием нравственных устоев у данного персонажа. Конечно, этическая сторона вопроса очень важна для автора просветительской комедии, и большая ее часть как раз посвящена разговору о нравственности. Однако Скотинин оказывается еще и знаком мира, обреченного на небытие.

Фонвизинская комедия запечатлела ужас становящейся культуры перед стихией материального бытия. Речь, конечно же, идет скорее об инстинктивном отталкивании, нежели о сознательной установке автора. За внешним отрицанием идеологии опустившихся дворян скрывается отрицание тварного мира, неизбежно связанного с распадом и смертью. Не случайно слово «смерть» формирует особое семантическое поле в пьесе. На эту закономерность фонвизинского текста, правда, в другой связи, указала О.Б. Лебедева: «слово смерть и синонимические ему слова погиб, пропал, умер, покойник буквально не сходят с уст бытовых персонажей, которые обладают эксклюзивным правом на это трагедийное понятие и широко им пользуются»[9]. Смерть таится и ждет своего часа в тварном мире Скотинина и Простаковой. Текст призван обнажить прямую связь между сферой смерти и сферой материального бытия. «Крепколобость» скотининского рода обеспечивает ему определенную живучесть, но не избавляет от тленности. Даже Вавил Фалелеич, о крепкой «головушке» которого с гордостью рассказывает Тарас Скотинин, уже почил вечным сном.

Единственное спасение из мира, обреченно ждущего своей гибели, – уход в мир вечных бесплотных идей. Этим и обусловлена феноменологическая легкость положительных персонажей «Недоросля», их принципиальная бесплотность. (В дальнейшем эти качества сформируют тип бес-почвенного героя.) Неукорененность героев в бытии делает их совершенно нечувствительными для законов физического мира, в том числе и для всеобщего закона времени. Не обладая необходимой для жизни «тяжестью», персонажи высокого мира несут на себе отблеск бессмертия. Стародум возвращается из мира мертвых, репрезентируя идею бессмертия:

«Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал.

Г-жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?…

Г-жа Простакова. Как не умирал! Что ты бабушку пугаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали?» [1, 138].

И Стародум, и Правдин, и Милон – героиидеи, «бессмертие» которых обеспечено их изначальной непринадлежностью жизни, своего рода ино-бытийностью. Сферой их истинного существования является не земной мир, а мир вечных идей – София. Эта «бесплотность» и «бескровность» идеальных героев чрезвычайно привлекательна для автора, поддавшегося иллюзии «жизни вечной». С точки зрения Фонвизина, Софьи (= Софии) достойны лишь те персонажи пьесы, духовное начало которых полностью вытеснило начало телесное. При этом триада «дух-душа-тело», характерная для предшествующего (средневекового) этапа культуры, «сворачивается» в классицизме в диаду «дух-тело». В результате подобной редукции из художественной реальности текста исчезает необходимое промежуточное звено – «душа», связующая «дольний» и «горний» миры. Оппозиция «дух-тело» обретает в русском классицизме абсолютный характер: без-духовность отрицательных персонажей в системе фонвизинского текста уравновешена бес-плотностью положительных героев. Интересно при этом отметить, что телесная «тяжесть» Простаковой и Скотинина обеспечена удивительной «легкостью» и «прозрачностью» их языка, напротив персонажи софийного мира (Милон, Правдин, Стародум) «утяжеляются» речью. Не случайно последним героям принадлежат развернутые высказывания, которые в будущем развернутся в блестящие, но бесконечные монологи Чацкого. Здесь происходит зарождение героев, чья субъектность будет обеспечена исключительно речевым планом…

Добавим, что устремленность к высшему софийному миру и отказ от земного существования – характерная черта всей русской литературы. Именно здесь проходит водораздел между искусством классическим и искусством классицистским. Античность, на которую декларативно была ориентирована русская словесность, как известно, обожествляла близкую материю, усматривая в ней ту непосредственную основу, благодаря которой только и могло осуществляться человеческое бытие. Бог существует в великой явленности вещей, составляющих суть античного Космоса. Это доверие к близлежащему миру безвозвратно утрачено русской культурой. Не случайно, что истинные ценности всегда располагаются за пределами того пространства, в котором пребывает человек. Главный герой русской литературы – лишний человек, патологически не способный различать ценность Близкого, обреченный на дальнее зрение, блуждающее в пространственных лабиринтах. Вследствие этого одним из основных жанров в литературе становится жанр путешествия, репрезентирующий идею не включенности субъекта в пространство. Путешествие не что иное, как скольжение по поверхности мира, за которым скрывается страх места как точки, где тело обретает искомую тяжесть, где воскресает память о Матери-Земле, рождающей и умертвляющей всякую плоть. И Стародум, и Милон, и Правдин – герои «путешествующие», не прикрепленные к почве. Слово «мещанин» в русском языке очень рано начинает нести в себе негативный оттенок, становясь синонимом «мертвого» человека, не способного к живой мысли. («Мещанская драма» будет создана А.Н. Островским почти век спустя. Примечательно, что Островский из пьесы в пьесу будет воспроизводить всю ту же, уже знакомую русскому читателю из пьес Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, удушливую атмосферу оседлости, в которой невозможно рождение истинного героя.)

В первой настоящей русской комедии, таким образом, запечатлено недоверие к окружающему миру вещей, которое в дальнейшем будет характеризовать российскую словесность в целом. Оседлость надолго станет признаком недостойной кисти художника действительности, напротив, «легкость» персонажа, его способность перемещаться в пространстве окажется знаком, указующим на несомненную подлинность изображенного лица.

Этими же причинами, на наш взгляд, обусловлен и факт отсутствия истинной комедии на русской почве. Конечная цель всякой комедии – возвращение мира к его исходным параметрам. Это неизбежное возвращение комедии к своему началу на глубинных уровнях несет в себе идею осмеяния Времени, нарушающего исходный порядок вещей в мире. Комедия Фонвизину не удалась, ибо логика осмеяния смерти не «склоняется на русские нравы». Специфика фонвизинской комедии заключается в том, что ее структура разомкнута, начала и концы не связаны между собой, образуя «зазор», «щель» в иное пространство. Это и есть выход в последующую романтическую литературу.


Зверева Татьяна Вячеславовнакандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы и истории русской литературы Удмуртского государственного университета

[1] Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991. С. 98.

[2] Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

[3] Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

[4] Там же. С. 137.

[5] Там же. С. 138.

[6] Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. Л., 1959. С. 616. В дальнейшем все ссылки на Д.И. Фонвизина даны по этому изданию в тексте, с указанием тома и страницы.

[7] Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

[8] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

[9] Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2003. С. 255.


24. Комедия д.И. Фонвизина «Недоросль» в оценке критики. Дискуссионные вопросы. Особенности сюжета и конфликта.

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792). Фонвизин начал свою литературную деятельность как переводчик («Басни нравоучительные» датчанина Л. Хольберга, трагедия Вольтера «Альзира» и др.). В 1770 г. было опубликовано его стихотворное сатирическое «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (написано между 1763 и 1766 гг. ). Вошедшее в состав множества рукописных сборников XVIII — начала XIX в., оно получило широкое распространение в читательской среде. Первая стихотворная комедия Фонвизина, «Корион», поставленная в 1764 г., также была переделкой французской пьесы Ж.-Б.-Л. Грессе. Но уже вскоре Фонвизин создает свою первую оригинальную прозаическую комедию — «Бригадир». А затем самую известную нам комедию «Недоросль». Новая комедия «Недоросль» была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитревским. пьесы Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. От классицизма идет прежде всего принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В «Недоросле» — характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая — как отклонение от нее. Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии.

Первая реплика Простаковой : «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил» — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Так начинается «Недоросль». Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым. Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя «благородным сословием», — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата.
Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в «тяглый скот», но и сами стали гнусными и презренными холопами. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря — злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные — только порочны. В «Недоросле» система образов продумана строго. Здесь три группы персонажей, включающих в себя три мужских и один женский образ: положительные герои — Стародум, Правдин, Милон и Софья; злонравные — Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан; воспитатели Митрофана — Цифиркин, Кутейкин, Вральман и Еремеевна, наделенные как положительными, так и отрицательными качествами.

Сюжет «Недоросля» строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает чрезвычайно важную для автора крепостническую тему. В связи с этим драматург дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной в пьесе конфликтом между Правдиным и Простаковой.

Интрига и коллизия связаны между собой общим для них образом Простаковой. В последнем действии обе линии сходятся и Простакова терпит двойное фиаско. Правдин хочет отдать ее под суд за попытку похитить Софью. Простакова вымаливает у него прощение и тут же намеревается расправиться с нерасторопными слугами. Тогда Правдин объявляет свое решение о передаче ее имения в опеку. Тем самым комедия завершается двумя развязками. В «Недоросле» нет специальных авторских ремарок, касающихся бытовой обстановки, но сами эти подробности во множестве представлены в пьесе. Здесь и примеривание кафтана, и подготовка к «сговору», и учебные занятия Митрофана, и ряд других черт дворянской жизни XVIII в. Влияние на «Недоросль» просветительской литературы сказалось, и в жанровом своеобразии этого произведения. «Недоросль», по словам Г. А. Гуковского, «полукомедия, полудрама». Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но она испытала воздействие западноевропейской «мещанской» драмы, образцы которой дали Дидро, Седен и Мерсье.
Это влияние сказывается в привнесении в пьесу серьезных и даже трогательных сцен. К ним относятся разговор Правдина со Стародумом и трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей, а затем с Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также «страждущей добродетели» в лице Софьи. С «мещанской» драмой связан и финал пьесы, в котором соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. И это происходит в тот момент, когда Простакова лишилась всех прав в своем имении: «Погибла я совсем! — восклицает она. — Отнята у меня власть! От стыда никуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!». Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. В «Недоросле» особенно колоритны речи Тришки, Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «первоет» вместо первый-то, «робенка» — вместо ребенка, «голоушка» — вместо головушка, «котора» — вместо которая.
Удачно использованы пословицы и поговорки типа «суженого конем не объедешь», «белены объелся», «пострел их побери», «что ты бабушку путаешь». Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши. Фонвизин дорожит редкими, но колоритными выражениями, подмеченными им в народной речи: Еремеевна угрожает Скотинину: «Я те бельмы то выцарапаю… У меня и свои зацепы востры!». Последнюю фразу Фонвизин услышал на улице в перебранке двух баб.

10 вредных привычек, из-за которых вы выглядите незрелым на работе

Когда вы ребенок, у вас еще нет инструментов, которые помогают обрабатывать действия и ваши эмоции – таких инструментов, как зрелость, терпение или понимание контекста ситуации. К тому времени, когда вы достигнете совершеннолетия, вы должны лучше понимать, что является уместным и неуместным поведением.

К сожалению, похоже, что многие из нас не хотят взрослеть или, по крайней мере, до сих пор не могут освоить такие навыки, как зрелость и терпение. Согласно исследованию CareerBuilder, примерно 3 из 4 сотрудников были свидетелями того или иного детского поведения среди коллег на рабочем месте, в том числе:

  • Ныть: 55 процентов
  • Надуваться из-за того, что ему не понравилось: 46 процентов
  • Сплетничать о другом коллеге: 44 процента
  • Корчить гримасу за чьей-то спиной: 35 процентов , мы все люди. Мы все время от времени делаем что-то немного незрелое. Но если ребяческое поведение будет продолжаться достаточно долго, чтобы стать привычкой, оно может стать серьезным риском для вашей карьеры. Вот некоторые привычки, которых следует избегать:

    1. Неуважение к местам общего пользования

    Общие кухни или ванные комнаты в офисе — это здорово, и вы должны чувствовать себя комфортно, пользуясь ими в случае необходимости. Но всегда имейте в виду, что они существуют не только для вас одного.

    «Никто не хочет, чтобы его заклеймили как человека, который неделями оставляет прогорклую еду в холодильнике, или кто занимает место в автобазе после того, как приехал в одиночку, или кто всегда опаздывает на встречи и задерживает команду», — говорит Дарчел Насс.

    , старший вице-президент по персоналу и административным вопросам в Addison Group.

    Если вы хотите избежать неблагоприятной репутации, Насс советует вам немного подумать. «В местах общего пользования соблюдайте правила дорожного движения. Если вам трудно не забыть принести продукты домой, поставьте перед собой задачу напоминать вам об этом в конце дня каждую неделю. Планируйте приходить утром на несколько минут раньше и учитывайте расписание и время коллег так же, как и свое собственное. Оперативность и уважение к рабочему времени коллеги дадут вам преимущество».

    2. Быть бесполезным

    Одним из важнейших факторов воспринимаемой зрелости человека является его способность смотреть на вещи с точки зрения других людей. Если вы не готовы сделать все возможное, чтобы помочь своим товарищам по команде, вы не только мешаете своей команде реализовать свой потенциал, но и демонстрируете собственную незрелость.

    «Одна из самых распространенных вредных привычек, с которыми я сталкиваюсь на работе, — это отношение «не моя проблема».

    Люди с таким отношением уклоняются от ответственности за пределами своих конкретных задач и ставят свои собственные цели выше других, включая цели своей команды и даже своей организации. Они не являются командными игроками и помогают другим только тогда, когда это явно выгодно и им самим», — говорит Кристофер К. Ли, основатель и карьерный консультант PurposeRedeemed. «Легко понять, что такое поведение не принесет много друзей. Этих людей считают эгоцентричными, недальновидными, бесполезными и невнимательными».

    3. Обвинение других

    Все совершают ошибки, и вы, вероятно, совершите несколько на протяжении всей своей карьеры. Когда что-то идет не так или не совсем так, как ожидалось, у вас может возникнуть соблазн указать пальцем в чьем-то направлении. Это плохая идея.

    «Это быстрый способ сжечь мосты. Люди будут думать, что вам нельзя доверять, и не будут давать вам работу. Никто не попросит вас об одолжении, если они думают, что вы отвернетесь от них. На рабочем месте нужно поддерживать друг друга, а обвинять других — это полная противоположность этому», — говорит Джейсон Патель, бывший посол карьеры в Университете Джорджа Вашингтона и основатель Transizion, компании по подготовке к колледжу и карьере, которая сосредоточена на преодолении разрыва в возможностях. в Америке.

    4. Неподготовленность к встречам

    Никто не любит встречи, особенно непродуктивные встречи. Если вы приходите на встречу, не потратив время на подготовку, вы замедляете процесс и вызываете гнев всех присутствующих.

    «Часто новые сотрудники приходят на встречу, не собираясь уходить с полезными советами для себя или других», — говорит Скотт Фиш, основатель 32° Digital Marketing. «Если вы проводите собрание, установите ожидание, что люди должны прийти готовыми внести свой вклад, делегировать полномочия и признать свой собственный ценный вклад, который можно внести в проект».

    5. Сплетничать

    Отличные команды строятся на доверии и уважении, и мало способов подорвать этот фундамент быстрее, чем распространять слухи и негативно отзываться о коллегах за их спиной.

    «Людям нравится разговаривать на рабочем месте, потому что так день проходит быстрее, но если эти разговоры склоняются к сплетням, это испортит ваше восприятие на рабочем месте. Есть большая разница между дружелюбным коллегой, который всегда готов быстро поболтать, и подлым нарушителем спокойствия, постоянно распространяющим слухи», — говорит Джастин Хассонг, основатель Heat Checks, нового спортивно-туристического издания.

    «В конце концов люди поймут, и ваши слова вернутся к вам. Если вы заботитесь о своей работе и хотите продвигаться вперед, вам не следует создавать впечатление, что вы пытаетесь урезать других ради собственной выгоды. Это говорит о том, что вы не командный игрок, и это никогда не бывает хорошей идеей».

    В некоторых случаях небольшая незрелость может быть безобидным способом выпустить пар и даже помочь коллегам сблизиться. Поддержание своего «внутреннего ребенка» обычно считается хорошей вещью, но это не значит, что вы должны позволять своему внутреннему ребенку управлять рулем, особенно когда результат может повредить вашей карьере.

    Узнайте: что такое soft skills и почему они так важны.


    Найдите работу, которая востребована:

    • Неполный рабочий день
    • Работа из дома (WFH)
    • Рабочие

    Карьерные советы для рабочего места:

    Новый офисный этикет: правила для современного рабочего места
    Смартфоны убивают производительность на рабочем месте?
    Что такое навыки решения проблем и почему они важны?

    Связанные темы: Должности, Сравнение зарплат, Центр поддержки трудоустройства, Карьерный совет, Поиск работы

    Знайте признаки и как с этим бороться0008

  • Как предотвратить влияние эмоциональной незрелости на ваше психическое здоровье
  • Получить профессиональную помощь

Зрелость означает, что человек, животное или растение достигли своей последней стадии роста. Тот, кто не достиг этой стадии, является незрелым. Это легко понять, когда речь идет о физическом развитии, но что значит быть эмоционально незрелым?

Американская психологическая ассоциация определяет эмоциональную зрелость как «высокий и соответствующий уровень эмоционального контроля и выражения». Эмоциональная незрелость, с другой стороны, представляет собой «тенденцию выражать эмоции без ограничений или непропорционально ситуации». Другими словами, эмоциональное поведение, выходящее из-под контроля или не соответствующее ситуации, можно считать незрелым. Это больше похоже на эмоциональные реакции, которые вы могли бы ожидать увидеть от ребенка, чем от взрослого.

Признаки эмоциональной незрелости

Эмоционально незрелые люди не соответствуют ожиданиям общества в отношении социального поведения в своем возрастном диапазоне. Можно с уверенностью предположить, что взрослый сможет учитывать их влияние на других и обращать внимание на их чувства. Эмоционально зрелые люди могут принимать критику и учиться на ней. Взрослые с эмоциональной зрелостью также могут думать и планировать будущее. Однако люди с эмоциональной незрелостью борются с этими вещами.

Эмоционально незрелым людям не хватает определенных эмоциональных и социальных навыков, и у них возникают проблемы в общении с другими взрослыми. Некоторые виды поведения могут быть сигналом того, что вы имеете дело с эмоционально незрелым человеком:

Импульсивное поведение . Дети часто импульсивны. Они говорят вне очереди или касаются вещей, которых не должны касаться. Они говорят вещи, не думая о том, как они повлияют на других людей. Со временем люди учатся не делать таких вещей. Эмоционально незрелые взрослые не научились сдерживать свои импульсы. Они действуют непредсказуемо или антисоциально.

Требует внимания. Маленьким детям скучно, когда на них не обращают внимания. Они будут делать что-то, чтобы снова привлечь внимание к себе, даже если это будет означать негативное поведение. Эмоционально незрелые взрослые часто делают то же самое. Они могут не вести себя негативно, но могут вмешиваться в разговоры или отпускать неуместные шутки, чтобы привлечь всеобщее внимание.

Обзывание и запугивание . Обычно взрослые не прибегают к тактике школьного двора, когда общаются с другими взрослыми. Вы редко видите, как двое взрослых обзывают друг друга злыми словами. Тот, кто ведет себя в школе как плохой ребенок, не использует зрелую эмоциональную тактику. Вместо этого они полагаются на детские проявления гнева.

Избегание. Эмоционально незрелые люди могут не иметь хорошего представления о будущем или о том, как его планировать. Отказ брать на себя серьезные обязательства, такие как преданные отношения, карьера или инвестиции, такие как владение домом, является признаком избегания ответственности. Такие люди могут позволить другим заботиться о себе намного больше, чем они должны быть самодостаточными. Это иногда называют синдромом Питера Пэна в честь вымышленного персонажа, который никогда не хотел взрослеть.

Нарциссизм . Важным аспектом зрелости является способность думать о потребностях и чувствах других людей. Незрелые люди, кажется, заботятся только о себе. Они не любят компромиссов и не хотят принимать во внимание идеи других людей. Они всегда хотят идти своим путем.

Как предотвратить влияние эмоциональной незрелости на ваше психическое здоровье

Если вы пытаетесь наладить отношения с эмоционально незрелым человеком, вы можете сделать несколько вещей, чтобы облегчить ситуацию. Когда вы работаете над разрешением ситуации, вы можете предотвратить негативное влияние на свое психическое здоровье и снять стресс.

Связь. Один из способов начать с честного, но деликатного разговора об их поведении. Вы можете указать на то, как их слова или действия заставили вас чувствовать себя, и попросить их быть более деликатными в будущем. Возможно, вам придется повторить этот разговор несколько раз. Требуется время, чтобы изучить новые эмоциональные паттерны.

Будьте позитивны. Когда человек ведет себя зрелым и искренним образом, похвалите его за это. Позитивное подкрепление — мощный инструмент поощрения роста. Родители часто делают это, чтобы поощрить определенное поведение маленьких детей. Взрослые также положительно реагируют на похвалу.

Настроить. Вы также можете попытаться скорректировать свои собственные ожидания, в разумных пределах, конечно. Не все изменятся, но вы можете изменить свое отношение к людям. Вы можете изучить их модели и найти способы обойти проблемное поведение.

Получить профессиональную помощь

Возможно, вы не сможете самостоятельно наладить отношения с эмоционально незрелым человеком. Если это так, ищите кого-то, кто может помочь в этом. Семейный консультант или психотерапевт для семейных пар может помочь вам и вашему близкому человеку научиться строить более позитивные отношения.

Если эмоционально незрелый человек в вашей жизни является коллегой, попробуйте поговорить с кем-нибудь из отдела кадров о ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *