Крещение Руси
Рейтинг
отзывов
25
посетило
276
Длительность
2 часа
Крещение Руси — одно из ключевых событий отечественной истории. Оно привело к распространению кириллической письменности и книжной традиции, колоссальным политическим последствиям. Однако наше понимание происходившего тысячу лет назад напоминает исторический миф. На лекции дополним легенду о послах, которых принимал князь Владимир, разбором самых очевидных вопросов, вытекающих из Повести временных лет.
Почему Владимир решил крестить Русь, почему к нему приехали (и приехали ли) именно эти послы (мусульмане, представители двух версий христианства и иудеи), почему он выбрал православие, почему после этого князь вдруг ринулся штурмовать Херсонес, зачем он шантажировал византийцев взятием Царьграда, при чем тут византийская принцесса и как в итоге происходило крещение.
лектор
лектор
Константин Михайлов
Религиовед и историк, публичный лектор и преподаватель, ведет научные исследования в области современного положения религии и гендера
Лекция замечательная! Огромное спасибо Константину!
Екатерина Юрьевна о лекции
«Крещение Руси»
21 июня 2021
Одно наслаждение слушать умнейшего человека. Спасибо огромное!!!
Соколова Анна о лекции
«Крещение Руси»
19 февраля 2021
Вижу Константина — покупаю лекцию! Я стала уже его фанатом. Крещение Руси — знаковое событие, которое невозможно переоценить. Лекция охватывает не только историю Руси и ее характеристики накануне 988 года, но и что происходило в мире, в каком контексте события в Византии повлияли на крещение. Лекция — как художественное произведение, со своими главными и второстепенными героями, войной и миром, любовью и предательством. В эпилоге — что произошло с главными героями после. Восторг!
Ирина Куртикова о лекции
«Крещение Руси»
11 февраля 2021
Все лекции Константина на одном дыхание.
Ольга Ермакова о лекции
«Крещение Руси»
10 февраля 2021
Большое спасибо за лекцию! Очень интересно и информативно!
Валерия Тихомирова о лекции
«Крещение Руси»
8 февраля 2021
Эта лекция доступна в записи
Можно посмотреть прямо сейчас
Доступ в течение 3 месяцев
Купить запись лекции
Отзывы о лекции
Рейтинг
отзывов
25
посетило
276
Длительность
2 часа
, если вы посещали эту лекцию и хотите оставить отзыв
Сортировать по
Лекция «Крещение Руси»
Вижу Константина — покупаю лекцию! Я стала уже его фанатом. Крещение Руси — знаковое событие, которое невозможно переоценить. Лекция охватывает не только историю Руси и ее характеристики накануне 988 года, но и что происходило в мире, в каком контексте события в Византии повлияли на крещение. Лекция — как художественное произведение, со своими главными и второстепенными героями, войной и миром, любовью и предательством. В эпилоге — что произошло с главными героями после. Восторг!
новинка
Покупайте сертификат на 5, 10 или 20 лекций вместо отдельных лекций и экономьте до 40%
Подробнее
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
24 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
подписка
Пишем два раза в неделю. В письмах рассказываем о скидках и о том, куда стоит сходить прямо сейчас. Даем полезные лайфхаки, знакомим с лекторами и форматами обучения.
Вы подписаны 👍
Крещение Руси как поворот истории,
Приблизительное время чтения: 8 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
О крещении Руси и о том, как выбор веры сказался на князе Владимире, его окружении и всей стране, мы беседуем с заведующим кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессором Алексеем Светозарским.
Князь, который стал человеком
— Алексей Константинович, давайте начнем с личности самого князя Владимира. Насколько совпадают легенда и исторический персонаж?
— А это смотря что понимать под легендой. Если говорить о народных легендах, где князь Владимир, например, борется с монголо-татарами (которые пришли на Русь только в 1223 году, спустя 208 лет после его смерти), высылая против них Илью Муромца, — то здесь все понятно. То есть образ его настолько сильно впечатался в народное сознание, что его наделяли фантастическими чертами, проецировали на другие исторические эпохи. Неслучайно его называли «Красно Солнышко» — ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета.
Но нас с вами, очевидно, интересует другое — насколько соответствует реальности хрестоматийный исторический образ. Понятно, что целиком полагаться на «Повесть временных лет» не следует: летописец, бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином. Впрочем, если преувеличение и есть, то лишь количественное. О князе Владимире мы ведь знаем и из зарубежных источников. И тут важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, скольких противников он убил, — важно, что, приняв святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Заметим, что изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать.
Тем не менее, князь Владимир смог. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
— А оказало ли принятие новой веры какое-то влияние на жизнь простого народа? Или люди надевали нательный крест, но продолжали жить так же, как и раньше?
— Разумеется, в массе своей народ не понимал всю глубину христианского вероучения, но принимал его в простоте сердца, по доверию. Это вообще очень характерная деталь для патриархальных обществ: «Так сделали старшие, и мы этому будем подражать». Например, «Повесть временных лет» так передает эту позицию: если бы князь, и бояре, и дружина не оценили бы положительно этой веры, не сочли бы ее своей, то они не имели бы основания креститься.
— То есть «князь плохого не посоветует»?
— Именно! Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Это прежде всего многоженство. Кроме того, изменилось отношение к зависимым людям: холопам, закупам, крепостным и так далее (в древнерусской жизни существовали разные формы зависимости). В подобных людях начали видеть своих собратьев во Христе, таких же грешников, каким является и сам господин, исповедующий христианскую веру. Далее, очень быстро ушли в прошлое те элементы народной жизни, которые были явно чужды христианству, в частности умыкание жен, которых воровали во время игрищ меж селами. Что же касается «бытового» язычества, то оно ушло в дома и в каких-то формах существует и доселе. Причем мы в этом отношении не уникальны — в Европе происходило то же самое.
Капитуляция язычестваФото Владимира Ештокина
— Часто приходится слышать, что князь Владимир крестил Русь насильственно, а значит, нельзя говорить, будто Православие — это свободный выбор русского народа. Что об этом говорит историческая наука?
— Начну с того, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду — крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности*. Однако он содержит уникальные сведения и потому вызывает интерес у историков, тем более на фоне других источников по домонгольской Руси, которых совсем немного. Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, для того чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но, тем не менее, своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе Крещение.
Тут есть интересный момент — в этой летописи упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход. То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь Православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже была почва для принятия новой веры.
— Можно ли сказать, что в целом восточные славяне довольно легко расстались с язычеством?
— Да, и здесь мы видим разницу при сравнении с некоторыми соседними народами — к примеру, с болгарами, поляками (в Польше в 1031–1037 годах мощное антихристианское восстание охватило всю страну), полабскими и поморскими славянами. Тому есть несколько причин. Начну с того, что славянское язычество было, если можно так выразиться, неконкурентоспособно. Типологически оно, как мне кажется, было близко к скандинавскому, но находилось только в начале своего становления — не было ни священных книг, ни оформившегося культа… Конечно, в последнее время в массовой печати всплывают «сенсации» — якобы найдены древние славянские «ведические» книги. Но любой историк-профессионал без труда распознает здесь подделку. Причем чаще всего такие фальшивки — плод целенаправленной деятельности современных неоязыческих сект.
Фото Владимира Ештокина
А вторая причина, по которой наши предки легко приняли Крещение, — это то, что была подготовлена почва. За сто с лишним лет до князя Владимира, в IX веке, уже состоялось так называемое первое Крещение Руси. То есть к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Особенно если говорить о южнорусских землях. Так что в целом русские люди крестились охотно. Не было ни массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы.
Известны, правда, несколько случаев, получивших позже название «бунт волхвов» (в 1024 году в Суздале, на рубеже 60–70 годов XI века в Новгороде и на Ярославщине), но это вовсе не были народные волнения. И в Суздале, и в Новгороде волхвы просто устраивали «охоту на ведьм» по своему языческому обычаю, что являлось душегубством по христианскому закону. Согласно летописям, волхвы искренне не понимали, в чем провинились, и надеялись на защиту князя. Были, однако, и случаи, когда язычники изгоняли епископов (например, в Ростове Великом, откуда были изгнаны два первых епископа, а третий, святитель Леонтий, убит). Есть, впрочем, предположение, что северо-восточные земли были оплотом не только язычества, но и христианских уже ересей — прежде всего богомильства, которое повлияло на позднее славяно-финское язычество северо-востока. Вновь замечу, что все эти случаи были, что называется, «точечными», а не массовыми.
Еще одна причина, почему христианство на Руси не встретило активного сопротивления, состоит в том, что богослужение велось на понятном народу языке — в отличие от латинского обряда в Польше и Поморье.
Тем не менее, нельзя сказать, что с появлением христианства язычество безвозвратно ушло. Пресловутая «народная культура», существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала в себя множество языческих элементов. Даже в наше время эти языческие элементы порой проявляются.
Евангельский эксперимент князя Владимира
Фото Владимира Ештокина
— Как, по-Вашему, повлияло Православие на государственно-политическую практику Киевской Руси?
— «Повлияло» — это не то слово. Православие, на мой взгляд, фактически сформировало русскую государственность. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры.
— Известный историк первой половины прошлого века Антон Карташев, говоря о пирах князя Владимира, куда тот начал приглашать простонародье, утверждал, что князя подвигло на это прочтение Евангелия — тот решил обустроить социальную жизнь своего княжества по евангельской мерке. Согласны ли Вы с таким мнением?
— Тут не все так просто. Изначально такие пиры были проявлением языческой стихии — другое дело, что князь Владимир эту стихию в какой-то степени воцерковил. Ведь что такое пир? Это неформальное общение князя со своими дружинниками, то есть с крупными государственными сановниками, говоря сегодняшним языком. Благодаря пирам решалось множество важных вопросов, преодолевались какие-то разногласия, конфликты. То есть они были важным элементом в системе управления, существовавшим и до Крещения Руси.
Кроме того, в дополнение к пирам с дружиной, князь Владимир учредил и пиры с духовенством, и пиры для нищих, увечных. Такие пиры, помимо всего прочего, еще и демонстрировали отношение князя как к священникам и монахам, так и к бездомным, увечным, беспомощным людям, то есть обозначали некие приоритеты в государственной политике. Подчеркну, что кроме собственно пиров для нищей братии, по Киеву на телегах развозили пропитание для нуждающихся — как мы бы сейчас сказали, гуманитарную помощь. Скорее всего, князь Владимир действительно делал это из христианских соображений.
— Насколько успешным оказался этот его социально-христианский эксперимент?
— Раз уж мы упомянули Антона Владимировича Карташева, то скажу, что он, как и его учитель академик Евгений Евстигнеевич Голубинский, сами утверждали, что социальная помощь, социальная работа не приняли в домонгольской Руси каких-либо стабильных форм. Они подчеркивали, что Древняя Русь знала лишь так называемую «поручную милостыню», когда из рук в руки, частным образом, передавалась некая сумма, чтобы нуждающийся человек мог поддержать свою жизнь. Но сам же Карташев себе и противоречит, приводя примеры социальной активности в домонгольский период. Совершенно очевидно, что к милостыне все не сводилось. Существовали так называемые церковные дома — мы сейчас в точности не знаем, что это такое, но, видимо, это были, если применить современные аналогии, своего рода социально-благотворительные центры. Есть предположения, что существовали больницы, богадельни, странноприимные дома…
Что же касается преемственности этой политики, то при Ярославе, сыне князя Владимира, помощь нуждающимся осуществлялась не в меньших масштабах.
Вообще, время правления князя Владимира не следует считать каким-то случайным историческим эпизодом, после которого все «вернулось на круги своя». Совершенно очевидно, что выбор веры стал поворотным моментом в жизни молодого государства и во многом определил его будущее.
* Впервые Иоакимовская летопись была опубликована в XVIII веке историком Василием Татищевым, приписывавшим ее новгородскому епископу Иоакиму. В дальнейшем споры о подлинности летописи вели самые видные российские историки. Так, Карамзин считал летопись «просто шуткой», в то время как Сергей Соловьев не сомневался в ее подлинности. Церковный историк Евгений Голубинский предположил, что речь может идти не о реальной летописи и не о «шутке», а о сборнике исторических легенд, популярных в XVII-XVIII веках. Знаменитые археологические раскопки академика Валентина Янина подтвердили ряд пунктов летописи, что привело ученого к выводу о том, что летопись — текст, составленный в XV веке и содержащий немало достоверной информации. — Ред.
Фото на заставке Владимира Ештокина
Читайте также:
Крещение Руси: как это было
Мифы о Крещении Руси
Теги: Святой равноапостольный князь Владимир Святой равноапостольный князь Владимир Тема номера: «Крещение Руси: выбор веры» Тема номера: «Крещение Руси: выбор веры»
Украинская Православная Церковь отмечает 1034-летие Крещения Руси — Новости — новости Православия Князь Владимир и Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий по случаю Дня Крещения Руси совершили праздничное богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
На площади перед Успенским собором монастыря состоялась Божественная литургия. Предстоятелю сослужили председатель Духовного суда УПЦ митрополит Каменец-Подольский и Городок Феодор, наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, а также митрополиты, архиепископы, епископы и клирики Украинской Православной Церкви.
Богослужебные песнопения исполнялись Митрополичьим хором под управлением архимандрита Геронтия (Борисевича), а также хором Киевских духовных школ под управлением архимандрита Романа (Подлубняка).
Во время богослужения все молились о мире на украинской земле, об избавлении от врага, чтобы Господь призрел на наш народ и спас отчаявшихся и бездомных, о Божьем благословении всем, кто помогает нуждающимся. Предстоятель призвал Божию милость к украинскому народу, чтобы Господь просветил власть имущих, укрепил мужество воинов, освободил пленных, исцелил больных и дал приют потерявшим свой дом.
После литургии состоялся праздничный молебен, и верующие во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием отправились крестным ходом в Дальние пещеры Киево-Печерского монастыря, где вознесли молитвы святому князю Владимиру и были окропил святой водой. Блаженнейший Митрополит Онуфрий поздравил паству с праздником и пожелал Божия благословения и мира.
После этого Предстоятель совершил поминальную литургию на могиле Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Как писал СПЖ, Предстоятель УПЦ возглавил торжества в честь 1034-й годовщины Крещения Руси.
УПЦ Киево-Печерская Лавра Блаженнейший Митрополит Онуфрий Крещение Руси Праздник
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.
См. также
24 февраля все храмы УПЦ помолятся о защитниках Украины и погибших 21 февраля 16:21
Глава Архиепископии РПЦ: Патриарх Кирилл совершил большую ошибку 21 февраля 14:53
СБУ задержала журналиста, писавшего о церкви 21 февраля 13:15
Суд избрал меру пресечения митрополиту Черкасскому Феодосию 21 февраля 09:16
Байден посетил Михайловский собор ПЦУ в Киеве 20 февраля 15:48
КДАиС критикует государственную этнополитическую экспертизу Устава УПЦ 20 февраля 14:25
Память о Крещении Киевской Руси
Святой благоверный князь Владимир, Креститель Руси
Мои глубочайшие извинения за то, что это воспоминание приходит довольно поздно, но важно отметить крещение великого князя св. позже предоставит убежище тем англичанам, которые бежали от разрушительного вторжения Вильгельма Бастарда. Долг чести, который мы, православные, перед великим князем св. Владимиром почти так же велик, как и перед святыми отцами нашими среди святых свв. Кирилл и Мефодий.
Эта история знакома русским, но, возможно, не очень американцам или британцам. Рассказывают, что св.Владимир, поняв, что языческие боги его предков не могут принести единства его народу, жаждавшему истин, провозглашаемых великими авраамическими религиями, отправил послов в страны, следующие за каждой из них: исламскую Болгарию, иудейскую Хазарию. , романистская Германия и православная Византия. Ислам Владимир отверг из-за его строгости и суровости, чувствуя, что в их вере нет радости, и особенно отвергая исламские табу на употребление алкоголя и употребление в пищу свинины. На иудаизм Владимир тоже смотрел косо из-за его ограничений в питании, а также из-за утраты Иерусалимского Храма. Владимир также слышал доклады своих посланников в Германии, которые находили ее храмы слишком строгими и слишком безжизненными.
С. Во время своего обращения Владимир претерпел великую трансформацию духа и характера. Если раньше он был жестоким, своенравным и вел развратную жизнь в окружении восьмисот наложниц, то позже он отослал их всех и женился на греческой христианской принцессе Византии Анне, которой оставался верным до конца своей земной жизни. Он разрушил изваяния языческих богов, воздвигнутые им ранее в своей жизни, в том числе статую Перуна, которую он воздвиг в Киеве, и воздвиг на их месте великие монастыри и церкви. В своем первоначальном импульсивном рвении к исправлению себя («но так красиво импульсивно!» — восклицал в одном из писем славянофил-философ Иван Киреевский) он первоначально стремился простить и освободить всех преступников, которых он арестовал и посадил, но сама Церковь не позволять ему этого делать, заботясь о сохранении государства и его обязанностей и четко отделяя их от своих собственных духовных обязанностей внутри Церкви.