28 июля — День Крещения Руси
26 июля 2013, 21:01
День Крещения Руси отмечается 28 июля /15 июля по старому стилю/, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира /960-1015 гг/.
История праздника
В России дату Крещения Руси /988 год/ не отмечали вплоть до конца XIX века. Юбилей события официально праздновался лишь однажды: в СССР в 1988 году торжественно отметили 1000-летие крещения.
В 2006 году была создана международная общественная организация «День Крещения Руси». Первое празднование, организованное церковью и общественными организациями, прошло на Украине в 2007 году. Спустя год в Киеве праздничные мероприятия в связи с 1020-летием Крещения Руси состоялись уже на церковном и государственном уровнях. С 2008 года на Украине 28 июля является государственным праздником «Днем крещения Киевской Руси — Украины» и отмечается ежегодно.
В 2008 году Архиерейский собор Русской православной церкви обратился к президенту РФ с предложением отмечать на государственном уровне 28 июля как День Крещения Руси. 1 июня 2010 года президентом был подписан Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», который установил новую памятную дату. В 2011 году праздник впервые одновременно отметили в столицах трех славянских государств — Киеве, Москве и Минске.
Празднование 1025-летия Крещения Руси
Подготовкой празднования 1025-летия Крещения Руси занимается международный комитет, в который вошли представители России, Украины и Белоруссии. Организаторы отмечают, что в 2013 году празднование пройдет не только в Киеве, Москве и Минске, но и «по всей территории исторической Руси». В юбилейных торжествах примут участие представители пятнадцати Поместных православных церквей. В Киев приедут президенты России, Молдавии и Сербии. В день празднования все колокола храмов Русской православной церкви в России, Украине и Белоруссии одновременно оповестят о знаменательной дате.
В рамках празднования 1025-летия Крещения 30 мая во Владивостоке начался крестный ход с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира. По железной дороге в специальном вагоне-храме ковчег с частицами мощей святого перевозили из города в город. 27 июня святыню доставили в Белоруссию, а 4 июля она была перевезена на Украину. 27 июля крестный ход завершится в Киеве на Крещатике. Ковчег с мощами встретят патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
К юбилею Крещения Руси из греческого православного собора города Патры доставлена одна из самых почитаемых святынь христианского мира — крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный. С 11 по 15 июля крест находился в Санкт-Петербурге, с 16 по 25 июля — в Москве, с 26 по 28 июля будет находиться в Киеве, а с 29 июля по 2 августа — в Минске.
24 июля, в день памяти равноапостольной княгини Ольги, в храме Христа Спасителя состоялось соборное богослужение высших священнослужителей всех Поместных православных церквей, эта общая молитва открыла празднование юбилея Крещения Руси. 27-28 июля общие богослужения пройдут в Киеве, 29 июля — в Минске. На Украину и в Белоруссию иерархов доставит литерный поезд, который отправляется из Москвы 26 июля.
История Крещения Руси
Древнерусское государство возникло в IX веке в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также ряда других земель. В 882 году при князе Олеге Киев стал столицей Древней Руси, которая имела тесные связи с христианской Византией.
Первым из русских правителей, принявших христианство в 954 году, стала княгиня Ольга, правившая Киевской Русью после гибели мужа князя Игоря Рюриковича. Но утверждение христианства как общегосударственной религии произошло в 988 году при внуке Ольги — князе Киевском Владимире Святославовиче /Владимир Красно Солнышко/.
О том, как Владимир крестился и крестил Русь, достоверно не известно. В основном историки основываются на «Повести временных лет». Согласно летописи, в 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении князя Киевского. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Император дал согласие на брак при условии, что Владимир подавит мятеж в Малой Азии. Русское войско было направлено в Византию, и мятеж был подавлен, но Василий II не выполнил договор. Тогда князь Киевский Владимир собрал рать и в 988 году после длительной осады взял центр Византийских владений — Херсонес /Корсунь/. В Херсонесе состоялось бракосочетание принцессы Анны с Владимиром. Там же Владимир принял крещение, получив христианское имя Василий.
После возвращения в конце лета 988 года в Киев Владимир собрал всех жителей на берегу Днепра. В водах этой реки и крестили киевлян византийские священники. Это событие вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного и трудного процесса утверждения христианства на русских землях. Спустя год князь Киевский крестил новгородцев. В XI веке христианство распространялось в городах, а к XIII веку было крещено и сельское население.
Крещение Руси содействовало укреплению государственности, объединению славянских, балтских, угро- финских и других племен, развитию культуры, письменности, искусства и архитектуры.
Крещение Руси князем Владимиром 988 год, суть, причины
Около тысячи лет назад в истории нашей страны произошло важное событие, которое определило дальнейшее развитие страны — Киевская Русь приняла Крещение. И у современного человека возникают вопросы на эту тему, но первый всегда звучит одинаково – зачем князь Владимир это сделал?
Крещение Руси
Под этим термином следует понимать введение Киевским князем Владимиром Святославичем (Будущий Святой Равноапостольный Князь Владимир I Святой) на территории Древнего Руси в качестве государственной религии христианства византийского обрядового или Православия. Датой Крещения считается дата 988 год, но некоторые источники указывают и на 990 и на 991 год.
Мнение ученых о причинах Крещения Киевской Руси
Русскоязычные историки называют несколько причин, по которым Владимир принял новую религию в качестве государственной.
Однако русский историк Н. М. Карамзин считает, что главной причиной принятия Владимиром христианства является стремление князя к просвещению народа. А в качестве таковых для нужд государства были необходимы люди, которые могли бы читать, писать и считать, эти знания имели люди, принадлежащие к церковному сословию.
Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. В то же время он полагал, что главная причина, по которой князь принял христианство, — это экономика. Для дальнейшего развития государства необходимо было ввести общие экономические механизмы, которые бы обеспечили развитие всех регионов страны. В то время как для людей средневековья торговля и христианство были основными составляющими жизни. Языческое государство Древняя Русь могло бы остаться в политической и экономической изоляции, христиане не желали иметь дела с язычниками.
О причинах крещения
Современные ученые считают, что в основе этого лежит комплексный взгляд на причины Крещения Древнерусского княжества. В первую очередь это связано с тем, что принятие единой государственной религии обусловлено следующими причинами.
Внешняя политическая причина
С середины X века Киевская Русь была огромным государством на востоке Европы, но вот политический его был невелик. А все дело в религии. В России была языческая страна, а европейские страны приняли христианство как государственную религию. Выходит, так, что языческая Русь – это государство второго сорта, общение с которым доступно только по очень ограниченным вопросам, в то время как ее государь не имеет равных европейских правителей и князей.
Владимиру не нравились такие условия. Ему хотелось иметь уважение и почет. Эту проблему можно было бы решить, приняв христианство. В случае принятия единой религии Владимир получил бы возможность породниться с кем-либо из европейских правителей.
Внутренняя политическая причина
И положение князя Владимира в качестве государя России было очень шатким.
В первую очередь, — это происхождение. Согласно информации некоторых источников, его матерью была рабыня и, следовательно, он, согласно законам, того времени, тоже являлся рабом и рассчитывать на княжеский престол не мог в принципе.
А во-вторых, это и есть процесс восхождения на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава (внук Ярополка), занял престол после смерти Ярополка. Есть мнение, что Владимир был причастен к убийству его младшего брата. В глазах европейской и местной элиты он являлся незаконнорожденным, не имеющим право наследования и узурпатором престола. Ему необходимо было сделать нечто, что могло бы изменить мнение общества о нем. Этим и было принятие христианства в качестве государственной религии, которая давала безоговорочное подчинение власти императора (православного).
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Управленческая причина
При принятии Православия в качестве официальной идеологии и государственного устройства Древнерусского государства прошло всего лишь около 100 лет. Это не так уж и много, по историческим меркам это совсем маленький возраст. При этом население страны было представлено в виде смеси совершенно разных по происхождению групп и народов – различные славянские племена, финско-угорские племена. Балтийские и скандинавские народы на севере, тюрки-северяне на юге, чудь и литвин на западе. Это очень сложно, управлять таким конгломератом народов. В качестве инструмента управления была необходима общая идея, которая бы могла выступить в роли инструмента управления. При этом в Византии Владимир видел, что религия могла бы выполнять функцию инструмента государственного управления разрозненным населением, и на территории его княжества.
Почему было выбрано православие
Почему Владимир выбрал именно христианство по греко-византийскому или византийскому обряду?
Есть красивая легенда о посланцах разных религий, которые пытались склонить князя принять свою веру. Согласно легенде последней каплей, которая подтолкнула Владимира принять Православие, были восторженные отзывы его послов на церковную службу в столице Византии, в храме Святой Софии. В этой легенде есть доля правды, но она не совсем соответствует действительности.
О чем говорит История по этому вопросу
Согласно историческим фактам можно сделать вывод о том, что князь действительно интересовался различными видами религий и контактировал с представителями конфессий. По этой причине выбор в пользу православия от Византии был обусловлен следующими причинами:
- Византия была самым могущественным государством того времени, диктовавшим свое мнение всему миру. С принятием христианства и женитьбы на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж Российской империи в глазах европейских монархов.
- Влияние византийских священников на русскую жизнь было огромным и существовало уже долгое время. А бабка Владимира — Святая Ольга приняла крещение от Византийского Императора. В то время уже существовала христианская община и принятие Христианства в качестве государственной религии было делом времени.
- Византия сама стремилась к тому, чтобы Русь приняла Православие и именно из Византии.
Таким образом, Империя устраняла военную угрозу с Севера и включала огромное государство и огромное множество населения в орбиту своего влияния.
Есть мнение, что Владимир и вовсе не думал о других религиях, кроме Православия, так как влияние Византии и ее культуры было огромным.
Если говорить о крещении Киевской Руси как о условном понятии, то оно связано с целым рядом решений и событий, которые имели место в различное время. Разумеется, князь Владимир Святославич сыграл большую роль в том, что народ Руси стал христианским, и что это произошло благодаря ему. Но сводить все дело к нему одному было бы абсолютно неправильно. В данном случае Владимир является неким символом принятия христианства восточным славянством. Потому что именно поэтому его считают, как Православным Святым, а также запечатанным в образах исторической памяти (иконах, картинках, памятниках и так далее) современных народов, которые вышли из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.
Первым делом, следует различать решение самого князя и нескольких его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческий культ и принять христианство как официальную и обязательную для всех жителей веру. Однако введение официальной и обязательной для каждого человека религии не могло произойти за один день и на пустом поле: у события такого масштаба были разные предпосылки (и не только политические, но и экономические и культурные).
Если говорить о событиях тысячелетней древности, то необходимо помнить, что сохранились очень мало источников времени правления Владимира, а сохраняющиеся сложно интерпретировать однозначно. До нас дошли лишь несколько коротких и отрывчатых иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, чеканенные в начале XI века при князе Владимире, с его изображением как христианского государя (князь изображен с Крестом). «Известия» Киевской летописи и некоторых других древнейших русских летописей повествуют о Крещении Руси спустя много лет после смерти князя, и в основном это просто легенды.
В «Повести временных лет» есть много неясного и сложного. Во второй половине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников-редакторов, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Как правило, в этом случае речь идет о историческом или литературном творчестве, частично и искаженно рассказывающем о реальных событиях. По-видимому, это не “невиновность”, но скорее “недоверие” характеризует отношение к нему современных историков.
Но если учесть все эти обстоятельства, то следует признать, что реальных мотивов князя Владимира, решившего принять христианство, мы не знаем.
Путин вместе с Русской православной церковью переписал историю церкви, чтобы оправдать вторжение в Украину
Марк Эллис —
Памятник Владимиру Великому возле Кремля, установленный в 2016 году отображение в адресе 21 февраля st , в котором изложены его исторические обиды, как предлог для начала его вторжения в Украину. Утомительная, пренебрежительная речь Путина вызвала навязчивые отголоски Адольфа Гитлера накануне Второй мировой войны. В превосходной статье Джорджа Вейгеля в Wall Street Journal «Русская православная церковь и Украина» он прослеживает зачатки русского империализма, начатого Петром Великим, которые продолжились после падения царизма Лениным и Сталиным с их сборищем бывшего Советского Союза.
Вейгель связывает зарождение украинской идентичности с массовым крещением в Киеве, известным как Крещение Руси в 988 году, которое возглавил князь Владимир. Народ русов изначально был викингами (скандинавами) из Швеции, поселившимися между Балтийским и Черным морями.
Согласно церковному преданию, христианство впервые принес в регион апостол Андрей, когда он путешествовал по Черному морю в греческую колонию в Крыму, где несколько тысяч человек обратились ко Христу.
За два года до массового крещения в 988 году князь Владимир встретился с представителями нескольких религий, чтобы выбрать религию для себя и своего народа. Он счел ислам непригодным из-за его требований об обрезании и запрета на алкоголь и свинину. Один из его посланников сообщил ему, что он не находит радости среди мусульман; «Только печаль и сильный смрад».
Он исследовал иудаизм, но пришел к выводу, что они были оставлены Богом из-за потери ими Иерусалима.
Но когда посланник Владимира увидел блистательный храм Святой Софии в Константинополе и причудливые обряды в нем, он был поражен: «Мы уже не знали, на небе ли мы или на земле, — сообщал он, — и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом».
В ответ князь Владимир вернулся в Киев после военной победы в Крыму и призвал свой народ последовать его примеру, массово крестившись в Днепре. Вначале Владимир крестил двенадцать своих сыновей и многих высокопоставленных чиновников.
На следующий день большая часть киевлян приняла христианство и крестилась в Днепре: «богатые, и бедные, и нищие, и холопы».
Крещение Руси в 988 годуПодобно доброму царю Езекии в Библии, он очистил киевских идолов, уничтожив деревянные статуи славянских языческих богов, которые были сожжены или изрублены. Согласно «Истории России» Филипа Лонгсворта, статуя Перуна — их верховного божества — была брошена в реку Днепр.
Все это происходило в Киеве, когда Москва «была густым лесом, населенным волками и медведями», отмечает Вайгель.
В новейшей истории Русская Православная Церковь настаивала на том, что она является законной наследницей Крещения Руси.
Президент Путин на праздновании годовщины Крещения Руси «Это неотъемлемая часть давнего российского заявления, развернутого сейчас г-ном Путиным, о том, что Украина не является настоящей нацией со своей собственной культурой и историей. В лучшем случае Украина — «младший брат» российского гегемона», — объясняет Вайгель.
По мнению Вайгеля, разделяемому украинцами, Украинская Православная Церковь и Украинская Греко-Католическая Церковь претендуют на наследие 988 сильнее россиян.
В 1946 году Русская православная церковь совместно с советской охранкой сформировала церковный совет по ликвидации Украинской греко-католической церкви, защищавшей культурную самобытность и национальные стремления украинцев.
«В прошлом году было арестовано руководство украинской церкви. Тех, кто не был убит, отправили в лагеря ГУЛАГа. Вынужденный «собор» фактически под дулом пистолета уступил церковной вариации классического империализма, поскольку Русская православная церковь поглотила Украинскую греко-католическую церковь, которая прекратила свое существование юридически», — рассказывает Вайгель.
Диссиденты среди украинского духовенства и верующих ушли в подполье на следующие 45 лет. «Сегодня Украинская греко-католическая церковь играет значительную роль в построении религиозно толерантной, демократической Украины», — сказал Вайгель.
Патриарх Московский Кирилл, чья ранняя карьера предполагает сотрудничество с КГБ, установил более тесные связи Московского патриархата с Кремлем. «Это включает поддержку абсурдных заявлений г-на Путина о том, что он является защитником христианской цивилизации, и поддержку политики Путина по восстановлению российской гегемонии на бывшем советском пространстве, которое теперь называется «Русский мир» («Русский мир»).
На инаугурации Путина в 2012 году Кирилл провозгласил Бога божественным источником власти президента и описал русское православие как гаранта и куратора личного самодержавия Путина.
Поскольку Патриарх Кирилл и другие российские церковники настаивают на монополии на наследие Крещения 988 года, они делают вывод, что Украина является и должна быть частью Русского мира.
«Для христианского общения с богатыми духовными и богословскими ресурсами русского православия легитимация тирании и агрессии трагична. Такова, к сожалению, логика искаженной истории крещения восточных славян, совершаемой слишком многими русскими православными лидерами».
Г-н Вайгель — выдающийся старший научный сотрудник Вашингтонского центра этики и государственной политики. Его статья появилась здесь
Русская православная вера в характеристике современной национальной политики – Йельский обзор международных исследований
Финалист конкурса сочинений для старших классов 2021
«Обращение князя Владимира и всей Руси в Православие было имеет поистине историческое значение и сыграло основополагающую роль в формировании развития нашего государства. […] Возникло стремление к государственности на совершенно новой духовной основе […] изменил не только правила поведения в обществе и семейной жизни, но и полностью изменил государственную жизнь». 1
Когда эти слова были произнесены Дмитрием Медведевым — Президентом России по состоянию на 29 июня 2008 г. — в его знаменательной речи, посвященной 1020-летию общенационального обращения России в восточное православие, они были резонируют с ощущением современной политической значимости. единодушно воспринято собранием, присутствовавшим в тот день. 2 Действительно, не так давно многие верующие, с которыми обращались как с гражданами второго сорта при светской советской власти, вероятно, не могли представить себя на службе в только что реконструированном Храме Христа Спасителя, тем более, что к их вере относятся с уважением и уважением. признание национального лидера.
Можно сказать, что эти усилия превратились в современную норму церковно-государственных отношений в России, когда связь между Русской Православной Церковью (РПЦ) и федеральным руководством сейчас, пожалуй, крепче, чем когда-либо, стирая грань между верой, национализм и политика. В последние годы русское православие остается крупнейшей религиозной конфессией в стране, насчитывая более 70 процентов всех приверженцев, и церковь также переживает грандиозное возрождение по всей Родине: старые храмы восстанавливаются, сотни новых строятся. строительство, а также поддержку, полученную на многих фронтах, будь то гражданский, политический или научный. 56 По сообщению Би-би-си, один российский религиовед и богослов сказал в интервью, что «значение церкви в современной России является социокультурным, она является чрезвычайно важной частью чувства национального и культурного личность.
Тесный союз православия с русским государством восходит к X веку нашей эры, когда военные и духовные завоевания князя Владимира I завершились объединением разрозненных византийских провинций и, в конечном счете, созданием первого централизованного русского государства. После события Крещения Руси в 9 г.88 г. н.э., когда один и тот же князь обратил всю Россию в восточное православие, православные ценности неуклонно переплетались с национальной мифологией и политической культурой России, с ярко выраженными чувствами национализма, консерватизма и русской исключительности, и все они имели глубокую связь с доминирующим религия. Действительно, российская исключительность — народная вера в уникальность, святость и божественное провидение России как империи — отстаивается православными приверженцами, считающими, что Россия — единственное государство, в котором со времен Византийской империи сохранились нетронутыми традиционные православные верования. 8 Выражение православного благочестия свидетельствует о почтении к русской традиции и культуре. 9 Руководство России, в свою очередь, проявило заинтересованность не только в содействии развитию национального государства, но и в принятии на себя духовного императива формирования нравственной жизни граждан, о чем свидетельствует поддержка как Бориса Ельцина, так и Владимира Путина для Московского Патриархата. 1011
Русский национализм — тоже хороший тому пример: он начал расцветать вместе с расширением влияния РПЦ в обществе, ибо ограничение свободы вероисповедания, происходившее из-за снижения заметности альтернативных религиозных групп, шло рука об руку с тенденция к увеличению ограничений, налагаемых на права гражданства. Это развитие снова и снова отмечалось как начало медленной смерти зарождающейся российской демократии; однако, когда дело доходит до реалий внутренних церковно-государственных отношений, привилегированный статус РПЦ вкупе с общим сакрализированным видением русской национальной идентичности с правящей властью подталкивает к взаимовыгодным политическим связям между церковью и государством, что при Путине становится все глубже.

Благодаря огромному влиянию Русского Православия и самой церкви на продвижение существующей национальной политической культуры, ценностей и настроений, что помогает формировать государственную политику в целом ряде областей, у Кремля появляется разумный стимул использовать свои связи с доминирующее религиозное учреждение как инструмент влияния. Враждебное отношение РПЦ к деятельности других религиозных групп в России совпадает с неприязнью самого Путина к инакомыслию, что обеспечивает идеологическое оправдание его подавления внутренних девиантных групп.
Список литературы
1 Президент России, «Речь на 1020-летии», пар. 4.
2 Локшин, Турзан и Воллум, «Игры патриотов», 1-2.
3 Уолтерс, «Русская православная церковь», 135.
4 Кишковский, «2 русские церкви».
5 Дэймон, «Репортаж о религии».
6 Локшин, Турзан и Воллум, «Игры патриотов», 2.
7 Дэймон, «Репортаж о религии».
8 Локшин, Турзан и Воллум, «Игры патриотов», 3.
9 Нокс, Русское общество , 146.
11 Нокс, Русское общество , 146.
12 Атунез, «Роль религии».
13 Кёльнер, «Консерватизм в русском православии».
14 Роджерс, Старая вера , 13.
15 Кёльнер, «Консерватизм в русском православии».
16 Койер, «(Не)Святой Альянс».
17 Там же.
18 Там же.
Процитированные работы
Атунес, Хуан Карлос. «Роль религии и ценностей в политике России: случай гибридной войны
». Глобальная стратегия , 11 ноября 2017 г.
https://global-strategy.org/the-role-of-religion-and-values-in-russian-policies-the-case-of-hybrid-warfare/
Койер, Пол. «(Не)священный союз: Владимир Путин, Русская православная церковь и русская исключительность». Forbes, 21 мая 2015 г.
Дэймон, Дэн. «Сообщение о религии». BBC News , 12 ноября 2009 г. 1
Кишковская Софья. «2 Русские Церкви, разделенные войной, воссоединяющиеся». New York Times , 17 мая 2007 г. https://www.nytimes.com/2007/05/17/world/europe/17russia.html
Нокс, Зои. Русское общество и Православная церковь: религия в России после коммунизма. Лондон, Нью-Йорк: Routledge, 2004.
Кёлльнер, Тобиас. «Консерватизм в русском православии и его отношение к политике на местном уровне». Европейский консорциум политических исследований, н.д.
https://ecpr.eu/Filestore/paperproposal/10dd182d-d920-4d12-a2f3-e41ef92a3520.pdf
Локшин, Джейкоб, Алексис Турзан и Дженсен Воллум. «Патриотические игры: Российское государство,
https://dornsife.usc.edu/assets/sites/1050/docs/Case_Studies/Patriot_Games_The_Russian_State_Kosovo_and_the_Resurgence_of_the_Russian_Orthodox_Church.pdf
Президент России.