Крещение ольги последствия: Вдова князя Игоря княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе. Укажите три любых последствия данного события.

Крещение Руси князем Владимиром и распространение веры ☦

Принято считать, что христианизация Киевской Руси произошла во время правления князя Владимира I. 988 год – дата, которую историки традиционно считают отправной точкой смены вектора духовного, культурного и цивилизационного развития Руси. После крещения князя Владимира, христианство стало государственной религией Киевской Руси и всего русского народа. Крещение Руси князем Владимиром имело огромное консолидирующее значение для всех народов Древней Руси.

Содержание

  1. Крещение Руси князем Владимиром: предпосылки и причины принятия христианства
  2. Первое Крещение Руси
  3. Князь Игорь и христианство
  4. Принятие христианства княгиней Ольгой
  5. Дети княгини Ольги и князя Игоря
  6. Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)
  7. Крещение Руси князем Владимиром: причины и мотивы
  8. Крещение князя Владимира
  9. Крещение Киева (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)
  10. Крещение Руси князем Владимиром: значение и последствия принятия христианства на Руси
  11. Крещение Руси князем Владимиром: христианство на Руси и латинский Запад

Крещение Руси князем Владимиром: предпосылки и причины принятия христианства

Каковы же были предпосылки для возникновения христианства на Руси? И кто принял столь радикальное решение – сменить существовавшее сотни лет язычество на новую монотеистическую религию?

Объективной причиной ранней христианизации Руси было выгодное географическое положение (близость к Чёрному морю и Ближнему Востоку). Христианское влияние здесь проявились с самого начала зарождения христианской Церкви.

Уже в первом веке нашей эры апостол Андрей появился в Херсонесе Таврическом. Он нашёл среди греческих колонистов последователей новой веры и создал первые религиозные общины. Отсюда христианская вера распространилась по берегам Чёрного моря.

Согласно повести временных лет, апостол Андрей во время одной из своих многочисленных экспедиций также оказался на том месте, где сейчас находится Киев. Он благословил гору, где находится церковь св. Андрея в Киеве и поставил на ней крест.

Вторым, кто проповедовал христианство на этих землях, был папа Климент I. Он мученически скончался в Херсонесе.

Следующими последователями христианства (ариями) были готы, изгнанные с территории Руси гуннами. Они жили в IV веке н. э. на северном побережье Чёрного моря.

Затем в девятом веке на землях Киевской Руси проповедовали Кирилл и Мефодий. Они, вернувшись из миссии, взяли останки Климента I и привезли их в Рим.

Первое Крещение Руси

Предположительно уже в 860 г. два русинских князя крестились, потому что в 864 г. Фотий I Великий написал в письме одному из них, что послал к нему епископа. Однако неизвестно, был ли это епископ Киевский.

В 866 г. (иногда называют 867 г.) произошло первое крещение Руси в результате миссионерской деятельности Византии. Тогда была создана митрополия во главе с болгарином – Михаилом, который убедил князя Аскольда принять христианство. Однако, после убийства Аскольда, при правлении Олега Мудрого распространение христианства остановилось.

Князь Игорь и христианство

Преемник Олега князь Игорь предпочитал дуалистический подход к религии. Он не боролся ни с традиционной религией, ни с христианством. При этом он не был против их мирного распространения.

Известно, что ещё во времена Игоря здесь была церковь св. Ильи. Во время переговоров с греками после неудачного нападения на Константинополь в 944 г. некоторые из его посланников клялись Евангелием. Затем он заключил торговый договор с Византией и открыл страну для христианских миссионеров.

Принятие христианства княгиней Ольгой

Жена Игоря Ольга Киевская – первая христианка из правящей династии Рюриковичей. Ольге не удалось утвердить христианство в Киевской Руси. Но это произошло через 30 лет после её смерти.

После смерти Игоря в 945 г. Она пришла к власти. Княгиня Ольга, вероятно, крестилась в 957 г. в Константинополе. Некоторые источники говорят, что это было в 955 г. Она начала процесс христианизации страны.

Дата крещения Ольги (принявшей крещение именем Елена) окончательно не установлена (даны 955 и 957 годы). Византийская традиция требовала крещения, чтобы принять имя правящего императора. Так и произошло в данном случае – Ольга взяла имя жены Константина VII.

Кажется маловероятным, что Ольга посетила Константинополь дважды – в 955 и 957 годах. Внутреннее и внешнее положение России не позволяло этого. Есть 2 источника, описывающих это событие – Повесть временных лет и Церемониальная книга Византийского двора. Роман датирует крещение Ольги, включая её пребывание в Константинополе, 955 годом.

Между тем Константин VII в Книге церемоний византийского двора, описывая 2 приема княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 года, использует её языческое имя Хельгас (Эльга), а не имя при крещении – Елена.

Таким образом, можно предположить, что крещение произошло после этой даты. Возможно, это произошло даже в начале следующего года. Однако тот факт, что её сопровождал капеллан Григорий, может указывать на то, что она крестилась раньше.

Дети княгини Ольги и князя Игоря

Сын Ольги Святослав I христианством не интересовался и отказался креститься. Он утверждал, что народный суд не примет этот факт положительно. Судя по всему, народ, дружина и двор ещё не были готовы принять христианство.

Крестились только его сыновья – Ярополк и Олег. Ярополк в 973 г. отправил посланника к Отто I, а в 977 г. – к Папе римскому. В том же году к Ярополку прибыло посольство Папы. В Киеве была создана Латинская епархия во главе с архиепископом Бонифаций, просуществовавшая до 979 г.

После смерти Святослава I между его сыновьями начался период противостояния, из которых вышел победителем Владимир.

Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)

Крещение Руси князем Владимиром не было однозначным и сиюминутным решением Владимира. «Повесть временных лет» – наиболее старая из сохранившихся летописей. Она рассказывает о так называемом «испытании вер». Тогда послы из многих государств от различных религий и конфессий пытались склонить князя Владимира Святославовича к принятию их религии.

Так, например, велись переговоры с послами из Волжской Булгарии, предлагавшими Владимиру принять ислам. Однако, узнав, что согласно исламским обрядам, существует запрет пить вино, Владимир произнёс свою знаменитую фразу:

«Руси есть веселие пити».

Булгарам пришлось вернуться ни с чем.

Посланные Римским папой послы из Рима так же пытались склонить князя принять их веру. Но узнав о попустительском отношении к соблюдению правил Великого поста, Владимир не пошёл на уговоры римских послов.

Состоялась встреча и с хазарскими иудеями. Но зная, что Хазарию в прошлом разгромил его отец Святослав, князь Владимир спросил у послов, где их земля. Тогда хазары признались, что своей земли у них больше нет, а они, по воле Господа, рассеяны теперь по всем государствам. Тогда иудаизм не был принят.

Особое впечатление на Владимира Святославовича своей мудростью произвёл посол из Византии. Он сумел грамотно рассказать о христианской вере и библейской истории.

Тогда, обсудив с боярами создавшееся положение, князь, всё же не принявший ещё окончательного решения. Он отправил своих послов побывать на богослужениях у разных народов.

Вернувшиеся послы рассказали об особо впечатлившем их богослужении у греков. Именно тогда князь Владимир решил принять крещение по греческому обряду.

Крещение Руси князем Владимиром: причины и мотивы

Решение было принято Владимиром Святославовичем. В его понимании язычество уже не было государственной религией. Язычество не могло на тот момент развития державы объединять нацию как прежде.

Князь Владимир, пришедший к власти благодаря помощи команды викингов и языческой элиты в 980 г., реформировал языческую религию. Он утвердил славянский пантеон божеств: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь (божества полян, древлян, северян, дреговичей, кривичей и словен).

Однако через некоторое время князь обнаружил, что без введения новой государственной веры (вместо поддержания почитания племенных божеств) он не сможет объединить страну. К тому же Киевская Русь тогда существовала практически в окружении христианских стран.

Митрополит Киевский Иларион (XI в.) объясняет мотивы князя Владимира так:

«И его мысли были в его сердце, чтобы понять тщету идолопоклоннической лести и искать единого Бога, Который сотворил всё видимое и невидимое. Он всегда слышал больше о благосклонности греческой земли, христианской и сильной вере, о том, как поклоняются и почитают единого Бога в Троице, как в них действуют силы, чудеса и знамения, как наполняются церкви человеческие, как весы и град верующих стоят перед ним».

Крещение князя Владимира

Существуют разногласия относительно места и даты крещения Владимира. Некоторые исследователи утверждают, что крещение произошло в Киеве 6 января 988 года, в праздник Богоявления.

В Повести временных лет рассказывается история Херсонеса:

«Крестился в храме Василия Блаженного, а этот храм находится в Корсуне. (…) Те, кто не знает правды, говорят, что крестился в Киеве…».

Историки говорят, что если крещение произошло в Херсонесе, то не в 988 г., а годом позже. Дело в том, что только 13 апреля 989 г. императору и Владимиру удалось победить Фоку в битве при Абидосе.

После взятия Херсонеса, занятого Фокой, крещения и венчания, Владимир увезёт в Киев свою жену Анну, епископа Херсонесского Афанасия, священников, мощи святых Климента и Фив, а также иконы и литургические сосуды.

По словам летописцев, Владимир действительно претерпел серьёзную духовную и личностную трансформацию. Если до крещения он вёл жестокий, воинственный и развратный образ жизни (у него были десяток жён и около 800 наложниц, он ввёл кровавые жестокие жертвоприношения), то после крещения в Херсонесе в Крыме и женитьбы с Анной, сестрой византийского императора Василия II, он полностью изменился.

Крещение Киева (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)

После возвращения в Киев, князь Владимир разрушил языческие святыни и собственноручно бросил в Днепр статую Перуна. После прихода духовенства из Византии он способствовал массовому крещению людей в Днепре.

Варяжский завоеватель и объединитель государства теперь стал мирным и милосердным правителем. Он запрещал законодательно идолопоклонство. В Киеве князь Владимир построил знаменитый десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и Преображенскую Церковь. Также он основал первую школу на Руси.

Иерархически Киевская Русь была подчинена патриархату в Константинополе и получила митрополию в Киеве. Этой митрополии подчинялись архиепископства в Чернигове и Переяславе, и епископства в Белгороде, Новогрудке и Полоцке.

Во время правления князя Владимира Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату. Также она поддерживала контакты с Римом. Об этом свидетельствует миссия из Рима в 988 г. , которая привезла в Херсонию мощи святых Климента и Тита.

В 991 г. пришло послание от Папы Иоанна XV. 1000 посланников Папы Сильвестра II привезли мощи святых: Вита, Аполиния, Бенедикта и других святых для храмов, которые массово возводились на территории Киевской Руси.

Крещение Руси князем Владимиром: значение и последствия принятия христианства на Руси

Крещение Руси князем Владимиром имело огромное значение. Её союзником стало самое влиятельное на тот момент государство – Византия. Началось развитие зодчества и письменности.

Христианство укрепило княжескую власть, превратив Киевскую Русь в сильнейшее европейское государство. Церковь на Руси в то время находилась под Константинополем. До 1237 г. киевскими митрополитами обычно были греки. Более половины епископов киевского периода – коренные русины (один из них даже был обращённым евреем, а другой – сирийцем).

Крещение Руси князем Владимиром: христианство на Руси и латинский Запад

Киев поддерживал тесные контакты не только с Византией, но и с Западной Европой. Определённые отличительные черты ранней церковной организации на Руси, такие как церковная десятина, пришли не из Византии, а из Запада.

В Киеве почитались многие западные святые, имена которых не фигурируют в византийском календаре, а в молитве Святой Троице на Руси в XI веке упоминаются английские святые Альбан и Ботольф, а также французский святой Мартин Турский.

Некоторые авторы даже настаивают на том, что до 1054 г. русинское христианство было больше латинским, чем греческим. Русь киевского периода была ближе к Западу, чем в любой другой период до царствования Петра Великого. Однако несравнимо больше обязана византийской, чем латинской культуре.

Последствия крещения Руси

Содержание

        Введение                                                                    3

  1. Первые попытки крестить Русь                              5
  2. Принятие христианства князем Владимиром       9
  3. Крещение Руси                                                        10
  4. Последствия крещения Руси                                  13

Заключение                                                              15

Список используемых источников                        16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
       Христианство со времен своего возникновения стало формироваться не как региональная, а как мировая религия. В период раннего Средневековья языками европейской культуры были греческий и латынь. Поэтому славянские народы, приняв христианство, вошли в семью европейских народов, смогли приобщиться к достижениям европейской культуры. Из поганства Русь вывела именно Византия, самая культурная в те времена страна Европы. Несмотря на все перипетии и сложность в отношениях с Византийской империей, принятие Русью христианства от нее было неминуемым. Здесь для движения не существовало других исторических альтернатив. Вопреки летописной легенде об испытании вер, у Владимира не было выбора. Весь ход становления и развития Древнерусского государства, да и именно его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью» Древней Руси. Владимир хотел создать религию, которая могла бы служить крепкой основой для объединения всего государства. Но попытки модернизации старых культов не отвечали цели, так как языческие боги, которые были пережитком  первоначального порядка, не могли удовлетворить потребности общества классового.

Для цели, поставленной правящими классами Киевского государства, лучше всего подходило христианство с его детально разработанным учением и сложной, церковной организацией. Попробуем же исследовать детально, какие именно факторы вызвали принятие христианства Киевской Русью. Ведя речь о Крещении  Руси, главнейшем  событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем  Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.
В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первые попытки Крестить Русь

 

          Что побудило Ольгу принять крещение, визит в Константинополь? О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкой.

          Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнею политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как следствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе беседы император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

          Что же, прежде всего, должно было обратить на себя её внимание? Разумеется, то, что всегда резче отличало греков от Руси, — религия. Если многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего удивительного, что обратилась к нему Ольга, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно, яснее других понять превосходство греческой веры перед русскою. Есть известия, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству, видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе.

          К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство – одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства, и народы к новой цивилизации обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

          Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но понимала и сложность этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан, и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее.

Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

           Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию. Утаить обращение по приезде  в Киев  было очень трудно, и притом Ольга, как видно, вовсе не хотела таиться – это было несовместно ни с ревностью новообращенной, ни с характером Ольги; не хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее, вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного спасения. Так, по возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним.

В характере сына Ольгиного, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии. Святослав не насмешек дружины боялся, но собственный характер его противился принятию христианства. Святослав часто ссылался на настроение дружины, но против крещения своих вельмож он вроде бы против ничего не имел.

          Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан при Игоре, как видно не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому, должно было скоро приклониться перед ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Оттону. Чем был вызван такой шаг опять-таки не ясно. Но ревностный христианин Оттон I направил в Киев христианских миссионеров и проповедника Адольберта. Он и достиг Киева в 961-962 г. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. Винили германские хронисты в этом вероломных руссов-ругов, которые, как казалось им, сами не знали чего хотели. Вероятнее же, что руссы-христиане ожидали вовсе не того, что им пытались навязать миссионеры. В 961-962 г. идет борьба язычников и христиан. Не исключительно, что на заезжих христиан язычники реагировали остро, нежели на домашних. Спутникам Адольберта похоже здесь вообще не на кого было опереться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принятие христианства князем Владимиром

 

Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина,— требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II. Конечно, не всему народу нравилось жестокое язычество. Сколько сгубило оно сыновей и дочерей у родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, посвященные святыми Кириллом и Мифодием, что наряду с крещением князя Владимира, заставляет обратить внимание народа на новую религию.

 

 

 

 

 

 

 

3. Крещение Руси

 

          Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди,  еще  целые  века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом  и  сплетались  с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

          Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, путем водным, проповедники оправились к востоку до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991-м он умер; Впрочем, скоро был призван из Царьграда новый митрополит – Леон; с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно.

          Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение»; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против этого с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (порски) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покорятся главный между жрецами, то есть волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким со священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысятский Угоняй ,ездя всюду, кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысятский Владимиров Путята, приготовил лодки и, выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки, и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар , и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов – деревянных сжечь, а каменных изломав, побросать в реку.

          Мужчины и женщины, видя это с воплем, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкою отвечал им: «Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать? – и послал всюду с объяснениями, чтоб шли креститься. Посадник Воробей сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех войны тащили, и крестились: мужчины выше моста, женщины ниже. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены, для этого Иоаким велел всем крещеным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Отсюда мы видим, что новая религия в разных уголках страны принималась по-разному, в большинстве случаев добровольно, но и насильственное навязывание христианства так же имело роль.

Секретная полиция и Евангельское исследование

Отказ в колледже
С 1948 по 1989 год Чехословакия находилась под властью коммунистов, реальность, похожая на грозовую тучу на самом дальнем горизонте, которая почти не повлияла на детство Ольги. Но облако сомкнулось над всем ее небом, когда она была готова подать заявление в университет. Ее экзамены прошли хорошо; она ожидала хороших новостей, но официальное сообщение вернулось: «Из-за большого количества кандидатов вы не приняты в Брненский университет». Для Ольги это было как приговор, обрекающий ее на жизнь, и она знала причину, переживала по этому поводу, когда подавала заявление. Ее дедушка владел обувной фабрикой, поэтому для коммунистов ее семья была капиталистами, которых нужно было поставить на место.

«Я не знала, что делать, и мои родители не знали, как мне помочь, и мы все чувствовали себя безнадежно», — сказала Ольга, которая надеялась стать врачом. «Самым обескураживающим во всем этом опыте был тот факт, что я видел других одноклассников, которые были приняты в самые престижные университеты страны, но их оценки были ужасно плохими, однако их родители были коммунистами».

«Вы настолько наивны, что не знаете, что все, что вам нужно, это хороший коммунист, который поддержит вас, чтобы вас приняли в университет?» — спрашивали ее друзья, но отец сказал ей: «Это грязный способ начать свою жизнь — ты будешь такой же, как и все остальные коммунисты».

Уволенная, но несчастная, Ольга устроилась на работу в начальную школу, где учительница из соседнего кабинета подала ей предложение. Поскольку Ольга участвовала в соревнованиях по фехтованию национального уровня, почему бы не снова подать заявление в университет на факультет физкультуры и совместить эту специализацию с предметом, который понравится коммунистам, например, с гражданским образованием? Когда она пошла в школу, она могла переключиться на медицину.

«Я вышла из ее кабинета и начала плакать в своем». сказала Ольга. Я не мог в это поверить. Это было отвратительно. Я не хотел жить в этой стране». Она чувствовала, что награды приходят к тем, кто научился тонкому искусству двуличия, скрывая свои чувства, всегда говоря что-то другое, чем они думали. «Должен ли я стать лишь одной из жертв бесплодного общества интриг, в котором я родился?» — спросила она.

Коммунистическое рабство
Однако жажда учебы вскоре побудила Ольгу последовать совету подруги. Она уставилась на свое заполненное заявление, как будто оно принадлежало незнакомцу. «Я чувствовал, что пишу для кого-то другого».

Уроки физкультуры в университете были светлым пятном для Ольги, но ее уроки гражданского воспитания были духовным и умственным рабством. «По крайней мере, в тюрьме в камере можно было кричать, а в университете нельзя. Урок мог быть настолько невероятно скучным, что вам просто нужно было держать голову обеими руками, чтобы выжить и не уснуть».

Бедой Ольги была коммунистическая идеология. Ее целью было идеальное общество, в которое на самом деле никто не верил. Для Ольги ее суровые профессора и их разглагольствованная философия были верхом лицемерия. Это были те, кто одним кивком мог положить конец вашей университетской карьере. «Эти люди, — сказала она, — были преданы только одному делу — собственной коррупции. Они брали деньги, автомобили и другие материальные привилегии, чтобы принять в университет любого студента, у которого не было хороших оценок.

Хотя они говорили о славе коммунизма, на самом деле это было злоупотребление властью и привилегиями со стороны членов партии, деградация и рабство всех остальных. Это была система, которая довела большинство чехов до апатии и потери ценностей, пустоты, лишившей жизнь любого смысла.

Взвешивайте свои слова; охраняй свои мысли. Это были университетские уроки Ольги, поскольку она всегда знала, что в каждом классе есть студенты, нанятые тайной полицией для поимки диссидентов. Она была особенно встревожена, обнаружив, что в ее собственной исследовательской группе есть сотрудник тайной полиции, посланный туда, чтобы ловить других. «Он как белка бегал и прыгал вокруг нас повсюду, желая узнать наше мнение о недавней политике, президенте, правительстве, России, Америке, Западной Европе. На самом деле нам потребовалось пару лет, чтобы найти его, потому что он был очень умен в своей стратегии, чтобы сблизиться со всеми и создать нужную атмосферу, чтобы мы могли сказать, что на самом деле у нас на уме».

«Случайная» встреча
Жизнь могла бы продолжаться так безрадостно для Ольги, маленькой птички в пещере с придушенной песней, если бы ее подруга однажды не встретила в поезде человека, который что-то знал йоги. Коммунист назвал бы это случайной встречей; Ольга увидит в этом свидетельство руки Божьей.

Она узнала о йоге на уроках физкультуры, и, поскольку ей нравилось выходить за пределы своих физических и умственных ограничений, она хотела знать больше. Она пошла навестить этого человека с поезда, Отакара Войкувку, и в его доме почувствовала что-то сладкое и прекрасное, отличное от всего, что она чувствовала раньше. Что это было? Она не знала точно, что-то в духе места, но это было ощутимо. В этом коммунистическом мире натянутых, трезвых лиц он все время улыбался и был так вежлив. А на второй встрече задавал необычные, наводящие вопросы.

«Я ничего не знаю о йоге, но хотел бы научиться, потому что вы все кажетесь такими счастливыми. Я предполагаю, что это из-за йоги».

«Значит, ты хочешь научиться быть счастливым?» — спросила Войкувка.

Когда Ольга заметила на его полках необычные книги, он сказал ей, что это священные писания.

«Ваше хобби должно быть изучение всех этих книг», — заметила Ольга.

«Больше чем хобби. Это вся моя жизнь. Без изучения хорошей литературы вы вообще не сможете расти духовно».

Странная мысль. Ольге стало интересно, что означает эта «духовность», и она вышла из дома Войкувки с книгой индийского йога « В поисках счастья с Богом». . Чего она не знала, так это того, что хотя в ее стране всякая религия была искоренена, хотя вера считалась преступлением, она встретила мормона, который не отрекся бы от Иисуса Христа, несмотря на последствия. Во время их следующих нескольких встреч он будет осторожно проверять ее дух, делиться с ней идеями по крупицам, пока не будет уверен, что сможет быть открытым.

Она была заинтригована книгой, которую он дал ей, потому что в ней говорилось, что верить в Бога означает испытывать настоящее счастье и радость. Во время их следующей встречи она задала вопрос, который, как она позже поняла, показал, насколько полно она была сформирована своим марксистско-ленинским образованием. «Как ты можешь говорить мне, что Бог существует, если ты никогда его не видел?»

Он сказал: «Трудно ответить на этот вопрос. Я никогда не видел его и не могу объяснить это словами, но это знание, которое я храню в своем сердце». Ольга указывает на свое сердце, рассказывая историю. — Он сказал, что здесь что-то есть. Меня это поразило, потому что вся марксистско-ленинская философия основана на логике, на науке. Все должно быть эмпирическим, измеримым. Но он сказал, что вы не можете исследовать все вещи в своей жизни только своим умом. Есть вещи, которые ты чувствуешь и знаешь, что они правильные».

Это был переломный момент для Ольги, когда старый мир остался позади. «Мне был уже 21 год, и я только начинал понимать, что в жизни есть вещи, которые ты можешь только пережить в своем сердце. Я не могу просто сказать, что Бога нет, потому что я его не видел. Я могу иметь опыт с ним в моем сердце и чувствовать его дух. Над такими вещами — духовностью, знанием, которое ты чувствуешь в своем сердце, коммунисты всегда смеялись. Они бы сказали: «Это всего лишь чувства, а чувства ничего не значат». И все же чувства Ольги что-то значили для нее.

«Я вышел из его дома и почувствовал себя совершенно новым человеком. Новое и настоящее — потому что я никогда не слышал того, что слышал в тот день, и моя душа испытала меру счастья, которой я никогда раньше не испытывал. Садясь в трамвай в Брно, я держал ручку и чувствовал, как огромная энергия радости наполняет мое сердце и душу.

Я чувствую себя счастливым, по-настоящему счастливым, как никогда раньше. Это реально? Я подумал, возвращаясь на один из философских занятий в университете. Да, это реально.

«Я записал свои первые духовные мысли и реакции в своем дневнике на уроке марксистско-ленинской философии. Это было так ново, так чудесно писать мысли от всего сердца, что я даже улыбнулась своему профессору-коммунисту в классе. Он вернул мне улыбку, и я подумал: Ну, ты бы удивился и не обрадовался, если бы знал мои мысли и почему я тебе улыбаюсь.

Стать новым человеком
Освободившись от рабства, Ольга хотела летать. Она хотела исследовать все о Боге. Как , размышляла она, мы можем общаться с Богом? Общался ли с ним кто-нибудь на самом деле в двадцатом веке? Как бы это чувствовалось? Что бы это значило, если бы у вас был такой опыт? Брат Войкувка привел ее постепенно. Она узнала, что он был христианином, что тайная полиция преследовала его всю жизнь за его веру, что он отсидел короткий тюремный срок. Она не знала, что он мормон.

Однажды, чтобы ответить на несколько ее вопросов, Войкувка дал ей копию книги Скептик открывает для себя мормонизм. Она проглотила ее, взяла еще одну книгу о мормонизме и вернулась снова. «Я очарован счастливым отношением к жизни этих людей. Очень жаль, что они только в Америке. Вероятно, мы никогда не узнаем о них столько, сколько хотелось бы. Они должны жить увлекательной жизнью с идеями, которые у них есть, тебе не кажется?»

«Ну, они есть в Соединенных Штатах, — ответил он, — но их несколько и в нашей стране, — сказал он.

«Вы когда-нибудь встречались с кем-нибудь из них?» — спросила она с надеждой.

«Да, на самом деле я встречал и знаю многих из них».

«Не могли бы вы дать мне адрес чешского мормона?» одного из них». Затем меня внезапно осенило, и я понял, что сижу в доме со Святым последних дней».

Ольгу волновало в Евангелии то, что оно было учением чистой правды, «ни половины, ни четверти, ни чуть-чуть, ни почти всей правды», удивительным контрастом окутавшему ее миру лжи.

Она взяла Книгу Мормона в свою спальню, и, поскольку ее соседка по комнате ушла на вечер, она могла свободно читать. Она не могла пошевелиться, когда увидела слова: «Адам пал, как могли быть люди; а люди существуют для того, чтобы иметь радость».

«Это потрясло меня огромным количеством счастья, — сказала она, — которое внезапно открыло мне сердце. Я никогда не испытывал ничего подобного. Меня переполняли любовь и радость, которых я никогда раньше не знал. Мой разум был совершенно ясным, и я почувствовал возрастающее чувство покоя. Внезапно я сел, совершенно прямой, и меня медленно окружил свет. Одна единственная чистая мысль пришла мне в голову: Бог жив. Я слушал свои собственные слова и чувствовал реальность Бога в своей жизни. Когда его любовь проникла во все мое существо, я впервые преклонил колени в молитве. Я не сказал ни слова, но почувствовал невиданную ранее благодарность и любовь к жизни, которую он мне дал. Я чувствовал, как сильно он любит меня, и что точно так же он любит каждую живую душу на этой земле».

 

Тайное крещение
С этим осознанием пришла необходимость что-то сделать, но она не знала что. Брат Войкувка помог ей понять, что «что-то» было крещением, но сначала ей нужно было посетить церковь и научиться Евангелию.

Первое церковное собрание Ольги стало неожиданностью. В квартире на самом верхнем этаже дома с задернутыми жалюзи посреди дня горстка из девяти или десяти пожилых людей тайно собралась для поклонения. «Эта церковь предназначена только для стариков?» — спросила она.

Чего она еще не знала, так это того, что эти люди, которые не пели гимны, чтобы не привлекать внимания тайной полиции, которые сдвигали время своего прибытия на собрания, чтобы не привлекать к себе внимания, — эти люди были героями. Большинство молодых служителей СПД в их городе давно дезертировали или ушли в бездеятельность, но стойкие и терпеливые, отрезанные от любого официального контакта с Главным управлением Церкви, без материалов, без даже переведенного на чешский язык Учения и Заветов, эти люди цеплялись за к их вере. Многие были вызваны в правительственные учреждения и разглагольствованы тайной полицией; их преследовали офицеры, которые только и ждали, пока они оступятся, и они продолжали верить. Их самым дорогим сокровищем были фотографии их детей, которых они никогда не видели, которые покинули Чехословакию, когда к власти пришли коммунисты, чтобы они могли с большей готовностью исповедовать свою веру.

«Собрание началось, и я сразу почувствовала, как будто вспыхнул свет радости», — сказала Ольга. «Я думала, что их Бог не далеко для них, но он их друг, с которым они общаются и сотрудничают». Подросток в церковной семье бабушек и дедушек, Ольга начала уроки, которые ей понадобятся для крещения, сохраняя это скрыта даже от родителей, чтобы не подвергать их опасности.

Было десять часов темной июльской ночи, когда Ольга должна была креститься в водохранилище, незамеченная любопытными глазами, но когда веточка собралась, вдруг послышались мужские голоса. Кто это был? Были ли они обнаружены? Они рассеялись по краю водоема, ходили группами по двое или по трое, ожидая, чтобы узнать, кто там был. Член филиала вернулся и доложил: это были рыбаки. Мужчины громко разговаривали друг с другом, сидя у кромки воды минут десять, двадцать минут, пока Ольга гадала, Должен ли я ждать дольше? Может быть, я недостаточно подготовлен или мое свидетельство недостаточно сильное?» Тогда один из братьев предложил помолиться. Он сквозь слезы умолял Господа открыть путь, и после молитвы они держались за руки, все еще слыша мужской голос. Затем примерно через минуту рыбаки встали и ушли. «Для меня это было чудом».

В тот вечер, по пути домой, ехав в машине прихожанки, Ольга впервые в жизни услышала Мормонский табернакальный хор. Она подумала: «Я не знаю вас, братья и сестры, но я обнимаю всех вас благодаря прекрасному Духу, который вы даруете мне в этот особенный день моей жизни». С ее подтверждением «Дух Святого Духа ощущался как нежное объятие лучшего друга». Ей казалось, что она «возобновила утраченную связь с вечной частью моего существа».

Миссионер под прикрытием
После крещения Ольга была поглощена желанием поделиться тем, что она знала, но как любой незнакомец, который мог преследовать ее или подслушать разговор, мог быть правительственным шпионом? «С Богом все возможно», — думала она, и, кроме того, после сорока лет существования Церкви в Чехословакии, она была единственным молодым, свежим членом, о котором тайная полиция ничего не знала. Это было ее большим преимуществом.

Брат Войкувка подал ей идею. Почему бы не проводить занятия по йоге и не делиться принципами Евангелия, одновременно обучая некоторым физическим и умственным упражнениям? Хотя поначалу это звучало странно, казалось, что это единственный способ учить людей, не упоминая прямо о Евангелии.

Ольга обратилась в спортивный клуб в своем родном городе, где ей сказали, что свободных мест нет – подавайте заявление в следующем году. Однако на выходе из клуба одна из секретарш пожаловалась: «О, у меня ужасная головная боль». На нее навалился груз работы, которую надо было сделать, она уже приняла четыре таблетки аспирина и чувствовала себя несчастной. Ольга открыла окно, чтобы проветрить сигаретный дым, и показала ей несколько упражнений йоги для снятия стресса, в то время как вокруг собрались другие сотрудники. Примерно через десять минут секретарша почувствовала себя лучше. «У нас должно быть что-то подобное здесь», — сказала она. Ольга объяснила, почему она пришла в клуб, но ей сказали, что мест нет. «Это вздор. У нас есть свободные номера, — ответила она.

Через несколько недель Ольга открыла свой первый класс йоги. Она учила своих учеников хорошему физическому и психическому здоровью, и ее послание было подобно воде на высохшей земле — отчаянно в ней нуждалось. Люди жаждали этого. «Каждый выполнял упражнения на своем уровне, — сказала она. «Я пытался научить их не сравнивать себя с другими, что является первым принципом йоги. Им это очень понравилось, так как для них было уникальным услышать, что они не должны следовать какому-то идеалу мафии, а должны следовать своему собственному телу и разуму. Для многих это было открытием новой жизни или даже откровением».

После первого года она обучала сто человек; к третьему курсу ей понадобились две большие гимназии. Ее учебная программа представляла собой серию упражнений йоги, за которыми следовали лекции о том, как находить радость в жизни, чувствовать благодарность, иметь счастливые семейные отношения — принципы, которые она усвоила из Евангелия. Вскоре в дверь ее квартиры стал стучаться поток людей, спрашивая совета. «Здесь мне было за двадцать; Я никогда не была замужем и не была матерью, но люди всех возрастов и всех ситуаций думали, что у меня есть ответы. Чего они не понимали, так это того, что их привлекало Евангелие».

Когда у нее стало слишком много учеников, Ольга поняла, что ей нужно будет обучить еще нескольких учителей йоги, но это должна быть «правильная» йога – такая, которую может знать только крещеный член Церкви. учат. Она отобрала нескольких человек, которые, казалось, глубоко откликнулись на послание, познакомила их с братом Войкувкой, чтобы тот научил их Евангелию, а затем, после крещения, они, в свою очередь, стали учителями йоги. Многие откликнулись, и во многих чешских деревнях у классов Ольги стали появляться сателлиты, и все их преподавали новообращенные молодые люди. Когда эти учителя тихо говорили о счастье и цели на уроке, похожем на урок упражнений, они, в свою очередь, постепенно приводили своих учеников ко Христу. Таким образом, церковь, которая годами находилась в застое при коммунизме, снова начала расти, наполняя ее молодыми людьми, которые сначала приходили только для того, чтобы заниматься йогой.

 

Лагеря йоги
Тогда у брата Войкувки появилась другая идея. Они приглашали самых активных учеников со всей Чехословакии в недельный летний йога-лагерь, и Ольга была ответственной. «Вау, — подумала она, — опять мне приходится быть в первой линии пехоты». Поскольку прямое упоминание Евангелия могло означать для них реальную опасность, и поскольку они не могли знать многого о прошлом или мнениях тех, кто записался в лагерь, они действовали с осторожностью. Их целью было просто создать среду, в которой люди могли бы почувствовать то, чего они никогда раньше не чувствовали, где они могли бы проснуться и стряхнуть умственную апатию серого коммунистического образа жизни. «Мы знали, что наша первая цель, — сказала Ольга, — открыть их разум».

Лагерь был основан на четырех принципах. Во-первых, Ольга и другие юные Святые хотели, чтобы их ученики достигли общей чистоты и непорочности, особенно чистоты ума, позволяющей освободиться от связывающих их вещей; во-вторых, они знакомили своих студентов с тем, что такое настоящая свобода; в-третьих, старались воспитать в учениках чувство прекрасного; и, в-четвертых, они пытались работать над продвижением своих учеников к совершенству, которое они представили как поиск правды о жизни и выяснение своей цели.

Перед каждым приемом пищи пятьдесят человек в лагере брали руки и выражали благодарность, не упоминая Бога: «Дорогие друзья, давайте возьмемся за руки, успокоим свой разум и закроем глаза, чтобы выразить нашу благодарность за руку, которая приготовила эту прекрасную еду. Давайте вспомним наши семьи, сограждан и друзей, и людей в мире, которые страдают от голода или несчастья, и пошлем им идею любви, Пусть все на этой земле будут счастливы». По ночам они устраивали костры, на которых говорили о том, что действительно имело значение в человеческой жизни с вечной точки зрения..

«Это был полный шок для многих людей, сидящих на своих одеялах в позе лотоса и ожидающих какой-то медитации в конце дня, чтобы обсудить некоторые из этих тем», — сказала Ольга. «Больше всего их удивило то, что очень молодые люди, члены церкви, свободно делились мыслями о важности любования жизнью и ее красотой. Они не могли поверить, что эти молодые люди способны говорить на такую ​​тему без заметок, просто говоря то, что они чувствовали в своем сердце».

Расширение разума и сердца
Одним из самых больших препятствий, с которыми столкнулись новообращенные, были вопросы, которые задавали студенты, уставшие от общения с коммунизмом. «Почему я должен быть счастлив, когда вокруг так плохо? Я не могу поехать за границу или купить то, что мне нужно. Газеты лгут мне каждый день, безответственные люди руководят моим городом». На эти вопросы брат Войкувка отвечал: «Сначала измени себя, а потом помоги своей семье. Не пытайся изменить мир, если сначала нужно измениться самому».

 

В конце недели на собрании «свидетельства» участники лагеря вставали и плакали, говоря, что это была лучшая неделя в их жизни. Они не хотели идти домой. Из их уст слетали такие чувства: «Я прощу своего мужа», «Я никогда не видела столько любви и радости в своей жизни», «Я иду домой и хочу научиться выражать любовь к моему отцу, которого я ненавидела». вся моя жизнь.» Тех, кто казался заинтересованным, приглашали на воскресную «Школу мудрости», где они, наконец, знакомились с Евангелием. Таким образом, в церковь пришли десятки людей — люди, которые знали, что, возможно, никогда не смогут открыто исповедовать свою религию.

«Все Святые последних дней, участвующие в каждом лагере, собирались каждый вечер для изучения Книги Мормона и молитвы, — сказала Ольга. «В последнюю ночь каждого лагеря мы чувствовали себя маленькой армией Бога, способной выполнить небольшую часть его работы и гораздо более счастливой за это. Когда я оглядываюсь назад на эти чувства, мне кажется, что это было похоже на встречу друг с другом в небесной комнате внутри храма. Мы знали, что наша свобода и действия имеют железные границы, а вся наша деятельность крайне опасна и небезопасна для нашего будущего. По нашим коммунистическим государственным законам каждого из нас легко могли посадить в тюрьму минимум на семь лет».

Ольга улыбается, вспоминая: «Вы знали, что занимаетесь чем-то выдающимся?» Я спросил. — Ты знал, что ты мужественный?

В ответ она рассказала историю о том, как тайная полиция пришла в лагерь йоги, чтобы забрать ее. В течение недели в маленькой комнате семеро из них допрашивали ее, прощупывая ее слова на предмет ошибки, нащупывая щель. Комната была довольно приятной, никаких мрачных углов или висящих голых лампочек, как в старых голливудских фильмах. В перерывах между допросами тайная полиция дружила, подшучивала, болтала о погоде. «Это было частью трюка, чтобы застать вас врасплох», — сказала она. К концу недели она сбросила 10 фунтов из-за слишком сильно растянутых нервов. Она также узнала, что допрос был вызван тем, что ее друг дезертировал, а не потому, что они знали о ее принадлежности к церкви.

— Итак, — сказал я, — вы, должно быть, поняли, что вы храбры?

Ее ответ был одним из тех замечательных моментов света. — О нет, — сказала она. «Я не был смелым; Я не был каким-то героем; Я просто сделал то, что должен был сделать».

Бархатная революция
В ноябре 1989 года коммунисты в Чехословакии пали в так называемой Бархатной революции. — Вы знали, что в Чехословакии революция? — спросили ее друзья. Ольга сказала: «Я просто начала смеяться: «О чем ты говоришь?» Я видела полицейские машины перед театрами, где митинговали артисты и студенты, но не видела ни танков, ни людей. Я пришел домой и включил телевизор. Ничего. Я включил радио. Ничего.» Пока контролируемые коммунистами СМИ пытались подавить революцию, правительство было тихо свергнуто. Ольга, в то время преподаватель университета со степенью кандидата педагогических наук, помогала поставлять бумагу для листовок. Сорок лет коммунистического гнета закончились за неделю, и вскоре дверь распахнулась для возвращения мормонских миссионеров. Когда они пришли, им не нужно было заниматься трактиром, потому что списки направлений из йога-лагерей были очень длинными. Ни одна другая страна, управляемая коммунистами, не могла заниматься миссионерской работой. Сегодня филиалами в основном руководят выпускники школ йоги.

«Можно задать вопрос, — сказала Ольга, — почему это произошло в Чехословакии?» Ответов много. Для меня одним из самых сильных моментов является то, что это произошло благодаря большому желанию и нерушимой уверенности молодых чешских сердец, которые присоединились к Церкви в коммунистическое время и просто хотели принести счастье своим семьям, друзьям и другим людям. собратья. Эти чешские святые, молодые и старые, остаются в моих глазах героями. Они не опускали глаз перед коммунистами и не позволяли своему духу сломиться перед опасностью или страхом, окружавшим их каждый день.

Они сделали то, что должны были сделать.

 


2005 Журнал Меридиан. Все права защищены.

 

 

по Maurine Jensen Proctor

Выросшие в Коммунистической Чечоселавии, в Алга-Кавеса.

Когда это случилось? В тот момент, когда она почти не замечала этого, Ольга Коварова стала атеисткой, загнанной в пустоту ненавистной ей коммунистической школьной системой. Ей был двадцать один год, она сидела в чехословацком парке в 1981 тайком читала книгу о Боге, когда до нее дошло. «Десять тысяч повторений — ложь становится правдой», — подумала она. Так же, как ее нация была в железной хватке коммунизма на протяжении целого поколения, так же было и ее сердце. Вопросы, которые могли привести ее к Богу, чувства, которые естественным образом возникали в ее сердце по поводу смысла жизни, были подавлены.

«Было трудно в этом признаться, но это была горькая правда», — сказала она. Ее душа была похожа на многие церкви, которые она видела. Из-за коммунистического режима они были заколочены, их ворота заперты, сорняки росли дикими и неухоженными, кресты ветхими, их пустота была символом отчаяния нации.

«Я обнаружил, что я против всего, что пахнет коммунистической идеологией, но я также внезапно понял, что моя жизнь была лишь борьбой со стеной этой нынешней идеологии. Как будто я не прилагал никаких усилий и времени, кроме борьбы с драконом. Сколько времени мы тратим только на то, чтобы указать на неправильную сторону мира, вместо того, чтобы идти к лучшему будущему? Я не знал, кто я, откуда я и какова цель моей жизни».

Когда она рассказывает эту историю сочным голосом Мерил Стрип с акцентом, трудно представить, что эта молодая женщина чувствует себя опустошенной. Она выглядит так, будто все теплые цвета светового спектра смешались воедино, чтобы нарисовать ее — персиковое лицо, каштановые волосы, индийское платье-мадрас, тронутое ржавчиной и красным, слегка пышное, так как она ждет ребенка. Гораздо заметнее то, что она сама кажется вся светлой и теплой, внешним выражением уверенной и наполненной души.

В течение следующих нескольких часов история, которую она рассказывает, наполнена тайной полицией, тайным изучением Евангелия и миссионерской работой под прикрытием, рассказом о мужестве среди угнетения.

Ольга в Праге у знаменитого Карлова моста.

Брат Отакар Войкувка, который помог привести Ольгу в Церковь.

Ольга с семьей Войкувка, которая привела ее в Церковь.

Ольга ведет йога-лагерь.

Ольга с йога-лагерем. Некоторые из них позже присоединились к Церкви.

Информационный бюллетень: Россия и православная церковь

Кэти Келаидис

Почему русские считают, что их церковь началась в Киеве?

Киевская Русь была свободной федерацией преимущественно восточнославянских (но также балтийских и финских) народов, правивших из Киева между 9 и 13 веками. Современные народы России, Украины и Беларуси заявляют о своем происхождении от Киевской Руси.

Попытки преобразовать Киевскую Русь начались в середине IX века под руководством Константинопольского Патриарха Фотия I. Вероятно, в следующем столетии значительная часть Киевской Руси стала христианской; однако правящая династия Рюриковичей осталась некрещеной.

Ситуация начала меняться в середине X века, когда Ольга Киевская, правящая регентша, посетила Константинополь и приняла крещение. Несмотря на крещение Ольги, ни ее сын Святослав, ни внук Ярополк не обратились в христианство.

Ее внук Владимир взошел на престол в 987 году, убив своего брата. Он оставался практиком славянской анимистической религии в первые годы своего правления. Согласно Первичной летописи (средневековая хроника восточнославянских народов, которая остается первоисточником для региона и периода), в 987 году Владимир отправил послов к окрестным народам в поисках новой религии. Легенда состоит в том, что его представители сообщили в ответ, что в Святой Софии — великом храме византийцев — они не знали, находятся ли они «на небе или на земле».

В 988 году Владимир крестился непосредственно перед женитьбой на Анне Багрянородной, сестре византийского императора.

Вернувшись в Киев с новой женой, Владимир совершил массовое крещение в Днепре. Это событие считается точкой зарождения славянских православных церквей. Митрополит Киевский был главным религиозным органом в регионе, хотя и подчинялся Константинопольской церкви.

Когда Русская Православная Церковь переехала в Москву?

После монгольского нашествия Киев начал терять свое политическое превосходство. После промежуточного периода в городе Владимире Киевский митрополит переехал в Москву в 14 веке. В 1488 году Московская митрополия стала по существу независимой от Константинопольского Патриархата, когда избрала собственного епископа, не добиваясь надзора со стороны Византийской церкви. Когда пять лет спустя Константинополь пал перед османами, русский царь и главный епископ России стали считать себя законными наследниками Византийской империи, «Третьего Рима». Однако только в 1589 г., после длительных переговоров между ныне обедневшим Константинопольским Патриархом и русским царем Федором I была учреждена Московская Патриархия.

Как связаны национализм и религия в России?

Связь между национализмом и религией в России не менее сложна, чем где-либо в мире. Взаимоотношения государства и церкви веками определяли русское самосознание. Идея «Святой Матери России» как «Третьего Рима» (и, следовательно, законного наследника византийского и римского наследия) была фундаментальным идеологическим строительным блоком, на котором была основана Императорская Россия. Не было неизбежным, что в постсоветскую эпоху в России возникнет тесная связь между церковью и государством. На самом деле такие отношения так и не осуществились, пока в 2009 году на его должность не пришел Патриарх Кирилл.. С тех пор Кирилл и Владимир Путин работали над созданием все более тесного союза. Этот альянс стал свидетелем все более широкого использования религиозного языка и образов в российской государственной пропаганде. Кроме того, российское государство постепенно использует Русскую православную церковь в качестве инструмента российской мягкой силы по всему миру.

Религия занимает центральное место в путинском оправдании войны?

Да. Религия, или, скорее, общая религиозная история Украины и России, занимает центральное место в путинском риторическом оправдании войны. Еще в 2018 году Путин назвал обращение Киевской Руси отправной точкой для государственности России, и, несомненно, общая религиозная история этих стран доказывает наиболее яркое и мощное историческое оправдание нынешнего вторжения.

Кто основные игроки Русской Православной Церкви?

Важнейшей фигурой Русской Православной Церкви является Патриарх Московский Кирилл. Гундяев, урожденный Владимир Михайлович, является главой Русской православной церкви с 2009 года. Ему во многом приписывают тесный союз церкви с путинским режимом и самим Путиным. Отношения напоминали и, возможно, моделировали отношения между церковью и государством в имперской России, вплоть до создания и распространения удобных сказок. Например, начиная с 2016 года патриарх Кирилл и Путин начали продвигать идею о том, что отец Кирилла тайно крестил Путина в сталинские времена.

Еще одна ключевая фигура — Митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних связей церкви. Известный богослов и церковный историк, Иларион в значительной степени был публичным лицом Русской Православной Церкви, одобрявшей стремление вывести «традиционные ценности» на передний план российской политической жизни как дома, так и за рубежом.

Что произошло в 2018 году между Украинской и Русской Православными Церквами?

В начале 21 века в Украине существовало три православных юрисдикции: Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат), часть Московской Русской Православной Церкви; Украинская Автокефальная Православная Церковь, ныне несуществующая, независимая церковь, основанная в 1921 во времена Украинской Народной Республики; и Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат), также независимая, основанная в 1992 году после обретения Украиной независимости от Советского Союза. Только Церковь Московского Патриархата была признана другими православными церквями.

Такая ситуация была не приемлема ни для кого и еще в 2014 году Константинопольский Вселенский Патриарх подавал сигнал о том, что намерен сделать ход в Украине, объединить там церкви и подорвать власть Московского Патриархата в стране. Два примата уже дрались в 1996 о независимости Эстонской Православной Церкви.

В июне 2016 года Верховная Рада Украины приняла постановление об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии (или независимости) Украинской Православной Церкви. Просьбу украинского парламента поддержал Петр Порошенко, тогдашний президент Украины, который обратился к Вселенскому патриарху за независимость украинской церкви на встрече в Стамбуле в 2018 году.

11 октября 2018 г. Константинопольский Патриархат подтвердил свое решение двигаться к независимости Украинской Православной Церкви.

Официальная декларация об автономии (называемая томосом ) была подписана Вселенским Патриархом 5 января 2019 года. или патриарх Московский. По большей части эти различные союзы следовали традиционным образцам.

Одним из самых значительных последствий для Западной Европы стал переход Патриаршего экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе из состава Вселенского Патриархата в Москву. Эта юрисдикция, расположенная за пределами Парижа, была основана русскими эмигрантами в XIX в.30 с. Его богословская школа, Свято-Сергиевский институт, долгое время считалась оплотом современного православного богословия. Принято считать, что юрисдикция была предложена Москве в качестве своего рода «уступки» для Украины.

Каковы взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими Православными Церквами?

Русская Православная Церковь поддерживает хорошие отношения со многими другими православными юрисдикциями, включая Сербскую Православную Церковь и Православную Церковь Америки (автокефальная юрисдикция русской традиции). Однако это почти полный раскол — полный разрыв — со многими другими. Отсутствие реакции Московского Патриархата на войну в Украине усилило симпатии к независимой украинской церкви. Это может создать проблемы для Москвы в ее союзах с другими православными юрисдикциями.

Каковы последствия войны в Украине?

Хотя это, безусловно, не главная мотивация Путина для вторжения в Украину, конфликт вокруг независимости Украинской православной церкви, безусловно, обладает большим пропагандистским потенциалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *