Крещение Руси князем Владимиром и распространение веры ☦
Принято считать, что христианизация Киевской Руси произошла во время правления князя Владимира I. 988 год – дата, которую историки традиционно считают отправной точкой смены вектора духовного, культурного и цивилизационного развития Руси. После крещения князя Владимира, христианство стало государственной религией Киевской Руси и всего русского народа. Крещение Руси князем Владимиром имело огромное консолидирующее значение для всех народов Древней Руси.
Содержание
- Крещение Руси князем Владимиром: предпосылки и причины принятия христианства
- Первое Крещение Руси
- Князь Игорь и христианство
- Принятие христианства княгиней Ольгой
- Дети княгини Ольги и князя Игоря
- Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)
- Крещение Руси князем Владимиром: причины и мотивы
- Крещение князя Владимира
- Крещение Киева (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)
- Крещение Руси князем Владимиром: значение и последствия принятия христианства на Руси
- Крещение Руси князем Владимиром: христианство на Руси и латинский Запад
Крещение Руси князем Владимиром: предпосылки и причины принятия христианства
Каковы же были предпосылки для возникновения христианства на Руси? И кто принял столь радикальное решение – сменить существовавшее сотни лет язычество на новую монотеистическую религию?
Объективной причиной ранней христианизации Руси было выгодное географическое положение (близость к Чёрному морю и Ближнему Востоку). Христианское влияние здесь проявились с самого начала зарождения христианской Церкви.
Уже в первом веке нашей эры апостол Андрей появился в Херсонесе Таврическом. Он нашёл среди греческих колонистов последователей новой веры и создал первые религиозные общины. Отсюда христианская вера распространилась по берегам Чёрного моря.
Согласно повести временных лет, апостол Андрей во время одной из своих многочисленных экспедиций также оказался на том месте, где сейчас находится Киев. Он благословил гору, где находится церковь св. Андрея в Киеве и поставил на ней крест.
Вторым, кто проповедовал христианство на этих землях, был папа Климент I. Он мученически скончался в Херсонесе.
Следующими последователями христианства (ариями) были готы, изгнанные с территории Руси гуннами. Они жили в IV веке н. э. на северном побережье Чёрного моря.
Затем в девятом веке на землях Киевской Руси проповедовали Кирилл и Мефодий. Они, вернувшись из миссии, взяли останки Климента I и привезли их в Рим.
Первое Крещение Руси
Предположительно уже в 860 г. два русинских князя крестились, потому что в 864 г. Фотий I Великий написал в письме одному из них, что послал к нему епископа. Однако неизвестно, был ли это епископ Киевский.
В 866 г. (иногда называют 867 г.) произошло первое крещение Руси в результате миссионерской деятельности Византии. Тогда была создана митрополия во главе с болгарином – Михаилом, который убедил князя Аскольда принять христианство. Однако, после убийства Аскольда, при правлении Олега Мудрого распространение христианства остановилось.
Князь Игорь и христианствоПреемник Олега князь Игорь предпочитал дуалистический подход к религии. Он не боролся ни с традиционной религией, ни с христианством. При этом он не был против их мирного распространения.
Известно, что ещё во времена Игоря здесь была церковь св. Ильи. Во время переговоров с греками после неудачного нападения на Константинополь в 944 г. некоторые из его посланников клялись Евангелием. Затем он заключил торговый договор с Византией и открыл страну для христианских миссионеров.
Принятие христианства княгиней ОльгойЖена Игоря Ольга Киевская – первая христианка из правящей династии Рюриковичей. Ольге не удалось утвердить христианство в Киевской Руси. Но это произошло через 30 лет после её смерти.
После смерти Игоря в 945 г. Она пришла к власти. Княгиня Ольга, вероятно, крестилась в 957 г. в Константинополе. Некоторые источники говорят, что это было в 955 г. Она начала процесс христианизации страны.
Дата крещения Ольги (принявшей крещение именем Елена) окончательно не установлена (даны 955 и 957 годы). Византийская традиция требовала крещения, чтобы принять имя правящего императора. Так и произошло в данном случае – Ольга взяла имя жены Константина VII.
Кажется маловероятным, что Ольга посетила Константинополь дважды – в 955 и 957 годах. Внутреннее и внешнее положение России не позволяло этого. Есть 2 источника, описывающих это событие – Повесть временных лет и Церемониальная книга Византийского двора. Роман датирует крещение Ольги, включая её пребывание в Константинополе, 955 годом.
Между тем Константин VII в Книге церемоний византийского двора, описывая 2 приема княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 года, использует её языческое имя Хельгас (Эльга), а не имя при крещении – Елена.
Таким образом, можно предположить, что крещение произошло после этой даты. Возможно, это произошло даже в начале следующего года. Однако тот факт, что её сопровождал капеллан Григорий, может указывать на то, что она крестилась раньше.
Дети княгини Ольги и князя ИгоряСын Ольги Святослав I христианством не интересовался и отказался креститься. Он утверждал, что народный суд не примет этот факт положительно. Судя по всему, народ, дружина и двор ещё не были готовы принять христианство.
Крестились только его сыновья – Ярополк и Олег. Ярополк в 973 г. отправил посланника к Отто I, а в 977 г. – к Папе римскому. В том же году к Ярополку прибыло посольство Папы. В Киеве была создана Латинская епархия во главе с архиепископом Бонифаций, просуществовавшая до 979 г.
После смерти Святослава I между его сыновьями начался период противостояния, из которых вышел победителем Владимир.
Легенда о выборе веры князем Владимиром (согласно повести временных лет)
Крещение Руси князем Владимиром не было однозначным и сиюминутным решением Владимира. «Повесть временных лет» – наиболее старая из сохранившихся летописей. Она рассказывает о так называемом «испытании вер». Тогда послы из многих государств от различных религий и конфессий пытались склонить князя Владимира Святославовича к принятию их религии.
Так, например, велись переговоры с послами из Волжской Булгарии, предлагавшими Владимиру принять ислам. Однако, узнав, что согласно исламским обрядам, существует запрет пить вино, Владимир произнёс свою знаменитую фразу:
«Руси есть веселие пити».
Булгарам пришлось вернуться ни с чем.
Посланные Римским папой послы из Рима так же пытались склонить князя принять их веру. Но узнав о попустительском отношении к соблюдению правил Великого поста, Владимир не пошёл на уговоры римских послов.
Состоялась встреча и с хазарскими иудеями. Но зная, что Хазарию в прошлом разгромил его отец Святослав, князь Владимир спросил у послов, где их земля. Тогда хазары признались, что своей земли у них больше нет, а они, по воле Господа, рассеяны теперь по всем государствам. Тогда иудаизм не был принят.
Особое впечатление на Владимира Святославовича своей мудростью произвёл посол из Византии. Он сумел грамотно рассказать о христианской вере и библейской истории.
Тогда, обсудив с боярами создавшееся положение, князь, всё же не принявший ещё окончательного решения. Он отправил своих послов побывать на богослужениях у разных народов.
Вернувшиеся послы рассказали об особо впечатлившем их богослужении у греков. Именно тогда князь Владимир решил принять крещение по греческому обряду.
Крещение Руси князем Владимиром: причины и мотивыРешение было принято Владимиром Святославовичем. В его понимании язычество уже не было государственной религией. Язычество не могло на тот момент развития державы объединять нацию как прежде.
Князь Владимир, пришедший к власти благодаря помощи команды викингов и языческой элиты в 980 г., реформировал языческую религию. Он утвердил славянский пантеон божеств: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь (божества полян, древлян, северян, дреговичей, кривичей и словен).
Однако через некоторое время князь обнаружил, что без введения новой государственной веры (вместо поддержания почитания племенных божеств) он не сможет объединить страну. К тому же Киевская Русь тогда существовала практически в окружении христианских стран.
Митрополит Киевский Иларион (XI в.) объясняет мотивы князя Владимира так:
«И его мысли были в его сердце, чтобы понять тщету идолопоклоннической лести и искать единого Бога, Который сотворил всё видимое и невидимое. Он всегда слышал больше о благосклонности греческой земли, христианской и сильной вере, о том, как поклоняются и почитают единого Бога в Троице, как в них действуют силы, чудеса и знамения, как наполняются церкви человеческие, как весы и град верующих стоят перед ним».
Крещение князя Владимира
Существуют разногласия относительно места и даты крещения Владимира. Некоторые исследователи утверждают, что крещение произошло в Киеве 6 января 988 года, в праздник Богоявления.
В Повести временных лет рассказывается история Херсонеса:
«Крестился в храме Василия Блаженного, а этот храм находится в Корсуне. (…) Те, кто не знает правды, говорят, что крестился в Киеве…».
Историки говорят, что если крещение произошло в Херсонесе, то не в 988 г., а годом позже. Дело в том, что только 13 апреля 989 г. императору и Владимиру удалось победить Фоку в битве при Абидосе.
После взятия Херсонеса, занятого Фокой, крещения и венчания, Владимир увезёт в Киев свою жену Анну, епископа Херсонесского Афанасия, священников, мощи святых Климента и Фив, а также иконы и литургические сосуды.
По словам летописцев, Владимир действительно претерпел серьёзную духовную и личностную трансформацию. Если до крещения он вёл жестокий, воинственный и развратный образ жизни (у него были десяток жён и около 800 наложниц, он ввёл кровавые жестокие жертвоприношения), то после крещения в Херсонесе в Крыме и женитьбы с Анной, сестрой византийского императора Василия II, он полностью изменился.
Крещение Киева (реформы князя Владимира при возвращении в Киев)
После возвращения в Киев, князь Владимир разрушил языческие святыни и собственноручно бросил в Днепр статую Перуна. После прихода духовенства из Византии он способствовал массовому крещению людей в Днепре.
Варяжский завоеватель и объединитель государства теперь стал мирным и милосердным правителем. Он запрещал законодательно идолопоклонство. В Киеве князь Владимир построил знаменитый десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и Преображенскую Церковь. Также он основал первую школу на Руси.
Иерархически Киевская Русь была подчинена патриархату в Константинополе и получила митрополию в Киеве. Этой митрополии подчинялись архиепископства в Чернигове и Переяславе, и епископства в Белгороде, Новогрудке и Полоцке.
Во время правления князя Владимира Киевская митрополия подчинялась Константинопольскому Патриархату. Также она поддерживала контакты с Римом. Об этом свидетельствует миссия из Рима в 988 г. , которая привезла в Херсонию мощи святых Климента и Тита.
В 991 г. пришло послание от Папы Иоанна XV. 1000 посланников Папы Сильвестра II привезли мощи святых: Вита, Аполиния, Бенедикта и других святых для храмов, которые массово возводились на территории Киевской Руси.
Крещение Руси князем Владимиром: значение и последствия принятия христианства на Руси
Крещение Руси князем Владимиром имело огромное значение. Её союзником стало самое влиятельное на тот момент государство – Византия. Началось развитие зодчества и письменности.
Христианство укрепило княжескую власть, превратив Киевскую Русь в сильнейшее европейское государство. Церковь на Руси в то время находилась под Константинополем. До 1237 г. киевскими митрополитами обычно были греки. Более половины епископов киевского периода – коренные русины (один из них даже был обращённым евреем, а другой – сирийцем).
Крещение Руси князем Владимиром: христианство на Руси и латинский Запад
Киев поддерживал тесные контакты не только с Византией, но и с Западной Европой. Определённые отличительные черты ранней церковной организации на Руси, такие как церковная десятина, пришли не из Византии, а из Запада.
В Киеве почитались многие западные святые, имена которых не фигурируют в византийском календаре, а в молитве Святой Троице на Руси в XI веке упоминаются английские святые Альбан и Ботольф, а также французский святой Мартин Турский.
Некоторые авторы даже настаивают на том, что до 1054 г. русинское христианство было больше латинским, чем греческим. Русь киевского периода была ближе к Западу, чем в любой другой период до царствования Петра Великого. Однако несравнимо больше обязана византийской, чем латинской культуре.
Последствия крещения Руси
Содержание
Введение
- Первые попытки крестить Русь
5 - Принятие христианства князем Владимиром 9
- Крещение Руси
10 - Последствия крещения Руси
13
Заключение
Список используемых источников
Введение
Христианство со
времен своего возникновения стало
формироваться не как региональная, а
как мировая религия. В период раннего
Средневековья языками европейской культуры
были греческий и латынь. Поэтому славянские
народы, приняв христианство, вошли в семью
европейских народов, смогли приобщиться
к достижениям европейской культуры. Из
поганства Русь вывела именно Византия,
самая культурная в те времена страна
Европы. Несмотря на все перипетии и сложность
в отношениях с Византийской империей,
принятие Русью христианства от нее было
неминуемым. Здесь для движения не существовало
других исторических альтернатив. Вопреки
летописной легенде об испытании вер,
у Владимира не было выбора. Весь ход становления
и развития Древнерусского государства,
да и именно его геополитическое положение
обусловили ту историческую закономерность,
которая сделала именно Византию «крестной
матерью» Древней Руси. Владимир хотел
создать религию, которая могла бы служить
крепкой основой для объединения всего
государства. Но попытки модернизации
старых культов не отвечали цели, так
как языческие боги, которые были пережитком
первоначального порядка, не могли удовлетворить
потребности общества классового.
1. Первые попытки Крестить Русь
Что побудило Ольгу принять крещение, визит в Константинополь? О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкой.
Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнею политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как следствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе беседы император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.
Что же, прежде всего, должно было обратить на себя её внимание? Разумеется, то, что всегда резче отличало греков от Руси, — религия. Если многие из мужчин, воинов русских, принимали христианство в Греции, то нет ничего удивительного, что обратилась к нему Ольга, как мудрейшая из людей, могшая, следовательно, яснее других понять превосходство греческой веры перед русскою. Есть известия, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству, видя добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников. Принимая первую половину известия, мы не можем допустить второй: опасность от язычников не уменьшалась для Ольги и в том случае, когда она принимала крещение в Константинополе.
К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство – одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства, и народы к новой цивилизации обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.
Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но понимала и сложность этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан, и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее.
Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию. Утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и притом Ольга, как видно, вовсе не хотела таиться – это было несовместно ни с ревностью новообращенной, ни с характером Ольги; не хотела она таиться и равнодушно смотреть, как сын ее, вся семья и весь народ остаются в язычестве, следовательно, лишаются вечного спасения. Так, по возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом; впрочем, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним.
Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних христиан при Игоре, как видно не обращали внимания; следовательно, хотя не было явного преследования, однако насмешки были уже началом преследования и знаком усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного и потому, должно было скоро приклониться перед ним, но христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление.
Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Оттону. Чем был вызван такой шаг опять-таки не ясно. Но ревностный христианин Оттон I направил в Киев христианских миссионеров и проповедника Адольберта. Он и достиг Киева в 961-962 г. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. Винили германские хронисты в этом вероломных руссов-ругов, которые, как казалось им, сами не знали чего хотели. Вероятнее же, что руссы-христиане ожидали вовсе не того, что им пытались навязать миссионеры. В 961-962 г. идет борьба язычников и христиан. Не исключительно, что на заезжих христиан язычники реагировали остро, нежели на домашних. Спутникам Адольберта похоже здесь вообще не на кого было опереться.
2. Принятие христианства князем Владимиром
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина,— требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия — в честь своего восприемника Императора Василия II. Конечно, не всему народу нравилось жестокое язычество. Сколько сгубило оно сыновей и дочерей у родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, посвященные святыми Кириллом и Мифодием, что наряду с крещением князя Владимира, заставляет обратить внимание народа на новую религию.
3. Крещение Руси
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ; естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру, до северного конца этого пути – Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан; но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями; из Новгорода, по всей вероятности, путем водным, проповедники оправились к востоку до Ростова. Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году; в 991-м он умер; Впрочем, скоро был призван из Царьграда новый митрополит – Леон; с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь сокрушено окончательно.
Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи: «Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение»; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против этого с оружием; Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (порски) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покорятся главный между жрецами, то есть волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким со священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысятский Угоняй ,ездя всюду, кричал: «Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание»; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысятский Владимиров Путята, приготовил лодки и, выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевезся выше крепости на ту сторону реки, и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар , и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов – деревянных сжечь, а каменных изломав, побросать в реку.
Мужчины и женщины, видя это с воплем, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкою отвечал им: «Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать? – и послал всюду с объяснениями, чтоб шли креститься. Посадник Воробей сын Стоянов, воспитанный при Владимире, человек красноречивый, пошел на торг и сильнее всех уговаривал народ; многие пошли к реке сами собою, а кто не хотел, тех войны тащили, и крестились: мужчины выше моста, женщины ниже. Тогда многие язычники, чтоб отбыть от крещения, объявляли, что крещены, для этого Иоаким велел всем крещеным надеть на шею кресты, а кто не будет иметь на себе креста, тому не верить, что крещен, и крестить. Разметанную церковь Преображения построили снова. Окончив это дело, Путята пошел в Киев; вот почему есть бранная для новгородцев пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Отсюда мы видим, что новая религия в разных уголках страны принималась по-разному, в большинстве случаев добровольно, но и насильственное навязывание христианства так же имело роль.
по Maurine Jensen Proctor Выросшие в Коммунистической Чечоселавии, в Алга-Кавеса. Когда это случилось? В тот момент, когда она почти не замечала этого, Ольга Коварова стала атеисткой, загнанной в пустоту ненавистной ей коммунистической школьной системой. Ей был двадцать один год, она сидела в чехословацком парке в 1981 тайком читала книгу о Боге, когда до нее дошло. «Десять тысяч повторений — ложь становится правдой», — подумала она. Так же, как ее нация была в железной хватке коммунизма на протяжении целого поколения, так же было и ее сердце. Вопросы, которые могли привести ее к Богу, чувства, которые естественным образом возникали в ее сердце по поводу смысла жизни, были подавлены. «Было трудно в этом признаться, но это была горькая правда», — сказала она. Ее душа была похожа на многие церкви, которые она видела. Из-за коммунистического режима они были заколочены, их ворота заперты, сорняки росли дикими и неухоженными, кресты ветхими, их пустота была символом отчаяния нации. «Я обнаружил, что я против всего, что пахнет коммунистической идеологией, но я также внезапно понял, что моя жизнь была лишь борьбой со стеной этой нынешней идеологии. Как будто я не прилагал никаких усилий и времени, кроме борьбы с драконом. Сколько времени мы тратим только на то, чтобы указать на неправильную сторону мира, вместо того, чтобы идти к лучшему будущему? Я не знал, кто я, откуда я и какова цель моей жизни». Когда она рассказывает эту историю сочным голосом Мерил Стрип с акцентом, трудно представить, что эта молодая женщина чувствует себя опустошенной. Она выглядит так, будто все теплые цвета светового спектра смешались воедино, чтобы нарисовать ее — персиковое лицо, каштановые волосы, индийское платье-мадрас, тронутое ржавчиной и красным, слегка пышное, так как она ждет ребенка. Гораздо заметнее то, что она сама кажется вся светлой и теплой, внешним выражением уверенной и наполненной души. В течение следующих нескольких часов история, которую она рассказывает, наполнена тайной полицией, тайным изучением Евангелия и миссионерской работой под прикрытием, рассказом о мужестве среди угнетения. |
Ольга в Праге у знаменитого Карлова моста. |
Брат Отакар Войкувка, который помог привести Ольгу в Церковь. |
Ольга с семьей Войкувка, которая привела ее в Церковь. |
Ольга ведет йога-лагерь. |
Ольга с йога-лагерем. Некоторые из них позже присоединились к Церкви. |
Информационный бюллетень: Россия и православная церковь
Кэти Келаидис
Почему русские считают, что их церковь началась в Киеве?
Киевская Русь была свободной федерацией преимущественно восточнославянских (но также балтийских и финских) народов, правивших из Киева между 9 и 13 веками. Современные народы России, Украины и Беларуси заявляют о своем происхождении от Киевской Руси.
Попытки преобразовать Киевскую Русь начались в середине IX века под руководством Константинопольского Патриарха Фотия I. Вероятно, в следующем столетии значительная часть Киевской Руси стала христианской; однако правящая династия Рюриковичей осталась некрещеной.
Ситуация начала меняться в середине X века, когда Ольга Киевская, правящая регентша, посетила Константинополь и приняла крещение. Несмотря на крещение Ольги, ни ее сын Святослав, ни внук Ярополк не обратились в христианство.
Ее внук Владимир взошел на престол в 987 году, убив своего брата. Он оставался практиком славянской анимистической религии в первые годы своего правления. Согласно Первичной летописи (средневековая хроника восточнославянских народов, которая остается первоисточником для региона и периода), в 987 году Владимир отправил послов к окрестным народам в поисках новой религии. Легенда состоит в том, что его представители сообщили в ответ, что в Святой Софии — великом храме византийцев — они не знали, находятся ли они «на небе или на земле».
В 988 году Владимир крестился непосредственно перед женитьбой на Анне Багрянородной, сестре византийского императора.
Вернувшись в Киев с новой женой, Владимир совершил массовое крещение в Днепре. Это событие считается точкой зарождения славянских православных церквей. Митрополит Киевский был главным религиозным органом в регионе, хотя и подчинялся Константинопольской церкви.
Когда Русская Православная Церковь переехала в Москву?
После монгольского нашествия Киев начал терять свое политическое превосходство. После промежуточного периода в городе Владимире Киевский митрополит переехал в Москву в 14 веке. В 1488 году Московская митрополия стала по существу независимой от Константинопольского Патриархата, когда избрала собственного епископа, не добиваясь надзора со стороны Византийской церкви. Когда пять лет спустя Константинополь пал перед османами, русский царь и главный епископ России стали считать себя законными наследниками Византийской империи, «Третьего Рима». Однако только в 1589 г., после длительных переговоров между ныне обедневшим Константинопольским Патриархом и русским царем Федором I была учреждена Московская Патриархия.
Как связаны национализм и религия в России?
Связь между национализмом и религией в России не менее сложна, чем где-либо в мире. Взаимоотношения государства и церкви веками определяли русское самосознание. Идея «Святой Матери России» как «Третьего Рима» (и, следовательно, законного наследника византийского и римского наследия) была фундаментальным идеологическим строительным блоком, на котором была основана Императорская Россия. Не было неизбежным, что в постсоветскую эпоху в России возникнет тесная связь между церковью и государством. На самом деле такие отношения так и не осуществились, пока в 2009 году на его должность не пришел Патриарх Кирилл.. С тех пор Кирилл и Владимир Путин работали над созданием все более тесного союза. Этот альянс стал свидетелем все более широкого использования религиозного языка и образов в российской государственной пропаганде. Кроме того, российское государство постепенно использует Русскую православную церковь в качестве инструмента российской мягкой силы по всему миру.
Религия занимает центральное место в путинском оправдании войны?
Да. Религия, или, скорее, общая религиозная история Украины и России, занимает центральное место в путинском риторическом оправдании войны. Еще в 2018 году Путин назвал обращение Киевской Руси отправной точкой для государственности России, и, несомненно, общая религиозная история этих стран доказывает наиболее яркое и мощное историческое оправдание нынешнего вторжения.
Кто основные игроки Русской Православной Церкви?
Важнейшей фигурой Русской Православной Церкви является Патриарх Московский Кирилл. Гундяев, урожденный Владимир Михайлович, является главой Русской православной церкви с 2009 года. Ему во многом приписывают тесный союз церкви с путинским режимом и самим Путиным. Отношения напоминали и, возможно, моделировали отношения между церковью и государством в имперской России, вплоть до создания и распространения удобных сказок. Например, начиная с 2016 года патриарх Кирилл и Путин начали продвигать идею о том, что отец Кирилла тайно крестил Путина в сталинские времена.
Еще одна ключевая фигура — Митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних связей церкви. Известный богослов и церковный историк, Иларион в значительной степени был публичным лицом Русской Православной Церкви, одобрявшей стремление вывести «традиционные ценности» на передний план российской политической жизни как дома, так и за рубежом.
Что произошло в 2018 году между Украинской и Русской Православными Церквами?
В начале 21 века в Украине существовало три православных юрисдикции: Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат), часть Московской Русской Православной Церкви; Украинская Автокефальная Православная Церковь, ныне несуществующая, независимая церковь, основанная в 1921 во времена Украинской Народной Республики; и Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат), также независимая, основанная в 1992 году после обретения Украиной независимости от Советского Союза. Только Церковь Московского Патриархата была признана другими православными церквями.
Такая ситуация была не приемлема ни для кого и еще в 2014 году Константинопольский Вселенский Патриарх подавал сигнал о том, что намерен сделать ход в Украине, объединить там церкви и подорвать власть Московского Патриархата в стране. Два примата уже дрались в 1996 о независимости Эстонской Православной Церкви.
В июне 2016 года Верховная Рада Украины приняла постановление об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии (или независимости) Украинской Православной Церкви. Просьбу украинского парламента поддержал Петр Порошенко, тогдашний президент Украины, который обратился к Вселенскому патриарху за независимость украинской церкви на встрече в Стамбуле в 2018 году.
11 октября 2018 г. Константинопольский Патриархат подтвердил свое решение двигаться к независимости Украинской Православной Церкви.
Официальная декларация об автономии (называемая томосом ) была подписана Вселенским Патриархом 5 января 2019 года. или патриарх Московский. По большей части эти различные союзы следовали традиционным образцам.
Одним из самых значительных последствий для Западной Европы стал переход Патриаршего экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе из состава Вселенского Патриархата в Москву. Эта юрисдикция, расположенная за пределами Парижа, была основана русскими эмигрантами в XIX в.30 с. Его богословская школа, Свято-Сергиевский институт, долгое время считалась оплотом современного православного богословия. Принято считать, что юрисдикция была предложена Москве в качестве своего рода «уступки» для Украины.
Каковы взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими Православными Церквами?
Русская Православная Церковь поддерживает хорошие отношения со многими другими православными юрисдикциями, включая Сербскую Православную Церковь и Православную Церковь Америки (автокефальная юрисдикция русской традиции). Однако это почти полный раскол — полный разрыв — со многими другими. Отсутствие реакции Московского Патриархата на войну в Украине усилило симпатии к независимой украинской церкви. Это может создать проблемы для Москвы в ее союзах с другими православными юрисдикциями.
Каковы последствия войны в Украине?
Хотя это, безусловно, не главная мотивация Путина для вторжения в Украину, конфликт вокруг независимости Украинской православной церкви, безусловно, обладает большим пропагандистским потенциалом.