Значение Крещения Руси | Медицинские интернет-конференции
ID: 2015-12-27-T-5886
Тезис
Ахмерова К.Д.
СГМУ им. В.И. Разумовского
Значение Крещения Руси
Ахмерова К.Д.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель к.и.н., В.В. Суворов
Крещение Руси – это процесс распространения и укоренения православного христианства в Киевской Руси, который относят к концу 10 века ( 988 год). Это период правления князя Владимира Святославовича. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император считался как Хранитель и Верховный Защитник православия, а следовательно, и единый самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от византийцев, Владимир включил Русь в колею византийской государственности.
Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин:
Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.
Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь не могла больше оставаться языческим государством.
В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью.
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности и духовной жизни страны.
В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало новой идеологии.
При монастырях появились школы и библиотеки, которые были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь работали первые русские летописцы, художники-иконописцы. Также, церковь содействовала развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри уже в 11-12 вв. получили от великих князей земельные владения и построили на них собственное хозяйство. Церковь влияла и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц, а церковные деятели играли роль миротворцев в княжеских конфликтах.
В тоже время церковь оказывала и отрицательное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, жестоко преследовала инакомыслие, прикрывала темные дела отдельных феодалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значение, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древнего русского государства.
Ключевые слова
Значение Крещения Руси
Файл
2015-12-27-T-5886. pdf
традиции, обряды, приметы и поверья — ЯСИА
Одним из самых значительных событий в истории России было Крещение Руси. Этот день празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается в России на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.
Долгое время не решался князь принять какое-либо вероисповедание, хотя его бабка – княгиня Ольга – приняла христианство задолго до метаний внука и хотела, чтобы ее потомки были христианами. Сам князь изучал аспекты, традиции и догмы различных религий, ища для себя и для своего народа подходящую. Результатом его изысканий стало принятие крещения от Константинопольской Церкви. Так же как и княгиня Ольга, Владимир остановил свой выбор на православии. А ведь могла Русь быть и мусульманской – эта религия в какой-то момент привлекала Владимира больше остальных. Крестившись сам, Владимир в 988 году приказал окрестить и киевскую Русь. Как и многое в нашей стране, крещение проходило в принудительном порядке – людей загоняли в воду практически насильно, непокорных били и даже казнили. Тем не менее, принятие новой веры не заставило русичей отказаться от язычества – мы до сих пор отмечаем праздники, посвященные языческим богам, наравне с христианскими. Правда, спасаясь от преследований священников, народ переименовал языческие праздники, посвятив их христианским святым, но обряды не изменились. Девять веков длилось становление христианства на Руси, и вот теперь Россия, хоть и включает в себя различные религиозные конфессии, официально считается страной православного христианства.
Крестины
Значительным событием крещение или крестины ребенка является и для современных христиан. Крестят ребенка практически после рождения. Считается, что лучше всего это делать с 8 по 40 день жизни. Слабеньких детей крестили на Руси даже раньше, считалось, что крестины могут помочь им выжить, а если они и умрут, то попадут в рай, то есть их душа сможет упокоиться с миром. Крестины – защита от лукавого, обретение души, дарование светлого пути. При крещении ребенок получал свое тайное имя, отличное от того, каким его называли в миру, считалось, что таким образом он получает защиту от злых духов, от дьявола и от дурных людей. Знали тайное имя только родные и крестные родители ребенка, а ему открывали это имя только в день совершеннолетия. Давали имя, как правило, по Святцам, то есть нарекали ребенка именем святого, чью память чтили в день, пришедшийся на день крестин.
Обряд
Обряд крещения – таинство, поэтому посторонних людей на него не допускают. Не могут на нем присутствовать и настоящие родители младенца, они либо ждут у церкви, либо дома, накрывая праздничный стол. К сожалению, сегодня весьма распространена практика, когда в церкви назначают определенный день для крестин и крестят сразу несколько младенцев и взрослых. Зато сейчас таинство крещения может совершить только священник, а раньше, если в деревне не было церкви (а ее не было, так как деревня с церковью называлась уже селом), а до священника нельзя было добраться по причине, например, бездорожья, то ребенка мог окрестить любой крещеный человек, правда, соблюдая все положенные каноны. В богатых домах было принято звать священника на дом, особенно, если в доме была домовая часовня, а бедняки несли своих детишек в церковь. Удивительно, но как бы ни была холодна вода в купели, как бы ни был слаб ребенок, после крещения он никогда не простужался.
Крестные родители
Крестных выбирают тщательно. Это могут быть и очень близкие друзья, и состоятельные родственники и некие влиятельные люди. Главное, чтобы они были крещенные и могли дать ребенку и духовную, и телесную пищу. В идеале у ребенка должна быть и крестная мама, и крестный папа, если по каким-то причинам это не реально, то для мальчика выбирают крестного, а для девочки – крестную. С момента крестин крестные становятся для ребенка духовными родителями, они наравне с настоящими родителями должны заботиться о ребенке, опекать его, а также заниматься его духовным воспитанием. На сами крестины крестный покупает крестильный крестик, оплачивает обряд, а крестная покупает крестильные одежды, ткань, чтобы завернуть окрещенного младенца, полотенца для малыша и для священника, а через 6 недель дарит малышу пояс и серебряную ложечку «на первый зуб». В разных регионах существуют свои обычаи кумовых подношений, в некоторых местах полотенца и ткань покупают настоящие родители, а ложечку и вовсе не дарят.
Что надо взять с собой на крестины
Обо всём необходимом для крещения стоит позаботиться заранее, чтобы потом ничто не отвлекало от важного события. Надо взять с собой не только крестильную рубашку, но и чистую, желательно, абсолютно новую одежду, чтобы переодеть ребенка после крещения (эту одежду тоже покупает крестная). Также надо взять ткань, в которую завернут ребенка после крещения для обряда миропомазанья. Не забудьте полотенца – одно побольше, чтобы вытереть ребенка, а второе – поменьше, для того, чтобы священник мог вытереть руки. Если вы собираетесь креститься сами, то возьмите еще и обувь, например, шлепки, так как обряд достаточно долгий, и стоять на голом полу босиком не очень приятно, а разуваться надо обязательно. Свечи вы можете купить в церкви непосредственно перед обрядом, так же как и крестильный крестик. А вот тот крестик, который будет носить малыш (или вы сами, если креститесь вы), покупается после крещения, так как при его освящении используется то имя, которое дано священником. Позаботьтесь и о гайтане. После крещения вы можете попросить свидетельство о крещении, но лучше заранее поинтересоваться, выдают ли в этом храме эти свидетельства, так как не во всех церквях это принято. Само свидетельство оплачивает крестный и выбирает либо попроще, либо побогаче. И еще. Если вы решили запечатлеть миг крещения своего малыша, то заранее спросите разрешение на съемку – некоторые строгие священники запрещают снимать таинство на видеокамеру или на фотоаппарат.
Крестик – золотой или простой?
Крестильный крест должен быть обычный, купленный тут же в церкви. Но носить его не надо. Считается, что этот крест – мощнейший оберег, поэтому потерять его – лишиться защиты. Крестильный крест хранят в белье или под подушкой. Можете повесить его рядом с колыбелью, но так, чтобы малыш до него не дотянулся. А вот какой крест носить – золотой, серебряный или обычный (медный или оловянный), каждый решает сам, условие одно – этот крест тоже должен быть освящен. Маленькому ребенку лучше на шею повесить самый обычный крест, и не на цепочке, а на гайтане. Православие призывает к скромности, поэтому крест не должен быть виден из-под одежды, и не должен быть слишком вычурный, все-таки это не ювелирное украшение. Кстати, если не можете уснуть, возьмите в горсть крестик, который у вас на шее – сон снизойдет на вас практически сразу, можете также достать свой крестильный крестик – он помогает не только от бессонницы, но и снимает головную боль, а порой лечит и более серьезные недуги. Таким же свойством обладает и крестильная одежда – если ваш малыш болеет, накиньте на него крестильное платье (рубашку), и ему станет гораздо легче.
Приметы
Крестильных примет не так уж и много, но они есть.
Если у крестных умер их духовный ребенок, на другие крестины их не зовут – история может повториться.
Считается, что ребенок должен заплакать, когда вода попадает ему на голову и в лицо – так из него выходит лукавый.
Крестный и крестная не должны состоять в близких отношениях ни до, ни после крестин. Именно поэтому в качестве крестных не может выступать семейная пара.
Считается, что купание в крестильной воде, которую крестная мать просит у священника после обряда, укрепляет здоровье малыша.
Отмечать крестины надо обязательно – это напоминает человеку о его истинном предназначении.
Народные приметы и поверья
В народном календаре 28 июля — День Улиты и Кирика. В этот день, по народным приметам, наступала середина лета. Правда, обычно на Кириков
день, 28 июля, шли дожди. Женщины почитают в этот день матушку Улиту – свою заступницу и защитницу.
Говорили, что если 28 июля устанавливается солнечная погода – это настоящее счастье и удача, ведь именно сейчас солнечные лучи являются самыми полезными, поскольку дарят силу и здоровье. Однако даже теплая погода 28 июля не останавливает приближение осени, что очень чувствуется и даже заметно, если обратить внимание на природу вокруг. Например, начинают желтеть листья у липы, а в лесу появляется все больше и больше грибов, особенно, подосиновиков и белых.
Старообрядцы считают Улиты и Кирика своими покровителями. В поле в этот день не стоило выходить, поскольку считали, что там разгуливает нечистая сила. Говорили, что жатва 28 июля – это не к добру. Хотя существует и более логичное объяснение – дело в том, что на Улиту и Кирика обычно шел достаточно сильный дождь, а потому в поле, по приметам, просто нечего было делать. День старались, тем не менее, проводить с пользой. Так, детей приучали к домашнему труду.
Из других народных примет: нельзя жать на Улиту – примета к тому, что увидишь дурное предзнаменование.
Британское крещение в русской церкви, 1968 г.
The Foreign Service Journal > июнь 2018 г. > Британское крещение в русской церкви, 1968 г.
ДЖОНАТАН Б. РИКЕРТ -основатель Джон Адамс Хэмблтон, приехавший в Москву в начале 1968 года в качестве первого постоянного директора авиакомпании. Первые рейсы PanAm и Аэрофлота между Нью-Йорком и Москвой должны были состояться в июле.
Я встретил его в начале его пребывания, и мы подружились. У Джорджа и его прекрасной британской жены Джанет родился сын Джеймс, недавно родившийся в Хельсинки, где раньше проживал Джордж.
Джордж решил, что Джеймс должен быть крещен в Советском Союзе в русской церкви, но доктором Эриком Стейплзом, англиканским священником из Хельсинки, который был хорошим другом нас обоих.
Разрешение наконец было получено после того, как Георгий неоднократно вмешивался в бюрократию Русской Православной Церкви, которая, как он утверждал, дошла до самого Патриарха.
Джордж снял коттедж на выходные в Завидово, на реке Волге, почти в 70 милях к северу от Москвы, в государственном комплексе отдыха, известном в народе как «дипломатическая дача».
Несмотря на скромность по западным меркам, это сооружение предоставляло убежище, ограниченные возможности для занятий спортом (например, теннис, стрельба по тарелочкам, катание на лодках, катание на снегоходах) и свежий воздух для иностранных бизнесменов и дипломатов.
21 сентября 1968 года, прекрасным солнечным осенним днем, небольшая группа гостей Хэмблтонов прибыла в Завидово на крещение. Собравшись, мы погрузились в открытые лодки с подвесными моторами и отправились в короткую поездку в ближайшую деревню, где располагалась церковь. Меня попросили служить неофициальным переводчиком.
Русский священник ждал нас у церкви на берегу реки. Хотя он был достаточно сердечен, он, казалось, нервничал из-за того, что вот-вот должно было произойти, и, без сомнения, из-за того, что в его церкви собралась группа западных иностранцев.
Следует напомнить, что в те времена СССР был еще очень закрытым обществом, где гражданам категорически запрещалось вступать в контакты с (некоммунистическими) иностранцами. Более того, участие Америки во Вьетнаме было в центре внимания советской критики и пропаганды.
Тем не менее, священник дружелюбно болтал с отцом Стейплсом и объяснял, как лучше провести службу в доступном месте, хотя и вежливо отклонил приглашение Джорджа принять участие.
Незадолго до начала церемонии из одного из речных судов, курсировавших по Волге, высыпала большая группа российских туристов из рабочего класса и попыталась войти в церковь — деревня, должно быть, была стандартной остановкой для таких прогулок.
Приезд туристов явно расстроил русского священника, который пытался их прогнать. Джордж, однако, сказал ему, что мы относимся к церкви как к общественному месту и что туристам не только не следует запрещать вход, но и принимать их. Разобрались, служба началась.
Отец Стейплз и Хэмблтоны стояли с младенцем Джеймсом на открытом пространстве с одной стороны церкви, а рядом на заднем плане парил русский священник. Гости Хэмблтонов выстроились вокруг них полукругом. Однако, когда служба вот-вот должна была начаться, человек 30 или 40 туристов подошли и выстроились полукругом лицом к приглашенным гостям. Они молча, но почтительно и с восторженным вниманием наблюдали за тем, как продолжалась короткая церемония.
Когда все закончилось, многие из них бросились вперед, чтобы поприветствовать Хэмблтонов, пожелав им здоровья, счастья и долгих лет жизни их сыну. Это было самое искреннее, спонтанное и трогательное излияние человеческих чувств, с которым мне приходилось сталкиваться за два с лишним года моего пребывания в России.
Обычные люди, ни слова не понявшие в увиденной ими службе, тем не менее поняли важность события и отреагировали по-человечески.
Всякий раз, когда я слышу упоминание о теплоте и дружелюбии русских людей, я думаю о том, чему я был свидетелем в тот солнечный день на Волге, и о потоке добрых пожеланий простых граждан незнакомым им иностранцам.
Старший офицер дипломатической службы в отставке Джонатан Б. Рикерт провел большую часть своей 35-летней карьеры в Центральной и Восточной Европе или имел дело с ней. Его последние два зарубежных поста были заместителем главы миссии в Софии, а затем в Бухаресте. С 19 по 19 в. работал помощником посла Ллевеллина Томпсона в посольстве в Москве.67 по 1968 год.
Дорога к новой вере
Крещение Руси: мифы и реалии07 октября, 00:00
ЕСТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ПАМЯТНИК КНЯЗЯУ ВЛАДИМИРУ, ТРАДИЦИОННО СЧИТАЕМОМУ КРЕСТИТЕЛЮ КИЕВСКОЙ РУСЬ’. НО БЫЛ ЛИ ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВЫМ? / Фото Руслана КАНЮКИ, «День» Поделиться:
С момента провозглашения независимости украинские политики и СМИ безоговорочно восприняли легенду о посещении святым Андреем киевских холмов в I веке н. -13 вв. С другой стороны, отечественные и зарубежные исторические находки свидетельствуют о том, что холодная скифская земля была согрета огнем христианской веры задолго до крещения Владимира.
Согласно византийским источникам, рано утром 18 июня 860 года русский флот из 360 ладий (лодок) под командованием Аскольда вошел в Золотой Рог в Константинополе. Атака застала греков врасплох, и они не успели растянуть гигантскую цепь, чтобы перекрыть доступ к гавани. Иоанн Диакон писал в своей древнейшей венецианской хронике, известной как «Хроника Сагомини», что русские истребили столько предместий и столько жителей, сколько могли, поэтому был поспешно собран и уплачен большой выкуп. В биографии византийского императора Михаила III кратко говорится, что он установил дружбу и согласие с Русью и убедил ее правителя принять христианство. По словам Михаила Браичевского, крещение Аскольда и его войска произошло сразу после достижения соглашения. Весьма вероятно, что обряд происходил в соборе Святой Софии в конце июня или начале июля 860 г. н.э. Аскольд получил христианское имя Николай и в итоге был канонизирован. Таким образом, его имя фигурирует во всех церковных календарях как Святитель Николай.
Вскоре патриарх Фотий отправил в Киев митрополита Михаила и шестерых епископов. В «Первой летописи» говорится, что первые три года они занимались строительством храмов (в основном в имениях богатых людей) и обучением пресвитеров. Только тогда приступали к крещению [Киевской] Руси. Сейчас трудно сказать, сколько людей было крещено до убийства Аскольда в 882 году, устроенного вероломным варяжским князем Олегом, правившим Ладожской землей. Абу’л Касим Убайд’Аллах ибн Хордадбех, автор самой ранней из сохранившихся арабских книг по административной географии, написал в конце 9 в.века, что купцы из [Киевской] Руси настаивали на том, что они христиане. Есть еще одно доказательство популярности христианской веры. Незадолго до смерти Аскольд вызвал в Киев бригаду византийских архитекторов для проектирования каменного собора. Более того, фактом остается то, что большинство европейских стран, граничащих с Киевской Русью, считали ее христианской страной (как и Ватикан). Густынская летопись гласит: «Славяне [Киевской Руси] крестились третьими [после болгарских и моравских славян]; это была наша Русь, и патриарх Фотий [Фотий I] вступил во владение после кончины патриарха Игнатия при Василии [I] Македонянине». В своем Послании № 35 Фотий был гораздо красноречивее.
Новая христианская вера была принята на подлинно добровольных началах, иначе толпа, разъяренная убийством Аскольда, зарезала бы митрополита, епископов и пресвитеров. Как бы то ни было, епархия была переведена из Киева в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий). Так христианство, завоевав Киев, пускало глубокие корни и в другие городские местности Руси. Так и должно было быть, учитывая, что свет Его Милости согревал сердца наших предков. Отметим, что это произошло задолго до крещения Аскольда. Общеизвестно, что в первые столетия после рождения Иисуса Христа христианские общины существовали во всех городах Крымского полуострова. Имеются источники о том, что четвертый Папа Климент I (возглавлял Церковь в 89 г.-97 г. н.э.), закончил свою жизнь в каменоломне в окрестностях Херсонеса. В 988 году князь Владимир Великий привез его голову вместе с телом своей ученицы Фивы в специальном ларце из Херсонеса в Киев.
Поэтому при князе Аскольде [Киевская] Русь давно созрела для массового обращения в новую [христианскую] веру. Именно поэтому древнейшие русские летописи придерживаются нового календаря, известного как Русская эпоха, от 860 года, когда Аскольд крестил Русь. В то время обращение к Иисусу Христу рассматривалось как приобщение к благодати, начало новой, настоящей жизни. Видный русский историк Василий Татищев видел некоторые из этих летописей и описал их в своих произведениях. Все они упоминали Аскольдово (первое) и Владимировское (второе) крещение Руси. Спустя почти 300 лет выводы Татищева были полностью подтверждены академиком Борисом Рыбаковым в «Летописи и былинах Древней Руси» (Москва, 1963). Естественно, эта публикация не прибавила ему друзей среди партийных функционеров и многочисленных коллег, построивших свою карьеру на традиционной [советской] трактовке истории, и поэтому на закате жизни академик с мировым именем не спешил затрагивать предмет.
На самом деле князь Олег [Новгородский], правитель Ладоги и германский царь рюриков, начал в Киеве неверный путь. Он устроил государственный переворот и убил законного правителя, потомка Кия Аскольда, изолировав Киев от остального христианского мира, на столетие сдерживая цивилизационный прогресс Руси. Не случайно его имя никогда не упоминается в византийских и европейских источниках — и это при том, что имя его предшественника, Аскольда, встречается во многих европейских источниках. Есть только один византийский источник под названием «Житие святого Стефана Сугдийского», в котором рассказывается о новгородском князе Бравлине, ограбившем храм в Сугде (Сурож, ныне Судак в Крыму) где-то в 9 в.00. После этого он тяжело заболел. Князь Бравлин выздоровел, как только вернул награбленное, и тогда же крестился. Этот князь не упоминается ни в одной из русских летописей. Арабский географ Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн ибн Али аль-Масуди (известный также как Аль-Масуди) писал, что в 912 году русы на борту 500 ладий напали на персидское побережье Азовского моря. Ряд историков считают, что Олег погиб во время того похода.
Иными словами, есть все основания ставить под сомнение все те «великие дела» самозваного князя Олега, воспетые в «Повести временных лет». В первую очередь это относится к его [российско-советской] школьной кампании против Константинополя в 9 г.07. Ни в каких византийских источниках об этом ни слова. Первый сомнительный аспект — количество ладийских лодок: две тысячи! Известно, что Аскольд выставил в походе 860 г. 360 ладий, а в 912 г. — 500 таких лодок на Каспийском море.
Еще менее правдоподобной является история о том, как русские воины поставили эти лодки на колеса/ролики и мчались под развевающимися парусами к Константинополю. Те, кто знаком с фотографиями местности того периода, знают, что это была полупустыня, где трудно было найти горсть хвороста, поэтому древесину и дрова приходилось подвозить за десятки и сотни верст. Это было удобно с военной точки зрения, потому что противник не мог скрытно добраться до стен города среди бела дня. Впрочем, остается только гадать, как там мог вырасти целый лес, из которого якобы агрессор сделал эти колеса/катки. Другая маловероятная возможность состоит в том, что князь Олег и его войска взяли их с собой на всякий случай. Похоже, монах, написавший этот рассказ, видел мысленно густой лес вокруг Киева и никогда не ездил южнее Василькова. То же относится и к рассказу об огромной контрибуции и особых преимуществах, предоставленных русским купцам и посланникам. Фактически договор, заключенный князем Игорем с византийским императором в 9 г.44 таких пунктов нет. Самое удивительное, однако, что эти вздорные истории присутствуют в нынешних школьных учебниках, используются для привития патриотического духа подрастающему поколению именно так, как это делалось триста лет назад. Фактический результат, конечно, прямо противоположный. Кому интересно узнать, что предки его были ни на что не годны и со слезами на глазах умоляли варяга Рюрика, совершенно чужого, прийти и править ими? Борис Рыбаков лаконично характеризует Олега как воеводу и правую руку Рюрика: «…безвестный германский дворянин, захвативший Киев, как обычный разбойник, и встретивший свой конец Бог знает где».
Также установлен факт, что он незаконно узурпировал политическую власть в течение тридцати лет. И так
Сын Рюрика Игорь, объявленный киевским князем в 19 лет, фактически мог начать управлять своим государством в 39 лет. Олег также нашел Ольгу себе в жены. Логично предположить, что князь Олег якобы погиб из-за своего коня. Народная легенда гласит, что лошадь, амулет в виде лошадиной головы или череп лошади всегда защищают хороших людей от злых и наказывают плохих. По-видимому, за время его долгого и грубого правления все подданные Олега-Вещего — в первую очередь простой народ — устали от него. Вот почему волхвы пророчили ему мифическую смерть из-за его коня, а церковные летописцы зафиксировали это на бумаге.
Смерть окаянного опекуна [Олега-Вещего] отнюдь не была концом проблем, выпавших на долю князя Игоря как законного правителя [Киевской Руси]. После убийства Аскольда древляне отказались признать Олега и перестали платить дань Киеву. Самозваный князь так и не смог решить эту проблему. Игорю пришлось исправлять ошибки, возникшие в результате бездействия Олега, и поплатиться за них своей жизнью (945 г. н.э.). Михаил Браичевский полагает, что некоторые из языческих варягов в его отряде вполне могли быть замешаны, и по вполне ощутимым причинам. Люди Игоря должны были узнать, что крещение князя было главным пунктом 9-го44 джентльменское соглашение с Константинополем. В ходе своего первого неудачного похода на Византийскую империю в 941 году греки использовали порох для уничтожения русской флотилии. В 944 году до военных действий дело так и не дошло. Как бы то ни было, князь Игорь не мог ожидать каких-либо весомых уступок от византийского императора Романа I Лакапина, а договор был выгоден для [Киевской] Руси тем, что был практически точной копией того, что был заключен Аскольдом еще в 874 г. Единственным отличием было то, что договор Аскольда показывал Русь как прочное христианское государство, а договор Игоря 944 — как единое целое со многими религиями. Плата за заключение этого взаимовыгодного договора была только одна: обещание [Князя Игоря] обратить [Киевскую] Русь в христианство и собственное крещение.
Ему оставалось сделать всего один шаг. При папе Льве VI (886-918) Киевская епархия была 6-й по количеству приверженцев за пределами Византийской империи. В «Первой летописи» содержится текст русско-византийского договора 944 года: «Будучи христианами, настоящим клянемся Церковью Святого Ильи и Святого Креста… [что] никогда не будем действовать вопреки интересам нашей страны… это применимо как христианам, так и нехристианам…» Браичевский полагает, что князь Игорь, вернувшись домой с женой Ольгой, совершил чин крещения тайно, в Киеве, где-то в сентябре-октябре 944. Он умер в следующем году. Тем временем в Константинополе власть переходила из рук в руки, а Романа I Лакапина сослали в монастырь и обвинили в предательстве национальных интересов, в частности, в подписании договора с [Киевской] Русью. Чтобы подтвердить этот договор, княгиня Ольга немедленно отплыла в Константинополь в 946 году. Новый византийский император Константин VII (исторически известный как Багрянородный) не торопился приветствовать ее, и Ольга занялась посещением местных храмов, в сопровождении своего личного пресвитера.
Ее деятельность не осталась незамеченной и, наконец, она достигла своей цели. Со временем возникнет красивая легенда, воспевающая русскую царевну с мужским характером, крещенную византийским императором. [Русская] Православная Церковь также превозносит ее и числит в своих святых.
К большому огорчению Ольги, копией Олега оказался ее сын Святослав. Летописцы Киевской Руси того времени всячески прославляли его многочисленные разбойничьи походы и набеги, порицая его за пренебрежение княжеским долгом защиты Руси — и Киева, матери всех русских городов, — от кочевников.
Сегодня российские и украинские историки обвиняют Святослава в опрометчивом разгроме Хазарского каганата в 965 году н.э., который к тому времени заметно пришел в упадок и не представлял военной угрозы для [Киевской] Руси. Эта мощная ханская инфраструктура могла обеспечить безопасный доступ русских купцов к Поволжью, Северному Кавказу, Персии и Средней Азии. Прочный союз между этими сильнейшими государствами Европы мог бы обеспечить стабильность на всем протяжении от Урала до Карпат. Если бы это было так, то Золотая Орда не смогла бы перейти Волгу. Большую часть ордынского войска составляли кочевники из Поволжья, Северного Кавказа и приазовских земель. Именно поэтому штаб Золотой Орды находился в Сарае (известном историкам также как Сарай-Бату, один из крупнейших городов средневекового мира, расположенный в низовьях Волги, с населением 500 000 человек, согласно Британской энциклопедии). Это непрошенное истребление хазар открыло путь печенегам к захвату земель на юге Руси. Археологи указывают на массовое разорение помещичьего имущества в этом регионе [в то время]. В европейских источниках говорится, что земли в верховьях Днестра (Верхнее Поднестровье) тогда превращались в Сильва Печингарум, Печенежскую пущу. Неудачные походы Святослава против булгар превратили Византийскую империю из формального союзника в заклятого врага [Киевской] Руси.
После того, как князь был убит в стычке с печенегами, где-то в 972 г., вниз по порогам Днепра власть принял его старший сын Ярополк. Он представлял новое поколение, учитывая, что его [восточная] православная мать (дочь венгерского короля) и бабушка Ольга приложили все усилия, чтобы воспитать мальчика в истинно христианском духе. Князю Ярополку за восемь лет правления не удалось отразить ни одного набега печенегов — орды печенегов стояли лагерем у Стуги, в 30 километрах от Киева. С этой точки зрения его убийство по приказу Владимира/Владимира, его сводного брата и правителя Новгорода, было шагом, который просто необходимо было предпринять. Новый князь пошел по стопам Олега, нанял варяжских наемников и захватил Киев. Тем не менее Владимиру удалось сделать то, чего не делал ни один из Рюриков.
Языческий путь Владимира к Иисусу Христу был драматично извилистым и тернистым. Наши хроники гласят, что он в первые годы своего царствования приказал преследовать христианских приверженцев и духовенство. Киевский митрополит вполне мог обрушиться на князя Владимира в одной из проповедей в Ильинской церкви, осудив его за убийство Ярополка. Это вполне могло стать причиной того, что Владимир сорвался с катушек, учитывая, что митрополиту пришлось бежать, спасая свою жизнь, от Киева до Переяслава. Князь Владимир, однако, не удовлетворился, повелев восстановить на Старокиевской горе языческую скинию с языческим божеством Перуном во главе (она была разрушена по приказу Аскольда). В первые годы своего правления Владимир удивил своих подхалимов, приняв ислам, который передали посланники хорезмийской династии.
Ахмад ибн Абдаллах Хабаш аль-Хасиб аль-Марвази, известный персидский астроном, географ и математик, писал: «Именно так они воспитывались и получали образование, пока не стали христианами в том месяце трехсотого года. После того, как они приняли христианскую веру, их новая религия притупила острие их мечей, лишила их привычных повседневных занятий и заставила вернуться к суровым реалиям жизни, сводившимся к нищете… Потом они сказали, что хотят принять ислам, чтобы они могли совершать набеги, вести джихад и возвращаться к старым обычаям».
Интересна эта цитата тем, что она подтверждает факт крещения [Киевской] Руси при Аскольде. В таких условиях у ислама не было шансов стать господствующей религией в Приднепровье, землях, прилегающих к Днепру.
О противостоянии князя и киевского митрополита знали все в коридорах власти, в том числе сыновья и внуки Владимира. Последний вполне мог вычеркнуть имя несогласного митрополита из всех русских летописей XI века. Браичевский изучил Historia Ecclesiastica Никифора Каллистоса Ксантопулоса и определил диссентера: митрополита Феофилакта.
Тем временем восставшие булгары в 986 году разгромили войска Василия II, и император выжил по чистой случайности. Северо-восточные провинции Булгара стремились к протекторату киевского князя, чтобы избежать братоубийственной кровавой бойни. Василий II не возражал по причинам, хорошо известным ему самому. Он слишком хорошо знал, что военная поддержка [Киевской] Руси была единственным способом предотвратить его [иначе] неизбежное фиаско. Владимир знал это, поэтому согласился оказать необходимую военную помощь в обмен на женитьбу на греческой принцессе. Этот брак был единственным способом, которым Владимир мог положить конец изоляции Руси от международного сообщества, а также нарастающим слухам о его сомнительном отцовстве. Василий II, конечно, не торопился с окончательным решением. Тем временем его главнокомандующий Вардас Фокас провозгласил себя императором и захватил Хрисополис (в настоящее время Ускюдар, крупный и густонаселенный муниципалитет Стамбула, Турция, на анатолийском берегу Босфора). «Опустошительные восстания, акты агрессии, совершаемые целыми народами, вражда, переселение городов и стран, голод, чума, ужасные землетрясения и почти полное крушение Византийской империи…» — так видел известный византийский историк Лев Диакон. ситуация.
Узнав о восстании Варды Фоки, князь Владимир повел свои войска в Крым и осенью 987 г. достиг Херсонеса. Осада длилась шесть месяцев, и в марте 988 г. город был взят. Затем Владимир поставил перед Василием II ультиматум: княгиня как его жена или осада Константинополя. У византийского императора не было другого выбора, и он подчинился при условии, что Владимир примет христианскую веру через крещение. [Князь Владимир согласился.] В большинстве исторических источников указано, что оба события произошли 9 апреля.88, в храме во имя преподобного Иакова в Херсонесе. Только тогда Владимир отправил в Константинополь шеститысячный отряд русских воинов. Войска самозванца Варды Фоки вскоре потерпели поражение, и Византия быстро оправилась от шокирующего опыта. Этот факт подтверждается несколькими византийскими источниками, в том числе Иоанном Скилицем (также известным как Иоанн Скилиц), который отмечал, что у Василия II еще до битвы между людьми [Киевской] Руси и повстанцами при Херсонесе была сестра Анна выходит замуж за князя Владимира. Поэтому общеизвестный рассказ об обмане Владимира греками был выдуман переписчиками, которые впоследствии переписали [Повесть].
Кто же тогда на самом деле крестил киевлян после возвращения Владимира? В «Первой летописи» говорится: «После этого Владимир взял княгиню и Анастасия и херсонских священников [то есть херсонесских] вместе с мощами святого Климента и Феба…» и возвратился в Киев. Браичевский полагает, что Анастасий был тем херсонесским священником, который отправил Владимиру послание, прикрепленное к стреле, выпущенной из лука, с указанием киевскому князю перекрыть подачу воды в осажденный город. Неудивительно, что Анастасий стал личным духовным наставником князя Владимира. Также велика вероятность того, что этот священник возглавит крестильную кампанию в Киеве. Дело в том, что Первичная летопись не упоминает митрополита Киевского и/или его Новгородскую, Ростовскую, Белгородскую, Черниговскую и Владимиро-Волынскую епархии как участников этого знаменательного события. Не следует также игнорировать энтузиазм киевлян, поскольку летопись гласит, что они были счастливы, их радость достигала небес. Ну и должны, учитывая, что впервые за сто лет бездарного правления Рюриковичей у народа Киевской Руси появился реальный шанс стать гражданами мощного цивилизованного государства во главе с способным государственным деятелем, великим политическим деятелем. который защищал их от печенегов и с которым Василий II обручил свою сестру. Теперь христианам не нужно было скрывать свою религиозную принадлежность. Благодаря крещению князя Киевской Руси они вскоре вознесут молитвы Иисусу Христу в величественном каменном храме. А так Владимир быстро построил Десятинную церковь (9 г.96), где Анастасий совершал богослужения. Конфликт между князем Владимиром и митрополитом Феофилактом закончился только с кончиной последнего в 990 году, когда власть принял митрополит Иоанн [Иоанн] I.
Ко всеобщему удивлению князь Владимир умер 28 июля 1015 года. В то время в Киеве было около 400 [восточно-православных] храмов, несколько католических и ирландская церковь. Это доказательство того, что Киевская Русь при князе Владимире держала двери открытыми для всей Европы. После его кончины священники всех христианских конфессий Киева вознесли молитвы за его душу. За 27 лет своего правления, будучи христианином, князь Владимир совершил чудо, превратив Киев из языческого города разбойников в христианскую столицу Восточной Европы. Это, вероятно, беспокоило Константинополь: они хорошо помнили гонения на Феофилакта и необоснованное превознесение раскольнического священника Анастасия. Последний бежит из Киева, осажденного войсками под командованием Болеслава I Храброго, первого короля Польши, в 1018 г., встает на его сторону и кончает жизнь где-то в Польше. Ярослав Мудрый и его сыновья неоднократно посылали послания в Константинополь с просьбой к Патриарху канонизировать Владимира, но безрезультатно. Окончательно он был канонизирован Московской епархией. В русских народных балладах и легендах он упоминается как Красно Солнышко, Красное Солнышко.
Какие выводы следует сделать из всего вышеизложенного? Сердце наших предков согревало пламя христианской веры, и что они не были последними, кто принял эту религию (как гордо утверждают наши школьные учебники), а принял новую религию одновременно с большинством европейских народов. Это то, что восточно-православные иерархи слишком хорошо знали, включая имена всех тех, кто крестил Киевскую Русь: князя Аскольда, княгини Ольги, князя Владимира Великого.