Краткое содержание вольга святославович: «Вольга и Микула» за 2 минуты. Краткое содержание былины

Краткое содержание вольга святославович. Вольга́ Святославич (также Волх Всеславьевич) богатырь оборотень (колдун) Руси. Главные герои былины

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю и внуком .

В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.


Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.


Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.


Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался , покровитель крестьянства.


Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.


Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.

Популярными русскими богатырями считаются , который боролся с ханом Тугарином, противостоявший и , чьим противником оказался . Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.

Микула Селянинович – простой пахарь, боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. считался богатырем-гулякой, а обрел славу после Куликовской битвы.


Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины , написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы и Рябушкин.


Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Борис Ольшанский. Волхв Всеславович

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Поход на Индийское царство

Борис Ольшанский.Поход Вольги

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.

Иллюстрация к былине «Вольга»: обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Иллюстрация к былине «Вольга»: царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна

Встреча с Микулой Селяниновичем

Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел.

Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

Иван Билибин.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим.

Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.

Константин Васильев.Вольга

Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.

акатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звездочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга. Запеленала его мать в красные пеленки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пеленки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал да и говорит матери:

Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растет не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек,— сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники. ..

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много — был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в темные леса.

Берите вы сети шелковые, ставьте их в темном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, черных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждет их Вольга день, ждет другой, третий день к вечеру клонится.

Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга да еще и обул-одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

Вот время идет да идет, посылает Вольга средних дружинников.

Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.

Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются.

А Вольга над ними посмеивается:

Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.

Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.

Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают.

Много ли, мало ли времени прошло, посылает сно-ва Вольга своих дружинников:

Стройте вы лодки дубовые, вейте невода шелковые, поплавки берите чистого золота, выезжайте вы в синее море, ловите семгу, белугу, севрюжину.

Ловили дружинники десять дней, а не поймали и мелкого ершика.

Обернулся Вольга зубастой щукой, нырнул в море, выгнал рыбу из глубоких ям, загнал в невода шелковые. Привезли молодцы полные лодки и семги, и белуги, и усатых сомов.

Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются…

Вдруг услышал Вольга, что турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается.

Разгорелось его молодецкое сердце, созвал он дружинников и говорит:

Полно вам бока пролеживать, полно силу нагуливать, пришла пора послужить родной земле, защитить Русь от Салтана Бекетовича. Кто из вас в турецкий стан проберется, салтановы помыслы узнает?

Молчат молодцы, друг за друга прячутся: старший за среднего, средний за младшего, а младший и рот закрыл.

Рассердился Вольга:

Видно, надо мне самому идти!

Обернулся он туром — золотые рога. Первый раз скакнул — версту проскочил, второй раз скакнул — только его и видели.

Доскакал Вольга до турецкого царства, обернулся серым воробышком, сел на окно к царю Салтану и слушает. А Салтан по горнице похаживает, узорчатой плеткой пощелкивает и говорит своей жене Азвяковне:

Я задумал идти войной на Русь. Завоюю девять городов, сам сяду князем в Киеве, девять городов раздам девяти сыновьям, тебе подарю соболий шушун.

А царица Азвяковна невесело глядит:

Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве.

Рассердился царь Салтан, ударил царицу плеткою:

Не боюсь я русских богатырей, буду я княжить в Киеве.

Тут Вольга слетел вниз воробышком, обернулся горностаюшкой. У него тело узкое, зубы острые. Побежал горностай по царскому двору, пробрался в глубокие подвалы царские. Там у луков тугих тетиву пооткусывал, у стрел древки перегрыз, сабли повыщербил, палицы дугой согнул.

Вылез горностай из подвала, обернулся серым волком, побежал на царские конюшни — всех турецких коней загрыз, задушил.

Выбрался Вольга из царского двора, обернулся ясным соколом, полетел в чистое поле к своей дружине, разбудил богатырей.

— Эй, дружина моя храбрая, не время теперь спать, пора вставать! Собирайтесь в поход к Золотой Орде, к Салтану Бекетовичу!

Подошли они к Золотой Орде, а кругом Орды — стена каменная, высокая. Ворота в стене железные, крюки-засовы медные, у ворот караулы бессонные — не перелететь, не перейти, ворот не выломать.

Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?»

Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.

Ударили они на салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло.

Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю салтанову силу кончили. Сам Салтан Бекетович в свой дворец убежал, железные двери закрыл, медные за совы задвинул.

Как ударил в дверь ногой Вольга, все запоры-болты вылетели, железные двери лопнули.

Зашел в горницу Вольга, ухватил Салтана за руки:

Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь — не палить русские города, не сидеть князем в Киеве!

Ударил его Вольга о каменный пол и расшиб Салтана до смерти.

Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку!

В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В.Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.

Иван Билибин. Вольга и пахарь Микула Селянинович (рис.1)

Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное). На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха. Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.

Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной» . (рис.2)

Основные сюжеты:

Рождение богатыря. Вольга – сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырём, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Язеп Дроздович. «Всеслав Полоцкий», 1923 г. (рис.3)

Поход на Индийское царство. Центральный момент былин о Вольге – его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьёв, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своим воинам отдаёт местных девушек, оставленных в живых. Сам он становится царём. Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Князь-оборотень. Язэп Дроздович . (рис.4)

Встреча с Микулой Селяниновичем. Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги.

Борис Ольшанский. Поход Вольги . (рис.5)

Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

Рябушкин А. П. «Вольга Всеславьевич». 1895 г. (рис.6)

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. А. Н. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского. Б.А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.

Владимир Пропп. Русский героический эпос. М., 2006, с.71

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.

Рябушкин, Андрей Петрович.Волга Всеславьевич. 1895.

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.
Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Борис Ольшанский. Волхв Всеславович

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.


Иван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Поход на Индийское царство


Борис Ольшанский.Поход Вольги

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.


Иллюстрация к былине «Вольга»: обернулся Вольга рыбиной-щучиной.1904

Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Иллюстрация к былине «Вольга»: царь Салтык Ставрульевич и царица Азвяковна

Встреча с Микулой Селяниновичем


Иван Билибин.Bogatyr Volga and Mikula Selaninovits.

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.


Иван Билибин.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.


Константин Васильев.Вольга

Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.

образ и характеристика героя былины «Вольга и Микула Селянинович»


Вольга Святославович — один из главных героев былины «Вольга и Микула Селянинович». Богатырь Вольга — богатырь вещий, он прославился мудростью, знанием языков рыб, птиц и зверей, умением принимать их облик. Образ Вольги Святославовича, по мнению некоторых исследователей русских былин, близок к образу одного из самых древних былинных образов — Волха Всеславьевича, тоже прославившегося мудростью и умением оборачиваться в сокола, волка, тура. Высказывается и мнение о том, что в былинах о Вольге воссоздан образ не просто князя, а языческого божества охоты и рыболовства. Особенно это видно в былине «Вольга», в которой описано, как герой, приняв облик зверя, птицы или рыбы, заманивал зверей, птиц и рыб в ловушки и сети. Одно время было принято отождествлять этого героя с Вещим Олегом, княжившим в конце IX века, но сейчас такая точка зрения непопулярна.

Характеристика Вольги Святославовича, героя былины «Вольга и Микула Селянинович», представляет его как богатыря Вольгу, жившего во времена киевского князя Владимира.

Содержание

Значение имени

Считается, что имя Вольга в современном русском языке стало писаться и говориться как «Олег». Имя Олег скандинавского происхождения, в переводе оно означает «священный».

Есть мнение, что имя героя былины славянского происхождения, от слова «воля». В таком смысле оно очень подходит ему. Стремление к воле-вольной чувствуется в желаниях князя-богатыря: хотелось «…Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, //Птицей-соколом летать ему под оболока, //Серым волком рыскать да по чистым полям».

Социальное положение

Отца Вольги звали Святослав. От него и получил герой титул князя. Великий стольно-киевский князь Владимир приходится герою былины родным дядей, кроме того, он является крёстным отцом Вольги.

Князь Владимир подарил своему крёстному сыну три города с крестьянами: Курцовец, Ореховец и Крестьяновец.

В былине рассказывается о том, как князь Вольга едет в свои города. Цель его поездки — «получка», то есть князь и его дружина поехали за сбором дани с подвластных князю городов. В дружине Вольги было 30 человек (вместе с князем). Молодцы из «дружинушки хороброй» сели на коней тёмно-карей масти и отправились в поход «за получкою» (данью) для князя.

Отношение к Микуле Селяниновичу

Во время похода за данью встретил Вольга в поле оратая (пахаря) и проникся уважением к нему. Это объясняется тем, что Микула Селянинович — не просто крестьянин, а очень могучий оратай. За работой в поле он так громко посвистывает, его сошка так громко поскрипывает, что князь и его дружинники, услышав это, доехали до оратая только на третий день.

Князь обращается к Микуле Селяниновичу с приветствием: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!» Его уважение к Микуле Селяниновичу объясняется и тем, что этот пахарь умеет постоять за себя. Услышав от него рассказ, как пахарь побил мужичков-разбойничков, которые требовали у него подорожные деньги, князь проникся к нему уважением и за силу, и за чувство собственного достоинства.

Характер, поступки

Вольга — богатырь вещий, у него рано проявилась тяга к знаниям. Вольге свойственны следующие качества характера:

  • Любознательность («…Похотелося Вольге много мудрости…»). Научился он оборачиваться в рыб, птиц, зверей. В былине «Вольга» сказано, что с пяти лет он обучался знанию языков разных (имеются в виду языки зверей, рыб и птиц).
  • Этот герой — умелый охотник (поэтому уплыли все рыбы в море, улетели птицы за облака, а звери ускакали в тёмные леса).
  • Доброжелательность. — Князь говорит с оратаем вежливо, желает ему божьей помощи в работе, ласково называет его «оратай-оратаюшко». О князе Владимире он говорит: «…Родной дядюшка да крёстный батюшка, //Ласковый Владимир стольно-киевский…»
  • Сообразительность. Узнав о том, что Микула Селянинович расправился с тысячью мужиков-разбойников, требовавших с него подорожные деньги, князь сразу предложил ему поехать с ним «во товарищах».

Вывод

Образ Вольги Святославовича в былине «Вольга и Микула Селянинович» представляет собой, казалось бы, образ типичного князя, выехавшего в свои владения за данью. Но всё же герой этот непростой — он понимает язык зверей и птиц и умеет оборачиваться в рыбу, птицу, зверя. И хотя внешность Вольги в былине не описана, читатель легко может представить, как он выглядит: статный молодой человек с умным лицом, в нарядной княжеской одежде. Так во времена Киевской Руси в образе этого князя мог воссоздаться языческий бог охоты.

Характеристика образа Вольги Святославовича, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Волга Святославич и его войско. Билибин, Иван Яковлевич (1876-1942), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-15000

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-15000 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (2698 х 3543 пикселей — 22,8 х 30 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Slavic Mythology Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS
  • Beste Übereinstimmung
  • Neuestes
  • Ältestes
  • Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

  • Lizenzfrei
  • Lizenzpflichtig
  • RF und RM

Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >

Bilder zum Einbetten

Durchstöbern Sie 187

slavic mythology Stock-Fotografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. Поклонение богу Световиду, 1934. Из частной коллекции. Апофеоз славян. Славяне за человечество, 1926. Находится в коллекции Городской галереи Праги. Художник: Муха, Альфонс Мари.Тризна. Из частной коллекции. Терра Славоника. Частная коллекция.Идолы. Находится в собрании Государственного музея Востока, Москва. Своими силами II, 1911. Находится в собрании Городской галереи Праги. Художник: Муха, Альфонс Мари. Славяне на своей исконной родине, 1911. Находится в коллекции Городской галереи Праги. Художник : Муха, Альфонс Мари .Смерть великого князя Олега. 912 , 1836. Находится в собрании Российской государственной библиотеки, Москва. Волга Святославичей и Микулы Селяниновичей, 1940. Находится в собрании Музея Гознака, Москва. Смерть великого князя Олега, 1832. Частное собрание. Славянский граф с пленницей. Частная коллекция. Художник : Головин Александр Яковлевич. Славянское единство, 1910-1911. Находится в коллекции Городской галереи Праги. Художник: Муха, Альфонс Мари. Иллюстрация к Песне Олега Мудрого, 1899. Частная коллекция. Художник : Васнецов Виктор Михайлович .Человек смотрит на «Славянскую эпопею», цикл из 20 аллегорий, прослеживающих историю славянского народа и вдохновленных отчасти мифологией, стилем модерн… Раскрашенная иллюстрация изображает Русалку, мифологическую славянку, дух сирены, 1934. Раскрашенная иллюстрация изображает Полевика, мифологического славянского полевого духа, в образе карлика с волосами из травы, 1934 год. Оттокар II Богемский. Эскиз Союза славянских династий. Частная коллекция. Художник Муха, Альфонс Мари. Иван Яковлевич Билибин был русским иллюстратором 20-го века. Он был сильно вдохновлен славянским фольклором и много работал в театре с набором… Домовой, 1934. Из частной коллекции. Посетители рассматривают картины «Славянского эпоса», цикла из 20 аллегорий, прослеживающих историю славянского народа. и частично вдохновленный мифологией, … Иллюстрация к сказке Белая уточка, 1901. Частная коллекция. Художник Билибин Иван Яковлевич .Иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная, ок. 1925. Частная коллекция. Художник Зворыкин Борис Васильевич .Иллюстрация к сказке Марья Моревна, ок. 1925. Частная коллекция. Художник Зворыкин Борис Васильевич .Жар-птица в образе Царевны, ок. 1925. Частная коллекция. Художник Зворыкин Борис Васильевич. Ночь накануне Ивана Купалы. Частная коллекция.Этюд к Славянскому Эпосу. Защита Сигета, Николас Зрински. Находится в собрании Музея А. Мухи, Прага. Иван Яковлевич Билибин — русский иллюстратор 20 века. Он был сильно вдохновлен славянским фольклором и много работал в театре с декорациями… Иван Яковлевич Билибин был русским иллюстратором 20-го века. Он был сильно вдохновлен славянским фольклором и много работал в театре с декорациями… Иван Яковлевич Билибин был русским иллюстратором 20-го века. Он был сильно вдохновлен славянским фольклором и много работал в театре с декорациями… Иван Яковлевич Билибин был русским иллюстратором 20-го века. Он был сильно вдохновлен славянским фольклором и много работал в театре со съемочной. .. Отмена крепостного права в России, 1914. Находится в коллекции Городской галереи Праги. Художник: Муха, Альфонс Мари. Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке», 1933. Находится в собрании Музея Гознака, Москва. Художник : Билибин, Иван… Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке», 1933. Находится в собрании Музея Гознака, Москва. Художник : Билибин, Иван… Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке», 1933. Находится в собрании Музея Гознака, Москва. Художник : Билибин, Иван…Волга Святославич. Частная коллекция. Три радости, 1916. Находится в собрании ГРМ, СПб. Овинник, 1934. Из частной коллекции. Иллюстрация к народному эпосу Василия Буслаева, 1898. Находится в собрании Областной картинной галереи, Пермь. Тридцать третья Богатыри, 1901. Находится в собрании Государственного Русского музея, Санкт-Петербург. Царевна-лягушка, 1901-1918. Находится в собрании Мемориального музея В.Васнецова, Москва.Банник с ушатом, 1934. Из частной коллекции.крупный план овец — славянская мифология сток-фотографии и фотографииКрестьянин и домовой , 1922.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *