Краткое содержание трагедии софокла антигона: «Антигона» краткое содержание трагедии Софокла – читать пересказ онлайн

«Антигона» краткое содержание трагедии Софокла – читать пересказ онлайн


Предисловие

Место действия произведения – древние Фивы. Однако следует обратиться к предисловию, прежде чем начать излагать краткое содержание. «Антигона», как отмечалось выше, построена на сюжете античного мифа. Но это не единственное произведение автора на мифологической основе. Можно сказать, что драматург написал целый цикл, посвященный этим сказаниям. И «Антигона» — далеко не первое произведение в нем. Именно поэтому требуется краткая предыстория того, что происходило до момента начала действия нашей трагедии.

Этот цикл рассказывает историю фиванского царя Эдипа. Это был человек, сочетавший в себе мудрость, греховность и мученичество. На долю его выпало много страданий – он, не ведая, убил своего отца, а затем женился на его вдове, то есть своей матери. Узнав об этом, он наказал себя, выколов глаза, дабы не видеть окружающий мир, так же как не видел своего преступления.

Эти события описывает другая трагедия Софокла. «Антигона», краткое содержание которой будет представлено ниже, обращается к событиям, произошедшим уже после того, как Эдип был прощен богами. Кроме того, главная героиня нашей истории является дочерью греховного союза Эдипа со своей матерью. Также у Антигоны было два брата – Полиник и Этеокл, а также сестра — Исмена. После смерти отца Этеокл становится царем, но Полигоник восстает против его власти. Итогом этого военного конфликта становится гибель обоих братьев.

С этого момента и начинаются события, описанные в нашей трагедии.

https://youtu.be/V2oS1lE_m3c

Главные герои и их характеристика

В произведении участвуют следующие персонажи:

  1. Антигона

    – дочь царя Эдипа, главная героиня, которая решила похоронить брата, нарушив тем самым указ царя.

  2. Креонт

    – царь, который приказал казнить царевну после смерти ее братьев.

  3. Этеокл и Полиник

    – враждующие братья Антигоны, которые погибли на поле боя, не смогли поделить власть и трон, оставшийся после смерти отца.

  4. Исмена

    – вторая дочь Эдипа, которая не поддержала Антигону, не стала ей помогать, посчитав себя слишком слабой.

  5. Эрот

    – сын царя, жених Антигоны, который покончил жизнь самоубийством, узнав о несправедливом решении отца казнить невесту.

Если рассказывать кратко, то автор написал несколько произведений, которые повествовали об отце Антигоны, его поступках, за которые он понес наказание – выколол себе глаза.

Антигона – плод инцеста, ее отец убил своего отца и женился на матери. В результате кровосмешения у него родилось 4 детей: 2 сына и 2 дочери.

Братья враждовали между собой и после смерти отца не смогли поделить трон и власть. В результате погибли оба в бою. С этого и начинается история, которая полностью раскрывает суть трагедии.

Софокл «Антигона»: краткое содержание

После того как погибли Полиник и Этеокл, властью над Фивами завладел Креонт, который был советником Эдипа и братом его жены. Первым же указом новый правитель велит со всеми почестями похоронить законного царя Этеокла, а восставшего против него Полиника бросить на растерзание стервятникам и псам, ибо он привел войну в собственную страну. Это было страшным наказанием, так как считалось, будто душа непогребенного обречена на вечные скитания и не сможет уже никогда попасть в загробное царство. Также считалось, что недостойно мстить мертвецам, такой поступок порочит людей и неугоден богам.

Однако Креонт думал не о богах и не о людях. Его больше заботило удержание полученной власти и процветание своего нового государства.

Короткий пересказ «Антигона»

Краткое содержание «Антигона» Софокл:

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа.

Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам.

Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка — Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение. Указ ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовёт свою сестру Исмену — с их разговора начинается трагедия.

«Поможешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — повиновение, за непосильное нет с нас спроса: богов я чту, но против государства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ: герою — честь, злодею — срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть.

И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землёю — пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярён: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поёт хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, поражённый: возвращается стражник, а за ним — пленная Антигона. «Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землёю, хочет совершить возлияния, — вот она!» — «Ты преступила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя».

— «Ты идёшь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позоришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мертвеца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упрёками: «Ты — пособница!»

— «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обрывает Креонт, — под замок их, и да исполнится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поёт: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры — она ещё и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ; смерть — ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем — в законном и в незаконном. Порядок — в повиновении; а падёт порядок — погибнет и государство». — «Может быть, ты и прав, — возражает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печёшься, — беззаконен?»

— «Государство подвластно царю!» — восклицает Креонт. «Нет собственников над народом», — отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — восклицает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побеждённый брат, но они похоронены мёртвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный».

— «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времён, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Царский суд свершён — начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель — тот, который предостерегал ещё Эдипа. Не только народ недоволен царской расправой — гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мёртвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле!

Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мёртвым за мёртвых — лишиться сына!» Царь смущён, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поёт молитву Дионису, богу, рождённому в Фивах: помоги согражданам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошёл Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле.

Вестника молча слушает царица — жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачивается и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне:

«Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Антигона

Продолжаем описывать краткое содержание. Антигона – дочь Эдипа, в отличие от Креонта, думала и о чести, и о богах, и о людях. Полиник приходился ей таким же братом, как и Этеокл, поэтому ее долгом было позаботиться о его теле и душе. И ради этого она готова ослушаться приказа царя.

Антигона призывает к себе Исмену. Но сестра не соглашается пойти против государства, ведь она всего лишь слабая девушка. Тогда Антигона решает действовать одна. В этой сцене Софокл показывает силу, мужество и верность богам, которые несет в себе хрупкая, но смелая Антигона.

Краткое содержание описывает появление хора фиванских старейшин, в голосах которых слышно ликование – теперь Фивы спасены, государство не падет жертвой разгневанных богов. Навстречу старейшинам выходит Креонт, который оглашает свое решение: героя похоронить, а злодея предать поруганию. Если же кто-то нарушит указ, его будет ждать смерть.

В этот момент появляется стражник, он сообщает, что указ только что был нарушен. Прислуга не успела, труп был присыпан землей.

Основные персонажи трагедии

Главные герои:

  • Антигона – дочь Эдипа, милосердная, добрая девушка, ставящая долг превыше всего.
  • Креонт – фиванский царь, деспотичный, суровый правитель.

Другие персонажи:

  • Исмена – сестра Антигоны, менее решительная, чем Антигона.
  • Евредика – супруга Креонта, мать Гемона.
  • Гемон – сын Креонта, жених Антигоны.
  • Тиресий – слепой старец, провидец.
  • Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа, убившие друг друга в борьбе за трон.

Гнев Креонта

Не всегда однозначно оценивает поступки своих героев Софокл. «Антигона» (краткое содержание излагается в данный момент) – классическая трагедия, которая изобилует хоровыми вставками в повествование. Так, когда разъяренный Креонт требует разыскать преступника, запевает хор. В песне говорится о могучем человеке, который несмотря на то, что покорил землю и море, может быть оценен только одним мерилом – «кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал — опасен». И непонятно – о преступнике или о царе поет хор.

Стража приводит пленную Антигону. Девушка признается в содеянном и нисколько не раскаивается, считая, что правда за ней. Появляется Исмена, она невиновна, но готова разделить участь сестры. Креонт велит запереть их обоих.

О персонажах «Антигоны»

Главные герои драмы одинаково любят свой город, но разными способами доказывают это. Софокл показал, как люди, преследующие достойную цель, незаметно переходят черту дозволенного, как сделали это герои драмы «Антигона» (выше по тексту изложено её краткое содержание). Антигона делает всё возможное, чтобы уберечь обитателей родного города от скоропалительных и постыдных поступков, а для Креонта важнее собственное спокойствие.

Автор обращает внимание читателя на сходство характеров Антигоны и Креонта. Сходство, которое не примирило главных героев, а ещё больше раззадорило обоих. Конфликт превращается в состязание. Ситуация усугубляется тем, что оба не умеют прощать.

Спустя века, в 20 столетии, работая над пьесой «Антигона», Ануй (краткое содержание оригинала – выше по тексту) рассматривал главных героев как людей с противоположными жизненными ценностями. Антигону он изобразил пылкой, неприметной девочкой, которую, несмотря на неяркую внешность, трудно не заметить в толпе.

Креонт Ануя – кладезь жизненного опыта. Он не слишком высоко ценит человеческую жизнь и готов идти к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Прикрываясь добрыми намерениями, царь мечтает только о власти. Его девиз – выживать любой ценой.

Мечтательная Антигона – идеалистка, поэтому её поступки часто выглядят смешно. Креонт – «стреляный зверь», циничный и способный на убийство. Героиня пьесы Ануя умирает во имя своих идеалов и ещё потому, что «… рождена любить, а не ненавидеть».

Казнь

Готовится к казни Антигона. Краткое содержание по главам рассказывает о плачевном состоянии девушки. Ее покидают силы, ее жизнь окончена, однако ни о чем не жалеет героиня. Плач девушки перекликается с песней хора, в которой говорится о силе ее благочестивого поступка, за который ее будут помнить и чтить. Антигона исполнила божеский закон, пренебрегая законом людей – за это ей слава. Однако девушка вопрошает, почему должна умереть, если все сделала правильно, но ответа так и не получает. Последние ее слова обращены к богам, пусть они рассудят. Если она виновна, то Антигона примет свое наказание и искупит его. Если же неправ царь, то расплата ждет его.

Стража уводит Антигону на казнь.

Суд богов

Мертва Антигона. Софокл (краткое содержание по главам это подтверждает) оставляет за сценой гибель своей героини. Зритель не видит, как замуровывают девушку, перед его взором предстают последствия этого события.

Божий суд начинается. К царю приходит Тиресий, слепой прорицатель и любимец богов. Он сообщает о том, что не только народ готов взбунтоваться против Креонта, недовольны и боги – огонь не зажигается на алтарях, отказываются давать знамения вещие птицы. Однако царь не верит в это – человек не властен осквернить бога. На что Тересий отвечает – Креонт нарушил законы богов: мертвеца бросил непогребенным, а живую запер в могиле. Не будет теперь в городе благополучия, а сам царь расплатится с богами, лишившись собственного сына.

Царь задумывается над словами слепца – Тересий когда-то предсказал будущее Эдипа, и все сбылось в точности. Креонт отступает от своего решения. Он велит выпустить Антигону, а тело Полиника предать земле.

Хор призывает на помощь бога Диониса, который рожден был в Фивах, чтобы тот помог согражданам.

Развязка

Однако оказывается поздно что-либо менять. Антигона мертва. Девушка повесилась в подземной гробнице, а царевич обнимал ее мертвое тело. Когда в склеп вошел Креонт, сын набросился на него. Царь успел отпрянуть, и тогда царевич вонзил меч в свою грудь.

Царевна, жена Креонта, молча выслушивает весть о гибели сына. Когда рассказ оканчивается, она разворачивается и, также не проронив ни слова, уходит. Через мгновение на сцене появляется новый слуга, сообщая страшную весть – царица покончила с собой, не в силах перенести гибель сына.

Креонт остается один на сцене, оплакивая родных и виня себя в произошедшем. Пьеса заканчивается песней хора: «Мудрость – высшее благо… Спесь – спесивцу казнь».

Так завершается трагедия Софокла «Антигона». Краткое содержание, таким образом, подошло к концу, теперь приступим к анализу пьесы.

В трагедии Софокла «Антигона» (см. её анализ) рассказывается о трагической судьбе одной великодушной девушки.

Сын Эдипа Полиник после того, как отец его терзаемый муками раскаяния отец оставил фиванский трон, был изгнан из Фив собственным братом Этеоклом, который и воцарился там. Разгневанный Полиник бежал в Аргос, к царю Адрасту, и вместе устроил Поход Семерых героев на родной город. Фивы подверглись опасной осаде, но смогли устоять. Из семерых главных их врагов спасся один Адраст. Этеокл и Полиник убили друг друга на поединке у городских стен. Царём Фив сделался теперь их брат их матери, Иокасты, Креонт.

Фиванцы устроили роскошные похороны Этеоклу и всем остальным павшим во время обороны воинам, а Полиника Креонт приказал лишить погребения, как изменника, приведшего иноземное войско в родную землю. Труп его лежал у городских стен в поле, оставленный на растерзание хищникам и птицам. Без похорон обречена была душа Полиника на вечное скитание, не могла она найти успокоение в царстве душ умерших.

Антигона. Художник Ф. Лейтон, 1882

Благородная, готовая на самопожертвование дочь Эдипа Антигона страдала видя бесчестие, на которое обрекли ее брата. Несмотря ни на что, решила она сама предать земле тело Полиника. Смерть, которой грозил Креонт всякому, кто осмелится предать земле Полиника, совершив все погребальные обряды, ее не пугала. Антигона звала идти с собою и сестру Исмену, но эта робкая девушка не решилась помочь ей, страшась гнева Креонта. Она даже уговоривала Антигону не идти наперекор воле царя Фив, напоминала об участи, которая постигла их мать и братьев. Неужели Антигона хочет погубить себя?

Не послушалась Исмены Антигона: она готова одна исполнить долг пред братом, безропотно вынести все, лишь бы не остался Полиник непогребенным. И Антигона исполнила свой замысел.

Вскоре узнал Креонт, что нарушено его повеление. Один из стражей рассказал ему, что кто-то тайно пришел к трупу Полиника и, засыпав его землей, совершил похоронный обряд. В страшный гнев пришел Креонт, он грозил стражу страшными пытками, если он и его товарищи не найдут того, кто совершил похоронный обряд над трупом Полиника; он клялся самим Зевсом исполнить свою угрозу.

Стража пошла к трупу Полиника, сбросила с него землю и села невдалеке на холме. В полдень поднялась буря, вихрь закружил облака пыли, но когда буря промчалась, увидела стража склонившуюся над трупом девушку, которая оплакивала Полиника. Стража схватила ее и повела к Креонту. Эта девушка была Антигона.

Мифы древней Греции. Антигона. Та, что сказала «нет»

Гневными словами встретил её родной дядя, Креонт. Антигона и не думала отрицать, что нарушила повеление Креонта, но зато выполнила закон богов и долг перед братом. Смерть не страшила ее, она жаждала смерти, так как жизнь ее была полна лишь скорби. В страшном гневе грозил Креонт казнить не только Антигону, но и Исмену, которая, как он уверен, была помощницей Антигоны.

Услыхав, что и Исмену хочет предать смерти Креонт, Антигона содрогнулась от ужаса. Слуги пошли за Исменой. Вот показалась она на пороге дворца. Катятся из глаз Исмены слезы скорби по сестре.

На вопрос Креонта всегда робкая Исмена, узнав, что смерть грозит ее сестре, нашла в себе мужество разделить с Антигоной ее участь. Твердо отвечает она Креонту, что тоже принимала участие в совершении погребальных обрядов над трупом Полиника.

Не хочет Антигона, чтобы ни в чем не повинная Исмена пострадала вместе с ней. Напрасно молит ее Исмена:

– О, сестра, не отвергай меня, не говори, что я недостойна умереть с тобой! Разве имеет смысл для меня жизнь без тебя? Не оскорбляй меня!

Софокл. Антигона. Спектакль театра «Отражение», 1993

Но Антигона отвечает сестре:

– Нет, ты не должна умереть со мной! Не должна называть своим тот поступок, который ты не совершала! Довольно будет и одной моей смерти!

Исмена молит Креонта пощадить Антигону, она молит его подумать о том, что он ведь обрекает на смерть невесту собственного сына Гемона. Но Креонта не трогают мольбы Исмены. Он отвечает, что не позволит Гемону взять в жены преступницу. Нет, Антигона должна умереть, смерть разлучит ее с Гемоном.

Креонт велит своим слугам увести Антигону и Исмену во дворец и там стеречь их, чтобы не попытались они спастись бегством. Увели дочерей Эдипа слуги. Молча стояли граждане. Они сочувствовали Антигоне. Права была Антигона, сказав Креонту, что не обвинил бы ее народ за погребение Полиника, если бы не сковал ему уста страх пред властолюбивым Креонтом.

Сын Креонта, юный Гемон, узнав, какая участь грозит его невесте, приходит к отцу и просит помиловать Антигону. Гемон знает, что весь народ жалеет невинную Антигону, что ропщет он на то, что за благочестивый подвиг грозит ей смерть. Гемон просит отца не упорствовать и признать свое заблуждение.

– Невинной считают Антигону все в Фивах! – смело говорит Креонту Гемон. – Отец, я вижу, что ты склонен к неправде! Ты нарушил сам закон богов!

Все больше разгорается Креонт гневом; он думает, что лишь любовь к Антигоне заставляет Гемона так защищать ее. В гневе кричит он на сына:

– О, ты думаешь, как презренный раб женщин!

– Нет! – отвечает Гемон. – Но ты никогда не увидишь, чтобы я сочувствовал злому делу!

Но Креонт говорит, что твердо решил казнить Антигону.

Услыхав это, Гемон говорит:

– Если она умрет, то повлечет за собой смерть другого.

Но Креонт не знает уже предела своему гневу. Он велит воинам привести Антигону и убить ее здесь, на глазах у Гемона.

– Нет, не умрет она на моих глазах! – восклицает Гемон. – Никогда не увидишь ты меня больше, отец! Ты можешь один безумствовать среди твоих льстивых друзей!

С этими словами ушел Гемон. Напрасно граждане предостерегали Креонта, что лишь беду сулит гнев его сына, – Креонт непреклонен.

Вот ведут уже Антигону на ужасную казнь. Креонт решил похоронить ее живой в гробнице Лабдакидов. Идет в последний свой путь Антигона. Живой будет замурована она в гробнице; не будет она принадлежать ни жизни, ни смерти. Не сопровождают ее друзья; не оплакав, уводят ее на смерть. Больше не увидит она ясного света.

Только увели Антигону, как, ведомый мальчиком, приходит к Креонту слепой прорицатель Тиресий. Зловещие знамения даны были ему богами во время жертвоприношений. Боги разгневаны тем, что труп убитого не погребен, что птицы и псы всюду разносят куски разлагающегося трупа.

Креонт в безумном упорстве не слушает даже Тиресия, который советует ему предать земле труп Полиника. Он говорит, что даже если орел самого Зевса занесет кусок тела к самому трону громовержца, то и тогда останется труп Полиника непогребенным. Креонт обвиняет Тиресия в том, что он подкуплен, что он из корысти дает ему советы. Разгневанный Тиресий грозно говорит Креонту, что во всем виноват лишь он сам: он оскорбил богов тем, что заключил Антигону живой в гробницу, обесчестил труп Полиника. За это покарают его боги. Весь дом Креонта погрузится в печаль, кара постигнет того, кто дороже всех Креонту. Отомстят Креонту не знающие пощады Эринии. Ничто не спасет его от ужасного мщения.

Испугали Креонта слова вещего Тиресия. Он отменил свой приказ не предавать погребению труп Полиника. Сам спешит в поле Креонт и совершает погребальные обряды и молит Аида и Гекату не гневаться на него и Фивы. Совершив погребение, идет Креонт со свитой к гробнице Лабдакидов, чтобы вывести оттуда Антигону. Но уже поздно! Свив петлю из своей одежды, повесилась Антигона.

Креонт застает в гробнице плачущего над трупом невесты Гемона. На глазах у отца Гемон пронзает себе грудь мечом и мертвым падает на труп невесты. В отчаянии Креонт – он потерял своего последнего сына. Горько плачет он над его трупом.

Тем временем вестник принес и жене Креонта, Эвридике, весть о смерти Гемона. Молча выслушала его Эвридика и ушла во внутренние покои дворца. Там убила она себя, пронзив, как и Гемон, грудь свою мечом.

Лишь только покончила с собой Эвридика, как ко дворцу приходит Креонт с трупом сына на руках. Здесь, у дворца, ждет его новое ужасное горе, – он узнает о смерти жены. Сломлен гордый, властолюбивый дух Креонта. В отчаянии зовет он смерть, чтобы хоть она прекратила его страдания. Всех, кого любил, потерял Креонт.

Образ Антигоны

Софокл наделил свою героиню такими чертами характера, как сила воли, верность древним традициям, преданность своему роду, смелость. Антигона абсолютно уверена в том, что на ее стороне правда, и это придает ей силы. Поэтому она не боится царя Фив, ведь за ее плечами правда богов, куда более могущественная, чем земная власть.

Девушка сознательно идет на смерть, понимая, что у нее нет другого выхода. Но, как и любому человеку, ей горько расставаться с жизнью, особенно в таком юном возрасте. Она не успела стать ни женой, ни матерью. Несмотря на это, сила ее убежденности в собственной правоте не ослабевает. Героиня гибнет, но остается победительницей в споре с Креонтом.

Анализ произведения

Жанр произведения определяется, как трагедия. Суть заключается в том, что не стоит идти против морали, пренебрегать человеческими чувствами, ставить гордость превыше всего.

Царь возомнил себя всесильным, решил строго наказать сестру, которая чтила память брата, оплакивала его и присыпала тело землей.

Более подробно можно изучить трагедию, если прочитать ее. Текст можно найти на онлайн-сервисах, он есть и в аудио варианте. По мотивам трагедии поставлена не одна пьеса. Можно посмотреть трагедию в Театре музыки и поэзии.

Основной конфликт

Пьеса строится на конфликте родового закона, который нигде не писан, и закона государства. Религиозные верования, уходящие корнями в глубокое прошлое, верность традициям и память предков вступают в противоречие с недолговечной земной властью. Во времена Софокла законы полиса, которые обязан был исполнять каждый гражданин, часто расходились с родовыми традициями, что приводило к множеству конфликтов. Именно на эту проблему решил обратить внимание драматург и показать, к чему она может привести.

Таким образом, только в согласии государства и религии видел выход из этой ситуации Софокл. «Антигона», в сокращении представленная здесь, стала своеобразным призывом к объединению двух могучих сил, конфликты между которыми неминуемо ведут к гибели.

Краткое содержание трагедии Антигона Софокла (сюжет произведения)

Лучшие сочинения и пересказы

  • Краткое содержание
  • Софокл
  • Антигона

Будущий правитель Фив, Эдип, нечаянно убив своего отца Лая, женится на своей матери, Иокасте. У них с Иокастой рождаются сыновья, Полиник и Этеокл, и дочери, Исмена и Антигона. Когда выясняется, родство Эдипа и Иокасты, мать совершает самоубийство, а Эдипа изгоняют из Фив.

Полиник и Этеокл ссорятся и убивают друг друга. Креонт, брат Иокасты, становится правителем Фив. Поскольку Этеокл правил Фивами, когда Полиник убил его, Креонт постановляет, что Этеокл будет похоронен со всеми почестями, а Полиник не будет похоронен вообще.

Антигона узнает о решении Креонта и решает украсть тело своего мертвого брата, чтобы похоронить его. Исмена умоляет сестру не нарушать законы города и не усугублять трагедию их семьи. Однако Антигона говорит, что не будет нарушать законы богов, следуя несправедливому приказу Креонта.

Антигона начинает совершать ритуал над телом Полиника, но в это время ее хватает стража Креонта.

Когда ее приводят к Креонту, Антигона говорит, что тот превысил свои полномочия правителя города и нарушает фундаментальные моральные ценности, пытаясь контролировать судьбу Полиника в загробной жизни. Она утверждает, что такое действие равносильно богохульству. В наказание за ее неповиновение Креонт помещает Антигону в подземелье с небольшим количеством еды, чтобы она медленно умерла от голода.

У Антигоны есть защитник в лице Хемона, ее жениха, сына Креонта. Хемон приходит к отцу, чтобы попросить его пересмотреть свое решение. Креонт злится на попытку сына дать ему совет. Их спор накаляется. Хемон пытается помешать отцу совершить несправедливость. Креонт обвиняет своего сына в том, что тот встал на сторону безрассудной изменницы. Хемон угрожает, что смерть Антигоны приведет к другой смерти, а затем убегает, сказав, что Креонт больше никогда его не увидит.

В этот момент вмешивается провидец Тиресий и предупреждает Креонта, что тот действует вопреки воле богов. Однако, как все тираны, Креонт отказывается прислушаться к предупреждению Тиресия. Он пытается очернить провидца, обвиняя его в том, что он получает плату от врагов Креонта. Расстроенный, Тиресий предупреждает Креонта, что в наказание за убийство Антигоны боги заберут жизнь его ребенка.

Потрясенный Креонт бросается освобождать Антигону. Вскоре во дворец прибывает посланник с новостью о том, что Хемон покончил с собой. Жена Креонта, Эвридика, спрашивает, что случилось. Посланник говорит, что Хемон пошел к Антигоне и обнаружил, что она повесилась. Когда прибыл Креонт, Хемон убил себя мечом.

Эвридика уходит, не говоря ни слова. Креонт возвращается, неся тело своего сына. Он скорбит и винит себя в том, что довел сына до самоубийства. Входит посыльный с новостью о том, что Эвридика покончила с собой, проклиная Креонта за убийство их сына. В конце пьесы Креонт стоит возле тел своей жены и сына, оплакивая их и себя.

Трагедия Софокла показывает, что, когда бы ни царила тирания, всегда появляется Антигона, напоминающая людям о важности поступать правильно.

Также читают:

← Аякс ← Царь Эдип↑ Софокл

Рассказ Антигона (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

  • Карамзин

    Если у человека интерес к истории выше общественного мнения, то он способен творить и преобразовать мир. Явным примером служит Н. Карамзин со своей книгой История государства Российского.

  • Картина — краткое содержание рассказа Гранина

    Лосев был председателем Лыковского горисполкома. Находясь в Москве, в которую он отправился по служебным делам, он решил посетить выставку живописи. Свое внимание Лосев остановил на картине,

  • Вечный хлеб — краткое содержание романа Беляева

    Действие происходит в Германии, в деревне на острове Фэр. Это фантастический рассказ, где главный герой – профессор Бройер. Профессор изобретает «вечный хлеб», это вещество зеленого цвета, похожее на тесто

  • Дубов

    Великий советский и русский писатель Николай Иванович Дубов родился в Омске в 1910 году в семье простых рабочих. Спустя 12 лет Дубов со всей семьёй переезжает в Украину. Именно с Украиной будет связана вся его творческая жизнь.

Софокл. Пересказы

  • Антигона
  • Аякс
  • Царь Эдип

Резюме и анализ «Антигоны» Софокла – Интересная литература

Литература

Антигона является, после Царя Эдипа , самой известной из сохранившихся пьес Софокла. Написанная более 2400 лет назад, «

Антигона » является одним из лучших образцов греческой трагедии: пьеса исследует ее центральную моральную проблему через двух главных героев, Антигону и Креонта, и остается столь же актуальной и сейчас, как и тогда, когда Софокл впервые написал ее.

Прежде чем мы предложим анализ этого классического произведения греческого театра, кратко изложим содержание сюжета Антигона .

Антигона : краткое изложение

Сюжет или действие Антигона следует событиям легенды об Эдипе, которую Софокл позже рассказал в Царь Эдип 900s 4000004 Оэдип 9004 и 9004.

Предыстория такова: Эдип невольно убил своего отца Лая и женился на своей матери Иокасте. У него и Иокасты было четверо детей. У них было два сына, Этеокл и Полиник, и две дочери, Антигона и Исмена. После того, как они узнали, что они были матерью и сыном, Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя и был изгнан из Фив, города, которым он правил вместе с Иокастой.

Этеокл и Полиник поссорились из-за того, кто из них должен править Фивами, и закончилось тем, что они начали войну и убили друг друга. Этеокл защищал город, когда его брат повел против него армию. Креонт, брат Иокасты, стал правителем Фив после того, как не осталось наследников мужского пола по родословной Эдипа. Поскольку Этеокл правил Фивами, когда Полиник убил его, Креонт постановил, что Этеокл должен быть похоронен со всеми почестями, а Полиник вообще не должен быть похоронен. С точки зрения греческой религии это было равносильно погребению за пределами церковного двора: это означало, что их душа не будет принята в загробную жизнь.

Это предыстория Антигона . Действие самой пьесы начинается, когда Антигона узнает о решении Креонта не хоронить ее брата Полиника в освященной земле. Антигона решает завладеть телом своего мертвого брата и похоронить его сама. Однако, когда она совершает ритуал над телом своего брата, ее захватывают.

Когда ее приводят к Креону, Антигона противостоит ему, утверждая, что он превысил свои полномочия правителя города и нападает на фундаментальные моральные ценности, пытаясь контролировать судьбу Полиника в загробной жизни. Действительно, она утверждает, что такое действие равносильно богохульству против самих богов. В наказание за ее неповиновение Креонт заключает Антигону в тюрьму в пещере с достаточным количеством еды, чтобы поддерживать ее жизнь, но постепенно ослаблять ее, пока она в конце концов не умрет от голода.

Однако у Антигоны есть полезный защитник в лице Гемона, ее жениха, который также является родным сыном Креонта. Да, Креонт приговорил свою будущую невестку к ужасной смерти! Однако Креонт отказывается слушать просьбу сына и приступает к казни.

Хеймон выбегает, говоря отцу, что больше никогда его не увидит.

В этот момент провидец Тиресий — тот, кто открыл ему истинную судьбу Эдипа, собственного отца Антигоны, в Царь Эдип — вмешивается и предупреждает Креонта, что он ведет себя вопреки воле богов. Символично, что непогребенный труп Полиника гноится, а зловоние наполняет все Фивы. Однако, как и все тираны, Креонт отказывается слушать предостережение Тиресия и пытается очернить провидца, обвиняя его в том, что он на руку врагам Креонта.

Однако про себя Креонт обеспокоен словами Тиресия и знает, что пророк говорит правду. Он решает похоронить труп Полиника и отпустить Антигону. Но его решение слишком мало, слишком поздно: Антигона, вместо того чтобы страдать медленной и мучительной смертью, повесилась (как до нее сделала ее мать), а Гемон, родной сын Креонта и человек, любивший Антигону, убил себя над ее трупом.

Как будто этого недостаточно, жена Креонта, Эвридика, обезумела от известия о смерти сына и тоже покончила с собой. В конце пьесы Креонт остается стоять над телами жены и сына.

Антигона : анализ

Антигона поднимает ряд моральных вопросов, которые остаются для нас столь же важными, как и тогда, когда Софокл писал эту пьесу, почти две с половиной тысячи лет назад. Каковы пределы власти правителя? Должны ли быть четкие ограничения? Какие неотъемлемые свободы и права предоставлены людям?

Как и многие великие произведения искусства, Антигона сложнее, чем может передать краткое изложение сюжета. Например, приведенное выше резюме изображает Креонта как тиранического правителя, который резко — и фатально — выходит за пределы своей власти, что имеет последствия как для других, так и, как это всегда бывает в греческой трагедии, для него самого. Ему приходится жить со своими ошибками, потеряв жену и сына из-за своей тирании.

Однако стоит вспомнить в защиту Креонта причины его сурового указа в начале пьесы. Полиник, поссорившись с Этеоклом, собрал войско и двинулся на город с целью захватить власть и править городом. Стал бы Полиник хорошо относиться к жителям Фив? Или он, разгневанный поведением своего брата, сжег бы Фивы дотла?

Решение Креонта не позволять Полинику совершить священное захоронение призвано ясно показать, что этот человек был захватчиком, потенциальным тираном, от которого был спасен народ Фив. Конечно, недостаток Креонта в том, что он не понимает, что стал тем самым, от чего, по его словам, спасал Фивы.

Решению Креонта как правителя противостоит решение Антигоны как сестры: она обязана своему умершему брату похоронным обрядам, которые позволят ему войти в загробную жизнь и обрести покой в ​​смерти. Разговор, который она ведет со своей сестрой Исменой, которая отказывается ей помочь, ясно показывает аморальный характер указа Креонта и центральное столкновение ценностей, воплощенных в пьесе: когда Антигона говорит, что не может предать их мертвого брата, Исмена отвечает, чтобы сказать «но Креонт постановил это».

Закон говорит «нельзя» — но в данном случае закон — задница, более безнравственная, чем семейные ценности, господствовавшие веками, а то и дольше. Ответ Антигоны своей сестре — спросить «по какому праву». По какому праву тиран запрещает сестре ее право похоронить собственного брата?

По мере развития пьесы Креонт превращается в тирана, а не в рассудительного политика, благодаря его упрямству и отказу изменить курс, даже когда все свидетельства указывают на обратное. Если изначально он запретил захоронение Полиника, потому что хотел почтить и защитить людей, которыми он правит, то теперь он стал их злейшим врагом. Когда его сын умоляет его одуматься, он отказывается и навсегда теряет сына.

Затем, когда Тиресий, обладающий даром пророчества, говорит ему, что он следует неверному курсу, он тайно знает, что принял аморальное решение, но, чтобы сохранить лицо, отказывается признать это, надеясь отменить свое решение тихо, чтобы никто не узнал, что он отступил от своего первоначального решения. Как замечает Джон Берджесс в своем анализе Антигона в своем превосходном Карманном справочнике Фабера по греческой и римской драме (Карманные справочники Фабера) , тогда как авторитет Креонта раньше, казалось, говорил за все Фив, теперь это звучит так: неприкрытое самоутверждение», слова человека, решившего навязать свою волю, даже если он знает, что это аморально.

Несмотря на свое название, Antigone на самом деле больше игра Креона, чем Антигоны. Он — настоящая трагическая фигура в центре действия пьесы, поскольку именно его трагический недостаток — его непреклонность — является его гибелью, из-за которой он должен испытать страдание или катарсис к концу пьесы. Он также больше говорит о диалогах пьесы, чем Антигона, которая проводит большую часть второй половины пьесы замурованной в пещере, прежде чем вернуться в виде трупа. В этом отношении Antigone подобен шекспировскому Юлию Цезарю , который может быть назван в честь римского полководца, но на самом деле является трагедией Брута, а не Цезаря.

Тем не менее, Антигона — один из самых значительных женских персонажей древнегреческой трагедии, и это одна из причин, почему пьеса неизменно пользуется популярностью у новых поколений. Во-вторых, хотя на первый взгляд кажется, что пьеса рассказывает о в значительной степени немодном столкновении между гражданским и религиозным правом, она выдержала и продолжает оставаться актуальной для современных читателей и зрителей, потому что на самом деле она о прославлении семьи перед лицом бесчеловечные и несправедливые — более того, безнравственные — законы, запрещающие подобное. Не случайно пьеса привлекла внимание такого писателя двадцатого века, как Бертольт Брехт, который перевел ее в конце XIX века.40s: всякий раз, когда есть тирания, будет Антигона , чтобы напомнить нам о важности поступать правильно.

Изображение: Wikimedia Commons.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Анализ, Антигона, Классика, Литература, Пьесы, Софокл

Антигона: Краткое содержание книги | SparkNotes

Хор представляет игроков. Антигона — девушка, которая восстанет одна и умрет молодой. Гемон, лихой жених Антигоны, болтает с Исменой, ее прекрасной сестрой. Хотя можно было бы ожидать, что Гемон пойдет за Исменой, он необъяснимым образом сделал предложение Антигоне в ночь на балу. Креонт — царь Фив, связанный обязанностями правления. Рядом с сестрами сидит Кормилица и Королева Эвридика. Эвридика будет вязать до тех пор, пока ей не придет время уйти в свою комнату и умереть. Наконец трое гвардейцев играют в карты, равнодушные к предстоящей им трагедии.

Хор рассказывает о событиях, приведших к трагедии Антигоны. Эдип, отец Антигоны и Исмены, имел двух сыновей, Этеокла и Полиника. После смерти Эдипа было решено, что каждый будет занимать трон из года в год. Однако после первого года Этеокл-старший отказался уйти в отставку. Полиник и шесть иноземных князей двинулись на Фивы. Все потерпели поражение. Братья убили друг друга на дуэли, сделав Креонта царем. Креонт приказал похоронить Этеокла с честью и оставил Полиника гнить под страхом смерти.

Рассвет, а дом еще спит. Антигона пробирается внутрь, появляется Медсестра и спрашивает, где она была. Внезапно входит Исмена, также спрашивая, где была Антигона. Антигона отсылает медсестру за кофе. Исмена заявляет, что они не могут похоронить Полиника и что она должна понять намерения Креонта. Антигона отказывается и предлагает Исмене вернуться в постель. Внезапно входит Гемон, и Антигона просит Гемона удержать ее изо всех сил. Она говорит ему, что никогда не сможет выйти за него замуж. Ошеломленный, Хеймон уходит. Исмена возвращается, напуганная тем, что Антигона попытается похоронить Полиника, несмотря на дневной свет. Антигона показывает, что она уже сделала это.

Позже в тот же день нервный Первый Страж входит и сообщает Креону, что прошлой ночью кто-то покрыл тело Полиника небольшим количеством грязи. Он приказывает охранникам раскрыть тело и держать дело в секрете. Появляется Хор и объявляет о начале трагедии. Его пружина накручена, и он раскрутится сам по себе. В отличие от мелодрамы, трагедия чиста, спокойна и безупречна. В трагедии все неизбежно, безнадежно и известно. Все привязаны к своим частям.

Входят стражники с борющейся Антигоной. Первый предлагает устроить вечеринку. Появляется Креонт, и Первый объясняет, что Антигона была найдена копающей могилу Полиника вручную среди бела дня. Креонт отправляет охрану. Как только он убеждается, что никто не видел арестованную Антигону, он приказывает ей лечь спать, говоря ей сказать, что она больна. Антигона отвечает, что она снова выйдет на улицу только сегодня вечером. Креонт спрашивает, считает ли она, что то, что она дочь Эдипа, ставит ее выше закона. Подобно Эдипу, ее смерть должна казаться «естественной кульминацией» ее жизни. Креонт, с другой стороны, посвящает себя только порядку царства. Брак Антигоны значит для Фив больше, чем ее смерть.

Антигона настаивает на том, что он не может ее спасти. В ярости Креонт хватает ее за руку и поворачивает к себе. Антигона замечает, что Креонт слишком сильно сжимает ее руку, но его хватка больше не причиняет боли. Креонт отпускает ее. Он знает, что его правление делает его отвратительным, но у него нет выбора. Антигона возражает, что он должен был сказать «нет»; она может сказать нет всему, что считает мерзким. Пока разрушена, она королева. Поскольку Креонт сказал «да», он может приговорить ее только к смертной казни. Креонт просит ее тогда пожалеть его и жить. Антигона отвечает, что она здесь не для того, чтобы понимать, а только для того, чтобы сказать «нет» и умереть.

Креонт делает последний призыв, говоря, что Антигоне нужно понять, что происходит за кулисами ее драмы. В детстве она, должно быть, знала, что ее братья огорчают ее родителей. Полиник был жестоким, порочным сластолюбцем. Будучи слишком трусливым, чтобы заключить его в тюрьму, Эдип позволил ему присоединиться к аргосскому войску. Как только Полиник достиг Аргоса, начались покушения на жизнь Эдипа. Но Этеокл, мученик из Фив, тоже задумал свергнуть своего отца. Оба были гангстерами. Когда Креонт послал за их телами, они были найдены смятыми в кровавую кашу. Он велел привести ту, что покрасивее.

Ошеломленная Антигона уходит в свою комнату. Креонт убеждает ее найти Гемона и быстро выйти замуж. Она не должна растрачивать свою жизнь и свое счастье. Антигона бросает вызов его рабскому счастью. Она из племени, которое задает вопросы и ненавидит человеческую надежду. Вбегает обезумевшая Исмена, умоляя Антигону о прощении и обещая ей помочь. Антигона отвергает ее, но она не заслуживает смерти вместе с ней. Исмена клянется, что тогда сама похоронит Полиника. Антигона призывает Креонта арестовать ее, предупреждая, что ее болезнь заразна. Креонт уступает. Хор протестует. Входит Хаймон и умоляет отца остановить охрану. Креонт отвечает, что толпа уже знает правду, и он ничего не может сделать.

Антигона сидит перед первым стражником в своей камере; это последнее лицо, которое она увидит. Охранник болтает о своей зарплате, пайках и профессиональных придирках. Антигона прерывает его, указывая, что она скоро умрет. Она спрашивает, как ее казнить. Охранник сообщает ей, что она должна быть замурована. Охранник спрашивает, может ли он что-нибудь для нее сделать. Она спрашивает, может ли он передать кому-нибудь письмо, предлагая ему свое кольцо. Не желая подвергать опасности свою работу, Охранник предлагает ей продиктовать свое письмо, а ему написать его в блокноте на случай, если они обыщут его карманы. Антигона морщится, но соглашается. Она цитирует свое письмо: «Прости меня, мой дорогой. Вы все были бы так счастливы, если бы не Антигона». Внезапно раздается барабанная дробь, и гвардейцы выводят Антигону.

Входит Хор, объявляя, что настала очередь Креонта. Посланник сообщает новости: Антигона только что была замурована, когда толпа услышала стон Гемона изнутри. Креонт взвыл, чтобы рабы убрали камни. Антигона повесилась. Затем Гемон заколол себя и лег рядом с Антигоной в луже крови. Узнав о смерти Гемона, Эвридика закончила свой ряд вязания, забралась в свою комнату и перерезала себе горло. Креонт один. Хор отмечает, что действительно, если бы не Антигона, все было бы спокойно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *