Краткое содержание толстой детство брифли: Недопустимое название — Народный Брифли

Содержание

Отрочество краткое содержание по главам брифли. Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»: описание, герои, анализ произведений

Переезд семьи Иртеньевых в Москву продолжался четыре дня. Во время путешествия Николай чувствовал себя спокойно. Он счи-тал верстовые столбы, общался с родными и слугами. У него ме-няется отношение к окружающему миру, он понимает, что во-круг существует много людей, которым до него нет никакого дела.

При встрече с бабушкой Николенька поражается тому, как она постарела. Отец отдаляется от семьи и живет во флигеле. Пор-тятся отношения Николая с братом Володей, они все больше от-даляются друг от друга. Николеньку смешит Карл Иванович, ко-торый в Москве зачем-то стал носить рыжий парик с нитяным пробором.

В это время четырнадцатилетнего Николеньку начинают вол-новать женщины. Ему очень нравится горничная Маша. Но он был стыдлив от природы и убежден в своей уродливости, поэтому он даже и не думал о том, чтобы подойти к ней.

Бабушке очень не понравился гувернер-немец, и по ее насто-янию его заменил француз Сен-Жером. Перед своим уходом Карл Иванович рассказал Николаю историю своей жизни. Он был не-счастен еще с детства, потому что его считали незаконным сы-ном графа фон Зоммерблата, и отчим очень не любил его за это. Он отправился служить в армию вместо своего младшего брата. Попал в плен, бежал из него, работал на канатной фабрике. В Эмсе он познакомился с генералом Сазиным, который привез его в Россию. Когда генерал умер, мама Николая взяла его на службу, поручив ему воспитание мальчиков, к которым он очень привязался и полюбил, как родных.

В день рождения Любочки у Николая с самого утра все не ладилось. Он получил двойку по истории, а когда за обедом отец попросил его принести из его кабинета конфет — случайно сло-мал ключик от отцовского тайника.

Гувернер отругал Николая за дурное поведение и прилежа-ние, велел ему идти наверх. Николай отказался подчиниться и показал язык, а когда гувернер пообещал наказать его роз-гами — ударил его.

Его заперли в чулан. После обеда мальчика отвели к бабушке, где она, ругаясь, довела себя до истерики. Когда Николай, плача, выходил от бабушки, его встретил отец и стал бранить за сломанный ключ. Мальчик попытался расска-зать, что произошло, но у него начались конвульсии, и он поте-рял сознание. Домашние простили его, но Николай возненавидел гувернера, считая, что Сен-Жером унижает его.

Николай наблюдает за Машей и очень переживает, когда отец не разрешает ей и портному Василию обвенчаться. Впоследствии мальчик убеждает отца дать Маше приданое и поженить их. Стар-ший брат Володя поступает в университет, сдав экзамены на «отлично». У него появляются новые друзья, но Николаю особен-но нравится князь Нехлюдов — у них очень много общего во взглядах на жизнь. Материал с сайта

Николай обращает внимание на то, как изменились Любочка и Катя. Они похорошели и выросли. Отец больше всех детей любит дочь Любочку, потому что она удивительно похожа на мать. Ни-колай по- прежнему искренне любит и уважает отца, но позволя-ет себе критиковать некоторые его поступки.

Умирает бабушка, оставляя все наследство Любочке и назна-чив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. О смерти бабуш-ки не сожалел никто, кроме горничной Кати.

Николай готовится к поступлению в университет на математи-ческий факультет. Он уже больше не ссорится с гувернером. Ува-жает его.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • толстой отрочество краткое содержание по главам
  • краткое содержание бабушку
  • отрочество толстой краткое содержание
  • краткое содерж рассказ л. и толстого карл иванович
  • краткое содержание с 1 по 5 главу толстой отрочество

Дополнительные сочинения

Отрочество
Л. Н. Толстой

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша.

Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни.

И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны.

Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов.

Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. ум за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Вы прочитали краткое содержание повести «Отрочество». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Отрочество» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь. После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется ее наследство… До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Краткое содержание рассказа отрочество толстого брифли. Л.Н

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николе-

ньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил… «

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство. ..

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Лев Николаевич Толстой — один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. «Детство»

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

Повесть «Отрочество» Льва Николаевича Толстого стала второй книгой в псевдоавтобиографической серии автора.

Она была напечатана в 1854 году. В ней описываются моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.

Перемены в душе Николеньки после переезда в Москву

Как только Николенька приехал в Москву, он ощутил, что не только мир вокруг него изменился, но и он сам тоже. Мимо него не проходят ни слезы бабушки, горюющей после смерти дочери, ни ожесточение старшего брата Володи. Николенька завидует его внешней красоте, стараясь убедить себя в том, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Все свои мысли Николенька прячет глубоко в своей душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого приведено в этой статье, отражает не только часть событий, проходивших в жизни юного автора когда-то, но и его помыслы и думы.

Расставание с дедом Карлом Иванычем

Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность играть с нею. Об этом тут же стало известно их бабушке.

Та, в свою очередь, обвинила в халатности деда Володи и Николеньки Карла Иваныча. Результатом ссоры взрослых стало их решение взять в дом гувернера для воспитания мальчиков. Николенька очень сильно переживал по поводу того, что теперь ему придется очень редко видеться с дедом. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был нелегкий, он по-своему любил детей и внуков и старался научить их жизни. В XIX веке написал свою повесть Толстой («Отрочество»). Краткое ее содержание вряд ли сможет передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, а мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени свои собственные мысли.

Переживания и ожесточенность Николеньки

После того как в доме появился француз-гувернер, все изменилось. Отношения Николеньки с ним не складывались. Порой он и сам не понимал, почему в нем столько агрессии и ожесточенности вызывает этот человек. Однажды он даже ударил гувернера. Когда Володя пытается узнать у него, что же с ним случилось, Николенька отвечает, что все ему стали вмиг отвратительны. Следующая выходка юного отрока — это попытка проникнуть в портфель отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же становится всем известно. Николеньке грозят розгами и запирают его в темном чулане. С нашим героем случаются конвульсии. Его укладывают на кровать и дают возможность как следует выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал главного героя автор Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого вполне позволяет проследить цепочку событий, приведших к возникновению этой непонятной болезни, не теряет своей актуальности и в наши дни.

Влияние друга Нехлюдова на взгляды юного Николеньки

Вскоре Володя поступает в университет. Николенька искренне радуется этому. Ему до поступления в это учреждение остается несколько месяцев. Наш герой прилежно учится и готовится сдать экзамены на математический факультет. У него появляются приятели: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николенька все чаще беседует с Нехлюдовым.

Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества — это его призвание. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. «Отрочество» Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений молодежи тех лет. Здесь можно проследить, как кардинально меняются взрослеющего человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему воздействует на людей.

В позапрошлом веке написал Лев Толстой «Отрочество». Краткое содержание произведения дано в этой статье. В главном герое, может быть, многие узнают себя в юности. Поэтому я рекомендую прочесть произведение в оригинале.

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо — ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Никленьке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

© В. М. Сотников

Факторы риска детского ожирения в раннем возрасте: исследование IDEFICS случай-контроль

1. Физе Б.Х., Бост К.К., Макбрайд Б.А., Донован С.М. (2013)Профилактика детского ожирения от клетки к обществу. Тенденции Эндокринол Метаб 24: 375–377. [PubMed] [Google Scholar]

2. Фрухбек Г., Топлак Х., Вудворд Э., Юмук В., Майслос М. и др. (2013) Ожирение: ворота к плохому здоровью — заявление о позиции EASO в отношении растущей проблемы общественного здравоохранения, клинических и научных исследований в Европе. Факты об ожирении 6: 117–120. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Bleich SN, Ku R, Wang YC (2011)Относительный вклад потребления и расхода энергии в детское ожирение: обзор литературы и направления будущих исследований. Int J Obes (Лондон) 35: 1–15. [PubMed] [Google Scholar]

4. Heerwagen MJ, Miller MR, Barbour LA, Friedman JE (2010)Ожирение матери и метаболическое программирование плода: плодородная эпигенетическая почва. Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol 299: Р711–722. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

5. Tounian P (2011)Программирование детского ожирения. Энн Нутр Метаб 58 Приложение 230–41. [PubMed] [Google Scholar]

6. Ю ЗБ, Хань С.П., Чжу Г.З., Чжу С., Ван С.Дж. и др. (2011)Вес при рождении и последующий риск ожирения: систематический обзор и метаанализ. Обес Рев 12: 525–542. [PubMed] [Google Scholar]

7. Beyerlein A, von Kries R (2011) Грудное вскармливание и состав тела у детей: будут ли когда-нибудь убедительные эмпирические доказательства защитного эффекта от избыточного веса? Am J Clin Nutr 94: 1772–1775 гг. [PubMed] [Google Scholar]

8. Амир Л.Х., Донат С.М. (2003) Оказывает ли курение матери негативное физиологическое влияние на грудное вскармливание? Эпидемиологические доказательства. Грудное вскармливание 11: 19–29. [PubMed] [Google Scholar]

9. Амир Л.Х., Донат С. (2007)Систематический обзор материнского ожирения и намерения, начала и продолжительности грудного вскармливания. BMC Беременность Роды 7: 9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Барток СиДжей, Вентура А.К. (2009 г.) Механизмы, лежащие в основе связи между грудным вскармливанием и ожирением. Int J Pediatr Obes 4: 196–204. [PubMed] [Google Scholar]

11. Аренс В., Бамманн К., Сиани А., Бучекер К., Де Хенау С. и др. (2011) Когорта IDEFICS: дизайн, характеристики и участие в базовом обследовании. Int J Obes (Лондон) 35 Приложение 1С3–15. [PubMed] [Google Scholar]

12. Бамманн К., Гвоздз В., Ланфер А., Барба Г., Де Хенау С. и др. (2013) Социально-экономические факторы и избыточный вес у детей в Европе: результаты многоцентрового исследования IDEFICS. Педиатр Обес 8: 1–12. [PubMed] [Академия Google]

13. Cole TJ, Bellizzi MC, Flegal KM, Dietz WH (2000) Установление стандартного определения детского избыточного веса и ожирения во всем мире: международное исследование. БМЖ 320: 1240–1243. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Коул Т.Дж., Флегал К.М., Николлс Д., Джексон А.А. (2007)Предельные значения индекса массы тела для определения худобы у детей и подростков: международное исследование. БМЖ 335: 194. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Houtkooper LB, Lohman TG, Going SB, Hall MC (1989) Валидность биоимпеданса для оценки состава тела у детей. J Appl Physiol 66: 814–821. [PubMed] [Google Scholar]

16. Tomeo CA, Rich-Edwards JW, Michels KB, Berkey CS, Hunter DJ и др. (1999)Воспроизводимость и достоверность материнских воспоминаний о событиях, связанных с беременностью. Эпидемиология 10: 774–777. [PubMed] [Google Scholar]

17. Джасперс М., де Меер Г., Ферхулст Ф.К., Ормель Дж., Рейневельд С.А. (2010) Ограниченная достоверность воспоминаний родителей о беременности, родах и раннем детстве в возрасте 10 лет. Дж. Клин Эпидемиол 63: 185–191. [PubMed] [Google Scholar]

18. Уолтон К.А., Мюррей Л.Дж., Галлахер А.М., Кран Г.В., Сэвидж М.Дж. и др. (2000) Воспоминания родителей о массе тела при рождении: хороший показатель зарегистрированной массы тела при рождении? Евр J Эпидемиол 16: 793–796. [PubMed] [Google Scholar]

19. Олсон Дж. Э., Шу X. О., Росс Дж. А., Пендерграсс Т., Робисон Л. Л. (1997) Подтверждение медицинских записей характеристик рождения, о которых сообщила мать, и событий, связанных с беременностью: отчет Детской онкологической группы. Am J Эпидемиол 145: 58–67. [PubMed] [Академия Google]

20. Ли Р., Скэнлон К.С., Сердула М.К. (2005) Достоверность и надежность воспоминаний матери о практике грудного вскармливания. Нутр Рев 63: 103–110. [PubMed] [Google Scholar]

21. Promislow JH, Gladen BC, Sandler DP (2005) Материнские воспоминания о продолжительности грудного вскармливания пожилыми женщинами. Am J Эпидемиол 161: 289–296. [PubMed] [Google Scholar]

22. Лаунер Л.Дж., Форман М.Р., Хундт Г.Л., Саров Б., Чанг Д. и соавт. (1992) Материнские воспоминания о кормлении младенцев точны. J Эпидемиол Общественное здравоохранение 46: 203–206. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Образовательные стандарты ЮНЕСКО Организации Объединенных Наций (2006 г.) МСКО 1997 г. Международная стандартная классификация образования. Монреаль.

24. Чен К., Ло С.Х. (1999) Анализ случай-когорта и случай-контроль с помощью модели Кокса. Биометрика 86: 755–764. [Google Scholar]

25. Breslow NE, Day NE (1980) Статистические методы исследования рака, том. 1 Анализ исследований случай-контроль. Лион: Международное агентство по изучению рака. 338 с.п.

26. Дюбуа Л., Жирар М. (2006) Ранние детерминанты избыточного веса в возрасте 4,5 лет в лонгитюдном исследовании населения. Int J Obes (Лондон) 30: 610–617. [PubMed] [Академия Google]

27. Чен А., Пеннелл М.Л., Клебанофф М.А., Роган В.Дж., Лонгнекер М.П. (2006)Курение матери во время беременности в связи с избыточным весом ребенка: наблюдение до 8 лет. Int J Эпидемиол 35: 121–130. [PubMed] [Google Scholar]

28. Хоу Л.Д., Матиясевич А., Тиллинг К., Брион М.Дж., Лири С.Д. и соавт. (2012)Курение матери во время беременности и траектории роста и ожирения у потомства: сравнение материнских и отцовских ассоциаций. Int J Эпидемиол 41: 722–732. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

29. Poston L (2012)Гестационный набор веса: влияние на здоровье ребенка в долгосрочной перспективе. Curr Opin Clin Nutr Metab Care 15: 252–257. [PubMed] [Google Scholar]

30. Herring SJ, Rose MZ, Skouteris H, Oken E (2012) Оптимизация набора веса во время беременности для предотвращения ожирения у женщин и детей. Диабет Ожирение Метаб 14: 195–203. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

31. Брофи С., Кукси Р., Гравенор М.Б., Мистри Р., Томас Н. и др. (2009) Факторы риска детского ожирения в возрасте 5 лет: анализ когортного исследования тысячелетия. Общественное здравоохранение BMC 9: 467. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Лабайен И., Морено Л.А., Блей М.Г., Блей В.А., Месана М.И. и соавт. (2006) Раннее программирование состава тела и распределения жира у подростков. Джей Нутр 136: 147–152. [PubMed] [Google Scholar]

33. Wells JC, Fewtrell MS, Williams JE, Haroun D, ​​Lawson MS, et al. (2006) Состав тела у детей с нормальным весом, избыточным весом и ожирением: согласованный анализ случай-контроль общей и регионарной массы тканей, а также тенденций состава тела по отношению к относительному весу. Int J Obes (Лондон) 30: 1506–1513. [PubMed] [Академия Google]

34. Блустейн Дж., Аттина Т., Лю М., Райан А.М., Кокс Л.М. и др. (2013) Связь кесарева сечения с ожирением у детей в возрасте от 6 недель до 15 лет. Int J Obes (Лондон) 37: 900–906. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Брион М.Дж., Лоулор Д.А., Матиясевич А., Орта Б., Ансельми Л. и соавт. (2011) Каковы причинно-следственные эффекты грудного вскармливания на IQ, ожирение и артериальное давление? Данные сравнения когорт с высоким и средним доходом. Int J Эпидемиол 40: 670–680. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

36. Сингхал А., Коул Т.Дж., Фьютрелл М., Лукас А. (2004)Кормление грудью и профиль липопротеинов у недоношенных подростков: продолжение проспективного рандомизированного исследования. Ланцет 363: 1571–1578. [PubMed] [Google Scholar]

37. Крамер М.С., Матуш Л., Ванилович И., Платт Р.В., Богданович Н. и соавт. (2009) Рандомизированное вмешательство по пропаганде грудного вскармливания не уменьшило детское ожирение в Беларуси. Джей Нутр 139: 417С–421С. [PubMed] [Google Scholar]

38. Neutzling MB, Hallal PR, Araujo CL, Horta BL, Vieira Mde F, et al. (2009 г.) Кормление младенцев и ожирение в возрасте 11 лет: проспективное когортное исследование. Int J Pediatr Obes 4: 143–149. [PubMed] [Google Scholar]

39. Fall CH, Borja JB, Osmond C, Richter L, Bhargava SK, et al. (2011) Модели грудного вскармливания и факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в молодом возрасте: данные пяти когорт в странах с низким и средним уровнем дохода. Int J Эпидемиол 40: 47–62. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Fleten C, Nystad W, Stigum H, Skjaerven R, Lawlor DA, et al. (2012) Ассоциации индекса массы тела родителей и потомства в норвежском когортном исследовании матери и ребенка: семейный подход к изучению роли внутриутробной среды в детском ожирении. Am J Эпидемиол 176: 83–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Dieu HT, Dibley MJ, Sibbritt D, Hanh TT (2007)Распространенность избыточного веса и ожирения у детей дошкольного возраста и связанные с ними социально-демографические факторы в Хошимине, Вьетнам. Int J Pediatr Obes 2: 40–50. [PubMed] [Google Scholar]

42. Durmus B, Arends LR, Ay L, Hokken-Koelega AC, Raat H, et al. (2012) Антропометрия родителей, ранний рост и риск избыточного веса у детей дошкольного возраста: исследование поколения R. Педиатр Обес 8: 339–350. [PubMed] [Google Scholar]

43. Коннор Горбер С., Тремблей М., Мохер Д., Горбер Б. (2007) Сравнение прямых и самоотчетных показателей для оценки роста, веса и индекса массы тела: систематический обзор. Обес Рев 8: 307–326. [PubMed] [Google Scholar]

44. Мур В.М., Дэвис М.Дж., Уилсон К.Дж., Уорсли А., Робинсон Дж.С. (2004)Диетический состав беременных женщин связан с размером ребенка при рождении. Джей Нутр 134: 1820–1826 гг. [PubMed] [Google Scholar]

45. Фелан С., Харт С., Фиппс М., Абрамс Б., Шаффнер А. и др. (2011)Поведение матери во время беременности влияет на риск ожирения у потомства. Опыт Диабет Рез 2011: 985139. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Окен Э. , Левитан Э.Б., Гиллман М.В. (2008)Курение матери во время беременности и избыточный вес ребенка: систематический обзор и метаанализ. Int J Obes (Лондон) 32: 201–210. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

47. Дурмус Б., Мук-Канамори Д.О., Хольцхауэр С., Хофман А., ван дер Бик Э.М. и др. (2010) Рост внутриутробного развития и младенчества связан с абдоминальным ожирением в возрасте 2 лет: исследование поколения R. Клин Эндокринол (Oxf) 72: 633–640. [PubMed] [Академия Google]

48. Окен Э., Рифас-Шиман С.Л., Филд А.Е., Фрейзер А.Л., Гиллман М.В. (2008)Прибавка веса матери во время беременности и вес потомства в подростковом возрасте. Акушерство Гинеколь 112: 999–1006. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Окен Э., Таверас Э.М., Клейнман К.П., Рич-Эдвардс Дж.В., Гиллман М.В. (2007)Гестационный набор веса и ожирение у детей в возрасте 3 лет. Am J Obstet Gynecol 196: 322 e321–328. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

50. Ким С.Ю., Шарма А. Дж., Каллаган В.М. (2012)Гестационный диабет и детское ожирение: какая связь? Curr Opin Obstet Gynecol 24: 376–381. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Баркер Д.Дж. (1995)Происхождение болезней плода и младенцев. Евро Джей Клин Инвест 25: 457–463. [PubMed] [Google Scholar]

52. Сингхал А., Лукас А. (2004)Раннее происхождение сердечно-сосудистых заболеваний: существует ли объединяющая гипотеза? Ланцет 363: 1642–1645. [PubMed] [Google Scholar]

53. Verier C, Meirhaeghe A, Bokor S, Breidenassel C, Manios Y, et al. (2010) Грудное вскармливание модулирует влияние полиморфизма Pro12Ala рецептора, активируемого пролифератором пероксисом, гамма (PPARG2) на ожирение у подростков: перекрестное исследование «Здоровый образ жизни в Европе по питанию в подростковом возрасте» (HELENA). Уход за диабетом 33:190–196. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. Poskitt EM, Breda J (2012)Прикорм и неинфекционные заболевания: текущие знания и потребности в будущих исследованиях. Nutr Metab Cardiovasc Dis 22: 819–822. [PubMed] [Google Scholar]

55. Monasta L, Batty GD, Cattaneo A, Lutje V, Ronfani L, et al. (2010) Детерминанты избыточного веса и ожирения в раннем возрасте: обзор систематических обзоров. Обес Рев 11: 695–708. [PubMed] [Google Scholar]

56. Томпсон А.Л. (2012)Происхождение ожирения в связи с развитием: среда раннего кормления, рост младенцев и кишечный микробиом. Am J Hum Биол 24: 350–360. [PubMed] [Академия Google]

57. Гиббс Б.Г., Форсте Р. (2013)Социально-экономический статус, методы вскармливания младенцев и ожирение в раннем детстве. Pediatr Obes 2 апреля. doi: 10.1111/j.2047–6310.2013.00155.x. [Epub перед печатью]. [PubMed]

58. Huh SY, Rifas-Shiman SL, Taveras EM, Oken E, Gillman MW (2011)Сроки введения твердой пищи и риск ожирения у детей дошкольного возраста. Педиатрия 127: e544–551. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Вассер Х., Бентли М., Борха Дж., Дэвис Голдман Б., Томпсон А. и др. (2011) Младенцы, которых считают «привередливыми», чаще получают прикорм до 4 месяцев. Педиатрия 127: 229–237. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Products — Data Briefs — Number 51

  • Основные выводы
  • Распространенность ожирения среди мальчиков и девочек снижается по мере увеличения дохода, но это соотношение не является постоянным в зависимости от расы и этнической принадлежности группы.
  • Большинство детей и подростков с ожирением не являются малообеспеченными (ниже 130% прожиточного минимума).
  • Распространенность ожирения среди детей снижается по мере повышения уровня образования главы семьи, но эта связь неодинакова для разных расовых и этнических групп.
  • В период с 1988–1994 по 2007–2008 годы распространенность детского ожирения увеличилась при всех уровнях дохода.
  • В период с 1988-1994 по 2005-2008 годы распространенность детского ожирения увеличилась в домохозяйствах, возглавляемых лицами с любым уровнем образования.
  • Резюме
  • Определения
  • Источник данных и методы
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Предлагаемая ссылка

Краткий обзор данных NCHS № 51, декабрь 2010 г.

PDF-версиязначок pdf (1,2 МБ)

Синтия Л. Огден, доктор философии; Молли М. Лэмб, доктор философии; Маргарет Д. Кэрролл, MSPH; и Кэтрин М. Флегал, доктор философии.

Ключевые выводы

Данные Национального обследования состояния здоровья и питания, 2005–2008 гг.

  • Дети и подростки из малообеспеченных семей чаще страдают ожирением, чем их сверстники с более высокими доходами, однако эта взаимосвязь неодинакова в зависимости от расы и этнической принадлежности. .
  • Большинство детей и подростков с ожирением не являются малообеспеченными (ниже 130% прожиточного минимума).
  • Дети и подростки, проживающие в домохозяйствах, где глава домохозяйства имеет высшее образование, менее склонны к ожирению по сравнению с теми, кто живет в домохозяйствах, где глава домохозяйства имеет более низкий уровень образования, но эта связь неодинакова для разных рас и этнических групп.
  • В период с 1988-1994 по 2007-2008 годы распространенность детского ожирения увеличилась на всех уровнях дохода и образования.

В 2007-2008 гг. почти 17% детей и подростков в возрасте 2-19 летлет страдали ожирением (1). Детское ожирение часто проявляется во взрослом возрасте (2), и в краткосрочной перспективе детское ожирение может привести к психосоциальным проблемам и факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний, таким как высокое кровяное давление, высокий уровень холестерина и аномальная толерантность к глюкозе или диабет (3). Исследования показали, что ожирение чаще встречается у населения с низким доходом, чем у людей с более высоким доходом (4). В этом кратком обзоре данных представлены самые последние национальные данные о детском ожирении и его связи с коэффициентом доходов бедных (PIR) и образованием главы домохозяйства. Результаты представлены по полу, расе и этнической принадлежности.

Ключевые слова: ожирение, дети, доход, образование

Как среди мальчиков, так и среди девочек распространенность ожирения снижается по мере увеличения дохода, но эта связь неодинакова для разных расовых и этнических групп.

image icon

Распространенность ожирения среди мальчиков, живущих в домохозяйствах с доходом на уровне 350% или выше уровня бедности, составляет 11,9%, в то время как 21,1% из тех, кто живет ниже 130% уровня бедности, страдают ожирением. Среди девочек 12,0% тех, у кого доход составляет 350% или выше уровня бедности, страдают ожирением, а 190,3% людей с доходом ниже 130% прожиточного минимума страдают ожирением.

Взаимосвязь между доходом и распространенностью ожирения значительна среди белых мальчиков неиспаноязычного происхождения; 10,2% тех, кто живет в домохозяйствах с доходом на уровне 350% или выше уровня бедности, страдают ожирением по сравнению с 20,7% тех, кто живет в домохозяйствах ниже 130% уровня бедности. Среди белых девочек неиспаноязычного происхождения 10,6% из тех, кто живет на уровне 350% или выше, страдают ожирением, а 18,3% из тех, кто живет ниже 130% уровня бедности, страдают ожирением. Среди неиспаноязычных чернокожих и мексикано-американских детей и подростков не наблюдается существенной тенденции в распространенности по уровню дохода ни для мальчиков, ни для девочек. На самом деле отношения не кажутся последовательными; среди мексиканско-американских девочек, хотя разница незначительна, 21,0% из тех, кто живет на уровне 350% или выше уровня бедности, страдают ожирением по сравнению с 16,2% тех, кто живет ниже 130% уровня бедности (рисунок 1).

Большинство страдающих ожирением детей и подростков не являются малообеспеченными (ниже 130% прожиточного минимума).

Из примерно 12 миллионов детей и подростков, страдающих ожирением, 24% (почти 3 миллиона) проживают в домохозяйствах с доходом на уровне 350% или выше прожиточного минимума, 38% (примерно 4,5 миллиона) имеют доход от 130% до 350 % от уровня бедности, а 38% (примерно 4,5 млн) живут ниже 130% уровня бедности. Из примерно 6 миллионов белых детей и подростков неиспаноязычного происхождения, страдающих ожирением, большинство (4,4 миллиона) проживает в домохозяйствах с доходом на уровне 130% от уровня бедности или выше (Рисунок 2).

значок изображения

Распространенность детского ожирения снижается по мере повышения уровня образования главы семьи, но эта связь неодинакова для разных рас и этнических групп.

В целом существует значительная обратная зависимость между распространенностью ожирения и уровнем образования главы домохозяйства. Среди мальчиков 11,8% тех, кто живет в домохозяйствах, где глава домохозяйства имеет как минимум высшее образование, страдают ожирением, по сравнению с 21,1% тех, кто живет в домохозяйствах, где глава домохозяйства не имеет высшего образования. Среди девочек 8,3% детей и подростков в домохозяйствах, где глава домохозяйства имеет как минимум высшее образование, страдают ожирением, по сравнению с 20,4% в домохозяйствах, возглавляемых лицами с неполным средним образованием.

Среди неиспаноязычных белых и чернокожих девочек распространенность ожирения значительно ниже в домохозяйствах, возглавляемых лицами с высшим образованием, чем в домохозяйствах, возглавляемых лицами с неполным средним образованием (рис. 3).
 

значок изображения

В период с 1988–1994 по 2007–2008 годы распространенность детского ожирения увеличилась при всех уровнях дохода.

Среди мальчиков, живущих на уровне 350% или выше уровня бедности, распространенность ожирения увеличилась с 6,5% до 11,9%.% между 1988-1994 и 2005-2008 гг. Аналогичный рост наблюдался среди тех, у кого доход составлял от 130% до 350% прожиточного минимума, и среди тех, у кого доход был ниже 130% прожиточного минимума.

Среди девочек распространенность ожирения увеличилась с 5,2% до 12,0% среди тех, кто живет на уровне 350% и выше бедности, с 10,3% до 15,8% среди тех, кто живет между 130% и 350% уровня бедности, и с от 11,9% до 19,3% среди тех, кто находится ниже 130% уровня бедности в период с 1988-1994 по 2005-2008 годы (рис. 4).

значок изображения

В период с 1988-1994 по 2005-2008 годы распространенность детского ожирения увеличилась в домохозяйствах, возглавляемых лицами с любым уровнем образования.

Среди мальчиков распространенность детского ожирения значительно возросла в период с 1988–1994 по 2005–2008 годы в домохозяйствах всех уровней образования. Среди мальчиков, живущих в домохозяйствах, возглавляемых лицами с высшим образованием, распространенность ожирения увеличилась с 4,5% до 11,8%, в то время как в домохозяйствах, возглавляемых лицами с неполным средним образованием, распространенность ожирения увеличилась с 15,3% до 21,1% в период между 19 и 19 годами.88-1994 и 2005-2008 гг.

Среди девочек распространенность ожирения значительно увеличилась в домохозяйствах на всех уровнях образования, за исключением тех, где глава домохозяйства имел высшее образование. Среди девочек в домохозяйствах с высшим образованием распространенность увеличилась с 11,4% до 20,4% (рис. 5).
 

значок изображения

Резюме

Среди белых детей и подростков неиспаноязычного происхождения распространенность ожирения увеличивается по мере снижения дохода, однако большинство белых детей и подростков неиспаноязычного происхождения, страдающих ожирением, не живут ниже 130% уровня бедности. На самом деле, в целом, большинство детей с ожирением не живут ниже 130% от уровня бедности. Все мальчики и девочки, а также неиспаноязычные белые и нелатиноамериканские чернокожие девочки в высокообразованных домохозяйствах с меньшей вероятностью страдают ожирением по сравнению с их сверстниками в домохозяйствах, глава которых не имеет высшего образования. Между 1988–1994 и 2005–2008 гг. распространенность ожирения увеличилась среди детей всех уровней дохода и образования, за исключением девочек в домохозяйствах, где глава семьи имел как минимум высшее образование.

Определения

Ожирение: Индекс массы тела (ИМТ) ≥ 95-го процентиля в зависимости от возраста и пола на диаграммах роста CDC 2000 года (5). ИМТ рассчитывается как вес в килограммах, деленный на рост в метрах в квадрате, с округлением до одного десятичного знака.

Коэффициент бедности (PIR): Отношение дохода домохозяйства к порогу бедности после учета инфляции и размера семьи. В 2008 году PIR в размере 350% был эквивалентен примерно 77 000 долларов США для семьи из четырех человек; PIR в размере 130% был эквивалентен примерно 29 000 долларов США для семьи из четырех человек. В 2008 году средний доход домохозяйства составлял примерно 50 000 долларов, а 19% детей младше 18 лет жили ниже внешнего значка уровня бедности. Порог для участия в Программе дополнительной продовольственной помощи (SNAP) составляет 130% от уровня бедности.

Источник данных и методы

Данные Национального обследования состояния здоровья и питания (NHANES) использовались для этих анализов. NHANES — это кросс-секционное исследование, предназначенное для мониторинга состояния здоровья и питания гражданского населения США, не находящегося в учреждениях (6). Опрос состоит из интервью, проводимых на дому у участников, стандартизированных медицинских осмотров, проводимых в мобильных центрах обследования, и лабораторных анализов с использованием образцов крови и мочи, предоставленных участниками во время медицинского осмотра.

Выборка NHANES формируется посредством сложного, многоступенчатого плана, который включает отбор первичных единиц выборки (округов), сегментов домохозяйств в округах и, наконец, выборку лиц из выбранных домохозяйств. План выборки включает избыточную выборку для получения надежных оценок показателей здоровья и питания для подгрупп населения. В 1988–1994 и 2005–2008 годах афроамериканские и мексикано-американские дети и подростки были подвергнуты избыточной выборке. В 1999 году NHANES стал непрерывным обследованием, проводимым на постоянной основе. Каждый год сбор данных основан на репрезентативной выборке, охватывающей все возрасты гражданского, неинституционализированного населения. Файлы данных для общего пользования выпускаются каждые 2 года.

В процесс оценки были включены веса выборки, которые учитывают дифференциальные вероятности выбора, неполучения ответов и неполного охвата. Стандартные ошибки процентных значений были оценены с использованием линеаризации рядов Тейлора, метода, который включает вес выборки и план выборки.

Оценки числа лиц, страдающих ожирением, были рассчитаны с использованием средних итогов текущего обследования населения (CPS) за 2005–2006 и 2007–2008 годы. Различия в распространенности между группами оценивались с использованием одномерного t — статистика на уровне значимости p < 0,05. Проверка тенденций проводилась с использованием уровня значимости p <0,05. Все зарегистрированные различия являются статистически значимыми, если не указано иное. Статистический анализ проводился с использованием системы SAS для Windows (выпуск 9.1; SAS Institute Inc, Кэри, Северная Каролина) и SUDAAN (выпуск 9.0; Research Triangle Institute, Research Triangle Park, NC).

Об авторах

Cynthia L. Ogden, Molly M. Lamb и Margaret D. Carroll из Национального центра статистики здравоохранения (NCHS) Центров по контролю и профилактике заболеваний, Отдел обследований здоровья и питания. Кэтрин М. Флегал работает в офисе директора NCHS.

Каталожные номера

  1. Огден С.Л., Кэрролл М.Д., Кертин Л.Р., Лэмб М.М., Флегал К.М. Распространенность высокого индекса массы тела у детей и подростков в США, 2007–2008 гг. ДЖАМА 303:242-9. 2010.
  2. Сингх А.С., Малдер С., Твиск Дж.В., Ван М.В., Чайнапоу М.Дж. Отслеживание избыточного веса у детей во взрослом возрасте: систематический обзор литературы. Обес Откр. 9:474-88. 2008.
  3. Фридман Д.С., Мэй З., Шринивасан С.Р., Беренсон Г.С., Дитц В.Х. Сердечно-сосудистые факторы риска и избыточное ожирение среди детей и подростков с избыточным весом: исследование сердца Богалуса. J Педиатр 150:12-7. 2007.
  4. Wang Y, Zhang Q. Американские дети и подростки с низким социально-экономическим статусом подвержены повышенному риску ожирения? Изменения в связи между избыточным весом и семейным доходом между 1971 и 2002 гг. Am J Clin Nutr 84:707-16. 2006.
  5. Kuczmarski RJ, Ogden CL, Guo SS, et al. Графики роста CDC 2000 года для США: методы и разработка. Национальный центр статистики здравоохранения. Жизненный показатель здоровья 11 (246). 2002.
  6. Центры по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр статистики здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *