Краткое содержание рассказа старуха изергиль: «Данко» за 4 минуты. Краткое содержание отрывка Горького

«Данко» за 4 минуты. Краткое содержание отрывка Горького

Микропересказ: Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.

Легенда о Данко — отрывок из третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.

Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.

Реклама:

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.

Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».

Реклама:

Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко — «стали упрекать его в неумении управлять ими».

Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.

Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.

Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.

И весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

Реклама:

Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.

А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

«Макар Чудра» за 5 минут.

Краткое содержание рассказа Горького

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

Реклама:

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Реклама:

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Реклама:

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

«Старуха Изергиль», краткое содержание

Произведение Максима Горького — яркая страница русской советской литературы. С первых шагов на художественном поприще он заявил о себе как о талантливом самородке, страстно протестующем против безобразных и жестоких проявлений жизни. Идеалы раннего Горького — это свобода человеческого духа, независимость от всех оков, будь то рамки закона или узы родства, а также страстная любовь к людям, жажда служения им, жажда достижение.

Романтические черты прозы Горького

Ранний Горький — романтик, благодаря которому такие героические, искрометные образы вошли в мир читателя как необыкновенно красивая цыганская пара — Рада и Лойко, любящие друг друга всем сердцем, и даже больше — личная свобода. Они предпочли погибнуть, но не покорились друг другу, однако память об их красоте и свободе осталась в легендах и будоражит человеческое воображение.

Или еще два героя, дополняющих и оттеняющих характеры, поступки и жизненную позицию — Лара, сын Орла, и Данко, сын некогда свободного племени. Оба героя символизируют некую философию, с которой писатель знакомит нас в повести «Старуха Изергиль».

«Старуха Изергиль», краткое содержание которой сводится к размышлениям о смысле жизни и характере подвига, имеет трехчастную композицию и написана в форме «повесть в повести». Первая история — это рассказ о гордом и эгоистичном Ларе, от которого отвернулись люди, и даже сама Смерть в наказание отказалась идти за ним. Будучи сыном женщины и Орла, он мнил себя выше и лучше всех людей своего племени. Красивая, как богиня, Лара смотрела на старейшин сверху вниз холодными, как льдины, глазами. Когда он оттолкнул девушку, он убил ее, раздавив ногой свою грудь. Все племя содрогнулось — впервые так жестоко и безразлично была убита женщина. А Лара спокойно смотрела на возмущенных людей, самостоятельно и высокомерно отвечала на вопросы вождей. Он никого не боялся и не думал каяться. На такую ​​излишнюю гордыню старейшины не нашлись, что ответить. Они придумали наказание герою — не убивать, а изгнать из своих рядов, как ренегата, и никогда не брать людей в общество.

Как произведение «Старуха Изергиль», краткое его содержание, проходит сквозь века, поколения людей сменились другими, а Лара до сих пор бродит одна по степи. Много хлопот он делал людям — сначала просто так, забавляясь или за еду: воровал женщин, скот. Потом, устав от самого себя, он сделал зло, так что его соплеменники убили его. Сам герой пытался покончить с собой, изо всех сил ударяясь о землю, — но земля не желала принимать в свои недра того, кто не мог, по сути, считаться человеком. И смерть обошла его стороной. Солнце и время высушивали Лару, превращая ее в бестелесную тень, которая до сих пор беспокойно витает на земле, не находя приюта и покоя. Первая часть повести «Старуха Изергиль», краткое содержание которой мы вспомнили, завершается выводом: так был наказан человек за гордыню.

Эту легенду рассказывает автор-рассказчик, от имени которого ведется рассказ, сама Изергиль, иссохшая и сгорбленная под тяжестью лет бессарабская старуха, которую Горький встречает в степях при Аккермане. Это связующее композиционное произведение, во многом выражающее авторские идеи и взгляды. И вторая часть рассказа «Старуха Изергиль», краткое его содержание, сводится к описанию героини ее жизни.

Изергиль провела бурную юность, много любила, побывала в разных приключениях. Она была красива, сильна телом и духом, в чем-то эгоистична, как Лара. Однако в ее сердце жила жажда свершений, ярких, насыщенных событий, и людей влекли к ней и необычные, сильные и смелые, настоящие герои. Она предпочитает состоятельных кавалеров, раненых в битве при Полюсе, т.к. Он совершил героические поступки в своей жизни. Ради любви и спасения того, кто ей дорог, Изергиль рискует собой и даже убивает охрану солдата.

Краткое содержание «Старухи Изергиль», второй ее части, сводится к словам героини о том, что в нашей жизни всегда есть место делу. Важно лишь захотеть их совершить. А те, кому этого не дано, ленивы душой, живые мертвецы, как Лара.

А в третьей части Изергиль рассказывает еще одну очень интересную и поучительную легенду — о Данко, смелом и сильном красавце, который вывел свое племя из гнилых болот, дремучих лесов на просторы и свет вольной жизни.

Трудно быть героем. Ведь помимо преодоления собственных страхов герою необходимо преодолеть «сопротивление среды»: недоверие современников, насмешки и презрение, их откровенное преследование. Со всем этим столкнулся Данко, когда вел измученных и разочарованных людей к новой жизни. Дабы вселить в людей надежду и уверенность в победе, любя всем своим существом, Данко рвется из своего сердца и освещает дорогу в кромешной тьме.

Рассказ «Старуха Изергиль», краткое содержание его, даже выражает глубокую и важную философскую мысль. Во-первых, как правильно сказано, пророка на родине не найти. Так погиб отважный юноша, и племя этого не заметило. И только осторожный человек наступил на искры сердца и погасил их. Почему? Наверное, чтобы больше никто не разжигал такое безумие. Ведь жить по-мещански, по-мещански, тихо и спокойно, гораздо удобнее, чем терпеть муки и лишения, хотя бы ради светлого будущего.

А во-вторых, осталась память об альтруисте Данко и его горячем, наполненном сердцем сердце. Она волнует людей и призывает их к героизму. И именно в этом — жить и гореть ради людей — Горький видит высшее призвание Человека.

М. Горький, «Легенда о Данко»: краткое содержание

Романтизм, сила духа и невероятная свободолюбие — это легенда о Данко. Краткое содержание повести Максима Горького «Старуха Изергиль» чаще всего содержит пересказ свободолюбивого Данко, хотя есть в этом произведении и другие интересные персонажи.

Романтика и свободолюбие

Все произведения Максима Горького, написанные в ранний период его творчества, содержат много размышлений о смысле жизни. Автор предстает перед нами возвышенным романтиком, влюбленным в сильных людей. Красивая и поучительная история — такова легенда о Данко, кратко изложенная ниже.

Структура рассказа

Этот удивительный рассказ-притча Горький написал в 1895 году. Он состоит из трех отдельных частей. В произведении два главных героя — сам автор, от лица которого ведется рассказ, и старуха Изергиль, рассказывавшая ему истории на берегу. Легенда о Данко, краткое содержание которой необходимо знать каждому образованному человеку, структурно состоит из трех частей. Это история о Ларри, сыне орла, у которого нет внутреннего стержня, холодного и полного гордыни. Это легенда о Данко, который готов пожертвовать своей жизнью ради свободы. И третья часть — это рассказ о нелегкой жизни самой старшей Изергиль.

Надменность и гордость

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького будет не полным, если сначала не рассказать о первом герое рассказа — Ларри. Он очень свободолюбив и горд, но думает только о своих выгодах и комфорте. Он хочет пользоваться всеми благами, но никому ничего не отдавать взамен. Он крайне эгоистичен, им овладевают необузданные желания, он не знает сострадания и не знает, что такое настоящая любовь.

Дочь одного из старейшин отвергла его чувства, и он в порыве гнева убивает ее. Люди наказали его — изгнали из своего общества подальше, обрекли на вечное скитание и одиночество. Он начинает тосковать, единственное, чего он жаждет всем сердцем, — найти смерть. Он даже готов убить себя — но судьба обрекла его на бессмертие. Люди оставляют его одного в степи, вскоре от него остается только тень на земле.

Жизнь старухи

Способность сопереживать, находить в самых обыденных вещах элемент романтики и возвышенного чувства — таким предстает перед читателями Горький. Данко, этой красивой легенде, предшествует рассказ о жизни самой старшей Изергиль. Вторая часть этой замечательной истории несколько автобиографична. Старушка Изергиль вела довольно бурную жизнь, много путешествовала и видела многих людей. Она сама обладала безумной гордостью и любила играть на чувствах людей, использовать их для достижения своих целей. Когда она любила мужчину, она отдавалась этой страсти окончательно и бесповоротно, она была готова на все ради этого человека. Она могла даже убить человека, чтобы освободить возлюбленного из плена. Но ее чувства быстро угасли, тогда она отвернулась от того, кто совсем недавно был ей так дорог.

И только в конце жизни старушка поняла, что счастье не в страстях, не в сильных чувствах, а в тихой семенной жизни, когда рядом любимый муж и долгожданные дети. Увы, жизнь прошла, но со старухой дело обстоит не так.

Жить для кого-то

И все же самое главное, ключевое место в этой истории занимает легенда о Данко. ЯВЛЯЮСЬ. Горький сумел так пронзительно и искренне описать эту историю, что она навсегда вошла в мировую литературу как образец стиля.

Когда-то злые враги решили изгнать людей из родных краев и отправили их жить в дремучие леса. Никто не смел роптать. И только молодой храбрый Данко, мужественный и непобедимый, решил вывести людей из леса. Своей энергией он вдохновлял людей и вел их в трудный путь. Сначала люди шли энергично и уверенно. Но силы их истощились, началась гроза, и поднялся ропот все громче и громче голосов — зачем мы отправились в этот трудный путь? В своих бедах они обвинили Данко, который уговорил их отправиться в путь. И чтобы не идти дальше, храбреца решили убить. Что нам делать в этой ситуации? Убеждать? Побуждать? Хотите продолжать идти вперед? Нет. Данко, этот храбрый и красивый мужчина, вырвал у себя из груди сердце, поднял его над головой. Он освещал путь людям. И было так удивительно, что люди последовали за ним. Лес кончился, цель достигнута, вот она, свобода!

Но люди тут же забыли о Данко, как будто не было его заслуги в том, что они обрели долгожданную свободу.

Мораль и вывод

Это всего лишь небольшой пересказ красивой романтической истории, краткое содержание. Горького, легенда о Данко стала очень популярной и превратилась в притчу, очень тонко и красиво описывает все стороны человеческой души. Его темные уголки, где есть место гордости, самолюбованию, страхам, и светлые стороны человеческого характера, когда ради высокой цели герой готов пожертвовать своей жизнью.

В этой удивительной истории самое главное — мудрость жизни, судьба человека, добро, которое не всегда побеждает, и зло, которое чинится в достойных одеждах. Жить не для себя, а для других — вот главный посыл этого литературного произведения. И даже если это не сразу оценят окружающие. Но воля вашей души — пожертвовать собой, чтобы обрести свободу.

Ведь по своей сути три героя — и старуха Изергиль, и Ларри, и Данко — очень похожи друг на друга по своим душевным качествам. Все они гордые, целеустремленные, все живут большими страстями. Но многое зависит от того, куда направить свою энергию, как распорядиться своим даром, как применить свои лидерские задатки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *