Автобиография василия андреевича жуковского: Жуковский биография кратко – самое важное из жизни русского поэта Василия Андреевича для детей (5 класс)

Содержание

Тест по биографии Жуковского с ответами онлайн на знание темы классом

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

Для учителя

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 12

    Годы жизни Василия Жуковского:

    • 1783-1852

    • 1799-1867

    • 1813-1868

    • 1900-1950

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, умер 12 (24) апреля 1852 года.

    В вопросе ошибка?

  2. Вопрос 2 из 12

    Какая фамилия была у отца Василия Жуковского?

    • Вишенский

    • Мишенский

    • Бунин

    • Булгаков

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Родной отец писателя — секунд-майор Афанасий Иванович Бунин, помещик Тульской, Калужской и Орловской губерний. Будучи незаконнорожденным сыном Бунина и его наложницы-турчанки, Василий Андреевич был усыновлен своим восприемником (крестным отцом), обедневшим киевским помещиком Андреем Григорьевичем Жуковским.

    В вопросе ошибка?

  3. Вопрос 3 из 12

    Где Жуковский получал образование?

    • Сначала дома, затем в частном пансионе и Тульском народном училище

    • В церковно-приходской школе

    • В гимназии, затем в Санкт-Петербургском университете

    • Он не смог никуда поступить

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Поначалу образованием Василия занимался приемный отец Андрей Григорьевич Жуковский. в 1970 году мальчика определили в пансион Христофора Роде в качестве приходящего ученика. Осенью 1792 года он поступил в Главное народное училище в Туле.

    В вопросе ошибка?

  4. Вопрос 4 из 12

    В юности Жуковский увлекался:

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    В начале литературного пути Жуковский зарекомендовал себя как ученик Карамзина. В ранних его произведениях можно найти основные черты сентиментализма: повышенную чувствительность, культ природы, идеализацию деревенской жизни.

    В вопросе ошибка?

  5. Вопрос 5 из 12

    В каком журнале Жуковский работал с 1805 года?

    • «Вестник Европы»

    • «Арзамас»

    • «Современник»

    • «Русское слово»

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Василий Андреевич тесно сотрудничал с журналом «Вестник Европы» и благодаря своему литературному таланту в 1807 году занял пост редактора журнала.

    В вопросе ошибка?

  6. Вопрос 6 из 12

    В произведениях Жуковского «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов» отражены события:

    • Русско-крымской войны

    • Войны 1812 года

    • Русско-финской войны

    • Декабристского восстания 1825 года

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    В стихотворениях «Императору Александру», «Певец во стане русских воинов» звучит тема Отечественной войны 1812 года.

    В вопросе ошибка?

  7. Вопрос 7 из 12

    Участником какого литературного общества был Жуковский?

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    С 1815 года Василий Жуковский был членом литературного объединения «Арзамас», участники которого в шуточной форме вели борьбу с консерватизмом классической поэзии.

    В вопросе ошибка?

  8. Вопрос 8 из 12

    Какой период считается расцветом творчества Жуковского?

    • 1810-1820

    • 1830-1840

    • 1850-1860

    • 1850-1870

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    К 1810 — 1820 гг. относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады «Эолова арфа» (1814) и «Вадим» (1817 г.) , перевод баллады В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822), романтические стихи «Цвет завета» (1819), «Море»

    (1822).

    В вопросе ошибка?

  9. Вопрос 9 из 12

    Каким еще талантом, помимо поэтического, обладал Жуковский?

    • Художника

    • Музыканта

    • Переводчика

    • Лекаря

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Василий Андреевич прославился не только как поэт, но и как талантливый переводчик. Он является автором классического перевода «Одиссеи» (1842—1846) и многих других произведений.

    В вопросе ошибка?

  10. Вопрос 10 из 12

    Какая из баллад НЕ принадлежит Жуковскому?

    • «Людмила»

    • «Светлана»

    • «Кассандра»

    • «Татьяна»

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Из-под пера В. А. Жуковского вышли баллады «Людмила», «Светлана», «Кассандра».

    В вопросе ошибка?

  11. Вопрос 11 из 12

    В 58 лет Жуковский женился на Елизавете Рейтерн дочери своего друга из Германии, сколько ей было лет на тот момент?

    • 20

    • 25

    • 28

    • 30

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Весной 1841 года Василий Жуковский обвенчался с дочерью художника Рейтерна, Елизаветой. На тот момент жениху было 58 лет, а невесте — 20 лет.

    В вопросе ошибка?

  12. Вопрос 12 из 12

    Тело Жуковского впоследствии было перевезено на родину, а умер он…

    • В Баден-Бадене

    • В Сан-Франциско

    • В Петергофе

    • В Берлине

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    Пояснение к правильному ответу

    Скончался Жуковский 12 (24) апреля 1852 года в Бадене. Впоследствии тело его было кремировано и захоронено в Петербурге.

    В вопросе ошибка?

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вика Никитина

    12/12

  • Родион Шаповалов

    12/12

  • Карина Мацуда

    10/12

  • Мария Фетистова

    12/12

  • Максим Чернов

    11/12

  • Алина Туганова

    12/12

  • Настя Милиенко

    11/12

  • Арина Сеидова

    12/12

  • Liza Love

    12/12

  • Мирошка Кузнецов

    9/12

Рейтинг теста

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 9993.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Биография Василия Андреевича Жуковского – творчество и личная жизнь автора, читайте на ЛитРес

Об авторе

Василий Андреевич Жуковский – российский писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, поэт, переводчик, один из родоначальников романтизма в русской литературе.

Знакомство с драматургией и проба пера

Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Его отцом был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью – турецкая девушка, взятая в плен во время штурма крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущему писателю дал друг отца – Андрей Григорьевич Жуковский. Жена помещика полюбила внебрачного ребенка и воспитывала как родного сына.

Начальное образование Василий Андреевич получил на дому, затем учился в пансионе Роде, а после его закрытия отправился в Тульское народное училище. После исключения «за неспособность» его приютила семья единокровной сестры Варвары Афанасьевны Юшковой, где Жуковский впервые задумался о творчестве и решил стать драматургом. В одиннадцатилетнем возрасте он написал трагедию, в основе которой был сюжет древнегреческого философа Плутарха «Камилл, или Освобождённый Рим», позже появилась мелодрама, основанная на произведении «Поль и Виргиния». Позже Варвара Афанасьевна добивалась присвоения брату дворянского титула.

В четырнадцать лет Жуковский поступил в Московский университетский пансион. Летом 1800 года он успешно окончил учебное заведение с серебряной медалью и был зачислен в штат Главной соляной конторы, где получил статский чин городового секретаря. Свободное время он посвящал самообразованию, изучал историю, языки, литературу, занимался переводами.

Образование и преподавательская деятельность

Поступив в пансион, Василий Андреевич всерьез увлекся творчеством. В 1802 году его перевод элегии Грея «Сельское кладбище» был напечатан в ежемесячнике «Вестник Европы» и привлек внимание читателей. Через шесть лет автор опубликовал балладу «Людмила», которая стала одним из первых произведений русской литературы, написанных в стиле романтизма. Вскоре Жуковскому предложили должность редактора в «Вестнике Европы».

Когда французские войска напали на Россию, писатель записался в ополчение, но не прекратил литературную деятельность. Его баллада «Светлана» пользовалась огромным успехом. В 1813 году Жуковский вынужден был выйти в отставку, так как заболел тифом. С 1817 года поэт находился при дворе, где сначала преподавал русский язык княгине Александре Федоровне, а затем занимался воспитанием будущего императора Александра II. Вместе с цесаревичем он много путешествовал по России и Европе. Жуковский был близким другом и наставником Александра Сергеевича Пушкина.

Увлечение творчеством до последних лет жизни

Василий Андреевич Жуковский написал и перевел десятки произведений. ЛитРес предлагает познакомиться с наиболее известными работами:

  • «Баллады. Поэмы. Стихотворения»;
  • «Сказка о царе Берендее»;
  • «Спящая царевна»;
  • «Тайны единения с Богом в подвигах старца Абу-Саида. Персидские тексты»;
  • «Орлеанская дева».

В 1841 году писатель женился на Елизавете Рейтерн, которая родила ему сына и дочь. После свадьбы Василий Андреевич жил в Германии, где кроме литературы занимался рисованием. Его здоровье постепенно ухудшалось, и к концу жизни поэт потерял зрение. 24 апреля 1852 года он умер, когда находился в Баден-Бадене. Его похоронили в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

Василий Жуковский: краткая биография и творчество

Хотите познакомиться с таким известным поэтом, как Василий Жуковский? Краткая биография его должна заинтересовать любителей литературы. Начав как сентименталист, Жуковский стал одним из основоположников русского романтизма. Его поэзия полна образов народной фантазии, меланхолических мечтаний. Василий Жуковский переводил произведения Дж. Байрона, Ф. Шиллера, «Одиссею» Гомера. Предлагаем познакомиться с его жизнью и творчеством.

Происхождение В.А.Жуковского

Василий Жуковский родился в с. Миссия Тульской губернии 29.01.1783. Его отец, А.И. Бунин, был хозяином этого села, а его мать — пленной турчанкой. Василий Жуковский получил от своего друга Бунина, Андрея Григорьевича Жуковского, отчество и фамилию. Семейство Буниных незадолго до рождения будущего поэта постигло страшное горе: за короткое время умерло шесть из 11 человек, в том числе единственный сын, обучавшийся в то время в Лейпцигском университете. Мария Григорьевна, убитая горем, в память о сыне решила взять новорожденного в свою семью и воспитать его как родного сына.

Учеба в интернате

Вскоре мальчик стал любимцем всей семьи. В 14 лет Василий поступил в университетский интернат в Москве. Там он проучился 4 года. Доска не давала обширных знаний, но под руководством преподавателей ученики часто встречались для чтения своих литературных опытов. Периодические издания печатали лучшие из них.

Первые произведения

Вскоре Василий Андреевич Жуковский опубликовал свои первые произведения. Биография его отмечена дебютом в печати в 179 г.7. Первое опубликованное произведение — «Мысли у гроба». Он создан под впечатлением смерти В.А.Юшковой. За время обучения в пансионе (с 1797 по 1801 г.) были изданы следующие творения Жуковского: в 1797 г. — «Майское утро», в 1798 г. — «Добродетель», в 1800 г. — «Мир» и «К Тибуллу», в 1801 г. — К человеку» и другие. Во всех них преобладает меланхолическая нота. Поэта поражает быстротечность всей земной жизни, хрупкость жизни, которая кажется ему полной страданий и слез. литературных вкусах того времени.Дело в том, что первые произведения Василия Андреевича появились тогда, когда многие восхищались «Бедной Лизой» Карамзина, изданной в 179 г.2. Было бесчисленное множество подражаний.

Однако не все объяснялось модой. Обстоятельства рождения Василия Жуковского не были забыты ни другими, ни им самим. У него было неоднозначное положение в мире. Детство и юность поэта не были счастливыми.

Первый перевод, возвращение в деревню

Ко времени учебы в общежитии относится и первый перевод Жуковского — роман «Мальчик у ручья» Коцебу (1801). Василий Андреевич поступил на службу по окончании курса обучения, но вскоре решил ее бросить. Он поселился в Мишенском, чтобы продолжить образование.

Творчество 1802-1808 годов

В 1803 году был написан и опубликован роман Жуковского «Вадим Новгородский». Это свидетельствует о том, что примерно в это время поэт начал заниматься историей Древней Руси.

За время жизни в деревне (1802-1808) Василий Андреевич Жуковский практически не издавал своих произведений. Биография его отмечена появлением лишь нескольких новых творений. В «Вестнике Европы» 1802 г. было помещено его знаменитое «Сельское кладбище» — переделка или вольный перевод с Грея. Эта работа сразу привлекла внимание. Естественность и простота стали новым открытием того времени, когда еще царил высокопарный псевдоклассицизм. Примерно в это же время Жуковский создал «Марьину рощу» — повесть, написанную в подражание «Бедной Лизе».

Василий Андреевич в 1806 году откликнулся на всеобщий патриотический настрой «Песней барда над гробом славянских завоевателей». «Людмила» появилась в 1808 году. Это был ремейк произведения «Ленора» Бюргера. Именно с балладой «Людмила» романтизм вошел в отечественную литературу. Василия Андреевича захватила та его сторона, где он устремлялся вглубь Средневековья, в мир средневековых преданий и преданий.

Жуковский был вдохновлен успехом Людмилы. Трансформации и переводы с этого времени непрерывно следуют одна за другой. Василий Андреевич переводил преимущественно немецких поэтов. И самые удачные его работы связаны с работами Шиллера. В это время Жуковский создавал оригинальные произведения. Появились, например, первая часть поэмы «Двенадцать спящих девиц» под названием «Громовержец», а также несколько прозаических статей.

Переезд в Москву, редакционная деятельность

Одновременно Жуковский Василий Андреевич стал редактором «Вестника Европы». Краткая биография его ознаменовала переезд в Москву для исполнения этого поста. Редакционная деятельность продолжалась два года, с 1809 по 1810 год. Сначала Василий Андреевич работал один, затем вместе с Каченовским. Последнему окончательно перешел «Вестник Европы».

Сердечная драма Жуковского

После этого Жуковский вернулся в свою деревню и пережил здесь глубокую сердечную драму. Несколько лет назад он стал заниматься со своими племянницами, дочерьми Е. А. Протасовой, младшей дочери помещика Бунина. Екатерина Афанасьевна незадолго до этого овдовела и поселилась в Белово. Василий Андреевич страстно влюбился в Марию Протасову, ее старшую ученицу. Излюбленные мотивы его лирики — мечты о взаимной любви и семейном счастье. Однако чувство Жуковского вскоре приобрело меланхолический оттенок. Семейные узы делали эту любовь невозможной в глазах окружающих. Поэту приходилось тщательно скрывать свои чувства. Только в поэтических излияниях оно нашло выход. Впрочем, не мешая научным занятиям Жуковского. Он начал с особым усердием изучать историю, русскую и всеобщую, и приобрел основательные знания.

«Певица в стане русских воинов» и «Светлана»

Жуковский в 1812 году решил просить руки Марии Протасовой у ее матери, но получил категорический отказ. Затрудненные отношения, связанные с браком. Василий Андреевич вскоре уехал в Москву. Здесь Жуковский Василий Андреевич вступил в ополчение. Кратко об этом его опыте можно сказать следующее. Восхищенный патриотическим подъемом, с которым русские войска попадали в плен, Жуковский написал «Певца в стане русских солдат» в лагере под Тарутиным. Это произведение сразу же стало более известным. Он разошелся тысячными листами для армии и всей России. Новая баллада Жуковского «Светлана» относится также к 1812 году. Несмотря на русское вступление, это произведение развивало мотивы «Леноры» Бюргера.

Жизнь и деятельность Жуковского при дворе

Военная жизнь Василия Жуковского длилась недолго. Он заболел тифом в конце 1812 г. и вышел в отставку в январе 1813 г. В 1814 г. появилось «Послание к императору Александру», после которого императрица Мария Федоровна желала, чтобы Жуковский приехал в Петербург. Мария Протасова в 1817 году вышла замуж за профессора Майера. В поэзии Жуковского и позже будут звучать мечты о любви. Однако у девушки было слабое здоровье и в 1823 году она умерла. Сможет ли Мария Протасова забыть и найти спутника жизни Василия Жуковского? Биография его будущих лет даст вам ответ на этот вопрос.

Основные ноты поэзии Жуковского

«Тоска любви», «тоска вдаль», «тоска по неведомому», «тоска по разлуке» — вот основные ноты поэзии Василия Андреевича. Ее характер почти полностью зависел от мистического настроения Жуковского, вызванного несбывшимися мечтами о любви. Таким образом, обстоятельства того времени, господствовавшие в обществе сентиментальные литературные вкусы как нельзя лучше соответствовали личным чувствам поэта. Жуковский, добавив в свое творчество романтическое содержание, значительно расширил установившийся до него сентиментализм русской литературы. Однако, развивая в своих произведениях новые мотивы, он следовал главным образом указаниям личных чувств.

Поэт Василий Жуковский взял из средневекового романтизма только то, что соответствовало его собственным мистическим мечтам и стремлениям. Значение его творчества состояло в том, что поэзия Жуковского, будучи субъективной, в то же время служила общим интересам развития литературы. Субъективизм его был важным шагом на пути выведения словесного творчества из псевдоклассического холода. Жуковский ввел в литературу мир внутренней жизни, который до тех пор был ему практически неизвестен.

Период с 1817 по 1841 год — время, когда Василий Андреевич жил при дворе. Сначала он был учителем русского языка. Его ученицами были княжны Елена Павловна и Александра Федоровна. А с 1825 года Василий Андреевич стал воспитателем Александра Николаевича, наследника престола. В это время Василий Андреевич Жуковский часто ездил за границу. Туда поэт ездил как по служебным делам, так и на лечение.

Путешествия Жуковского и новые произведения

Произведения Жуковского появляются в это время как бы случайно. Например, после поездки в Швейцарию и Германию осенью 1820 года Василий Андреевич приступает в Берлине к передаче шиллеровской «Орлеанской девы». В 1821 году он окончил его. И под впечатлением от Шильонского замка, расположенного в Швейцарии, был создан перевод «Шильонского узника» Байрона (1822 г.).

Василий Жуковский провел зиму 1832-33 гг. Рядом с Женевским озером. В это время появился целый ряд переводов из Гердера, Шиллера, Уланда, фрагменты «Илиады» и др. Василий Андреевич объехал в 1837 году Россию и часть Сибири вместе с наследником престола. А в 1838-39 гг. Он отправился с ним и в Западную Европу. Жуковский в Риме подружился с Гоголем, что повлияло на развитие мистического настроения в его позднем творчестве.

Брак

Занятия с наследником закончились весной 1841 года. Влияние, которое оказывал на него Жуковский, было благотворным. А теперь отвечаем на вопрос о том, как складывалась личная жизнь Василия Жуковского. В Дюссельдорфе 21 апреля 1841 года состоялась женитьба Василия Андреевича (ему в то время было уже 58 лет) с 18-летней дочерью живописца Рейтерна, его давнего друга. Последние 12 лет своей жизни Жуковский провел в Германии с семьей жены.

Василий Жуковский: биография последних лет

В первый год супружеской жизни написал сказки «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Про Ивана-царевича и Серого волка». Перевод «Одиссеи» (первый том) появился в 1848 г., а второй — в 1849 г. Поэму «Бродячий еврей», к сожалению, не успел закончить Василий Андреевич Жуковский. Его краткая биография заканчивается в Баден-Бадене в 1852 году, 7 апреля. Именно тогда умер Василий Андреевич. У него остались жена, дочь и сын. Но не только они. Большое художественное наследие оставил нам Жуковский Василий Андреевич.

Его творчество включено в школьную программу по литературе. Произведения Василия Андреевича многие читают и по сей день, а интерес к его личности не угасает. Вот вы и познакомились с биографией такого великого русского поэта, как Василий Жуковский. Мы лишь кратко описали его творчество, но оно заслуживает подробного изучения. Продолжать знакомство с этим поэтом, безусловно, стоит.

Романтизм Василия Жуковского и эмоциональная история России Ильи Виницкого, Мягкая обложка

Романтизм Василия Жуковского и эмоциональная история России

Илья Виницкий

Northwestern University Press

Copyright © 2015 Northwestern University Press
Все права защищены.
ISBN: 978-0-8101-3185-9


ГЛАВА 1

Завтрак на рассвете

Они ели по утрам и спали допоздна, находя зимний сезон намного слаще лета, осени или весны. .

— Лонг, Дафнис и Хлоя

Vos chèvres sont devenues sauvages; vos vergers sont détruits; Вос oiseaux sont enfuis, et on n’entend plus que les cris des éperviers qui volent en rond au Haut de ce bassin de rochers.

— Бернарден де Сен-Пьер, Поль и Виржини

ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ сведений о ранних годах жизни Жуковского являются воспоминания его племянницы, детской писательницы Анны Петровны Зонтаг (урожденной Юшковой; 1786–1864), которые были впервые опубликованы в 1849 г.номер журнала Москвитянин ( Москвич ), а затем — в расширенном варианте — в 1883 году номер Русская мысль ( Русская мысль ). Эти воспоминания в немалой степени были вдохновлены самим поэтом, видевшим в Зонтаге не только своего ближайшего друга детства, но и талантливого и наблюдательного сказочника, способного воскресить утраченный Эдем «сладкого Прошлого». Жуковскому казалось символичным, что Зонтаг будет писать свои мемуары в том месте, где они провели первые годы своей жизни, — селе Мишенском, принадлежавшем отцу поэта и деду мемуариста Афанасия Ивановича Бунина (ок. 1716–1716). 1791). К 1840-м годам от родового дома остались лишь руины, но память рассказчика, по мнению Жуковского, была способна населить этот опустевший мир родовыми призраками.

Зонтаг начинает свой рассказ с истории происхождения поэта. По семейной легенде, почетнейший и знатнейший, хотя и не самый строго нравственный помещик Бунин, хозяин живописного и богатого имения Мишенское, в шутку спросил у своего крестьянина, ушедшего добровольцем на русско-турецкую войну 1768–1774 гг. штатского служащего, чтобы вернуть ему из похода «хорошую турецкую девушку». «Моя жена совсем постарела, — жаловался он. Крестьянин привел к нему двух сестер-турчанок: шестнадцатилетнюю Салху, муж которой погиб при штурме Бендер, и одиннадцатилетнюю Фатиму. Фатима вскоре умерла, но Салха — красивая, ловкая, кроткая и скромная — выжила. Она считала себя наложницей и второй женой Бунина и подчинялась Марии Григорьевне, жене своего барина, как собственной любовнице. Последний не винил ее, принимая во внимание ее мусульманские убеждения. Потеряв надежду вернуться домой в результате обмена пленными, Салха приняла православие. В крещении получила имя Елизавета Дементьевна Турчанинова. Ее очень любили в доме Буниных. В разные годы выполняла обязанности няни, домработницы, домработницы.

29 января 1783 года Елизавета Дементьевна родила сына, которому дали имя Василий. Крестным отцом согласился служить бедный дворянин по имени Андрей Жуковский, иждивенец Бунина. Зонтаг пишет, что этот Жуковский усыновил мальчика, получившего таким образом свою фамилию. Со своей стороны, Мария Григорьевна благословила мальчика и «усыновила [его] в сердце своем», потому что думала о своем единственном сыне, студенте Лейпцигского университета, умершем двумя годами ранее. Когда Елизавета Дементьевна положила мальчика к ногам хозяйки, та, глубоко растроганная, взяла его на руки, «целовала, благословляла и плакала». «С этого времени, — пишет Зонтаг, — маленький Василий был любимцем всей семьи»: «Для старших он был любимым сыном, для младших — любимым братом. В нашей семье было много девочек, но он был единственным мальчиком».

Биографы Жуковского давно установили, что история рождения поэта, которую Зонтаг основывает на словах ее бабушки и матери Жуковского Елизаветы Дементьевны, весьма далека от истины. Двух турчанок к Бунину привел не его крестьянин, а соседний помещик Иоганн Карл Мюфель, участник штурма Бендер. Согласно официальному документу, Муфель передал их «для обучения», а скорее просто продал. Отношения между супругами Буниными были далеки от идиллической картины, нарисованной мемуаристом, а положение мальчика, сына прислуги, было двусмысленным и ненадежным. Усыновление крестника противоречило законам того времени, и дети, рожденные вне брака от помещиков, записывались, в соответствии с законодательством того времени, в крестьяне за собственными родителями «дворянского происхождения». Получить шляхетское достоинство для мальчика означало обойти закон, и влиятельная в Тульской губернии семья Буниных ( губерния ), должны были использовать все свои связи и проводить очень сложные и трудоемкие схемы, несмотря на что дворянство Жуковского оставалось спорным до конца 1830-х годов.

Однако наибольший интерес представляет литературно-мифологическая основа истории Зонтаг. Он похож на исходный пункт сентиментального семейного романа: идиллический, укромный, провинциальный уголок, в котором слышны только далекие звуки войны; хороший, но грешный помещик; его добродетельная жена, прощающая экзотическую благородную наложницу своего мужа; наложница, обожающая свою любовницу; незаконнорожденный мальчик, посланный Богом великодушной любовнице в обмен на сына, погибшего на чужбине. Практически для каждого тематического элемента этой повести можно найти прототип в сентиментальной литературе конца XVIII века, в горниле которой формировался семейный миф Жуковского. Таким образом, трогательное единство жены и наложницы напоминает утопический проект церкви Дружбы, в которой, по мнению сэра Грандисона, должны обниматься жена и возлюбленная. В свою очередь, фигура смиренной, самоотверженной Салхи соответствует модели благородной турчанки, популярной в литературе конца XVIII века (см., например, опубликованный в 1780 г. роман, красноречиво озаглавленный Пример крепкой и истинной любви, или Приключения прекрасной турчанки Ксеминды, нареченной Елисаветой, отвергнувшей предложенный ей брак с царственными особами за исполнение супружеского обещания, данного любовнику ). Традиционен для сентиментального романа и мотив незаконнорожденного ребенка, воспитанного добродетельной дамой. Подобная литературность не только маскирует или идеализирует факты, но и «сглаживает» острые места реальных жизненных ситуаций, эстетизирует личные травмы. История, характерная для бурного и безнравственного восемнадцатого века, переведена на язык эпохи сентиментализма. Как мы увидим, поэтизация и мифологизация собственной биографии в рамках литературных моделей становится ключевым принципом собственного творческого сознания поэта.

В своих литературных воспоминаниях Зонтаг создает группу «прекрасных душ», живших в российской провинции в конце «нецивилизованного века». Во главе этого преимущественно женского «царства» стоит бабушка. Далее идут ее почтительные дочери, милые внучки и верная подруга-служанка. Герой — чудесный мальчик (единственный в семье!), сын слуги и будущий великий поэт. «О Василии Андреевиче, — заключает Зонтаг, — можно сказать своими словами, что он был возлюбленный богами еще до своего рождения; он был также любимцем своей семьи и был счастлив по самой своей природе, и его семья упивались наслаждением его присутствия». лучшее выражение женской сентиментальной культуры, сложившейся в России в конце XVIII века. Если Николай Карамзин, как столь убедительно показал в своих произведениях Юрий Лотман, создавал русскую литературу для образованных и сентиментальных женщин, то образованные и сентиментальные женщины» создан» Жуковский — их собственный поэт.

Первая драма

Рассказ о первых литературных попытках Жуковского занимает важное место в мемуарах Зонтаг. События происходят в доме родителей Анны Петровны в Туле — культурном оазисе русской провинциальной жизни 1790-х годов. Хозяйка дома — сводная сестра и крестная Жуковского Варвара Афанасьевна Юшкова (1768–1797) — была умной, просвещенной и талантливой женщиной. В ее доме — «самом лучшем и приятном во всей Туле» — устраивались литературные чтения, музыкальные концерты, детские праздники и спектакли. Юшкова активно занималась делами тульского театра. В своем доме она открыла небольшой пансион, в котором учились ее четыре дочери, Жуковская, и двенадцать других детей. Влияние ее личности на формирование будущего поэта было, по его мнению, значительным. «Она была одаренным человеком…» — писал он в конце жизни Анне Зонтаг, прочитав ее воспоминания о матери. «У нее была очень поэтическая натура. Все, что выходило за пределы низшего уклада жизни, занимало ее интерес. Многие скрытые таланты оставались неразвитыми. Это поразило меня ясно уже тогда, при моей необразованности. И теперь я еще помню, как привлекательно она умела рассказывать истории. »

Первые литературные произведения будущего поэта, по воспоминаниям Зонтага, относятся к зиме 1794–1795 гг. Они носили драматический характер. Той зимой семья Юшковых ожидала в гости бабушку Марию Григорьевну и мать Жуковского Елизавету Дементьевну. К их приезду Жуковский написал и поставил с помощью небольшой труппы воспитанников Юшковой историческую трагедию «Камилл, или Освобождение Рима». Зонтаг сохранила в своей памяти многие детали этой работы, которая не сохранилась. В финале Камилл (в исполнении Жуковского, разумеется) спас город от галлов и оплакивал аврелианскую царицу Олимпию, принесшую себя в жертву Риму. Пьеса имела оглушительный успех и вдохновила двенадцатилетнего автора на сочинение еще одной драмы, на этот раз в сентиментальном ключе.

Тему нового спектакля мальчик почерпнул из знаменитого сентиментального романа Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера (1737–1814), Поль и Виржини (1787; в русском переводе г-жи Подшиваловой — «Павел и Вирджиния»), история двух семей на далеком Иль-де-Франс (Маврикий) — аристократки мадам де ла Тур и ее дочери Вирджинии и крестьянки Маргариты и ее внебрачного сына Поля.

По словам Зонтага, Жуковский назвал свою пьесу именем матери героини романа — «Мадам де ла Тур». Мемуарист очень мало пишет об этом произведении, но, как мы увидим, его достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы об истоках поэтической идеологии Жуковского. «Здесь, в первой картине, — вспоминает Зонтаг, — выносят завтрак. Госпожа Юшкова, желая утешить автора и всю труппу, заказала вместо завтрака прекрасный десерт. Что случилось? Все забыли свои роли, все актеры вдруг высыпали из-за кулис и бросились к десерту.Все разговаривали и ели, не слушая режиссера, который в печали принялся есть вместе с остальными.Этот сюрприз порадовал зрителей больше, чем сама драма … Дальше пьеса не пошла».

Эти несколько строк из воспоминаний Зонтага привлекли внимание биографов и ученых Жуковского. По словам Карла Зейдлица, описанная Зонтагом неудача повлияла на поэта: страстный любитель театра, он предпочитал не пробовать себя в драме. В свою очередь, Владимир Резанов, исследователь раннего творчества Жуковского, отмечал, что в романе Бернардена де Сен-Пьера Жуковского могло заинтересовать описание детского театра пантомимы, разыгрываемого в окружении величественных природных декораций 9-го века. 0101 Пол и Вирджиния: «Отвлечься на этот пример было тем легче, что страсть к театру, по-видимому, была у него с рождения». Современный биограф поэта Виктор Афанасьев отмечает, что именно мелодраматический характер романа привлек молодого автора:

Злоключения двух семей, пытающихся жить вне общества на одном из далеких островов, любовь юноша и девушка — Пол и Вирджиния, борьба с попыткой цивилизации вмешаться в их жизнь — все это тронуло сердца читателей. Никого не смущал надуманный сюжет, никто не искал правдоподобия в эпизодах. Все дело было в чувствах.

«Полной неожиданностью стало, — заключает биограф, — что уже со второй попытки Жуковский нашел тему, созвучную его будущим литературным усилиям». Не менее удивительна и оригинальность направленности пьесы — в основе драмы «лежит трагедия матери, а не история гибели двух влюбленных». Этот сюжетный поворот, предполагает биограф, был обеспечен Жуковскому «судьбой родной матери».

Попытки связать эту уже не сохранившуюся пьесу с жизнью молодого автора вполне оправданы, но приведенные мнения нельзя признать убедительными. В реконструкции идеи «Мадам де ла Тур» следует обратить внимание на единственный комментарий мемуариста и, по-видимому, участника неудачной постановки: описание того, как был подан завтрак во время первой сцены. Совершенно очевидно, что сцена завтрака, с которой молодой автор начал свою пьесу, явилась кульминационной сценой для развития действия рассказа. На этот завтрак, приготовленный Вирджинией, прибывает губернатор острова месье де ла Бурдонне. Он приносит мадам де ла Тур письмо от ее тети, богатой француженки, которая приказывает отправить к ней Вирджинию для получения образования. Если девушка оправдает ожидания тетушки, то она станет ее наследницей.

Губернатора приятно удивила простая и здоровая пища бедных, но счастливых жителей этого отдаленного от цивилизации уголка. Он был очарован порядком и чистотой избушки и гармоничными отношениями между двумя «интересными семьями», а также между помещиками и слугами. «Я вижу здесь, — сказал он, — только самую жалкую мебель, но я вижу безмятежные лица и веселые души». Его визит также знаменует собой начало конца этой идиллии. Вторжение цивилизации, представленной фигурой колониальной власти, в жизнь народа, до сих пор следовавшего своим естественным законам, разрушает эту жизнь. (Показательно, что губернатор приносит мешок денег, предназначенных для поездки Вирджинии.) Мадам де ла Тур неохотно соглашается отправить дочь во Францию. Далее следует ряд напряженных диалогов, обнажающих скрытые противоречия идиллического романа и разговора мадам де ла Тур с Вирджинией, как будто готовый к драматическому воспроизведению, их разговор с духовником, диалоги Поля с его мать, крестьянка Маргарита и, наконец, Пол и Вирджиния. В конце этой структурно замкнутой части романа, начавшейся с идиллического завтрака, Бернарден изображает страдания Поля, узнавшего, что Вирджиния была вынуждена уйти без его ведома. Я утверждаю, что уже не дошедшая до нас пьеса Жуковского следовала (по крайней мере, в самых общих чертах) именно по этой схеме.

Спасенная идиллия

Это, по-видимому, первая попытка Жуковского использовать «чужой» текст как образец для выражения собственных переживаний и проявления собственной жизненной ситуации (а может быть, и первой любви), обращено к «родственной» публике. Лицензию на биографическое усвоение текста дал сам автор романа. В предисловии к роману Бернарден де Сен-Пьер пишет:

Я хотел слиться с красотой природы между тропиками, нравственной красотой маленького общества. Точно так же моей целью было выставить в поразительном свете некоторые важные истины, и в частности эту: что человеческое счастье состоит в том, чтобы жить согласно с Природой и Добродетелью. Однако мне не нужно было сочинять роман, чтобы изобразить счастливые семьи. Я самым торжественным образом заявляю, что те, которые я собираюсь показать, действительно существовали.

Пьеса, написанная Жуковским к приезду двух матерей, Марии Григорьевны и Елизаветы Дементьевны, была полна аллюзий. Титул относился, конечно, не к матери Жуковского, а к ее знатному другу, воспитавшему Анну Юшкову вместе с Жуковским в своем доме в Мишенском. В фигуре простолюдинки Маргариты, матери Павла, можно было увидеть мать молодого автора. Пол и Вирджиния выросли вместе как брат и сестра. Крестили в одной купели, спали в одной люльке. В своих воспоминаниях о Жуковском Зонтаг писала об их общем детстве:

[Васенька] очень любил меня, и часто приходил ко мне в мою комнату и, когда меня качали…, просил положить его со мной в колыбель, а он рядом засыпал мне. По утрам меня приносили к нему в спальню, чтобы разбудить, и так клали в его постель. Я, естественно, этого не помню, но он помнил и называл меня своей колыбелью, даже незадолго до смерти писал мне, вспоминая, как мы качались в одной колыбели.

(Продолжение…)


Из книги Василия Жуковского Романтизм и эмоциональная история России по Илья Виницкий . Copyright © 2015 Издательство Северо-Западного университета. Взято с разрешения издательства Северо-Западного университета.
Все права защищены. Никакая часть этого отрывка не может быть воспроизведена или перепечатана без письменного разрешения издателя.
Выдержки предоставляются Dial-A-Book Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *