Краткое содержание рассказа дубровского по главам: Краткое содержание романа «Дубровский» по главам (пересказ)

краткое содержание романа Пушкина по главам, 6 класс

«Дубровский» — роман Александра Сергеевича Пушкина о благородном разбойнике Владимире Дубровском. Молодой офицер становится атаманом бандитской шайки после смерти отца, которого разорил богатый сосед. Дубровский влюбляется в дочь этого помещика, которую отец выдает замуж за другого.

Содержание

  • «Дубровский»: кратчайшее изложение
  • Краткое содержание по главам
    • Том первый
    • Том второй
  • Третий том. Что было с Дубровским и Машей дальше?

Произведение было написано в 1832-1833 годах, но при жизни Пушкина не было закончено и не издавалось. Впервые роман опубликован в 1841 году, через четыре года после гибели Пушкина на дуэли.

Здесь можно прочитать полный текст романа. В виде аудиокниги его можно послушать на YouTube:

Анна Ахматова считала «Дубровского» единственным неудачным произведением Пушкина — легким приключенческим «чтивом», написанным с целью «заработать много, много денег».

«Дубровский» Пушкина: кратчайшее изложение

Помещик-самодур Кирила Троекуров ссорится с небогатым соседом — отставным военным Андреем Дубровским, и с помощью подкупленных чиновников отбирает у него имение. Не пережив унижения, Дубровский-старший умирает. Его сын Владимир решает мстить: сжигает свое имение, чтобы не досталось Троекурову, собирает шайку разбойников и начинает грабить окрестных помещиков.

Под видом учителя-француза Дубровский проникает в дом Троекурова и влюбляется в его дочь Машу. Девушка отвечает ему взаимностью. Однако отец выдает ее замуж за немолодого князя Верейского. Дубровский с разбойниками пытается сорвать свадьбу, но не успевает: Маша уже обвенчалась с князем и отказывается бежать, потому что обязана хранить верность даже нелюбимому мужу.

Разбойники Дубровского сражаются в лесу с солдатами и побеждают. Главарь распускает шайку, а сам уезжает в неизвестном направлении.

«Дубровский»: краткое содержание по главам

Том первый

Глава 1

Богатый помещик Кирила Петрович Троекуров — заносчивый и своевольный человек, перед которым заискивают все соседи, кроме небогатого дворянина — отставного офицера Андрея Гавриловича Дубровского. Троекуров уважает его за гордый и честный нрав, подумывает выдать свою дочь Машу за сына Дубровского — Владимира, который воспитывается в Петербурге.

Как-то раз Троекуров показывает соседям свою псарню, и псарь Парамошка зло шутит в адрес Дубровского: некоторым бедным помещикам неплохо бы променять свою усадьбу на конуру троекуровской собаки. Оскорбленный Дубровский требует от соседа, чтобы тот выдал дерзкого Парамошку для наказания.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Троекуров возмущен, что сосед смеет требовать расправы над его крепостными, и решает отомстить. Они ссорятся. Троекуров посылает своих людей рубить лес Дубровского, тот наказывает их прутьями.

Тогда Троекуров решает по надуманному поводу с помощью продажных судейских чиновников отобрать у Дубровского поместье — деревню Кистенёвку с крестьянами. Андрея Гавриловича вызывают в суд.

Глава 2

Секретарь суда объявляет, что право Дубровского на Кистенёвку не подтверждается документами, а потому деревня должна принадлежать Троекурову. Лишенный имения помещик возмущен, пытается спорить, его уводят и ему требуется помощь врача.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 3

Дубровский-старший разбит, ему все хуже. Об этом сообщают его сыну Владимиру, который служит в Петербурге в гвардейском полку и уже 12 лет не был дома. Молодой человек приезжает в Кистенёвку. Крестьяне не хотят переходить в собственность Троекурова, умоляют молдого барина заступиться: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». В имении Дубровский видит, что отец совсем плох и едва стоит на ногах.

Глава 4

Троекуров уже почти жалеет, что так нехорошо поступил с соседом. Он едет в Кистенёвку мириться. Но Андрей Гаврилович видит его дрожки из окна, начинает волноваться, с ним случается удар. Владимир велит прогнать Троекурова, и примирения не выходит.

Дубровский-отец, не оправившись от удара, умирает. «Не надобно лекаря, батюшка скончался», — объявляет людям Владимир.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 5

Андрея Гавриловича хоронят, а вскоре Владимир застает у дома чиновников — председателя суда Шабашкина и исправника, приехавших забрать имение Дубровских. Владимир останавливает крестьян, готовых дать отпор непрошенным гостям. Судейские, опасаясь расправы, просят переночевать в барском доме. Владимир разрешает им остаться.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 6

Дубровский проводит последний вечер в родном доме, где уже хозяйничают приказные чиновники. Он замечает кузнеца Архипа — у того в руках топор, мужик явно замыслил недоброе.

Владимир решает сжечь дом, чтобы не достался Троекурову. Архипу он велит вывести всех слуг и отпереть двери, чтобы и судейские могли сбежать. Кузнец, однако, наоборот запирает двери на ключ, и чиновники сгорают в огне. Архип отказывается их спасать, зато вытаскивает из пожара кошку.

Дубровский и верные ему мужики навсегда покидают имение.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 7

Соседи судачат о пожаре в Кистенёвке, Владимир Дубровский под подозрением, но он исчез. Вскоре становится ясно, что он возглавил банду разбойников, которая скрывается в лесах. Главарь и разбойники грабят помещичьи дома, но не трогают слабых и бедных. И, что кажется особенно странным, не появляются во владениях Троекурова.

Глава 8

Троекуров живет в своем имении, Покровском, с 17-летней дочерью-красавицей Машей и незаконнорожденным младшим сыном Сашей. Для Саши приглашают французского воспитателя Дефоржа — молодого мужчину, который совсем не говорит по-русски.

Кирила Петрович решает сыграть с Дефоржем свою любимую «шутку». В одной из комнат сидит на цепи медведь. Когда жертву заталкивают в комнату, спрятаться от медведя можно лишь в одном углу; не сразу напуганный и истерзанный человек находит это убежище.
Дефорж, попав в комнату к медведю, достает из кармана маленький пистолет и убивает зверя выстрелом в ухо. Он объясняет, что всегда носит с собой оружие: вызвать обидчика на дуэль по своему статусу учитель не может, но терпеть оскорблений не будет.

Троекуров начинает смотреть на француза с уважением («Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил»). Маша стала проявлять к учителю интерес, «в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь».

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Том второй

Глава 9

На праздник к Троекурову съезжаются гости, за столом они обсуждают бесчинства шайки Дубровского. Зачитывают описание примет главаря банды. По словам Троекурова, приметы настолько общие, что ни о чем не говорят: «Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие лаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел».

Троекуров также сообщает гостям, что его медведь «приказал долго жить», и рассказывает о подвиге учителя-француза Дефоржа. Тот сидит за столом, но по-русски не понимает и никак не реагирует.

Глава 10

Один из гостей Троекурова — помещик Спицын, который ранее лжесвидетельствовал в суде против Дубровского-отца и помог лишить его имения. Спицын боится мести Владимира Дубровского и постоянно возит с собой все деньги, опасаясь налета на имение. Дома у Троекурова трусоватый помещик остается ночевать в одной комнате с Дефоржем, надеясь на защиту храброго француза.

Спицын просыпается от того, что кто-то снимает у него с груди сумку с деньгами. Это Дефорж. Он наставляет на помещика пистолет: «Тише, молчать, молчать или вы пропали. Я Дубровский».

Глава 11

Оказывается, когда-то Дубровский встретил настоящего француза Дефоржа на почтовой станции, где тот дожидался смены лошадей. Узнав, что тот едет учителем в дом к Троекурову, Владимир выкупил у него документы и отправил француза в обратный путь. Так Дубровский попал в дом к Кириле Петровичу под видом учителя.

Наутро после ограбления Спицын, боясь кому-то сказать, молча покидает поместье Троекурова вместе с другими гостями.

Глава 12

Маша все сильнее увлекается Дефоржем. Теперь он дает ей уроки музыки. Во время одного из уроков «француз» передает девушке записку: «Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья — мне необходимо с вами говорить».

На свидании мужчина признается ей: «Я не то, что вы предполагаете, я не француз Дефорж, я Дубровский». Он рассказывает, как из мести хотел сжечь дом Троекурова, но полюбил Машу и именно ради нее велел разбойникам не трогать владения Кирилы Петровича.

Но теперь, когда ограбленный Спицын донесет на него, оставаться в доме под чужим именем Дубровскому невозможно. Он уходит, взяв с Маши обещание при необходимости просить у него помощи и заступничества.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Девушка возвращается в дом. С отцом уже вооруженный исправник: они знают, что Дефорж оказался атаманом разбойников.

Глава 13

В мае следующего года из-за границы приезжает богатый сосед Троекурова — князь Верейский, мужчина лет пятидесяти, любитель всевозможных излишеств.Князь поражен красотой Маши Троекуровой, принимает отца и дочь в гостях, пытаясь поразить богатством и любезным обхождением.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 14

Верейский сватается к Маше. Та в ужасе, но отец не хочет слушать возражений и дает согласие на брак: «Пошла, пошла, пошла, осуши свои слезы, и воротись к нам веселешенька». Девушка решает: «Лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Она открывает подброшенную кем-то записку: «Вечером в 10 час. на прежнем месте». Ясно, что записка от Дубровского.

Глава 15

Дубровский знает, что к Марье Кириловне сватается князь. «Я бы мог избавить вас от ненавистного человека», — предлагает благородный разбойник, но Маша в ужасе просит не причинять Верейскому вреда.

Владимир на прощание оставляет Маше кольцо и просит подать ему условный знак, если нужна будет помощь: положить кольцо в дупло дуба, растущего возле беседки.

Глава 16

Маша в письме князю просит его отказаться от свадьбы, но тот твердо намерен жениться. Верейский показывает письмо отцу невесты. Троекуров, чтобы дело не сорвалось, велит играть свадьбу как можно скорее — уже послезавтра. Маша грозит отцу: «Я найду защитника, о котором вы и не думаете». На вопрос, кто этот защитник, она отвечает — Владимир Дубровский. Разозленный Троекуров приказывает запереть дочь в комнате.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 17

Саша, младший брат Маши Троекуровой, по ее просьбе оставляет в дупле дуба кольцо — тайный знак Дубровскому. Вскоре к дереву подбегает незнакомый рыжий мальчишка и забирает кольцо. Это посланец Дубровского, но Саша об этом не догадывается и вступает с рыжим в драку. Садовник Степан помогает схватить мальчишку. Разобравшись, пленника отпускают, но из-за заминки он не успевает вовремя оповестить Владимира.

Глава 18

Машу наряжают к свадьбе и везут в церковь. Она до последнего ждет, что на помощь явится Дубровский, но того все нет. Наконец, «священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова». Венчание с князем совершилось.

На обратном пути карете новобрачных преграждают дорогу разбойники Дубровского. Князь пытается отбиваться и успевает ранить Владимира. У Верейского отбирают оружие.

Дубровский объявляет Маше, что она свободна. Но та отказывается нарушать церковную клятву и остается с нелюбимым мужем. Дубровский от раны и волнения теряет сознание. Разбойники сажают атамана на коня и вместе скрываются в лесу, отпустив Машу и Верейского.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Глава 19

Дубровский с разбойниками укрываются в небольшом укрепленном лагере в лесу, за валом и рвом. К этой «крепости» приближаются солдаты, посланные на поимку банды. Шайка отбивает штурм и благодаря личной храбрости Дубровского заставляет солдат отступить.

Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Дубровский»

Несколько дней спустя Дубровский распускает свою банду, сказав напоследок: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

Вместе с одним верным человеком он уезжает в неизвестном направлении. Грабежи с тех пор прекращаются. Ходят слухи, что Владимир Дубровский уехал за границу.

Третий том. Что было с Дубровским и Машей дальше?

Судя по всему, Пушкин планировал продолжить роман. В его черновиках есть несколько набросков третьего тома: «Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка»

Получается, что в третьем томе муж Марии, князь Верейский, должен был умереть, а Дубровский — вернуться в Россию, возможно, под видом англичанина.

краткое содержание и пересказ по главам, действующие лица и главный герой

Литература

12.11.21

15 мин.

Повесть «Дубровский» заставляет задуматься. Её проходят в школе, чтобы дети смогли на основе произведения задуматься о разнообразии характеров и о том, что одна глупая ссора может привести к непоправимым последствиям. Взрослым тоже будет полезно освежить память, прочитав содержание хотя бы вкратце.

Оглавление:

  • История создания
  • Жанр произведения
  • Главные герои
  • Основные поместья
  • План «Дубровского» по главам, 6 класс

История создания

Повесть «Дубровский» была написана в 1833 году. Это вольный пересказ истории, произошедшей с бедным дворянином Островским за пару десятилетий до написания. Историю рассказал друг писателя П. В. Нащокин . Озаглавить произведение А. C. Пушкин решил кратко, но ёмко.

Жанр произведения

«Дубровского» А. С. Пушкина относят к повести, но многие считают, что жанр произведения — роман, отразивший помещичий быт царской России тех лет, который можно почувствовать даже при чтении повести «Дубровский» в сокращении.

Главные герои

  • Владимир Дубровский — основной герой, давший название произведению, молодой мелкий помещик.
  • Андрей Гаврилович Дубровский — отец Владимира, судится с Троекуровым за своё имение.
  • Кирила Петрович Троекуров — помещик, самодур, держащий в страхе всю округу.
  • Машенька Троекурова — очаровательная дочь Кирилы Петровича, возлюбленная Владимира.

Основные поместья

  • Кистенёвка — спорное поместье. Изначально было под управлением Дубровских, потом перешло к Троекурову.
  • Покровское — усадьба Троекурова.
  • Арбатово — поместье князя Верейского.

План «Дубровского» по главам, 6 класс

Озаглавление остаётся на суд читателя.

  • Глава 1

Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров живут в соседних поместьях, дружат и ходят друг к другу в гости, несмотря на сильную разницу в доходах. Троекуров — богатый помещик, интересный персонаж, самодур, держащий в страхе всю округу. Только Андрей Гаврилович не боится высказывать своё мнение, к которому Кирила Петрович прислушивается. Когда-то они вместе служили.

Оба остались вдовцами, у обоих есть дети. Троекуров мечтает выдать замуж свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира.

Однажды Троекуров собирает гостей, в том числе Дубровского-старшего. Почётный гость при осмотре хозяйской псарни заявляет, что собаки в имении живут лучше, чем челядь. Слуга, услышав это, говорит, что Дубровскому стоит поменять свою усадьбу на псарню Троекурова.

Оскорбленный Андрей Гаврилович уезжает домой и пишет письмо Троекурову с просьбой наказать нахала и принести извинения.

В это время он узнаёт, что мужики Кирилы Петровича воруют лес в Кистенёвке. Он приказывает выпороть воров и отнять лошадь.

Троекурову не понравился тон письма, известие о порке стало последней каплей. Он решает наказать соседа и отобрать Кистенёвку. Сговорившись с заседателем Шабашкиным, он заявляет свои права на имение соседа.

  • Глава 2

В ходе судебного заседания истинный владелец не может доказать прав собственности, так как все документы сгорели. К тому же некий Антон Пафнутьевич Спицын, будучи подкупленным, свидетельствует под присягой в пользу Троекурова. В зале суда у Дубровского случается приступ, и его отвозят домой.

  • Глава 3

Видя ухудшающееся состояние пожилого барина, нянька Егоровна посылает письмо его сыну Владимиру. Главный герой Владимир, бывший выпускник Кадетского корпуса, работающий в Петербурге, выезжает домой.

Встречающий молодого барина кучер Антон заверяет Владимира, что все крепостные мужики не признают нового хозяина имения, оставаясь верными Дубровским. Владимир приезжает домой.

  • Глава 4

Старый барин из-за болезни не в состоянии рассказать подробности произошедшего, срок апелляции истекает, имение переходит новому владельцу. Однако Троекурова мучает совесть, он приезжает к старому другу, чтобы помириться, вернуть имение и добрососедские отношения. Андрей Гаврилович не знает о намерениях Троекурова. Увидя его в окно, он испытывает очень глубокое нервное потрясение, его парализует. Владимир прогоняет Кирилу Петровича. Несмотря на усилия врача, старый барин умирает.

  • Глава 5

После похорон в Кистенёвку приезжают чиновники и заседатель Шабашкин. Крестьяне хотят утроить расправу, однако Владимир решает по-другому. Он убеждает крестьян не устраивать бунт и дать чиновникам переночевать, чтобы спокойно подготовить всё для передачи имения.

  • Глава 6

Владимир не планирует передавать дом детства в руки убийцы отца, поэтому поручает кузнецу Архипу сжечь строение, оставив двери и окна открытыми, чтобы чиновники спаслись. Однако Архип не желает слушать барина и закрывает дом наглухо. Причём А. С. Пушкин сделал акцент на том, что Архип спас от пожара кошку.

  • Глава 7

Произошедшее расследуется при активном участии Троекурова. Выяснилось, что дом поджёг кузнец. На Владимира тоже пало подозрение, но явных улик не было. В окрестностях появляется банда разбойников, нападающих на богатые поместья и сжигающих постройки. Ходят слухи, что главой банды является Владимир, собравший своих бывших крестьян. Поместье Троекурова шайка не трогает.

  • Глава 8

Автор знакомит читателя с Машей Троекуровой. Её детство полно романов и одиночества. Она воспитывается с младшим братом Сашей — сыном барина и гувернантки. Троекуров нанимает для сына француза Дефоржа. Машеньке учитель преподаёт музыку. Троекуров устраивает проверку французу, запуская его к голодному медведю. Дефорж не теряется и убивает зверя. Троекуров уважает Дефоржа за смелость. Машенька влюбляется во француза.

  • Глава 9

Троекуров приглашает гостей в Покровское, чтобы отметить храмовый праздник. Среди гостей есть лжесвидетель Спицын. Он делится с окружающими своей боязнью разбойников, так как при нём находится крупная сумма. Кроме того, в разговоре всплывает факт лжесвидетельства.

Завязывается обсуждение шайки. Помещица Анна Савишна говорит, что разбойники справедливы. Например, они не стали воровать её деньги, узнав, что она хочет их отослать своему сыну, служащему в гвардии. Она рассказывает, что её слуга, который должен был отвезти деньги, присвоил их себе, а ей преподнёс целое сочинение, виня во всём разбойников. Гость, заглянувший к ней отобедать, разоблачил его. Анна Савишна утверждает, что это был молодой барин, однако под описание Дубровского он не подходил из-за возраста: Владимиру 23 года, гостю было около 35.

В ответ исправник утверждает, что они шайку поймают, причём у него есть приметы главаря. Троекуров замечает, что под такой портрет попадает каждый. Он говорит, что не боится разбойников, а в случае чего сможет дать достойный отпор. Далее он рассказывает про смелость Дефоржа.

  • Глава 10

Спицын, опасаясь за свои деньги, просит Дефоржа ночевать в одной комнате. Учитель соглашается. Ночью он отнимает деньги у Спицына, угрожая Антону Пафнутьевичу, если тот откроет его тайну. Становится понятно, что Дефорж и Дубровский — это одно и то же лицо.

  • Глава 11

В этой главе идёт речь о том, как Дубровский стал Дефоржем. Он встретил француза на станции и за десять тысяч выкупил документы и рекомендательное письмо учителя. Сделка прошла успешно к удовольствию обеих сторон. Дубровский приехал в усадьбу Троекурова, где завоевал любовь всех домочадцев.

  • Глава 12

Дубровский незаметно передаёт Машеньке записку с просьбой встретиться в беседке. На встрече он открывается девушке и уверяет, что ей и её отцу не стоит его бояться, так как он полюбил красавицу. Молодой человек сообщает, что ему надо скрыться, но Маша будет всегда в его сердце, и он готов в любой момент прийти ей на помощь.

Вечером в этот же день в усадьбу приезжает исправник и требует выдать ему учителя. Троекуров согласен выдать Дефоржа, тем более что Спицын дал против него показания, но учителя нигде нет.

  • Глава 13

Писатель знакомит читателя с князем Верейским, ещё одним соседом Троекурова. Старый князь в начале лета приезжает в Арбатово и сближается с Кирилой Петровичем. Он видит Машеньку и решает, что семнадцатилетняя девушка подходит ему в качестве жены.

  • Глава 14

Верейский делает Маше предложение, Троекуров соглашается.

Начинается подготовка к свадьбе. Несчастная Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о встрече. Она решает, что лучше выйти замуж за любимого разбойника, чем за ненавистного старого князя.

  • Глава 15

На свидании девушка рассказывает Владимиру о печальном будущем. Молодой человек, уже знающий о предложении, предлагает помощь. Машенька хочет миром решить вопрос и попытаться уговорить отца. Дубровский передаёт ей кольцо и просит положить украшение в дупло, когда она готова будет позвать его.

  • Глава 16

Девушка пишет письмо старому князю с просьбой войти в её положение и отменить свадьбу. Верейский вместо того, чтобы отпустить Машу, рассказывает всё Троекурову. Машенька в слезах умоляет отменить свадьбу, иначе она сбежит и выйдет замуж за Дубровского. Отец запирает дочь и решает организовать свадьбу на следующий день.

  • Глава 17

Отчаявшаяся Маша решает прибегнуть к помощи Владимира и просит своего брата отнести кольцо в дупло. Саша выполняет просьбу, но замечает, что какой-то рыжий мальчишка хочет его забрать. Они затевают драку, которую замечают дворовые люди. В пылу эмоций Саша во всём признаётся, переписка молодых людей вскрывается.

  • Глава 18

Настал день венчания. Машенька едет в церковь, где её уже ждёт князь. Надежда на спасение тает. Таинство совершается. На обратном пути на карету нападают разбойники. Дубровский предлагает Машеньке свободу, но она отказывается, так как успела дать клятву быть верной женой. Князь стреляет и ранит Владимира. Тот останавливает своих людей, желающих убить князя. От волнения и боли он теряет сознание, его увозят.

  • Глава 19

На пристанище разбойников нападают солдаты, в ходе сражения шайка побеждает. Дубровский через несколько дней собирает людей и сообщает о своём уходе. Больше о нём достоверных сведений нет. Ходят слухи, что он уехал за границу, ведь не может так просто закончиться эта история.

Это краткое содержание романа «Дубровский» с заглавием, где рассказаны основные события.

Главы 1-2

 

Резюме

В начале романа его главный герой, капитан Джон Йоссариан, находится в госпитале эскадрильи на острове Пианоза на последних этапах Второй мировой войны. У Йоссариана температура 101 градус и жалобы на боли в печени. Врачи подозревают, что он страдает желтухой, но, поскольку установить этого не могут, лечат Йоссариана от запоров. Если они в состоянии, госпитализированные офицеры должны посвятить определенное количество времени цензуре писем рядовых домой, скучной задаче, которую Йоссариан делает более интересной изобретательными способами. Автор использует эти первые главы, чтобы представить некоторых персонажей, в первую очередь Йоссариана, капеллана Таппмана, «солдата в белом», техасца, Данбара, Клевинджера и Эпплби.

Анализ

Место действия романа имеет особое значение. На самом деле Пьяноза — это крошечный остров в Средиземном море, в нескольких милях к югу от Эльбы, между материковой Италией и Корсикой. В романе он вымышленно увеличен, чтобы включить местонахождение 256-й эскадрильи Йоссариана армейских ВВС во время Второй мировой войны. Рано задав тон, Хеллер приказал Йоссариану назвать эскадрилью «двое в боевой восьмой степени». Задача эскадрильи — бомбить позиции противника в Италии и восточной Франции. Йоссариан — бомбардир эскадрильи. Иногда он пытается спастись от безумия и смертности войны, попадая в госпиталь, который, хотя и несовершенен, становится символом убежища. Хоть больница и рай, она — это , олицетворяющий вооруженные силы с их упором на институциональную рутину и иногда абсурдную формальность.

Использование Хеллером времени также важно и может сбивать с толку. Действие большей части романа происходит в 1944 году, но воспоминания о 1942 и 1943 годах происходят без предупреждения. Вкратце, Йоссариан проходил базовую подготовку в Лоури-Филд в Колорадо в 1942 году. Там он впервые обнаружил убежище армейского госпиталя. В 1943 году Йоссариан прошел кадетскую подготовку в Санта-Ана, Калифорния. Он прибывает в Пианозу в начале 19.44. Роман заканчивается в декабре 1944 года. Французский писатель Луи-Фердинанд Селин (1894–1961), особенно в своем романе « Путешествие на край ночи, », сильно повлиял на подход Хеллера к структуре и времени. Прочитав Селин, автор «Уловка-22 » решил сочинять в другой сфере реальности, в которой истина важнее фактов, а суть важнее буквальной последовательности. Для запутавшегося читателя полезным ориентиром во времени в Catch-22 является количество миссий, назначенных полковником Кэткартом или выполненных Йоссарианом. Роман начинается в середине рассказа (ученые используют латинский термин in medias res , «посреди вещей»). Это август 1944 года, и Йоссариан выполнил сорок четыре миссии. Также в это время он впервые встречает капеллана, что помогает нам датировать сцену. (Стивен В. Поттс приводит тщательную и хорошо задокументированную хронологию событий романа в «Уловке-22: Антигероический антироман». ). История носит эпизодический характер и во многом зависит от его изображения персонажей.

Центрального персонажа, Йоссариана, часто называют «антигероем», потому что его ценности контрастируют с ценностями стандартной героической фигуры. Но в контексте романа он смелый и изобретательный, как Хеллер демонстрирует с самого начала. Йоссариан имеет смелость противостоять безумию войны и бороться против ограничений институционального порядка. В больнице он борется со скукой, творчески подвергая цензуре письма военнослужащих. Однажды он блокирует все наречия и прилагательные. Во-вторых, он убирает все упоминания об артиклях a, an и the. В другой раз он затемняет все сообщение, кроме приветствия «Дорогая Мэри», и закрывает письмо, как будто оно от капеллана группы: «Я ужасно тоскую по тебе. А. Т. Таппман, капеллан, армия США». На некоторых письмах он подписывает имя Вашингтона Ирвинга как цензора или, если это избито, Ирвинга Вашингтона. Йоссариан противоречит пункту парадокса. Когда Эпплби представляют как «белокурого мальчика из Айовы, который верил в Бога, материнство и американский образ жизни», парня, которого все любят, Йоссариан отвечает: «Я ненавижу этого сукина сына».

Одним из аспектов стиля Хеллера является бессвязная логика, знакомая зрителям по комическим номерам, популярным во время Второй мировой войны, таким как диалоги братьев Маркс или «Кто первый?» Эбботта и Костелло. Ранним примером является диалог между Йоссарианом и Клевинджером в главе 2. Йоссариан жалуется: «Они пытаются меня убить». «Кто они?» — спрашивает Клевинджер. — Как вы думаете, кто именно пытается вас убить? Йоссариан отвечает: «Каждый из них». Диалог продолжается:

«Каждый из кого?»

«Каждый из кого ты думаешь?»

«Понятия не имею.»

«Тогда откуда ты знаешь, что это не так?»

Часть проблемы Йоссариана в том, что он вполне обоснованно, вполне здраво полагает, что вражеские артиллеристы, стреляющие по его самолету, пытаются его убить! Он принимает это лично. Клевинджер, очень умный, но конформист, считает безумие войны разумным.

Другие персонажи, представленные в этих главах, имеют различное значение. Техасец — очень приятный, очень невежественный фанатик, который утверждает, что «состоятельные люди — порядочные люди — должны иметь больше голосов, чем бродяги, шлюхи, преступники, дегенераты, атеисты и непристойные люди». Йоссариан терпеть его не может. Через десять дней отвратительное обаяние техасца очистило палату, отправив Йоссариана обратно в свою палатку в составе эскадрильи. Капеллан Таппман кратко представлен как один из фаворитов Йоссариана; мы еще услышим от него по мере развития романа. Данбар — один из лучших друзей Йоссариана. У Данбара есть теория, что он может продлить свою жизнь, подвергая себя как можно большей скуке, таким образом заставляя время течь медленнее.

Возможно, представляющий анонимность человека в институциональных вооруженных силах, «солдат в белом» особенно важен для серьезного тона на заднем плане начальных глав. Загадочный солдат в белом был тайно пронесен в палату посреди ночи и «с ног до головы обернут в гипс и марлю». Четыре конечности солдата подвешены в воздухе свинцовыми гирьками. Никто точно не знает, черный это солдат или белый, мужчина или женщина, и даже есть ли тело внутри кожуха. Самое близкое, что кто-либо когда-либо видел, чтобы увидеть настоящего солдата, — это потрепанная черная дыра над его ртом. Солдата в белом кормят внутривенно из кувшина, висящего над корпусом; солдатская моча капает по трубке в другую банку, стоящую на полу. Когда кувшин для кормления пуст, его просто меняют местами с кувшином для сбора, так что солдат, по-видимому, «кормит» собственной мочой. После того, как термометр медсестры Крамер не регистрирует температуру солдата в белом, она объявляет солдата мертвым. Йоссариан и Данбар обвиняют фанатичного техасца в убийстве солдата, потому что солдат черный; техасец это отрицает, указывая на исторический факт: армия еще в 1944, а черные солдаты будут в другой палате. В запутанной логике романа, в котором причина и следствие смешиваются, именно медсестра Крамер «убила» солдата; если бы она не измерила ему температуру, солдата бы не признали мертвым.

Глоссарий

эфирный или подобный эфиру или верхним областям пространства; свет; воздушный; неземной.

эшелон подразделение вооруженных сил по званию, должности или функции.

С.И.Д. Инициалы означают Центральное разведывательное управление. Ирония в том, что C.I.D. представители в романе далеки от интеллигентности, предполагая оксюморон (сочетание противоречивых терминов) «военная разведка».

тепловатый едва или умеренно теплый; тепловатый.

Вашингтон Ирвинг Американский писатель (1783–1859), наиболее известный такими рассказами, как «Легенда о Сонной Лощине» и «Рип Ван Винкль».

застенчивый неуверенный в себе; робкий; застенчивый.

Раскольников Клевинджер сравнивает Йоссариана с центральным персонажем романа Федора Достоевского « Преступление и наказание » (1866), который утверждает, по крайней мере какое-то время, что цель оправдывает средства.

Маленький принц, главы I–III, сводка и анализ

сводка: глава I

Но [взрослый] всегда отвечал: «Это шляпа». Тогда бы я не говорил об удавах, джунглях или звездах. Я ставил себя на его уровень и говорил о бридже, гольфе, политике и галстуках.

См. «Объяснение важных цитат»

Рассказчик романа говорит, что когда ему было шесть лет, прежде чем он стал пилотом, он увидел в книге изображение удава, пожирающего дикое животное. В той же книге рассказчик прочитал, что удавы должны впадать в спячку на шесть месяцев после проглатывания добычи, чтобы переварить ее. Очарованный этой информацией, рассказчик нарисовал свой первый рисунок, который назвал «Рисунок номер один». Рисунок, изображение удава, переваривающего слона, выглядел как комковатая капля с двумя плоскими линиями, сужающимися влево и вправо. Но взрослых картина не испугала, потому что они думали, что это должна быть шляпа.

Чтобы объяснить свой рисунок взрослым, рассказчик нарисовал рисунок номер два, рентгеновский снимок рисунка номер один, на котором был изображен слон внутри змеи. Обеспокоенные этим образом, взрослые посоветовали рассказчику бросить рисование и вместо этого заняться географией, арифметикой и грамматикой. Понимая, что взрослые всегда будут требовать, чтобы им что-то объясняли, рассказчик решил не быть художником и вместо этого стал пилотом. Он признает, что изученная им география действительно пригодилась для полетов.

Мнение рассказчика о взрослых так и не улучшилось. Каждый раз, встречая взрослого, он проверял его, показывая ему рисунок номер один. Взрослые всегда думали, что это изображение шляпы. Следовательно, рассказчик знал, что может говорить со взрослыми только на скучные, прагматические темы, такие как политика и галстуки.

Краткое содержание: Глава II

Рассказчик чувствует себя одиноким всю свою жизнь, пока однажды, за шесть лет до того, как он расскажет свою историю, он не разбивает свой самолет посреди пустыни Сахара. Когда ситуация становится ужасной, пилот потрясен, услышав странный голосок, который просит его нарисовать овцу. Он поворачивается и видит Маленького принца. Принц выглядит как маленький белокурый ребенок, но он пристально смотрит на пилота без страха, который был бы у ребенка, заблудившегося в пустыне. Пилот не умеет рисовать овцу, поэтому вместо этого он набрасывает Рисунок Номер Один, и он поражен, когда Маленький принц узнает в нем изображение слона внутри удава. Маленький принц отвергает рисунок номер один, настаивая на том, что ему нужен рисунок овцы. Нарисовав трех разных овец, которых отвергает принц, пилот, наконец, рисует коробку и отдает ее Маленькому принцу. Он говорит, что в ящике именно та порода овец, которую он ищет. Этот рисунок очень радует маленького принца. Принц задается вопросом, хватит ли овцам травы, объясняя это тем, что место, где он живет, довольно маленькое.

Summary: Chapter III

Пилот пытается выяснить, откуда взялся его таинственный новый друг, но Маленький принц предпочитает задавать вопросы, а не отвечать на них. Он расспрашивает пилота о своем самолете и о том, что он делает, и пилот говорит Маленькому принцу, что он позволяет ему летать по воздуху. Маленький принц утешается тем, что пилот тоже прилетел с неба, спрашивая его, с какой он планеты. Пилот удивлен этим вопросом и пытается выяснить, с какой планеты родом Маленький принц. Но Маленький принц игнорирует вопросы пилота и восхищается овцой, которую пилот нарисовал для него. Пилот предлагает нарисовать столб и веревку, чтобы привязать овцу, чтобы она не потерялась, но Маленький принц смеется. Он говорит, что овца не потеряется, потому что она родом с очень маленькой планеты.

Анализ: главы I–III

Начав свой рассказ с обсуждения своих детских рисунков, рассказчик вводит идею о том, что восприятие предмета варьируется от человека к человеку. Рассказчик хочет, чтобы люди увидели его рисунок в виде удава, поедающего слона, но большинство взрослых не могут увидеть спрятавшегося слона и думают, что рисунок представляет собой шляпу. На протяжении Маленький принц рисунки рассказчика позволяют Сент-Экзюпери обсуждать концепции, которые он не смог бы адекватно выразить словами. Рисунки, как предполагает роман, являются способом передачи знаний, который является более творческим и открытым для интерпретации и, следовательно, больше соответствует абстрактным взглядам детей. Поскольку его нужно интерпретировать, рисунок номер один является примером символа. Это изображение шляпы, которое на самом деле означает удава, проглотившего слона, но у зрителя должно быть воображение, чтобы уловить это небуквальное значение.

Подробнее о рисунках рассказчика как мотиве.

Глава II также укрепляет эти идеи о силе рисунков и важности воображения. Сент-Экзюпери предполагает, что, подобно рассказчику и Маленькому принцу, читателю придется использовать свое воображение, чтобы понять реальную историю. Рисунки приглашают читателя присоединиться к встрече рассказчика с Маленьким принцем и понять смысл рисунков вместе с персонажами истории. Помещая рисунки в текст, Сент-Экзюпери наделяет нас такими же способностями воображения, как у Маленького принца и рассказчика. Поэтому от нас зависит, воплотить ли книгу в жизнь. Мы должны видеть историю так же, как маленький принц может видеть живую и спящую овцу в нарисованном рассказчиком ящике.

То, как Маленький принц может мгновенно видеть дальше первого появления и воспринимать удава на первом рисунке рассказчика и овцу, спрятанную в ящике, показывает, насколько дети отличаются от взрослых. Взрослая точка зрения в главе I лишена воображения, чересчур прагматична и скучна, в то время как детская точка зрения творческая, полная чудес и открыта таинственной красоте вселенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *