«Невский проспект» краткое содержание повести Николая Гоголя – читать пересказ онлайн
6 мин.
Николай Гоголь
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5697.
Обновлено 12 Января, 2022
О произведении
Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Невского проспекта», а также дополнительно пройти тест на знание произведения.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События повести происходят в первой половине XIX столетия в России, в Петербурге.
Главные герои
- Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.
- Пирогов – поручик,
«имел множество талантов»
, любил«все изящное»
, ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.
Другие персонажи
- Шиллер –
«совершенный немец»
,«жестяных дел мастер в Мещанской улице»
, муж блондинки. - Гофман –
«сапожник с Офицерской улицы»
, друг Шиллера. - Блондинка – жена Шиллера.
- Брюнетка – проститутка.
Краткое содержание
«Нет ничего лучше Невского проспекта».
«Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».
Ранним утром проспект пуст. До двенадцати часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады»
. После двенадцати тут появляются «гувернеры всех наций»
с воспитанниками.
Ближе к двум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия»
. Здесь можно увидеть все и всех. В три часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах»
. С четырех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться»
.
По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.
Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату.
«так глупо, так пошло», он сбежал.
После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал. Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений»
, и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали. Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.
С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.
Пискарев «тщательно принарядился»
и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ»
. Собравшись с духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение»
. Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием. Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли»
. Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.
Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф»
, поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового. Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц»
. Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика.
На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.
Пирогов начал часто захаживать к немцу, якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле он преследовал другую цель: ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.
Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним – его друзья Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и
. К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.
«О, не верьте этому Невскому проспекту!»
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
И что в итоге?
Пискарёв — получив отказ от брюнетки, совершает самоубийство, перерезав себе горло.
Пирогов — неудачно заигрывает с женой Шиллера, его избивают трое мастеровых; после этого он быстро успокаивается, идёт на званый вечер и танцует мазурку.
Шиллер и Гофман — избивают Пирогова, увидев, как он целует жену Шиллера.
Заключение
В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Невского проспекта», а оценить полный вариант повести.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5697.
А какую оценку поставите вы?
Краткое содержание «Невский проспект» по главам за 4 минуты
⭐⭐⭐⭐⭐ «Невский проспект» за 20 секунд и подробно по главам за 4 минуты.
Содержание
Очень краткий пересказ повести «Невский проспект»
События разворачиваются в Петербурге, и всё начинается с Невского проспекта. Именно здесь вечером поспорили два приятеля, поручик Пирогов и художник Пискарев. После спора они разошлись в разные стороны. Читатель узнаёт о том, насколько разными оказались злоключения Пискарева и Пирогова: художник в итоге покончил с собой, а поручик сумел пережить унижение и сохранить бодрость духа.
Главные герои и их характеристика:
- Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
- Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Шиллер – немец-жестянщик, муж блондинки. Его реальный предшественник – поляк Ф.В. Булгарин (он же Фиглярин, ФаддейВыжигин).
- Гофман – сапожник-немец, друг Шиллера. Реальный предшественник – немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (также эту газету презрительно называли Скверная пчела).
- Блондинка – жена Шиллера, глуповатая немка (а как говорится, все блондинки – глупышки).
- Брюнетка –проститутка, осознанно выбравшая путь праздности и разврата.
Краткое содержание повести «Невский проспект» по главам
Глава 1Здесь описывается главная улица Петербурга в разное время: утром, днём, вечером. После рассказа о том, каких людей можно встретить до двух часов пополудни, неожиданно начинается подвох: Гоголь непринуждённо рассказывает об усах и бакенбардах. Эти части тела превращаются в нечто самостоятельное, и получается реальный персонаж (именно так получилось в повести «Нос», где главный герой Ковалёв остался без носа, а затем увидел его в чиновничьем мундире, живого и говорящего).
В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.
Глава 2Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.
Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал. Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу. Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.
Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница. Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.
И тогда молодой человек, обезумевший от любви к красавице,решил во что бы то ни стало спасти любимую от падения в бездну разврата, и отправился в бордель. Однако там реальность обрушилась на художника Пискарева с неумолимостью многотонного пресса. Проститутка наотрез отказалась работать, ей куда больше нравилась привычная жизнь, полная «пустоты и разврата». Вернувшись в свою квартиру, Пискарев заперся в комнате и покончил с собой. Похоронили художника на Охте – месте, где хоронят самоубийц.
Глава 3Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.
Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку. И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки. Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.
Пирогов был ужасно разгневан, и хотел нажаловаться генералу на немцев-ремесленников. Однако, посетив кондитерскую и почитав газету «Северная пчела», поручик несколько поостыл, а после прогулки по Невскому проспекту окончательно успокоился и решил побывать на званом вечере.
Глава 4Здесь Гоголь рассуждает о двух совершенно разных событиях, и делает финальный вывод: Невский проспект «лжёт во всякое время» — и утром, и днём, и особенно вечером.
Кратко об истории создания произведения
Замысел повести появился ещё в 1831 году, когда Гоголь побывал в Петербурге и сделал несколько зарисовок. По мнению специалистов, именно из этих зарисовок постепенно сформировалась повесть, показывающая северную столицу Российской Империи с обеих сторон: комической и ужасной.
Интересно, что именно в черновом варианте, забракованном цензурой, скрывается ответ на вопрос, что именно случилось с Пироговым, когда он попытался соблазнить немку и столкнулся с её разгневанным пьяным мужем, а также двумя другими ремесленниками. Оказывается, Пирогова высекли.
Н. Гоголя, «Невский проспект». Анализ произведения / Paulturner-Mitchell.com
Многие писатели, писавшие в XIX веке, обращались в своем творчестве к теме Петербурга. Николай Васильевич Гоголь и его Невский проспект не исключение. Анализ этого рассказа – это, прежде всего, изучение образа этого города и того, каким он предстает перед нами в произведении. Петербург — поистине удивительный город, ведь он был построен вопреки всем законам природы за чрезвычайно короткий срок и по воле всего одного человека. На протяжении веков он был символом борьбы контрастов: бедности и достатка, красоты и уродства – все эти крайности каким-то непостижимым образом ужились здесь.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
Самые выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе они завоевали статус лучших публицистов, писателей, критиков, и т. д. Однако здесь они столкнулись лицом к лицу с нуждой и унижением. Город словно засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом встречи этих, казалось бы, несовместимых понятий стала главная улица города — тот самый Невский проспект.
Анализ рассказа Н. Гоголь всегда много внимания уделяет образу самого города, который как бы наделен собственной душой. Это не просто столица, это не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан со своим неповторимым лицом, нравом, капризами и повадками.
Ежедневно по Невскому проспекту проходят сотни людей. А еще они обладают самыми разнообразными характерами. Гоголь отдельно подчеркивает, что, несмотря на то, что в любое время суток на проспекте можно встретить огромное скопление людей, между ними нет ощущения единства, какой-то общности. Единственное, что их всех объединяет, это место встречи. Описывая улицу, автор говорит, что она создает ощущение, будто демон весь мир рассыпал на множество мельчайших осколков и «спутал, без смысла, воедино».
Сходство судеб и непоследовательность характеров Пирогова и Пискарева
Однако, что касается повествования, то повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включает двух героев, к которым автор обращает пристальное внимание.Первый лейтенант Пирогов, а второй Пискарев,»молодой человек во фраке и плаще».Пирогову известны законы современного мира.Он знает что жизнь в величественном городе во многом похожа на игру в рулетку, но те, кто готов постоянно рисковать ради осуществления самой сокровенной, безнадежной и даже порой нелепой своей мечты, смогут ее победить. 0003
Лейтенант, следуя своим убеждениям, идет на риск. В своем проигрыше он не видит ничего необычного или трагического и не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта быстро справляется с охватившим его «гневом и негодованием». владения им.
Второй герой — Пискарев, такой же «молодой человек в плаще и сюртуке», пытается вести себя как его друг. Он тоже терпит неудачу. Но для него, почувствовавшего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, долго носивший в своем сердце искры, всегда ждавшие своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух столь же внешне разных, но разных по сути историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого все происходящее — игра, особо ничего не теряет. Для Пискарева это жизнь. Человек, тонко чувствующий мир, не способен мгновенно стать грубым и чопорным, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.
Что хотел показать, завершая Невский проспект, Гоголь? Анализ этой повести представляет собой анализ параллельной истории о двух персонажах, противоположных друг другу по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается лейтенант Пирогов, противопоставляется трагической судьбе бедолаги Пискарева. Точно так же атмосфера комической пошлости, характерная для Невского утра, сочетается с трагической вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.
Заключение
Крошечный огонек, который танцует перед глазами, манит за собой и заманивает в опасные сети, — именно таким автор стремится представить читателю Невский проспект. Анализ рассказа заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарева встреча с Невским и его жителями становится роковой, она буквально опустошает его душу. В его глазах красота мира обращается в ничто, а сам встает вопрос: «Если все это фантомный мираж, то что же в таком случае вообще реально?» И автор дает ответ — реальным остается сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.
Н. Гоголя, «Невский проспект». Анализ произведения
Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своем творчестве к теме Петербурга. Николай Васильевич Гоголь и его Невский проспект не исключение. Анализ этого рассказа – это, прежде всего, изучение образа этого города и того, каким он предстает перед нами в произведении. Петербург — поистине удивительный город, ведь он был построен вопреки всем законам природы за чрезвычайно короткий срок и по воле всего одного человека. На протяжении веков он был символом борьбы контрастов: бедности и достатка, красоты и уродства – все эти крайности каким-то непостижимым образом ужились здесь.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
Самые выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе они завоевали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т.д. Однако здесь они столкнулись лицом к лицу с нуждой и унижением. Город словно засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом встречи этих, казалось бы, несовместимых понятий стала главная улица города — тот же Невский проспект.
Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который как бы наделен собственной душой. Это не просто столица, это не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это некий оживший великан со своим неповторимым лицом, нравом, капризами и повадками.
Ежедневно по Невскому проспекту проходят сотни людей. А еще у них самые разнообразные характеры. Гоголь отдельно подчеркивает, что, несмотря на то, что в любое время суток на проспекте можно встретить огромное скопление людей, между ними нет ощущения единства, какой-то общности. Единственное, что их всех объединяет, это место встречи. Описывая улицу, автор говорит, что она создает ощущение, будто демон весь мир рассыпал на множество мельчайших осколков и «спутал, без смысла, воедино».
Сходство судеб и противоречивость характеров Пирогова и Пискарева
Однако, как мы повествуем, в роман «Невский проспект», анализ которого мы проводим, входят целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание . Первый — лейтенант Пирогов, а второй — Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще». Пирогова Известные законы современного мира. Он знает, что жизнь в великолепном городе во многом похожа на игру в рулетку. Но тот, кто готов постоянно рисковать ради исполнения самых сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет его покорить.
Лейтенант, следуя своим убеждениям, идет на риск. В своей утрате он не видит ничего необычного или трагического и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с овладевшими им «гневом и негодованием».
Второй герой — Пискарев, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается вести себя как его друг. Он тоже терпит неудачу. Но для него, почувствовавшего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, долго носивший в сердце искры, всегда ждавшие своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух столь же внешне разных, но разных по сути историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого все происходящее — игра, особо ничего не теряет. Для Пискарева это жизнь. Человек, тонко чувствующий мир, не способен мгновенно стать грубым и чопорным, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.
Что он хотел показать, завершив Невский проспект, Гоголь? Анализ этой повести представляет собой анализ параллельного повествования о двух персонажах, противоположных друг другу по характеру и мироощущению. Читателю такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается лейтенант Пирогов, противопоставляется трагической судьбе бедолаги Пискарева. Точно так же атмосфера комической пошлости, характерная для Невского утра, сочетается с трагической вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.
Заключение
Крошечное пламя, которое танцует перед глазами, манит к себе и завлекает в опасные сети, — таким стремится представить Невский проспект автор. Анализ рассказа заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарева встреча с Невским и его жителями становится роковой, она буквально опустошает его душу. В его глазах красота мира обращается в ничто, а сама по себе возникает вопрос: «Если все это фантомный мираж, то что же в таком случае вообще реально?» И автор дает ответ — реальным остается сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным Обманом.