Краткое содержание романа Дубровский Пушкина для читательского дневника
Писатели и художники
- Читательский дневник
- 6 класс
- Пушкин — Дубровский
Автор. Роман «Дубровский» создал Александр Сергеевич Пушкин. Он имел прототипов, автор в нём опирался на реальные события.
Год написания. Роман был написан в 1833 году. Он остался незаконченным, хотя автор возвращался к нему в последние годы.
Жанр. Произведение «Дубровский» можно назвать романом. В нём описывается несколько важнейших событий из жизни главных героев. Главных героев также несколько. Это старшее и младшее поколение Троекуровых и Дубровских. Кроме того в романе несколько сюжетных линий: линия любви и линия чести и достоинства. События занимают большой временной промежуток, они отражают и настоящее, и прошлое героев.
Герои
Главный герои романа — это Троекуров Кирила Петрович, его дочь Маша, Дубровский Андрей Гаврилович, его сын Владимир.
Сюжет романа
Троекуров жил с Дубровским по соседству. Они вместе выезжали на охоту, Кирила Петрович позволял Дубровскому открыто выражать своё мнение, чего от других людей не терпел. Оскорбившись замечанием одного из слуг Троекурова, Дубровский уехал из поместья хозяина. Вскоре они поссорились. Троекуров решил проучить Дубровского и отобрать у него имение.
Подробный перерсказ
Роман «Дубровский» А.С. Пушкина появился на свет благодаря тому, что однажды приятель великого писателя рассказало ему одну удивительную историю. Её сюжет и стал основой данного произведения. Конечно, без таланта Александра Сергеевича, она бы не стала столь известной.
Главный герой Владимир Дубровский с самого начала располагает к себе читателей тем, что, не смотря на дворянское происхождение, имеет честь и достоинство. Он считает правильным с уважением относиться ко всем людям, в том числе и к крепостным крестьянам.
Владимир рано остался без матери. А потом получил известие о том, что его отец сильно болен, но это ещё не всё. Имение Дубровских должно было перейти их соседу, очень жестокому и бесчестному человеку.
Вскоре отец умирает. Чтобы родной дом не достался врагу, сын решает поджечь имение. Часть крепостных крестьян тоже не желают переходить под власть Троекурова, поэтому сбегают в лес. Там под руководством самого Владимира они создают банду разбойников. Чтобы прокормить себя, они вынуждены грабить. Так из честных и трудолюбивых людей получаются преступники.
Но вот молодым Дубровским руководит одна цель – отомстить. А судьба готовит ему очередное испытание – любовь. Он влюбляется в дочь своего врага – Машу. Конечно, они не могут быть вместе, даже не смотря на то, что девушка отвечает ему взаимностью.
Отец уготовил для дочери другого жениха, пусть и намного старше её, но зато богатого. Дубровский не может с этим смириться. Он предпринимает попытку спасти любимую, поэтому устраивает засаду в лесу. Его люди окружают карету с Машей, но девушка отказывается бежать, ведь она дала клятву.
А Дубровский знает, что такое верность своему слову. Он отпускает Машу, не смотря на то, что продолжает любить её, и что его собственная жизнь разбита.
Владимир распускает свой отряд, а сам отправляется заграницу. На Родине ему больше делать нечего.
А.С. Пушкину всегда удавалось очень тонко передавать душевные переживания. В своём произведении он подчеркнул то, что честь и достоинство выше любых ценностей. И даже тот, кто из-за подлости и обмана остался без гроша в кармане, способен удержаться от подлости. И способен по-настоящему любить.
Мне близки по своим душевным качествам и Владимир и Маша. Это история красивой любви настоящих людей. Вероятно, поэтому она актуальна и в наши дни.
6 класс
Картинка к произведению
Интересные темы
- Носов — Живое пламя
Увлекательная история выпущена в эпическом жанре и рассказывает про один эпизод из жизни главного героя. Алые маки, высаженные на клумбу, ассоциируются с человеческой жизнью
- Пейзажная лирика Пушкина
Все творчество поэта буквально пронизано пейзажной лирикой, которая используется им в каждом написанном произведении, и является достаточно богатой и разнообразной.
- Драгунский — Где это видано, где это слыхано
Вожатая Люся предложила мальчику выступить на школьной сцене с юмористическими куплетами. Дениске предстояло исполнить строки о лодырях и лентяях. Он мог пригласить партнера
- 4 класс
© 2022 meriana.ru
Краткое содержание повести «Дубровский» Пушкина
В селе Покровском жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Он был знатен, богат и отличался самодурством. у него даже су шествовал своего рода гарем; в одном из флигелей проживали шестнадцать горничных, которых время от времени выдавали замуж, заменяя новыми. Ближайшим соседом Троекурова был бедный помещик Андрей Гаврилович Дубровский, который был очень независим и в свое время отказался от помощи и покровительства Троекурова. Оба рано овдовели.
У Дубровского был сын Владимир, который воспитывался в Петербурге, у Троекурова — дочь Маша, жившая в имении. Троекуров часто говорил, что, когда лети подрастут, он отдаст Машу замуж за Владимира, на что Дубровский, качая головой, отвечал, что бедный дворянин не пара богатой невесте. Все завидовали согласию, царившему между соседями.
Однажды в начале осени, собираясь на охоту, Троекуров показывал гостям псарный двор, где содержалось более пятисот гончих и борзых. Все присутствующие были в восхищении, кроме Дубровского. который по бедности мог иметь только двух гончих и одну свору борзых. Один из псарей на замечание Андрея Гавриловича заявил, что на псарне у Троекурова условия лучше, чем в некоторых усадьбах. Дубровский принял эти слова на свой счет. обиделся и уехал. С этого началась вражда, которая все разгоралась и кончилась тем, что Троекуров мошенническим образом отсудил у Дубровского его родовую деревню Кистеневку. На суде у Андрея Гавриловича случился припадок сумасшествия, а через несколько дней ему стало совсем плохо.
Старая нянька Егоровна написала Владимиру в Петербург письмо, в котором сообщила о болезни отца, о решении суда и просила его приехать. Владимир сразу же начал хлопотать об отпуске и через три дня уже был в дороге.
Подъезжая к Кистеневке, он узнал у кучера, что во всем виноват Троекуров. у которого все куплено, и что крестьяне не хотят другого барина кроме Дубровского. На отца встреча с сыном произвела сильное впечатление: он был очень слаб и мысли путались в его голове. Впадимир был поражен его состоянием.
Сын хотел заняться делами, но не смог получить ясного представления о тяжбе и отступился. Время для подачи апелляции было упущено. Андрею Гавриловичу становилось все хуже, он впал в детство, и Владимир не отходил от него. Между тем Троекуров. удовлетворив свои амбиции, уже жалел о том, что произошло, и решил помириться с соседом. Он приехал в имение, когда старый Дубровский сидел у окна в спальне.
Увидев и узнав Троекурова, старик пришел в сильное волнение и упал. Сын, бывший тут же, послал в город за лекарем, а Троекурову
велел передать, чтобы тот убирался. Кирила Петрович выслушал ответ слуги, помрачнел и поехал со двора. В этот момент Дубровский-старший умер в своем кресле.
Похоронили его на третий день, а после поминок появились судебные чиновники, чтобы ввести во владение имением Троекурова, молодому же Дубровскому предложили покинуть дом. Владимир успокоил крестьян, которые чуть не растерзали чиновников, сказав, что будет хлопотать о пересмотре дела у государя. Судейские попросились пере ночевать, так как боялись крестьян, а Владимир заперся в комнате отца. Ночью он поджег дом. Кузнец Архип, которому он приказал отпереть дверь в прихожую, наоборот, запер ее, и чиновники заживо сгорели. Дубровский со слугой Гришей, сыном Егоровны, сел в коляску и уехал, назначив своим крестьянам местом встречи кистеневскую рощу. В это время кузнец заметил на крыше пылающего сарая кошку и, рискуя жизнью, спас ее из огня.
Весть о пожаре разнеслась по всему околотку. Все обсуждали причины этого события и гадали, куда делись люди, бывшие в доме. Вскоре пошли слухи о том, что в лесах появились разбойники, которые грабили богатых путешественников, а также разоряли помещичьи дома и жгли их. Все были уверены, что предводитель шайки – молодой Дубровский. Не трогали разбойники только владений Троекурова. Кирила Петрович приписывал это тому, что его боятся.
Дочери Троекурова, которую отец любил до безумия, было в эту пору семнадцать лет. Она жила в имении, образование получила, читая французские романы. Была у нее когда-то гувернантка мамзель Мими, после которой остался черноглазый шалун Саша, признанный Троекуровым своим сыном. Для воспитания мальчика Кирила Петрович выписал из Москвы француза-учителя, который как раз в это время прибыл в Покровское. Учитель, по фамилии Дефорж, предоставил рекомендации от одного троекуровского родственника, у которого четыре года служил гувернером. Кириле Петровичу француз понравился всем, за исключением молодости. Он позвал Машу в качестве переводчицы и сказал Дефоржу. чтобы тот не смел волочиться за дворовыми девушками. Маша, покраснев, перевела. что отец надеется на скромность и порядочное поведение гувернера. С тем учитель и остался.
Некоторое время Маша не обращала на Дефоржа особого внимания, но потом произошёл следующий случай. В доме Троекурова держали медведей. Хозяин иногда забавлялся тем, что какого-нибудь гостя вталкивали в комнату к зверю, Сидящему, естественно, на цепи, и запирали дверь. Гость забивался в безопасный угол, а медведь рвался к нему, ревел. прыгал, становился на дыбы, пытаясь достать несчастного. Так поступили и с французом. Оказавшись в одной комнате с диким зверем, Дефорж, не смутившись, вынул из кармана маленький пистолет, вложил дуло в ухо медведю и выстрелил. Зверь повалился. Кирила Петрович был изумлен такой выдержкой и захотел узнать, зачем у учителя в кармане был заряженный пистолет. Дефорж отвечал, что всегда носит с собой пистолет, так как его звание не позволяет ему требовать удовлетворения за обиду, которую он не намерен терпеть. С этой минуты хозяин полюбил француза, а на Машу поступок последнего произвел неизгладимое впечатление. Вскоре Дефорж начал давать девушке уроки музыки, так как у нее был прекрасный голос. Кончилось это тем, что Маша влюбилась.
В праздник у Троекурова собрались гости. Разговор зашел о Дубровском-младшем, и одна из соседок, добрая и простая Анна Савишна Глобова, рассказала, что он обедал у нее в прошлый вторник. Дело было так. Однажды приказчик. с которым она послала сыну деньги, вернулся бледный и оборванный И заявил, что его ограбил Дубровский. Через две недели к ней приехал смуглый усатый генерал лет тридцати пяти И, сказав, что Дубровский не мог этого сделать, велел обыскать вещи приказчика. деньги нашли, генерал увез мошенника с собой, и спустя несколько дней его нашли в лесу привязанным к березе. А вдова потом догадалась, кто был ее гостем.
После обеда старики играли в карты и пили пунш, а молодежь танцевала. Все были веселы, кроме Антона Пафнутьича Спицына, на основе ложных свидетельских показаний которого Кистеневка перешла во владение Троекурова, и теперь он боялся мести Дубровского. К тому же у Спицына при себе были немалые деньги, спрятанные в кожаной суме на груди. Услышав про историю с медведем, он попросил смелого гувернера разрешить ему переночевать в его комнате. Во сне Спицын почувствовал, что кто-то Тихонько дергает его за ворот рубашки, и, открыв глаза, увидел Дефоржа с пистолетом в руке, отстегивающего заветную суму. Француз на Чистом русском языке приказал ему молчать и назвался Дубровским.
Дело в том, что Владимир встретил настоящего Дефоржа на станции и купил у него за десять тысяч рекомендательные письма, а также его отсутствие в доме Троекурова. Прибыв в дом своего врага, Дубровский снискал всеобщую любовь его обитателей и сам, казалось, полюбил их, но близость одного из виновников его несчастий, с которым он ночевал в одной комнате и которого почитал своим личным врагом, привела его в бешенство, и Владимир не смог удержаться от искушения, Утром бледный и расстроенный Спицын последним вышел к чаю, с ужасом Поглядывал на учителя, сидевшего тут же как ни в чем не бывало, и, ничего никому не сказав, скоро уехал.
Через несколько дней учитель, прервав под предлогом головной боли урок музыки, передал Маше записку и вышел из комнаты. В записке просилось прийти вечером в беседку у ручья. На свидании он известил девушку о своем необходимом немедленном отъезде и признался ей, что он Дубровский. Маша испугалась. но Владимир успокоил ее, сказав, что оставил мысль о мщении Троекурову, полюбив его дочь. Раздался свист. Дубровский поцеловал девушке руку, обещал защитить ее, если она окажется в трудном положении, и уехал. Когда Маша вернулась в дом, она увидела у крыльца тройку исправника, приехавшего за Дефоржем. Когда полицейский рассказал Кириле Петровичу о Спицыне, Троекуров не поверил и заявил, что не отдаст ему своего француза. Но Дефоржа так нигде и не нашли.
Некоторое время все было спокойно, а в конце мая в свое поместье из-за границы вернулся князь Верейский, которому было около пятидесяти лет. Он приехал к Кириле Петровичу с визитом, за обедом познакомился с Машей и влюбился в нее. Спустя два дня Троекуровы были в гостях у князя, и его имение и богатство произвели на них очень приятное впечатление.
Однажды вечером, когда Маша сидела в своей комнате у окна и вышивала, чья-то рука положила ей на пяльцы записку. и в тот же момент в комнату вошел слуга и позвал ее к отцу в кабинет. Там ждал князь, который сделал ей предложение. Девушка заплакала, и отец отослал ее к себе в комнату. Рыдая, она вспомнила о письме и бросилась читать. В нем ей было назначено свидание. Вечером она рассказала обо всем Дубровскому, который предложил избавить ее от ненавистного человека, но Маша не согласилась. Тогда он дал ей кольцо и добавил, что, если ей все-таки понадобится помощь, пусть она положит кольцо в дупло старого дуба. Они расстались.
Готовилась свадьба. Маша написала письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее, но на него это не произвело никакогo впечатления. Девушка просила отца пощадить ее, однако тот счел это капризом и заявил, что свадьба назначена на послезавтра. Тогда Маша сказала, что прибегнет к помощи Дубровского; в ответ Троекуров запер дочь в ее комнате. Утром к ней зашел брат, и девушка попросила
его отнести кольцо в дупло старого дуба. На беду Саша увидел какого-то незнакомого мальчишку, который забрал из дупла это кольцо. Они стали драться, а в результате оба оказались перед барином. Саша, под страхом наказания, все рассказал отцу, и тот послал за урядником. Полицейский допросил мальчишку, который прикинулся дурачком, ничего от него не добился и отпустил.
В день свадьбы бледную плачущую Машу нарядили, посадили в карету и повезли в церковь. Она все ждала Дубровского, но священник уже начал венчание, а того все не было. Наконец обряд был закончен. Молодые сели в карету и отправились в имение князя. Ехать нужно было около десяти верст. Вдруг экипаж остановили: толпа вооруженных людей окружила его, а человек в полумаске, отворив дверцу кареты, сказал Маше, что она свободна. На вопрос князя Маша ответила, что это Дубровский. Тогда Верейский достал пистолет и выстрелил во Владимира.
Дубровский был ранен в плечо, но не разрешил своим людям трогать князя. Маша отказалась бежать с Владимиром, объяснив, что она ждала до последней минуты, но теперь обвенчана и дала клятву. Дубровский от раны и волнения потерял сознание, его посадили на лошадь, и все уехали, никого и ничего не тронув.
Через некоторое время был обнаружен лагерь Дубровского, солдаты неожиданно напали на разбойников, но отступили. Решено было отправить еще роту, однако выяснилось, что Владимир уже скрылся; позже поговаривали, что он уехал за границу.
0 / 5. 0
.
Пиковая дама и другие рассказы Александра Пушкина | Новый | 9781847494788
- Дом
- Художественная литература
- Классическая художественная литература
Отзывы:
TrustPilot
£ 7,69
Новый RRP £ 8,99
Условие — Новый
только 2 Left
Новая
Сумма
, что сборы Pollkin’s Short. труднодоступны на английском языке, включая роман Дубровский и рассказы «Египетские ночи» и «Негр Петра Великого».
«Пиковая дама» и другие рассказы Краткое содержание
«Пиковая дама» и другие рассказы Александра Пушкина
Этот сборник рассказов Пушкина начинается с «Пиковой дамы», пожалуй, самого знаменитого рассказа в русской литературе. Молодой Германн, наблюдая, как друзья играют в азартные игры, слышит слух о том, что бабушка офицера всегда может предсказать три выигрышные карты в игре. Он становится одержим женщиной и ее, казалось бы, мистическими способностями и стремится любой ценой выудить из нее секрет. Этот том, являющийся частью новой серии полного собрания сочинений Пушкина на английском языке, включает также «Дубровский», рассказ о желании человека отомстить за себя после того, как его землю несправедливо отнял у него аристократ; «Негр Петра Великого», сказка, вдохновленная дедом Пушкина по материнской линии; и незаконченный рассказ «Египетские ночи», размышление о поэзии и поэте. Вместе они представляют собой одни из самых ярких и устойчивых произведений пушкинской прозы.
Об Александре Пушкине
Александр Пушкин (1799-1837) был драматургом и поэтом, написавшим такие влиятельные произведения, как «Евгений Онегин» и «Борис Годунов». Сейчас его считают отцом современной русской литературы.
Оглавление
Содержит «Пиковая дама», «Кирджали», «Негр Петра Великого», «Приезжали гости на дачу…», «Роман в письмах», «Записки». молодого человека», «Судьба моя предрешена: я женюсь», «Фрагмент», «В углу малой площади», «Рославлев», «Роман на кавказском курорте», «Дубровский», « Повесть из римской жизни», «Мария Шонинг», «Русский Пелхам», «Мы проводили вечер на даче княгини Д.», «Египетские ночи», «В 179 г.- Я возвращался», «Последний из рода Жанны д’Арк». Includes a foreword by Professor John Bayley, University of Oxford and an introduction by PaulDebreczeny, University of North Carolina
Additional information
Sku
NGR9781847494788
ISBN 13
9781847494788
ISBN 10
1847494781
Title
«Пиковая дама» и другие рассказы Александра Пушкина
Автор
Александр Пушкин
Состояние
Новый
Переплет тип
в мягкой обложке
Publisher
Alma Books Ltd
Год. null
Заметка на обложке
Изображение книги служит только в иллюстративных целях, фактический переплет, обложка или издание могут отличаться.
Примечание
Это новая книга — будьте первым, кто прочитает этот экземпляр. С нетронутыми страницами и идеальным переплетом ваша новая копия готова к первому открытию
Отзывы покупателей — Пиковая дама и другие истории
Trustpilot
Wob продает подержанные книги в Интернете более чем в 190 странах мира.
Вы можете связаться с нами через Facebook, Twitter, Instagram или через наш блог.
Trustpilot
ПУШКИН. 6-7
ПУШКИН #6-7. РЕЗЮМЕ
Обновленный «Пушкин» предлагает широкий спектр материалов, различных как по тематике, так и по манере изложения, в которых анализируются не только книги и проблемы, связанные с чтением, но и актуальные вопросы политики, истории и языка. Можно сказать, что Пушкин стремится дать диагноз явлениям современной русской культуры в тех сферах, между которыми внутри самого общества часто как будто нет видимого взаимодействия.
Таким образом, вступительный блок материалов концентрируется на проблеме гражданских прав и их гарантий, подходя к ней с журналистской точки зрения. Марк Печерский анализирует опыт Мартина Лютера Кинга, его беспрецедентную борьбу за равноправие чернокожих в Америке, борьбу, которая шла рука об руку с некоторыми ощутимыми ограничениями. Михаил Веллер занимается текущим положением фактического беззакония в этой стране. Сравнивая процесс Линча и Закон, он приходит к почти парадоксальному выводу, что первый предпочтительнее второго в условиях, когда содержание Закона сводится к буквально понимаемой «христианской морали всеобщего милосердия». Бессилие Закона, по мнению автора, является синонимом гибели цивилизации.
Следующий раздел посвящен исключительно журналу «Столица». Наталья Иванова вспоминает свое сотрудничество с этим журналом в то время, когда «Столица» была еще в колыбели, развивая свой популярный, но далеко не популистский стиль. Валерия Новодворская рассказывает печальную историю краха «Столицы» Андрея Мальгина, расстрелянной за «государственную измену» из-за неуклонной приверженности западным ценностям и активной антивоенной позиции. В материале Михаила Дубровского анализируются трудности третьей версии «Столицы», объясняя ее «почетную капитуляцию» тем, что «яппи», участвовавшие в журнале, фактически пренебрегли далеко не состоятельной реальной читающей публикой. Объединяющий пафос журнала, предназначенного для москвичей, постепенно утрачивался навсегда.
Вступая в дискуссию с Александром Эткиндом, автором недавно вышедшего интеллектуального бестселлера «Хлыст», Сергей Земляной предлагает свою трактовку истории русских сект, устанавливая, в том числе, преемственность между сектантским мышлением и движением XIX-начала XX вв., с одной стороны, и религиозная ситуация в Киевской Руси на момент принятия христианства в качестве государственной религии, с другой.
Михаил Ямпольский предлагает читательский дневник, посвященный трудам недавно умершего Эрнста Юнгера. Автор называет его одним из «самых умных писателей ХХ века». Выражая свои читательские предпочтения, Ямпольский заключает, что наше чтение всегда направляется бессознательным. Это объясняет его хорошо понятный скептицизм по поводу «принципов филологической интертекстуальности и культурного контекста».
Неизвестное русскому читателю эссе Хорхе Луиса Борхеса раскрывает неожиданный интерес писателя к «русским загадкам». На основании записки, хранящейся в библиотеке Ватикана и приписываемой Данзасу, секунданту Пушкина, Борхес развивает апокрифическую версию роковой дуэли, предполагая, что, убивая себя, Пушкин не только «исправляет» волю Творца, подчиняя действительные события « законы высокой трагедии», но и в последний раз отчаянно демонстрирует миру «огненную кровь» своих африканских предков.
Кирилл Куталов продолжает тему писателей. В манере, напоминающей гротеск, он создает комбинированный портрет Современного русского писателя: это кентавр, состоящий наполовину (проза) Гандлевского и наполовину (проза) Мелихова.
Статья Роберта Коулсона фактически проблематизирует интерпретацию советской истории. Он показывает характерные черты и явные недостатки так называемого «ревизионистского» (апологетического) направления в новейших западных исследованиях сталинского режима и его истоков.
В разделе «Новости языка» Зиновий Зиник пишет об изменении энергетического потенциала речи живого общения. По его мнению, это изменение связано с тем, что впервые ощущение единства, лежавшее в основе недавнего общения в России, подменяется «осознанием своей индивидуальности», внешне воспринимаемой как «равнодушие, измена и предательство» со стороны старых друзей.
Оценивая нынешнее положение российских библиотек, Маргарита Самохина указывает на различные возможности (в том числе и прибыльные) выполнения ими своей культурно-просветительской миссии. Содержательная беседа Михаила Котомина с Андреем Россиусом, молодым заведующим одной из кафедр МГУ, проливает свет на ситуацию в вузах и, в частности, на преподавание и изучение классической филологии в настоящее время.
Сергей Митрофанов возвращает читателя в область собственно литературы. Его эссе — своего рода апология русского триллера. Он наполняет триллер жизнеспособностью, оставившей другие литературные практики и жанры. Среди наиболее заметных авторов остросюжетных книг он называет Александра Бушкова, Даниила Корецкого и Сергея Алексеева.
Исследуя технологию политического скандала, Максим Соколов демонстрирует степень отхода от нее в современной российской периодике, прежде всего в «Московском комсомольце». Добавляя пикантные подробности, эти издания ничего не раскрывают и не меняют в дурной репутации политиков и банкиров. Однако благодаря усилиям прессы они постепенно превращаются в литературных персонажей. Преобладающей становится тема «министр-как-Фауст — банкир-как-Мефисто» в ее деградированном варианте.
Внезапно обнаружив себя непосредственным участником избирательной кампании в Нижнем Новгороде, Иван Засурский предлагает свои пространные заметки, полные горьких разоблачений о плохо организованном и коррумпированном местном избирательном процессе.
Антон Катин выделяет основные жанры, используемые СМИ при создании портрета политика. Среди них: ода, сакральное жизнеописание, иконопись, инвектива, ящик Пандоры или простой шантаж, близкий первому, марионетки, все более масштабно имитируемые реальными политиками, и, наконец, психологический портрет, блестяще воплощенный в творчестве. Максим Соколов. Вывод Катина выглядит следующим образом: при отсутствии внятных политических программ политикам не остается ничего другого, как подражать своим персонажам и прототипам, какими бы литературными и нереальными они ни казались.
Раздел «Недалеко от Москвы» открывается трезвым описанием Сергеем Дацюком современной украинской элиты, находящейся в мучительном переходном состоянии. Его главной характерной чертой оказывается «неспособность конструировать жизненные стратегии, связанные с государственными институтами», т. е. принципиально маргинальное положение, а также неспособность трансформировать идеологию в тексты. Автор прогнозирует падение этой элиты на предстоящих выборах.
Ильяс Митупов предается ностальгическим воспоминаниям виленского книголюба, а Виктор Топоров описывает экзотическую идеологию и деятельность сегодняшних ленинградских сепаратистов.
В следующем разделе Пушкин представляет проект «Третье тысячелетие». Недавно созданный «Комитет 2000» видит свою задачу в разработке стиля, сценария и конкретных форм празднования «российского тысячелетия». Здесь можно найти информацию об аналогичных учреждениях за рубежом.
Работа Георгия Кнабе «Европа. Рим. Мир» является важным вкладом в эту тему. В его эссе рассматривается не только присущая человеческому обществу потребность в самоидентификации с социумом, но и форма, которую эта потребность принимает сегодня — в конце второго тысячелетия — во всем мире и в частности в Европе. Автор приходит к выводу, что идея Европы с ее ярко выраженными латинскими корнями как раз и является фактором реальной интеграции как чужеродных элементов в европейскую культуру, так и отдельных национальных государств, расположенных на территории Европы, в единое целое. единое сообщество. Европейская латиница состоит прежде всего из устойчивых правовых норм, выработанных римским правом. Именно на их основе сегодня функционирует весьма привлекательная и эффективная система европейского социального обеспечения. Если «наследие древнеримского мира» в виде гармоничного баланса (хотя бы идеала) есть «корень и основа европейской культурно-исторической традиции», то небезосновательно предположить, что это самое наследие вместе с его ценности «не исчезнут в течении тысячелетий».
Вячеслав Глазычев размышляет о двух конкретных столицах – Вашингтоне и Москве. Недостаточность их как городов объясняется тем, что Вашингтон как административный центр неэффективен как обычный город, тогда как Москва демонстрирует сразу отсутствие муниципальной политики и анахронизм ее нынешних преобразований.
Денис Драгунский продолжает тему «миллениума». Особое внимание он уделяет российскому национальному проекту. Определяя контуры последнего на третье тысячелетие, автор постулирует необходимость решения следующих задач: адекватного пространственного самоопределения, заменяющего исторический проект экспансии; адаптация этнизма к глобалистическим концепциям 21 века; овладение доходчивым русским языком в отличие от так называемого русско-говорящего, отмеченного непрозрачностью смысла; отказ от «христианской православной диалектики»; наконец, изменение русского стиля, т.