Краткое содержание преступление и наказание часть 5: Достоевский «Преступление и наказание», часть 5, глава 5 – краткое содержание

Федор Достоевский ★ Преступление и наказание, Часть 5 читать книгу онлайн бесплатно

Здесь есть возможность читать онлайн «Федор Достоевский: Преступление и наказание, Часть 5» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Русская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

любовные романы фантастика и фэнтези приключения детективы и триллеры эротика документальные научные юмористические анекдоты о бизнесе проза детские сказки о религиии новинки православные старинные про компьютеры программирование на английском домоводство поэзия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Преступление и наказание, Часть 5: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Преступление и наказание, Часть 5»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

«Преступление и наказание» – гениальный роман, главные темы которого: преступление и наказание, жертвенность и любовь, свобода и гордость человека – обрамлены почти детективным сюжетом. Многократно экранизированный и не раз поставленный на сцене, он и по сей день читается на одном дыхании.

Федор Достоевский: другие книги автора


Кто написал Преступление и наказание, Часть 5? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Уважаемые правообладатели!

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Преступление и наказание, Часть 5 — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Преступление и наказание, Часть 5», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

1234567. ..67

Читать дальше

1234567…67

Шрифт:

GeorgiaGeorgiaTahomaArialVerdanaSymbol

Сбросить

Интервал:

Закладка:

Сделать

Похожие книги на «Преступление и наказание, Часть 5»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Преступление и наказание, Часть 5» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.


Федор Достоевский

Федор Достоевский

Федор Достоевский

Федор Достоевский

Федор Достоевский

Федор Достоевский

Обсуждение, отзывы о книге «Преступление и наказание, Часть 5» и просто собственные мнения читателей. Оставьте ваши комментарии, напишите, что Вы думаете о произведении, его смысле или главных героях. Укажите что конкретно понравилось, а что нет, и почему Вы так считаете.

Краткое содержание Достоевский «Преступление и наказание» — часть третья

Глава 1

Придя в себя, Родион просит родных не беспокоиться. Беседуя с сестрой о Лужине, Раскольников требует, чтобы девушка отказала ему. Пульхерия Александровна хочет остаться присматривать за сыном, но Разумихин уговаривает женщин вернуться в гостиницу.

Разумихину очень понравилась Дуня, его привлекает ее красота: в ее внешности сила и самоуверенность соединялись с мягкостью и грациозностью.

Глава 2

С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Обсуждая Лужина, Пульхерия Александровна делится с Дмитрием, что с утра они получили письмо от Петра Петровича. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Глава 3

Раскольников чувствует себя лучше. Студент рассказывает матери и сестре о том, как вчера отдал все свои деньги на похороны бедной семье. Раскольников замечает, что родные его боятся.
Заходит разговор о Лужине. Родиону неприятно, что Петр Петрович не проявляет должного внимания невесте. Юноше говорят о письме Петра Петровича, он готов сделать так, как посчитают правильным его родные. Дуня считает, что Родион непременно должен присутствовать во время визита Лужина.

Глава 4

К Раскольникову пришла Соня с приглашением на похороны Мармеладова. Несмотря на то, что репутация девушки не позволяет общаться ей на равных с матерью и сестрой Родиона, юноша представляет ее близким. Уходя, Дуня поклонилась Соне, чем очень сильно смутила девушку.

Когда Соня шла домой, ее начал преследовать какой-то незнакомец, оказавшийся ее соседом (дальше по сюжету становится ясно, что это был Свидригайлов).

Глава 5

Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Обсуждая с Порфирием убийство процентщицы, юноша понимает, что его также подозревают. Порфирий вспоминает о статье Раскольникова. В ней Родион излагает собственную теорию о том, что люди делятся на «обыкновенных» (так называемый «материал») и «необыкновенных» (талантливых, способных сказать «новое слово»)»: «обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона».  «А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Порфирий спрашивает у Раскольникова, считает ли он себя таким «необыкновенным» человеком и способен ли он убить или ограбить, Раскольников отвечает, что «очень может быть».

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот был у старухи за три дня до убийства, когда красильщиков там еще не было, ведь они работали в день убийства. Студенты уходят от Порфирия.

Глава 6

Возле дома Родиона поджидал незнакомец, который назвал Родиона убийцей и, не пожелав объясниться, уходит.

Дома Раскольникова снова начала мучить лихорадка. Юноше приснился этот незнакомец, который манил его за собой к квартире старухи-процентщицы. Родион ударил Алену Ивановну по голове топором, но она смеется. Студент пытается убежать, но видит вокруг толпу осуждающих его людей. Родион просыпается.

К Раскольникову приходит Свидригайлов.

Преступление и наказание Часть V: Главы I–IV Сводка и анализ

Сводка: Глава I

Лужин находится в своей комнате с Лебезятниковым, молодым человеком, который является его соседом по комнате. Теперь Лужин понимает, что его помолвка с Дуней разорвана безвозвратно. Он лелеет глубокую ненависть к Раскольникову и содрогается при мысли о деньгах, которые он потерял на депозитах за их новобрачный дом и обстановку. Он фантазирует, что если бы он подарил своей невесте и ее матери больше подарков, они бы не разорвали помолвку. Между тем он и Лебезятников приглашены на поминальный обед, который устраивает Катерина Ивановна, живущая в том же доме, по Мармеладову. Лебезятников — напыщенный дурак, хотя Лужин изначально думал о нем как о вдумчивом молодом человеке, который мог бы помочь ему сориентироваться в новых политических волнах либерализма, радикализма и нигилизма, захлестнувших Россию. Лужин приглашает Соню к себе в комнату и дает смущенной девушке червонку.

Краткое содержание: Глава II

Рассказчик рассматривает причины, по которым Катерина Ивановна потратила более половины денег, данных им Раскольниковым на поминальный пир, и приходит к выводу, что это, вероятно, из-за ее гордыни. На мероприятии присутствуют только Раскольников и самый низкий из жильцов, которые ведут себя грубо. Катерина, неоднократно заявляющая, что она из «благородной, если не аристократической» семьи, осыпает оскорблениями своих гостей из низшего сословия. Тем временем ей становится все хуже, она кашляет кровью во время еды. В конце концов, она ссорится со своей квартирной хозяйкой, пока ее подстрекают гости. В разгар драки в дверях появляется Лужин и к нему бросается Катерина.

Резюме: Глава III

Лужин оскорбительно отталкивает Катерину в сторону, когда она умоляет его защитить от хозяйки. Обращаясь к Соне, он обвиняет ее в краже сторублевой купюры. Соня кражу отрицает. Катерина приходит в ярость от оскорбления падчерицы и начинает бесноваться против Лужина и хозяйки. Чтобы доказать невиновность Сони, она демонстративно выворачивает карманы девушки и потрясена, когда из нее выпадает сторублевая купюра. Лужин великодушно соглашается не выдвигать обвинения. Однако, к ужасу Лужина, появляется Лебезятников и заявляет, что он видел, как Лужин ранее положил записку в карман Сони. Затем Раскольников объясняет, что Лужин, вероятно, пытался смутить его своим общением с Соней. Лужин, перед лицом полного крушения своего плана, пытается выпутаться, настаивая на своей невиновности и оскорбляя Лебезятникова и Раскольникова. После ухода Лужина драка между Катериной и хозяйкой продолжается. В конце концов, Мармеладовых выселяют.

Резюме: Глава IV

Раскольников навещает Соню в ее комнате. Он говорит ей, что ее семью выгнали из дома, но убеждает ее не идти им на помощь. Он признается ей в убийствах. Соня отвечает безмерной жалостью и обещает поддержать Раскольникова и не бросить его. Она удивлена, когда он говорит ей, что его бедность не была мотивом. Скорее, говорит он, «я стремился стать еще одним Наполеоном; вот почему я совершил убийство». Он также признается, что чувствует себя отчужденным от других людей и верил, и, возможно, до сих пор верит в свое превосходство над большинством других людей. Соня говорит ему, что он наказан за то, что отвернулся от Бога. Он повторяет, что эгоцентризм подпитывал его действия, что он хотел доказать, что он в чем-то экстраординарен и способен нарушать моральные кодексы, связывающие обычных людей. Соня говорит ему, что он должен публично покаяться в своих грехах, чтобы Бог дал ему покой. Сначала он сопротивляется, но вскоре соглашается. Соня обещает приехать к нему в тюрьму и поддержать. Она дает ему подвесной крест, похожий на тот, который носит она, говоря, что они оба будут нести свои кресты. В этот момент в дверь стучит Лебезятников.

Анализ: главы I–IV

В этом разделе на первый план выдвигается глубоко материалистическая и своекорыстная натура Лужина. Одержимый деньгами и материальными предметами, он винит в отказе Дуни от него вполне материальные мотивы, думая, что раз она получила наследство от Марфы Петровны, то он и ей, и ее матери уже не нужны. Его план подставить Соню укрепляет его статус одного из злодеев романа. Его уловка неуклюжа и подлая, и, хотя он старается сохранить свою гордость, ясно, что он никогда не вернет расположение Дуни. После этой сцены Лужин исчезает из повествования, чтобы никогда больше не вернуться, так как он разыграл свои последние карты и потерпел поражение. Дуня теперь совершенно вольна обратить свое внимание на Разумихина, человека, правота которого для нее с самого начала была ясна.

Узнайте больше о том, как бедность со временем влияет на разных персонажей.

Лебезятников представляет собой юмористическую и саркастическую карикатуру на напыщенного, но глупого интеллигента, пресловутого голого императора. Даже бросаясь на защиту Сони, Лебезятников чувствует потребность произносить короткие речи об этике частной благотворительности. Описывая Лебезятникова как одержимого интеллектуальными причудами и нереалистичными утопиями, Достоевский критикует действительные интеллектуальные течения, охватившие Россию в 1860-е годы, такие как нигилизм, и подчеркивает, насколько более глубоки, хотя и столь же ошибочны теории Раскольникова.

Подробнее о Достоевском и его отношении к интеллектуальным течениям в России.

Катерина Ивановна предстает трагической фигурой, изображаемой в ярких образах кашляющей кровью и воспаленных щек. Ее гордость, в отличие от Раскольниковой, глубоко патетична и переплетается с бедностью. Она протестует против мира, который, по ее мнению, несправедливо наказал ее. Ее гордость побуждает ее тратить слишком много денег на поминальный ужин Мармеладова, хотя после его смерти семья наверняка умрет с голоду. Она рассматривает ужин как последний шанс притвориться, что она действительно «благородна, даже аристократична». Вместо этого событие оказывается лишь еще одной иллюстрацией невозможности избежать бедности, которая ее окружает. Сюжет безжалостной беды Мармеладовых дает читателю более широкий контекст борьбы Раскольникова против общества, наполненного несправедливостью, нищетой, анонимностью и безысходностью.

Узнайте больше о мотиве бедности.

Признание Раскольникова Соне и его обещание признаться в полиции — важные события. В конце этого раздела Раскольников, кажется, наконец встал на путь разрешения мучений, которые он испытал после убийств. Его гордость уступила место осознанию того, что он не тот «сверхчеловек», каким он когда-то фантазировал о себе. Тем не менее, важно отметить, что его возвращение к человечеству не является счастливым; он все еще думает об окружающих его людях как о презренных существах и, понимая себя как часть человечества, считает себя обязательно презренным. Это осознание того, что он всего лишь человек, составляет первый большой шаг к исповеданию и искуплению. Хотя до истинного раскаяния еще далеко, простой акт признания Соне и получение ее сочувствия — его первая осмысленная связь с другим человеком — помогает ему преодолеть отчуждение от всего человечества.

Узнайте больше о том, как Раскольников наконец преодолевает свое отчуждение.

Эти события происходят одновременно с переходом Раскольникова от теоретического к реалистическому пониманию вещей. Если вначале он оправдывал убийство Алены Ивановны нигилистическими соображениями избавления человечества от паразита, то теперь он признает, что его действия основывались не столько на философии, сколько на душевной неуверенности: «Все, что я хотел, это совершить какой-нибудь дерзкий поступок, Соня; это был мой единственный мотив!» Совершив исключительный поступок, перешагнув нормальные границы человеческого поведения, он надеялся доказать, что он сам исключительный. Однако корыстный характер его действий противоречит и подрывает изначально исповедуемые им утилитарные и нигилистические мотивы.

 

Преступление и наказание, часть V: Резюме и анализ главы V

В некоторых изданиях пятая глава части V представляет собой часть VI, состоящую из глав. В таких изданиях «Преступление и наказание» делится на семь частей плюс эпилог, а не на шесть частей плюс эпилог, на которые эта SparkNote делит текст.

Резюме: Глава V

Лебезятников сообщает Соне, что Катерина Ивановна, видимо, сошла с ума. Катерина посещала дома состоятельных людей, требуя их помощи, и была насильно выброшена. Теперь она решила стать шарманщицей, рвет на своих детях одежду и отправила своих детей плясать на улице и просить милостыню. Она надеется выступить перед одним из домов, из которого ее выгнали, чтобы опозорить его жителей и публику. Лебезятников сообщает, что она плачет: «Люди увидят, как дворянские дети просят милостыню на улицах!»

Соня выбегает на поиски Катерины. Раскольников уходит в свою комнату, куда вскоре приходит Дуня. Она говорит, что слышала от Разумихина о «преследовании» ее брата полицией и обещает свою поддержку. Раскольников говорит ей, что высоко ценит Разумихина. После ее ухода Раскольников выходит на улицу, где его догоняет Лебезятников и сообщает, что Катерина действительно сошла с ума и вскоре может быть взята полицией. Лебезятников подводит Раскольникова к Катерине и детям, вокруг которых образовалась толпа. Катерина выглядит ужасно. Она явно в муках своей болезни; она воодушевлена ​​безумной энергией, поет, танцует и бьет своих детей. Она пытается апеллировать к симпатиям хорошо одетых прохожих, объясняя это тем, что ее дети «из знатной, даже аристократической семьи». Она и дети все плачут. Катерина отказывается от просьб Сони вернуться домой. Она вступает в конфронтацию с полицейским и кашляет большим количеством крови. Ее забирают обратно в их дом, где кладут на кушетку. Городовой, Лебезятников, Раскольников, Соня, дети, хозяин, хозяйка и какие-то незнакомые люди толпятся вокруг нее, когда она умирает. Она отказывается от услуг священника, говоря, что она не нуждается в них. У нее начинаются галлюцинации. Она зовет Соню и в припадке конвульсий умирает. Соня, рыдая, бросается на труп.

Появляется Свидригайлов и говорит Раскольникову, что он потратит часть денег, которые он обещал Дуне, на оплату похорон и на содержание детей, которых отправят в детский дом. Затем он сообщает, что слышал, как Раскольников признавался Соне в убийствах.

Анализ: Глава V

В центре этой главы находится кульминация мармеладовского сюжета, связанная с безумной смертью Катерины Ивановны. Сочетание лужинского обвинения Сони с выселением семьи хозяйкой доводит Катерину до крайности, и она взрывается безумной активностью, кульминацией которой становится ее смерть. Она отчаянно обращается к иллюзиям своего благородства и фантазиям о богатых, предлагающих ей поддержку. Однако, когда богатые обращаются с ней так же плохо, как со всеми остальными, это больше, чем может выдержать ее защита, и она ломается. В отличие от Раскольникова, принимающего деконструкцию «сверхчеловеческой» идентичности, которую он себе вообразил, Катерина демонстративно продирается через действительность бессмысленности провозглашенного ею благородства.

Подробнее о Катерине Ивановне Мармеладовой.

Хотя Катерина бредит окружающим миром, ее чувство собственного достоинства очень реально и весьма сильно. Когда ее достоинство подвергается невыносимому нападению, она отвечает пением, танцами и криками своего возмущения против мира. Даже ее смерть, отмеченная вздохами и конвульсиями, приходит в порыве деятельности. Сопоставление ее гротескного поведения и неоднократных претензий на благородство подчеркивает ее упрямый отказ изменить свое восприятие себя в ответ на обстоятельства. Ее жалкое притязание на благородство становится все более гневным утверждением. На смертном одре Катерина раздраженно отказывается от услуг священника, заявляя: «Священник? Я не нуждаюсь ни в одном. Моя совесть свободна от греха! И даже если бы это было не так, Бог должен простить меня. Он знает, как я страдал!» Полагая, что ее бесконечные и весьма заметные невзгоды сделали ее мученицей, Катерина считает, что даже Бог не может на законных основаниях придраться к ней.

Этот заключительный портрет Катерины Ивановны завершает картину разорившейся семьи Мармеладовых, в которую входят пьяный муж, затоптанный на улице, гордая, но чахоточная мать, доведенная до избиения детей и попрошайничества, и старшая дочь, принужденная к проституции. . Страдания и преданность Сони своей семье замечательно выделяются на этом фоне полнейшего отчаяния. Она давно поняла и приняла свою личность и роль, несмотря на жестокую и сокрушительную реальность своей жизни.

Появление Свидригайлова у смертного одра Катерины сдвигает сюжет в двух важных направлениях. Во-первых, предлагая оплатить похороны и обеспечить детей Катерины, он освобождает Соню от непосильного бремени заботы о них, подобно тому как готовность Разумихина заботиться о Пульхерии Александровне и Дуне позволяет Раскольникову отделиться от них, не чувствуя себя лишним. отказаться от них. Во-вторых, Свидригайлов втягивает Раскольникова в свою паутину, показывая, что он подслушал признание Раскольникова в убийствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *