Краткое содержание повесть очарованный странник: «Очарованный странник» за 15 минут. Краткое содержание повести Лескова

«Очарованный странник» за 15 минут. Краткое содержание повести Лескова

Микропересказ: Путешественники встречают монаха, который рассказывает, сколько приключений мук и испытаний он пережил, прежде чем попал в монастырь.

Глава 1

Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.

Один из собеседников, склонный к философии, заметил, что «неудобных людей» следует отправлять не в Сибирь, а в Корелу — это будет дешевле для государства. Другой сказал, что живший здесь в изгнании дьячок недолго выдержал царящую в Кореле апатию и скуку — повесился. Философ считал, что дьячок правильно сделал — «умер, и концы в воду», но его оппонент, человек религиозный, думал, что самоубийцы мучаются на том свете, потому что здесь за них никто не молится.

Реклама:

Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.

Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина.

Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.

Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.

Главы 2−5

Иван Северьяныч Флягин родился крепостным в поместье богатого графа из Орловской губернии. Граф разводил лошадей, а отец Ивана служил при нём кучером. У матери Ивана долго не было детей, и женщина вымолила ребёнка у бога, а сама умерла при родах.

Мальчик родился с огромной головой, поэтому дворня звала его Голованом.

Реклама:

Раннее детство Иван провёл на конюшне и полюбил лошадей. В одиннадцать лет его посадили форейтором на шестёрку, которой правил его отец. Иван должен был кричать, прогоняя с дороги людей. Зазевавшихся он стегал кнутом.

Однажды Иван с отцом везли графа в гости мимо монастыря. Мальчик стегнул кнутом заснувшего в возу монаха. Тот испугался, упал с телеги, лошади понесли, и монаха задавило колёсами. Ночью Ивану явился убитый им монах, сказал, что Иванова мать не только вымолила его, но и обещала богу, и велел идти в монастырь.

Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы.

Иван не придал значения словам мёртвого монаха, но вскоре случилась его «первая погибель». По дороге в Воронеж упряжка графа вместе с экипажем чуть не рухнула в глубокую пропасть. Иван сумел остановить лошадей, а сам упал под обрыв, но чудом выжил.

За спасение своей жизни граф решил наградить Ивана. Вместо того чтобы попроситься в монастырь, мальчик захотел гармошку, играть на которой так и не научился.

Реклама:

Вскоре Иван завёл себе пару голубей, от них пошли птенцы, которых повадилась таскать кошка. Иван кошку поймал, высек, отрезал у неё хвост и прибил над своим окном. Кошка принадлежала любимой горничной графини. Девушка прибежала к Ивану ругаться, тот огрел её «метлою по талии», за что был выпорот на конюшне и сослан дробить камень для садовых дорожек.

Иван дробил камень так долго, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть насмешки — мол, осудили его за кошкин хвост — и решил Иван повеситься в ближайшем осиновом леске. Только повис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану идти с ним в воры. Тот согласился.

Чтобы Иван не сорвался с крючка, цыган заставил его украсть лошадей из графской конюшни. Коней продали дорого, но Иван получил только серебряный рубль, поругался с цыганом и решил сдаться властям. Он попал к ушлому писарю. За рубль и серебряный нательный крест тот справил Ивану пропуск и посоветовал идти в Николаев, где было много работы.

Реклама:

В Николаеве Иван попал к барину-поляку. Его жена сбежала с военным, бросив грудную дочь, которую Иван должен был нянчить и кормить козьим молоком. За год Иван привязался к ребёнку. Однажды он заметил, что ножки у девочки «колесом идут». Лекарь сказал, что это «аглицкая болезнь» и посоветовал закапывать ребёнка в тёплый песок.

Иван начал носить воспитанницу на берег лимана. Там ему снова привиделся монах, звал его куда-то, показывал большой белый монастырь, степи, «диких людей» и говорил ласково: «Тебе ещё много надо терпеть, а потом достигнешь». Очнувшись, Иван увидел, как незнакомая дама целует его воспитанницу. Дама оказалась матерью девочки. Забрать ребёнка Иван не позволил, но разрешил им встречаться у лимана втайне от барина.

Дама рассказала, что мачеха насильно выдала её замуж. Первого мужа она не любила, а нынешнего любит, потому что с ней он очень ласков. Когда даме пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку большие деньги, но тот отказался, поскольку был человеком «должностным и верным».

Реклама:

Тогда явился сожитель дамы, улан. Иван сразу захотел с ним подраться и плюнул на деньги, которые тот давал. «Ничего, кроме телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги поднимать не стал, и этим благородством очень понравился Ивану. Попытался улан дитя забрать, Иван сперва не дал, а потом увидел, как мать к нему тянется, и сжалился. В этот момент появился барин-поляк с пистолетом, и Ивану пришлось уехать вместе с дамой и уланом, оставив у поляка свой «беззаконный» паспорт.

В Пензе улан сказал, что он, человек военный, держать у себя беглого крепостного не может, дал Ивану денег и отпустил. Решил Иван в полицию сдаваться, но сначала зашёл в трактир, напился чаю с кренделями, поле чего забрёл на берег Суры. Там хан Джангар, «первый степной коневод» и царь, продавал дивных лошадей. За одну кобылицу два богатых татарина решили биться.

В глаза друг другу глядят, ноги в ноги следками упираются и левые руки крепко жмут, а правыми с нагайками порются…

Знакомец, с которым Иван чай пил, объяснил ему все тонкости татарской борьбы, и двадцати­трёхлетний богатырь захотел поучаствовать.

Реклама:

Главы 6−9

В спор за следующего коня встрял улан. Иван вступил вместо него в бой с татарином и до смерти застегал того плетью. После этого русские хотели Ивана в тюрьму посадить, но татары сжалились над ним и увезли в степь.

Прожил Иван в степи десять лет, был у татар за лекаря — лечил лошадей и людей. Соскучившись по родине, хотел уйти, но татары его поймали и «подщитинили»: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили. Когда всё зажило, Иван не смог нормально ходить — так кололась щетина, пришлось учиться ступать «раскорякой», на щиколотках, и остаться в степи.

Несколько лет Иван прожил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены, дети.

Потом соседний хан попросил полечить жену и оставил лекаря у себя. Там Иван получил ещё двух жён. К многочисленным детям своим Иван отеческих чувств не испытывал, поскольку были они «некрещёные и миром не мазаны». За десять лет он так и не привык к степям и очень тосковал по дому.

Знойный вид, жестокий; простор — краю нет;  а солнце обливает, жжёт, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет…

Реклама:

Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без опостылевшей конины, отца Илью. Ночью он тихонько уходил в степь и подолгу молился.

Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже молиться перестал — «что же… молить, когда ничего от того не выходит». Однажды в степях объявилось двое священников — пришли обращать татар в христианство. Попросил Иван попов вызволить его, но те в дела татар вмешиваться отказались. Некоторое время спустя Иван нашёл одного священника мёртвым и похоронил его по христиански, другой же бесследно пропал.

Год спустя появились в орде двое в чалмах и ярких халатах. Пришли они из Хивы лошадей закупать и настраивать татар против русских. Чтобы татары не ограбили их и не убили, они начали пугать народ огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.

Однажды ночью незнакомцы устроили огненное светопред­ставление. Кони испугались и разбежались, а взрослые татары бросились их ловить. В стане остались женщины, старики и дети. Тогда Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугали людей обычными фейерверками. Иван нашёл большой запас фейерверков, начал их запускать, и так напугал диких татар, что те согласились креститься.

Реклама:

Там же Иван отыскал и «едкую землю», которая «страшно тело палит». Приложил он её к пяткам и притворился больным. За несколько дней ступни разъело, и зашитая в них щетина вышла вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для большей ещё острастки самый большой фейверк пустил и ушёл».

Три дня спустя Иван вышел к Каспийскому морю, а оттуда попал в Астрахань, заработал рубль и крепко запил. Очнулся он в тюрьме, откуда его переслали в родное имение. Отец Илья отказался исповедовать и причащать Ивана, поскольку жил он у татар во грехе. Граф, ставший после смерти жены богомольным, не захотел терпеть человека, отлучённого от причастия, выпорол Ивана два раза, отдал паспорт и отпустил.

Главы 10−14

Ушёл Иван из родного имения и попал на ярмарку, где увидел, как цыган пытается продать мужику негодную лошадь. Будучи на цыган в обиде, Иван помог крестьянину. С этого дня он начал ходить по ярмаркам, «руковод­ствовать бедных людей» и постепенно стал грозой всех цыган и барышников.

Один князь из военных просил Ивана открыть секрет, по которому он лошадей выбирает. Начал Иван учить князя, как отличить хорошую лошадь, но тот науку усвоить не смог и позвал его служить у себя конэсером.

Реклама:

Три года жил Иван у князя «как друг и помощник», выбирал коней для армии. Иногда князь проигрывался и просил у Ивана казённых денег отыграться, но тот не давал. Князь сначала сердился, а потом благодарил Ивана за верность. Загуливая сам, Иван отдавал деньги князю на сохранение.

Однажды князь уехал на ярмарку и вскоре велел прислать туда кобылицу, которая очень нравилась Ивану. От огорчения тому захотелось запить, но некому было оставить казённые деньги. Несколько дней Ивана «бес томил», пока не помолился он на ранней обедне. После этого ему полегчало, и отправился Иван в трактир чай пить, где повстречал нищего «из благородных». Тот выпрашивал у публики водку и на потеху закусывал её стеклянной рюмкой.

Пожалел его Иван, поставил ему графин водки и посоветовал бросить пить. Нищий ответил, что перестать пить ему не позволяют его христианские чувства.

А что, как ты полагаешь, если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь её поднимет да возьмёт: рад ли он этому будет или нет?

Показал нищий Ивану свой дар мгновенно трезветь, который объяснял природным магнетизмом, и посулился снять с него «запойную страсть». Нищий заставил Ивана пить рюмку за рюмкой, делая над каждой пассы руками.

Реклама:

Так «лечился» Иван до вечера, всё время оставаясь в здравом уме и проверяя, целы ли казённые деньги за пазухой. В конце концов, собутыльники поссорились: нищий считал любовь священным чувством, а Иван твердил, что всё это пустяки. Их вышибли из трактира, и нищий привёл Ивана в «гостиное место», полное цыган.

В этом доме Ивана очаровала певица, красавица-цыганка Груша, и он бросил к её ногам все казённые деньги.

Главы 15−18

Протрезвев, Иван узнал, что магнетизёр его умер от пьянства, а сам так и остался замагне­ти­зи­рованным и с тех пор водки в рот не брал. Князю он признался, что растратил казну на цыганку, после чего с ним случилась белая горячка.

Выздоровев, Иван узнал, что его князь заложил всё своё имущество, чтобы выкупить из табора красавицу Грушу.

Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесёт, что за всё царство от неё не вылечишься, а она одна в одну минуту от неё может исцелить.

Груша быстро полюбила князя, а тот, получив желаемое, начал тяготиться необразованной цыганкой и перестал замечать её красоту. Иван же подружился с Грушей и очень её жалел.

Реклама:

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его бедность. Он начинал одно дело за другим, но все его «прожекты» приносили одни убытки. Вскоре ревнивая Груша заподозрила, что у князя есть любовница, и послала Ивана в город, разузнать.

Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным свидетелем их разговора. Князь хотел занять у Евгении Семёновны денег, взять в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и жениться на богатой наследнице. Грушу же он собирался выдать замуж за Ивана.

Всё ещё любившая князя женщина заложила подаренный им же дом, и вскоре князь посватался к дочери предводителя. Вернувшись с ярмарки, где закупал «у азиатов» образцы тканей и брал заказы, Иван обнаружил, что дом князя обновлён и готов к свадьбе, а Груши нигде нет.

Решил Иван, что князь цыганку убил и в лесу закопал. Начал он искать её тело и однажды у реки наткнулся на живую Грушу. Та рассказала, что князь запер её в лесном доме под охраной трёх дюжих девиц, но она от них сбежала. Иван предложил цыганке жить вместе, как сестре с братом, но та отказалась.

Реклама:

Груша боялась, что не выдержит, и погубит невинную душу — невесту князя, и заставила Ивана поклясться страшной клятвой, что он убьёт её, угрожая, что станет «самою стыдной женщиной». Не выдержав, Иван сбросил цыганку с обрыва в реку.

Главы 19−20

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.

Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.

Колени у человека  первый инструмент: как на них падёшь, душа сейчас так и порхнёт вверх…

Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.

В погребе Иван начитался газет, начал пророче­ствовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».

На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Краткое содержание: «Очарованный странник» — ReadRate

Повесть «Очарованный странник» Николая Лескова – история простого русского мужика, проходящего путь духовного перерождения. На глазах читателя он постепенно превращается из беспечного юноши в умудрённого жизнью монаха.

Лесков специально подражает в тексте устной речи, так повесть больше напоминает сказ. При первом прочтении манера повествования может слегка сбить с толку. Мы рекомендуем прочитать краткое содержание повести «Очарованный странник», чтобы освежить в памяти сюжет перед экзаменом или уроком литературы. 

Герой-рассказчик Иван Флягин поведает историю своей жизни. В юности он служил конюхом и однажды нечаянно нанёс плетью смертельный удар идущему мимо монаху. Позже Ивану снится убитый им человек. Он говорит следующее: Флягин часто будет находиться на волосок от гибели, а свои последние дни доживёт в стенах монастыря.

Ниже коротко описываем главные события в жизни Флягина после этого пророчества:

  • После ссоры с барином Иван крадёт из конюшни двух лошадей и сбегает с цыганом. 
  • Потом герой становится нянькой для маленькой дочки у другого хозяина, от которого ушла жена. Позднее Флягин помогает женщине выкрасть девочку.
  • По воле случая герой начинает странствовать с татарами по степи. Однажды его пленяет местный хан. Лишь спустя годы Флягину удаётся бежать из плена в родные края.
  • На родине он начинает служить новому барину. Из его дома Иван тоже уходит из-за любви к цыганке.
  • Судьба заносит героя на Кавказ. За проявленное на службе мужество он получает офицерский чин и дворянство. 
  • После отставки Флягин добирается до Петербурга. Там он сначала служит в адресном столе, а потом присоединяется к театральной труппе. Везде что-то не ладится, и он всякий раз уходит. 
  • В результате Иван находит своё место в монастыре. Теперь он путешествует по святым местам.

В краткий пересказ повести «Очарованный странник» мы не включили ряд деталей. Они бы отвлекали от сути повествования. Итак, вот что ещё вам стоит запомнить:

  1. Флягин рассказывает свою историю попутчикам на борту судна, следующего по Ладожскому озеру на Валаам. 
  2. Полное имя героя – Иван Северьяныч Флягин. 
  3. Его также звали Голован, потому что он родился с непропорционально большой головой.
  4. Герой родом из Орловской губернии.
  5. У татар Иван служил лекарем. Он бежал от них спустя 10 лет.
  6. У последнего хозяина Флягин служил почти 15 лет, прежде чем влюбился в цыганку.
  7. Возлюбленную героя звали Грушей, она была певуньей. 
  8. Ивана выгнали из труппы за то, что он ударил обидчика юной актрисы.  

«Очарованный странник» включён автором в цикл произведений «Праведники». Название повести Лескова отражает удивительную способность её главного героя восхищаться окружающим миром. Каждая новая трудность заставляет Флягина проявлять лучшие черты своего характера. Судьбой ему было предначертано стать странником. Она же приводит его на путь очищения души и покаяния в совершённых плохих делах.

Был полезен материал? Вам также может пригодиться краткое содержание книги «Левша» Лескова.

ЗАЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК | Киркус Отзывы

И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ

по Николай Лесков & переведено Ричард Пивер ; Лариса Волохонская ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 26 марта 2013 г.

Приветственный новый перевод великой метафизической возни Лескова, визитной карточки русской литературы XIX века.

Лесков (1831–1895) менее известен в нашей стране, чем его близкие современники Лев Толстой и Федор Достоевский, и даже если Антон Чехов называл его литературным родоначальником — а это о чем-то говорит — шедевр Лескова не часто фигура в списках для чтения. Пивер и Волохонский, конец Война и мир , Анна Каренина и Доктор Живаго может исправить это с помощью этого доступного перевода, который хорошо сохраняет некоторые из известных игр слов Лескова, но не является педантичным. Пивер и Волохонский известны тем, что предпочитали использовать только английские слова, бывшие в обращении на момент первоначальной публикации данной книги, поэтому тон имеет малейший налет, как в таких предложениях, как «Я выбрал в качестве предлога, что я якобы должен был пойди купи у травников лекарства для лошадей, так я и пошел, но пошел не просто, а с хитрым замыслом». Тем не менее, истории, собранные здесь, легко связаны между собой так же, как истории из 9 0009 Кентерберийские рассказы  есть и остаются чудесами повествования, священными и мирскими, ибо, как отмечают переводчики, русское слово странник  «может означать что угодно, от настоящего пилигрима до простого бродяги». Новичок представляет собой строгое исследование опасностей супружеской неверности; затем следуют другие произведения, действие которых происходит в «Деревянной России», старом сердце к югу от Москвы, со всеми его изощренными предубеждениями против цыган, евреев, украинцев и других чужаков, которые так часто фигурируют на страницах Лескова. Один вывод: Лесков увещевает нас не бояться привидений, ибо они «вели себя гораздо более легкомысленно и, прямо скажем, глупо, чем проявляли себя в земной жизни».

Литературное наслаждение и книга, которую хочется перечитывать не один раз.

  • 0

Дата паба: 26 марта 2013 г.

ISBN: 978-0-307-26882-2

СЧЕТА СТРАНИЦА: 608

Издатель: KNOPF

9004 . Обзор. 21, 2013

Kirkus Reviews Выпуск: 1 февраля 2013 г.

Категории: КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

Поделитесь своим мнением об этой книге

Вам понравилась эта книга?

Николай Лесков, «Очарованный странник»

С его пассажами простой жестокости и невозмутимого юмора, нравственностью непоколебимой мужской натуры и тяжелым пластом религиозно-мифической магии (в которой правды ровно столько, чтобы придать правдоподобность фантазии), В «Очарованном страннике » есть уют старинной русской народной сказки и проницательное предостережение старинной притчи.

Николай Лесков написал Очарованного странника в предпочитаемом им стиле хроники, стиле, в котором его персонажи рассказывают истории, свои собственные или из мифов и легенд провинциальных знакомых, публике, которая хочет знать: но как вы оказались здесь, у нас, и что стало с тем-то и тем-то?

Так-то и так: Иван Северьяныч — лесковский сказочник, и сказка, которую он рассказывает, действительно волшебная.

Проплывая по Ладожскому озеру, группа мужчин спорит о спасении душ самоубийц. Иван Северьяныч, новопосаженный пассажир, бросающийся в глаза своими размерами и «открытым и смуглым лицом», уверяет, что, вопреки православному мнению, эти души не навеки прокляты, и даже допускает, что есть некий сельский священник, который специально молится за них. души, чтобы дать им спасение.

Его отклонение от принятого взгляда на вещи тем более поразительно для других пассажиров, что Иван поднялся на борт их лодки в рясе послушника и монашеском кожаном поясе. Соблазненные его внешностью человека, который «был рядом», и его странным проявлением религиозности, столь несоответствующим одеждой и взглядами, эти пассажиры подстрекают Ивана рассказать свою историю.

К каждому рассказу о каждом приключении (всегда заканчивающемся каким-нибудь мучительным или убийственным событием), который рассказывает Иван, кто-то из пассажиров так многословно вставляет: «так это когда ты ушла в монастырь? только для того, чтобы получить отпор другим рассказом о другом процессе и всегда с тем же успехом дразнить своих слушателей, и пассажиров Лескова, и нас, читателей.

Рассказ Ивана о деревенском попе — это лишь малая часть его рассказа, состоящего из жизни среди крестьян и дворян, болезненного «ощетинивания» его пяток в плену у татар в степи, доверенных ему богатств и его постигла бедность, соблазн цыганки и его работа знатоком лошадей, его военная служба и его игра в дьявола.

Иван рассказывает почти сорок лет своей лоскутной жизни, но эта история священника и лежащие в ее основе заявления о спасении самоубийц все еще висят над головой, остаточная дымка от пророчества ангела матери Ивана, когда она родила его: бесплодный женщиной, ей дали Ивана в сыновья по обещанию, что он станет монахом.

Но когда и как он стал монахом? (Теперь мы звучим как один из пассажиров!) Все началось с дерзкой забавы.

«Х-х-хи-и-и-и-я-а-а-а-а!» Честный и в целом ответственный, Иван также буйный и любит подлые шутки. Одна из его выходок приводит к нечаянному убийству старика, отдыхавшего в телеге с сеном, и этот человек, придя позже к Ивану в видении, рассказывает ему о пророчестве ангела.

Ты будешь умирать много раз, но ты не умрешь, пока за тобой не придет настоящая смерть, и тогда ты вспомнишь обещание своей матери и станешь монахом.

Случайное убийство — и наказание за него — вот с чего Иван начинает свой путь в монастырь, а всегда преследующий его — причина, по которой старик не дает ему покоя: «Ты лишил меня жизни, прежде чем я успел сознаться».

Прежде чем он успел признаться: самоубийцы тоже не могут признаться. И в одном из более поздних приключений Ивана он должен смириться с этим более лично.

Религия, вина и сострадание соперничают за душу Ивана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *