Краткое содержание по истории: История России кратко и понятно

Содержание

История России кратко и понятно

Славяне и их соседи

К V веку н.э. славянские племена занимают земли на берегах Балтийского моря, по Днепру и по Дунаю, и в верховьях Оки и Волги. Помимо охоты славяне занимаются земледелием, постепенно развивается торговля. Главными торговыми путями являются реки. К IX веку образовалось несколько славянских княжеств, главными из них были Киев и Новгород.

Русское государство

В 882 году новгородский князь Олег захватывает Киев, и, объединив славянский север и юг, создаёт Древнерусское государство. С Киевской Русью считаются и в Византии, и в соседних западных государствах. При преемнике Олега Игоре, сыне Рюрика, заключается договор с Византией о защите её границ от кочевников. В 988 году при князе Владимире происходит Крещение языческой Руси. Принятие православия укрепляет связи с Византией, вместе с новой верой среди славян распространяется греческая культура, науки и искусство. На Руси используют новую славянскую азбуку, пишутся летописи. При князе Ярославе Мудром составляется первый свод законов Киевского государства — «Русская Правда». С 30-х гг XII вв начинается дробление объединённого государства на ряд самостоятельных княжеств.

Иго

С начала XIII в огромная армия Чингиз-хана Темучина опустошает Азию и Закавказье. Покорив и обложив данью народы Кавказа, монгольская армия впервые появляется и в русской истории, разгромив в 1223 году соединённые силы славянских князей и половцев на реке Калке. Через 13 лет внук Чингис-хана Батый приходит на Русь с востока и поодиночке разбивает войска русских князей, в 1240 году берёт Киев, идёт на Западную Европу и, вернувшись, основывает низовьях Волги своё государство — Золотую Орду, а русские земли облагает данью. Отныне князья получают власть над своими землями только с санкции ханов Золотой Орды. Этот период вошёл в российскую историю как монголо-татарское иго.

Великое княжество Московское

С начала XIV века во многом стараниями Ивана Калиты и его наследников постепенно формируется новый центр русских княжеств – Москва. К концу XIV века Москва окрепла настолько, чтобы открыто выступить против Орды. В 1380 г. князь Димитрий разбивает войско хана Мамая на Куликовом поле. При Иване III Москва перестаёт платить дань Орде: хан Ахмат в ходе «стояния на реке Угре» в 1480 году, не решается на битву и отступает. Монголо-татарское иго завершается.

Время Ивана Грозного

При Иване IV Грозном, (официально первый русский царь с 1547 г.), активно ведётся собирание земель, потерянных в результате татаро-монгольского ига и польско-литовской экспансии, проводится также политика дальнейшего расширения государственных границ. В состав Русского государства включены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В конце XVI — середине XVII веков, с сильным опозданием по сравнению со странами Центральной Европы, оформляется крепостное право.
В 1571 году Москва была сожжена войском крымского хана Девлет-Гирея. В следующем 1572 году 120-тысячное крымско-турецкое войско, шедшее на Русь, было уничтожено, что фактически поставило точку в многовековой борьбе Руси со степью.

Смутное время и первые Романовы

Со смертью в 1598 г. сына Ивана Грозного Федора династия Рюриковичей прерывается. Начинается Смутное время, время борьбы за престол и польско-шведской интервенции. Завершается Смута созывом всенародного ополчения, изгнанием поляков и избранием на царство Михаила Фёдоровича, первого представителя династии Романовых (21 февраля 1613 года). В его царствование русские экспедиции начинают освоение Восточной Сибири, Россия выходит к Тихому океану. В 1654 году в состав Российского государства на правах автономии входит Украина. При Алексее Михайловиче усиливается влияние Запада.

Российская империя

Царь Пётр I радикально реформирует Русское государство, установив абсолютную монархию во главе с императором, которому подчиняется даже церковь. Боярство превращается в дворянство. Модернизируется армия и система образования, многое устраивается по западному образцу. В результате Северной войны России возвращены русские земли, захваченные Швецией в конце XVI века. В устье Невы основан город-порт Санкт-Петербург, куда в 1712 году переносится столица России. При Петре выходит первая в России газета «Ведомости» и вводится с 1 января 1700 года новый календарь, где новый год начинается с января (до этого год отсчитывался с первого сентября).
После Петра I начинается Эпоха дворцовых переворотов, время дворянских заговоров и частых свержений неугодных императоров. Дольше других царствуют Анна Ивановна и Елизавета Петровна. При Елизавете Петровне был основан Московский университет. При императрице Екатерине Великой начинается освоение Америки, Россия отвоёвывает у Турции выход к Чёрному морю.

Наполеоновские войны

В 1805 году Александр I вступает в войну с Наполеоном I, объявившим себя императором Франции. Наполеон одерживает победу, одно из условий мирного соглашения – прекращение торговли с Англией, на что Александру I приходится согласиться. В 1809 Россия захватывает принадлежавшую шведам Финляндию, которая входит в состав Российской империи. Спустя несколько лет Россия возобновляет торговлю с Англией, и летом 1812 года Наполеон с армией более чем в 500 тысяч человек вторгается в Россию. Уступающая в числе более чем в два раза русская армия отступает к Москве. На борьбу с захватчиками поднимается народ, возникают многочисленные партизанские отряды, война 1812 г. получает название Отечественной. 
В конце августа под Москвой у села Бородино произошло крупнейшее сражение войны. Потери с обеих сторон были огромны, но численный перевес оставался на стороне французов. Глава русской армии фельдмаршал Михаил Кутузов решает сдать Москву Наполеону без боя и отступить, чтобы сохранить армию. Москва, занятая французами, почти полностью уничтожена пожарами. При отступлении к границам России армия Наполеона постепенно тает, русские преследует отступающих французов, и в 1814 году русская армия входит в Париж.

Возникновение гражданского общества

В XIX веке под влиянием либеральных идей Запада возникает устойчивая разночинная группа образованных людей, сама создающая либеральные и демократические ценности, впоследствии названная интеллигенцией. Наиболее известными её представителями были Белинский, Чернышевский, Добролюбов. 
После окончания войны проникшие в Россию революционные идеи выливаются в 1825 году в неудавшееся Восстание декабристов. Опасаясь новых восстаний, государство ужесточает контроль над политической, экономической и культурной жизнью страны.
В ходе длительных войн с горцами в первой половине XIX столетия Россия присоединяет Кавказ, и – частично мирным, частично военным путём – территории Средней Азии (Бухарское и Хивинского ханства, Казахские жузы).

2-я половина XIX века

В 1861 году при императоре Александре II в России было отменено крепостное право. Был также проведён ряд либеральных реформ, ускоривший модернизацию страны.

Конец XIX — начало XX века

В конце 19 – начале 20 в. Россия активно осваивает Дальний Восток, что вызывает беспокойство Японии, правительство Российской империи считает, что «маленькая победоносная война» на фоне роста революционных настроений позволит улучшить внутреннюю ситуацию. Япония, однако, упреждающим ударом разгромила часть русских кораблей, отсутствие современного технического оснащения российской армии и некомпетентность высшего офицерского состава довершает поражение России в войне. Положение России на международной арене оказывается крайне сложным.
В 1914 году Россия вступает в Первую мировую войну. Февральская революция 1917 года положила конец монархии: царь Николай II отрекается от престола, власть переходит к Временному правительству. В сентябре 1917 года Российская империя преобразуется в Российскую республику.

Советское государство

Однако и после революции восстановить порядок в стране не удаётся, воспользовавшись политическим хаосом, власть захватывает большевистская партия под руководством Владимира Ленина, в союзе с левыми эсерами и анархистами. После Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года в стране провозглашена Российская Советская Республика. Советская республика начинает ликвидацию частной собственности и её национализацию. В стремлении установить контроль большевики не чуждаются крайних мер, подвергая репрессиям религию, казачество и другие формы организации общества. 
Заключённый с Германией мир стоил Советскому государству Украины, Прибалтики, Польши, части Белоруссии и 90 тонн золота, и послужил одной из причин гражданской войны. В марте 1918 г Советское правительство переезжает из Петрограда в Москву, опасаясь захвата города немцами. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреляна царская семья, тела сброшены в шахту обвалившегося рудника.

Гражданская война

В течение 1918—1922 годов сторонники большевиков ведут боевые действия против их противников. В ходе войны из состава России выходит Польша, прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония) и Финляндия.

СССР, 1920—1930-е годы

30 декабря 1922 года образуется Союз Советских Социалистических Республик (Россия, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация). В 1921—1929 годах проводится Новая экономическая политика (НЭП). Победителем во внутриполитической борьбе, разгоревшейся после смерти Ленина в 1924 г., становится Иосиф Сталин (Джугашвили). В 1930-х годах Сталиным проводится «чистка» партийного аппарата. Создаётся система исправительно-трудовых лагерей (ГУЛаг). В 1939—1940 годах к СССР присоединены Западная Белоруссия, Западная Украина, Молдавия, Западная Карелия, Прибалтика.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года внезапным нападением нацистской Германии началась Великая Отечественная война. За сравнительно короткое время немецкие войска смогли продвинуться далеко вглубь советского государства, но так и не смогли овладеть Москвой и Ленинградом, в результате чего война, вместо запланированного Гитлером блицкрига, превратилась в затяжную. Битвы под Сталинградом и Курском переломили ход войны, и советские войска перешли в стратегическое наступление. Война завершилась взятием Берлина в мае 1945 года и капитуляцией Германии. Количество погибших в ходе военных действий и в результате оккупации в СССР достигает по подсчётам историков 26 млн человек.

Советско-японская война

В результате войны с Японией в 1945 году в состав России вошли Южный Сахалин и Курильские острова.

Холодная война и застой

В результате войны страны Восточной Европы (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехословакия, ГДР) попали в советскую зону влияния. Отношения с Западом резко обостряются. Начинается так называемая холодная война – противостояние между Западом и странами соцлагеря, достигшее пика в 1962 году, когда между СССР и США чуть было не разразилась ядерная война (Карибский кризис). Потом накал конфликта постепенно идёт на спад, в отношениях с Западом наметился определённый прогресс, в частности, подписывается договор об экономическом сотрудничестве с Францией. 
В 70-е годы ослабляется конфронтация СССР и США. Заключаются договоры об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Вторую половину 70-х гг называют «эпохой застоя», когда, при относительной стабильности, СССР постепенно отстаёт от передовых стран Запада в технологическом плане.  

Перестройка и распад СССР

С приходом к власти Михаила Горбачёва в 1985 году в СССР объявляется политика перестройки, с целью решить проблемы в социальной сфере и общественном производстве, а также избегнуть надвигающегося экономического кризиса, вызванного гонкой вооружений. Однако эта политика приводит к усугублению кризиса, распаду СССР и переходу к капитализму. В 1991 году создаётся Содружество Независимых Государств (СНГ), куда входят РСФСР, Украина и Белоруссия.

Краткое содержание История одного города кратко и по главам Салтыков-Щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • История одного города

Сначала очень кратко, затем по главам

Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов. Является летописью, которую составляли четыре местных архивариуса. Автор настаивает на том, что история происходила на самом деле и сомневаться в правдивости рассказа нет нужды. Охватывается период времени в почти 100 лет (с 1731 по 1825 гг.).

Задача летописца состоит в том, чтобы в точности описать события, которые происходят в обществе на основе истории правления разных градоначальников. В первой главе рассказывается о происхождении самого города. Однажды древний народ победил своей силой все ближайшие племена. Но что делать для порядка они не знали, поэтому необходим был опытный руководитель. Жители новоиспеченного поселения долго искали князя, но никто, даже самые глупые князья, не соглашались возглавлять  горожан. Тогда они обратились за помощью в вору-новотору, который и помог им найти подходящего князя. От должности князь не отказался, а вот жить с ними не стал. После этого город и получил свое название, а жители начали называться «глуповцами».

Со следующей главы начинаются описания исторических событий, подробные рассказы о биографиях великих первых лиц города. Первым был Дементий Брудастый, который запомнился мрачностью и всего лишь двумя фразами «Разорю» и «Не потерплю». Никто бы не заметил ничего необычного, пока не увидели его сидящим в кабинете без головы. После выяснения причин, стало ясно, что в голове у градоначальника был органчик, который воспроизводил всего лишь эти две фразы. Власти обещали исправить недоразумение  и прислать новую голову, но так и не сделали этого. Также в повести описываются личные биографии других начальников, которые не менее забавные и интригующие.

На примере города Глупова раскрывается история самодержавия, нежелание власти делать что-либо во имя народа, а только лишь для собственной выгоды, показывается несказанный страх народа перед лицом судьбоносных перемен.

Краткое содержание История одного города по главам Салтыков-Щедрин

От издателя

Поясняется, что издатель давно намеревался написать про какой-нибудь город. Но не мог этого сделать ввиду нехватки материала. Но волею случая издатель нашел тетради, в которых безымянный летописец вел рассказ о своем родном городе.

Обращение к читателю

Автор сообщает, что в данной летописи рассказывается о всех градоначальниках Глупова.

Глава 1

Раскрывается история основания городка. Давным-давно жили люди, которые «тяпали» головами все на своем пути. Поэтому прозвали их головотяпами. Решили они найти правителя себе. Но только немудрый князь был согласен управлять таким народом. Прозвали народ глуповцами.

Глава 2

Описаны все градоначальники Глупова и их свершения.

Глава 3

Правитель города Брудастый не мог ничего произнести кроме нескольких фраз. Оказывается, в голове мужчины находился маленький орган, который мог исполнять только две пьесы. Однажды музыкальный инструмент сломался и город остался без руководства. В Глупове начались беспорядки.

Глава 4

Рассказывается о том, как женщины боролись за власть в городе. Но градоначальником стал Двоекуров.

Глава 5

Новый градоначальник заставил горожан употреблять пищу с горчицей и лавровым листом, варить медовуху и пиво.

Глава 6

Рассказывается о градоначальнике Фердыщенко — добродушном и ленивом правителе.

Он влюбился в замужнюю женщину. Вскоре в Глупове из-за отсутствия дождя гибнут растения на полях, люди начинают голодать. Многие жители начинают считать любовницу градоначальника ведьмой. Женщину убивают.

Глава 7

Не успели глуповцы оправиться от одного несчастья, как пришла новая беда. Градоначальник снова влюбился в развратную женщину и привел ее к себе в дом. Сразу же в городе начался пожар. Пришлось Фердыщенко расстаться с женщиной.

Глава 8

Новым увлечением Фердыщенко стали путешествия. В одном из них от обильной выпивки и обжорства мужчина умер. В город прибывает править Бородавкин.

Глава 9

Новый градоначальник, выбрав образцом правление Двоекурова, стал заставлять людей снова сеять горчицу. Но глава внезапно умирает.

Глава 10

Правление Негодяева приводит город к окончательному разорению и одичанию населения, которое обрастает шерстью. Затем власть в свои руки берет неприметный и кроткий князь — любитель женщин.

Однако вскоре он умирает от истощения. Место главы занимает Беневоленский — любитель составлять законы. А так как у него нет права издавать эти важные документы, то градоначальник пишет законы в тайне и разбрасывает их по улицам города. Затем мужчина начинает вести секретную переписку с французами. Что и служит причиной ареста.

Власти арестовывают главу за это. Его сменяет офицер Прыщ, который совсем не занимается служебными обязанностями. Следующий градоначальник Беневоленский пахнет трюфелями, и голову мужчины съедают.

Глава 11

При Иванове глуповцы жили неплохо. Но вскоре мужчина умирает из-за усыхания головы, потому не использует ей по назначению. Далее власть в свои руки берет другой человек. Горожане в его правление живут весело и бестолково. Вскоре выясняется, что градоначальник — женщина, и ее выгоняют из города. Затем главой становится Грустилов. Он совместно с народом развратничает и не занимается административными делами. Настает голод. Приходится Грустилову возвращать народ к истиной вере.

Градоначальник ночами читает запрещенные произведения, за что теряет должность.

Глава 12

Последний градоначальник разрушает городские постройки, а людей заставляет носить униформу и работать по расписанию. Внезапно город попадает под ливень и смерч. Градоначальник бесследно исчезает.

Оправдательные документы

Написаны для назидания другим градоначальникам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Запутанное дело
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Путём-дорогою
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Смерть Пазухина
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

История одного города.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Домострой является сводом правил, на которых строятся взаимоотношения в любой православной семье. Эта книга содержит наставления о том, как следует поступать каждому члену семьи в том или ином случае

  • Краткое содержание мюзикла Кошки Уэббера

    Каждый год все кошки «Племени избранных» собираются на грандиозный балл. Здесь молодые и старые, породистые и беспородные, домашние и бездомные представители кошачьего семейства

  • Краткое содержание Булычёв Посёлок

    События романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль Полюс был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле

  • Краткое содержание Ломоносов Пётр Великий

    Действие происходят в 1702 году, с этого и начинается первая песня. Царь Петр направился в город Архангельск, где грозят войной шведы. Узнав, что приезжает сам царь, шведы благодаря мощи всего Российского флота отступили.

  • Краткое содержание Островский На всякого мудреца довольно простоты

    Первая сцена пьесы – Глумов Егор Дмитриевич находится в своей квартире, где живет вместе с матерью. Между ними происходит диалог. Глумов зарекается делать свою карьеру исключительно через знакомых.

Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант

Книга в трех предложениях

В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа. Независимо от того, кто находится у власти, награды постепенно достаются самым умным и талантливым людям. Идеи — самая сильная вещь в истории, потому что они могут передаваться по наследству и изменять поведение будущих поколений — даже оружие изначально было идеей.

Уроки истории резюме

Это краткое изложение моей книги «Уроки истории» Уилла и Ариэля Дюрант. Мои заметки носят неформальный характер и часто содержат цитаты из книги, а также мои собственные мысли. Это резюме включает ключевые уроки и важные отрывки из книги.

  • История — самый надежный путь к пониманию настоящего и предвидению проблем будущего.
  • Целью этой книги является не оригинальность, а инклюзивность.
  • Наши знания о любом прошлом событии неполны. Большая часть истории — это предположения, а остальное — предрассудки.
  • Историк всегда упрощает.
  • Скорость изменений увеличивается, а изобретения ускоряют ускорение.
  • История не может быть наукой, только отраслью, искусством и философией. Промышленность, выискивая факты. Искусство поиска порядка в хаосе материалов. Философия, ищущая перспективу и понимание.
  • Полная перспектива — оптическая иллюзия. Мы должны оперировать частичными знаниями.
  • Только дурак будет пытаться втиснуть 100 веков в 100 страниц выводов. Мы продолжаем.
  • История — это сочетание преступлений и нелепостей человечества и прощальных взносов. Это позволяло каждому поколению продолжать с большим наследием, чем предыдущее.
  • Идея: Вклад и улучшение человечества — это история человечества. Наша история — это история коллективного обучения. Итак, позвольте мне рассказать вам историю.
  • Идея: есть три мира. Первый мир – это внешний мир. Второй мир родился, когда стали возможными мысли и возникло сознание. Третий мир возник, когда наша жизнь стала цифровой. Теперь мы можем жить в мире, где нас нет физически и его нет в наших мыслях, но он существует.
  • Другие науки говорят нам, как мы можем себя вести. История говорит нам, как мы себя вели.
  • Настоящее — это просто прошлое, свернутое в настоящий момент.
  • Ты такой, какой ты есть, благодаря своему прошлому.
  • Мы знаем 1000 вещей о сегодняшних новостях, но редко о прошлом. Как мы можем понять наше настоящее, не зная своей истории?
  • Пример технологической авантюры: изобретение самолетов полностью переопределяет мир торговли и коммерции. Раньше вода была основным способом торговли и диктовала, какие нации пришли к власти (те, у которых были большие береговые линии, такие как Греция и Италия). Затем внезапно самолеты перенесли власть на страны с огромными массивами суши по сравнению с их побережьями (США, Китай, Россия).
  • Урок истории в том, что человек крепок.
  • История — это карта человеческого характера. Чтобы знать, как будет действовать человек, вы должны знать, как человек действовал.
  • Люди всегда будут благороднее Вселенной. Несмотря на то, что мы умираем всего через мгновение, мы знаем о своем существовании, в то время как Вселенная ничего не знает о своем долголетии.
  • Влияние географических факторов уменьшается по мере развития технологий. Человек, а не земля, создает цивилизацию.
  • Идея: С течением времени технологии побеждают окружающую среду. Эта тенденция, однако, началась, как только человек смог создавать инструменты, что было своего рода технологией.
  • Прогресс реален. С течением времени и развитием технологий человек влияет на свой контроль над окружающей средой.
  • Окружающая среда по-прежнему является хозяином человека и других видов.
  • Идея: Тенденция ясна: наши технологии позволяют нам превзойти наш естественный мир. Представьте себе время, когда мы сможем контролировать землетрясения, ураганы или торнадо. Или, когда мы отправились на Луну, мы поняли, как выжить за пределами земной атмосферы. Каким-то образом мы научились преодолевать границы кислорода и распространять наш вид в новые места.
  • География — это матрица истории. Если вы живете на побережье, вы почти неизбежно станете зависимым от моря.
  • Вы можете почувствовать запах океана почти в любой точке Великобритании. Что случилось? Они вышли в море и стали лучшими моряками в истории.
  • Нами управляет все вокруг нас и внутри нас, но ни одно из этих двух не является всей историей.
  • Все было вовлечено в то, что сделало нас.
  • Идея: мы продукт всех предыдущих событий в истории, суммированных и перенесенных в настоящий момент. Однако, несмотря на то, что все вовлечено в то, что создало нас, есть несколько сил, которые несут большую часть веса. Этими силами являются генетика, культура, окружающая среда и технологии.
  • Первый биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это соревнование.
  • Сотрудничество реально и расширяется по мере развития технологий, но в основном потому, что это форма конкуренции. Мы сотрудничаем в нашей группе, семье, сообществе и нации, чтобы сделать нашу группу более могущественной.
  • Сотрудничество — это высшая форма конкуренции.
  • Второй биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это отбор.
  • С точки зрения природы мы все рождены несвободными и неравными.
  • Природа любит различия, потому что именно они позволяют отбору сосредоточить внимание на сильных и устранить слабых.
  • Вопрос: сколько организмов отбирается? Каковы шансы того, что определенный набор признаков сохранится в данной популяции, и насколько устойчивы эти шансы? Какой процент генов остается при этом процессе?
  • Свобода и равенство — вечные враги. Когда один терпит неудачу, другой умирает.
  • Только человек ниже среднего желает равенства. Те, кто осознают, что они выше среднего, желают свободы. В конце концов, превосходные способности имеют свой путь.
  • Третий биологический урок истории состоит в том, что жизнь должна размножаться.
  • Природа любит большие пометы и борьбу за выживание, которая заканчивается отбором самых сильных.
  • Каждый прогресс в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания в конечном итоге сводится на нет из-за увеличения количества ртов, которых нужно кормить.
  • Медицина и технологии сводят на нет естественный отбор, оставляя непригодных в живых.
  • Многое из того, что мы называем интеллектом, является результатом индивидуального образования, возможностей и опыта.
  • Плодородные наследуют землю. Уровень рождаемости может определять судьбу систем верований, потому что чем больше людей верят в идею и чем больше людей обучены этой идее (обычно это дети верующих), тем сильнее эта идея приживется. Это происходило с религией на протяжении всей истории, но, возможно, сейчас это происходит с наукой.
  • Вся история человечества — это короткая глава в истории биологии. А вся биология — это короткая глава в истории планеты. А планета — это короткая глава в истории Вселенной.
  • История — это история человечества в борьбе с другими видами и самим собой за ограниченные ресурсы и дары окружающей среды. Конкуренция – основной закон.
  • Раньше конкуренция была среди физических лиц. Потом его расширили и он оказался среди семей. Потом его расширили и он оказался среди общин. И так далее.
  • Основная реальность — конкуренция. Если бы вы не соревновались в жизни, что бы вы развивали? Определенная степень конкуренции необходима не только для прогресса, но и для выживания.
  • Идея: Будет ли когда-нибудь соревнование настолько интенсивным, что не будет между людьми? Нам нужна потрясающая дикая игра, в которой другой вид заставляет нас объединяться и соревноваться с общим врагом.
  • Ребенок учится через руки в раннем возрасте. Так что, возможно, стояние на двух ногах было методом, благодаря которому человек стал разумным.
  • Идея: Мне кажется логичным, что интеллект и двуногая походка эволюционировали вместе.
  • Случайность сыграла важную роль в прогрессе человечества, но теперь все внезапно меняется. Культура была первым способом, с помощью которого мы начали преодолевать роль случайности. (Вспомните систему образования и обучение людей.) Технологии — это второй (и более быстрый) способ преодоления роли случайности в генетической эволюции и прогрессе человечества. Теперь вы можете иметь плохую генетическую руку (вспомните неспособность к обучению), и наша культура и наши технологии все еще могут помочь вам выжить.
  • История не различает цвета и может развить цивилизацию под любой расой и почти при любых обстоятельствах.
  • В долгосрочной перспективе различия между людьми уступают место окружающей среде.
  • Людям нравится думать, что они немного особенные. Без этого кусочка тщеславия нам может быть труднее продвигаться вперед. В некотором смысле заблуждение является мотиватором.
  • Человеческая природа – это основные чувства и склонности человечества.
  • В целом бедные имеют те же импульсы, что и богатые, но с меньшими возможностями или навыками для их реализации.
  • Социальная эволюция — это взаимодействие обычаев и происхождения.
  • Имитирующее большинство следует за инновационным меньшинством. История — это в значительной степени битва нескольких меньшинств, победитель которой затем превозносится большинством как победитель.
  • Из каждых 100 идей 99, вероятно, будут хуже традиционной альтернативы, которую было предложено заменить.
  • Ни один человек не может стать настолько хорошо информированным за одну жизнь, чтобы переосмыслить и полностью понять обычаи и требования всего общества.
  • Хорошо, если новые идеи будут услышаны ради тех немногих, которые можно использовать. Но также полезно проверять и подвергать сомнению новые идеи.
  • Общество основано не на идеалах человечества, а на природе человечества. Мы являемся продуктом сил и инстинктов, которые нами движут.
  • Основной урок истории заключается в том, что люди, по сути, остались такими, какими они были на протяжении всей истории. Он меняет свои привычки, но не свои инстинкты.
  • В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа.
  • Герой — просто продукт ситуации. А не наоборот. Если бы не ситуация, мы бы никогда не услышали о герое.
  • В некотором смысле можно сказать, что психологическая устойчивость, героизм или другие качества характера являются просто результатом того, чего требует ситуация.
  • Мораль — это то, как общество требует поведения от своих членов.
  • Историю можно разделить на три этапа: охота, земледелие и промышленность.
  • Возможно, то, что сегодня является пороком, когда-то было добродетелью.
  • Постепенно промышленность изменила структуру человеческой культуры и морали. Люди покинули дом и племя, чтобы работать на фабриках и жить в городах и т. д.
  • История, как она обычно проживается, отличается от истории, как она обычно пишется. По определению, историки сосредотачиваются на исключительном.
  • Два примера огромных сдвигов в нашей культурной эволюции: Коперник и его открытие, что мы всего лишь одна планета — это огромный океан планет и галактик. Дарвин и его открытие, что мы всего лишь животные, которые произошли от многих других животных. Эти два убеждения радикально изменили нашу веру в религию. Если мы всего лишь одна из многих планет, почему Бог так заботится о нас? Если эволюция верна, как разумный творец мог создать нас?
  • Сама цивилизация — самое замечательное, что сделало человечество.
  • Цивилизация требует тонкого баланса социальных импульсов с животными импульсами.
  • Дюран определяет цивилизацию как общественный порядок, который способствует культурному творчеству, поэтому вам нужен порядок и личная свобода/творческая свобода. Они кажутся противоречащими друг другу, но часто между ними существует напряженный и хрупкий баланс. Если общественный порядок слишком силен, свобода ограничена. Если социальный порядок слишком низок, сотрудничество невозможно в той степени, чтобы создать цивилизацию.
  • Вы хотите обуздать свои импульсы и слабости до такой степени, чтобы они были полезными, но не чрезмерными.
  • Для человека очень опасно думать, что — даже с 30 или 40 годами обучения — он может судить и преодолевать коллективную мудрость человечества. Старые идеи очень сильны.
  • Вполне возможно, что религия позволяла людям сотрудничать на протяжении всей истории и сделала возможной цивилизацию.
  • Цель религии, морали и этики, да и вообще любой общей системы убеждений, состоит в том, чтобы хотя бы частично преодолеть импульсы нашего охотника-собирателя, рептильного мозга. Мы пытаемся преодолеть наши животные инстинкты с помощью социальных инстинктов. Мы голосуем за новую идентичность, которая, как мы надеемся, превзойдет нашу естественную идентичность.
  • Интересный взгляд на то, почему упадок религии — это очень плохо: если религия — это общая вера, объединяющая цивилизацию, и эта система верований умирает, то что удержит цивилизацию вместе?
  • Во все времена силы личности превосходят силы группы. Когда все остальное терпит неудачу, люди будут делать то, что им лучше всего. Они будут делать то, что обеспечивает их выживание.
  • Идея: возможно, наше естественное стремление обеспечить собственное выживание любой ценой и есть то, почему мы так тронуты актом жертвования собой ради другого. Вспомните: Ходор в «Игре престолов».
  • Слово «грех» имеет значение только в смысле индивидуального нарушения группы.
  • Разум не может быть доминирующим аспектом любой эпохи, потому что это всего лишь инструмент. Разум и рациональность — это инструменты для мышления, но есть много других полезных подходов, включающих разум, например чувства.
  • Ни один человек никогда не сможет сравниться с идеями человечества в целом. Глупо думать, что ваши идеи смогут противостоять таким проверенным концепциям.
  • Вполне возможно, что без религии мир был бы менее нравственным. Да, безнравственность и преступность все еще сохранялись, но силы религии, вероятно, смягчили их последствия.
  • Со временем философы стали движущей силой социальных изменений, а не церковь. И затем, в конце концов, наука украла эту работу у философии.
  • Если история поддерживает какую-либо религию, то это, вероятно, дуализм, который объясняет хорошие и плохие вещи, которые иногда случаются, через призму доброго бога и злого бога.
  • Конечным результатом промышленной революции стала замена религиозных образований светскими.
  • Раньше мы думали, что законы продиктованы Богом. Теперь ясно, что они продиктованы склонными к ошибкам людьми.
  • Один из уроков истории состоит в том, что религии имеют свойство возрождаться.
  • В истории нет примера общества, поддерживающего нравственную жизнь в массах без религии как силы, объединяющей людей.
  • Функция религии состоит в том, чтобы дать человечеству веру в способность терпеть жизнь.
  • Индивидуальные инстинкты заложены в нас эволюцией. Им миллионы лет. Социальные инстинкты намного моложе и были изучены в течение последних 70 000 лет.
  • Идея: Чтобы группа позволила социальным инстинктам возобладать над инстинктами каждого человека, нам нужны сильные убеждения и концепции. Если бы мы были просто кучей разрозненных людей, мы бы никогда не сотрудничали. Вот где закон, религия и капитализм вступают в игру. Эти идеи достаточно сильны, чтобы объединить нас, несмотря на наши индивидуальные инстинкты.
  • Слишком высокомерно сомневаться в традициях и думать, что ваш якобы блестящий ум может за 30 или 40 лет найти лучшее решение, чем человечество выработало за тысячи лет совместной работы. По этой причине вполне возможно, что мы недооцениваем то, насколько полезной и могущественной может быть религия.
  • Вы никогда не должны доверять старику быть судьей молодежи, потому что он просто отрежет смелые поступки молодежи, прежде чем они смогут их сделать.
  • Идея: эта смелость, по сути, является единственным путем, которым движется человечество. Большинство идей, которые мы предлагаем в самые смелые моменты, ошибочны. Как они могли не быть? Не то чтобы мы легко могли придумать что-то гениальное в нашем узком промежутке времени на земле. Однако время от времени смелая молодежь развивает идею, которая полностью переопределяет мир, и если мы хотим добиться прогресса, если мы хотим стать лучше, мы должны быть достаточно смелыми и достаточно бредовыми, чтобы верить, что у нас могут быть эти идеи.
  • Идея: еще Платон говорил, что «определенная часть населения» не верит в Бога. Так что, вероятно, было много предложений и творений, которые шли против Бога. Много диких азартных игр, которые потерпели неудачу. Но только после того, как была создана наука, у нас была дикая авантюра, которая оказалась достойной сражения.
  • Наука в основном имеет дело с внешним миром. К внутреннему миру это почти не имеет отношения. Что такое сознание? Как мы можем ответить на этот вопрос с помощью науки?
  • Люди, которые могут управлять людьми, управляют людьми, которые могут управлять только вещами, а люди, которые могут управлять деньгами, управляют всем.
  • Обычно о мужчинах судят по их способности производить. За исключением войны, когда они ранжируются в зависимости от их способности разрушать.
  • Концентрация богатства у небольшой части населения — это закономерность, которая повторяется на протяжении всей истории. Самые ценные таланты и навыки принадлежат нескольким людям, а это значит, что и самое ценное богатство также ограничено немногими. Этот шаблон появляется снова и снова.
  • Свобода возможна, когда достигнута безопасность, но до этого момента вы сталкиваетесь с конкуренцией. Только благодаря конкуренции мы развили способность создавать свободу.
  • Первое условие свободы — ограничение. Если свобода абсолютна, то она умирает в хаосе. Первостепенная задача правительства – наведение порядка.
  • Pax Romana был, пожалуй, величайшим достижением в истории управления.
  • Если большинство способностей сосредоточено в меньшинстве людей (то есть, если некоторые люди обладают более ценными навыками, чем большинство других), то правление меньшинства так же неизбежно, как и непропорциональная концентрация богатства.
  • Всепоглощающий труд обычно является ценой гения.
  • Вменяемость человека заключается в непрерывности его воспоминаний. Здравомыслие группы заключается в преемственности ее традиций. Оторвитесь от любого из них слишком быстро, и последует хаос.
  • Единственная настоящая революция заключается в просвещении ума и улучшении характера. Единственная реальная эмансипация индивидуальна. Единственные настоящие революционеры — это философы и святые.
  • Чрезмерное увеличение чего-либо вызывает реакцию в обратном направлении.
  • Идея: это тревожная мысль, но как только культура и общее мышление развились, мы внезапно развили способность проводить большие объемы «естественного отбора» над теми, кто с нами не согласен. Представьте себе восстание в стране, где одна группа совершает геноцид против другой группы. Эти массовые убийства во многом носят идеологический характер. В некотором смысле мы могли бы сказать, что эти убийства являются формой «выживания наиболее приспособленных», но в данном случае правящая группа считает целесообразными идеи, а не физическую форму. Внезапно идеология становится формой естественного отбора, и, поскольку мы являемся теми, у кого есть идеи, мы теперь являемся силой, которая их выбирает. Если вы зайдете в этом направлении достаточно далеко, вы попадете на опасную территорию. Кто решает, какие идеи подходят?
  • Вы не можете все время обманывать всех людей, но вы можете обмануть достаточное их количество, чтобы править большой страной.
  • Демократия принесла меньше вреда и больше пользы, чем любая другая форма правления.
  • Цель демократии не в том, чтобы сделать всех людей равными, а в том, чтобы сделать их доступ к возможностям более равным. Идеал состоит не в том, чтобы поднять каждого человека к власти, а в том, чтобы предоставить ему доступ ко всем точкам входа, где можно проверить его пригодность и навыки. Другими словами, надежда демократии состоит в том, чтобы предложить равные условия для старта и позволить вашим талантам вести вас туда, куда они могут.
  • В какой момент свобода становится чрезмерной? В какой момент это становится расстройством?
  • Цивилизация возможна благодаря сдержанности. Ясно, что свобода возможна благодаря каким-то границам. Если мы пересечем эти границы, у нас будет хаос, а не цивилизация.
  • У вас не может быть свободы без порядка.
  • Война кажется постоянной для всех цивилизаций и времен. Это результат конкуренции между группами, так же как и отдельные люди.
  • Война, как это ни парадоксально, является движущей силой многих технологических и культурных изменений, которые впоследствии приводят к длительным периодам мира.
  • Мы постоянно расширяем наши инструменты, не увеличивая нашу цель. Мы разработали более сложные способы удовлетворения основных человеческих потребностей.
  • Мы можем определить прогресс как возрастающий контроль жизни над окружающей средой.
  • Если образование является мерилом прогресса, то мы продвинулись больше, чем когда-либо прежде. Образование — это передача как можно большего количества человеческого наследия и знаний, которых мы можем достичь в полной мере.
  • Если прогресс реален, то не потому, что мы богаче или мудрее тех, кто был в прошлом, а потому, что мы рождены на более высоком уровне и выше пьедестала нашего наследия. Мы рождаемся с плодами большей части человеческого наследия.
  • Не расстраивайтесь из-за того, что жизнь может иметь смысл только в той мере, в какой человек в нее вкладывает. Замечательно, что мы вообще можем вкладывать в жизнь любой смысл. Что редкость, так это способность даже изобретать смысл для себя, ибо такая задача кажется невыполнимой для всех других животных.
  • Не будь оптимистом или пессимистом. Вместо этого будьте реалистом. Примите тот факт, что жизнь состоит из трудностей и удовольствий. Трудности — естественная цена существования. Восторги — это вкусности, которых вы не обязательно заслуживаете.
  • Трудно понять качество своего возраста. Обычно мы знаем больше о достижениях предыдущей эпохи, чем об их недостатках. Между тем, мы обычно больше знаем о своих недостатках и преуменьшаем свои достижения. Это затрудняет сравнение возрастов.
  • Человеческая природа меняется, но меняется невероятно медленно, геологически быстро. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что человеческая природа практически не изменилась за последние 2000 лет, а возможно, и намного дольше. Человеческая природа тесно связана с биологией. Это внутренние черты, которые у нас есть, и они очень медленно меняются в ходе эволюции.
  • Прогресс — это усовершенствование средств, которые мы используем для достижения тех же самых старых целей. Возможно, наш прогресс зависит только от средств, а не от целей. Неужели мы просто достигаем тех же желаний, что и 10 000 лет назад, но новыми, современными средствами.
  • Человеческая природа нецивилизованна. Это почти антицивилизация. Только через культуру, сдержанность и нравственность мы приобретаем цивилизованную деятельность.
  • Техника распространения наследия и его усвоения со временем невероятно выросла. Культура крепче, чем когда-либо прежде, держит наше поведение мертвой хваткой. Один из способов объяснить это — сказать, что предстоит узнать и унаследовать гораздо больше, чем даже 100 лет назад. Богатство человеческих знаний увеличивается с каждым годом и наделяет тех, кто родился сегодня, несколько большими преимуществами, чем тех, кто родился вчера.
  • «Рассматривайте образование не как болезненное накопление фактов, дат и царствований и не просто как необходимую подготовку человека к тому, чтобы заработать себе на жизнь в мире, а как передачу нашего умственного, морального, технического и эстетического наследия. Как можно полнее, как можно большему количеству людей, чтобы украсить человеческое понимание, контроль и наслаждение жизнью. Наследие, которое мы теперь можем более полно передавать, богаче, чем когда-либо прежде. Он богаче, чем у Перикла, поскольку включает в себя последовавших за ним греков. Богаче, чем у Леонардо, потому что включает его и итальянское Возрождение. Богаче Вольтера, потому что он объемлет все французское просвещение и его экуменическое распространение». -Уилл Дюран
  • «Если прогресс реален, несмотря на наше нытье, то это не потому, что мы рождаемся здоровее, лучше или мудрее, чем младенцы в прошлом, а потому, что мы рождаемся с более богатым наследием, рождаемся на более высоком уровне этого пьедестала. которые накопление знаний и искусства возвышает как основу и опору нашего бытия. Наследие растет, и человек растет пропорционально тому, как он его получает». -Уилл Дюран
  • «История — это преподавание философии на примерах». -Генри Сент-Джон
  • Революции — это всего лишь изменения на уровне поверхности. Природа человека остается неизменной. Люди просто меняются вместе с революцией и возвращаются к тем же основным моделям.
  • Каждое поколение восстает против предыдущего. Во многих отношениях это естественно и желательно.
  • Когда всем все принадлежит, никто ни о чем не заботится.
  • Нельзя сделать людей равными, приняв законы.
  • Экономическая история — это медленное сердцебиение социального организма. Независимо от того, кто находится у власти, прибыль постепенно достается самым умным и талантливым. Затем, в конце концов, происходит некоторый раскол порядка, к власти приходит новое меньшинство, и картина повторяется.
  • Большинство бедняков являются жертвами расовой дискриминации и экологических проблем.
  • Каждая жизнь, каждое общество и каждый вид — это эксперимент. Все заканчивается смертью в конце концов.
  • Каждая религия должна проповедовать мораль, а не теологию.
  • Лица моложе 30 лет никогда не должны доверять экономическим, политическим и моральным идеям других лиц моложе 30 лет.
  • Пусть наши сыновья и дочери будут наказаны, когда они нарушат закон, но давайте верить им, когда они откроют свое сердце.
  • Идеи — самая сильная вещь в истории. Даже пистолет изначально был идеей.
  • В старости понимаешь, как хорошо, что есть радикалы и как хорошо, что есть консерваторы. Радикалы подают газ, а консерваторы тормозят. Обе эти функции незаменимы. Это напряжение необходимо для функционирующего общества.

Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант

Купить книгу: Распечатать электронную книгу Аудиокнига

Или просмотрите другие аннотации к книгам.

Спасибо за внимание. Вы можете получить больше практических идей в моем популярном информационном бюллетене по электронной почте. Каждую неделю я делюсь 3 короткими идеями от себя, 2 цитатами других и 1 вопросом для размышления. Более 2 000 000 человек подписаны на

. Введите адрес электронной почты сейчас и присоединяйтесь к нам.

Об авторе

Джеймс Клир пишет о привычках, принятии решений и постоянном совершенствовании. Он является автором № 1 New York Times 9.0323 бестселлер, Атомные привычки. Книга была продана тиражом более 9 миллионов экземпляров по всему миру и переведена более чем на 50 языков.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше →

Уроки истории — Резюме. Эта книга показывает, как цивилизации… | Карл Нибур | Booklover

Эта книга показывает, как развиваются цивилизации и как они формируют нас

История — великий учитель. Накопленные к настоящему времени знания о том, что произошло с человечеством, не только обогащают наше понимание прошлого, но и позволяют понять настоящее и сформировать будущее.

По мере развития технологий географическое влияние уменьшается.

Торговые пути можно рассматривать как артерии цивилизаций. Исторически сложилось так, что цивилизации всегда процветали вблизи рек, оазисов, океанов и озер, потому что они давали не только воду и пищу, но и способ передвижения и, следовательно, торговли.

С появлением современных технологий географическое значение несколько утратило свое значение. Страны теперь имеют возможность торговать товарами с помощью грузовиков, поездов и самолетов. Делает возможным процветание торговли на больших массивах суши.

Прогресс цивилизации является продуктом обстоятельств

Вопреки расовой теории, прогресс цивилизации не имеет ничего общего с расой. Жозеф Гобино, отец современного расового мышления, основывал свою теорию на примерах, в которых арийская раса якобы преуспела благодаря своему превосходству. Он рассудил, что всякий раз, когда они смешивались с другими расами, это превосходство угасало.

Но есть много контрпримеров, опровергающих расовое мышление. Древний Китай в какой-то момент был самой развитой цивилизацией, прежде чем возникли европейские цивилизации, такие как Египет и Рим. В Южной Америке существовало множество цивилизаций, таких как майя и инки.

Конкуренция и неравенство

Естественный отбор действует через выживание наиболее приспособленных, конкуренция в природе. На протяжении всей истории наши предки подвергались такой конкуренции, которая часто приводила к войнам и насилию. Таким образом, склонность к конкуренции заложена в наших генах.

Неравенство присуще и жизни. У нас есть власть над некоторыми вещами, но мы не можем выбирать другие факторы, такие как генетические сильные и слабые стороны.

Общества со своими законами и правилами играют важную роль в поддержании определенного равенства. Чем слабее правила, тем быстрее формируется неравенство. Пример этого явления произошел в девятнадцатом веке, когда США и Англия приняли экономическую политику laissez-faire, что означает как можно меньше государственного вмешательства в экономику. В этот период резко возросло социальное неравенство.

Война — это норма в истории

Лишь около 10% истории гуманитарных наук были свободны от войн, почему так? Общества ослабляют потребность в насилии между конкурирующими индивидуумами, но общества по-прежнему конкурируют друг с другом. Коалиции между странами имеют тенденцию формироваться только тогда, когда есть общий враг. Так что для установления мира во всем мире, возможно, потребуется внешняя опасность.

Люди формируются культурой. Культура создается методом проб и ошибок.

Человеческая природа не так сильно изменилась. Наши гены почти такие же, как и тысячи лет назад. Если бы мы привезли ребенка из древней Спарты и вырастили его в Германии, ребенок стал бы нормальным гражданином Германии. Таким образом, человеческая эволюция по большей части является социальной, а не биологической.

Но если цивилизации формируют людей, то что формирует цивилизации? Инновации в цивилизациях возникают благодаря индивидуальному вкладу, часто путем проб и ошибок. Одни идеи приживаются, другие нет. Некоторые вклады подвергаются испытанию, но не всегда сохраняются, например, идеи Маркса, Ленина и Наполеона.

Этика – результат обстоятельств

Этика играет важную роль на каждом этапе эволюции человека. Во времена охотников-собирателей агрессивное поведение помогало выжить. Смертность мужчин была выше, потому что им приходилось охотиться и, следовательно, размножаться с несколькими женщинами.

Когда наступил сельскохозяйственный век, сотрудничество и мир стали более ценными, так что семья и, следовательно, двоеженство стали нормой, поскольку дети представляли собой достояние.

В ходе промышленной революции в очередной раз произошли изменения в нравах. Высокий спрос на специализацию сделал рождение детей менее важным и увеличил стоимость воспитания детей.

Этика идет рука об руку с необходимостью, и через столетие мораль, вероятно, будет радикально отличаться от сегодняшней.

Перераспределение богатства может произойти, когда неравенство слишком велико.

Демократии и другие системы оставляют большую степень свободы для накопления богатства. Однако, когда неравенство между бедными и богатыми слишком велико, может произойти перераспределение богатства. Перераспределение богатства может происходить мирным путем путем налогообложения, сокращения долга и девальвации валюты или путем восстания, часто приводящего к гражданской войне. Исторически

Социальные системы часто работают лучше всего в сочетании

Исторически социализм всегда терпел неудачу, если только он не был связан с другими системами или внешним страхом. Русская революция 1917 года, например, сработала так хорошо, потому что страна должна была защищаться от внешних врагов, десятилетие относительного мира привело к падению СССР.

Капитализм добился большего успеха, но даже в капитализме есть страх перед социализмом, т. е. бунтом бедных, вот почему у капиталистических мыслителей есть тенденция увеличивать равенство. Точно так же мыслители-социалисты часто стремятся расширить свободу, опасаясь капитализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *