Краткое содержание платонова никита: Никита. Краткое содержание рассказа Платонова

«Никита» краткое содержание рассказа Платонова – читать пересказ онлайн

6 мин.

Андрей Платонов

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 2049.

Обновлено 19 Декабря, 2022

О произведении

Рассказ «Никита» Платонова был написан в 1945 году. Это история о маленьком мальчике, который силой своей фантазии наделял жизнью все окружавшие его предметы. Перебороть детские страхи и почувствовать уверенность в себе помог Никите его отец, вернувшийся с войны.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Никита», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в 1945 году в России.

Главные герои

  • Никита
    — пятилетний мальчик, добрый, чуткий, с богатым воображением, эмоциональный.

Другие персонажи

  • Мать Никиты — добрая женщина, вынужденная целыми днями работать в поле за трудодни.
  • Отец Никиты — солдат, вернувшийся с фронта, добрый и заботливый.

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.

Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешает.

Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.

На небе Никита увидел «доброе солнце», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.

Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.

У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят.

Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.

На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!». Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица».

От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко

». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.

Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали: «всем стало боязно отца-солдата». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.

И что в итоге?

Никита — сообщает злым «головам во дворе», что его отец вернулся, помогает отцу по хозяйству.

Отец Никиты — возвращается с фронта.

Заключение

Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.

После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Бэй Лун

    10/10

  • Галина Давидович

    10/10

  • Oksana Pavlova

    10/10

  • Кирилл Кондратов

    10/10

  • Пелагея Абраменкова

    10/10

  • Оленг Дубик

    10/10

  • Artyom Denisov

    10/10

  • Влад Зимний

    9/10

  • Роман Аркадьев

    10/10

  • Степан Харитонов

    10/10

Рейтинг пересказа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 2049.


А какую оценку поставите вы?

Никита — краткое содержание рассказа Платонова

Пятилетний Никита жил с матерью вдвоём, его отец ушёл на войну и пока не вернулся. Каждое утро мама уходила работать в поле, а мальчик оставался за хозяина. Мама говорила: Не балуй, Никитушка…тут всё добро наше – в избе и во дворе. Никита повторял за ней эти слова и просил её вернуться как можно скорее, потому что боялся оставаться один. Потом Никита обходил всю избу, выходил в сени, где видел жужжащих мух, паука, воробья. Всех их мальчик знал и от них ему было скучно, он хотел узнать что-то новое. Поэтому Никита пошёл в тёмный сарай, где стояла пустая бочка. Он думал, что в бочке живёт маленький человек, который днём спит, а ночью выходит поесть. Мальчик сказал воображаемому человеку, чтобы тот шёл работать, иначе зимой ему нечего будет есть. Потом он вспомнил, что у матери пропали ножницы и решил, что этот старик из бочки их взял, чтобы подстричь себе бороду. Никита тихо попросил отдать ножницы. Вдалеке в лесу кто-то ухнул и в бочке маленький житель ответил Никите:

Я тут!. Мальчик испугался и выбежал из сарая.

На улице было солнечно, Никита посмотрел на небо и увидел, что …солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему. Мальчик подумал, что дедушка живёт теперь на солнце. За огородом был старый колодец и Никите казалось, что там живут ростом с воробья, безволосые, вредные водяные люди, которые хотят выпить его глаза. В огороде стоял пень, но Никита видел, что это не просто пень, а сердитая голова. Мальчик предложил пню пахать землю, но тот что-то крякнул в ответ, Никита испугался и пошёл обратно в избу.

Дома он хотел попить молока, но опять вышел на улицу, потому что испугался стола, который был похож на человека на четырёх ногах без рук. Вдалеке он увидел старую баню, в которой любил раньше мыться дедушка и со страхом подумал, что …это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала. Никита подошёл к бане, но та посмотрела на него как на чужого. Не только баня смотрела на Никиту без любви, но и каждое колышко из плетня; …незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту.

Никита побежал к матери, долго он бежал, присел отдохнуть и случайно уснул, проснулся лишь вечером. Мальчик пришёл домой и увидел, что за столом ест хлеб и молоко какой-то старый солдат, Никита оробел. Мама сказала, что это его отец вернулся с войны. Мальчик посмотрел на отца и спросил, не уйдёт ли он снова, отец ответил, что теперь уж век будет с ними вековать.

Утром Никита вышел во двор и сказал громко всем, кого он боялся, что к ним отец вернулся, но на этот раз никто ему не ответил. Папа позвал Никиту, и они стали осматривать двор, искать, что нужно починить. Мальчик вглядывался во все те предметы, что так пугали его ещё вчера, но не увидел ничего тайного или злого. Колья в заборе были просто кольями, баня просто старым домиком. Папа стал топором рубить пень на дрова, и Никита сказал отцу, что ещё вчера этот пень разговаривал с ним. Но отец ответил сыну, что пень этот давно умер, а Никита хочет сделать всех живыми просто потому, что у него доброе сердце. Отец хотел перестелить пол в избе и стал стругать доски, а сына попросил выпрямлять кривые гвозди молотком. Никита выпрямил один гвоздь и увидел, что тот похож на доброго человечка. Тогда он спросил отца, почему этот добрый, а другие были злыми. Отец ответил:

«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые…а этого…ты сам трудом сработал, он и добрый»

Никита предложил всё делать трудом, чтобы всё было вокруг доброе, отец согласился с ним. И отец подумал, что всегда, когда вспоминал сына на войне, то про себя называл его добрый Кит.

Никита: резюме. Никита Платонов научил?

Сегодня это популярно даже в школьной программе по литературе изучает Андрей Платонов. «Никита» — рассказ этого писателя, рекомендованный для младшего школьного возраста.

Прошли те времена, когда этот человек, ныне признанный классиком, объявлялся хулиганом, возглавляемым верноподданными деятелями литературы. Когда человек создает настоящие национальные духовные ценности, вынужден жить на зарплату жены. Когда его сына, чтобы доставить еще несколько страданий отцу, под ложным предлогом посадили в тюрьму. Когда отец забрал сына, больного туберкулезом, домой умирать, заразился и умер сам. Не потому ли так трогательно и по-отцовски пишет свой рассказ Платонов? Он не увлекается булгаковской сатирой. Но неправильно с точки зрения фразировки строк Платонов почувствовал драматизм этой художественной силы.

Кто лучше писателя сумеет совместить вымысел и реальность дивным кружевом своего воображения? Как ни странно, но в ХХ веке среди железного нестандартного вала советской литературы были и настоящие творцы, вроде страдающего, но идущего против течения Андрея Платонова, несущего терновый венец наследника Л. Н. Толстого и Достоевского.

Бытовые сказки — что это?

Сколько воображения и любви к людям должно быть у волшебника слова, сочинителя бытовых сказок! Все это в полной мере отражает даже резюме. Никита Платонов, Андрей Платонович (предмет изложения данной статьи) позволяет прочувствовать всю глубину и силу таланта автора. Писатель много работал над моей уникальной авторской постановкой, «самодельной», «топорной», но удивительно трогательной. В его сказках нет историй о волшебниках и феях, нет супергероев. Населены они обычными людьми, не идеальными. Однако прочитав их, все признают, что произведения Платонова волшебны по-своему, особой магии добра, которая гораздо сильнее «причудливого» колдовства.

Рекомендовано

LP — женщина или мужчина, и это важно?

Те, кто хоть раз удосужился ознакомиться с творчеством волшебной певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…

Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы

Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997. Она стала частью саундтрека известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…

Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера

Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и…

стиль Платона

Своего рода платоническое языковое изложение, переплетающееся с лексической, грамматической нестандартностью, присущей детской речи, что каким-то удивительным образом целостно создает единую картину окружающего человека мира. Вы почувствуете это, прочитав краткий обзор. Никита Платонов оставляет впечатление, что мир повести — цельный, живой, и в нем «все со всем связано».

В кажущейся простоте изложения и примитивности сюжета видна глубина и мудрость Андрея Платонова, воспринимающего мир сквозь призму столь же многослойного и многогранного, как классики золотого периода русской литературы конца XIX века.

Особенности искусства рассказывания историй

Главный герой повести Платона — пятилетний мальчик Никита. Его отец призван на войну, а мать с утра до поздней ночи зарабатывает своим трудом, чтобы прокормить себя и ребенка. Яркие впечатления необмененного воображения ребенка делают этот рассказ кратким по содержанию. Никита Платонов подводит читателя к пониманию резкого контраста между нарисованной детской фантазией, живым миром и реальным: серым, жалким, убогим. За кружевом авторского воображения, создающего целостность повествования, тронувшего чувства читателя, раскрываются суровая действительность и страдания простых людей от бедности их жизни.

Главный герой

Как начать риторические вопросы? Никита Платонов щедро делится с читателями своим образным видением мира. В нем смешались вымысел и реальность. Однако есть и нотки реализма в восприятии мира ребенком.

Мать, работая в поле с утра до вечера, не может даже накормить его завтраком и ужином. Никита настолько независим, насколько это может быть пятилетний ребенок. Знает и выполняет их ежедневные «дело»: дом не спалить, яйца собрать, петуха от петушиного бойца защитить, обед не забыть, молоко с хлебом… Горячий Никита получает еду только раз в день. вечером, когда мама приходит с работы. Однако повествования автора настолько страстны, что нищета завуалирована ширмами детских фантазий. Именно их богатство в первую очередь и показывает в своем рассказе Никита Платонов. Отзывы читателей о творчестве писателя отражают растущий интерес к его творчеству, его актуальность и востребованность.

Созерцание – образование

С одной стороны, ребенок растет как стебелек в поле, почти не воспитанный, а с другой, мальчик уже впитал в себя главное в жизни. Он любит свою мать, чувствует ответственность за «наш хутор», помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.

Никита вспоминает, как раньше удовлетворялся созерцанием мух, воробьев, пауков. Поскольку на него не было взрослых, чтобы обратить на него внимание, ребенок исследует предмет, оживляя его. Таким образом, он несет в себе все, что знает о мире взрослых. Например, у стоящей в сарае бочки он находит место, где днем ​​спрятался человек небольшого роста и непременно с бородой. Не только бороду, эту стрижку он недавно отобрал у маминого мальчика ножницами. В общем, возражал. Спите днем, пока следует пропалывать просо. Иначе колхозный счетовод не прочитает свой трудодень, а хлеба, соответственно, крестьянин не получит. Ясно намекает на коллективный быт деревни в рассказе Никиты Платонова. Отзывы властей об определении творческой личности были однозначны – «кулацкие прихвостни», а Иосиф Сталин был еще более лаконичен – «сволочь».

Анимированные объекты вокруг дома

Вернемся к истории… так, от барабанов убежал пацан. Это было достаточно далеко, чтобы был слышен «театр». Кстати, мужчины, чье воображение мальчика населяли различные предметы, например колодец, почему-то почти всегда вредны. «Колодезный», например, народ естественно представлял себе в детстве, — пухлый, давно воробей, мокрый и агрессивный, совершенно не способный напиться глазами спящих детей. Почему воображение ребенка принимает устрашающие формы? Причина психологическая: только неблагоприятный для комфортного проживания климат в стране мог вызвать в сознании детей подобные ассоциации.

Повесть Платонова «Никита» повествует нам о том, что куда бы ни пошел малыш, за ним гонится какая-то выдуманная сущность. Возможно, они змееподобны, живут в норах. Они посреди ночи и не в силах доползти до своей хижины и подло укусят его или мать во сне. Рассказ Платонова «Никита» затем переносит мальчика в сад, где пень торчит, как голова, выглядывающая из-под земли. В эту голову тоже приходит угроза, но другого рода. Тупоголовый мог съесть всю капусту на огороде, оставив мальчика и его мать без супа в холодную и голодную зиму. Заброшенная баня, где «по-чёрному» парил покойный дедушка, искривилась, как злая старуха.

Мальчик не на шутку испугался. На грань нервного потрясения это доводит Платонова. Рассказ «Никита» доводит страхи мальчиков до предела. Встретившись с обрубком, он лег на землю и прижался к ней ухом, услышав там голоса. «Да они — вездесущи!» — подумал мальчик о людях, живущих под землей. Теперь даже родная изба показалась ему враждебно-придирчивой. Даже она не любила его и маму за то, что от них вред, столько, сколько хлебной пшеницы тратится на них!

Сердце ребенка интуитивно чувствует враждебность окружающего мира.

Отцовская спина

Однако есть кто-то, кто спасает младенца от этой вездесущей вражды, — сказал Платонов. Рассказ «Никита» погружает мальчика в спасительные лучи дедушкиного солнца. Возможно, это душа умершего деда защищает внука. Малыш, обласканный лучами солнца, успокаивается и идет домой к маме, ожидающей его с ужином. Он открывает дверь и видит, что мамы нет дома наедине с какими-то старыми солдатами. Это вернулся с войны отец. Короткими, но меткими штрихами, показывающими многострадальную душу любящего отца («пора тебе и маме подумать», «век век уходит в вековье»), создается цельный и глубокий образ Платонова («Никита»). Главные герои — сын, мать, отец — снова вместе.

Мой Отец…

Как мальчик принял отца, которого в принципе не помнит? Его отец ушел на фронт, когда он еще нянчил ребенка. Он считал, что «старый дядя». Душа сородича вошла в резонанс с душой его отца. Он поверил ему и доверился ему, как он считает сына отцу, он почувствовал, что их семья наконец-то стала полной. Как все это показывает писатель? Не много сентиментальных излияний, и опять один короткий, точный штрих художника. Мальчик вышел на улицу и сказал всем, что теперь у них будет жить отец. Как просто и мастерски пишет рассказ Платонов! «Никита», главные герои которого цельны, глубоки, созданы, лаконично и полно, одним словом, мастерски, стал «визитной карточкой» автора.

Воспитание отца

Теперь по-другому почувствовал себя главный герой истории. Конечно, подрастающему мальчику не хватало отца. Ведь в воспитании будущего мужчины должна принимать участие не только мать. Если материнская любовь всегда инстинктивно запрограммирована природой, то отцовская любовь всегда предметна, социально ориентирована. Мы подходим к ответу на вопрос, что значит повесть Платонова «Никита». Первым делом по возвращении домой отец мальчика осмотрел различные инструменты. Однако вскоре мы убедились, что он не только хозяин, но и опекун. Мальчик, под первым отцовским гвоздем убивший, говорит, что как хороший человек. Мальчик обрадовался и удивился – наконец-то поправилась!

Созданный трудом добрым и вечным

Отец способствует сыну оценок себя и окружающего мира. Это пишет о Платонове («Никита»). Главный посыл, который он передает, вернувшись с фронта, своему ребенку, заключается в том, что все создано трудом добра. Так что работа важна. Увидьте и пофантазируйте хрупкое, так часто связанное со злом. Итак, простые простые слова, которые он описывает для приоритетов своего сына в дальнейшей жизни.

Недаром образ отца приближает писателя к читателю через отношение к работе. Это не случайно. Отец Андрея Платоновича, машинист паровоза Платон Климентов Фирсович, воспитавший его настоящим тружеником, а не просто уважаемым трудом. Дважды был удостоен звания Героя Труда. Возможно, слова отца украсили рассказ Платонова («Никита»). Основная мысль рассказа касается важности установления своеобразной границы между вымыслом и спектаклем. Созданное руками человека прочно, надежно, служит ему во благо.

Доброе сердце

Хороший мастер стал краеугольным камнем, изменившим сознание Никиты. Однако отец своим объяснением предупреждает возможный вопрос сына: «Хорошо или плохо он создал мир фантазий?» Разум-чуткость и милосердие мальчик щедро дарит жизни окружающим предметам и природе. Отец одобряет это свойство своей натуры, считая, что, сберегая его, сын сбережет и свою доброту на годы к дальнейшей жизни. Эти отцовские суждения глубоко гуманны и мудры по своей сути, ибо человек сух, лишен воображения, как правило, лишен и человечности.

Анализ рассказа Платонова «Никита» также ценен с точки зрения формирования в сознании пятилетнего мальчика представлений о мужской субкультуре, направленности его интересов, понимания основных направлений их развития через творчество.

Это произведение, как и все творческое наследие писателя, стало доступно широкому зрителю лишь в середине 80-х годов.

Заключение

Читатели этого произведения, конечно же, могут почувствовать, насколько глубоко автор вживается в своих героев. Даже краткое содержание повести Платонова «Никита» дает понять, насколько глубоким писателем, настоящим инженером человеческих душ был Платонов. Принципиально отказываясь от партийной идеологии, он в основу каждого своего произведения кладет личность человека.

Андрей Платонович мечтал, чтобы все были богаты и счастливы. В революции он видел обнищание и оболванивание народа, а в войне — ожесточение.

Кроме того, он не мог врать, не хотел писать пафосно. Лучшие его произведения не были напечатаны советскими издательствами, он «писал в стол».

Однако у него, безусловно, был свой неповторимый стиль.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/mastactva-zabavy/18971-m-k-ta-karotk-zmest-m-k-ta-platonava-chamu-vuchyc.html

Германия: https://tostpost.com/de/kunst-und-unterhaltung/18987-nikita-kurzinhalt-nikita-platonow-lehrt.html

ES: https://tostpost.com/es/arte-y-entretenimiento/18996-nikita-resumen-de-los-contenidos-nikita-platonov-lo-que-se-ense-a.html

КК: https://tostpost.com/kk/ner-zh-ne-oyyn-sauy/18969-nikita-ys-asha-mazm-ny-nikita-platonov-ne-n-rsege-yreted.html

PL: https://tostpost.com/pl/sztuka-i-rozrywka/18932-nikita-skr-cony-spis-tre-ci-nikita-p-atonow-czego-uczy.html

PT: https://tostpost.com/pt/artes-e-entretenimento/18933-nikita-um-resumo-do-conte-do-nikita-plat-nico-o-que-ensina.html

TR: https://tostpost.com/tr/sanat-ve-e-lence/18979-nikita-k-sa-i-erik-nikita-platonov-retir.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/mistectvo-ta-rozvagi/18953-mikita-korotkiy-zm-st-mikita-platonova-chomu-vchit. html

Топ-10 платонических отношений дружбы в художественной литературе | Книги

Использование определения «просто» для хороших друзей всегда казалось мне неадекватным. Некоторые из моих дружеских отношений были отмечены и определены важной характеристикой, названной Кэролайн Уинифред Оултон (в ее книге «Романтическая дружба в викторианской литературе») «интенсивным чувством».

Это была платоническая дружба, которая включала в себя множество романтических тропов: тоска, написание писем, создание плейлистов, страх потери себя или принятие противоположного: своего рода саморасширение до возможности дружбы. Важно отметить, что они содержали обнаженную форму потребности, что-то, что было связано с потенциалом радости, но также могло пойти наперекосяк.

В моем романе «Вы, люди» 19-летняя Ниа заводит дружбу с Тули, владельцем ресторана, в котором она работает. Сначала она не может классифицировать отношения с ним — они не связаны физически, но временами они кажутся интимными, гипнотизирующими, семейными. Есть острая уверенность в том, что это важно.

Секс, конечно, может отсутствовать в платонической дружбе. В художественной литературе читателю, даже если не самим персонажам, может быть ясно, что эрос маскируется или подавляется по целому ряду причин. В жизни тот же либидинозный порыв может вспыхнуть или сублимироваться в любой момент дружбы.

Но для целей этой статьи я возьму эту связующую идею «сильных чувств» в вымышленных дружеских отношениях, где нет плотской активности, и назову их платоническими.

1. «Сула» Тони Моррисон
Задолго до лихорадки и мечтаний о Лиле и Лену в серии эпических неаполитанских романов Елены Ферранте и преследующего «воображаемого сопереживания» женской дружбы в «Времени свинга» Зэди Смит у нас были Сула и Нел. заняты танцами по всем социальным представлениям о классе, расе и браке. Действие книги происходит в сообществе чернокожих на холмах Огайо в период между 1919 и 1965 годами, где быстро набирает обороты белая джентрификация, и книга вращается вокруг связи между парой, когда они становятся женщинами. Они причиняют друг другу боль и должны причинять друг другу боль, но сила, которую они проявляют вместе, проистекает из их различий и изменяющих парадигму вопросов, которые они задают. Финал, бедственный, но освобождающий, является мастерским исследованием сожаления.

2. «Болезненный случай» Джеймса Джойса
Мистер Даффи думает, что культивирует вокруг своих корней своего рода питательную дружбу, похожую на «садовую почву», но когда его платоническая приятельница миссис Синико прерывает их обычные разговоры об Истине и Красоте внезапно прижимая руку к ее щеке, Даффи попадает в экзистенциальный ад. Он обрывает все контакты, ошеломленный. Спустя годы он читает в газете, что миссис Синико попала под поезд и что она начала пить спустя годы после того, как их дружба закончилась. Реакция Даффи неприятна — сначала он испытывает какое-то отвращение к ее безвкусному финалу, потом размышляет о том, как его исключили из «пиршества жизни» — неужели он потратил впустую свою жизнь, ведя себя так пуритански?

3. «Дающее дерево» Шела Сильверстайна
Эти отношения между деревом и мальчиком красивы и прямолинейны до тех пор, пока это не становится не так — мальчик растет, радостно качаясь на ветвях дерева, но начинает позволять себе вольности. Он вырезает на коре инициалы своей возлюбленной, отбирает яблоки, он даже срезает ей ветки, ссылаясь на нужду в деньгах. Несмотря на все это, даже когда он, наконец, срубил дерево до пня с почти психотической небрежностью, дерево постоянно заявляет, что оно счастливо. Загадка: должны ли мы все направлять дзенскую чувствительность дерева или это ведет к гибели?

4. Венок из роз Элизабет Тейлор
Изображение режиссера Беддоуса, которое Тейлор переписывает с художницей Фрэнсис после восхищения ее картинами, наполнено эмоциональным интеллектом. В конечном счете, непосредственные отношения, которые Беддоуз культивирует с Фрэнсис, не могут конкурировать с его навязчивой любовью к неподвижным изображениям, которые она создает. Это облегчение для Фрэнсис, которая больше заинтересована в углублении и затемнении своей художественной практики, чем в том, чтобы бороться с его фанбойским хвастовством. Но Беддос — полезная провокация, и он заставляет ее остановиться и подумать о своем прошлом, настоящем и будущем.

Сложно… Пип (Майкл Йорк) с Джо Гарджери (Джосс Экленд) в телевизионной версии 1974 года «Большие надежды». Фотография: ITV/Rex/Shutterstock

5. Большие надежды Чарльза Диккенса
У Диккенса в этой книге есть традиционная любовная линия «будут они или не будут», которая время от времени всплывает на поверхность во время пути Пипа от ученика кузнеца до высшее общество. Но его также беспокоит то, как стремление может разлагать душу, что видно из сложной дружбы между Пипом и Джо. Пип смотрит на Джо, когда он маленький, но как только он начинает свое восхождение, он видит Джо и чувствует только глубокую стыдливость своего скромного происхождения. Джо оптимистично относится к этой непристойной части Пипа, потому что он так хорошо его понимает: «Ты и я не две фигуры, чтобы быть вместе в Лондоне; ни где-либо еще, кроме того, что является личным, известным и понятым среди друзей».

6. Мир согласно Гарпу, Джон Ирвинг
Профессиональный футболист Роберт становится Робертой после операции по смене пола после прочтения культового феминистского текста «Сексуальный подозреваемый», написанного матерью Гарпа Дженни. Она ранний транс-персонаж и, безусловно, самый привлекательный персонаж в романе, кто-то, кто страдает «тщеславием мужчины средних лет и тревогами женщины средних лет… перспектива, которая не лишена своих преимуществ». Роберта и Гарп регулярно играют в сквош, и между ними завязывается крепкая дружба. В книге, в которой много говорится о превратностях похоти, их платоническая близость доставляет удовольствие.

7. «В конце дня» Тессы Хэдли
Этот роман, сверкающий тем, что писатель Джеймс Солтер назвал «совершенным знанием и внимательным наблюдением», содержит несколько конфигураций платонической дружбы. Алекс и Зак знают друг друга со школы, как и Кристин и Лидия (их жены). В переплетении амбиций и обмана, которое тянется между ними на протяжении десятилетий, есть еще одно, хиазмальное, почти платоническое «счастливое товарищество». Прочтите его, чтобы поразиться богатому описанию личности и смысла.

8. Хороший террорист Дорис Лессинг
Элис и Джаспер переезжали из одного сквота в другой в течение 15 лет и теперь участвуют в протестах против «сучьей королевы» Тэтчер. Алиса утверждает, что любит Джаспера в общепринятом смысле, хотя знает, что он предпочитает мужчин. Его неприятие ее может показаться жестоким, но Алиса также испытывает некоторое облегчение от того, что между ними ничего не может расцвести, особенно от того, что ни один ребенок не может выйти из их уз. Это роман идей, и резкий ум Лессинг является двигателем, когда она ведет нас по пересекающимся дорогам личного и политического.

9. A Fine Balance by Rohinton Mistry
Дина — вдова, у которой живет студент колледжа по имени Манек и два портных — Ишвар и Омпракаш — которые живут с ней в Мумбаи во время чрезвычайного положения в 1975 году. временная семья вместе. Дисфункция внешнего мира ушибает и вредит всем четверым — мы наблюдаем принудительную стерилизацию, кастрацию, ампутацию конечностей, потерю жизней и домов — но отношения — это сосуд, который поддерживает их в худшие времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *