Краткое содержание лермонтов ангел: Ангел | СПАДИЛО

Ангел | СПАДИЛО

О произведении

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1839 | Форма произведения: поэзия | Жанр: романтический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образы ангела, человеческой души Темы: жизнь и смерть, религия и бог, смысл жизни

По небу полуночи ангел летел,

   И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

   Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

   Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

   Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

   Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

   Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

   Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

   Ей скучные песни земли.

Краткое содержание

А. Шишкин. Ангел-хранитель с мечом. 2004

В произведении описывается путь ангела, несущего на землю с небес душу рождающегося ребёнка. Полёт ангела сопровождает чудесная песня: в ней небесный посланец повествует о любви и блаженстве, о Всевышнем и святых. Ангелу становятся всё слышнее людские слёзы и стенания, чем ближе он приближается к земле. Крылатому посланцу жаль новорожденную человеческую душу, ведь ей еще не скоро предстоит вновь воссоединиться с небом и Всевышним. Ангел понимает: «скучные песни земли» не смогут заменить новорожденной душе райской божественной музыки.

История создания

Литературоведы точно не знают, что именно явилось стимулом и вдохновением для написания автором данного произведения. Существуют несколько версий, по одной из которых поэт соотносит с образом ангела образ своей матери Марии Михайловны, умершей, когда ему исполнилось три годика.

Мать часто пела любимому сыночку колыбельные песни, её теплоту и нежность Лермонтов помнил всю жизнь. Автору в 1831 году, на момент написания данного стихотворения, исполнилось лишь шестнадцать лет. Известно, что Лермонтов выделял это произведение из всего, написанного им позднее. Первая публикация произведения случилась в 1839 году. Материнский образ, несущий в мир новую жизнь, автор отождествляет с легкокрылым ангелом, ставшим центральным героем стихотворения.

Жанр, направление, размер

Созданное молодым автором произведение относится к жанру элегии: в нём присутствуют возвышенный стиль, высокая лексика и мелодичность.

Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». В нём присутствует типичная картина романтического восприятия мира, выраженная посредством противопоставления образов земного и небесного, прошлого и настоящего.

Поэтический размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка парная. Подобное сочетание рифмы и поэтического размера придаёт произведению особую напевность. Не случайно, именно к этому произведению писали музыку многие композиторы.

Композиция

Композиция  стихотворения – простая, линейная. Произведение состоит из четырёх четверостиший:

  1. Первое четверостишие содержит сюжетную завязку: мы слышим звучание песни небесного ангела.
  2. Второе четверостишие – происходит дальнейшее развитие сюжета: поэт перечисляет то, о чём поёт небесный посланец.
  3. Третье четверостишие – в нём речь идёт о юной девушке, которую волею небес переносят в мир людей. Здесь же следует кульминация сюжета: звучание песни ангела навсегда остаётся в сердце девушки. Теперь эту песню она понесёт в мир людей.
  4. Заключительное четверостишие – оно завершается мотивом тоски по потерянному раю небес.

Образы и символы

Стихотворные образы напрямую соотносятся с традиционной символикой христианской веры. К этой символике добавляются различные небесные образы:

  • образ ангела – центральный. Символизирует божественное и материнское начало мироздания. Ангел несёт на землю очередную человеческую душу, которой предстоит не только родиться, но и много страдать, проживая суровую жизнь;
  • образ человеческой души – она посылается в людской мир с небес, волею Всевышнего. Человеческая душа обречена на огромное страдание в мире земном, поэтому ангел, зная об этом, заранее скорбит о трагической участи души;
  • образы месяца, звёзд, туч – всё это природные образы неба. Поэт посредством этих образов противопоставляет два мира: земной и небесный. В земном мире постоянно звучат «печали и слёзы», а в небесном мире – песни «о блаженстве безгрешных духов»;
  • образ лирического героя – проводя любопытную аналогию с колыбельной матери, Д.С. Мережковский выдвинул предположение, что душа, несомая ангелом – это душа самого поэта. В ней всё ещё свежи воспоминания о божественном рае, о беспечном  счастливом детстве. Ангел уносит душу в жестокий, холодный и опасный мир людей, в котором она будет ощущать себя одинокой.

Темы и настроение

В стихотворении автор поднимает перед читателями несколько важных тем:

  1. Тема религии – поэт описывает небесного посланника, несущего в людской мир божественное начало в виде чистой души. Ангел наполняет её духовной красотой посредством своего пения.
  2. Тема рождения нового человека – новорожденному предстоит повзрослеть и пройти непростой, но суровый и долгий жизненный путь, полный побед и поражений.
  3. Тема жизни и смерти – данная тема сквозит в рамках последний строфы, когда сообщается читателю, что душа покинула этот мир после прохождения долгого жизненного пути.

Настроенческий пафос произведения – это тоска по миру, свободному от горя, плача и несовершенства всего земного. Ангелам неведомы притворство и лживость, поэтому все их песни чисты и хрустальны. Опускаясь с небес в мир людей, крылатый посланник испытывает печаль и не находит покоя.

Основная идея

Лермонтов доносит до нас идею о том, что человеческая душа, появляясь на белый свет, тут же  утрачивает знания о своей небесной родине: она забывает, что когда-то могла общаться с ангелами. Вся земная жизнь человека является бесплодной попыткой вернуться в своё райское прошлое, вновь услышать звуки небесной музыки. Каждый человек, по мнению Лермонтова, стремится к своему Божественному небу.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует различные средства выразительности, позволяющие раскрыть основную мысль произведения. Такими средствами являются:

  • эпитеты – «чудное желание», «безгрешные души», «райские сады», «молодая душа»;
  • метафора – «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне…»;
  • анафоры – «и долго на свете томилась она, желанием чудным полна…», «и тихую песню он пел, и месяц, и звёзды, и тучи толпой…»;
  • инверсия – «О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была»;
  • антитезы – «святая песнь» ангела противопоставляется «скучным песням земли», «блаженство небес» противопоставляется миру «печали и слёз»;
  • возвышенная лексика – «блаженство», «кущи райских садов», «хвала», «желание чудное».

Все произведения автора

  1. • Ангел
  2. • Ашик-Кериб
  3. • Бородино
  4. • Валерик
  5. • Выхожу один я на дорогу…
  6. • Герой нашего времени
  7. • Горные вершины
  8. • Дары Терека
  9. • Два великана
  10. • Дума
  11. • Желание
  12. • Завещание
  13. • И скучно, и грустно, и некому руку подать…
  14. • И скучно, и грустно…
  15. • Из-под таинственной, холодной полумаски…
  16. • Как часто пестрою толпою окружен…
  17. • Когда волнуется желтеющая нива…
  18. • Листок
  19. • Молитва
  20. • Мцыри
  21. • На севере диком стоит одиноко…
  22. • Нет, не тебя так пылко я люблю…
  23. • Нет, я не Байрон, я другой…
  24. • Нищий
  25. • Осень
  26. • Парус
  27. • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  28. • Поэт
  29. • Предсказание
  30. • Пророк
  31. • Прощай, немытая Россия…
  32. • Расстались мы, но твой портрет…
  33. • Родина
  34. • Смерть поэта
  35. • Сон
  36. • Три пальмы
  37. • Тучи
  38. • Узник
  39. • Утес
  40. • Фаталист
  41. • Я не унижусь пред тобою…

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2. 5k

«Ангел» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, история создания, рифма, стихотворный размер

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 133.

Обновлено 2 Апреля, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 133.

Обновлено 2 Апреля, 2021

Стихотворение “Ангел” Лермонтова относится к раннему периоду творчества и было написано, когда поэту было 16 лет. В основе стихотворения детская колыбельная. Это произведение изучается на уроках литературы в 7 классе, в подготовке к которым поможет полный и краткий анализ “Ангел” по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы, тема веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Метафоры“и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты“чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза“скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

История создания

Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описывать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томиться в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”.

Стихотворение написано в романтическом направлении.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ).

Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.

Жанр

Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии (грустные размышления на философские темы). Принадлежность к элегии подтверждается и наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стихотворения.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг анализа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 133.


А какую оценку поставите вы?

Краткое изложение сюжета постановки Мэтью Борна «Красные башмачки»

Акт первый

Лондон

После спектакля «Балет Лермонтова» леди Нестон устраивает вечер, чтобы показать свою племянницу Викторию (Вики) импресарио труппы . Лермонтов увольняет Вики, но предлагает работу пианисту Джулиану Крастеру. Позже Вики проходит прослушивание у балетмейстера Гриши Любова и присоединяется к труппе в составе кордебалета.

Думая, что он один в театре, Джулиан мечтает дирижировать собственным произведением. Лермонтов наблюдает за этим и отмечает увлечение юноши. На репетиции через месяц в Париже Вики мечтает станцевать главную партию и привлекает внимание Лермонтова. Прима-балерина труппы Ирина Боронская травмируется, не имея возможности продолжать репетиции.

Монте-Карло

Лермонтов и его творческая группа обсуждают идеи для следующей постановки. Вики вызывают в его особняк, где ей вручают пару красных пуантов и узнают, что она будет танцевать ведущую роль в его новом творении, Красные туфли . Она и Лермонтов танцуют дуэтом, где он превращает ее в свою музу и звезду, которой она хочет стать.

Красные башмачки Балет (в рамках постановки)

Девушка (Вики) и Мальчик (Иван) едут из пригорода в город. Появляется зловещий сутенер (Гриша) и заманивает девушку обещанием славы и богатства, соблазняя ее парой красных туфель. Сутенер, казалось бы, гипнотизирует девушку, пока сила красных туфель не сокрушает ее. Обувь берет верх, волоча ее независимо, заставляя танцевать.

Со временем Девушка погружается в сказочное состояние и парит среди звезд. Она приходит на собственные похороны и видит Мальчика, который теперь стал священником. Он «чувствует» ее присутствие вокруг себя, когда она отчаянно пытается воссоединиться. В конце концов, Мальчик освобождает ее от обуви, и она падает в обморок и умирает .

Акт второй

(Три месяца спустя)

Джулиан и Вики начинают страстный роман. Охваченный ревностью, Лермонтов доводит Джулиана до предела, вынуждая его и Вики уйти из компании.

Лондонский Ист-Энд

(Шесть месяцев спустя)

Найдя работу в мюзик-холле, Вики и Джулиан спорят между любовью друг к другу и страстью к искусству. Позже Вики решает вернуться в балет Лермонтова, улизнув, пока Джулиан спит.

Вернувшись в Красные Туфли Балет, Вики с трудом различает реальность и вымысел и в конце концов оказывается одна на пустой сцене. Мы слышим пение публики из-за занавеса. Звук вскоре напоминает звук приближающегося поезда. По мере того, как шум становится громче, Вики приближается к нему. Части занавеса и слепящие огни паровоза мчатся к ней.

Джулиан прибывает из Лондона как раз вовремя, чтобы увидеть, как Вики делает последний вздох. Он снимает с нее красные туфли, и она умирает у него на руках, повторяя финальную сцену балета «Красные туфли ».

Проект MUSE — Styling Russia: Мультикультурность в прозе Николая Лескова. Slavica Bergensia, 7, Кнут Андреас Гримстад (обзор)

  • Styling Russia: мультикультурность в прозе Николая Лескова. Slavica Bergensia, 7 автора Кнут Андреас Гримстад (обзор)

  • Дж. Ю. Макл
  • Славянское и восточноевропейское обозрение
  • Ассоциация современных гуманитарных исследований
  • Том 88, номер 3, июль 2010 г.
  • стр. 535-536
  • Артикул
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

РЕЗУЛЬТАТЫ 535 исследование, не говоря уже об обильных и часто причудливых иллюстрациях. Безусловно, самое странное шоу в восхитительно упрощенных, неестественных модных моментах высокой драмы, вероятно, порадует всех читателей, которые, возможно, в детстве корпели над старыми копиями «Айвенго» или «Лорна Дум». Лондон Ричард Фриборн Гримстад, Кнут Андреас. Styling Russia: Мультикультура в прозе Николая Лескова. Slavica Bergensia, 7. Факультет иностранных языков Бергенского университета, Берген, 2007. 256 стр. Примечания. Библиография. Индекс. 150 норвежских крон: 27,00 долларов: 14:00: 19.00. Патриотизм – тема, полная двусмысленности. Толстой понимал эту концепцию как относящуюся исключительно к милитаризму и считал ее несовместимой с христианством. Лермонтов заявил, что разум не может понять его любви к родине; он писал о степях, лесах, ночных деревнях, урожае и празднествах в деревенских кабаках, и все это плавало в тонком спиртовом тумане. Ахматова, казалось, тесно отождествляла свою любовь к России с любовью к языку. Патриотизм сегодня снова стал предметом озабоченности в России. Социологические исследования свидетельствуют о заметном ослаблении связей населения в целом с родной землей. Военные утверждают, что обнаружили, что молодые люди больше не захотят сражаться за свою страну; корыстные интересы требуют восстановления военного обучения в школах. Воспитание патриотизма всегда было явной целью русского образования, начиная с эпохи Ивана Грозного. В течение очень долгого времени это была настойчивая тема в российском обществе и культуре. Может ли исследование Лескова пролить свет на этот вопрос? Кнут Андреас Гримстад цитирует известные взгляды Лескова на «самого типично русского из писателей», «самого русского из русских писателей», «родную силу», «насквозь русского», идущего «из самого сердца России». , и тому подобное. В то же время Гримстад предупреждает нас, что лесковская картина России чрезвычайно сложна; он отвергает или, по крайней мере, очень осторожно принимает эти мнения, характеризуя Лескова как пламенного патриота. В одном месте он ссылается на «так называемую [sic]русскость» Лескова (с. 13). Ясно, что русскость Лескова заслуживает пристального внимания, чтобы привести нас к более близкому пониманию его искусства. Гримстад делает это, «сочетая ключевые концепции современной теории литературы и семиотики, а также антропологии и теории культуры» (стр. 7). Однако традиционалистскому читателю Лескова не следует отчаиваться, поскольку это сводится к тому, что Гримстад подвергает интенсивному анализу текст пяти произведений Лескова: «Собонане», «Очарованный странник», «Апечатленный ангел», «На край света» и «Детские годы». почти до излишества, добиваясь высокого качества обсуждения. Покойный американский исследователь Лескова Уильям Эдгертон заметил в отношении сочинений Лескова, как вымышленных, так и документальных, что точка зрения автора или рассказчика (реальная или подразумеваемая) была двусмысленной. Гримстад раз за разом выявляет, что поверхностное, по-видимому, сразу очевидное сообщение текста не является настоящим сообщением. То, что Лесков использовал как художественную литературу, так и свои публицистические произведения для выражения точки зрения, не вызывает сомнения; это особенно верно в отношении его взгляда на религию. Что называют самым православным рассказом Лескова «Запечатанный ангел»? можно даже сказать? ниспровергатель Православия. CathedralFolk поднимает похожие вопросы. Предполагаемый автор научно-популярных работ, таких как «Раскол в высшем обществе» и «Евреи в России» (не обсуждаемых Гримстадом в этой книге), является убежденным православным; настоящий автор льстит консервативным читателям, делая вид, что разделяет их предубеждения, а затем искусно пытается манипулировать ими, чтобы отвлечь их от антипротестантизма и антисемитизма. Именно русское православие является доминирующим предметом анализа Гримстада. Важнейшим для религиозной, а также национальной темы он считает поликультурный аспект этих произведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *