Краткое содержание пьесы островского снегурочка: Снегурочка (Островский) краткое содержание для читательского дневника

Островский «Снегурочка», пролог – краткое содержание

[См. краткое содержание пьесы целиком и полный её текст.]

Действие пьесы Островского происходит в доисторическое время. Однажды в конце зимы, близ слободки племени берендеев, посреди леса, на Красной горке, появляется летящая с юга на журавлях и лебедях Весна-Красна. Озирая окрестность, она радуется, что сейчас начнёт оживлять замерзшую зимнюю природу. Но Весна признаётся: в последние 16 лет она слабо изливала на землю свою живительную силу. Слюбившись с седым проказником, Дедом Морозом, он родила от него дочь – Снегурочку. Мороз уже 16 лет растит эту девушку в отдалении от людей, в покрытых льдом лесных чащах. Он старается уберечь свою дочку от Ярила-Солнца, возревновавшего к нему и Весне. И Весна стала приходить на землю позже, чтобы лучше охранить Снегурку в её морозном уединении.

 

Островский. Снегурочка. Пролог. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

 

Весну-Красну приветствуют весёлыми трелями слетевшиеся хоры птиц. Но поднимается ветер, начинают сыпаться снежные хлопья и появляется Дед Мороз.

Он с гордостью рассказывает, какой суровой и холодной сделал последнюю зиму – берендеи никогда её не забудут. Однако теперь Морозу поневоле надо уходить на север. Он хорошо позаботился об охране Снегурочки в наступающее тёплое время. В лесной терем, где живёт девушка, никому нет дороги. Вокруг него ходят стражей медведи и волки, с высоты высматривают проходящих глухари и филин.

Весна со вздохом говорит, что юной Снегурочке скучно жить в одиночестве средь филинов и леших. Но Мороз возражает: в тереме ей преданно служат лисица, зайчата, белки и горностайки. Тоску же можно разогнать работой: пускай Снегурочка прядёт, собирает и заготовляет грибы, бруснику и морошку.

Весна не согласна с ним: на мысли у девушки-Снегурочки не это. Ей нужны подружки, гулянки с девушками и парнями. «На свете все живое должно любить». Однако Мороз рассказывает, что его старый враг Ярило-Солнце поклялся сгубить Снегурку. Он только и ждёт случая «заронить ей в сердце своим лучом огонь любви». И тогда снежной девушке нет спасения: Ярило «сожжёт её, испепелит, растопит»!

Весна не верит и требует, чтобы Мороз отдал Снегурочку ей. Мороз упирается, Весна настаивает. Под конец они всё же приходят к соглашению: пусть дочка отправится к людям, в слободку берендеев, но жить она там будет в избе бездетного нищего бобыля. Парни вряд ли станут «закидывать глаза» на бедную невесту.

Мороз зовёт Снегурочку из лесу. Та очень рада, что родители отпускают её пожить с людьми. Снегурочка рассказывает, как она уже давно следила из лесных кустов за девичьими гулянками и забавами, мечтая ходить с подружками по малину и водить хороводы. Ей очень нравятся мелодии, которые наигрывает на дудочке слободской пастушок Лель: эти песни «и слушаешь, и таешь».

Мороз советует дочке избегать обманщика-Леля: он, как Солнце, «во все глаза бесстыдно, прямо смотрит». Окликнув в чаще леших, Мороз поручает им следить за Снегурочкой, и если Лель осмелится приставать к ней, загнать его в заросли и болота.

Мороз с Весной уходят на север, а вблизи появляется толпа берендеев, которые провожают зиму и с пением несут чучело Масленицы. От толпы слегка отстают ленивый нищий бобыль Бакула и его жена, Бобылиха. Они жалуются друг другу на свою бедность, раздумывая, к какому бы ещё соседу напроситься на блины. «Смотри, боярышня!» – вскрикивает Бакула, внезапно увидев Снегурочку.

На крик подходят другие берендеи. Все дивятся писаной красавице. Снегурочка говорит, что она одинока, не знает куда идти и просит, чтобы её взяли пожить в слободку. Бобыль и Бобылиха, уже состроив выгодные планы, с радостью соглашаются принять «боярышню» к себе в избу.

Снегурочка прощается с лесом. Оттуда в ответ ей слышны голоса: «Прощай! Прощай!».

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

См. далее: Островский «Снегурочка», 1 действие – краткое содержание.

См. краткие содержания других пьес А. Островского: «Гроза», «Бедность не порок».

 

Островский «Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

[См. краткое содержание пьесы целиком и полный её текст.]

Бирюч (глашатай) ходит по слободке берендеев, объявляя царский указ: всем жителями собраться завтра на вечерней заре в заповедном лесу – для обычного ночного празднества, которое завершится ранним утром встречей восходящего Солнца-Ярилы.

 

Островский. Снегурочка. 1-е действие. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

 

Снегурочка сидит на скамье у дома бобыля Бакулы и прядёт. Бобыль и Бобылиха подходят к ней с недовольными возгласами. Нищие из-за своей лени, они взяли к себе Снегурочку, надеясь, что к такой красавице станут ходить богатые женихи и оделять её «родителей» деньгами. Бобылиха мечтает о богатой кике (шапке с рогами), а Бакула – о том, как влюблённые парни станут угощать его хмельным питьём и вкусными яствами.

Но их надежды всё не сбываются. Когда Снегурочка появились в слободке, за неё и вправду передрались все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствует к ним ничего, хотя, видя, как любовь, томит других девушек, страстно хочет сама её ощутить. Снегурочка прилежно работает на Бобыля и Бобылиху, чтобы избавить их от трат на себя. Однако им мало этого. Они требуют от «дочки» хоть поневоле, но «приваживать парней» побогаче, которые «станут похаживать, матери подарки понашивать, а отца медком да бражкой попаивать». Снегурочка с укором глядит на завистливых «родителей».

Вечером пастух Лель пригоняет с луга сельское стадо. Бедный и бездомный, он, однако, силён в искусстве кружить девичьи головы. Все девушки в слободе сохнут по нему. В награду за пастьбу слобожане должны по очереди принимать Леля на ночёвку в своих избах, но никто не хочет этого делать из опасения за честь своих дочерей. Сегодня берендеи приводят Леля к бобылю Бакуле: «Избавь нас от него, возьми на ночь к себе, а мы за это тебя угостим. Твоя Снегурочка всё равно холодна, как лёд, за неё нечего бояться».

Бакула соглашается. Снегурочке известна слава сердцееда-Леля, и она любопытно глядит на него. Лель поёт Снегурке песни. В благодарность она срывает и даёт ему цветок. Лель притыкает его себе на грудь. Он запевает о сиротинке-девушке, что «без призору выросла и без привета высохнет». Снегурочка, почти плача, кладёт ему руку на плечо, но Леля окликают слободские красавицы. Он бросает цветок, который дала Снегурочка, и уходит от неё к ним.

От этого Снегурочка впервые чувствует тяжесть на сердце. Она знает про желание Ярилы погубить её, но всё-таки решает просить у матери-Весны «немножечко сердечного тепла» – так чтобы душа теплилась, но не могла опасно разгореться.

Тем временем, деревенские парни зовут девушек на гулянку. Но те гонят их, ругая за то, что все они влюбились в Снегурку. Слободские девицы ненавидят её. Снегурочка дружит лишь с Купавой – дочерью богача Мураша, живущего по соседству. Сейчас Купава подходит к ней и рассказывает о своём счастье. Её горячо полюбил Мизгирь – гость (купец) из царского посада. Сегодня он придёт свататься к её родителям, а завтра, в Ярилин день, на солнечном восходе обменяется с ней венками.

Как раз появляется статный молодой красавец Мизгирь со слугами и мешками подарков. Купава по обычаю притворно прячется среди подружек, прося не выдавать её «губителю девичьей воли». Подружки со смехом требуют у Мизгиря выкупа за Купаву. Он раздаёт им деньги, орехи и печатные пряники. Слободские парни смотрят на Мизгиря враждебно: «из-за таких на нашу долю девок не останется». Они даже пробуют завязать с ним драку, но натыкаются на такой отпор, что сразу сникают.

Девушки увлекают Мизгиря водить хоровод на Красной горке. Купава зовёт с собой и Снегурочку, говоря, что там она встретит Леля. Мизгирь оборачивается и, увидев Снегурку, застывает в восхищении.

Он начинает гнать от себя Купаву. Говорит, что не пойдёт в хоровод и останется со Снегурочкой. Купава набрасывается на Мизгиря с горькими упрёками, но он, показывая на заходящее солнце, говорит: «как для него, так и для любви погасшей нет возврата». Купава убегает в слезах. Подходит Лель.

Мизгирь велит слугам нести мешки с подарками Снегурочке. Бобыль и Бобылиха бегут к ней с криком: «Не вздумай отказаться!» «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно произносит она.

Мизгирь суёт Бакуле деньги и требует, чтобы он за это прогнал из дома Леля. «Гони его!» – кричит Бобыль Снегурочке. Она грустно велит Лелю уходить и, видя слёзы на его глазах, спрашивает, от чего они. «Когда сама заплачешь, узнаешь ты, о чем и люди плачут», – отвечает Лель и уходит.

Возвращается Купава с друзьями и подружками и вновь бранит Мизгиря за обман. Подходит и её отец, Мураш, говоря: такой измены у берендеев никогда не было видано. Мизгирь в ответ объясняет, что Снегурочка очаровала его скромностью, а Купава во время их свиданий вела себя бесстыдно, и он понимал: она легко бы сменяла его на другого.

Купава ахает от этого нового оскорбления. Она исступлённо заклинает, чтобы пчёлы летели жалить Мизгиря, а хмель погубил его за пиршественной чашей. Мураш говорит, что пойдёт с жалобой к самому царю Берендею.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Назад, к краткому содержанию пролога «Снегурочки». Вперёд, к краткому содержанию 2 действия пьесы.

См. краткие содержания других пьес А. Островского: «Гроза», «Бедность не порок».

 

Снегурочка

«Слушаешь, и таешь…» — поет Снегурочка с умирающим сердцем, вспоминая чарующие песни деревенского пастуха Леля. Подобные чувства вызывает и Римский-Корсаков своей музыкой: порой дух захватывает. Острое страдание красоты и послужило тем первоначальным импульсом, который привел к созданию одной из самых заманчивых русских опер: «Зимой 1879–1880 годов, — вспоминал композитор, — я еще раз прочитал Снегурочку , и я ясно видел его ошеломляющую красоту». Это отсылка к пьесе Николая Островского, его «Весенней сказке»; это вторичное название было сохранено и для оперы. Написанная словно на одном дыхании, в окружении теплых полей и рощ, под пение птиц, Римского-Корсакова Снегурочка превратилась в гимн красоте, гармонии, природе, жизни и любви. «Для меня не было лучшего сюжета на свете, не было более тонких поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучшего царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучшего мировоззрения и религию, чем поклоняться Ярило-Богу-Солнцу», — вспоминал композитор о незабываемом лете 1880 года, которое он провел в своей усадьбе под Лугой, работая над Снегурочка . Через два года состоялась премьера; Мариинский театр должен был стать первой сценой, с которой раздавались дивные мелодии песен Леля, хрустальный и нежный голос Снегурочки, горячие речи заезжего купца Мизгиря, страстные признания Купавы, знаменитое «Могучая природа полна». , полные чудес», исходившие из уст царя Берендея, и хоры его верных подданных — полнозвучные, многолюдные, наполненные неукротимой и почти волшебной энергией.
И все же с самого начала в утопической идиллии страны берендеев Римский-Корсаков уловил нечто тревожное, и недаром после первого чтения пьесы это царство показалось композитору «чужим». Ради сохранения существующего мироустройства совершается очистительная жертва, и если архаическое сознание готово, не задумываясь, признать необходимость этой жертвы, то мы, люди новой эпохи, иные: «Никакой торжественный ритуал и никакая убежденность в том, что все делается как должно и идет своим чередом, не уверит нас в справедливости возмездия», — писал Борис Асафьев. «Нам жалко Снегурочку», — резюмирует ученый, описывая сцену, где тает героиня. Анна Матисон, поставившая Снегурочка в 2020 году на домашней сцене этой оперы предприняла следующий шаг по развенчанию сомнительной доброты общества, представленного в опусе Римского-Корсакова. Ее Снегурочка — это не пантеистический миф о нарушении и восстановлении космического равновесия, а скорее история одинокой девочки-подростка, которая попадает в одиозный взрослый мир, населенный жадными лжецами. Зрители жалеют главную героиню от пролога до финала. Берендеяне, несмотря на всю пеструю роскошь своего праздничного наряда (художник по костюмам Ирины Чередниковой), вовсе не мирный деревенский народ, не милые старославянские «хоббиты», а агрессивная толпа потребителей, в конечном счете обреченных на были уничтожены их собственным богом. Огромный шипящий шар Ярило, столь сильно контрастирующий с невесомым белым шаром Снегурочкой (художник-постановщик Александр Орлов), в этом контексте можно расценивать как грозное предостережение. Кристина Батюшина


Мировая премьера: 10 февраля 1882, Мариинский театр, Санкт-Петербург
Премьера постановки: 4 сентября 2020 года

Спектакль лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга – Золотой софит 902004


Продолжительность: 3 часа 30 минут
Спектакль с одним антрактом

ЧАЙКОВСКИЙ Снегурочка — СОНИ 88875 176562 [RW] Классическая музыка Обзоры: июль 2016

ОБЗОР Обычный текст для смартфонов и принтеров

Поддержите нас финансово, купив это у

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1848-1893)
Снегурочка (Снегурочка) — Музыка-случай Op. 12 (1973) [76:27]
Аннели Пибо (меццо-сопрано) и Всеволод Гривнов (тенор)

Симфонический оркестр и хор MDR Лейпцигского радио / Кристьян Йрви
рек. live, Гевандхаус, Лейпциг, Германия, 7 сентября 2014 г.
SONY 88875 176562 [76:27]

Музыка Чайковского к спектаклю «Снегурочка» ( Снегурочка ) Александра Островского восходит к 1873 году. Композитор и автор получили совместный заказ на написание пьесы от Большого театра в Москве. Однако времени было не так много. Всего за три недели Чайковский исполнил 19 номеров партитуры для большого оркестра, хора и солистов. Он сделал это, продолжая работать на своей основной работе — двадцать семь часов в неделю преподавая в консерватории. Ему даже приходилось работать по вечерам, вопреки своей обычной привычке. Произведение не имело большого успеха, но это не относилось к музыке Чайковского. По собственному мнению композитора более шести лет спустя, это произведение было «не одним из моих лучших произведений… но одним из моих любимых детищ.

Думаю, в музыке должно быть слышно то счастливое весеннее настроение, которым я тогда был наполнен». Прослушав эту пластинку несколько раз, трудно не согласиться с этим суждением. 9«0003 Снегурочка » не стоит на уровне его величайших сценических произведений, и она никогда не заменит более позднюю оперу Римского-Корсакова на том же источнике, но все же ее стоит услышать.

Островский сам выбрал сюжет пьесы, основанной на русской народной сказке со знакомой темой: мифическое существо жаждет человеческой души и любви, но в погоне за этим желанием уничтожается контактом с человечеством. В версии Островского существо — снегурочка, дочь Деда Мороза и Феи Весны, и, обретя человеческую любовь, попадает под солнечные лучи и тает. Драматург наполняет эту историю различными персонажами, предоставляя композитору множество возможностей для включения песен, припевов и инструментальных номеров. Чайковский использовал народные песни для нескольких номеров — отчасти потому, что он спешил, но также и потому, что это соответствовало народному происхождению сказки.

Это создает восхитительную атмосферу для большей части партитуры, несмотря на некоторые более слабые номера позже, когда Чайковский, возможно, был слишком торопливым и небрежным в своей работе, особенно в довольно головокружительных «Марше и хоре» царя Берендея (№ 18) и последующий финал (No.19). Но есть много музыкальных удовольствий, которыми можно насладиться в другом месте в течение часа с четвертью партитуры.

Кристьян Йрви и превосходный Симфонический оркестр MDR Лейпцигского радио исполнили всю музыку на концерте в 2014 году, что было предприимчивой программной частью, и этот диск фактически является записью этого события. Одобрительные возгласы и аплодисменты публики сохраняются в конце, но до тех пор они совершенно тихие. Кажется, в некоторых номерах есть лишнее трепетание именно потому, что оркестр играет для живой публики. Труднее было бы уловить лихорадочное великолепие «Танца акробатов» (№ 13) в студии — пьеса не такая запоминающаяся, как знаменитый пример Римского, но все же прекрасная возможность для исполнителей продемонстрировать свое виртуозное мастерство при задании.

их голова с очень быстрым темпом. С другой стороны, струны в № 10, andantino «Мелодрама», нежны и выразительны в одном из самых трогательных моментов партитуры. Духовым дается столько же возможностей, сколько обычно в партитуре Чайковского, и они наслаждаются множеством характерных пассажей. Булькающее соло-вступление на кларнете к № 15 («Третья песня Леля») — как раз один из таких моментов.

Двум солисткам дается по пять номеров, и оба звучат вполне идиоматично (и по-славянски). Превосходный тенор Всеволод Гривнов имеет хороший звонкий тембр и звучит так, словно любит каждый такт своих сочинений. Меццо-сопрано Аннели Пибо достаточно характерна, но немного менее уверена в себе и временами довольно взбалмошна. MDR Leipzig Radio Chorus играет роль в восьми номерах, и, несмотря на странную расстройку, в целом умудряется каким-то образом выдавать себя за народ девятнадцатого века.

-й -й век Русская деревня как будто выросла из земли.

Кристьян Йрви дирижирует страстно и преданно, и он тщательно подготовил своих музыкантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *