Краткое содержание «Отрочества» Лев Николаевич Толстого
«Отрочество» – вторая часть знаменитой псевдоавтобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В ней читатель вновь встречается с хорошо знакомым семейством Иртеньевых и их окружением – Николенькой, Володей, отцом, учителем Карлом Ивановичем, горничной Натальей и другими.
Во время путешествия по Кавказу молодой литератор Лев Толстой задумал создать жизнеописание мальчика по имени Коля (для домашних Николенька) Иртеньев. Отобразив основные этапы жизненного пути человека, Толстой решил показать, каким был Иртеньев в детстве, отрочестве, юности и в зрелости. Как видим, по первоначальному замыслу псевдоавтобиография должна была представлять из себя тетралогию, однако в процессе создания произведения автор ограничился тремя частями.
Первая повесть «Детство» вышла в свет в 1852 году и была напечатана на страницах журнала «Современник», который на тот момент курировал Николай Алексеевич Некрасов. Двумя годами позже, в 1854-м, было опубликовано «Отрочество». «Юность» вышла еще через три года, в 1857-м.
Между публикацией сравнительно небольших по объему произведений проходит время, за которые некоторые авторы пишут по несколько романов. Толстой всегда относился к литературному труду кропотливо и дотошно шлифовал свои тексты. Так, «Детство» было переписано автором целых четыре раза. Зато когда повесть попала в руки к Некрасову, он без раздумий взялся ее публиковать. Особенно главреду нравилась «простота и действительность содержания».
Чутье, как всегда, не подвело Некрасова – толстовская трилогия была тепло встречена публикой и критикой, открыв начинающему прозаику путь в большую литературу.
«Отрочество» Толстого: краткое содержание
Главные герои и их характеристика
Николенька Иртеньев – обыкновенный ребенок, воспитывающийся в дворянской семье. Свое детство он провел в деревенской усадьбе, но когда добрая мама Николеньки умирает, семейство Иртеньевых вынуждено переехать в шумную Москву к бабушке графине.
Коля больше не чувствует себя тем беззаботным деревенским ребенком. Столичная суета, новый чужой дом, учитель-француз, которого взяли на замену доброму Карлу Ивановичу – все это напоминало о том, что детство закончилось.
Юного Иртеньева одолевают чисто подростковые переживания. Он страдает от застенчивости, замкнутости, у него появляется склонность к мучительному самоанализу, в ходе которого Николенька приходит к выводу, что он сущий урод и неудачник. Глядя на красивого брата Володю, главный герой переносит свое «уродство» вдвойне тяжелее.
Вместе с тем Коля хочет быть любимым. Лишившись материнской ласки, неожиданно для себя Иртеньев осознает, что он начинает испытывать странные чувства в присутствии представительниц противоположного пола. Его волнует миловидная 25-летняя горничная Маша, она очень хороша собой. Правда, Николенька еще по-детски не понимает ее романа с портным Василием. Неужели такие грубые отношения можно назвать любовью?
Воспитание в аристократической среде объясняют, что добрый по природе Николенька никак не может распрощаться с детским эгоизмом. Время от времени он устраивает истерики и даже в порыве гнева бьет своего гувернера.
Основной идеей аллегорического рассказа Основной идеей аллегорического рассказа Льва Толстого “Холстомер” является осуждения обозленного и бездушного общества, в котором не ценится честь, ум и человечность.
В своем рассказе “Метель” Лев Толстой попытался напомнить читателям о том, что человек является неотделимой частью природы, которая беспощадна к тем, кто хочет отделиться от нее цивилизацией.
По ходу взросления Николенька привыкает к новой жизни. В их московский дом заходят Володины друзья, Дубков и Нехлюдов. Последний становится приятелем Коли. Николеньке нравится подолгу беседовать с Димой Нехлюдовым. Удивительно, что новый товарищ рассказывал Коле такие вещи, о которых он никогда не слышал. Нехлюдов говорит о вечном самосовершенствовании, в котором нуждается каждый человек, о том, что он, Николенька, Володя и тот незнакомый господин на другом конце улицы – хозяева мира, а потому в их силах изменить его к лучшему.
Николенька чувствует, как сам становится чище, лучше, уверенней в себе. Он хорошо учится и собирается поступать на математический факультет. До вступительных экзаменов осталось совсем немного, и тогда закончится отрочество, и наступит юность!
Главная идея произведения
Главная цель, которую преследовал автор, – показать развитие человека как личности в разные периоды жизни. Отрочество есть переходный период между детством и юностью. Это время неопределенности, неуверенности, новых пугающих открытий, стремительных перемен.
В начале повести Николенька предстает перед нами ребенком, которому сказали, что детство закончилось. Причем, сделали это так бесцеремонно, что юный Иртеньев не успел опомниться.
Толстой не боится показывать негативные стороны своего героя. Он знает, если в человеке есть заряд добра, положительных качеств, они непременно возьмут верх. За период отрочества Николенька учится управлять своими эмоциями, быть уважительным, он расстается с эгоцентризмом, приобретает самостоятельность. Узнает много нового, в частности, настоящим открытием становится информация о классовом неравенстве. Мальчик был его свидетелем с детства, но никогда не задумывался о том, почему кучер Павел ночует в сарае, а он, Николенька, на мягкой перине.
Николай Гаврилович Чернышевский, который состоял в редакции печатавшего «Отрочество» «Современника», называл повесть «картиной внутренних движений человека». Чтобы продемонстрировать их наиболее выразительно, автор поместил своего героя в те условия и обстоятельства, где его личность могла проявиться особенно ярко.
При анализе толстовской трилогии следует обратить внимание на характер рассказчика. На первый взгляд все предельно ясно – рассказчик один – Николенька Иртеньев – повествование ведется от первого лица. Однако внимательный читатель заметит, что рядом с Николенькой незримо присутствует кто-то другой. Этот человек намного старше, опытнее, мудрее. Время от времени он придает нужную коннотацию высказываниям мальчика. Этот невидимка – никто иной, как взрослый Николенька.
Стиль произведения
«Детство. Отрочество. Юность» – не дневник маленького мальчика, а воспоминания взрослого человека, написанные им в формате реального времени. Этот прием психологически сближает читателя и главного героя, присутствие второго рассказчика придает повести оценочный характер.
Повествовательное пространство подчинено замыслу повести. С каждой новой частью, как и с каждым новым этапом жизни, мир Николеньки расширяется. Сперва его крохотную вселенную составляет усадьба Иртеньевых и ее обитатели. Мальчик вполне счастлив в этом уютном земном рае.
В «Отрочестве» кругозор Иртеньева значительно расширяется, в придачу к этому он символично переезжает в Москву. Вокруг Николеньки появляется масса новых людей. Сперва перемены пугают мальчика, но через время он начинает получать от них удовольствие и с волнующим нетерпением ждать новых перемен. Они ждут его в университете, колыбели свободной юности.
Жанр «Отрочества» идентифицируют как псевдоавтобиографию. Префикс псевдо- указывает на то, что история жизни и ее главный герой – вымышленные. Николеньки Иртеньева, ровно как и всего его семейства, никогда не существовало. В чем же тогда автобиографичность «Отрочества» и других частей трилогии?
Льву Николаевичу был хорошо знаком быт русского дворянства XIX века. Он сам принадлежал к древнему аристократическому роду Толстых. Так что все реалии повести – это давние воспоминания самого автора, виденные им в своей семье и семьях друзей и знакомых. Образ Николеньки – собирательный, однако интимнейшие переживания, безусловно, принадлежат самому Толстому. Некоторые из них можно проследить по биографии писателя. Так, он рано потерял мать. Мария Николаевна Волконская умерла от родовой горячки через полгода после рождения младшей дочери Марии. Льву на тот момент исполнилось всего два года. Пятеро детей (Николай, Сережа, Дмитрий, Лев и Маша) были отданы на воспитание дальней родственнице, после чего осиротевшее семейство Толстых перебралось из уютной усадьбы в Ясной Поляне в Москву на Плющиху.
Краткое содержание по главам
Глава 1
После смерти матери, семейство Николая переезжает к бабушке В Москву.
Поездка в город продолжается четыре дня, за эти дни мальчик успевает увидеть привлекательные и новые места. Семья останавливается на постоялых дворах, чтобы отдохнуть от поездки и перекусить. Извозчик дал Николаю вести лошадей, это сделало мужчину счастливым.
Глава 2
Вскоре вечером началась гроза. Из-за этой грозы мальчик слишком испугался, но одновременно мальчик испытал восхищение, после такой бури природа стала свежее.
Глава 3
В дорожном разговоре с Катенькой Николенька вдруг узнаёт: та не слишком рада переезду в Москву. Девочка опасается, что она и мать, люди бедные, не сойдутся и не уживутся с состоятельной бабушкой Иртеньевых. Разговор с Катенькой дал Николеньки новым взгляд на разницу в общественном положении людей, о которой в детстве даже не задумывался.
Глава 4
Семья Иртеньевых прибывает в Москву. Мальчик увидел, какой бабушка стала старенькой и начал жалеть бабушку. Отец забросил детей и живет во флигеле. Эта семья живет здесь по другому.
Глава 5
Николай на один год младше брата, но в этот период Николай начал сильно чувствовать различия между ними. Братья начали мало быть времени вместе. Однажды браться серьезно поссорились, однако уже под вечер Владимир извинился перед братом. Это растрогало Николеньку до горьких слез.
Глава 6
Николаю испытывает симпатию к горничной Маше, корой двадцать пять лет. Мальчик считает себя непривлекательным из-за этого стыдиться себя, поэтому набирается смелости. Чтобы начать проявлять к девушке собственные чувства. Николай завидует брату, потому что считает что он привлекательный.
Глава 7
Гувернантка Мими находит у Николеньки и Володи ружейную дробь. Думая, что это опасный порох. Гувернантка начала жаловаться отцу и бабушке на мальчиков. Бабушка просит отца уволить неспособного воспитателя-немца Карла Ивановича и заменить его молодым, образованным французом.
Глава 8-10
Карл Иваныч рассказал Николеньке перед отъездом собственный рассказ. Иваныч с малых лет жил не счастливо и рожден в не браке, поэтому отчим стал Карла ненавидеть. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет. Карла родители отправили обучиться делу сапожника, а затем вместо брата стал солдатом. В боях Карл попал в плен и вскоре сбежал оттуда. После побега Карл Иваныч стал работать на канатной фабрике. Однако влюбился в жену собственного хозяина, но при этом понимает, что ничего благополучного из этого не выйдет, решил уволиться из этой работы и уехал.
В Эмсе Карл познакомился с генералом Сазиным, который помог герою эмигрировать в Россию. После смерти генерала Карла наняла мама Николая. Работая с детьми Карл сильно полюбил деток и не хотел покидать их.
Глава 11
Через год, как умерла мать Николая. Проходили именины Любочки и в дом приехали гости. Утром того же дня мальчик получает один балл по уроку с Истории, но новому гувернеру Сен-Жерому об этом не рассказал, чтобы не быть наказанным.
Глава 12
Отец, забыл в кабинете подарок бонбоньерку, посылает за подарком Николеньку со связкой ключей. Открыв в кабинете ящик с бонбоньеркой, мальчик из любопытства открывает маленьким ключиком и отцовский портфель с многообразными бумагами. Но при попытке закрыть тот ящик, ключ ломается и остается в замке портфеля. Николенька пришел грустный из-за того, что к единице добавилась ещё и эта провинность.
Глава 13
После окончания праздничного стола, дети отправились играть, а Николеньке приходилось играть или с не приятными девушками или с сестрами. Николенька в расстроенных чувствах.
Глава 14
Мальчик из-за разочарования захотелось буянить. Гувернер прознал, что Николенька получил один балл и говорит мальчику идти в комнату. Мальчик не соглашается и показал Сен-Жерому язык. Гувернер возмутился и угрожал мальчику наказанием, однако Николенька не слушается и начал бить гувернера. Мальчика закрыли в чулане.
Глава 15
Николенька в чулане начал осознавать какой нечестный и плачет. Мальчик чувствует себя неродным ребенком, которого никто не любит, и как бы плакал гувернер, если бы мальчик внезапно умер.
Глава 16-17
Николай проспал в чулане ночь и на следующий день мальчику разрешили выйти в другую комнату, потом гувернер отвел Николеньку к бабушке. Старушка принуждала извиниться перед гувернером за такой поступок. Однако Николай заплакал и отказывается извиняться, в результате доводит бабушку до слез.
Николенька убежал из комнаты старушки и столкнулся с отцом, который заметил, что ключ сломан. Николай пытается нажаловаться отцу, но в итоге ничего не получалось объяснить из-за горьких слез, в результате мальчик падает в обморок.
Глава 18
Николай чувствует одиночество. Герой следит за тем, как развиваются отношения Маши и Василия. Дядя Маши не дает согласия на этот брак, и это сильно расстраивает влюбленную пару. Мальчик сочувствует девушке, но не понимает, как такая девушка полюбила такого Василия.
Глава 19
Мальчик стал размышлять для чего живет человек, в какое предназначение человека, а также что такое счастье, смерть и бессмертная душа.
Глава 20
Владимир получить образование в университете, Николай брату начал завидовать. Володя благополучно сдает экзамены и становится студентом в этом университете.
Глава 21
Николай стал сравнивать собственных сестер, и заметил что сестры сильно изменились. Герой замечает, что Катя, которой уже исполнилось шестнадцать лет, стала изящной и привлекательной, а Люба отличается от Кати натуральностью и добротой.
Глава 22
Отец мальчика получает деньги и чаще начал ходит к бабушке. Николай стал видеть слабости отца. Люба играет на пианино пьесу, которую любила их мать, и Николенька замечает, как похожа сестра на мать.
Глава 23
Вскоре бабушка Николеньки умирает, но никто в доме не плачет за старушкой, кроме одной горничной. После шести недель родственники узнают, что собственное имущество старушка завещала Любочке, этом опекуном назначен не отец, а князь Иван Иванович.
Глава 24
Николенька с нетерпение ждет, когда закончатся последние месяцы перед началом учебы в университете. Николай собирается поступать на математический факультет. Мальчик взрослеет, и стал с уважением относиться к Сен-Жерому. Также Николай просит у отца разрешение на свадьбу Маши и Василия, и вскоре вступают в брак.
Глава 25-26
Николай часто гуляет вечером в обществе друзей Володи. Нравится общаться с Дмитрием Нехлюдовым. Однажды Николай с Дмитрием Нехлюдовым остаются наедине и узнают, что ребята смотрят на жизнь в одном направлении.
Автор: Виталий Дубына
Краткое содержание — Отрочество
Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым. В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа». Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».
Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён. Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом». Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблат, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место. В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.
С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. Всю ночь Николенька провел в чулане, и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез. Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь. Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья». Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.
Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы». Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…
Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла» и кажется мальчику больше «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна». Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу», Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью. Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича. До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности. Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские». «А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?. .»
краткое содержание рассказа / Paulturner-Mitchell.com
Повесть «Отрочество» Льва Толстого стала второй книгой псевдоавтобиографического цикла автора.
Напечатана в 1854 году. В ней описаны моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.
Изменения в душе Николеньки после переезда в Москву
Как только Николенька приехал в Москву, он почувствовал, что изменился не только мир вокруг него, но и он сам. Его не минуют ни слезы бабушки, скорбящей после смерти дочери, ни горечь старшего брата Володи. Николай завидует его внешней красоте, пытаясь убедить себя, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Николенко прячет все свои мысли глубоко в душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого дано в данной статье, отражает не только некоторые события, происходившие в жизни юного автора в свое время, но и его мысли и размышления.
Расставание с дедом Карлом Иванычем
Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность поиграть с ней. Об этом сразу стало известно их бабушке.
Тот, в свою очередь, обвинил в халатности деда Володю и Николенко Карла Иваныча. Результатом взрослой ссоры стало их решение взять в дом репетитора для воспитания мальчиков. Николая очень сильно беспокоил тот факт, что теперь он очень редко будет видеть дедушку. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был непростым, он по-своему любил детей и внуков и старался учить их жизни. В XIX веке написал свой рассказ Толстой («Отрочество»). Его краткое содержание едва ли может передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, и мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени собственные мысли.
Переживания и свирепый Николай
После того, как в доме появился французский репетитор, все изменилось. Отношения Николенко с ним не складывались. Иногда он и сам не понимал, почему столько агрессии и ожесточения вызывает в нем этот человек. Однажды он даже ударил репетитора. Когда Володя пытается узнать у него, что с ним случилось, Николенька отвечает, что ему все сразу стало противно. Следующая уловка юноши – попытка проникнуть в портфолио отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же все узнают. Николаю угрожают розгами и запирают в темном чулане. У нашего героя бывают судороги. Его укладывают на кровать и дают возможность выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал нервный срыв главного героя писатель Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого позволяет проследить цепь событий, приведших к возникновению этого непонятного заболевания, не теряет своей актуальности и в наши дни.
Влияние друга Нехлюдова на взгляды молодого Николая
Вскоре Володя поступил в университет. Николенька искренне этому рад. Ему остается несколько месяцев до поступления в учреждение. Наш герой прилежно учится и готовится к сдаче экзаменов на факультет математики. У него есть друзья: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николай стал чаще беседовать с Нехлюдовым.
Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества является его призванием. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. Отрочество Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений юноши тех лет. Здесь можно увидеть, как кардинально меняются нравственные ценности взрослого человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему влияет на людей.
В позапрошлом веке Лев Толстой написал «Отрочество». Краткое содержание работы приведено в данной статье. В главном герое, пожалуй, многие узнают себя в молодости. Поэтому рекомендую читать произведение в оригинале.
Подросток: драматург Достоевский
Школьные обиды и закулисные сделки выстраиваются в ряд против дамских секретов и фальшивых отцов в Подросток , предпоследнем романе Федора Достоевского, который с удивительной зрелостью построен на его предыдущих работах.
Подросток · Федор Достоевский · 1875
Перевод Певера и Волохонского · Винтаж, 2004 · 608 страниц, мягкая обложка
♠ in Владимир Леков
3
3 90 о русской литературе , сказал о Достоевском, что человек «кажется, был избран судьбой русской литературы, чтобы стать величайшим драматургом России, но он свернул не туда и написал романы». Хотя он говорил о Братья Карамазовы , которую Набоков назвал «беспорядочной пьесой», комментарий относится к «Подросток », сплетничающей мыльной опере, выполненной в высоком стиле.
Как и многие произведения Достоевского, в Подростке есть целомудрие и чистота, тот отблеск добродетели, что мерцает среди грязи.
С Подросток, Достоевский взял золотого мальчика невинность Идиот и протаранил его против извращенных преступлений, совершенных в Братья Карамазовы . И, как и его предыдущая работа, «Подросток » — это не просто зловещая история о насилии и злобе, хотя, конечно, здесь тоже есть револьверы и темные старые шавки.
…не говори ему ничего, если он заговорит, а если начнет задавать вопросы, отвечай ерундой, помалкивай…
Хотя он назвал свой роман Подросток (в других переводах Подросток ), это роман удивительной зрелости. Проще говоря, «Подросток » — это, на первый взгляд, глупая мыльная опера о людях, которые не могут общаться. Но этот облик, как и его название, всего лишь декорация для романа, который в глубине души является прославлением отцов и детей.
Подросток — рассказ от первого лица Аркадия Долгорукого, внебрачного сына бывшей крепостной и ее хозяина Андрея Петровича Версилова. Это история о сыне, который ищет своего родного отца и по пути обретает любовь к отцу, которая соперничает с его отвращением.
Аркадий обнаруживает, что Версилов — человек ужасных манер, но с более высоким характером, чем он предполагал. Он также человек более актуальный в своей жизни, чем он предполагал, и чьи действия расстраивают его планы на по-настоящему независимую жизнь.
Так вот, не был бы истинным Достоевский без любви, которая на волосок от ненависти, и Достоевский не дал своему герою передышки, когда населил свой роман таким количеством принцев, спрятанных младенцев и неравнодушных прошлых любовников, что тон его романа — тон добродушной грубости, предназначенной, кажется, только для того, чтобы расстроить своего героя.
Подросток прославляет отношения отца и сына, не опускаясь до сентиментальности, и, возможно, именно эта резкость сделала остроту приятной. С любовью в качестве валюты отношения Аркадия и Версилова противоположны отношениям блудного сына.
Подросток , конечно же, не уклоняется от клубка деликатных отношений, и в этом клубке имя — все. Это основание для наследования, основание для брака и повод размахивать ружьем. Вопрос «кто есть кто?» становится чрезвычайно важным.
В центре романа — и в центре «идеи» Аркадия, его стремления к чистой независимости и превращению в человека — письмо, написанное мадам. Ахмакова, генеральская вдова и дочь князя Сокольского, знакомая Версилова и друг Аркадия. В этом письме, написанном за много лет до событий романа, мадам. Ахмакова спросила другого князя, с которым у нее был почти роман, о возможности объявить отца психически неуравновешенным и самой стать попечительницей его счетов.
Аркадий обнаруживает, что владеет этим письмом, и, имея на кону любовь, деньги и статус, он может использовать его по своему усмотрению и причинить боль многим людям, получив наконец то, в чем ему всегда было отказано.
Хорошим завершением этого является то, что отец и сын тоскуют по одной и той же женщине. Сама Ахмакова не любит ни того, ни другого (или, может быть, слишком прагматична ни для того, ни для другого). Бантик на шкатулке состоит в том, что ее отец, старый князь, который, по правде говоря, все еще в большей степени владеет своим умом, собирается жениться на законной дочери Версилова, Анне Андреевне, брак, который запретил бы ни отцу, ни сыну жениться на мадам. Ахмаков.
Подросток — это такая мешанина интриг в любви, семье, сексе и бизнесе; и ждут своего часа мелкие уголовники, оторванные от главного и усеивающие страницы, как коршуны, держащие когти на пульсе дела, выжидающие своего часа и ожидающие, чтобы нажиться на всем этом.
Конечно, Достоевский знал жесткий юмор, и половина цели этих стервятников состояла в том, чтобы вызвать немного веселья. Юмор Достоевского — это авторская самоудовлетворяющая тоника.
Он дал законному отцу Аркадия имя, которое нашло бы отклик в России и поставило Аркадия в неловкое положение, постоянно уточняя: не князь Долгорукий; просто Долгорукий.
‘Вы князь?’
‘Нет, просто Долгорукий, внебрачный сын моего бывшего барина господина Версилова.’
Рожденный с комплексом и ищущий мести и любви от человека, который забыл назвать его сыном, Аркадий — юноша, который свидетельствует о вине всей юности: невежестве в том, что еще многое предстоит узнать и много гордости задушить.
Потому что помимо его поисков любви отца к сыну и сына к отцу, Подросток также является рассказом о стремлении Аркадия к воспеваемой им власти, которую он называет «стать Ротшильдом» — иметь, но не применять , власти над другими; чувство скрытого чувства превосходства через более высокий моральный облик, чем у тех, кто всю жизнь ругал его за этого «просто Долгорукого».
Обида на рану в том, что Аркадий слеп к гигантской иронии – Версилов доводит свою ротшильдовскую «идею» до буквы.
Потому что в основе его «идеи» лежит непривязанность – отрешённость от денег, от любви, от семьи, от удовольствий этой земной жизни.