Хронологическая последовательность событий смутного времени: Хронология событий смутного времени в начале XVII века в Российском государстве

Хронология событий смутного времени в начале XVII века в Российском государстве

В конце ХVI века начался один из самых тяжелых периодов российской истории. Тяжёлые экономические проблемы, вызванные несколькими подряд неурожайными годами, совпали по времени с династическим кризисом, который, в свою очередь, стал причиной нескольких гражданских войн.

В 1598 году на московском престоле пресеклась династия Рюриковичей. Гибель одного из сыновей Ивана Грозного за восемь лет до этого дала внешним силам повод вмешиваться в борьбу за престол и выдвинуть собственных претендентов-самозванцев, якобы являвшихся чудом спасшимися от гибели сыновьями Ивана Грозного. Без малого два десятилетия Смутного времени были ознаменованы народными волнениями, эпидемиями, иностранными интервенциями и внутриполитическими конфликтами.

Считается, что эпоха Смутного времени завершилась избранием на царство Михаила Романова. На самом же деле его отголоски еще долго мешали нормальному развитию русского государства. Неслучайно эпоха, последовавшая за Смутным временем, получила название Бунташного века.

Даты

События

Значение

1601 — 1603

Беспрецедентный го­лод.

Обострение социального и политического кризиса.

16.10.1604

Отряд Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) вступает на террито­рию России.

К Лжедмитрию примыкают разоренные дворяне и каза­ки.

13.04.1605

Смерть Бориса Году­нова.

Лжедмитрию открывается дорога на Москву.

21.07

Венчание на царство Лжедмитрия I.

Кратковременное прими­рение враждующих бояр­ских кланов.

8.05.1606

Бракосочетание Лже­дмитрия с Мариной Мнишек.

Польская свита невесты бесчинствует в русской столице. Чаша терпения москвичей исчерпана.

17.05

Восстание в Москве.

Лжедмитрий убит, престол занимает Василий Ивано­вич Шуйский.

Июль 1606

Начало похода повстанческих войск Ивана Исаевича Бо­лотникова на Москву.

Социальные проблемы не были решены, поэтому но­вое повстанческое движе­ние быстро окрепло.

28.10.-2. 12. 1606

Неуспешная блокада Москвы войсками Бо­лотникова.

Правительству удалось пе­реломить ситуацию в свою пользу.

Март 1607

Указы Шуйского о восстановлении доб­ровольного холопства и о 15-летнем сроке сыска беглых частно­владельческих кре­стьян.

Временно возрастает ло­яльность дворянству пра­вительства.

Июнь

Границу России с польским шляхетским войском переходит Лжедмитрий II.

Начинается новый этап скрытой польской интер­венции.

10.10

Разгром войск Болот­никова в Туле.

Остатки разбитых войск примыкают к Лжедмитрию II.

Июнь 1608

Создание подмосков­ного лагеря Лже­дмитрия 11 в Тушино.

Тушинский лагерь аккуму­лирует антиправительст­венные силы.

28.02.1609

Выборгский договор со Швецией о помо­щи в борьбе с тушин-цами (провал дипло­матии Шуйского).

У польского короля развя­заны руки для открытой интервенции в Россию. Прибывшие шведские от­ряды вскоре выйдут из по­виновения российским военачальникам и примк­нут к интервенции.

16.09

Начало осады Смо­ленска польской ар­мией.

Начало открытой польской интервенции.

29.12

Бегство Лжедмитрия II в Калугу.

Распад Тушинского лагеря.

4.02.1610

Группа бояр-коллаборационистов приглашает на рос­сийский престол польского королевича Владислава.

У польской интервенции появляется благовидное прикрытие.

24.06

Поражение царской армии под Клуши-ным.

Полякам открывается пря­мая дорога на российскую столицу.

17.07

Переворот в Москве: свергнут Шуйский, к власти приходит «се­мибоярщина».

В условиях острой непри­ятельской угрозы Россия фактически остается без правительства.

21.09

Вступление в Москву польских войск.

Установлен оккупацион­ный режим воеводы А. Гонсевского.

Декабрь 1610 — февраль 1611

Формирование в Ря­зани первого земского ополчения.

Происходит самоорганиза­ция российского общества в деле борьбы с захватчи­ками.

Март — апрель 1611

Недостаток дисцип­лины внутри ополче­ния срывает опера­цию освобождения Москвы.

Вынужденное промедление углубило противоречия дворянской и казачьей час­тей ополчения, усугубляе­мые польской пропагандой.

16.07

Шведские войска бе­рут Новгород.

Возникает реальная угроза утраты северо-западных районов российской госу­дарственной территории.

25. 07

Убийство руководи­теля ополчения П. Ляпунова взбунто­вавшимися казаками.

Распад дезорганизованного ополчения.

Сентябрь — де­кабрь

Формирование второ­го земского ополче­ния в Нижнем Новго­роде.

Организаторский талант земского старосты К. Минина позволил обес­печить новое ополчение солидной материальной базой.

Март 1612

Второе земское опол­чение выступило из Нижнего Новгорода к Ярославлю.

Сформирован руководящий выборный орган — Совет Всея Земли — и учреждены временные приказы.

22-24.08

Отброшены отряды гетмана Ходкевича, двигавшиеся на по­мощь московскому гарнизону поляков.

Поляки в Москве оказались в полной осаде.

18.08-26. 10

Блокада Китай-города и Кремля силами вто­рого земского опол­чения. Успешный штурм Москвы.

Силы Гонсевского капиту­лировали.

7.01-21.02

Собравшийся спешно в освобожденной сто­лице Земский Собор избирает на царство Михаила Федоровича Романова.

Начинается правление но­вой династии Романовых. Политический кризис идет на убыль.

Декабрь 1615 — февраль 1617

При посредничестве Англии в деревне Ди-дерино ведутся рос­сийско-шведские пе­реговоры.

27.02.1617 подписан Стол-бовский мир, по условиям которого Россия возвраща­ла Новгород, но теряла крепости Ивангород, Ям, Копорье, Корелу, Орешек (Карельский перешеек и Невское устье) и обязыва­лась выплатить хлебную контрибуцию. Война на два фронта была прекращена.

Апрель 1617 -октябрь 1618

Неуспешный поход королевича Влади­слава на Москву.

Поражение при Белом Го­роде остановило польские войска. Обе стороны были истощены и приступили к мирным переговорам.

1.12.1618

Заключено на 14,5 лет Деулинское переми­рие с Речью Посполи-той.

Польша отторгала у России Смоленский регион, дина­стия Романовых не была признана поляками.

Хронологический список Патриархов Русской Православной Церкви

ПатриархПериодЛет патриаршестваКанонизацияИмператоры времени правления
1Иов1589–1605161989Федор Иоанович
2Гермоген (Ермоген)1606–161261913Смутное время, Лжедмитрий I, Шуйский
3Филарет1619–163314Михаил Федорович
4Иоасаф I1634–16407Михаил Федорович
5Иосиф1642–165210Михаил Федорович и Алексей Михайлович
6Никон1652–166614Алексей Михайлович
7Иоасаф II1667–16725Алексей Михайлович
8Питирим1672–16731Алексей Михайлович
9Иоаким1674–169016Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, правительница Софья, Иоан V, Петр I
10Адриан1690–170010Петр I
*Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола1700–172121Петр I
Синодальный период 1721–1917
11Тихон1917–192581989
*Священномученик Петр, митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола1925–1936111997
12Сергий1936–1943 – местоблюститель;
1943–1944 – патриарх
13Алексий I1945–197025
14Пимен1971 – 1990 19
15Алексий II1990 – 200818
16Кирилл2009 – наше время

Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640).

От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой.
По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554–1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых.

При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I – Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.

Иосиф – Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа. В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.


Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605–1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви.

Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Иоасаф II – Патриарх Московский и всея Руси. Большой Московский Собор 1666–1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».

Питирим – Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.

Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) – Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
По благословению Патриарха Иоакима ‚было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.

Адриан (в миру ? Андрей) (1627–1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) – митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола.
Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, — средоточие тогдашней южнорусской образованности.
В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным.
Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно.
В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия.
Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.
Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него.
Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.

Тихон (Белавин Василий Иванович) – Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865–1925).
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь … должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: “Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может”.
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867–1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона – патриарший местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской Православной Церкви. В 1927 году – в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910–1990) – Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

CAIN: Хронология конфликта

CAIN: Хронология конфликта

Веб-служба CAIN

Хронология конфликта — с 1968 года по настоящее время



[CAIN_Home]
[Ключевые_события] [Ключевые вопросы] [КОНФЛИКТ_ФОН]
ПРЕДПОСЫЛКИ: [Акронимы] [Глоссарий] [NI_Society] [Статьи] [Хронологии] [Люди] [Организации] [CAIN_Библиография] [Другие_библиографии] [Исследовать] [Фотографии] [Символы] [Фрески] [Плакаты] [Карты] [Интернет]

Страница составлена ​​: Martin Melaugh
Материал регулярно добавляется на этот сайт — информация на этой странице может меняться

Черновые хронологии за период с 1968 по 2001 год можно найти ниже. Хронология за более поздние годы будет добавлена ​​в будущем. Большинство ежедневных записей краткие, однако хронологии содержат ссылки на ключевые документы и более подробные записи для тех дат, которые совпадают с ключевыми событиями и ключевыми проблемами. Есть также более подробные ежедневные записи за годы с 1996. Ниже приведены ссылки на каждый отдельный год. Есть также ссылки на хронологии событий периодов 1169-1799 и 1800-1967 годов. Кроме того, существуют хронологии, которые охватывают конкретные ключевые события и ключевые вопросы.
Следующие «кнопки» появляются в хронологиях и предоставляют ссылки на дополнительную информацию в «Индексе смертей» Саттона:
Также есть кнопка со ссылками на записи Государственного архива Северной Ирландии (PRONI) (ссылки доступны с 6 октября 2010 г.):
                1968 1969
1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
                   
Черновики
2000 2001 2002              
События в истории Ирландии
1169 до 1799
1800 — 1967
Хронология ключевых событий
Кампания за гражданские права (1964-1972)
Дерри-Марч (5 октября 19 г. )68)
Марш народной демократии (1-4 января 1969 г.)
Интернирование (1971-1975)
«Кровавое воскресенье» (30 января 1972 г.)
«Кровавая пятница» (21 июля 1972 г.)
Саннингдейлское соглашение (1973-1974 гг.)
Забастовка Совета рабочих Ольстера (май 1974 г.)
Бомбы Дублина и Монагана (17 мая 1974 г.)
Перемирие с ИРА (9 февраля 1975 г. — 23 января 1976 г.)
Конституционная конвенция Северной Ирландии (с июля 1974 г. по 19 марта).76)
Забастовка Совета действий объединенных профсоюзов (UUAC) (1977 г.)
Голодовка (1981)
Англо-ирландское соглашение (15 ноября 1985 г.)
Brooke / Mayhew Talks (с апреля 1991 г. по ноябрь 1992 г.)
События, предшествовавшие мирному процессу (1988–1993 годы)
События в ходе мирного процесса (1993-1998 гг.)
События в ходе мирного процесса (1998-1999 гг.)
Хронология ключевых вопросов
Абсенционизм: Шинн Фейн Ард Фейс, 1-2 ноября 1986
Сговор: события в расследованиях Стивенса
Дискриминация
Результаты выборов
Политические инициативы
Политические инициативы
Парады:
Ежегодный походный сезон
История парадов и маршей
Насилие:
    Крупные насильственные инциденты, 1969–1998 годы
    Нападения с применением самодельных бомб, июль 1997 года — 13 февраля 2001 года
    Диссидентская республиканская деятельность, 1994-2011
    Хронологический список смертей Саттона, с 14 июля 1969 г. по 31 декабря 2001 г.
    Черновые списки (ежегодных) смертей, связанных с конфликтом (на отдельных веб-страницах):
    008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015   2016   2017   2018   2019   2020  
    Проект списка погибших, связанных с конфликтом с 2002 г. по настоящее время (на одной веб-странице)

 


КЕЙН содержит информацию и исходный материал о конфликте и политика в Северной Ирландии.
CAIN базируется в Университете Ольстера.

Последнее изменение :

© 1996-2022 КАИН


Хронология: Царская Россия

Обновлено 7 марта 2022 г. | Дэвид Джонсон

1533 1589 1605 1613 1689 1762 1812 1861 1904 1914 Следующая временная шкала

1533

Иван IV (Грозный) первый царь; расширяет самодержавие, начинает аннексию Сибири

Топ

1589

Русская Православная Церковь становится независимой от других православных церквей

Топ

1605-1613

Смутное время, Польша вторгается в Россию

Топ

1613

Михаил Романов становится царем, основывает династию, правившую до 1917 года

Топ

1689-1725

Петр I (Великий) первый император России; создает современную европейскую мощь; продвигает западную культуру, строит новую столицу, Санкт-Петербург

Топ

1762-1796

Екатерина II (Великая) превращает Россию в одну из сильнейших держав континентальной Европы

Топ

1812

Наполеон вторгается в Россию; свирепая зима и русское сопротивление почти уничтожили французов

Топ

1861

Александр II освобождает крепостных, начинает реформы

Топ

1904

Россия проигрывает русско-японскую войну; Революция 1905 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *