Краткое содержание о жизни пушкина: Краткая биография Пушкина, интересные для детей факты творчества Александра Сергеевича, всем классам

Георгий Чулков — Жизнь Пушкина читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …169

Чулков Г. И. ЖИЗНЬ ПУШКИНА

Душа поэта

(Вступительная статья)

«Биографа интересуют не литературные реминисценции и влияния, а сама жизнь… душа автора», — писал создатель книги «Жизнь Пушкина», известный символист Г. И. Чулков. Интересом к душе художника приковывает она внимание читателя. Наверное, поэтому даже в юбилейный, 1937 год, обогативший «пушкиниану» яркими исследованиями, эта работа выделялась своей оригинальностью. Следует помнить и то, что к этому произведению автор шел долго, почти всю жизнь. Книга была буквально выстрадана им.

«Ничего, кроме Пушкина, в ум нейдет»[1], — признавался Чулков незадолго до смерти. Даже своей заветной тетради он предпослал любимое пушкинское изречение «Habent sua fata libelli», то есть «Книги имеют свою судьбу». Слова эти оказались пророческими, что и подтвердила судьба написанной им уникальной для своего времени, но не потерявшей своего значения, а, может быть, даже заигравшей сегодня новыми красками, биографии Пушкина.

В течение полутора десятилетий творил Чулков свою литературоведческую «пушкиниану». В ней значительное место занимают произведения биографического характера, посвященные личности, творчеству и обстоятельствам жизни величайшего русского поэта (то, что впоследствии окрестили «занимательным литературоведением»), десятки статей, в которых содержится анализ отдельных проблем и аспектов пушкинских произведений, доклады в Государственной Академии Художественных Наук, выступления, заметки, записи в дневниках, фиксирующие различные моменты работы над той или иной темой. В разное время Чулковым были написаны или прочитаны в виде докладов и лекций работы «Пушкин и Россия», «Пушкин и театр», «Пушкин и Польша», «Славяне и Пушкин», «Таинственный певец». Большое впечатление на присутствующих произвело его выступление в 1921 году на объединенном торжественном заседании Института Итальянской культуры, Всероссийского союза писателей, Общества любителей Российской словесности и Академии Духовной культуры «Данте и Пушкин».

Итогом многолетних исследований стала научная биография поэта «Жизнь Пушкина», сначала опубликованная в «Новом мире» (1936), а затем вышедшая отдельным изданием (1938). По всей вероятности, над ней Чулков начал работать сразу после 1917 года. Он назвал свою рукопись «Поэт. Душа творчества», но издать ее не удалось. В 1921 году Чулков констатировал в письме, что после долгих мытарств и прохождений по разным инстанциям книга «окончательно запрещена цензурой»[2]. Это стало тяжелейшим ударом для писателя, но не подтолкнуло к решению об эмиграции (хотя на руках уже была германская виза). «Буду ждать своей участи здесь», сокрушенно подводил он итог своим терзаниям.

Оставшиеся от книги заметки говорят о том, что основой замысла были взаимоотношения поэта и общества (Чулков намеревался написать даже отдельную работу «Пушкин и государственность»), а опорными моментами стали заветы Пушкина: «Ты царь, живи один» и «Глаголом жги сердца людей». Эти мысли — сокровенность творчества и открытость поэта миру, приятие его в себя — определили и «внутренний сюжет» биографии, выразившийся в таких словах Чулкова: «…оптимизм Пушкина (…) надо искать (…) в целостном миросозерцании поэта, которое позволило ему, сознавая трагические противоречия жизни, язвы истории, социальное зло, ущерб и муки человеческой природы, — неизменно верить в объективную реальность бытия и в конечное торжество человека[3].

Откровенно о типе пушкинского оптимизма Чулков выразился в своих записках: «Пушкин преодолел религиозным (сознанием) опытом, трагическим в своей основе, свой психологический пессимизм. «Психологического оптимизма» в нем не было, и таковым поэтому он не мог преодолеть «метафизического пессимизма». Пушкин, слава Богу, не Михайловский и не Иванов-Разумник, так сказать»[4]…

Так ведущей мелодией книги стала «пламенная любовь» Пушкина «к земле, которая никогда не была для него отвлеченным началом, а оставалась живым и глубоким опытом бытия»[5]. Конечно, прозрачнее о природе христианского мировоззрения поэта в те годы сказать было невозможно.

Повествование Чулкова о жизни Пушкина печатается одновременно с вересаевским «Пушкиным в жизни», жанр которого определен его автором как «монтаж документов». У Вересаева мы слышим голоса эпохи. И Чулков пользуется теми же самыми исходными данными дневниками, письмами, обращается к тем же самым фактам. Но своеобразие его «пушкинианы» заключается в том, что, помимо этих голосов, мы слышим выразительный голос самого автора: он часто перебивает свидетельства современников и потомков собственными умозаключениями, делает определенные выводы, предлагает гипотезы.

Написанная Чулковым биография предельно концептуальна. Читатель волен принять или не принять эту концепцию, но он не может не признать, что религиозная идея стала звеном, объединившим все части повествования, выстроившим судьбу поэта в линию смены духовных ориентиров, высшей точкой которых стало убеждение, «что исторической необходимости соответствует какой-то космический закон, что в основе бытия заложена живая реальность».

Разрешение Главлита на публикацию текста, насыщенного такими идеями, в «Новом мире» действительно должно было показаться невероятным. «Весь этот год (1936. — М. М.) прошел для меня под знаком Пушкина, — записал Чулков в дневнике. Каким-то чудом с мая месяца по декабрь публикуется моя работа. Но появится ли отдельной книгой — большой вопрос… Чем кончится эта моя борьба за Пушкина — не знаю». Но книга — вопреки мрачным прогнозам — все же вышла в 1938 году. Однако цензура буквально искромсала авторский текст, допустив к публикации лишь угодные ей «выбранные места». Так на свет появилось «искореженное и сокращенное непристойно»[6], по выражению автора, произведение.

Работал Чулков над этой книгой исключительно добросовестно.«…вожусь с Пушкиным, как китаец со своим полем — прилежно и благочестиво»[7], — иронизировал он над собственным усердием. Но зато был предельно серьезен, когда определял значение Пушкина для русской культуры и национального духа. «Почему Пушкин нам так дорог? Почему так высоко его ценим? — задавался он вопросом в своем дневнике. — Неужели потому, что в нем отразился «процесс движения русской жизни от «средневековья» к новому буржуазному обществу»?[8] Пусть так — но ведь отразился с «дворянской» точки зрения, по мнению этих истолкователей. Какой же нам толк от этого отражения? Значит, как ни уклоняйся от прямого ответа, а приходится признать, что в Пушкине было нечто, независимое от его дворянства, от его класса, даже от его эпохи. Вот как раз это нечто и есть высокое в его поэзии, то, что будет нужно и дорого «бесклассовому обществу». Какова же сущность его поэзии? Пушкин потому дорог нам, что он почувствовал мир как живое, цельное и положительное начало. Он за множественностью ущербного мира угадал его первооснову как плерому[9], как полноту наполняющего, все «во всем». Ни один русский поэт не дал такого утверждения бытия, как Пушкин. И это утверждение тем драгоценнее, что оно явилось у поэта не как наивное идиллическое приятие данности, а прошло через «горнило сомнений». Смысл духовной биографии (выделено мною. — М. М.) Пушкина заключается в том, что, к середине 20-х годов примерно, Пушкин решительно преодолел навязанную ему «проклятым», по его словам, воспитанием французскую цивилизацию и стал ревнителем органической культуры»[10].

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …169

А.С.Пушкин. Малоизвестные факты из жизни человека, которого знают все

https://ria.ru/20120606/666710071.html

А.С.Пушкин. Малоизвестные факты из жизни человека, которого знают все

А. С.Пушкин. Малоизвестные факты из жизни человека, которого знают все — РИА Новости, 06.06.2012

А.С.Пушкин. Малоизвестные факты из жизни человека, которого знают все

Александра Сергеевича Пушкина, чей день рождения отмечают сегодня во всем мире, называют не иначе как величайшим русским поэтом, с его творчеством знакомы все… РИА Новости, 06.06.2012

2012-06-06T14:00

2012-06-06T14:00

2012-06-06T13:58

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/666710071.jpg?2373745701338976708

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2012

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

день русского языка

Культура, День русского языка

Александра Сергеевича Пушкина, чей день рождения отмечают сегодня во всем мире, называют не иначе как величайшим русским поэтом, с его творчеством знакомы все еще со школьной скамьи. Тем не менее есть в его биографии детали, которые могут показаться интересными даже тем, кто знает наизусть всего «Евгения Онегина».

«Зато не рябчик»

Пушкин помнил себя с 4 лет. Он несколько раз рассказывал о том, как однажды на прогулке заметил, как колышется земля и дрожат колонны, а последнее землетрясение в Москве было зафиксировано как раз в 1803 году. И, кстати, примерно, в то же время произошла первая встреча с Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который выехал на прогулку. К счастью, коня успели придержать, ребенок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку – это няня.

Однажды дом родителей Александра Пушкина посетил русский писатель Иван Дмитриев. Будущий великий поэт был тогда еще ребенком, Дмитриев решил подшутить над необычной внешностью мальчика и сказал: «Какой арабчик!» Но десятилетний правнук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: «Да зато не рябчик!» Присутствующие взрослые были удивлены и жутко смущены, потому что лицо писателя Дмитриева было действительно рябым.

А в знаменитый Царскосельский лицей Пушкин, оказывается, поступил по блату. Лицей основал сам министр Сперанский, набор был невелик – всего 30 человек, но у Пушкина был дядя – известный поэт Василий Львович Пушкин, который был лично знаком со Сперанским.

В 1817 году состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, среди которых была латынь, российская, немецкая и французская словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья получили аттестаты. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из 29 выпускников), показав только «в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные» успехи.

«Любовь юного шатена»

В лицее Пушкин в первый раз влюбился. Очень любопытно почитать даже не список его побед, а отзывы о нем разных людей. Его брат, например, говорил, что Пушкин был собою дурен, ростом мал, но женщинам почему-то нравился. Что и подтверждается восторженным письмом Веры Александровны Нащекиной, в которую Пушкин тоже был влюблен: «Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами, голубыми глазами и необыкновенной привлекательности». Впрочем, тот же брат Пушкина признавал, что, «когда Пушкина кто-то интересовал, он становился очень заманчив, а когда Пушкину было неинтересно, разговор его был вял, скучен и просто несносен.

Пушкин не был красив, в отличие от своей жены Натальи Гончаровой, которая, плюс ко всему, была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, Короче – я огончарован!».

Известно, что Пушкин был очень любвеобилен. С 14 лет он начал посещать публичные дома. Будучи женатым, он продолжал наведываться к «веселым дамам», а также имел замужних любовниц. Жандармский чиновник III отделения Попов писал о Пушкине: «Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся».

Дуэли и долги

Первая дуэль Пушкина случилась в лицее, а в общей сложности у поэта было много дуэлей – около 30, утверждают историки.

Сам же Пушкин, по слухам, предлагал стреляться более полутора сотен раз. Причина могла не стоить выеденного яйца – например, в обычном споре о пустяках Пушкин мог неожиданно обозвать кого-нибудь подлецом, и, конечно, это заканчивалось стрельбой. По подсчетам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта.

У Пушкина были карточные долги, и довольно серьезные. Он, правда, почти всегда находил средства их покрыть, но, когда случались какие-то задержки, он писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал в тетрадях их карикатуры. Однажды такой лист нашли, и был большой скандал.

Дантес был родственником Пушкина. На момент дуэли он был женат на родной сестре жены Пушкина — Екатерине Гончаровой.

Перед смертью Пушкин просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: » …жду царского слова, чтобы умереть спокойно…».

«Нашему поэту»

А вот как оценивают творчество Пушкина иностранцы. Оказывается, «Евгений Онегин» – это вообще первый русский роман (хотя и в стихах). Так написано в «Британской энциклопедии» редакции 1961 года. Там же написано, что до Пушкина русский язык был вообще не пригоден для художественной литературы.

Кстати, в России в 1912 и 1914 годах выходили сборники стихов Пушкина, которые теперь стали библиографической редкостью: составителем сборников был некий В. Ленин, а предисловие написал А. Ульянов. Ленин –  псевдоним издателя Сытина (его дочку звали Еленой), а литературовед Ульянов был просто однофамильцем.

Хорошо ли вы знаете творчество Пушкина? Проверьте себя >>

Забавный факт, который, правда, не имеет отношения к биографии Пушкина. В Эфиопии несколько лет назад поставили памятник Пушкину. На красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ОДА ПУШКИНА К СВОБОДЕ | Киркус Отзывы

ЖИЗНЬ И ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

к М. А. Дюверне ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 26 декабря 2014 г.

Исторический роман о жизни русского поэта Александра Пушкина.

Книга Дюверне начинается в Санкт-Петербурге, Россия, в 1837 году, когда Пушкин готовится к дуэли, которая приведет к его смерти. Ходят слухи, что его жена Наталья связана с французским офицером Жоржем Дантесом, а получение Пушкиным анонимного письма, в котором он объявляется «рогоносцем», только подогревает его гнев. Дуэль с Дантесом проходит неудачно, и поэт смертельно ранен. Оставив истекающего кровью Пушкина на попечение жены и камердинера Никиты, автор отступает, чтобы рассказать о прежней жизни поэта. Дюверне излагает ключевые моменты, такие как написание Пушкиным своего первого значительного повествовательного стихотворения «Руслан и Людмила»; его изгнание вскоре после этого из-за его радикальных политических взглядов; и его стихи были обнаружены у нескольких повстанцев-декабристов.

Автор также описывает период после публикации Пушкиным его шедевра — романа «9».0009 Евгений Онегин , включая женитьбу на Наталье и их роли при императорском дворе. Дюверне прилагает кропотливые усилия, чтобы богато расшить историю жизни Пушкина множеством творческих деталей. Но у ее подхода есть существенные недостатки. Манера письма автора во всем излишне многословна, с тенденцией к переописанию: «профиль Пушкина вытянут по стойке смирно, осанка выпрямлена, запавшие глаза прищурены под тяжелыми бровями, крепкая челюсть сжата, рябый подбородок дрожит, губы выпячены в серьезный хмурый взгляд». Дюверне указывает на африканское происхождение Пушкина, но ее терминология иногда устарела: «Его мулатское лицо казалось изможденным». В исследовательском плане автор довольствуется свидетельствами пушкиниста и критика, представленными в 19 в.27, что анонимное письмо, объявляющее поэта рогоносцем, написал человек по имени Долгорукий. Дюверне упускает из виду, что эта теория с тех пор оспаривалась, вместо этого рассматривая ее как «окончательный ответ», который может оказаться спорным среди пушкинистов.
Нежно иллюстрировано очаровательными, хотя и наивными, незарегистрированными набросками; родословная Пушкина; и карта его путешествий, в романе отчетливо виден горячий интерес автора к русскому литературному гиганту. К сожалению, исполнение этой работы немного не соответствует стандартам, ожидаемым любителями великой литературы, такой как монументальные произведения Пушкина, а исследованию, хотя и очень подробному, не хватает широты.

Смелая, хотя и неравномерная попытка описать богатую и сложную литературную жизнь.

  • 0

Паб Дата: 26 декабря 2014 г.

ISBN: 978-1-4990-5294-7

СТРАНИЦА: 530

Publisher:

XLIBRIS US

. 22 апреля 2021 г.

Программа обзора: Киркус Инди

Категории: ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА | ОБЩАЯ ФАНТАСТИКА

Поделитесь своим мнением об этой книге

Вам понравилась эта книга?

Рассмотрение тем любви, честности и свободы

Реферат

Хотя русская литература становится становится все более популярным среди англоязычных литературоведы и тем более среди литературоведы африканского происхождения, Пушкин, основоположник русской литературы малоизвестен среди этих ученых.

Естественно, имена великих русских писателей девятнадцатого века. связаны с одними из самых известных произведений эти писатели. Имя «Николай Гоголь», для например, напоминает о Генеральном инспекторе а «Лев Толстой» напоминает «Войну и мир». С другой стороны, хотя студенты или критики могут быть знакомым с именем Пушкина, они не ассоциировать это имя с каким-либо конкретным литературным работа. Однако для россиян ни один из общепризнанные русские писатели превзошли Александр Сергеевич Пушкин в славе или популярность, ибо всем развитием обязаны русские своей литературы этому афро-русскому художник. Многие критики русской литературы пишут на английском языке, без сомнения, оцените роль, которую сыграл Пушкин в развитии русской литературы: но в их критических работах ни один из них уделяет достаточно времени и места критике и оценка произведений Пушкина. В большинстве критические произведения, Пушкину дается только глава, в которой либо краткое изложение его жизни дается или несколько общих замечаний о его работах сделаны.
Это то, что нужно найти, для например, в О.С. Мирского «История России». Литература, Янко Лаврин «Панорама русской Литература, «Могучая тройка» Бориса Брасоля и Русская литература девятнадцатого века Джона Феннела, чтобы упомянуть только некоторые. Никто из критиков не выделяли либо отдельные произведения Пушкина, либо определенные темы в его произведениях для углубленного изучать. В результате Пушкин в произведениях этих критиков, остается «одним из русских писателей»; он не возведен до уровня литературный вдохновитель, которым он действительно был. Но ввиду большого вклада Пушкина в развития русской литературы и ввиду его неувядающей популярности среди россиян, изучение русской литературы среди англ. литературоведы, не только остается неадекватным VII но и не имеет никакого реального основания со времен Пушкина. не получает должного внимания в критике. Этот тезис направлен на то, чтобы привести Пушкина к в авангарде русского литературоведения. знакомство с ним через тематическое исследование три его произведения.
При этом тезис выполняет еще одну важную функцию: приносит те качества Пушкина, которые сделали его популярным среди современников, что сделало царский режим считал его опасным для существующий общественно-политический истеблишмент. В диссертации рассматривается авторская интерпретация понятий любви, честности и свободы, как показано в его работах «Негр из Петр Великий, Капитанская дочка и Евгений Онегин. В диссертации учтены все что это тематическое исследование раскрывает о Пушкине, и оценивает его вклад не только в российскую литература, но и общечеловеческая литература. К концу диссертации я попытался выявить связь между собственной жизнью Пушкина и viii его творческая карьера. Таким образом, тезис представляет Пушкина и как человека, и как писателя. В диссертации также показано, что Пушкин обязан своей популярностью тому факту, что он был высоко знаком с моральными, социальными и политическими традиции русских, и он смог обращаться со своим литературным предметом наиболее компетентно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *