Краткое содержание невского: «Невский проспект» краткое содержание повести Николая Гоголя – читать пересказ онлайн

Невский проспект | Краткое содержание

Вы здесь

Главная

>

Краткие содержания

>

Невский проспект

Год написания: 

Время прочтения: 

2 минуты

Описание произведения: 

Произведение Невский проспект Николай Гоголь написал в 1835 году, и из самого названия повести становится очевидно, что основным образом и, так сказать, главным участником описываемых событий является Невский проспект.

В нашем кратком содержании, которое можно прочесть всего за 2 минуты, вы найдете описание главных героев и событий повести, которая заканчивается яркими словами, посвященными Невскому проспекту, хотя и не без ноток разочарования, которые наталкивают на мысль, что свет фонарей на Невском проспекте обманчив.

Ниже читайте краткое содержание повести Невский проспект.

Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлёстывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами.

Художник следует за брюнеткой, лелея на её счёт самую романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещённого четырёхэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у неё в доме. Поражённого Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарев тщетно её ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? — думает он, очнувшись. Он найдёт её и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеётся над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково…


Вы прочитали краткое содержание повести Невский проспект. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Источник: 

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Другие краткие содержания

Холстомер. История лошади

На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как…

Глухая пора листопада

Яблонский (тайный агент секретной полиции) приезжает в Петербург; он встречается с Судейкиным, инспектором секретной полиции. Недавно в Харькове Яблонский выдал полиции. ..

Винни-Пух и все-все-все

Винни-Пух — плюшевый медвежонок, большой друг Кристофера Робина. С ним происходят самые разные истории. Однажды, выйдя на полянку, Винни-Пух видит…

Краткое содержание произведения «Невский проспект» Гоголя Н.В.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!.. Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».

Утром Невский проспект пуст, через него проходят только мастеровые и сонные чиновники, направляющиеся в департамент. В полдень на Невском появляются гувернантки и гувернеры всех наций и их воспитанники. «В это время Невский проспект — педагогический Невский проспект». К двум часам на проспекте появляются семейные пары, чиновники иностранной коллегии, окончившие службу. В три часа — «на Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах. Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход». С четырех часов Невский пустеет, но в сумерках он оживает.

Однажды в сумерках поручик Пирогов прогуливается по Невскому проспекту вместе с приятелем, художником Пискаревым. Их внимание привлекают две дамы, и молодые люди расходятся: каждый следует за той дамой, что понравилась ему.

Пискарев следует за женщиной, черты лица которой кажутся ему божественными, фигура обворожительной, а одежда — верхом изящества. Она приходит в публичный дом. Пискарев поражен. Ему кажется несправедливым, что такой ангел находится в гнезде порока. Пискарев убегает прочь, а дома решает спасти заблудшую душу прекрасной незнакомки, жениться на ней и вырвать ее из омута разврата.

Пискарев засыпает. Ему снится, что женщина присылает за ним карету, что он едет в ее дом — не бордель, а богатый дом, где дают бал. Прекрасная незнакомка все время пытается перемолвиться с Пискаревым парой фраз или остаться с ним наедине; он также к этому стремится, но другие гости не дают им такой возможности. Незнакомка просит Пискарева никому не выдавать свою тайну, но что это за тайна он так и не успевает узнать и просыпается.

Пискарев томится ожиданием нового видения прекрасной незнакомки; он даже отправляется к знакомому персу и покупает у него опиум. Под влиянием опиума Пискарев вновь видит свою незнакомку у окна деревенского домика, скромно одетую и прелестно причесанную. Пискарев впадает в зависимость от опиума, целыми днями ждет только возможности забыться и увидеть свою любовь. Однажды незнакомка представляется ему в образе его жены, после чего он решает все же найти ее на самом деле и сделать предложение.

Пискарев находит нужную улицу, входит в бордель, видит красавицу, так долго волновавшую его мысли и чувства.

Он предлагает ей руку и сердце, а также свою бедность и перспективу честно зарабатывать на кусок хлеба. При этих словах лицо красавицы искажается гримасой неприязни. Она не прачка и не швея, чтобы работать; ей вполне нравится ее жизнь. Подруга предлагает Пискареву жениться на ней, корчит глупую гримасу. He в силах вынести такое унижение, Пискарев бросается наутек. Придя домой, он кончает с собой (перерезав себе горло).

Поручик Пирогов умеет говорить «чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно> чтобы во всем была та мелочь, которую любят женщины». Он ходит на все публичные лекции и на все спектакли, независимо от их содержания, декламирует стихи из «Горя от ума» и «Дмитрия Донского», может по-особому пускать дым из трубки кольцами и имеет множество аналогичных достоинств.

Пирогов, расставшись на Невском проспекте с Пискаревым, следует за хорошенькой блондинкой. Женщина оказывается немкой, женой жестянщика Шиллера. «Шиллер был совершенный немец, в полном смысле этого слова. Еще с двадцатилетнего возраста, с того счастливого времени, в которое русский живет на фу-фу, уже Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в каком случае, не делал исключения. Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье. Он положил себе в течение десяти лет составить капитал из пятидесяти тысяч, и уже это было так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решит переменить свое слово».

Пирогов решает примелькаться в доме Шиллера, заказывает ему шпоры (за очень большую сумму, называя которую Шиллер надеется отвязаться от навязчивого поручика), затем оправу к кинжалу. В промежутках между визитами к немцу Пирогов хвастается перед приятелями завязавшейся интрижкой (хотя глупенькая немка не дает к тому никакого повода).

Раз Пирогов приходит к Шиллеру тогда, когда сам жестянщик отсутствует. He зная, чем увлечь и как раскачать глупую немку, он предлагает ей потанцевать. Женщина соглашается и встает в такую соблазнительную позу, что Пирогов бросается целовать ее ножку. Немка принимается кричать, вбегает Шиллер с приятелем Гофманом и начинает бить Пирогова.

Весь следующий день немец боится, что его придут арестовывать. Поначалу Пирогов очень обижен, но, зайдя в кондитерскую, он меняет расположение духа. Он переключается на другие увлекательные занятия и вскоре уже не помнит об «оскорблении», нанесенном ему Шиллером.

Александр Невский (1938) — Краткое содержание сюжета

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

В 13 веке русские земли страдают от иноземных нашествий.

В проеме видно волнистое поле с реликвиями битвы: ветхие мундиры, человеческие черепа в шлемах и скелет лошади.

В 1242 году монголы атакуют с востока, а тевтонские рыцари Священной Римской империи с запада.

Первое знакомство Александра (Николай Черкасов) с рыбаком.

Прибывает курьер с известием о завоевании соседнего Пскова тевтонскими рыцарями.

Подъезжает монгольский правитель во внушительной карете в сопровождении солдат.

Солдаты заставляют рыбаков становиться на колени и отвечать на вопросы.

Когда солдаты считают поведение молодого рыбака дерзким, они хлещут его, и начинается стычка, но прекращается при приближении Александра.

Александр был известен монголам тем, что прогнал шведскую армию.

Монгольский правитель ищет Александра, чтобы предложить ему присоединиться к своим войскам в звании капитана.

Невский дипломатично отказывается и отвечает: «Умри на родине, не покинь ее».

Он намерен ловить рыбу, строить корабли и торговать.

Невский предупреждает своих последователей, что немцы более опасный враг.

Действие переносится в Новгород, занятый торговлей, последним непокоренным городом России.

Симпатичная горничная Ольга (Вера Ивашова) покупает ткани.

Два друга, недавно побывавшие в бою, Василий и Гаврило (Николай Охлопков и Андрей Абрикосов) рассматривают оружие мастера-оружейника Игната (Дмитрий Орлов).

Они говорят о желании мирной жизни с женой и семьей и узнают Ольгу.

Их обоих тянет к Ольге, и Гаврило подходит к ней и говорит с просьбой разрешить прислать сваху к ее отцу.

Гаврило серьезный и преданный, а Василий веселый и словоохотливый.

Василий говорит, что ему это не менее интересно, и просит Ольгу выбрать между ними, но она улыбается и говорит, что ей нужно время, чтобы все обдумать.

На площади перед церковью раненый воин обращается к толпе, сообщая о завоевании немцами соседнего Пскова и рассказывая об их кровавом угнетении.

Все больше жителей присоединяются к толпе, когда разные люди произносят речи.

Богатые торговцы хотят выкупить свою свободу, но простые люди сопротивляются.

Ольга, Гаврило и другие говорят, что хотят, чтобы Александр как их лидер сражался.

Несмотря на противодействие новгородских бояр и купцов, подстрекаемое монахом Ананией, новгородская толпа решает дать бой захватчикам.

Гости из Пскова присутствуют и всем сердцем одобряют.

Устроено, чтобы эмиссары во главе с Гаврилой призвали князя Александра Невского, руководившего сражением со шведами, для организации обороны.

Невский занят рыбалкой, когда прибывают эмиссары.

Сначала он просит, чтобы его облачили в костюм принца, и принимает посланников.

Он согласен вести, но не для защиты, так как предпочитает нападение.

Он принимает командование с условием, что все будут сражаться за Россию, а не за себя. Если оставить в стороне мелкие разногласия и вопросы, из крестьян-добровольцев создается армия.

Действие переносится в Псков.

Горит Псков, завоеванный с помощью предателя Твердило.

Мародерствующие оккупационные силы распределяют добычу.

Говорит Великий Магистр Тевтонского Ордена (Владимир Ершов): светловолосый, холодный, надменный человек царственной осанки и крайней гордости.

Тевтонские рыцари чувствуют себя непобедимыми и лишь самодовольно улыбаются русским женщинам, беспомощно наблюдающим, как их отцов и сыновей убивают при малейшем признаке сопротивления.

Когда видный псковский староста выступает с протестом, он связан веревками. Прежде чем его ведут к большому огню, его дочь Василиса (Александра Данилова) умоляет сохранить ему жизнь, но ее срывают с него, и его ведут на смерть.

В наказание за сопротивление детей отрывают от рук матерей и бросают в огонь на глазах у высокопоставленных церковных сановников.

Вернувшись в Новгород, прибывает Невский, и жители обещают изготовить оружие и доспехи для тысячи бойцов.

Василиса надевает шлем и доспехи.

В сценах в лагере оккупантов оккупанты посещают богослужения и хвастаются тем, что хотят подразнить «русского медведя».

В русском лагере описаны планы Невского. Он решает сражаться на льду.

Его люди знают территорию, но немцы, которые тяжелее, пробьют лед…

Ольга обещает выйти замуж за того, кто окажется самым доблестным из двух ее женихов, каждому из которых дается командование важным сектором.

В ночь перед битвой русские войска собираются на берегу, и старик рассказывает забавную небылицу о том, как заяц поймал волка.

В битве с немцами Невский использует свои рыбацкие знания о льду, а также свой опыт их военной тактики, чтобы победить их.

Далее следуют батальные сцены: мастерски повторяющиеся, с людьми, наступающими, размахивающими оружием, людьми верхом на лошадях, людям бьют по головам, летят стрелы.

У немцев более тяжелое стальное оружие и больше лошадей, но у русских шесты, крюки и топоры большей досягаемости.

Крупные планы битвы сосредоточены на Василии, Гаврило, светловолосом юноше, старике и Василисе, которые время от времени приходят друг другу на выручку.

Волна за волной наступающие немцы терпят поражение, поэтому они перегруппировываются и снова наступают.

После некоторых уступок все немецкие боевые силы образуют своего рода форт, окруженный стеной из щитов, и вылазки из внутренней охраняемой зоны наносят русским тяжелый урон.

В клиновой атаке Гаврило пробивает стену щитов, бой продолжается внутри ранее охраняемой территории, а при атаке в клещи снаружи вынуждены перегруппировываться и массироваться в сторону западной стороны озера, где лёд тоньше.

Поворотный момент битвы наступает, когда Гаврило сражается в одиночку против Великого Магистра, дуэль с обычными бойцами из обоих лагерей, окружающих и наблюдающих

Старик, пришедший на битву, предательски убит Твердило после симулированной капитуляции, и только потому, что его железная рубашка была слишком короткой и нож вонзился ему в открытую часть шеи.

В беспорядочном разгроме немцев большинство рыцарей погибает или тонет, когда тонкий лед трескается и ломается.

В конце битвы груды трупов погружаются в космический свет под бескрайним горизонтом.

С наступлением темноты Ольга и другие женщины ищут выживших с факелами.

Преданный сокол сидит на мертвом теле своего хозяина, а ворона ждет подходящего момента, чтобы выклевать глаза покойному.

Песня после боя, когда Ольга ищет женихов, эмоционально разрушительна.

Ольга находит Василия и Гаврило, раненых и не могущих идти без посторонней помощи, и поддерживает их, когда они очень медленно идут назад.

Ранним утром победители и побежденные выстраиваются в обнесенную стеной часть города, сначала мертвые, затем заключенные и, наконец, победители. Убитых героев везут на санях с горящими свечами в руках.

Больше всего бросается в глаза светловолосый юноша, показанный на экране в профиль с головы до рук.

Дует ветер, и его светлые волосы танцуют на ветру в такт мерцанию пламени свечи.

В конце Невский проявляет свою щедрость, прощая и освобождая пехотинцев и удерживая рыцарей в качестве пленников для выкупа.

Только бородатый предатель Твердило и предатель-священник, игравший на органе, выданы мафии.

Мы видим хмурые лица разгневанных русских, потерявших в бою родных, и когда они начинают растерзать предателя.

Испытания завершены. Приходит время торжеств.

Василий во всеуслышание заявляет, что ни он, ни Гаврило не были храбрейшими в бою: эта честь принадлежит Василисе, а после нее пришел Гаврило.

Мать Василия (Варвара Массалитинова) возражает, что ее сын никогда никому не был вторым, но Василий уважительно настаивает.

Гаврило и Ольга объединяются, а Василий выбирает себе в невесту Василису, с ее согласия, ярко выраженного языком тела, а мать соглашается с широкой улыбкой.

Невский дает последнее предупреждение: Кто придет в Россию с мечом в руке, тот от меча и погибнет.

Александр Невский: Сводка и анализ

Сводка:

Тевтонские рыцари вторгаются в город Псков и вырезают его население. Перед лицом сопротивления Невский сплачивает новгородцев и в решающем Ледовом побоище побеждает врага и отбивает город.

Анализ:

В СССР 1920-х годов произошел взрыв творчества в изобразительном искусстве. Пьянящая погоня за новыми советскими формами творческого самовыражения с социальной функцией (философия конструктивизма) привела к захватывающим кинематографическим экспериментам. Такие режиссеры, как Всеволод Пудовкин и Дзига Вертов, представили голливудский стиль непрерывного монтажа как один из буржуазных методов киноконструирования. Сергей Эйзенштейн был самым выдающимся из этих советских кинематографистов. Его мастерство интеллектуального монтажа привело к международному одобрению броненосца «Потемкин» (1925) за его ритм, использование сопоставления и общее воздействие.

Эйзенштейн также настаивал на ограничении роли личности в центре повествования; вместо этого отдавая предпочтение массам, объединенным пролетарским героизмом. Для этого он использовал типографию, стиль, который отказывался от «актерской игры» в пользу подбора подходящей фигуры для исполнения определенной роли. Вместо этого эмоциональное воздействие «перформанса» создавалось за счет динамики монтажа. Сильное чувство композиционной геометрии Эйзенштейна и использование шокирующего образа также были ключевыми приемами. Такие сцены, как лошадь, свисающая с поднимающегося моста в октябре (1928), или сбежавшая детская коляска среди царской жестокости в «Броненосце Потемкин» — дерзкие, запоминающиеся и страшные. Эти фильмы полны политических намерений как по форме, так и по содержанию.

К 1938 году эпоха экспериментов закончилась. Культ личности Иосифа Сталина прочно утвердился, а стилистические эксперименты 1920-х годов были запрещены. Всем советским кинематографом руководил Борис Шумяцкий, который подчинялся непосредственно Сталину. «Советский Голливуд» Шумяцкого настаивал на доктрине социалистического реализма: никаких формальных авантюр, только изображения идеализированных социалистических целей с положительными пролетарскими героями.

В результате наступил период легких комедий и «тракторных мюзиклов» — развлечений идеологически марксистских и несложных для понимания. Бюрократический контроль над кинопроизводством душил изобретательность, проекты дорого откладывались, а создание не того фильма могло привести к казни. Мыслители-«диссиденты» (по сути, все, кто думал иначе, чем параноик и капризный Сталин) могли ожидать, что жизнь усложнится, что может привести к тюремному заключению или смерти. Эйзенштейн подвергся нападкам и был вынужден признать «прошлые ошибки». Возможно, неизбежно в эту опасную эпоху сам Шумаяцкий был казнен в 19 г.38.

К тому времени, когда Эйзенштейн пришел снимать «Александра Невского», он уже девять лет не мог закончить ни одного фильма. Однако, если название предполагает отход от прежнего стиля Эйзенштейна, предполагая центральную фигуру, которая доминирует в действии, «Александр Невский» далек от прямой капитуляции перед социалистическим реалистическим шаблоном.

События фильма происходят в России XIII века. Уже под контролем монголов появилась свежая угроза из Германии: тевтонские рыцари. После жестокого разграбления города Пскова новгородцы просят одноименного героя прийти им на помощь. Невский принимает символическое решение сражаться с захватчиками на замерзшем Чудском озере, а не на русской земле. После кровопролитной битвы немецкие рыцари терпят поражение. Они отступают, и лед ломается под объединенным весом их тяжелой брони, топит побежденную армию. Метонимия сильной России, объединенной вокруг «божественного» лидера, столкнувшегося с неизбежным нацистским вторжением, неуловима. В 1938, эта угроза была вполне реальной, поэтому рассказ об успешном разгроме, казалось бы, непобедимой иностранной армии является безошибочной пропагандой.

В это время Сталин стал одобрять фильмы о дерзких, хотя и часто жестоких поступках царей и роялистов из прошлого России. Официальное одобрение получали фильмы о жизни Петра Великого или более позднего Ивана Грозного Эйзенштейна. Ясно, что Сталин примерял на себя роль добродушного лидера, столкнувшегося с трудным выбором: навязать тиранию во имя общего блага. Поэтому фигура Невского проблематична для современного зрителя. В отличие от следующих фильмов об Иване Грозном, где диктаторская центральная фигура представлена ​​с бородавками и всем остальным, Невский — некритичный дублер Премьера.

Эйзенштейн подкрепляет благородство Невского христианской символикой: например, он впервые появляется среди рыбаков, а его изгнание новгородских богачей перекликается с изгнанием Христом храмовых ростовщиков (O’Mahony 2008: 168). Христианские образы встречаются на протяжении всей работы откровенно антирелигиозного Эйзенштейна, оказываясь созревшими для композиционного грабежа, когда этого требует бывший католический режиссер, стремящийся к драматическому эффекту. Его фильмы изобилуют примерами заимствованной церковной иконографии, используемой для подчеркивания грандиозности композиции или усиления эмоционального воздействия. Современные советские образы его лидеров уже использовали квазирелигиозную символику для представления как Ленина, так и Сталина. Невский, часто изображаемый в низком ракурсе и склонный к мудрым воззваниям, изображается как вождь, спаситель и святой — именно такой образ желал для себя Сталин.

Однако сама религия представлена ​​как разрушительная и коварная. Монахи зловещи и своекорыстны, а Эйзенштейн озорно включает свастики среди набожной символики на костюмах некоторых немецких священников, действия которых бесчеловечны и жестоки. И наоборот, выступая на фоне церквей, русские говорят о своей земле и человечестве, а не о воле Божией. Их видимые лица контрастируют с роботизированной армией вторжения в тревожных шлемах. Обычная семиотическая условность переворачивается: героические персонажи одеты в черное, а злодеи-угнетатели — в белое. В этом есть смысл: русские — «земные», противостоящие католическому врагу, несут «спасение» через смерть.

Таким образом, простые люди становятся героическими и отличаются своей приземленностью, соответствующей коммунистическому идеалу коллективного труда. Эйзенштейн открывает фильм кадрами русских черепов, разбросанных по земле после предыдущей битвы. Позже русские солдаты «выпрыгивают из самой земли» (Scherr 2001: 221), когда их поднимают на бой. Эйзенштейн часто кадрирует солдат низко в кадре, часто позволяя небу доминировать в композиции, подчеркивая их связь с землей.

Наоборот, как чисто символическая фигура великого мужества, сам Невский никогда не изображается с какой-либо глубиной, сводясь к ряду жестов, доблестных прокламаций и многого другого. Он никогда не боится поражения и не испытывает ничего похожего на драматическую неудачу на протяжении всего фильма, что делает его отдаленной фигурой. Точно так же тевтонские рыцари никогда не представлены более подробно, чем явное злодейство.

Если герой фильма слишком далек, а злодеи слишком похожи на машины, то фильм оживляет пролетариат. Все человеческое взаимодействие оставлено обычным солдатам и крестьянам. Дружеское соперничество между Василием и Гаврилой и самопожертвование Игната придают фильму человеческое лицо и возвращают к контрасту между грубо нарисованным правящим классом и натуралистическим изображением пролетариата эпохи немого Эйзенштейна. В результате получился фильм, теплота которого во многом исходит от сцен, в которых отсутствует заглавный персонаж (Scherr 2001: 213), напоминая ссылку на 19 лет Эйзенштейна.Направление исполнения 20-х годов и его более раннее использование типографии.

«Александр Невский» заслуживает похвалы за организацию зрелищности во время великолепного ледового боя. Ритмичная нарезка между общими и крупными планами, динамичная композиция и подвижная камера несут в себе 37 минут бездиалогового отрывка. Если современному зрителю эта битва кажется менее чем удивительной, то это потому, что с тех пор технику Эйзенштейна бесконечно копировали. Случайные примеры варьируются от «Курантов в полночь» Орсона Уэллса (1966) до «13 убийц» Миике Такаши (2010).

Менее всего имитируется подход Эйзенштейна к непрерывности. Русская армия, кажется, сталкивается с атакующим противником, которого обстреливают с разных сторон, вместо того, чтобы использовать более логическую последовательность выстрела-обратного выстрела, поэтому немцы, кажется, совершают атаку со всех направлений. То, что Эйзенштейн теряет в темпоральной логике, он приобретает в драматическом воздействии.

Разграбление Пскова — самый жестокий эпизод фильма, напоминающий кульминацию Эйзенштейна к его дебютному фильму «Забастовка» (1925) по своему ударному эффекту. Контраст между побежденными, но достойными русскими гражданами и злобными тевтонскими рыцарями подчеркивается бесчеловечными шлемами захватчиков и зловещей неподвижностью. Эйзенштейн снимает их под низким углом, контрастируя с перепуганными заключенными. Последовательность строится на одном из самых ужасных зверств в кино, когда голых детей бросают в горящий костер.

Обсуждая период «социалистического реализма» Эйзенштейна, критик Дэвид Бордвелл считает, что эта последовательность структурирована как «всегда установленный набор элементов, а затем их перестановка, удаление одних и введение других, отодвигание одних на задний план и продвижение других» ( в Шерр 2001: 25). Последствия для зрителя тревожны, поскольку персонажи появляются из ниоткуда. Жесткий монтаж Эйзенштейна, вечно формалиста, подчеркивает жестокость последовательности с использованием осевого разреза, «врезки внутрь или назад прямо вдоль оси объектива» (там же: 15–16) вместо более традиционного редактирования под углом более 30 градусов. прочь, вперед или назад или масштабирование. При использовании этой техники актеры, как правило, остаются неподвижными в статическом кадре, в то время как Эйзенштейн полагается на внезапные переходы, а не на движение персонажа или камеры, чтобы создать действие посредством движения. Результат этого поразителен: создается диегетическое пространство, полностью зависящее от эйзенштейновской догматической организации монтажа.

Необычный подход к саундтреку к фильму. Эйзенштейн оказался в подходящей компании с композитором Сергеем Прокофьевым, которого советские власти также считали идеологически подозрительным. Степень, в которой переплетаются визуальные эффекты и музыка в «Александре Невском», — это настоящее слияние умов. Эйзенштейн тесно сотрудничал с Прокофьевым на протяжении всей съемки, обсуждая настроение и эффект. Несколько секвенций нарезаны на ранее записанный музыкальный трек. Эйзенштейн был строг к себе в отношении того, какие типы кадров он мог или не мог использовать, что диктовалось структурой музыки. В своих трудах Эйзенштейн раскрывает свои методы за кулисами, где для победоносных русских солдат играют на свирели и барабанах:

«Я никак не мог объяснить Прокофьеву, какой именно эффект должен «увидеть» в его музыке этот радостный момент. Видя, что у нас ничего не получается, я заказал изготовление некоторых «бутафорских» инструментов, заснял их игру (без звука) визуально и спроецировал результаты Прокофьеву, который почти сразу же вручил мне точный «музыкальный эквивалент» этому визуальному образу волынщиков. и барабанщики, которых я показал». (1943: 124)

На протяжении всего произведения Прокофьев использует музыкальные темы, чтобы подчеркнуть контраст между соперничающими армиями. Русская идентичность пробуждается через народные мелодии и согласные гармонии; немцы обозначены суровыми тонами и устрашающими ритмами. Во время битвы эти элементы саундтрека сталкиваются, каждый из которых стремится доминировать в партитуре. Музыка к фильму высоко ценится как отдельная вещь, хотя именно в контексте самого фильма она действительно летает. Ледовое побоище – это удивительная хореография изображения и звука.

Судьба выставки Александра Невского типична для судьбы Эйзенштейна в течение десятилетия. Выпущенный для первоначального признания в 1938 году, советский пакт о ненападении с Гитлером в августе 1939 года привел к тому, что фильм был отозван. После вторжения нацистов в 1941 году он был переиздан с дополнительной актуальностью. Ужасно, но последовательность разграбления Пскова точно предсказывает настоящие зверства нацистов, которые должны были обрушиться на город во время войны. К счастью для России, победный исход фильма также оказался пророческим.

Фил Ллойд

Примечание

295.

Актеры и съемочная группа:

[Страна: СССР. Компания-производитель: Мосфильм. Режиссер: Сергей Эйзенштейн. Сценаристы: Сергей Эйзенштейн и Петр Павленко. Оператор: Эдуард Тиссе. Музыка: Сергей Прокофьев. В ролях: Николай Черкасов (Александр Невский), Николай Охлопков (Василий), Андрей Абрикосов (Гаврило).]

Дополнительная литература

Дэвид Бордуэлл, «Эйзенштейн, социалистический реализм и очарование Мизансцены» в Al LaValley и Barry Scherr (редакторы), Eisenstein at 100, New Brunswick, New Jersey & London, Rutgers University Press, 2001, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *