«Метаморфозы» Апулея. Краткое содержание романа
Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и останавливается в доме некоего Милона, который «набит деньгами, страшный богатей, но скуп донельзя и всем известен как человек преподлый и прегрязный». Во всем античном мире Фессалия славилась как родина магического искусства, и вскоре Луций убеждается в этом на собственном печальном опыте.
Реклама
В доме Милона у него завязывается роман со служанкой Фотидой, которая открывает любовнику тайну своей хозяйки. Оказывается, Памфила (так зовут жену Милона) с помощью чудесной мази может превращаться, предположим, в сову. Луций страстно хочет испытать это, и Фотида в конце концов поддается на его просьбы: оказывает содействие в столь рискованном деле. Но, проникнув тайно в комнату хозяйки, она перепутала ящички, и в итоге Луций превращается не в птицу, а в осла. В этом облике и пребывает он до самого конца романа, зная лишь, что для обратного превращения ему надо отведать лепестков роз. Но различные препятствия встают на его пути всякий раз, как он видит очередной розовый куст.
Новоявленный осел становится собственностью шайки разбойников (они ограбили дом Милона), которые используют его, естественно, как вьючное животное: «Я был скорее мертв, чем жив, от тяжести такой поклажи, от крутизны высокой горы и продолжительности пути».
Не раз находящийся на краю гибели, измученный, избитый и полуголодный, Луций невольно участвует в набегах и живет в горах, в притоне разбойников. Там ежедневно и еженощно выслушивает он и запоминает (превратившись в осла, герой, к счастью, не утратил понимания человеческой речи) все новые и новые страшные истории о разбойничьих приключениях. Ну, например, — рассказ о могучем разбойнике, облачившемся в медвежью шкуру и в этом облике проникшем в дом, избранный его сотоварищами для ограбления.
Реклама
Самая известная из вставных новелл романа — «Амур и Психея» — дивная сказка о младшей и прекраснейшей из трех сестер: она стала возлюбленной Амура (Купидона, Эрота) — коварного стреловержца.
Да, Психея была столь прекрасна и обворожительна, что бог любви сам полюбил ее. Перенесенная ласковым Зефиром в сказочный дворец, Психея каждую ночь принимала Эрота в свои объятия, лаская божественного возлюбленного и чувствуя, что любима им. Но при этом прекрасный Амур оставался невидимым — главное условие их любовных встреч…
Психея уговаривает Эрота разрешить ей повидаться с сестрами. И, как всегда бывает в подобных сказках, завистливые родственницы подбивают ее ослушаться мужа и попытаться его увидеть. И вот во время очередного свидания Психея, давно снедаемая любопытством, зажигает светильник и, счастливая, радостно разглядывает прекрасногo супруга, спящего рядом с ней.
Но тут с фитиля лампы брызнуло горячее масло: «Почувствовав ожог, бог вскочил и, увидев запятнанной и нарушенной клятву, быстро освободился от объятий и поцелуев несчастнейшей своей супруги и, не произнеся ни слова, поднялся в воздух».
Реклама
Богиня любви и красоты Венера, чувствуя в Психее соперницу, всячески преследует избранницу своего стрелоносного и капризного сына. И с чисто женской страстностью восклицает: «Так он на самом деле любит Психею, соперницу мою по самозваной красоте, похитительницу моего имени?!» А затем просит двух небожительниц — Юнону и Цереру — «найти сбежавшую летунью Психею», выдавая ее за свою рабыню.
Меж тем Психея, «переходя с места на место, днем и ночью с беспокойством ищет своего мужа, и все сильнее желает если не ласками супруги, то хоть рабскими мольбами смягчить его гнев». На тернистом пути своем она попадает в отдаленный храм Цереры и трудолюбивой покорностью завоевывает ее благосклонность. И все ж богиня плодородия отказывается предоставить ей убежище, ибо связана с Венерой «узами старинной дружбы».
Так же отказывается приютить ее и Юнона, говорящая: «Законы, запрещающие покровительствовать чужим беглым рабам без согласия их хозяев, от этого меня удерживают». И хорошо хоть, что богини не выдали Психею разгневанной Венере.
Реклама
А та между тем просит Меркурия объявить, так сказать, вселенский розыск Психеи, огласив всем людям и божествам ее приметы. Но Психея в это время и сама уже подходит к чертогам своей неукротимой и прекрасной свекрови, решив сдаться ей добровольно и робко надеясь на милосердие и понимание.
Но надежды ее напрасны. Венера жестоко насмехается над несчастной невесткой и даже избивает ее. Богиню, кроме всего, бесит уже сама мысль о перспективе стать бабушкой: она собирается помешать Психее родить дитя, зачатое от Амура: «Брак ваш был неравен, к тому же, заключенный в загородном поместье, без свидетелей, без согласия отца, он не может считаться действительным, так что родится от него незаконное дитя, если я вообще позволю тебе доносить его».
Затем Венера дает Психее три невыполнимых задания (ставшие затем «вечными сюжетами» мирового фольклора). Первое из них — разобрать несметную кучу ржи, пшеницы, мака, ячменя, проса, гороха, чечевицы и бобов — Психее помогают выполнить муравьи. Так же, с помощью добрых сил природы и местных божеств, справляется она и с остальными повинностями.
Реклама
Но и Амур тем временем страдал в разлуке с любимой, которую уже простил. Он обращается к своему отцу Юпитеру с просьбой разрешить этот «неравный брак». Главный Олимпиец созвал всех богов и богинь, велел Меркурию немедленно доставить Психею на небо и, протянув ей чашу с амброзией, сказал: «Прими, Психея, стань бессмертной. Пусть никогда Купидон не отлучается из объятий твоих и да будет этот союз на веки веков!»
И была сыграна на небе свадьба, на которой весело плясали все боги и богини, и даже Венера, уже к тому времени подобревшая. «Так надлежащим образом передана была во власть Купидона Психея, и, когда пришел срок, родилась у них дочка, которую зовем мы Наслаждением».
Впрочем, Зевса можно понять: во-первых, он был не совсем бескорыстен, ибо за согласие на этот брак попросил Амура подыскать ему на Земле очередную красавицу для любовных утех. А во-вторых, как мужчина, не лишенный вкуса, он понимал чувства сына…
Этот трогательно-трагический рассказ Луций услышал от пьяной старухи, которая вела хозяйство в пещере разбойников. Благодаря сохранившейся способности понимать людскую речь, превращенный в осла герой узнал множество и других удивительных историй, ибо почти непрерывно находился в пути, на коем попадалось ему немало искусных рассказчиков.
Реклама
После множества злоключений, постоянно меняя хозяев (преимущественно — злых и лишь изредка — добрых), Луций-осел в конце концов спасается бегством и оказывается однажды на уединенном Эгейском побережье. И тут, наблюдая рождение Луны, восходящей из моря, он вдохновенно обращается к богине Селене, носящей множество имен у разных народов: «Владычица небес! Совлеки с меня образ дикого четвероногого, верни меня взорам моих близких […] Если же гонит меня с неумолимой жестокостью какое-нибудь божество, пусть мне хоть смерть дана будет, если жить не дано!» И царственная Исида (египетское имя Селены-Луны) является Луцию и указывает путь к спасению. Не случайно именно эта богиня в античном мире всегда связывалась со всеми таинственными действами и магическими превращениями, ритуалами и мистериями, содержание коих было известно лишь посвященным. Во время священного шествия жрец, заранее предупрежденный богиней, дает несчастному возможность наконец вкусить розовых лепестков, и на глазах восхищенно-экзальтированной толпы Луций вновь обретает человеческий облик.
Приключенческий роман завершается главой, посвященной религиозным таинствам. И происходит это вполне органично и естественно (ведь речь все время идет о превращениях — в том числе и духовных!).
Пройдя через серию священных обрядов, познав десятки таинственных посвящений и в конце концов возвратившись домой, Луций вернулся и к судебной деятельности адвоката. Но в более высоком звании, чем был ранее, и с добавлением священных обязанностей и должностей.
Пересказал Ю. В. Шанин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.
Краткое содержание Метаморфозы или Золотой осел Апулей за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Апулей — Метаморфозы или Золотой осел
Главным героем данной повести, является Люций. Его постигла страшная неудача — он превратился в осла! Второе название данного произведения — «Метаморфозы». Так, как в нем описывается превращение человека в животное, причем достаточно глупое и не чистоплотное. Эти события происходили в древней античности, во времена магии и волшебства. Многие народы пересказывали эту повесть на свой лад, но суть сюжета оставалась примерно такой же.
Люций занимался торговлей и неплохо преуспевал в этом деле. Он путешествовал по разным городам, встречал необыкновенных людей и осмотрел много достопримечательностей. Однажды, ему по несчастью пришлось побывать в городе Гипата. Сделав свои дела, Люций напросился на ночлег к старцу Милону. Его суженная была настоящей волшебницей и рассказала Люцию об этом. Люций загорелся идей того, что можно превратится в другое существо и решил попробовать сделать это. Он попросил служанку принести ему мазь которая превратит его в прекрасную птичку, но по ошибке, она принесла Люцию мазь которая превратила его в осла.
Далее Люция ждут только беды. Ему придется вдоволь насмотреться на человеческие пороки грехи. Его будут бить, грабить, угонять продавать и покупать. Только один человек разглядит в нем человеческие повадки. Это человек хотел, чтоб Люций выступал в театре, как дрессированный осел, но он и тут смог сбежать. Далее Люцию снится сон, где он ест венок из роз, который находится в руках жреца. Так он и сделал в жизни и обрел свое человеческое тело. Далее Дела Люция пошли в гору, он добился большого успеха в жизни.
Главная суть рассказа в том, что не стоит поддаваться инстинктам, как животное и всегда оставаться человеком.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Апулей — Метаморфозы или Золотой осел. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Шукшин Даёшь сердце
Ветеринарный врач Козулин Александр Иванович проживал в селе около полугода. Он был незаметным, деликатным, полным мужчиной около пятидесяти лет. Говорил он мало, здоровался и сразу опускал глаза вниз
- Краткое содержание Разбуженный соловьями Яковлева
В этом рассказе действия происходят в детском лагере, где отдыхает много детишек. Но среди них есть мальчик, который особенно выделяется среди всех ребят. Этого мальчика зовут Селюжонок. Он худощавый, маленький и юркий непоседа, хулиган
- Краткое содержание Улицкая Пиковая дама
Рассказ «Пиковая Дама» — один из самых необычных и таинственных творений Улицкой. Название рассказа наталкивает читателя на мысли о роковой женщине, роковой страсти и любви.
- Краткое содержание сказки Диво дивное, чудо чудное
Главным героем произведения является обедневший мужик, которому в один момент становится нечем кормить собственную семью, поскольку в доме нет даже хлебной крошки.
- Краткое содержание Собрание чудес Паустовский
У любого жителя нашей планеты есть необычное желание. И я держу у себя в душе идею посетить озёрные просторы под названием «Боровое»
Краткое изложение метаморфоз — Зрелища Апулея
Книга Я: ·Луций, путешествуя по Фессалии, встречает человек по имени Аристомен, который рассказывает историю о Сократе, человеке, который был в пути на гладиаторское шоу, когда он столкнулся с ужасной судьбой от рук своих жена ведьма.
Книга II:
После этой сказки Люциус приходит в дом Майло и его жена-ведьма Памфила, где его любопытство растет, несмотря на предупреждения, данные ему его родственницей Бирреной. В этот момент он также вступает в роман с их слуга Фотис, которого он пытается убедить помочь ему в его желании магия свидетелей. Отметим также, что в этой книге , а не конкретная ссылка на очки или гладиаторские бои в буквальном смысле, однако термин гладиатор используется как синоним секса (т.е. секс подобен гладиаторскому бою), а в 2. 15 Люциус описывает свою комнату как приготовленный, как гладиатор на пиру, к своей последней трапезе, прямо перед его соблазняет злая соблазнительница Фотида. На более позднем званом обеде Люциус слышит больше сказок. колдовства, еще больше разжигая его любопытство. Пока он пьяный идет домой, он протыкает то, что он считает, что на него напали трое грабителей.
Книга III:
Люций предстает перед судом за убийство мужчин, которых он позже обнаруживает, что это были винные мешки из козьей кожи — волшебный трюк случайно Фотидой, когда она обслуживала свою госпожу. Луций убеждает Фотиду помочь ему засвидетельствовать Памфил в магическом действии, с помощью Фотиды он становится свидетелем трансформации Памфилы. себя в птицу. Люций умоляет Фотиса помочь ему сделать то же самое с себя, чтобы он мог не только видеть, но и испытывать магию. Однако, помогая ему, Фотида случайно превращает Люциуса в осла. Впоследствии его уводят грабители, которые вторгнуться в дом Майло, тем самым помешав ему снова обрести человеческую форму.
Книги IV-VI:
До Книги XI все действия, пережитые Луций — это тот из него, что в образе осла. Люциусу рассказывают историю о разбойниках и Демохар. Старуха рассказывает Люциусу история Амура и Психеи (Книги IV-VI). Психея была женщиной, рожденной по красоте, сравнимой только с самой Венерой. Из-за крайней ревности Венеры она вынуждена пережить серию событий, призванных привести к ее падению. Венера просит своего сына Эроса отомстить за нее, заставив Психею овладеть страстью к самому подлому, самому ужасному из людей. Следуя совету оракула, Зефир приводит Психею в роскошный королевский дворец, где она слышит все, но не видит никого, включая своего нового мужа. Ее предупреждают никогда не смотреть на него, обещание, с которым она сначала соглашается. Однако после нескольких визитов завистливых сестер, которые убеждают ее, что ее муж злой, Психея соглашается на план по убийству мужа. Прежде чем осуществить это, Психея видит своего мужа Эроса. Она уколота стрелой и безумно влюбляется.
Книги VII-IX:
Люций узнает от разбойников, что он подозревается в ограблении дома Майло и опасается, что он больше не сможет вернуться в человеческая форма. Затем он слышит историю от знаменитого разбойника. Фракийец Гем, вступивший в банду разбойников и предавший их и берет с собой Люциуса. Книга VIII раскрывает историю Шарите, девушки. которые пострадали от рук разбойников. К Книге IX Луций был передан многим раз переходил к разным владельцам и находится в плохом состоянии из-за жестокого обращения, которому он подвергся.
Книга X:
Люциус оказался экстраординарным осла, но его истинная история пока не известна. Тиас из Коринфа бросает 3 дня зрелище и находится в Фессалии, чтобы собрать самых известных зверей (которых Луций есть конечно). Люциус вступает в интимные отношения с женщина, которая позже превратится в зрелище. Люций убегает с места происшествия и прибывает в Кенхреи. прежде чем он завершит свое действие.
Книга XI:
Люциус просыпается и очищается в море, молиться богиням о помощи. Ирис появляется во сне и рассказывает ему о том, как он будет спасена и как он должен посвятить свою жизнь служению ей. Люциус следует ее приказу и на нее процессии он превращается в человеческий облик. Он посвящен в ее службу и тратит свое жизнь после этого на ее службе.
Пожалуйста, нажмите здесь для английского перевода Метаморфоз .
Щелкните здесь, чтобы просмотреть полный латинский текст Метаморфозы .
Фотография (вверху): Статуя Купидона и Психеи, Остия Антика.
Золотой осел Апулея Краткий сюжет
Золотой осел Апулей Краткий сюжет | ЛитЧартсЛюций, выходец из греческой части Римской империи, отправляется в путешествие в Фессалию. Он говорит, что хочет рассказать остроумную и замечательную историю, но извиняется за свою плохую латынь (поскольку он вырос, говоря по-гречески). Люциус очень интересуется историями и часто делает паузу в своем рассказе, либо чтобы рассказать историю, которую он услышал где-то еще, либо чтобы послушать, как кто-то еще рассказывает историю. По этой причине путешествие Люциуса имеет тенденцию быть эпизодическим и полным историй внутри историй.
Во время ранней встречи с путником по имени Аристомен Люциус слышит историю о колдовстве. Позже, в городе Гипата, он останавливается у друга по имени Майло, который имеет репутацию скупого хозяина и чья жена Памфила, по слухам, ведьма. Оставаясь у Милона, Люциус начинает тайно заниматься сексом со служанкой по имени Фотида.
Однажды, когда Люций был с Фотидой, они воочию стали свидетелями колдовства Памфилы. Они вдвоем тайно наблюдают, как Памфил использует мазь, чтобы превратиться в птицу. Люциус заинтересован в том, чтобы заполучить мазь, поэтому он уговаривает Фотиду помочь ему. Однако, когда Люциус испытывает мазь на себе, он с удивлением обнаруживает, что вместо того, чтобы превратиться в птицу, он превращается в осла. Фотида советует ему, что он может снова превратиться в человека, если просто съест несколько роз, и что утром она принесет ему розы. Однако, прежде чем она успевает вернуться с розами, воры грабят дом Майло, а Люциуса (в образе осла) забирают обратно в пещеру воров.
Итак, начинается путешествие Люциуса, чтобы попытаться найти розы и снова стать человеком. Поскольку он осел, люди вокруг него свободно разговаривают, и Люциус часто становится свидетелем или подслушивает интересные истории. Возможно, самая сложная история, которую он слышит, — это история Амура и Психеи. Старая ведьма, которая работает с ворами, уволившими Майло, рассказывает эту историю заложнице по имени Шарите, возможно, чтобы утешить ее. По сюжету Психея претерпевает множество лишений, отчасти потому, что ее красота и любопытство оскорбляют богиню Венеру. В конце концов, однако, Психея упорствует, и ей позволено стать бессмертной и жить вечно со своим мужем Купидоном. Позже Шарите спасает ее жених Тлеполемус, который убивает всех воров и отправляет Люциуса на следующий этап своего путешествия.
Многие истории, которые Люциус рассказывает или слышит, имеют менее счастливый конец и рассказывают о том, как неверных супругов поймали на месте преступления. Все это время Люциус переходит от владельца к владельцу, подвергаясь жестокому обращению со стороны почти всех, кто за него отвечает, включая священника Филеба, осла, пекаря и солдата. Люциуса хлещут, перегружают, угрожают смертью и в какой-то момент чуть не съели.
Кульминация жестокого обращения с Люциусом наступает, когда он встречает ревнивую жену. Ее обвинили в ужасных преступлениях и приговорили к казни через растерзание дикими зверями. Прежде чем женщину разорвут на части, ее заставят публично заняться сексом с Люциусом (который все еще ослик). Люциус, опасаясь за свою жизнь, если дикие животные вырвутся на свободу, решает, что единственное, что можно сделать, это бежать.
Вскоре после побега Люциус видит «мать вселенной», божество, которое в конечном итоге оказывается египетской богиней Исидой.