Федор Сологуб — Маленький человек читать онлайн
12 3 4 5
Сологуб Федор
Маленький человек
ФЕДОР СОЛОГУБ
Маленький человек
Якову Алексеевичу Саранину немного недоставало до среднего роста; жена его, Аглая Никифоровна, из купчих, была высока и объемиста. Уже и теперь, на первом году после свадьбы, двадцатилетняя женщина была дородна так, что рядом с маленьким и тощим мужем казалась исполиншею.
«А если еще раздобреет?» — думал Яков Алексеевич.
Думал, хотя женился по любви — к ней и к приданому.
Разница в росте супругов нередко вызывала насмешливые замечания знакомых. Эти легкомысленные шутки отравляли спокойствие Саранина и смешили Аглаю Никифоровну.
Однажды, после вечера у сослуживцев, где пришлось выслушать не мало колкостей, Саранин вернулся домой совсем расстроенный.
Лежа в постели рядом с Аглаею, ворчал и придирался к жене.
Аглая лениво и нехотя возражала сонным голосом: — Что же мне делать? Я не виновата.
Она была очень покойного и мирного нрава.
Саранин ворчал:
— Не обжирайся мясом, не трескай так много мучного, целый день конфеты лопаешь.
— Не могу же я ничего не кушать, коли у меня хороший аппетит,- сказала Аглая.- Когда я была в барышнях, у меня еще лучше был аппетит.
— Воображаю! Что ж ты, по быку сразу съедала?
— Быка сразу съесть невозможно,- спокойно возразила Аглая.
Скоро заснула, а Саранин заснуть не мог в эту странную осеннюю ночь.
Долго ворочался с боку на бок.
Когда русскому человеку не спится, он раздумывает. И Саранин предался этому занятию, столь мало ему свойственному в другое время. Он же был чиновник — много думать было не о чем и не к чему.
«Должны же быть какие-нибудь средства,- размышлял Саранин.- Наука с каждым днем совершает удивительные открытия; в Америке делают людям носы какой угодно формы, наращивают на лицо новую кожу. Операции какие делают череп продырявливают, кишки, сердце режут и зашивают. Неужели же нет средства или мне вырасти, или Аглае телес посбавить? Какое-нибудь секретное бы средство? Да как его найти? Как? Да, вот если лежать, то не найдешь. Под лежачий камень и вода не бежит. А поискать… Секретное средство! Может быть, он, изобретатель, просто ходит по улицам, да ищет покупателя. Ведь как же иначе? Не может же он публиковать в газетах… А по улицам,- вразнос, из-под полы продать что угодно,- это очень возможно. Ходит, предлагает по секрету. Кому нужно секретное средство, тот не станет валяться в постели».
Так поразмыслив, Саранин стал проворно одеваться, мурлыча себе под нос:
— В двенадцать часов по ночам…
Не боялся разбудить жену. Знал, что Аглая спит крепко.
— По-купечески,- говорил вслух; «по-мужицки»,- думал про себя.
Оделся и вышел на улицу. Спать совсем не хотелось. На душе было легко, и настроение было такое, как у привычного искателя приключений перед новым интересным событием.
Мирный чиновник, проживший тихо и бесцветно треть века, ощутил вдруг в себе душу предприимчивого и свободного охотника диких пустынь,- героя Купера или Майн-Рида.
Но, пройдя несколько шагов привычною дорогою — к департаменту,остановился, призадумался. Куда же, однако, идти? Все тихо и спокойно, так спокойно, что улица казалась коридором громадного здания, обычным, безопасным, замкнутым от всего внешнего и внезапного. У ворот дремали дворники. На перекрестке виднелся городовой. Фонари горели. Плиты тротуара и камни мостовой слабо мерцали сыростью недавно прошедшего дождя.
Саранин подумал и в тихом недоумении пошел прямо вперед, повернул направо.
На перекрестке двух улиц при свете фонарей он увидел идущего к нему человека, и сердце его сжалось радостным предчувствием.
То была странная фигура.
Халат ярких цветов, с широким поясом. Высокая шапка, остроконечная, с черными узорами. Шафраном окрашенная бородка, длинная и узкая. Белые, блестящие зубы. Черные, жгучие глаза.
Ноги в туфлях.
«Армянин!» — подумал почему-то Саранин.
Армянин подошел к нему, сказал:
— Душа моя, чего ты ищешь по ночам? Шел бы спать, или к красавицам. Хочешь провожу!
— Нет, мне и моей красавицы слишком довольно,- сказал Саранин.
И доверчиво поведал армянину свое горе.
Армянин оскалил зубы, заржал.
— Жена большая, муж маленький,- целовать, лестницу ставь. Вай, нехорошо!
— Что уж тут хорошего!
— Иди за мной, помогу хорошему человеку.
Долго шли они по тихим коридорообразным улицам, армянин впереди, Саранин сзади.
От фонаря до фонаря странное превращение совершалось с армянином. В темноте он вырастал, и, чем дальше отходил от фонаря, тем громаднее становился. Иногда казалось, что острый верх его шапки поднимался выше домов, в облачное небо. Потом, подходя к свету, он становился меньше, и у фонаря принимал прежние размеры, и казался простым и обыкновенным халатником-торгашом. И, странное дело, Саранина не удивляло это .явление. Он был настроен так доверчиво, что и самые яркие чудеса арабских сказок показались ему привычными, как и скучные переживания серенькой обычности.
У ворот одного дома, самой обычной постройки, пятиэтажного и желтого, они остановились. Фонарь у ворот ясно вырисовывал свои тихие знаки. Сараник заметил:
— № 41.
Вошли во двор. На лестницу заднего флигеля. Лестница полутемная. Но на дверь, перед которою остановился армянин, падал свет тусклой лампочки, и Саранин различил цифры:
— № 43.
Армянин сунул руку в карман, вытащил оттуда маленький колокольчик, такой, каким звонят, призывая прислугу, на дачах,и позвонил. Чисто, серебристо звякнул колокольчик.
Дверь тотчас же открылась. За дверью стоял босой мальчишка, красивый, смуглый, с очень яркими губами. Белые зубы блестели, потому что он улыбался, не то радостно, не то насмешливо. И казалось, что всегда улыбался. Зеленоватым блеском горели глаза смазливого мальчишки. Весь был гибкий, как кошка, и зыбкий, как призрак тихого кошмара. Смотрел на Саранина, улыбался. Саранину стало жутко.
Вошли. Мальчик закрыл дверь, изогнувшись гибко и ловко, и пошел перед ними по коридору, неся в руке фонарь. Открыл дверь, и опять зыбкое движение, и смех.
Страшная, темная, узкая комната, уставленная по стенам шкапами с какими-то пузырьками, бутылочками. Пахло странно, раздражающим и непонятным запахом.
Армянин зажег лампу, открыл шкап, порылся там и достал пузырек с зеленоватого жидкостью.
— Хорошие капли,- сказал он,- одну каплю на стакан, воды дашь, заснет тихонько, и не проснется.
— Нет, мне это не надо,- досадливо сказал Саранин,- разве я за этим пришел!
— Душа моя,- убеждающим голосом сказал армянин,- другую жену возьмешь, себе по росту, самое простое дело.
— Не надо? — закричал Саранин.
Читать дальше
12 3 4 5
«Шинель» – маленький человек — Русская историческая библиотека
на нашем сайте вы можете прочитать полный текст и краткое содержание повести «Шинель», а также статью Гоголь «Шинель» – анализ
Из коротких повестей Гоголя особое значение в русской литературе получила написанная в Италии «Шинель».
Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.
Гоголь. Шинель. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига
Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин, чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.
Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова
Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.
Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».
Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:
«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой!» И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»
Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым… Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным… Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики, и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе» великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.
Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.
Маленький человек — На DVD
- Дом
- На DVD
- Маленький Человек
- Сводка
- Прицепы
- Фото
- Литой
- отзывов
1515 голосов и 141 отзыв | Написать отзыв
Rotten Tomatoes® Оценка
12%
55%
ПГ-13 | 1ч 37м | комедия, драма
Смотреть трейлер
После нескольких лет в тюрьме, недавно освобожденный крутой, хотя и не совсем трехфутовый, вор драгоценностей Кэлвин Симс (Марлон Уайанс) решает, что пора уйти из преступной жизни, но не раньше, чем совершит преступление. последнее большое ограбление. Известный криминальный авторитет предлагает Кэлвину и его бывшему партнеру Перси П. (Трейси Морган) 100 000 долларов за кражу знаменитого алмаза Королевы. Но ограбление идет не так, как надо, и Кэлвин бросает драгоценность в сумочку Ванессы Эдвардс (Керри Вашингтон). Ванесса и ее муж Дэррил (Шон Уайанс) возвращаются в свой пригород Чикаго, не подозревая, что стали пешками в крупном преступлении.
У Дэррила и Ванессы свои проблемы. Дэррил умирает от желания взять на себя родительские обязанности. Но Ванесса, которую только что повысили до вице-президента рекламной фирмы, обеспокоена тем, что рождение ребенка ограничит ее возможности подняться по карьерной лестнице. Она также обеспокоена тем, что, несмотря на свой энтузиазм, Дэррил не готов стать отцом.
Когда они подслушивают Дэррила и Ванессу, Перси и Кэлвин разрабатывают план по возвращению украденного драгоценного камня. Кэлвин замаскируется под «младенца», проникнет в их дом и ускользнет с бриллиантом.
Но жесткому и циничному Кальвину жизнь «младенца» кажется более трудной, чем он себе представлял, а Кальвин считает, что быть великим отцом не так-то просто.
Директор: | Кинен Айвори Уэйанс |
Студия: | Колумбия Пикчерз |
Производитель(и): | Кинен Айвори Уайанс, Ли Р. Мэйс, Марлон Уайанс, Рик Альварез, Шон Уайанс |
В ролях: | Марлон Уайанс, Шон Уайанс, Керри Вашингтон, Джон Уизерспун, Трейси Морган, Локлин Манро, Чазз Пальминтери, Молли Шеннон, Бриттани Дэниел |
Кинан Айвори Уайанс, Марлон Уайанс, Шон Уайанс | |
Официальный сайт: | www.![]() |
Трейлеры и видео (3)
Просмотреть все
- МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
- МАРЛОН И ШОН УАЙАНС (МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК)
- КИНАН АЙВОРИ УАЙАНС (МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК)
Фото (11)
Просмотреть все
Избранное
Просмотреть все
Последние новости См. все
Что нового на Netflix за февраль 2023 года и что уходит Уже февраль 2023 года, и Netflix может многое предложить. Проверьте все удивительные… | |
80 для Брэди доставляет много смеха — обзор фильма На основе реальной истории, 80 для Брэди, о четырех футбольных болельщиках, которые действительно хотят уйти. ![]() | |
Пол Радд раскрывает секрет своей молодости Пол Радд, который был предметом спекуляций, так как он, кажется, не постарел… |
Трейлеры популярных фильмов См. все
80 ДЛЯ БРЭДИ Прицеп 32 289 просмотров | |
ЧЕЛОВЕК ПО НАЗВАНИЮ ОТТО Трейлер 333 642 просмотра | |
Прицеп FABELMANS 144 892 просмотра |
Самые кассовые фильмыВсе
Аватар: Путь Воды | 15,97 млн долларов |
Кот в сапогах: Последнее желание | 10,5 млн долларов |
Патхан | 6,88 млн долларов |
Человек по имени Отто | 6,65 млн долларов |
М3ГАН | 6,26 млн долларов |
Отсутствует | 5,67 млн долларов |
Подробный обзор Little Man
Два чернокожих преступника, Перси и Кэлвин, хотят украсть большой бриллиант. Кальвин — человечек карлик размером с двухлетнего ребенка; тем не менее, он лидер и вдохновитель. Он планирует операцию и делает самую важную часть. Перси входит в ювелирный магазин с Кэлвином в большой сумке и отвлекает продавщицу, притворяясь рэп-звездой, которая хочет выкинуть деньги. Пока она занята важным клиентом, Кэлвин ускользает, крадет бриллиант и снова прячется в сумке. Что-то идет не так, когда собака другого покупателя проявляет любопытство и тоже прыгает в сумку. Когда Перси начинает уходить, собака лает, и хозяин обвиняет его в краже собаки. Перси паникует и убегает. Обнаруживается и исчезновение бриллиантов, и продавщица вызывает полицию. Преследуемые полицией, Перси и Кэлвин попадают в небольшой магазин, где Кэлвин бросает бриллиант в сумочку молодой женщины, планируя вернуть его позже. Ему это не удается; женщина и ее муж уходят. Перси и Кэлвин следуют за ними и узнают, где они живут.
Оказывается, у пары, Дэррила и Ванессы, возникли небольшие разногласия по поводу отсутствия ребенка. Дэррил очень хочет одного, мечтает стать отцом, но Ванесса считает, что им стоит подождать пару лет. Дэррил очень недоволен этим. Перси приходит в голову идея: если Дэррил так сильно хочет ребенка, Кэлвин должен притвориться ребенком, войти в дом и забрать бриллиант. Он заставляет Кэлвина побриться, переодеться младенцем и оставляет его в корзине у дверей Дэррила и Ванессы с запиской с ошибкой и просьбой позаботиться о нем.
Дэррил и Ванесса находят ребенка и забирают его внутрь. Они звонят в социальные службы, но детское отделение закрыто на выходные, поэтому они решают оставить ребенка до тех пор. Хотя Кальвин выглядит довольно странно, с его большими зубами и татуировкой он сходит за одного. Он не может сразу забрать алмаз, и поэтому ему приходится терпеть все виды лечения ребенка, включая питье молока, ношение подгузников и ректальное измерение температуры. Излишне говорить, что он ненавидит это и не может дождаться, чтобы выйти. Еще одна проблема, с которой он столкнулся, — это отец Ванессы: старик очень подозрительно к нему относится. Но Дэррил веселится, пытаясь быть хорошим отцом для маленького мальчика; он берет его в парк, чтобы поиграть, кормит, знакомит со своими друзьями и устраивает вечеринку по случаю дня рождения, предполагая, что его безответственные родители никогда не устраивали ему вечеринку. На самом деле он прав: у Кэлвина никогда не было заботливого отца, и, вопреки себе, он начинает ценить все, что для него делает Дэррил.
Отец Ванессы видит новостной репортаж об украденном бриллианте, где изображен Кельвин Бэби Фейс, а также один из подозреваемых. Он раскрывает правду Ванессе и Дэррилу как раз тогда, когда Кэлвину удается ускользнуть с бриллиантом. Однако, когда он узнает от Перси, что Дэррил и Ванесса в опасности, он возвращается. Каким бы он ни был маленьким, он спасает их от мафиози, которых Перси подослал к ним домой, а Дэррил, в свою очередь, спасает его от тюрьмы, заставив отдать украденный бриллиант в полицию.
Рецензию на этот фильм подготовила Лаура Сауткомб.