Краткое содержание максима горького на дне: «На дне» краткое содержание пьесы Горького для 11 класса – читать пересказ онлайн

«На дне» краткое содержание пьесы Горького для 11 класса – читать пересказ онлайн

11 мин.

Максим Горький

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 30620.

Обновлено 22 Марта, 2023

О произведении

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Действие пьесы происходит в конце XIX века в ночлежке для бедняков и на пустыре в неназванном российском городе.

Главные герои

  • Костылев Михаил – 54 года, хозяин ночлежного дома.
  • Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла.
  • Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
  • Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь.
  • Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
  • Клещ Андрей Митрич«рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов – картузник, 45 лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  • Барон – бывший аристократ 33-ёх лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
  • Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи

  • Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден: «человек должен вести себя смирно».
  • Анна – жена Клеща, 30 лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
  • Алешка – сапожник, 20 лет.
  • Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
  • Настя – девица легкого поведения, 24 лет, мечтает о настоящей любви.
  • Квашня – женщина лет 40, торгует пельменями.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Акт первый

Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.

Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.

Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.

Барон, выхватывая у Насти книжку и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.

Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.

Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.

Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.

Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.

Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.

Актер и Сатин уходят.

Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.

Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.

Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ возражает, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.

Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.

В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.

Акт второй

Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.

Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.

Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено: он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.

Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что

«Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.

Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.

Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу убить её надоевшего мужа, аргументируя тем, что и сам Васька дважды из-за Костылёва в тюрьме сидел, и Наташу он притесняет.

Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дела с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.

Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.

Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.

Акт третий

Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.

Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожители ее смеются, потому что в их жизни не было ничего настоящего.

Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.

Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать, она не понимает, «всем плохо жить».

Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Клещ людей ненавидит, и правда ему ни к чему.

Сказав об этом, он убегает

Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.

Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.

Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.

Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля, ни на что не годен.

Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.

Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше», и рассказывает свою историю.

Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.

Входит угрюмый Клещ: он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну, и не понимает, как жить дальше.

Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.

Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе: она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.

Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.

Акт четвертый

Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.

Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Клещ соглашается: старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».

Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.

Барон называет Луку шарлатаном.

Настя, которой стали противны и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.

Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно, и без нее дышать нечем».

Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике»: тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».

Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму точно.

Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.

Актер вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.

Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога, что на пустыре повесился Актер.

Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»

И что в итоге?

Костылёв Михаил — убит в драке с Васькой Пеплом.

Василиса — оказывается в тюрьме по подозрению в преступном замысле против мужа.

Наташа — изуродованная сестрой, после смерти Костылёва пропадает без вести.

Лука — уходит из ночлежки после смерти Костылёва; вероятно, отправляется дальше странствовать на Украину.

Васька Пепел — попадает в тюрьму за убийство, попутно выставив Василису своей сообщницей.

Клещ Андрей Митрич — продолжает жить в ночлежке, привыкнув к такой жизни.

Актёр — заканчивает жизнь самоубийством, повесившись на пустыре.

Медведев Абрам — теряет должность полицейского, женится на Квашне, впадает в пьянство.

Анна — умирает от чахотки.

Квашня — становится женой бывшего полицейского Медведева.

Заключение

Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.

Тест по пьесе

Прочитав краткое содержание произведения Горького, попробуйте ответить на вопросы:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 30620.


А какую оценку поставите вы?

«На дне» — краткое содержание пьесы М. Горького


Здесь даны основные сведения о пьесе М. Горького «На дне», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по актам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Содержание

Краткие сведения о произведении

Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1901–1902 годах. В ней изображена безысходная жизнь обитателей ночлежного дома для бедных. Автор поставил вопрос: можно ли остаться человеком, опустившись на самое «дно» жизни. Пьеса состоит из 4 актов.

Главные герои пьесы
  • Актёр — безвольный пьяница.
  • Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
  • Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
  • Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
  • Анна — его жена, очень больна.
  • Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
  • Квашня — торговка пельменями на рынке.
  • Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
  • Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
  • Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
  • Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
  • Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
  • Наташа — её сестра, добрая девушка.
  • Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.

Другие персонажи
  • Кривой Зоб — крючник.
  • Татарин — крючник.
  • Алёшка — сапожник, молодой озорной парень.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.

Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.

Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».

Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.

Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.

После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.

Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.

Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)

Акт 1

Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.

Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.

Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».

Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.

Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.

Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.

Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.

Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.

Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.

Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.

Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.

Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.

Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.

В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.

Акт 2

Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.

Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.

Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.

Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.

Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.

Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.

Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.

Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.

Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги

Акт 3

Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.

Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.

Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.

Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.

Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.

Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.

Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.

Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.

Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.

Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.

Акт 4

В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.

Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.

Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.

Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.

Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.

Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.

Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»

Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Заключение к краткому пересказу

В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:

  • трагедия отверженных людей;
  • смысл жизни;
  • правда и ложь;
  • надежды и мечты.

Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Анализ «На дне» (Максим Горький). Характер героев и философия пьесы

Очень сложное произведение создал Максим Горький. «На дне», краткое содержание которого невозможно передать в нескольких предложениях, наталкивает на философские размышления о жизни и ее смысле. Тщательно прописанные образы предлагают читателю свою точку зрения, однако, как всегда, предстоит разгадывать только его.

Сюжет известной пьесы

Анализ «На дне» (Горький М.) невозможен без знания сюжета пьесы. Красной нитью через все произведение проходит спор о возможностях человека и самого человека. Действие происходит в доме Костылевых — месте, словно забытом Богом, оторванном от цивилизованного мира людей. Каждый житель здесь давно потерял профессиональные, социальные, социальные, духовные, семейные связи. Почти все они считают свое положение ненормальным, отсюда нежелание ничего знать о ближних, некоторая озлобленность, пороки. Оказавшись на дне, у персонажей появляется своя жизненная позиция, они знают только свою правду. Может ли их что-нибудь спасти, или они потерянные души для общества?

«На дне» (Горький): действующие лица произведения и их персонажи

В продолжающемся на протяжении всей пьесы споре особенно важны три жизненные позиции: Лука, Бубнов, Сатин. Все они разные по судьбе, да и имена их тоже символичны.

Люк считается самым сложным способом. Именно его характер наталкивает на мысли о том, что лучше – сострадание или правда. И можно ли использовать ложь во имя сострадания, как это делает этот персонаж? Тщательный анализ «На дне» (Горький) показывает, что Лука воплощает в себе это положительное качество. Он облегчает предсмертные муки Анны, дает надежду Актёру и Эшу. Однако исчезновение героя приводит других к катастрофе, которой может и не быть.

Бубнов по натуре фаталист. Он считает, что человек ничего не может изменить, а его судьба определяется волей Господа, обстоятельствами и законами. Этот герой равнодушен к другим, к их страданиям, а также к самому себе. Он плывет по течению и даже не пытается выбраться на берег. Тем самым автор подчеркивает опасность такого вероучения.

Делая анализ «На дне» (Горький), стоит обратить внимание на Сатина, который свято верит, что человек — хозяин своей судьбы, и все — дело его рук.

Однако, проповедуя благородные идеалы, сам проходимец, презирает других, жаждет жить, не работая. Умный, образованный, сильный, этот персонаж мог бы выбраться из трясины, но не хочет этого делать. Его свободный человек, который, по словам самого Сатина, «звучит гордо», становится идеологом зла.

Вместо заключения

Стоит учесть, что Сатин и Люк — персонажи парные, похожие. Их имена символичны и неслучайны. Первый связан с дьяволом, сатаной. Второй, несмотря на библейское происхождение названия, тоже служит лукавым. Заканчивая анализ «На дне» (Горький), хочу отметить, что автор хотел донести до нас, что правда может спасти мир, но не менее важно сострадание. Читатель сам должен выбрать позицию, которая будет для него правильной. Однако вопрос о человеке и его возможностях до сих пор остается открытым.

Анализ произведения Максима Горького «На дне» — литературоведение и критика

Анализ произведения Максима Горького «На дне» — литературоведение и критика

Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ по • ( 0 )

Нижние глубины . . . замечательная пьеса для относительно неопытного драматурга. Это развлекало, но противостояло, бросало вызов и разделяло аудиторию. Московский Художественный театр и, возможно, русский театр уже никогда не были прежними.

— Синтия Марш, « На дне », в Справочник по русской литературе

На дне , буквально означающее «На дне», но переведенное на английский как На дне , — единственное произведение, благодаря которому Максим Горький известен за пределами России. Только вторая из 15 пьес Горького, которые в сумме составляют лишь небольшую часть значительного творчества писателя в виде романов, рассказов, воспоминаний и очерков, На дне , как по своим темам, так и по методам, имел огромное значение и важное наследие для последующих драматургов на международном уровне. В истории русской литературы «На дне » примечателен тем, что впервые в драме центральное место заняли изгои общества — проститутки, воры, случайные рабочие, обездоленные и изгои. Антон Чехов, который был наставником Горького, снабдил молодого писателя драматическим методом и техникой, которые Горький применил к городской среде низшего класса, в которую чеховские пьесы никогда не отваживались. Заявляя о важности и человечности класса, который русские называют босяк (бродяги, или буквально «босые») и тех, кого Горький называл «бывшими людьми» и «существами, бывшими когда-то людьми», он одновременно открыл новую драматическую тему и вывел русскую драму на политическую и социальную арену, приведет к революции и продолжающимся спорам о роли и цели литературы как отражения современных социально-политических проблем и проводника социальных реформ. «На дне » по-разному рассматривались как одно из новаторских реалистических и натуралистических произведений современной литературы, которое дало голос и статус маргинализированным и невидимым, как дальновидное и духовное утверждение и отрицание человеческого и социального совершенствования, а также как эффективная пропаганда. для множественных (и противоречивых) философских и социальных позиций. Его создатель не менее спорен. Декларация Горького «Я пришел в мир, чтобы не соглашаться» вполне может стать девизом его жизни и творчества. Его провозглашали важнейшим русским революционером и отвергали как партийного апологета, пожертвовавшего своим гением (и совестью) ради советского государства. Горький, которого многие соотечественники считают величайшим русским писателем 20-го века, был канонизирован Советским Союзом как Уолт Уитмен России, ее почитаемый пролетарский бард. В честь него было переименовано место его рождения, как и Московский Художественный театр, игравший столь важную роль в постановке новаторских пьес Чехова. Однако значение Горького за пределами России гораздо менее прочно. На Западе он больше загадка, чем национальная литературная сила, и его значительный опус остается в основном неизвестным и непереведенным. 9Одна только пьеса 0028 На дне поддержала его репутацию на международном уровне, эта пьеса заслуженно считается классикой современной драматургии.

Родившийся Алексей Максимович Пешков в 1868 году в городе Нижнем Новгороде на Волге, Горький в 1892 году переименовал себя в «Максима Горького», как комментарий к своему жестокому детству и бурному развитию. Его отец, плотник, умер от холеры, когда сыну было четыре года, и Горького неохотно воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии, владельцы красильных заводов, которые попеременно подвергали своего внука жестоким избиениям и пиетистским проповедям. Ирония не ускользнула от него, а несоответствие возвышенного идеализма и реальности составляло одну из постоянных тем Горького. К 10 годам Горький в значительной степени обеспечивал себя на череде черных работ, включая работу мальчиком на побегушках у лавочника, посудомойщиком на волжском пароходе и подмастерьем у иконописца, который научил его лгать о возрасте. и ценность религиозных изображений для увеличения продаж. Почти полностью самоучка, Горький безуспешно пытался поступить в университет в Казани, но остался там, чтобы работать на пекаря, чья связь с радикальной политикой положила начало собственному возвышенному сознанию Горького. В возрасте 19 лет, убежденный, что у него нет никаких перспектив на лучшую жизнь, Горький выстрелил ему в левый бок, но не попал в сердце. После выздоровления Горький провел следующие несколько лет, работая на рыболовном промысле на Каспийском море и железнодорожным сторожем, а также скитаясь по России, заразившись туберкулезом и привлекая внимание царской полиции подрывной деятельностью, протестуя против условий труда.

В 1898 году Горький издал два тома очерков и рассказов, в которых убедительно и проникновенно предлагался взгляд изнутри на образ жизни и угнетение российских изгоев и изгоев. Они принесли ему огромную известность как культовой фигуре. Запечатленный в народном воображении в своей характерной деревенской русской блузке, рабочих сапогах и трости, Горький стал воплощением своего субъекта, задав стиль романтического индивидуализма и разочарования репрессивными социальными нормами. «Повсюду можно было увидеть его изображение, — замечает критик Александр Каун, — на почтовых открытках, папиросных и конфетных коробках и в бесконечных карикатурах. Подпольные личности останавливали горожан на улице и просили, вернее, требовали «бутылку водки во имя Максима Горького». С Горьким дружили Лев Толстой и Чехов, которые находили в произведениях Горького много восхищения. Чтобы усовершенствовать иногда витиеватый стиль письма молодого писателя, Чехов присылал ему пьесы, такие как «9 романов» Августа Стриндберга.0028 Мисс Джули , чтобы поощрить большую экономию выражения. Чехов также познакомил его с труппой МХАТа. На основе плана, описанного Горьким при их первой встрече в 1900 году, его режиссер Константин Станиславский запросил первую пьесу Горького. Эта работа, которая впоследствии стала На дне , первоначально касалась бывшего официанта, чьим ценным достоянием была его парадная одежда, напоминание о его прежней респектабельности. Действие пьесы происходило в ночлежке, и, как вспоминал Станиславский в Моя жизнь в искусстве ,

Второй акт завершился неожиданным полицейским рейдом, при известии о котором весь муравейник ожил, пытаясь спрятать украденное. В третьем акте пришла весна, солнце; природа снова расцвела; обитатели вонючей норы вышли на чистый воздух работать на ферме; они пели песни под солнцем, забыв прежнюю ненависть друг к другу.

Перерабатывая свой первоначальный замысел, Горький не смог вовремя поставить законченную пьесу. Вместо этого в 1901 Московский Художественный театр бросился в постановку еще одной пьесы Горького, Мещане ( переводится как Мещане, Мещане, и Самодовольные граждане ). Вместо популярной темы Горького о низах, пьеса стала резкой атакой на самодовольство среднего класса, что разочаровало публику. Чехов считал пьесу незрелой, но с важным сюжетом. «Сила Горького как драматурга, — заявил Чехов, — не в том, что он нравится публике, а в том, что он первый в России и вообще в мире высказался с презрением и отвращением против мещанина, — и что он сделал это как раз тогда, когда общество было готово услышать такую ​​критику».

Сцена из I действия На дне , Московский Художественный театр. Станиславский в роли Сатины сидит на столе

К сезону 1902 года Горький закончил На дне , и труппа МХАТа, чтобы добиться достоверности в изображении преступной и нищей субкультуры России, посетила вонючие ночлежки, где жили нищие, воры и бродяги. . На вопрос актеров, какое впечатление он хотел бы произвести на публику, Горький ответил: «Я буду доволен, если вы сможете потрясти публику так, что она не сможет комфортно сидеть на своих местах». Очищен цензурой в основном потому, что первая пьеса Горького провалилась, а чиновники не ожидали большего от второй попытки.0028 The Lower Depths оказался триумфальным успехом, с его ранее невидимым преступным миром низшего класса, воплощенным в яркой и жестокой жизни на сцене. Признание пьесы и ее создателя вызвало осуждение со стороны правительства, а одна газета истеблишмента осудила «толпу», которая «бешено аплодирует вони, грязи и порокам революционной пропаганды». . . а вождь изгоев Максим Горький, используя свое перо как рычаг, раскачивает почву, на которой было построено это общество. Какой опасный писатель! Как несчастны и слепы его поклонники, читатели и зрители!» Запрещенная в рабочих театрах и запрещенная к переводу на другие языки империи, пьеса все же успела поставиться и широко читаться. Когда он был опубликован, первый тираж в 40 000 экземпляров был распродан за две недели; второе издание из 35 000 экземпляров было распродано менее чем за год. В Берлине, Лондоне и Нью-Йорке были поставлены постановки, которые упрочили репутацию Горького на международном уровне и повлияли на последующих драматургов, таких как Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, которые называли The Lower Depths «великая пролетарская революционная пьеса», чей The Iceman Cometh прямо имитирует.

Четырехактная драма начинается в «пещерном подвале» дешевой городской ночлежки, освещенном одним маленьким окошком и заполненном нарами и нагромождением человеческих обломков — пьяных изгоев, воров, чернорабочих, неудачников и отчаявшихся — микрокосм жизни на дне общества. Среди жителей — Бубнов, кепщик; Клещ, слесарь, и его чахоточная, избитая жена Анна; Настя, проститутка; Вася Пепель, молодой вор; Актер и Барон, оба теряющие свои прежние позиции; и шулер Сатин. Домом управляют Костылев, заборчик, и его жена Василиса, которая ревниво жестоко обращается со своей сестрой Наташей, соперницей Васиной привязанности. Акт 1, действие которого происходит ранним весенним утром, представляет собой рутину жильцов, которые сталкиваются с еще одним днем ​​неопределенных и отчаянных перспектив. Через свои заботы и ссоры они раскрывают свои ценности и условия своей жизни. Катализатором их признаний является Лука, 60-летний бродяга, который приходит с философией утешения и ожиданиями лучшей жизни. Реакция на Луку и его послание делит жителей на противостоящие лагеря надежд и реалистов. Лука утешает несостоявшуюся Анну, что смерть, наконец, принесет ей покой, призывает Актера искать лекарство от алкоголизма и уговаривает Васю начать новую жизнь в Сибири. Тем, кто питает надежду на лучшую жизнь, противостоят другие, такие как Барон, который издевается над проституткой Настей за ее романтические фантазии; Бубнов, который утверждает, что почитает только правду, но чей цинизм оправдывает его равнодушие к другим и собственный бессилие; и Сатин, чья более позитивная защита правды будет доминировать в финальном акте пьесы.

Используя такого же «коллективного героя», как и в « Ткачи » Герхарта Гауптмана, и чеховскую полифоническую драматическую структуру перекрывающихся персонажей и диалогов тематически соединенных, «На дне » подталкивает своих персонажей к еще более откровенным крайностям. Во втором действии умирает Анна, а Василиса предлагает деньги и Наташу Васе, если он освободит ее от тягостного мужа. 3-й акт заканчивается потасовкой между Васей и Костылевым, закончившейся гибелью последнего. Хотя Вася отверг предложение Василисы и действовал только для защиты Наташи, случайно убив Костылева, Наташа обвиняет Васю и ее сестру в заговоре, и обоих сажают в тюрьму. Пьеса заканчивается последствиями насилия. Лука, который доминировал в первых трех действиях, предлагая остальным то, что Горький позже назвал бы «утешительной ложью», исчез, как и большинство перспектив, которые он предлагал для поддержания надежды. Философским представителем пьесы в 4-м акте является Сатин, который представляет собой альтернативу как иллюзиям, которые некоторые почерпнули из утешительного послания Луки, так и циничному отчаянию насмешников. Высмеивая лекарства Луки как «мягкий хлеб для беззубых», Сатин защищает правду, но он также защищает Луку и ложь, которая вдохновляет и укрепляет самоуважение и ценность человека:

Старик не мошенник. Что такое правда? Человек — это правда! Он понял это. . . . Конечно, он солгал — но это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к другим — я это знаю — я читал об этом. Лежат красиво, возбуждающе, с каким-то воодушевлением. Есть ложь, которая успокаивает, примиряет с его участью. Есть ложь, которая оправдывает груз, раздавивший руку рабочему, — и возлагает на человека вину за то, что он умер от голода, — я знаю ложь! Людям слабым духом — и тем, кто живет за счет чужого пота, — этим нужна ложь — слабые находят в них опору, эксплуататоры используют их как ширму. Но человек, который сам себе хозяин, который независим и не лезет на других, — он может обойтись без лжи. Ложь — религия рабов и начальников. Истина — бог свободного человека.

Истина, которую предлагает Сатин, признает необходимость надежды и ее заблуждений как окончательное утверждение человечества. В одном из самых цитируемых пассажей Горького Сатин с ясным взглядом, но уверенно заявляет:

.

Что такое человек? Ни ты, ни я, ни они — нет, это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет — все в одном. Вы понимаете? Это потрясающе! В этом все начала и все концы. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, остальное дело его рук и его мозга. Мужчина! Это великолепно; это звучит гордо! Мужчину надо уважать! Не жалко. . . не унижайте его жалостью. . . . Вы должны его уважать!

Последним испытанием жалости и уважения является откровение, завершающее пьесу: Актер, отчаявшись найти лекарство от пьянства, повесился. Новость прерывает пьяный разгул жильцов и вызывает последний комментарий Сатина: «Ах, испортил песню — дурак!»

Экзистенциальная драма Горького поражает яркостью своих персонажей и мира, который она изображает, позволяя маргиналам и отщепенцам общества давать подчас глубокую критику человеческих возможностей и мотивов. Сильные стороны пьесы — ее графический реализм и смелая смесь социологии, психологии и философии — не лишены недостатков. Одним из первых критиков этих пьес был Чехов. Получив копию сразу после того, как Горький закончил пьесу, Чехов похвалил ее, но заметил: «Вы исключили из четвертого акта наиболее интересные персонажи (кроме Актера), и теперь смотрите, чтобы из этого ничего не вышло. Этот поступок может показаться скучным и ненужным, особенно если с уходом более сильных и интересных актеров останутся только так себе». Критика Чехова была повторена другими, которые аналогичным образом жаловались на странную драматическую структуру Горького, в которой действие 4 кажется скорее запоздалым, а также на идеологические позиции Луки и Сатина, которые временами кажутся противоречащими действию пьесы. Сам Горький позже решил, что ему не удалось полностью воплотить свою концепцию своих персонажей, особенно эгоизм Луки и деструктивность его философии. В конечном итоге На дне работает не как социальное послание и не как удовлетворительная философия, а как мощная психологическая драма жизни на дне. На дне представляет в терминах Короля Лира «неприспособленного человека», в котором нам, как и Лиру, велено «чувствовать то, что чувствуют несчастные».

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Анализ романа Венди Вассерштейн «Хроники Хайди»

Анализ романа Жоржа Фейдо «Блоха в ухе» ›


Категории: Драматическая критика, Литература, Русская литература

Теги: Анализ пьесы Максима Горького «На дне», Библиография Максима Горького «На дне», Характеристика Максима Горького «На дне», Критика пьесы Максима Горького «На дне», Драма Критика, Очерки «На дне» Максима Горького, Литературная критика, Очерк «Человек и сверхчеловек», Максим Горький, «На дне» Максима Горького, Заметки «На дне» Максима Горького, Сюжет «На дне» Максима Горького, Простой анализ «На дне» Максима Горького Глубины, Учебные пособия Максима Горького «На дне», Краткое содержание книги Максима Горького «На дне», Конспект Максима Горького «На дне», «На дне», «Анализ на дне», «Критика на дне», «Путеводитель на дне», «Лекция на дне» , На дне PDF, Краткое содержание на дне, Темы на дне, Темы из произведения Максима Горького на дне

Blog Stats

  • 19,329,671 Views

Articles/Ebooks/Lectures

Scholarly Articles

Scholarly ArticlesSelect CategoryAfrican Literature  (3)American Literature  (38)Anthropology  (2)Arabic Literature  (4)Archetypal Criticism  (2)Art Theory (3)Искусственный интеллект (1)Теория тела  (1)Британская литература  (202)Канадская литература (3)Теория хаоса  (1)Чилийская литература  (1)Китайская литература  (14)Комиксы (1)Теория сложности  (2)Криминальная фантастика (4) Критическая расовая теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурные исследования (20) Киберкритицизм (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы  (14)Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (128)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕНОВСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (2) Эпистолярные романы (3) Шпионские романы (1) Этнические исследования (2) Европейская литература (7) Экзистенциализм (4) Экспериментальные романы (11) Романы-фэнтези (8) Феминизм (46) Теория кино (6) Французская литература (17) Гей и Лесбийские романы  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества  (2)Исследования глобализации (1)Готическая литература  (3)Историческая фантастика   (1)История английской литературы  (20)Литература о Холокосте   (1)Романы ужасов ( 2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература (2) Ирландская литература (14) Израильская литература (1) Итальянская литература (7) Японская литература (10) Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Керала  (1)Латиноамериканская литература  (28)Юридический триллер  (1)Критика лесбиянок и геев  (1)Лингвистика  (16)Литературная критика  (62)Литературные термины и приемы  (22)Теория литературы (63)Литература  (1 115)Магический реализм  (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы (21)Мифокритика  (5)Повествование Теория  (2)Натурализм  (2)Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (266)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порнология  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования (2)Переводоведение (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категорий (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Рассказы о вампирах  (4)Викторианская литература (3) Литература на идише  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

Архивы

Архивы Выберите Месяц Февраль 2023 (6) Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 ( 2) декабрь 2021 (1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 ( 82) январь 2021 (9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (24) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 ( 38) январь 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *