Краткое содержание м горького старуха изергиль: «Старуха Изергиль» краткое содержание рассказа Горького для 11 класса – читать онлайн

«Старуха Изергиль» краткое содержание рассказа Горького для 11 класса – читать онлайн

8 мин.

Максим Горький

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15481.

Обновлено 30 Декабря, 2021

О произведении

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века на морском побережье в Бессарабии, под Аккерманом, в конце лета — начале осени.

Главные герои

  • Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».
  • Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.
  • Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.

Другие персонажи

  • Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Краткое содержание

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда.

В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с Орлом в горах, и юноша – сын Орла. Когда Орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что

«таких, как он, нет больше».

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.

Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары». Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.

Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема

«от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.

О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Люди сидели и думали, как им быть, но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко

«спас всех один». Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес, ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей: ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой; оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один осторожный человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

И что в итоге?

Старуха Изергиль — крепко засыпает, окончив свой длинный рассказ.

Ларра — убив девушку из своего племени, становится изгнанником, скитается по свету, не имея возможности умереть.

Данко — жертвует собой, вырвав собственное сердце, чтобы осветить путь людям.

Рыбак с Прута — казнён через повешение.

Гуцул — казнён через повешение.

Сын турка — умирает на руках у Изергиль от тоски по дому.

Выводы

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Виктория Верещагина

    9/11

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

Рейтинг пересказа

4. 3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 15481.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание произведения Старуха Изергиль Горький

Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.

Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.

Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.

Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»

В ночи лилась красивая песня. Старуха спросила, слышал ли собеседник когда-нибудь такое красивое пение? Он отрицательно мотнул головой, а Изергиль подтвердила, что такого он никогда не услышит. «Только красавицы могут хорошо петь, — красавицы, которые любят жизнь!» Старуха начала вспоминать, как в молодости она целыми днями ткала ковры, а ночью бегала к любимому. Рассказчик посмотрел на старуху: «её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами».

Она рассказала, что жила у самого моря в Фальми вместе с матерью. Изергиль было пятнадцать лет, когда в их краях появился «высокий, гибкий, черноусый, весёлый человек». Изергиль полюбила его. Через четыре дня она уже принадлежала ему. Он был рыбаком с Прута. Рыбак звал Изергиль с собой на Дунай, но к тому времени она уже разлюбила его.

Потом подруга познакомила её с кудрявым, рыжим гуцулом. Был он иногда ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Она ушла к гуцулу, а рыбак долго горевал и плакал о ней. Потом он примкнул к гуцулам и завёл себе другую. Они уже хотели уходить в Карпаты, да зашли в гости к одному румыну. Там их и схватили, а после — повесили. Румыну отомстили: хутор сожгли, и он стал нищим. Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но на его вопрос старуха уклончиво ответила, что не она одна хотела отомстить.

Потом Изергиль вспомнила, как любила турка. Была у него в гареме в Скутари. Целую неделю жила, а потом начала скучать. У турка был шестнадцатилетний сын, с ним Изергиль и убежала из гарема в Болгарию. Там ревнивая болгарка ранила её ножом. Лечилась Изергиль в женском монастыре, откуда ушла в Польшу, прихватив молоденького монашка. На вопрос собеседника, что стало с юным турчонком, с которым она убежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по дому или от любви.

Поляк-монах её унижал, и она однажды бросила его в реку. В Польше ей было трудно. Она попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Тогда она любила одного пана с изрубленным лицом. Он защищал греков, в этой борьбе ему изрубили лицо. Она добавила: «в жизни, знаешь ты, всегда есть место подвигам. И те, кто их не находят, — лентяи и трусы».

Потом был мадьяр, позже убитый. А «последняя её игра — шляхтич». Красивый очень, а Изергиль было уже сорок лет. Пан на коленях просил её любви, но, добившись, тут же бросил. Потом он бился с русскими и попал в плен, а Изергиль спасла его, убив часового. Пан лгал Изергиль, что за это будет любить её вечно, но оттолкнула она «лживую собаку» и приехала в Молдавию, где живёт уже тридцать лет. Был у неё муж, но год назад умер. Живёт она среди молодёжи, которая любит её сказки.

Наступила ночь, и Изергиль спросила своего собеседника, видит ли он искры в степи? «Эти искры от горящего сердца Данко». Рассказчик сидел и ждал, когда Изергиль начнёт свою новую сказку.

«Жили на земле в старину одни люди. Непроходимые леса окружали их таборы с трёх сторон, а с четвёртой — была степь». Но пришли завоеватели и прогнали их в глубь старого и дремучего леса с болотами, от которых поднимался смертельный смрад. И люди начали гибнуть. Они «уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один».

Данко уговаривал людей идти через лес. Люди посмотрели на Данко, поняли, что он самый лучший, и пошли за ним. Путь был трудный, с каждым днём таяли силы и решимость людей. Началась гроза, люди обессилели. Им стыдно было признаться в своей слабости, и они решили выместить злобу на Данко. Они сказали, что он не сможет вывести их из леса. Данко называл их слабыми, и люди решили убить его. Он понял, что без него они погибнут. «И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали что он рассвирепел» и стали окружать Данко, чтобы легче было его убить. «И вдруг он разорвал руками грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».

Сердце ярко осветило лес факелом любви к людям, и они, поражённые поступком Данко, кинулись за ним, и вдруг лес кончился. Люди увидели перед собой лучезарную степь. Они веселились, а Данко упал и умер. «Один осторожный человек, чего-то боясь, наступил на горящее сердце Данко, и оно рассыпалось в искры и угасло». Вот откуда в степи эти голубые огни, появляющиеся перед грозой.

Старуха, утомлённая рассказами, уснула, а море всё шумело и шумело…

Повествователем этих историй была старуха Изергиль. Она поделилась ими на берегу моря в Бессарабии, во время, когда взошла луна и от пробегающих облаков на степь ложились тени. Старуха увидела Ларру, рассказала эту сказку.

Давным-давно, в богатой стране обитало «могучее племя скотоводов». В этом племени жила очаровательная юная девушка, которую однажды украл орел. Жители долго находились в печали. Но однажды, спустя двадцать лет, девушка вернулась с сильным и стройным юношей. Она поведала, что стала женой орла, а этот парень — его сын. Все с удивлением смотрели на молодого человека. От простых людей его отличали холодные и гордые глаза, как у орла.

Юноша был надменным, разговаривал со всеми с высока. Поэтому, люди невзлюбили его и вскоре решили изгнать из племени. Парня это только рассмешило. Он выбрал самую красивую девушку в племени и обнял ее. Юная особа оттолкнула парня. За свой отказ она заплатила дорого. Сын орла убил ее. Он был схвачен и связан, но быстрая смерть, по мнению жителей, была бы для него слишком простым наказанием. В общении с ним люди осознали, что «он считает себя первым на земле, и кроме себя, не видит никого». И придумали ему наказание — изгнание и одиночество.

Сына орла назвали Ларрой («отверженный»). Долгие годы юноша жил один, воруя скот и девушек из племени. Он был неуязвим. Но однажды, он вернулся к людям, которые накинулись на него, а он даже не сопротивлялся. Ему надоело жить одному, и он готов был умереть. Когда люди отступили от Ларры, он выхватил нож и ударил себя в грудь. Нож сломался. Людям стало ясно, что парень обречен. «Ему нет ни жизни, и смерть ему улыбается. И нет ему места среди людей. Вот как был поражен человек за гордость!» С тех пор, он томится в ожидании смерти и бродит как тень.

Ночь была наполнена красивой песней. Старуха поинтересовалась у собеседника, слышал ли он ранее такое пение? Он отрицательно покачал головой. Старуха сказала, что это пение очень редкое. «Только красавицы могут хорошо петь, — красавицы которые любят жизнь!» Старуха углубилась в свои воспоминания. В молодости, она днем пряла ковры, а по ночам бегала на встречи с возлюбленным. Глядя на старуху, рассказчик увидел блеск в глазах, вызванный этими воспоминаниями.

Она рассказала, что жила с матерью у самого моря. В пятнадцать лет она влюбилась в высокого и черноусого парня. Они были очень близки. Возлюбленный Изергиль был рыбаком с Прута. Он звал ее с собой за Дунай, но к тому времени девушка его разлюбила.

Вскоре подруга познакомила Изергиль с рыжим гуцулом, к которому она ушла. Рыбак долгое время переживал. Со временем, он присоединился к гуцулам и завел себе другую. Перед уходом в Карпаты, они оказались в гостях у румына. Были схвачены и повешены. Румын был отомщен. Его разорили, спалив его хутор. Собеседник догадался, что это сделала Изергиль. Однако, она сказала, что не у нее одной был повод отомстить.

Потом старуха рассказала, как жила в гареме в Скутари у одного турка, которого любила. Ей там надоело, и она сбежала с его шестнадцатилетним сыном в Болгарию. Там была ранена и лечилась в женском монастыре. Турок вскоре скончался от тоски по дому и любви. А Изергиль ушла в Польшу с молоденьким монахом.

Поляк-монах плохо относился к Изергиль. За это она ему отомстила, бросив в реку. В Польше жизнь была тяжелой. Попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Там она влюбляется в парня с изрубленным лицом. Но ненадолго. Потом был красивый мадьяр. Изергиль было сорок лет, когда он просил ее руки. Но добившись своего, он сразу ее бросил. Позже она приехала в Молдавию, где прожила тридцать лет с мужем, который год назад скончался. Теперь она жила среди молодых людей, ценивших ее сказки.

С наступлением глубокой ночи, Изергиль поведала новую сказку. Давным-давно на земле жили люди. Их таборы были окружены с трех сторон густыми лесами, а с четвертой — степью. Однажды, завоеватели прогнали людей в чащу дремучего леса. Там были болота, от которых исходил страшный смрад. Люди стали погибать. Они готовы были сдаться врагу, но появился герой Данко, который их спас.

Данко позвал людей за собой. Он вел их через труднопроходимый лес. Путь отнимал много сил у людей. Свою слабость люди вымещали злобой на Данко. Когда им показалось, что он никогда не выведет их из леса, люди решили убить Данко. Ему было ясно, что без него они все погибнут. «И вот сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня». Люди испугались, окружили его. «И вдруг он разорвал руками грудь и вырвал из ней свое сердце и высоко поднял его над головой».

Это помогло людям увидеть, что лес кончился, впереди лучезарная степь. Люди радовались, что мучения позади. Данко умер. Его сердце рассыпалось на искры и угасло. Превратилось в голубые огоньки, которые появляются перед грозой. Старуха уснула, и только море продолжало шуметь…

краткое содержание назидательного произведения

В трудные смутные девяностые годы девятнадцатого века, в период зарождения первых народно-революционных организаций, в период активной борьбы рабочего класса за свои права, на арене художественной Русская литература — писатель Алексей Максимович Горький, названный впоследствии поэтом революции.

Первые образцы

В первых поэтических образцах А.М. Горького звучали горечь и разочарование от вражды, зла и окружающей лжи. Но не только ранние поэтические произведения были знакомы читателям того времени. В этот период жизни были написаны первые романтические рассказы писателя, принесшие А.М. Мировая слава Горького. На фоне мрачных литературных произведений о конце света появление рассказов писателя было как проблеск свежих свежих звуков.

Одним из самых ранних и узнаваемых произведений того времени является повесть Максима Горького «Старуха Изергиль», краткое описание которой приведено в данной статье. Этот поучительный труд уже давно включен в школьную программу, однако глубину его смысла иногда понимают и во взрослом возрасте.

Написание рассказа

Из истории известно, что писатель много путешествовал, в молодые годы бывал в Бессарабии, где встречался с простым народом, жил в этой среде, слушал рассказы, предания, предания. Услышанные рассказы легли в основу рассказов, написанных Максимом Горьким. «Старуха Изергиль» — краткое изложение нескольких легенд, которые легли в основу этого произведения.

Период написания повести совпадает с эпохой развития капитализма в царской России, который стал особенно быстро развиваться после постигшего страну в 1892 году голода. Большое количество крестьян из голодающих, разоренных деревень были вынуждены искать работу, чтобы не умереть с голоду. Не послужили ли эти обстоятельства толчком для написания «Легенд о сердце Данко», вошедших в повесть, которую сочинил Максим Горький? «Старуха Изергиль» — краткое содержание второй легенды, которая сохранилась русским народом в легендах и сказках с незапамятных времен. Скорее всего, со времен монгольского нашествия.

Краткое содержание

Если сухим языком декламировать содержание этого произведения, то мы увидим, что в начале рассказа описывается прозревшая старуха. Именно ее именем было названо творение Горького, решившего вставить в ее уста описание легенд.

В одной из легенд о Ларри — сыне земной женщины и орле — есть история о красивом, сильном и заносчивом юноше, который, как и его отец, гордый орел, смотрел на людей свысока. С этой легенды начинается рассказ, написанный Максимом Горьким. Старуха Изергиль ведет повествование на берегу моря, вглядываясь в ночную степь, на которую стали ложиться тени от бегущих по ночному небу облаков. Старуха рассказала мне, что Ларри, изгнанный племенем за свою жестокость и гордыню, был наказан одиночеством и в ожидании смерти стал тенью. Юноша был настолько эгоистичен и заносчив, что ему не было места среди простых людей, возмущавшихся его высокомерием. Думая о наказании для него, Ларри хотел убить, но мудрый старик, взглянув на юношу, понял, что самым большим страданием будет его изгнание из общества. История описывает, как Ларри, желая умереть после десятилетий одинокого существования, не смог даже покончить жизнь самоубийством, лезвие ножа сломалось о его грудь, а земля стала мягкой и раздвинулась, не дав самовлюбленному парню ударить ее по голове.

Таково было наказание человека за чрезмерную гордыню, это утверждает Максим Горький. «Старуха Изергиль», краткое содержание которой впервые было дано в самарской газете в 1895 году (через год после написания повести), уже через некоторое время была напечатана в той же газете на нескольких страницах.

Однако Максим Горький описал в произведении и вторую легенду, повествующую о человеколюбии и готовности к самопожертвованию во имя других. Данко — так звали юношу, который вел отчаявшихся людей сквозь темный дремучий лес, и когда неблагодарная толпа стала роптать на него за столь трудный и тернистый путь, который он им указал, он решил зажечь свой путь со своим пламенным и пламенным сердцем, вырывая его из груди.

выводы

Переплетение двух легенд показывает разные стороны человеческого мышления и отношения к трудностям. Все это отражено в написанном Максимом Горьким рассказе «Старуха Изергиль», краткое содержание которого не может передать той глубины, которую можно ощутить, прочитав произведение полностью. Мелкие детали в описании заносчивого Ларри, его красоты и жестокости, темноты леса, через который вели их люди Данко, все имеют значение.

Важность данной работы заключается в том, что в 1902 была поставлена ​​музыкальная драма (имя автора, написавшего ее, к сожалению, не сохранилось). Проблемы, которые показаны в этом рассказе. Горького, и волнуют многих людей и поэтому остаются актуальными на протяжении всего существования этого произведения.

Похожие статьи

Анализ «На дне» (Максим Горький). Персонаж

«Старуха Изергиль»: жанр произведения

Вспоминаем вместе: «Старуха Изергиль»,

«Старуха Изергиль»: Анализ повести

«Васса Железнова»: краткое содержание

За что Ларру наказали? Характеристика

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени».

М. Горький «Детство»: краткое содержание

Образ старухи Изергиль как основа

Ранние романтические рассказы Горького. Почему «Старуха Изергиль» романтическое произведение? Ранние романтические произведения горькой старухи Изергиль

    Произведение М. Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей: повесть о Ларре, повесть о Данко, повесть о жизни самой Изергиль. Рассказ ведется от имени автора, якобы услышавшего эту историю в Бессарабии. … Молдаване закончили сбор…

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького.

    Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в повести представлены три персонажа, каждый из которых…

    В своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а затем и идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтики и реальности, романтики и окружающей среды…

    В конце 1890-х годов читатель был поражен появлением трехтомника «Очерков и рассказов» нового писателя М. Горького. «Большой и самобытный талант» — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растет…

    Повесть «Старуха Изергиль» (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. главная героиня повести – старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической…

    Рано или поздно перед человеком встает вопрос: зачем, с какой целью? И каждый решает ее по-своему. Все люди разные. Вот и бросают его, погружаясь в сутолоку и поиски материальных благ, мучаются другие. Лев Толстой признался…

    Действительно, произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» романтическое произведение.

    Романтизм, как художественный стиль, преобладал в первой трети XIX века. В этом стиле работали Байрон, Делакруа, Жерико, в России Венецианов, Лермонтов, Пушкин. Основные черты стиля: острое противостояние Добра и Зла, противостояние идеального героя и общества, героика протеста, мотивы «мирового зла», «мировой печали». Художники и писатели стремились изобразить внутренний мир героя, душевные переживания.

    К середине 19 века романтизм сменился реализмом, но многие элементы романтической идеологии прослеживаются на протяжении всего 19 века и даже 20 века. Айвазовский остался полностью верен романтизму, дух романтизма присутствует во всех произведениях Врубеля.

    Максим Горький в 90-х годах XIX века создает трехчастную повесть «Старуха Изергиль». В романтическом произведении представлены исключительные персонажи: сын орла по имени Ларра и Данко, вырвавший собственное сердце из груди во имя людей.

    Противостояние Добра и Зла очевидно. Ларра, не знающая общества, его законов и не пытающаяся их понять, есть воплощение Зла. Племя, в котором он оказался, удивительно мудро, гуманно, справедливо. Убийство женщины, которое Ларра совершает на глазах у всех, для них ерунда. Это общество Добра.

    В истории Данко некогда сильное племя затонуло от потрясений, заблудилось, стало темной, дикой толпой, страшной в своем несправедливом гневе. А Данко — верх совершенства, отважный, стойкий, бесстрашный, а главное, беззаветно преданный своему племени, готовый любой ценой вывести людей из беды. Здесь тоже обострился конфликт сильной личности, не признанной посредственным обществом. Один из них, безликий, на всякий случай даже наступает на умирающее сердце Данко. Но Добро проросло маленькими голубыми вспышками.

    Романтизм часто использует фантастические сюжеты, гротескные, символические, экстремальные события. Обе истории сюрреалистичны, напряженны, эмоциональны.

    Ларра — сын земной женщины и орла, факт, который не существует сам по себе. Есть одиночество, возведенное в силу. Лермонтовский Печорин избегает общества и страдает от этого, а горьковский герой конца XIX века несет наказание одиночеством, как божью кару. Так был наказан Каин, которого все преследуют, и сама смерть отвернулась от него. «Наказание — в нем самом!» — племя выносит свой вердикт.

    Жанр путешествия, в котором написана история Изергиль, также говорит о том, что «Старуха Изергиль» — романтическое произведение. Она загадочна, неподкупна, самоотверженна (вспомните, как освободила дворянина из плена), прошла через многие страны и события. Удивительная судьба и удивительный богатый внутренний мир героини. »

Повесть Горького «Старуха Изергиль» — повесть-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о мужестве и героизме. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». История разделена на 3 части: первая — легенда о Ларре, вторая — рассказ старухи Изергиль о своей жизни, и третья — легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. В основе его характера лежит гордыня. Ставит себя выше других людей, независимо от их чувств. Его гордость доходит до жестокости. Он без колебаний убивает дочь вождя за то, что она не хочет становиться его женой. Он не хочет жить, как другие люди, он хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что хочешь, ничего не давая взамен. Он «считает себя первым на земле и ничего не видит, кроме себя», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание есть в себе». Выяснилось, что Ларра не может быть вне людей, он был обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась лишь тень.
Не менее значим образ рассказчицы — Старухи Изергиль. У старой цыганки сильный, свободолюбивый характер, что не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но помимо этого в ней много гордыни и эгоизма. Она не хочет ни от кого зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но покидает его, так как знает, что ее больше не любят, а героиня не хочет принять чувство благодарности вместо любви. Однако в ее портрете сразу обнаруживается очень существенное противоречие. О красивой и чувственной любви должна была рассказать юная девушка, но перед нами предстает глубокая старушка. Изергиль уверена, что ее жизнь, наполненная любовью, была совсем не такой, как у Ларры.

Изергиль очень старая, она стала почти тенью, то же самое стало и с Ларрой. Особое место в рассказе занимают элементы подробного описания Изергиль, такие как: «тусклые глаза», «обветренные губы», «сморщенный нос, изогнутый, как у совы», «черные ямки на щеках», « прядь пепельно-седых волос». о непростой жизни героини задолго до того, как она расскажет свою историю. Старуха – это человек, который живет среди людей.
Данко — полная противоположность Ларре. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя, но прежде всего для всех своих соплеменников, поэтому, жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и его желание помочь им настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не в силах погасить ни человек, ни ветер, ни время. Однако люди жестоки, и как только они оказываются в безопасности, гордое сердце Данко растаптывает осторожный, чего-то испуганный человек.
Анализ отрывка из рассказа.
То, что сделал Данко, — самый красивый, самый благородный подвиг. Он помогал своим сородичам, уводил их от врагов, грозивших истребить племя. Он вел меня через страшный, бесконечно длинный лес, полный опасностей. Когда люди испугались, чтобы скрыть это, они стали угрожать Данко. И тогда он разорвал свою грудь и сердцем осветил лес. Люди вышли, а он умер. Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они танцуют у костра, радуясь тому, что трудности позади и забыли того, кому они обязаны. И он лежит безжизненный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой погибает в столкновении с обществом и реальностью. Данко отдает свою жизнь за счастье людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.

И только легенда воспевает имя Данко.

  1. Новинка!

    Образ старухи Изергиль выполняет в повести несколько функций. Первая функция заглавного героя — сюжетообразующая: в этом образе сочетается очень сложно построенное повествование, в котором несколько сюжетных линий… Одна связана с образом…

  2. Повесть «Старуха Изергиль» относится к шедевры раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три персонажа, каждый из которых. ..

    Центральное место в романтических произведениях М. Горького раннего периода занимает образ героического человека, готового на самоотверженный подвиг во благо народа. К таким произведениям относится повесть «Старуха Изергиль», к которой писатель стремился…

    Повесть «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения сложнее, чем композиции других ранних рассказов писателя. История Изергиль, многое повидавшей в своей жизни, делится на три самостоятельных…

Роль ключевого признака того, что использованный автором литературный прием относится к романтической манере передачи, отводится образу человека, стремящегося к свободе. Это, как правило, гордые люди, не признающие законов общества и не желающие с ними мириться. С такими персонажами мы встречаемся в произведениях, входящих в разряд А.М. Раннее творчество Горького. Особенно отчетливо эта линия видна при чтении повести «Старуха Изергиль». Именно в нем заключена основная идея свободы.

Композиционно

произведение представлено в виде трех частей. Из уст старухи, поддерживающей беседу с автором, читатель узнает, что содержится в двух легендах. Этому посвящены две части. Третья часть представлена ​​в виде истории жизни Изергиль. Первая легенда рассказывает о гордом парне по имени Ларра, который был сыном орла и женщины. Хотя мать привела его в человеческое общество, он не хотел соблюдать человеческие законы, так как считал себя выше всех. Стремился к свободе, при этом отличался жестоким и эгоистичным характером. Ларра выразил презрение людям, поэтому они отвергли его, изгнав из племени и наказав бессмертием. Этот прием характерен для романтизма и представлен в виде двойного мира: одна сторона — человеческое общество с его традициями, а другая — мир, в котором царит абсолютная свобода, к чему и стремится Ларра. Но этот мир превращается в невыносимую среду даже для него.

Вторая легенда отличается наличием еще одного признака романтизма — экзотического пейзажа. Враждебный мир означает дремучий лес, в котором живут дикие звери, царит страх и бушуют бури. Горький описывает природу как символ живого существа, сознательно преследующего людей. Данко — герой легенды борется за свободу. Он нужен не для себя — для племени. Он стремится спасти жизни других людей ценой собственной жизни. Данко отличается бескорыстием, поэтому, чтобы повести за собой народ, ему ничего не стоит, как осветить дорогу пламенем собственного сердца, и погибнуть.


Другие произведения на эту тему:

  1. Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые черты революционного романтизма…
  2. В литературе роль ключевой черты романтического стиля письма играет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном способ. Такие люди часто бывают разными…
  3. Ранние романтические произведения, созданные рукой А. М. Горького, представлены произведением под названием «Старуха Изергиль». По словам самого писателя, это произведение отличается величайшей красотой и…
  4. Алексей Максимович Пешков вошел в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький, подчеркивая органическую связь писателя с демократическими низами. Одним из самых ранних его известных рассказов является …
  5. Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 год) Максима Горького. Его строки отражают воспоминания автора о Бессарабии. Писатель поднял тему сильной личности…
  6. 1. Вечные ценности в творчестве Горького. 2. Данко и Ларра. 3. Подвиг Данко. Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив…
  7. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового на самоотверженные поступки во благо народа. К таким произведениям относится повесть…
  8. Повесть «Старуха Изергиль» характеризуется наличием стройной композиционной структуры, так как представлена ​​в трех частях, в том числе трех новелл. Своеобразие композиции повести…

Повесть Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям писателя. Таким образом, история содержит две легенды. Рассказывают о романтических, незаурядных личностях, только личности эти противоположны друг другу. Если Данко пожертвовал собой ради других, то Ларра не считался ни с чем, кроме своих желаний.

Об этих героях рассказывает старуха Изергиль. Узнаем о ней, что ей нравится среди молодежи, любящей жизнь, ведь старушка тоже веселая. Помимо легенд, рассказчик узнает о прошлом Изергиль, о ее романах. Можешь ли ты винить ее за то, что она так часто меняет любовников? Что ей действительно было нужно?

Дело в том, что сама старушка тоже романтичная особа. Она не идет на компромиссы – ей нужна настоящая любовь, ей нужен мужчина, который будет сильнее ее характером.

Но в своих поисках она находит только разочарование. Старуха Изергиль была замужем. Но не потому, что хотела, а потому, что считала, что этого уже требует ее возраст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *