«Левша» краткое содержание по главам рассказа Лескова – читать пересказ 20 глав для 6 класса
12 мин.
Николай Лесков
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 30881.
Обновлено 19 Апреля, 2022
О произведении
Сказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав сказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.
Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левши» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят вскоре после войны с Наполеоном 1812 года в Англии и в Петербурге.
Главные герои
- Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
Другие персонажи
- Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
- Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
- Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
- Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
- Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали Левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
- Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
- Чернышев – министр иностранных дел.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
Глава 1
Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
В конце турне царь приезжает в Англию.
Глава 2
Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко.
«пистолю»тонкой работы
«неизвестного, неподражаемого мастера».
Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.
Глава 3
Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории»
. Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.
Глава 4
До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп»
, взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но в отличие от Александра новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.
Глава 5
Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.
Глава 6
Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»
, отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.
Глава 7
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.Глава 8
Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.
Глава 9
Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.
Глава 10
Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.
Глава 11
Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить этому и решил сам убедиться в словах атамана.
Глава 12
Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория»
перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп»
.
Глава 13
Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.
Глава 14
Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.
Глава 15
Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился
, а арифметики совсем не знает.
Глава 16
Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.
Глава 17
На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.
Глава 18
В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента»
, ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.
Глава 19
Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят»
. Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка оружия кирпичом продолжается вплоть до начала войны.
Глава 20
В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.
И что в итоге?
Александр I — умирает в Таганроге, велев передать блоху своей жене, императрице Елизавете Алексеевне.
Николай I — после смерти Александра I становится императором Российской империи; отправляет левшу с подкованной блохой в Англию.
Левша — перепив алкоголя на корабле, возвращающемся в Россию, умирает в больнице для простонародья, перед смертью просит передать государю секрет чистки оружия у англичан.
Заключение
В сказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.
Тест по сказу
Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Гусева
12/12
Ева Захарова
12/12
Михаил Гладких
12/12
Дарина Артёмова
9/12
Ярик Голиков
11/12
Константин Гусев
12/12
Светлана Зеленина
12/12
Никита Траиков
12/12
Sony Mony
12/12
Арина Шухова
12/12
Рейтинг пересказа
4. 6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 30881.
А какую оценку поставите вы?
Главные герои «Левша» характеристика по рассказу Лескова
В сказе Лескова “Левша” автор обращается к теме патриотизма. Сюжет сказа включает много волшебных элементов, произведение воспевает ум и талант русского народа. “Сказ о косом Левше” — правдивое отражение реалий российской жизни того времени. Необразованный, но талантливый герой из народа превосходит смекалкой и мудростью других. Лесков по праву считается народным писателем, так как его героем стал простой мастеровой человек, мужик, обладающий непревзойдённым талантом.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика главных героев “Левша”
Главные герои
Александр I
Главный герой, российский император
Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, доверчивый, ведь англичане откровенно мошенничают: продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.
Николай I
Брат Александра I
Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.
Платов
Донской атаман, сопровождающий Александра I
Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов.
Левша
Тульский мастер, подковавший блоху
Самобытный, неподражаемый мастер. “Левша” — прозвище, а не имя, герой даже крестится левой рукой. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, преданный православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Выпивает лишнего и умирает по прибытии в Россию в захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет чистки оружия, который он позаимствовал у англичан. Но умирающего нищего никто не слушает.
Второстепенные персонажи
Мастера из Тулы
Искусные мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали ум и талант русского народа. Характеристику этих героев дополняет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.
Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль в его судьбе. Когда англичане хитростью оставляли Левшу за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую обеспеченную жизнь. Главные герои “Левши” — истинные представители русского народа, в произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Гусева
12/12
Ева Захарова
12/12
Михаил Гладких
12/12
Дарина Артёмова
9/12
Ярик Голиков
11/12
Константин Гусев
12/12
Светлана Зеленина
12/12
Никита Траиков
12/12
Sony Mony
12/12
Арина Шухова
12/12
краткое содержание работы Лескова Н.С.
Меню статьи:
Часто таланты не ценятся на родине! Именно об этом говорится в изданном в 1881 году произведении Николая Лескова «Левша» (сказка о тульском косом левше и стальной блохе), в котором фантастическим образом описывается жизнь блестящего, удивительного тульского оружейника. .
Левша — тульский оружейник, сумевший сделать невероятное — подковать микроскопическими подковами английскую механическую блоху.
Платов — служил при Александре Павловиче и Николае Павловиче, — российских императорах, был атаманом донских казаков. Он доказал первому царю, что русские талантливее иностранцев.
Александр Павлович — российский император. Во время путешествия по Англии он получил необычный подарок — заводную блоху и положил ее в табакерку. После его смерти на престол взошел Николай Павлович.
Николай Павлович — российский император, поручивший тульским мастерам улучшить английскую блоху.
Глава первая: Страсть Александра Павловича
Любоваться разными заграничными диковинками — такова была страсть российского императора Александра Павловича. При этом он нивелировал тот факт, что на его родине тоже много одаренных мастеров. Однако Платов, донской атаман, бывший с ним в поездке, ни в чем с ним не согласился. В конце пути они прибыли в Англию.
Глава вторая: Заблуждение короля
Когда англичане стали демонстрировать российскому государю новейшие технологии, Александр пришел в восторг от того, что благодаря научному прогрессу это могут делать и иностранцы.
Но в то же время он считал, что в его государстве они ни в коем случае не способны на такое искусное мастерство. Платов не разделял его мнения. Он был уверен, что русский народ тоже очень талантлив, и это можно было доказать. Оказывается, пистолет неизвестного мастера, продемонстрированный иностранцами, принадлежал не кому иному, как тульскому Ивану по фамилии Москвин, о чем свидетельствует надпись внутри. С тех пор англичане приняли решение: создать что-то, что превзошло бы русских.
Глава третья: Разногласия между Платовым и царем Александром
Утром русский царь и Платов отправились осматривать английский сахарный завод. Но не он привлекал внимание важных посетителей, а последняя кунсткамера, в которой не было ничего: она удивляла минеральными камнями и нимфозориями, собранными со всего света, здесь стояли всякие диковинные чучела. Но больше всего царя и атамана удивил пустой поднос из последней комнаты, который рабочие держали в руках. Оказывается, на нем была микроскопическая нимфозория с заводкой и пружиной, которая танцевала. Государь растрогался и дал англичанам миллион, отметив при этом, что они лучшие мастера, и никто не может этого оспорить..
По этой причине разногласия между царем Александром и Платовым чрезвычайно обострились. Царь положил диковинную вещь в свою табакерку.
Глава четвертая: Расследования нового царя Николая
Александр Павлович умер, а табакерка с диковинной нимфузорией, которую подарили англичане, была передана сначала его жене, а уже потом новому правителю, Николаю Павловичу. Сначала царь не обратил абсолютно никакого внимания на новизну техники, а потом стал думать: «Зачем это было нужно моему брату? Что это значит?» Для расследования этого непростого дела он вызвал английского химика, который подтвердил, что сувенир изготовлен из стали, а мастера — чужие. Однако ни в файлах, ни в списках сведений по этому делу не было. Потом неожиданно для Николая Павловича появился Платов. «Я пришел доложить об этой нимфозории, которую нашли», — сказал он. И завел странную блоху. Царь увидел тонкую и интересную работу, и поручил Платову исследовать, не русские ли мастера не могли превзойти англичан в мастерстве, улучшив их работу.0005
Глава пятая: Обещания тульских оружейников
«Как же быть теперь?» — спросил Платов у тульских оружейников. И обещали найти какой-то выход, чтобы англичане не превозносились перед русскими. Они только просили дать им время, что немного расстроило Платова.
Глава шестая: Тульские мастера отправились в путь
Трое тульских оружейников, в том числе косой левша, отправились в путь. Скрываясь от города, они шли в сторону Киева, но не только для поклонения святым, как думали окружающие. И даже не думали прятаться от них, вопреки мнению некоторых.
Глава седьмая: Тайная работа
Оружейники направлялись вовсе не в Киев, а в Мценск, уездный город Орловской губернии, где находилась древняя каменная икона Николая Чудотворца. И, зайдя в один из домов налево, стали работать перед образом Николая, скрываясь от глаз народа, держа все в большой тайне. Какими бы любопытными ни были соседи, они так и не смогли узнать, что они делают в таинственном жилище.
Глава восьмая:
Послы Платова Платов поспешно отправился в Тулу. Погнавшись за лошадьми, мы очень быстро добрались до города, но как я ни посылал свистунов за тульскими мастерами, которые должны были показать работу, ничего не вышло.
Глава девятая:
работа завершена А тульские мастера как раз заканчивали свою работу. Как ни стучали к ним послы, они не открывали и твердили, что очень скоро работа будет сделана в полном объеме. Тогда курьеры пошли на крайние меры: решили снять с дома крышу, после чего вышел Платов и сказал, что работа завершена.
Глава десятая:
Разочарование ПлатоваПлатов к своему разочарованию ничего не увидел в золотой табакерке: только ту же стальную блоху, что была. Он очень расстроился и стал ругать тульских мастеров, тем более что своими коротенькими пальцами никак не мог взять ключ и открыть «брюшную фабрику». Но и тульские мастера тоже лыком не рождаются: они говорили Платову, что только государь откроет тайну мастерства, которое им удалось сделать. Разозлился атаман и выместил всю свою злость на левше, схватил его и бросил в свою карету, заставив ехать в Петербург.
Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем
Платов очень боялся предстать перед царем, так как думал, что искусные мастера ничего не сделали. Когда пришло время, и он пошел к правителю, пытались отвлечь его посторонними разговорами, но не тут-то было. Царь вспомнил о тульских мастерах и потребовал отчета. Платов с разочарованием сообщил, что ничего нельзя сделать, но император Николай Павлович ему не поверил. Я догадался, что «здесь сделано что-то сверх концепции», — подумал я.
Глава двенадцатая: Раненый Левша
Сначала царь ничего не мог поделать с блохой (хотя и успел ее достать, она уже не танцевала, как прежде), и разъяренный Платов схватил бедную левшу и начал дергать его за волосы. Тогда оружейник предложил посмотреть в мелоскоп, чтобы они увидели, в чем заключается главный секрет работы.
Глава тринадцатая: Тайна Левши
Услышав от Платова о мелоскопе, Николай Павлович обрадовался, что русские все-таки оказались честными людьми. И приказал привести к нему Левшу. Он раскрыл главный секрет: оказывается, нужно смотреть в мелоскоп не на всю блоху, а на ее лапы, которые оказались обутыми в настоящие подковы. Увидев это, король чрезвычайно обрадовался и даже поцеловал левшу, несмотря на то, что тот был в неприглядном состоянии.
Глава четырнадцатая: Удивительные подковы
Но самое удивительное было еще не это: оказалось, что на каждой подкове было начертано имя русского мастера. А левша проделал самую тонкую работу — выковал мельчайшие гвоздики, которых в обычный мелоскоп не разглядишь. Но глаза мастера видят на удивление лучше любого увеличительного аппарата.
С тех пор отношение к Левше совсем изменилось, его даже почтили — и увезли в Лондон.
Глава пятнадцатая: Левша в Англии
И Левша отправился в Англию со специальным курьером. Из Петербурга в Лондон они ехали без остановок, а когда прибыли на место, шкатулку с нимфозорией передали тому, кто в ней нуждался, а левшу посадили в гостиницу. А потом кормили, но не все мог съесть тот, кто всю жизнь питался иначе.
И те, кто рассматривал диковинную блоху в мощнейший мелоскоп, хотели его увидеть. Но еще больше они были поражены, узнав, что он не знает арифметики.
Поговорив с этим удивительным русским мастером, англичане решили оставить его на время.
Глава шестнадцатая: Тоска по Родине
Левти некоторое время оставался в Англии, но все равно тосковал по Родине. Силой удержать его не могли: пришлось отправить обратно в Россию на корабле, предварительно очень тепло одев и наградив деньгами. И, может быть, все было бы хорошо, если бы не товарищ-полушкипер, говорящий по-русски. Это он уговорил Левшу сделать пари: кто больше выпьет.
Глава семнадцатая: Пари
Итак, ставки начались. Ни Левша, ни полушкипер не уступили друг другу, но напились до белой горячки и навредили себе.
Глава восемнадцатая: Больной Левша
Однако отношение к англичанину и Левше в России было совершенно иное: первого вызывали и доктор, и аптекарь, давали лекарства, укладывали спать; а оружейник сначала лежал на холодной парате, потом его возили по больницам ничем не прикрытым и все время роняли. Увы, бедного, измученного человека некуда было принять. Но потом «английский полушкипер» начал поправляться, и как только почувствовал себя хорошо, решил во что бы то ни стало найти «русского товарища».
Глава девятнадцатая: Безуспешные попытки помочь
Как англичанин ни старался для Левши, помочь не смог. Он решил попросить помощи у Платова, но у атамана уже не было тех полномочий, которые были у него прежде. Так и погиб бедный оружейник, не признанный на родине.
Глава двадцатая: Уникальные таланты на русской земле не ценятся
Увы, уникальные таланты на русской земле нынче совсем не ценятся: «машины уравняли неравенство талантов». Но память о них будет жить вечно. И вдумчивому читателю будет полезно это необычное произведение.
«Левша» — краткое изложение творчества Лескова Н.С.
4,3 (86,67%) 6 голосов
Памятник Левше Николаю Лескову, г. Тула
Мемориальные доски писателям разным
russianmonuments Оставить комментарий
Щелкните фото для увеличения .
На английском она называлась по-разному, но популярная сказка Николая Лескова о мастере-металлисте известна на русском языке только одним способом — как один из знаковых рассказов канона. Это немалый подвиг. Фигура, что любой курс русской фантастики 19ХХ века будут представлены произведения Александра Пушкина, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Ивана Тургенева, Антона Чехова и некоторых других… Не хилая конкуренция.
Лесков был сказочным писателем. Его чертовски трудно переводить, потому что он написал разговорный рассказ, который настолько богат русским языком, что слетает с языка большими, лязгающими кусками и сочными каплями. В литературоведении даже есть термин, обозначающий лесковскую (и не только лесковскую) манеру письма — сказ . Я также не смогу перевести это для вас, за исключением того, что это то, что мы подразумеваем под фразой «разговорное повествование». Сказ буквально означает что-то вроде сказки или рассказа (происходит от глагола «говорить»). Оно также может означать «а» или «сказка», как и употребляет его Лесков в названии этого рассказа «Сказка о косоглазом левше из Тулы и о стальной блохе». Лесков написал рассказ в 1881 году, и, насколько я могу судить, он был впервые переведен на английский язык Изабель Ф. Хэпгуд в 1916 году. Она назвала его просто «Стальная блоха». Должен сказать, поскольку мне это так нравится, что этот перевод рассказа был, как указано на титульном листе, «напечатан частным образом для Общества джентльменов-авантюристов в издательстве Мерримаунт Пресс, Бостон». (Википедия печатает изображение титульного листа.) Правильно, вот какие джентльмены-авантюристы были у нас в Соединенных Штатах! Они жаждали рассказов одного из самых непереводимых писателей России. В наши дни Опре нужно сказать Анна Каренина , чтобы заставить любого прочитать русскую книгу. Эх!
Так или иначе, вот вкратце рассказ о Левше (Левше).
Русский царь путешествовал в Англию, где встретил удивительное существо – крохотную танцующую механическую блоху. Он был так поражен, что принес маленькое чудо инженерной мысли домой, чтобы посмотреть, сможет ли какой-нибудь русский мастер повторить или превзойти его. Механическая блоха, естественно, отправляется в город Тулу, который славился, есть и будет славиться на всю Россию своими металлургическими заводами. Именно здесь производилась и до сих пор производится большая часть российского вооружения. Кнопки города лопаются от гордости за ружья, сабли, танки и самовары, которые выпускают их металлургические заводы.
В любом случае, задача победить британцев передана трем лучшим мастерам-металлистам города. Они прячутся и идут на работу тайком. В конце концов, они появляются, раскрасневшиеся и измученные. Когда плоды их трудов доставляются царю — Левша, один из троицы, был выбран для поездки в Москву, чтобы продемонстрировать свою работу, — все разочарованы. Они не видят, что было сделано что-то, чтобы улучшить механическую блоху. Тут-то Левша и ставит Императора на место: «Посмотри внимательнее, — говорит он. — Ты просто еще не заметил. Вот когда с помощью сильного увеличительного стекла Государь понимает, что его русские мастера обули крохотную механическую блошку в башмачки. Более того, каждый оставил свою подпись на туфлях. Левти сам сделал гвозди, которыми туфли крепились к блошиным лапкам, и они такие маленькие, что их даже не видно. Кажется, никого не волнует, что механическая блоха больше не будет танцевать…
История продолжается. Левти отправляют в Англию, что ему не нравится, и по дороге домой он дружит с британским моряком, с которым слишком много выпивает. В результате его бросают в тюрьму в Санкт-Петербурге, где оставляют умирать. Это, конечно, русская история, так что она продолжается еще дальше, но теперь вам решать, найти эту историю и прочитать ее самостоятельно, если вы хотите ее узнать. Перевод Изабель Ф. Хэпгуд для тех джентльменов-авантюристов можно прочитать в Интернете, если вы хотите это сделать.
Памятник Левше в Туле теперь стоит на небольшой площади на улице Советской, прямо напротив Свято-Никольского собора, к югу от реки Упа, и прямо по периметру огромной Левши Оружейной палаты. Первоначально он был построен на территории Тульского машиностроительного завода в 1989 году, слишком поздно, чтобы отметить 100-летие публикации повести Лескова. На нынешнее место его перенесли в 2009 году, чтобы его могли увидеть простые смертные (на исходном месте он находился за запертыми воротами). Приятно отметить, что статую создал местный скульптор, работник металлургического завода Бронислав Кривохин. На основании пьедестала размещены цитаты местных знаменитостей, которые высказались по поводу истории или славы тульского металлургического завода. Цитата, которую я показываю на фотографии ниже, взята из рассказа Лескова. Он гласит: «Посмотрите на это, почему бы и нет! Да что же, эти хитрые псы, подковали ту английскую блоху башмаками!»
Я не совсем уверен, что смогу пройти мимо восторженных описаний памятника, сделанных местными наблюдателями. Во-первых, место для статуи далеко не идеальное. Он кажется несколько неуместным — прямо за ним стоит высокий забор, а площадь перед ним вообще не имеет эстетической структуры. Левти выглядит так, будто его здесь сушили, как, впрочем, и в оригинальной истории.
Что касается самого Левти, то он здесь выглядит довольно героически. У него пустой советский взгляд в будущее, когда он смотрит на плоды своего труда. Выражение лица смертельно серьезное, волосы хорошо уложены. У него тело Адониса. У него булочки, как у балерины. Его левая рука, держащая рабочий инструмент, готова вернуться к работе в любой момент. Я не совсем вижу здесь «косоглазого» туланского металлурга. Один сайт пишет: « Неповторимое выражение лица передает внутреннее состояние героя. Вся фигура излучает положительное довольство и гордость ». Я соглашусь с первой фразой, но вторая, я не верю, в пользу этого паблик-арта. В любом случае, мы все понимаем, что городу и заводу нужно было то, что им было нужно, и вот что они получили…
Сказав все это – идея с памятником мне нравится.