Краткое содержание лев николаевич толстой отрочество: Толстой «Отрочество» краткое содержание по главам повести – читать пересказ для 7 класса

Толстой «Отрочество» краткое содержание по главам повести – читать пересказ для 7 класса

10 мин.

Лев Толстой

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3552.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдоавтобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка: как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Наше краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в первой половине XIX века в России, в Москве.

Главные герои

  • Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.
  • Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».
  • Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

  • Отец Николая.
  • Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
  • Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.
  • Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.
  • Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
  • Василий – портной, возлюбленный Маши.
  • Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает:

«нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимается детьми, живя во флигеле. У мальчиков и девочек появились свои секреты.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Но случайно он становится свидетелем любовной сцены между служанкой и Володей. Николеньке хотелось

«быть на месте шалуна Володи». Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается подойти к Маше.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблат, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». Но Николенька и Володя с утра занимаются историей. Учитель ставит Николеньке единицу за невыученный урок, а вторую – за поведение.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане, и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились.

«Катеньке шестнадцать лет; она выросла» и кажется мальчику больше «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу», Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

И что в итоге?

Николай (Николенька) Иртеньев — сдружившись с князем Нехлюдовым, быстро перенимает его идеализированные взгляды и мечтает заняться самосовершенствованием и исправить человечество, уничтожить все пороки и несчастья.

Володя (Владимир) — становится студентом, ведёт светскую жизнь.

Бабушка Николая по матери — умирает, оставив имение Любочке.

Маша и Василий — благодаря содействию Николеньки женятся.

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Таня Гончарук

    10/14

  • Никита Мешков

    14/14

  • Радмир Киселёв

    14/14

  • Сергей Бодров

    13/14

  • Сергей Лукьянцев

    14/14

  • Fuck Fuck

    13/14

  • Тимошенко Валерия

    14/14

  • Даниил Равкуть

    14/14

  • Лия Мельнина

    9/14

  • Виктория Куцко

    13/14

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 3552.


А какую оценку поставите вы?

«Отрочество», краткое содержание (Л.Н. Толстой)

Автор Алёна Базан На чтение 17 мин Просмотров 1.1к. Обновлено

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести «Отрочество», которая является второй по счёту в псевдо-автобиографической трилогии Л. Н. Толстого и была впервые напечатана в 1854 году. В этой книге описываются события из жизни подростка, происходящие во время отрочества: первое предательство, изменение нравственных ценностей и др.

Содержание

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. ГлаваI. Поездка на долгих
  4. ГлаваII. Гроза
  5. ГлаваIII. Новый взгляд
  6. ГлаваIV. В Москве
  7. ГлаваV. Старший брат
  8. ГлаваVI. Маша
  9. ГлаваVII. Дробь
  10. ГлаваVIII.  История Карла Ивановича
  11. ГлаваIX. Продолжение предыдущей
  12. ГлаваX. Продолжение
  13. ГлаваXI. Единица
  14. ГлаваXII. Ключик
  15. ГлаваXIII. Изменница
  16. ГлаваXIV. Затмение
  17. ГлаваXV. Мечты
  18. ГлаваXVI. Перемелется, мука будет
  19. ГлаваXVII. Ненависть
  20. ГлаваXVIII. Девичья
  21. ГлаваXIX. Отрочество
  22. ГлаваXX. Володя
  23. ГлаваXXI. Катенька и Любочка
  24. ГлаваXXII. Папа
  25. ГлаваXXIII. Бабушка
  26. ГлаваXXIV. Я
  27. ГлаваXXV. Приятели Володи
  28. ГлаваXXVI. Рассуждения
  29. ГлаваXXVII. Начало дружбы

Главные герои

Николенька Иртеньев – главный герой повести, от его имени ведётся повествование.

Володя Иртеньев – старший брат Николеньки.

Любочка Иртеньева – сестра Николеньки.

Пётр Александрович Иртеньев – отец Николеньки, Володи и Любочки.

Графиня – бабушка Николеньки, Володи и Любочки, мать Натальи Николаевны Иртеньевой.

Карл Иванович – первый учитель Николеньки и Володи.

СенЖером – французский гувернёр, занявший место Карла Ивановича.

Мими – гувернантка сестры Николеньки.

Катенька – дочь гувернантки Мими.

Маша – горничная в доме Иртеньевых.

Краткое содержание

Глава I. Поездка на долгих

После смерти матери Николеньки его семья переезжает в Москву, забрав с собой из имения Петровского гувернантку Мими и её дочь Катеньку. Эта поездка длилась четыре дня, ехали на двух экипажах. Николенька был рад новым живописным местам и предметам, которые отвлекали его от мыслей о невозвратимой потере. Весенняя природа вселяла в его душу покой и надежду на светлую душу.

Глава II. Гроза

Красочно описывается гроза, которая застигла семью Иртеньевых. Николенька сильно испугался и боялся пошевелиться, думая, что они все погибнут. Но после окончания грозы испытывает невыразимое чувство радости и наслаждается чудным запахом леса после дождя. Он не может усидеть в бричке, бежит к кустам и срывает мокрые ветки черёмухи, упиваясь их ароматом.

Глава III. Новый взгляд

Николенька из разговора с Катенькой узнаёт, что она не рада переезду в Москву. Девочка боялась его бабушки и думала о том, что теперь они вряд ли будут жить все вместе. Ведь мама Николеньки относилась к Мими и её дочери, как к другу, а как поведёт себя графиня – неизвестно. Катенька говорила о том, что они бедны, а семья Иртеньевых богата. И ей стало так больно от всех этих слов, что она заплакала. А Николеньке впервые в жизни пришла в голову мысль, что весь мир не вертится только вокруг его семьи, ведь существуют ещё и другие люди со своими проблемами и заботами. Теперь главного героя стало интересовать, как и чем живет эти люди, как воспитывают и учат своих детей, из чего состоит вся их жизнь.

Глава IV. В Москве

Семья Иртеньевых приехала в Москву и поселилась в доме их бабушки. Николенька, увидев страдания бабушки, которая оплакивала свою дочь, впервые испытал к ней чувство любви. Пётр Александрович был всё время занят и практически не занимался детьми, поэтому у Николеньки изменилось к нему отношение. Стал другим и Карл Иванович, он начал носить рыжий парик. Всё изменилось, между девочками и мальчиками появилась какая-то невидимая преграда, и Николенька понял, что уже никогда не будет так, как прежде. Они больше не в деревне и теперь началась новая жизнь.

Глава V. Старший брат

В этой главе описываются взаимоотношения Николеньки и его старшего брата Володи. Разница в их возрасте составляла всего один год, поэтому ранее мальчики были очень дружны. Однако со временем они стали отдаляться друг от друга, и Николенька понял, что Володя превосходит его по наклонностям и способностям. Главному герою казалось, что старший брат гордится своим первенством, и от этого чувствовал себя недостаточно хорошим. Николенька подумал, что окончательно потерял их дружбу после произошедшей между ними ссоры из-за нечаянно разбитого пустого разноцветного флакончика. Но Володя пошёл первым навстречу, и мальчики помирились, однако непонимание между ними так и осталось.

Глава VI. Маша

В семье Иртеньевых давно служила горничная Маша. Ей было около двадцати пяти лет, когда Николеньке было четырнадцать. Неожиданно Николенька понял, что ему нравится Маша, но он держал эти чувства в себе, так как был очень скромным. Услышав, как Володя пристаёт к Маше, Николеньке захотелось стать таким же смелым и бойким. Он завидовал старшему брату, хотел оказаться на его месте. Чувство зависти усугубляло убеждение Николеньки в собственной уродливости. И чтобы не наносить урон своему самолюбию, он всеми силами старался найти удовольствие в своём одиночестве.

Глава VII. Дробь

Гувернантка Мими нашла в детской комнате порох и рассказала об этом происшествии графине. Та, в свою очередь, поставила в известность отца Николеньки, что его дети, чуть не сожгли весь дом. Оказалось, что этот порох в дом принес Карл Иванович. Бабушка Николеньки предложила заменить Карла Ивановича на французского гувернёра, и Пётр Александрович поддержал эту идею.

Глава VIII.  История Карла Ивановича

В последнее время отношения Карла Ивановича с его воспитанниками испортились, стали более сухими. Он глубоко переживал по поводу предстоящего отъезда, говорил, что его судьба быть несчастливым с самого детства. Он был сапожником, солдатом, дезертиром, фабрикантом, учителем, а теперь стал никому ненужным. Перед отъездом Карл Иванович решил поведать историю своей жизни Николеньке.

Мама – единственный человек, который любил его. Карл Иванович был чужим в своей собственной семье. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, его отправили в город к сапожному мастеру, где он жил почти 7 лет. Он уже практически стал подмастерьем, когда в стране объявили рекрутский набор. Его брат вытащил плохой жребий, и Карл Иванович отдал свой, отправившись служить солдатом вместо него.

Глава IX. Продолжение предыдущей

Карл Иванович рассказывает Николеньке о том, как он служил солдатом во время нападения Наполеона на Германию. Он попал в плен, но в скором времени бежал из него. По дороге ему встретился добрый человек, который позвал Карла Ивановича к себе жить и работать на канатной фабрике. Однако спустя некоторое время жена этого мужчины влюбилась в Карла Ивановича, и ему ничего не оставалось, кроме того, как покинуть этот дом.

Глава X. Продолжение

Карл Иванович вернулся на Родину. Девять лет он не видел свою семью и первым делом решил их навестить. Он узнал, что его отец теперь является владельцем ликерной лавки, а граф Зомерблат, у которого ранее он был арендатором, умер. Отец, брат и сестра сразу его не узнали, но материнское сердце признало родного сына. Недолго пожил Карл Иванович в родном городе, через 3 месяца ему пришлось бежать, чтобы не быть задержанным. В это время ему встретился генерал Сазин, который забрал его с собой в Россию. После его смерти, мама Николеньки предложила Карлу Ивановичу учить её детей.

Глава XI. Единица

Прошёл год после смерти мамы Николеньки. Окончился траур, и бабушка начала изредка принимать гостей. Решено было устроить празднество в честь дня рождения Любочки. Гости уже собрались внизу, а Володю и Николеньку ожидал урок истории. Мальчики очень надеялись, что учитель не придёт, но он всё же явился, хоть и с опозданием. На этом уроке Николенька получил единицу, но братья не признались в этом Сен-Жерому, чтобы не испортить праздник. Решили, что будет лучше, если это станет известно на следующий день.

Глава XII. Ключик

Когда все гости, пришедшие на празднование дня рождения Любочки, сели за стол, папа попросил Николеньку сходить к нему в кабинет за бутоньеркой для именинницы. В кабинете отца Николеньке стало интересно, что за маленький ключик висит на связке. Этот ключик подошёл к отцовскому портфелю с бумагами. Николеньке было стыдно за своё любопытство, но он не мог с этим ничего поделать. Просмотрев непонятные бумаги, главный герой хотел закрыть портфель и вернуться за стол, но к его ужасу ключик сломался в замке, и в руке мальчика осталась одна лишь головка. Николенька понимал, что вечером будет наказан за всё, что он натворил в течение этого дня. Но он не печалился, решив напоследок повеселиться, как следует.

Глава XIII. Изменница

После праздничного обеда начались игры, во время которых Николенька пытался произвести впечатление на Сонечку и остальных девочек. Играя в «Кошку-мышку», он нечаянно разбежался и, наступив, оборвал платье гувернантки Корнаковых. Заметив, что всем девочкам доставило удовольствие то, как расстроенная гувернантка удалилась в девичью зашивать своё платье, Николенька спустя некоторое время снова наступил ей на платье. В этот раз девочки еле смогли сдержаться от смеха, но Сен-Жером заметил недостойное поведение своего воспитанника и сделал ему замечание.

Во время другой игры, которая называется «Длинный нос» дамы и кавалеры разделялись на две партии и по очереди выбирали друг друга. Николенька чувствовал себя оскорбленным, потому что его никто не выбирал. А Сонечку он и вовсе стал считать изменницей, хотя она и не давала ему никаких обещаний. После окончания игр Николенька увидел, как Сережа целует Соню, а она в ответ весело смеётся. Мальчик полностью разочарован в той, которая так ему нравилась.

Глава XIV. Затмение

После увиденного поцелуя Сонечки и Серёжи Ивина Николенька почувствовал презрение ко всему женскому полу в целом и, в особенности, к самой Сонечке. Обида захлестнула его, и искала способ вырваться наружу. В этот момент Сен-Жером увидел в классном журнале «единицу», которую получил Николенька по истории. Он сказал мальчику подняться к себе, так как тот не имеет права находиться на празднике после такого поведения. В ответ Николенька показал ему язык, а затем и вовсе ударил. Окружающие были повергнуты в шок его поведением. Придя в ярость от подобной наглости, Сен-Жером силой утащил несносного мальчишку в чулан и велел принести ему розги.

Глава XV. Мечты

Ожидая наказания, Николенька сидел в чулане и думал о том, что его все ненавидят. Он не плакал, но в душе было очень больно. Николенька стал искать причину, по которой все к нему плохо относятся. Он начал считать, что является неродным ребенок, сиротой-подкидышем, взятым из милости в дом. Именно поэтому его никто не любит и не жалеет. Ему нравилось думать, что его судьба похожа на участь несчастного Карла Ивановича. Пытаясь скрасить свое пребывание в чулане, Николенька предался мечтаниям, в которых он покидал родной дом, поступал в гусары и шёл на войну, становился генералом, умирал и наблюдал за тем, как страдают его близкие.

Глава XVI. Перемелется, мука будет

Николенька ночевал в чулане, а на следующий день Сен-Жером отвёл его к бабушке. Бабушка велела внуку извиниться перед своим гувернером, но Николенька не соглашался. Пытаясь объяснить свой отказ, он расплакался, а следом расплакалась бабушка, зайдясь в результате в истерике. Сен-Жером отправил Николеньку наверх, но мальчик, не понимая, что делает, побежал на улицу. В дверях он столкнулся со своим отцом, который начал ругать его за поломанный ключик в портфеле. Николенька попросил отца защитить его от Сен-Жерома или выгнать из дома. Пётру Александровичу стало искренне жалко своего сына, он пытался успокоить Николеньку и уложил его спать. Проснувшись поздно ночью, мальчик увидел, что у его кровати сидит доктор, Мими и Любочка. Чувствовал он себя на самом деле хорошо, но не стал этого показывать, чтобы не лишать окружающим уверенности в том, что он очень болен.

Глава XVII. Ненависть

Николенька понял, что всей душой ненавидит Сен-Жерома, который жил в их доме уже полтора года. Он не боялся наказания, но мысль о том, что этот человек может поднять на него руку, выводила его из себя. Сравнивая Карла Ивановича и Сен-Жерома, Николенька пришел к выводу, что новый гувернер не испытывал никаких чувств по отношению к своим воспитанникам. Он восхищался своим величием, наказывал детей ради собственного удовольствия. Ему, как и всем французам, были свойственны такие черты, как эгоизм, тщеславие, излишняя самоуверенность и непозволительная дерзость. После произошедшей истории никто не наказывал Николеньку и даже не напоминал о том, что случилось. Даже Сен-Жером, будто забыл о нем, практически не обращал внимания. Тем не менее, Николеньке всё равно было тяжело иметь с ним какие-нибудь отношения.  

Глава XVIII. Девичья

Николенька стал чувствовать себя более одиноким, главным его удовольствием в жизни были наблюдения и размышления. Он узнал, что горничная Маша уже давно влюблена в Василия, который обещал на ней жениться, когда они были ещё свободными людьми. Затем волею судьбы они были разлучены, а спустя пять лет снова встретились в доме бабушки Николеньки. В этот раз вместе им быть помешал Машин дядя Николай, который считал Василия недостойной партией для своей племянницы. Эта преграда только усилила чувства Василия. Не выдержав жизненных испытаний, он начал пить, но Маша стала после этого ещё больше его любить, считая пьянство – проявлением душевных страданий. Николенька не понимал, за что Маша может любить такого человека. Но мечтал о том, что повзрослев, сможет помочь им пожениться.

Глава XIX. Отрочество

Николенька продолжал вести уединённый образ жизни и его посещали совершенно недетские мысли. Он думал о будущей жизни, о назначении человека, о бессмертии души. Он считал, что способен открыть какую-то великую истину. Однажды ему пришла мысль, что человеческое счастье не зависит от внешних причин, а зависит только от отношения человека к происходящим событиям. По его мнению, человек, который привык переносить страдания, не может быть несчастливым. Поэтому Николенька, превозмогая сильную боль, держал по пять минут в вытянутых руках лексикона Татищева или стегал себя в чулане верёвкой по голой спине.

В другой раз он вспомнил о неизбежности смерти и решил наслаждаться настоящим и не думать о будущем. На протяжении трёх дней Николенька не занимался уроками, лежал на кровати, читал романы и ел пряники с мёдом. А затем вдруг задумался о том, что такое симметрия и почему она приятна для глаз. Но более всего Николенька увлекся скептицизмом. Он представлял, что кроме него никого и ничего не существует в этом мире. Николенька возомнил себя в это время великим человеком, открывающим новые истины.

Глава XX. Володя

Старший брат Николеньки Володя собирается поступать в университет. Он уже отдельно занимается с учителями и Николенька с завистью наблюдает за тем, как ловко он решает даже самые трудные задачи. Однажды происходит репетиция университетского экзамена в комнате бабушки, где Володя показывает необыкновенные познания. Николеньке тоже задали несколько вопросов из разных предметов, но он не смог на них ответить должным образом.

Целые дни и вечера Володя проводит по собственному желанию наверху, за занятиями. Все экзамены он сдает на «отлично» и поступает в университет. Бабушка падает в обморок от счастья, увидев своего внука в университетском мундире. Все собираются за праздничным столом в комнате бабушки, и она впервые после смерти дочери пьёт шампанское. С этого дня Володя стал ездить на собственном экипаже, курить табак, посещать балы и пить шампанское. Николенька заметил, что Володя часто беседует с Катенькой и их связывают какие-то странные отношения, непохожие на дружбу.

Глава XXI. Катенька и Любочка

Дочь гувернантки Мими Катенька выросла, ей уже исполнилось 16 лет. Катенька и Любочка были совершенно непохожими, хотя росли вместе. Катенька была очень миловидной девушкой, а Любочка вследствие английской болезни получила неприглядную внешность. Катенька любила кокетничать и часто вела себя наигранно, будто всё время старалась быть кем-то другим. А Любочка была во всём проста и натуральна, она не любила выставлять свои чувства напоказ или притворяться при посторонних. Катенька, по мнению Николеньки, была больше похожа на взрослую девушку, поэтому нравилась ему сильнее.

Глава XXII. Папа

Николенька заметил, что его папа стал гораздо веселее после того, как Володя поступил в университет. Однако причина этого веселья крылась в том, что он был в хорошем выигрыше в последнее время. Петр Александрович был заядлым игроком в карты. Находясь в хорошем расположении духа, он играл на фортепиано, пел цыганские песни, веселил детей, когда бабушка начинала сердиться без особой причины. С возрастом Николенька стал относиться к отцу, не как к идолу, а как к обыкновенному человеку со своими слабостями и недостатками. Николенька по-прежнему любил его, но уже позволял себе осуждать некоторые поступки Петра Александровича.

Глава XXIII. Бабушка

Бабушка Николеньки с каждым днём становилась всё слабее и слабее. Теперь она принимала посетителей не в своём кабинете, а в спальне, лёжа в кровати на высоких подушках. Графиня умирала, но её характер оставался прежним. Она всё также церемонно обращалась со всеми близкими, в особенности с Петром Александровичем.

Несколько дней детей не пускали к графине, а одним утром Сен-Жером отправил Николеньку, Любочку и Катеньку на прогулку, а вернувшись, они увидели у двери крышку гроба и узнали, что бабушка уже умерла. Никто искренне не жалел о смерти графини, кроме её горничной Гаши, которая закрывалась на чердаке и не переставая плакала. Николеньке грустно от осознания неизбежности смерти, он испытывает чувство страха из-за того, что когда-нибудь тоже умрёт. Через шесть недель озвучили последнюю волю бабушки. Она завещала всё свое имение Любочке, а опеку над ним до её совершеннолетия поручила своему душеприказчику князю Ивану Ивановичу.

Глава XXIV. Я

Николенька готовится поступать в университет. Он выбрал математический факультет из-за того, что ему нравились такие слова как синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т.д. Он хорошо учится и больше не боится учителей. Николенька по-прежнему считает себя некрасивым и сильно переживает по этому поводу. Он перестал ненавидеть Сен-Жерома, а гувернер в свою очередь стал доволен воспитанником и часто хвалил его. Чувства Николеньки к Маше охладели, и он лично попросил у отца разрешение на её женитьбу с Василием. Благодаря ему Маша и Василий, наконец, поженились. Николенька понемногу начинает избавляться от всех своих юношеских недостатков, однако «склонность к умствованиям» никуда не исчезает.

Глава XXV. Приятели Володи

Николенька любил сидеть в комнате Володе, когда к нему приезжали гости и молча наблюдать за всем, что там происходило. Чаще всего Володю навещали адъютант Дубков и князь Нехлюдов. Дубков был немолодым невысоким жилистым брюнетом, который всегда находился в весёлом расположении духа. Он не отличался особым умом, а его суждения были ошибочны и односторонни. Нехлюдов был нехорош собой,  к немногочисленным достоинствам его внешности относился высокий рост и прекрасная улыбка. Дубков был дружнее с Володей, а Нехлюдов сильно отличался от своих приятелей. Их интересовали совершенно разные темы. Нехлюдов у Николеньки вызывал неприязнь, несмотря на то, что у них было много общего. Ему не нравился взгляд, голос, гордый вид Нехлюдова, но больше всего – равнодушное отношение к самому себе.

Глава XXVI. Рассуждения

Николенька, как всегда, находился в комнате у Володи, когда к нему пришли Дубков и Нехлюдов. Приятели пригласили Володю в театр, но он отказался, потому что у него не было денег на билет. Нехлюдов догадался о причине отказа приятеля идти в театр и отдал Володе свой билет, а сам остался у него дома. Между Нехлюдовым и Николенькой завязалась беседа. Разговорившись, они понимают, что мыслят одинаково и у них очень много общего. Им было настолько интересно беседовать на различные темы, что, казалось, времени катастрофически не хватает.

Глава XXVII. Начало дружбы

Между Николенькой и Нехлюдовым завязались очень своеобразные дружеские отношения. При посторонних они не обращали друг на друга внимания, но оставшись наедине, сразу же начинали беседовать, не замечая, как летит время. Они могли часами говорить на всевозможные темы: о будущем, об искусстве, о любви, службе, женитьбе, воспитании детей. Однажды во время Масленицы Нехлюдов заезжал несколько раз в дом Иртеньевых, но ни разу не поговорил с Николенькой. Это очень обидело главного героя, но товарищи всё выяснили и помирились, договорившись, быть друг с другом предельно откровенными.

Под влиянием Нехлюдова у Николеньки появились новые убеждения, главное из которых заключалось в том, что человек должен постоянно самосовершенствоваться.  Он считал, что тогда можно было бы изменить все человечество, исправить все людские пороки и несчастья.

Конец

краткое содержание рассказа / Paulturner-Mitchell.com

Повесть «Отрочество» Льва Толстого стала второй книгой псевдоавтобиографического цикла автора.

Напечатана в 1854 году. В ней описаны моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.

Изменения в душе Николеньки после переезда в Москву

Как только Николенька приехал в Москву, он почувствовал, что изменился не только мир вокруг него, но и он сам. Его не минуют ни слезы бабушки, скорбящей после смерти дочери, ни горечь старшего брата Володи. Николай завидует его внешней красоте, пытаясь убедить себя, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Николенко прячет все свои мысли глубоко в душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого дано в данной статье, отражает не только некоторые события, происходившие в жизни юного автора в свое время, но и его мысли и размышления.

Расставание с дедом Карлом Иванычем

Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность поиграть с ней. Об этом сразу стало известно их бабушке.

Тот, в свою очередь, обвинил в халатности деда Володю и Николенко Карла Иваныча. Результатом взрослой ссоры стало их решение взять в дом репетитора для воспитания мальчиков. Николая очень сильно беспокоил тот факт, что теперь он очень редко будет видеть дедушку. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был непростым, он по-своему любил детей и внуков и старался учить их жизни. В XIX веке написал свой рассказ Толстой («Отрочество»). Его краткое содержание едва ли может передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, и мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени собственные мысли.

Переживания и свирепый Николай

После того, как в доме появился французский репетитор, все изменилось. Отношения Николенко с ним не складывались. Иногда он и сам не понимал, почему столько агрессии и ожесточения вызывает в нем этот человек. Однажды он даже ударил репетитора. Когда Володя пытается узнать у него, что с ним случилось, Николенька отвечает, что ему все сразу стало противно. Следующая уловка юноши – попытка проникнуть в портфолио отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же все узнают. Николаю угрожают розгами и запирают в темном чулане. У нашего героя бывают судороги. Его укладывают на кровать и дают возможность выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал нервный срыв главного героя писатель Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого позволяет проследить цепь событий, приведших к возникновению этого непонятного заболевания, не теряет своей актуальности и в наши дни.

Влияние друга Нехлюдова на взгляды молодого Николая

Вскоре Володя поступил в университет. Николенька искренне этому рад. Ему остается несколько месяцев до поступления в учреждение. Наш герой прилежно учится и готовится к сдаче экзаменов на факультет математики. У него есть друзья: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николай стал чаще беседовать с Нехлюдовым.

Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества является его призванием. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. Отрочество Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений юноши тех лет. Здесь можно увидеть, как кардинально меняются нравственные ценности взрослого человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему влияет на людей.

В позапрошлом веке Лев Толстой написал «Отрочество». Краткое содержание работы приведено в данной статье. В главном герое, пожалуй, многие узнают себя в молодости. Поэтому рекомендую читать произведение в оригинале.

История отрочества из толстого краткого содержания.

Л.Н

В 1851 году Лев Николаевич Толстой путешествовал по Кавказу. В этот момент шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая своего плодотворного творчества. Именно в этот момент у Толстого возникла идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправил своему редактору первый рассказ «Детство». В 1854 году вышла часть «Отрочество», а через три года — «Юность».

Так была составлена ​​автобиографическая трилогия, которая сейчас является частью обязательной школьной программы.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

Сюжет основан на жизни Николая Иртеньева — дворянина из знатного рода, который пытается найти смысл существования и построить правильные отношения с среда. Характеристики главного героя достаточно автобиографичны, поэтому процесс обретения душевной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых судьба свела с главным героем.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, переживающим не только радостные, но и горестные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. В то же время «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор с нескрываемой любовью описывает жизнь ребенка. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика повлияли люди, не входящие в его ближайший семейный круг. В первую очередь это воспитатель Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» являются процесс создания голубого рисунка, а также игра в гребцы.

Подростковый возраст

История «Отрочества» начинается с мыслей главного героя, которые посетили его после смерти матери. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этом рассказе Толстой стремится передать мысль о том, что аналитический склад ума неизбежно снижает свежесть чувств, но в то же время не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В Отрочестве семья Иртеньевых переехала в Москву, а Николенька продолжал общаться с воспитателем Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие отношений главного героя с Катей Ани, а также его другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии — «Юность» — посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева на нравственное развитие рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Здесь персонаж сталкивается с первыми любовными тревогами, несбывшимися мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается с трудностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Небрежность и гордыня Николая Петровича приводят к тому, что его отчисляют из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев решает создать новые правила хорошей жизни.

Трилогия Толстого реализована с интересной композиционной идеей. Автор следит не за хронологией событий, а за этапами становления личности и поворотными моментами в судьбе. Лев Николаевич передает через главного героя основные ценности ребенка, недоростка, юности. Есть в этой книге и назидательный аспект, так как Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать самые важные моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку держаться подальше от жестокости и равнодушия, даже несмотря на серьезные жизненные испытания. Несмотря на кажущуюся легкость повествования и увлекательность сюжета, роман Толстого скрывает глубокий философский подтекст – не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросление. Более того, писатель помогает читателю решить, какой ответ дать.

Сразу после приезда в Москву Николенька чувствует произошедшие с ним перемены. В его душе есть место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию к чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он осознает всю безутешность бабушкиного горя после смерти любимой дочери, до слез радуется тому, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он стыдливо замечает волнение, которое возбуждает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своем уродстве, завидует Володиной красоте и изо всех сил пытается, хотя и безуспешно, убедить себя, что приятная внешность не может составить всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке сообщают, что мальчики играют с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая пуля, бабушка обвиняет Карла Ивановича в отсутствии присмотра за детьми и настаивает на замене его порядочным воспитателем. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
У Николеньки отношения с новым учителем французского не складываются, он сам иногда не понимает своей наглости по отношению к учителю. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключом, который он по неосторожности ломает, непонятно зачем пытаясь открыть портфель отца, окончательно выводит Николеньку из душевного спокойствия. Решив, что все специально ополчились на него, Николенька ведет себя непредсказуемо — бьет репетитора, в ответ на участливый вопрос брата: «Что с тобой происходит?» — кричит, как ему все противно и противно. Они запирают его в чулане и угрожают наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство унижения, он просит у отца прощения, и у него начинаются судороги. Все боятся за его здоровье, но после двенадцати часов сна Николенька чувствует себя хорошо и непринужденно и даже рад, что его семья переживает его непонятную болезнь. После этого случая Николенька чувствует себя все более одиноким, а уединенные размышления и наблюдения становятся его главным удовольствием. Он наблюдает за странными отношениями горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения можно назвать любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, что я думаю и так далее. Разум вышел за пределы разума…» Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослой жизни. Он замечает перемены, происходящие с его братом и сестрами, наблюдает, как стареющий отец развивает особую нежность к своим детям, переживает смерть бабушки — и его обижают разговоры о том, кому достанется ее наследство. .. Николеньке осталось несколько месяцев до поступления в университет. Он готовится к математическому факультету и учится хорошо. Пытаясь избавиться от многих недостатков отроческого возраста, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельным рассуждениям и думает, что эта склонность принесет ему много вреда в жизни. Таким образом, в нем проявляются попытки самообразования. К Володе часто приходят друзья — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще общается с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроение их душ кажется Никленке одинаковым. Постоянно совершенствовать себя и таким образом исправлять все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Сразу после приезда в Москву Николенька чувствует произошедшие с ним перемены. В его душе есть место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию к чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он осознает всю безутешность бабушкиного горя после смерти любимой дочери, до слез радуется тому, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он стыдливо замечает волнение, которое возбуждает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своем уродстве, завидует Володиной красоте и изо всех сил пытается, хотя и безуспешно, убедить себя, что приятная внешность не может составить всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке сообщают, что мальчики играют с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая пуля, бабушка обвиняет Карла Ивановича в отсутствии присмотра за детьми и настаивает на замене его достойным воспитателем. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

У Николеньки отношения с новым учителем французского не складываются, он сам иногда не понимает своей наглости по отношению к учителю. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключом, который он по неосторожности ломает, непонятно зачем пытаясь открыть портфель отца, окончательно выводит Николеньку из душевного спокойствия. Решив, что все специально ополчились на него, Николенька ведет себя непредсказуемо — бьет репетитора, в ответ на участливый вопрос брата: «Что с тобой происходит?» — кричит, как ему все противно и противно. Они запирают его в чулане и угрожают наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство унижения, он просит у отца прощения, и у него начинаются судороги. Все боятся за его здоровье, но после двенадцати часов сна Николенька чувствует себя хорошо и непринужденно и даже рад, что его семья переживает его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька чувствует себя все более одиноким, и его главным удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает за странными отношениями горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения можно назвать любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, что я думаю и так далее. УМ вышла за рамки разумного…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослому возрасту. Он замечает перемены, происходящие с его братом и сестрами, наблюдает, как стареющий отец питает особую нежность к своим детям, переживает смерть бабушки — и его обижают разговоры о том, кому достанется ее наследство…

Николеньке осталось несколько месяцев до поступления в университет. Он готовится к математическому факультету и учится хорошо. Пытаясь избавиться от многих недостатков отроческого возраста, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельным рассуждениям и думает, что эта склонность принесет ему много вреда в жизни. Таким образом, в нем проявляются попытки самообразования. К Володе часто приходят друзья — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще общается с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроение их душ кажется Никленке одинаковым. Постоянно совершенствовать себя и таким образом исправлять все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

© В.М.Сотников

Подростковый возраст

Сразу после приезда в Москву Николенька чувствует произошедшие с ним перемены. В его душе есть место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию к чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он осознает всю безутешность бабушкиного горя после смерти любимой дочери, до слез радуется тому, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он стыдливо замечает волнение, которое возбуждает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своем уродстве, завидует Володиной красоте и изо всех сил пытается, хотя и безуспешно, убедить себя, что приятная внешность не может составить всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке сообщают, что мальчики играют с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая пуля, бабушка обвиняет Карла Ивановича в отсутствии присмотра за детьми и настаивает на замене его достойным воспитателем.

Николенька тяжело переживает разлуку с Карлом Иванычем.

У Николеньки отношения с новым учителем французского не складываются, он сам иногда не понимает своей наглости по отношению к учителю. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключом, который он по неосторожности ломает, непонятно зачем пытаясь открыть портфель отца, окончательно выводит Николеньку из душевного спокойствия. Решив, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо…

Отрочество — повесть Льва Николаевича Толстого. В ней автор изображает московский период жизни главного героя Николеньки и его семьи.

Показано его постепенное взросление, осознание себя и других, изменение отношений внутри семьи.

Отрочество — произведение связующее между счастливым детством Николеньки, проведенным в родном имении, и его будущей университетской юностью, полной разочарований и самоупреков.

Отрочество объединяет эти две эпохи жизни, оставляя позади детские игры и проказы, но уже наполняя время сомнениями.

Начало отрочества

История начинается утром, с подготовки к поездке в Москву, к бабушке. Собрав свои вещи, дети отправились в путь на двух экипажах. Их сопровождает отец, который должен последовать за ними через несколько дней, завершая свои дела в поместье.

Остановившись в деревне, дети идут дальше, а в поле их настигает гроза. Под дождем во время ремонта кареты встречается нищий. Начало отрочества Николенька знаменует собой разговор с Катей, дочерью гувернантки Мимм. Когда девушка поделилась с ним своими опасениями, что они не смогут жить вместе в Москве из-за разного статуса и что ей и ее матери придется уехать. Тогда главный герой впервые задумывается о том, что кроме его семьи и привычной жизни есть и другие люди со своей, неизвестной, судьбой.

В Москве

Приехав в город, дети встречаются с бабушкой, которая тяжело пострадала от смерти дочери. В детях она видит только напоминание об их матери. Николенька начинает завидовать своему брату Володе из-за его старшинства, что приводит к ссорам. Когда он случайно застает Володю и служанку Машу обнимающимися, эта зависть только усиливается. Сам Николенька начинает интересоваться Машей, ставя себя в мечтах на место брата.

Играя с порохом, Николенька и Володя находят Мими и, прочитав их, сообщают об этом случае бабушке. Бабушка вынуждает отца уволить Карла Ивановича, который «не следит» за детьми, и нанять нового воспитателя.

Рассказ Карла Ивановича

Перед отъездом Карл Иванович рассказывает Николеньке историю своей жизни. Рожденный без отца, он с детства воспитывался отчимом, который недолюбливал юного Карла Ивановича, обвиняя его во всех проказах собственных детей. Когда началась война, Карл Иванович пошел добровольцем вместо брата в армию и принял участие в боях против войск Наполеона. Попав в плен, он, напоив охранников, сбежал и устроился на канатную фабрику, где проработал полтора года.

Вернувшись через несколько лет домой, Карл Иванович встречается со своими родственниками. Но он попадает под пристальный взгляд имперских шпионов и ему приходится бежать в Россию, где он устраивается учителем в семью Николеньки.

Учеба

Николенька учится хуже своего старшего брата, который уже готовится к поступлению в университет. В день рождения сестры Любочки он получает единицу истории, но скрывает это от репетитора. Затем он ломает отцовский ключ от портфеля с рабочими документами. Он скрывает все свои проблемы.

Вечером среди гостей воспитатель пытается вывести Николеньку за это, но мальчик затевает драку, и его отводят в чулан, обещая выпороть розгами. В чулане Николенька предается мечтам, о самоубийстве и горе всех своих близких; как он станет генералом и будет замечен императором; отомстить воспитателю.

Мысли губернатора и обещанные жезлы возвращают его в чулан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *