: краткое содержание (пересказ) :: Фонвизин Д.И. :: Сочиняшка.Ру
Комедия «Недоросль» Фонвизина переносит читателя в глубокую провинцию России 18 века, в поместье Простаковых.
В имении всеми заправляет злая и безжалостная барыня, которая жестоко наказывает своих крепостных за малейшую провинность. Единственный человек, которого она любит – это её пятнадцатилетний сын Митрофан.
Митрофан – избалованный, глупый лентяй, слишком изнеженный материнскою любовью.
Отец Митрофана и супруг барыни, господин Простаков – неприметная личность в поместье, не имеющий своего мнения, подкаблучник.
Глава 1
Первое действие комедии «Недоросль» начинается возмущением барыни по поводу плохо сшитого кафтана. Крепостной Тришка якобы сшил кафтан слишком узким. Когда Тришка, по велению барыни, пришел к ней, она накинулась на него с руганью и возмущениями. Крепостной пытался оправдаться тем, что не учился на портного, поэтому не мог сшить его хорошо. Но барыню это ещё больше взбесило, его высказывания она сочла бестолковыми. На крики жены, в комнату вошел господин Простаков. Барыня спросила его мнение о кафтане, но супруг, боясь гнева барыни, не смог толком ничего ответить.
В самый разгар перепалки, в гости к Простаковым наведался Тарас Скотинин – неприятный, жестокий и глуповатый человек. Барыня спрашивает его мнение о сшитом кафтане. Однако, Скотинин отметил, что кафтан выглядит весьма сносно.
Далее, Простакова наказала Еремеевне подать завтрак Митрофанушке, на что та возразила, что он уже съел целых пять булочек. Барыня налетела на нянюшку с упреками, что она пожалела ещё одну булочку для её единственного сыночка. Еремеевна предупредила барыню о том, что прошлым вечером Митрофан переел и ночью ему было плохо. Простакова испугалась за мальчика и побежала к нему. Спросив о его здоровье, Митрофан заявил, что ему снились страшные сны, о том, что мать с отцом ругаются, матушка колотит папку и как ему жалко матушку, что у неё руки устали колотить отца.
Действие опять переносит читателя к гостю Скотинину, он приехал в имение не спроста. В настоящий момент он решил наконец решить вопрос со свадьбой с Софьей. Конечно же сама Софья ему не нужна, все что ему нужно, это деревни, которые находятся в ее собственности.
Софья же милая, скромная и порядочная девушка. Оставшись в раннем детстве сиротой, она вынуждена была переехать жить к своим родственникам, семье Протаковых. Однако, родня скверно относится к бедной девушке.
Скотинин вместе с Простаковой за беседой ждут в гостиной Софью. Скотинин хвастается тем, какой он хозяйственный господин. Все свои расходы, он мастерски списывает на своих фермеров. Барыня восхищается такими поступками Скотинина и просит, чтоб он её научил такой сноровке. Скотинин соглашается, однако сперва просит женить его на Софье.
В этот момент в гостиную входит Софья, в руке она держит письмо. Девушка сообщает неожиданную новость о том, что объявился её родной дядюшка Стародум, которого все давно считали мертвым. Барыня не верит девушке, считая, что это письмо от какого-нибудь ухажера. Забрав у Софьи письмо, она заявила, что скоро придет Митрофан и прочитает что в нем написано.
В гостиную входит постоялец Правдин и барыня просит его прочитать содержание письма. Из прочитанного они узнают, что родной дядя Стародум, делает Софью наследницей своего немалого состояния. У Простаковой в голове моментально зреет план, женить своего единственного сына на богатой наследнице. Она неожиданно кидается в объятия к Софье и заявляет, что лучшей невесты для Митрофана и сыскать не могла. И уводит девушку поговорить без свидетелей.
В это же самое время в деревне появляются солдаты, которые остановились здесь на отдых. Командиром среди солдат является офицер Милон.
Глава 2
Правдин случайно встречает в городе офицера Милона. В прошлом она были хорошими знакомыми. Друзья обсуждают последние новости, и Милон сообщает, что через несколько часов он с солдатами должен дальше двинуться в путь. Также он рассказал, что в этом городе прервалась его связь с любимой девушкой и он не знает, как её найти. Неожиданно его взгляд падает на Софью, которая проходила мимо, и он воскликнул что наконец-то нашел свою возлюбленную. Софья также узнала Милона.
Двое влюбленных радуются, что встретились после долгой разлуки. Девушка пожаловалась Милону на своих родственников, что они хотят насильно выдать её замуж за Митрофана. Также передала любимому те же слова что и барыне: «Моя судьба зависит от дяди Стародума, без его ведома я ничего не могу решать. Он вскоре обещал приехать».
Далее действие переносится в поместье Простаковых. Скотинин беседуя с Правдиным, нагло предъявляет свои права на Софью. Правдин рассказывает Скотинину о последних новостях, что барыня решила выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Мимо проходит няня Еремеевна и ведет Митрофана на учебу, и Скотинин, видя в мальчике соперника, набрасывается на него с кулаками. Нянька закрывает Митрофана собой и выгоняет наглого Скотинина. Днем, как обычно, к сыну Простаковой приходят учителя. Еремеевне приходится уговаривать Митрофана идти в комнату заниматься, т.к. он учиться не желает. Сын жалуется матери, что дядюшка его побил, на что барыня накинулась на Еремеевну, что она не разбила ему лицо. Сына же она успокаивает и приговаривает что скоро женит его на Софье. После всех событий, семья отправляется обедать.
Краткое содержание: «Недоросль» — Рамблер/кино
26 февраля 2021
ReadRate
Ходит легенда, что после премьеры пьесы Дениса Ивановича Фонвизина в Петербурге к нему подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Комплимент по нынешним временам довольно токсичный, да и подтверждения этой истории нет, но «Недоросль» действительно одна из лучших вещей, созданных Фонвизиным. При всей прямолинейности сюжета и ярком разделении персонажей на хороших и плохих, ему удалось создать острую и точную сатиру, которую стоит читать и сегодня.
Фото: ReadRateReadRate
Видео дня
Ниже найдёте краткое содержание пьесы «Недоросль» Дениса Фонвизина.
История начинается в доме помещиков Простаковых. Госпожа Простакова – главный отрицательный персонаж пьесы. Она ругает, мучит, а иногда даже бьёт домашних и насаждает свою точку зрения всем вокруг. Когда она узнаёт, что дальняя родственница Простаковых Софья стала наследницей неожиданного богатства, то решает выдать её замуж за своего сына, избалованного и глупого Митрофанушку. Он и есть недоросль, то есть дворянин, не получивший должного образования.
На Софье хочет жениться и Тарас Скотинин, брат Простаковой. Но сама девушка влюблена в молодого офицера Милона. Он также любит её. У Софьи есть дядя и опекун Стародум, чьи идеи и мысли отражают мировоззрение самого Фонвизина. Простаковы лебезят перед его авторитетом и богатством.
В доме Простаковых живут три учителя, которые пытаются обучить Митрофанушку. Впрочем, без особых успехов. Да и не все они талантливые педагоги – например в финале пьесы выясняется, что человек по фамилии Вральман раньше работал кучером.
В какой-то момент Простакова решает заставить Софью выйти за Митрофанушку. Её люди тащат девушку к карете, но Милон предотвращает похищение своей возлюбленной. Простакова бурно раскаивается в содеянном и получает прощение. Государственный чиновник Правдин отбирает её поместье в пользу государства. Пьеса заканчивается тем, что Митрофана отправляют на службу. Финальные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
Герои Фонвизина носят говорящие фамилии, так что читатель или зритель пьесы может сразу догадаться об их добродетелях или пороках. Софья умна и скромна, Стародум выведен в пьесе как человек мудрый, практичный и остроумный. Характеры Скотинина, Простаковой, Вральмана тоже «зашифрованы» в их фамилиях. При этом отрицательные персонажи получились очень яркими и запоминающимися, а высказывания героев разошлись на цитаты. Ниже ещё несколько интересных фактов о пьесе и её персонажах:
Именно Митрофанушка говорит каноническую фразу «Не хочу учиться, а хочу жениться». Госпожа Простакова не только безграмотна и своевольна, но ещё и жестока. Она постоянно ругается и может поколотить собственного мужа. Ей принадлежат слова «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Глава семейства Простаковых Терентий Простаков человек неграмотный и мягкий, даже слабый. Зато он искренне любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Учителя Митрофана Кутейкин и Цыфиркин оба – нерадивые преподаватели. Однако Цыфиркин, в отличие от коллеги, понимает, что ему ничему не удалось научить недоросля и отказывается брать деньги. Кутейкин же, напротив, требует, чтобы ему заплатили за ученье и за стоптанные сапоги. Если краткого содержания «Недоросля» вам недостаточно, рекомендуем посмотреть одноимённый фильм 1987 года.
Вам также может понравиться материал `Краткое содержание: «Евгений Онегин» Пушкина».
Фильмы,Евгений Онегин,Евгений Онегин,Денис Фонвизин,
Значение названия комедии Недоросля, Фонвизин.
Актуальность проблемы воспитанияДенис Иванович Фонвизин написал комедию «Недоросль» в эпоху самодержавия. Автор высмеивает систему воспитания и образования в дворянских семьях, создает образы невежественных помещиков.
Значение слова «подлесок»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «подлесок». Значение названия комедии трудно определить, не разобравшись в его значении. Первоначально так называли молодых дворян, еще не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Второй смысл появился после выхода комедии Фонвизина. Словом «неуч» стали называть недалеких юношей, недоучек. Главный герой комедии Митрофанушка является олицетворением юноши, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного легче.
Вопросы, поднимаемые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодые дворяне и обличает нравы, господствующие среди представителей этого сословия.
Фонвизин отобрал для написания очень смелые и оригинальные пьесы «Недоросль». Значение названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей образ жизни Простаковых и Скотининых.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, это плачевное состояние нравственных устоев общества. Через замечания Стародумы и Правдина автор выражает мысль о том, что причиной полного произвола стала полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего света. В результате представители дворянства забыли о своих обязанностях и сословной чести, что практически привело к вырождению сословия.
Так освещается проблема деградации представителей знати в пьесе «Недоросль». Значение названия комедии раскрывается полнее, если знать пороки общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, это вопрос образования. Фонвизин очень подробно рассматривает его в произведении «Минор». Значение названия комедии во многом связано с пробелами в этой области. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену допроса Митрофанушки, есть приговор воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так беспокоит автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого служить Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов, при полном безразличии родителей к интересам общества. У комедийного героя Митрофана не было других желаний, кроме как гонять голубей, есть и жениться.
Придворная жизнь — пример такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служба на благо государства.
Комедийный замысел
Смысл названия комедии Фонвизина «Несовершеннолетний» станет понятнее, если мы обратимся к мысли, которую автор заложил в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «низкорослые» навсегда останутся «низкорослыми» и никогда не изменятся, не будут развиваться нравственно и духовно.
Значение имени главного героя
Дословно переводится на русский язык как «открывающий свою мать», а значит, он подобен ей. И есть. Мама мальчика – лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, смекалки, а использует эти качества исключительно в своих интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалован, вздорен, капризен.
Смысл названия пьесы «Недоросль» раскрывается в еще большей степени после осознания того, что название выбрано автором не случайно.
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, до какой степени образованность, которую Фонвизин поднимает в своем творчестве, нужно понять, что происходит в современном обществе.
Конечно, в наши дни школа не всегда способна пробудить в ребенке интерес к учебе. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что нужно, для галочки, часто донося это понимание до ребенка.
В итоге получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не утратила своей актуальности.
Чему комедия может научить ребенка
Выше были изложены основные тезисы, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без указания того, чему это произведение может научить ребенка.На примере высмеянного автором Митрофанушки восьмиклассник может прийти к пониманию того, как важно учиться, быть самостоятельным и ответственным.
Актуальность этой комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разного возраста с удовольствием смотрят его, смеются и, конечно же, делают необходимые выводы.
Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 гг. Произведение относится к литературному направлению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определившим главные проблемы комедии — вопросы воспитания и просвещения Русское дворянство 18 века.
Чтобы понять значение имени «Минор», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия.
В произведении Фонвизина сын Простаковых Митрофан — «неуч». Несмотря на то, что родители до сих пор пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не хочет учиться. Науку он находит скучной и бесполезной, а уроки «общественной жизни», якобы проводимые Вральманом (на самом деле не каким-нибудь учителем немецкого языка, а конюхом), ему нравятся, потому что конюх советует ему не искать компанию умные люди, да придерживаться «своего», а о науке рассуждает: «Как бы не мог русский дворянин продвинуться в свете без русского диплома!
».
Митрофан — классический представитель целого слоя молодого русского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодальной знати, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но ранняя готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан из-за отсутствия образования и должного воспитания морально и умственно намного моложе своего возраста. Перед читателем (зрителем) предстает избалованный, глупый ребенок, который не ценит своих родителей и не хочет ничего делать сам, пока они не сделают это за него (ведь даже с учителями, которые у него были, он мог освоить азы чтения и считаю). Митрофан буквально «не дорос» до женитьбы и чинов.
После выхода пьесы смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» кроме исторической интерпретации получил второй, иронический смысл. Глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей стали называть «низкорослыми» и «митрофанами».
Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял актуальные сегодня вопросы. Каждое поколение, перечитывая «Недоросля», открывает не только искусный мир авторской иронии и красивого стиля, но и усваивает вневременные ценности, важные для формирования и самовоспитания настоящей личности.
Тест товара
Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостничество, называют просветительской комедией?
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре ознаменовался эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательной и нравственной роли. Работники искусства этого времени взяли на себя кропотливую работу по пробуждению в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм – одно из направлений, в рамках которого они работали. Цель литературы, по мнению классиков, заключалась в воздействии на человеческий разум для исправления пороков и воспитания добродетели.
Основными проблемами комедии «Несовершеннолетний» являются проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания подрастающего поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако комедия, обличающая крепостничество, называется комедией воспитания.
Причиной этого является тесная связь между первыми двумя проблемами. Именно проблема воспитания и невежества является причиной недоброжелательности героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостными каких-либо прав на равенство с «дворянскими» характеризуют отношение диких помещиков к своему народу. Одна из самых верных крепостных Простаковой, матушка Еремеевна, служит ей уже сорок лет и получает в награду за свою службу «пять рублей в год и пять пощечин в день». Д. И. Фонвизин причину злобы своих героев видит в их невежестве, «в собственной испорченности». «Отец Простаковой и Скотинина» не умел читать, «дядя их Вавила Фалалеич» не хотел ни от кого слышать о ней; «никогда ничего не читал» Скотинин-младший Пренебрежение к науке дети унаследовали от отцов «Люди живут и жили без наук, ученость есть ерунда», главное уметь «приобретать и сохранять богатство» — вот к чему сводится житейская философия невежественной знати. И в руках этого дворянство есть воспитание подрастающего поколения дворян.
Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и характеристик его учителей. «Дьякон с Покрова Кутейкин приходит к нему для чтения и письма. Один отставной сержант Цыфиркин учит его арифметике. Немец Адам Адамыч Вральман учит его французскому языку и всем наукам. Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом деле это была просто дань моде со стороны госпожи Простаковой9.0003
По Фонвизину важной частью воспитания является не только развитие ума, но и развитие нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказываются героем-мыслителем Стародумом в беседе с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя истоки проблем воспитания в самом правительстве: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещенных подданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что дворяне, воспитанные в строгих гражданских правилах, будут достойными руководителями страны.
Тема образования в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами 18 века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, человеколюбия помещиков к крестьянам.
И в этом смысле комедия «Минор» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «лидером» в просвещении.
«Недоросль» — самое известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-социальный характер. Так как она придает большое значение любым именам и званиям, а автор выбрал их неспроста, то и слово «неуч» имеет свою коннотацию. При Петре I низкорослыми назывались дворянские дети, не достигшие совершеннолетия и не поступившие на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д.И.Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второе значение — глупый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.
Митрофан — сын помещиков Простаковых. Сама мать юноши весьма невежественна и глупа, при этом у нее деспотический и злобный характер. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить сына, она часто хвастается своим невежеством, говоря, что она, как истинная дворянка, никогда не переставала уметь читать. По ее мнению, счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакова отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих, не учиться, сидеть дома и не ходить на работу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако делается это не для воспитания юноши, а для того, чтобы не отставать от других дворян. Поэтому Митрофан особо не напрягает ум и может вообще ничего не делать на уроках. В результате он учится уже несколько лет, и до сих пор не может связать два слова в предложение или сделать простейшие математические упражнения. Своим поведением и речью автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоростка. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинство других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне, которая с детства кормит его, одевает и оберегает от всего плохого. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матери, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан — древнегреческое мужское имя, означающее «явленный матерью». Все, что известно об отце молодого человека, это то, что он ни в коем случае не смеет возражать жене и безропотно выполняет все ее распоряжения. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что у их дальней родственницы Софьи богатое приданое, он не прочь на ней жениться и по воле матери даже готов похитить девушку. Однако, когда их план терпит неудачу, и у Простаковой отбирают имущество, он спокойно отворачивается от матери и говорит ей оставить его. Один из мудрых персонажей пьесы Стародум говорит, что пожинает плоды своего воспитания.
Актуальность названия пьесы очевидна и в последних сценах. Когда госслужащий Правдин объявляет, что Митрофану пора служить, Стародум замечает, что толку от него отечеству не будет. В лице невежественного Митрофана автор показывает нравственное разложение дворянского общества XVIII века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, постарались исправить их и своевременно заняться их воспитанием. Хэппи-эндом он подчеркивает победу здравого смысла над глупостью и невежеством.
До того, как Фонвизин написал комедию «Недоросль», этим словом обозначали человека, который был несовершеннолетним (на тот момент 21 год). Название произведения не относится прямо к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.
Основными темами этой комедии были проблемы дворянского образования и нравственности дворян того времени.
Так какова основная мысль, заключенная Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? И это просто. Автор хотел сказать читателю, что таким необразованным и глупым останется невежда до конца жизни, и это касается не только конкретного героя. Митрофанушка – сатирический образ, которым автор высмеивает молодых дворян того времени. В наше время имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежественный, глупый и невежественный.
При дословном переводе имени «Митрофан» получается словосочетание «показывая свою мать», что прямо относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор постарался показать нам «маменькин сынок», выросший в окружении неучей и дураков. Фонвизин подчеркивает, что мальчик не глуп и не способен, но не желает использовать свой ум для обучения и выполнения домашних дел. Отсюда вытекает второстепенная тема этой комедии: даже если молодой дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит, что дворянских детей надо воспитывать как граждан своей страны и ее будущих руководителей, а не тунеядцев и неучей.
Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и характеризует не конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение молодых дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения становится понятно, что виновата среда и среда, в которой выросли дворянские дети, и решение этой проблемы требует много времени. Такие «Миноры» встречаются и в 21 веке, что подчеркивает актуальность данной работы в наши дни.
Смысл названия, на мой взгляд, достаточно прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — карлик. Это означает, что он не вырос до необходимого (нормального) уровня.
Он сын богатой, жадной и злобной барыни, и она видит в сыне свою единственную радость. Она ужасно избаловала его. Он очень капризный, озорной.
У Митрофана много — пирожков всяких, и после этого ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Его все ругают: слуги, учителя… он очень тупой. Я имею в виду, трудно учиться. Три года я не научился ни читать, ни считать. А он говорит, что просто не хочет учиться, а уже хочет жениться.
Мама называет его деликатным малышом. Он на такой диете, в воздухе так замахался, что ни один кафтан не влезает.
То есть он как бы вырос телом, но не дозрел умом до зрелого возраста. Он ведет себя хуже ребенка! То на няню, которая его так любит, то кричит и ругается, то зовет ее на помощь. Только дядька с кулаками на него, как Митрофанушка орет: «Мама, защити меня!» (Он же няня.)
А еще говорит матери, что так и быть, он покажет свои знания, хотя их нет. Парень думает, что пришел час его воли. Я делаю то, что хочу! Круто, но рано.
От матери, только ее обвинили в жестокости и тому подобном, он сразу отказывается. Это страшный удар для нее! Она готова даже убить за него, но он ее не любит, плюет на нее.
Про священника вообще говорит, что он дрянь. Без уважения!
Я не смогу дружить с таким парнем. У него там нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.
В самом конце произведения я решил, что было бы хорошо, если бы он был просто невеждой. Вот если бы он всему научился, стал вежливым, так мог бы стать таким ужасным негодяем. Он мог обмануть всех! Как хорошо, что он такой ленивый и озорной. Все сразу видят, кто перед ними!
Он не вырос хорошим человеком, но и не стал по-настоящему плохим.
Что означает название комедии Минор?
У комедии Д. Фонвизина очень «говорящее» и символичное название, но чтобы понять ее основной смысл, нужно знать, в какое время было написано произведение.
В 1714 году в России вышел указ о обязательном приеме дворян на службу с условием получения надлежащего образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать ум, и ввел понятие «недоросль», то есть человек без образования. Несовершеннолетних не допускали к браку, так как они считались безответственными людьми, не готовыми к взрослой жизни.
Ключевая роль в комедии отведена невежественному Митрофану, который не хочет ничему учиться, несмотря на то, что родители наняли для него учителей. И откуда в нем такое желание, ведь мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота не нужна! И учителей нанимали не с благой целью дать сыну знания, а потому, что это было «подобало». Неудивительно, что за несколько лет он ничему подобному так и не научился.
Считая науку бесполезной и скучной, Митрофан больше ценит уроки кучера Вральмана, который учит правилам светской жизни. Главное, окружить себя такими же людьми, также не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный блеск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых невежд того времени — незрелых, апатичных, невежественных, ставивших свое состояние и положение выше чести и достоинства. Когда мать, потерявшая власть, нуждалась в его поддержке, он лишь холодно оттолкнул ее, отказавшись от жестокого «слезть». Действительно, «зло достойно плода». Несмотря на свой фактический возраст, он всего лишь ребенок, избалованный матерью и с детства огражденный от всех невзгод. Он действительно не «созрел» ни для женитьбы, ни для службы. В конце работы Правдин справедливо заметил, что от такого сотрудника пользы стране не будет.
Писатель придавал большое значение воспитанию молодежи, отмечая, что только надлежащее образование и культурный уровень могут сделать ее достойными государственными деятелями. Название комедии вскоре стало нарицательным и пошло в народ: отныне всех невежественных и ленивых людей будут называть «неучами» и «митрофанушками». При этом все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Зачем человеку язык 5 9 класс0002 Мы ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, которые произошли в нашей жизни. Мы используем слова с самого начала и до конца дня почти без перерыва.
- Образ и характеристика Пугачева в романе «Капитанская дочка Пушкина» сочинение Емельян Пугачев — главный герой и руководитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и разбойника, а также социального преступника.
- Композиция Почему Герда победила Снежную Королеву? 5 класс
В сказке Ганса Христиана Андерсона «Снежная королева» главные герои — маленькие дети: мальчик Кай и девочка Герда. Дети давно дружат и весь досуг проводят вместе, играют, выращивают розы на подоконнике
- Главные герои произведения Лесной царь Жуковский
Главные герои баллады — мужчина и его сын. Сюжет этого произведения был взят из одной легенды.
Сейчас моя школа обычная, но в будущем она будет другой. Я думаю, что в нем появятся специальные двери, чтобы пройти по особым ключам; электронные учебники и тетради. Помещения будут с новым оборудованием
Анализ сатирической направленности комедии Недоросль (Фонвизин Д.И.)
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего тем, что представляет собой своеобразный экскурс в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политическом положении Российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.
Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалёкого, глупого человека. Однако главный недостаток Митрофанушки не только и не столько в его собственной глупости. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, мешают прогрессу. Писатель создает яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, находится на очень низком уровне развития. Все остальные герои рядом с Митрофаном выгодно отличаются от него. Кроме собственных родителей, конечно.
Фонвизин в своем творчестве показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, то о каком прогрессе, о каком Просвещении может идти речь? Пороки времени очевидны. И читатель понимает это, лишь взглянув на семью Митрофана.
Митрофанушка появился не сам по себе. Он естественный продукт полученного им воспитания. Фонвизин рассказывает о среде, в которой происходило становление этого героя. И картина прямо-таки удручающая. Вина окружающей среды очевидна. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец – все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.
Он также безвольный и безынициативный. У него нет никаких интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он неженка, но при этом не уважает своих родителей. Митрофан хочет «не учиться, а жениться», он высокомерный, грубый, невоспитанный. Он ко всем относится с пренебрежением. Например, свою воспитательницу Еремеевну он называет «старой сволочью». Собственная жизнь как нельзя лучше подходит Митрофану. Потому что ему не нужно ни о чем беспокоиться.
Образование, которое он получает, соответствует духу того времени. Большинство благородных детей учатся одинаково. Митрофан, конечно, по своей глупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, вполне его устраивает.
Отдельного описания заслуживают учителя, которые занимаются обучением недоростков. Они, конечно, яркий пример никчемности и собственного невежества. «Француз» — это немец Вральман. «Математик» — сержант в отставке Цыфиркин. А «грамматик» — семинарист Кутейкин, отстраненный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Конечно, ничего. Ведь сами они абсолютно ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается чему-то научить Митрофана.
Госпожа Простакова заявляет об блестящем образовании Митрофана. На самом деле трудно найти кого-то глупее ее сына. Фонвизин подчеркивает, насколько опасно это положение. В конце концов, если молодые дворяне в стране такие дураки, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне – цвет нации, и они должны быть как минимум умными и образованными.
Очень интересны приемы, которыми автор раскрывает характер Простаковой. Здесь мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, лестно угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, наоборот, как груба и жестока она по отношению к тем, кто ниже ее по социальной лестнице, например, к прислуге. Такие слова, как воры, собачьи дети, звери, слуги приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, которого любит Простакова, — это ее сын Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет добрых слов. Он и «друг сердца», и «милый». Простакова не любит и не уважает мужа, это хорошо видно по тому, как она к нему относится.
Госпожа Простакова — одна из главных героинь произведения. Без него автор вряд ли смог бы так ярко показать противоречия и недостатки положения в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если основное количество молодых дворян в штате будет напоминать Митрофана Простакова, то ситуация будет прямо-таки удручающая.
Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие люди, как Митрофан. Главная «заслуга» в их воспитании
Это влияние матери. А мать Мнтрофана — человек властный, недалекий, жестокий и жадный. Все эти качества присутствуют в моем сыне. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны преклоняться перед теми, кто сильнее их.
Простакова очень хитрая. Однако одной хитрости отнюдь не достаточно для достижения желаемого. На данный момент ей удается получить то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все неурядицы и противоречия в отдельно взятой семье. Например, Стародум говорит: «Напрасно звать врача к больному неизлечимому. Здесь врач не поможет, если только он не заразится.
Оказывается, со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. А сатира — лишь вспомогательное средство писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильно считать их безобидными дураками, погрязшими в глупости и отвратительными. Нет, Простаковы не так безобидны. Достаточно вспомнить, на что они были готовы — хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что у них не получилось.
Если говорить о Простаковой, то она должна получить наказание за свои грехи от собственного сына. Возлюбленный Митрофан, ради которого Простакова готова была перешагнуть через всех вокруг себя, говорит матери: «Да избавься, матушка, как было навязано…». Конечно, Простакову никто не жалеет. Но все же…
Сама Простакова, видимо, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось терпеть унижения от собственного сына. Но последствия пока не дали о себе знать. Однако в рамках общественно-политических противоречий такой конфликт «отцов и детей» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.
Если говорить о Митрофане, то он поначалу кажется дураком, не заслуживающим внимания. Но если присмотреться, то такой человек не может не показаться опасным. Ведь он не знает доброты и даже к близким людям безжалостен. Также он не знает таких качеств, как честность, верность, преданность. Ужасно, если таких Митрофанушек много в государстве.
Однако есть в комедии и положительные персонажи. И на фоне их негатива кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародум, Правдин, Софья, Милон. И мы понимаем, что будущее за ними. Как бы ни старались Простаковы, им не справиться с вкусностями.
Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, связанные с образованием, всегда будут актуальны.
«Недоросль» — первая российская общественно-политическая комедия. Уже более двухсот лет он не сходит со сцен российских театров, оставаясь по-прежнему интересным и актуальным для все новых и новых поколений зрителей. Комедия была написана в конце 18 века. Фонвизин изображает пороки современного общества: господа, правящие по закону, дворяне, недостойные быть дворянами, «случайные» государственные деятели, самопровозглашенные учителя. Сегодня 21 век, и многие его проблемы актуальны, образы живы.
В чем секрет постоянства комедии? Произведение привлекает внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Достоинства менее выразительны, но без них не было бы движения, противостояния добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, скотства и высокой духовности. Ведь комедия «Недоросль» построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и свободными людьми. Так, например, пытаются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но уж как умеют. Это их арсенал оружия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, речевыми моделями, идеалами. Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки: «Мне очень приятно, что Митрофанушка не любит выступать вперед…. Он лжет, мой милый друг. Деньги нашел — ни с кем не делится…. Все себе бери, Митрофанушка. Не изучайте эту дурацкую науку!»
Фонвизин изображает пороки современного общества: господ, правящих по закону, дворян, недостойных быть дворянами, «случайных» государственных деятелей, самозванных учителей. Разрушительной и беспощадной сатирой наполнены все сцены, изображающие образ жизни семьи Простаковых. В сценах поучений Митрофана, в откровениях дяди о своей любви к свиньям, в жадности и своеволии хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всем безобразии своей душевной нищеты. Одной из главных проблем, поднятых в пьесе, является размышление писателя о наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. Крепостное право есть бедствие для самих помещиков. Привыкшая относиться ко всем грубо, Простакова не щадит и родных. Основа ее природы остановится по ее воле. помещичьей самоуверенности. Привыкшая относиться ко всем грубо, Простакова не щадит и родных. Основа ее природы остановится по ее воле. В каждой реплике Скотинина слышится самоуверенность, лишенная всякого достоинства.
Жесткость, насилие становится самым удобным и привычным оружием феодалов. Крепостное право было решительно осуждено. По тем временам это была неслыханная наглость, и такое мог написать только очень смелый человек тогда. Однако сегодня утверждение о том, что рабство — это зло, принимается без доказательств.
Скотинин и госпожа Простакова — очень реалистичные персонажи. Весь хозяйственный уклад Простаковых основан на безграничной власти крепостного права. Самозванка и тиран Простакова не вызывает сочувствия своими жалобами на отнятую у нее власть.
«Недоросль» — первая российская общественно-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного общества: господа, правящие по закону, дворяне, недостойные быть дворянами, «случайные» государственные деятели, самопровозглашенные учителя.
Госпожа Простакова — центральная героиня пьесы. Она ведет хозяйство, бьет мужа, держит в ужасе дворы, воспитывает сына Митрофана. «Я ругаюсь, я дерусь, и так хранится дом». Нет ничего, что противостояло бы ее силе. Ее эксцессы остаются за кадром принятыми нормами поведения: «Разве я не силен в своем народе». Но этот образ стоит на грани «комедии» и «трагедии». Эта невежественная и жадная «презренная ярость» по-своему любит детей. В конце пьесы она теряет безграничную власть над крепостными, отвергнутая сыном:
«Ты один остался со мной.
- — Отпусти…
- «У меня нет сына…» она становится несчастной и униженной.
Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. Слугам: «собачья дочка», «зверь», «негодяи», «воры». Митрофану: «Друг мой милый», «голубчик». «светскость» при встрече гостей: «рекомендую вас дорогой гость», «добро пожаловать». При мольбе о прощении ее язык близок к народной речи: «Ах, отцы мои, меч не сечет провинившейся головы. Мой грех!»
Митрофанушка — мамин любимец, домашний любимец, неуч и бездельник. Он груб и высокомерен, как и его мать. Он грубо обращается к домочадцам и прислуге: Еремеевна — «старая сволочь» и т. д. С Митрофаном связана важная тема для воспитательной пьесы. Учителя Митрофана подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания их задачи родителями: Митрофанушку учит немец Вральман, естествознания — отставной сержант Цыфиркин, который «немножко занимается арифметику», грамматику преподает «образованный» семинарист Кутейкин, отстраненный от «всякой преподавательской деятельности». и его мать резюмирует: «Без наук люди живут и жили».
Смешны «Знания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться. Но его отношение к Еремеевне, его готовность «браться за людей», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами вырастает деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Основным приемом создания сатирических персонажей в пьесе является «зоологизация». Вральману кажется, что, живя у Простаковых, он жил как «фея с конями». Собравшись жениться, Скотинин (фамилия говорящая!) заявляет, что хочет иметь своих поросят. Он соглашается со Стародумом в том, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (то есть когда был создан скот).
«Мещанин во дворянстве» — уникальное произведение, которое очень справедливо высмеивает людей, которые
претендуют на то, чего у них нет совсем — титула и материальных ценностей. Не все люди, а те, у кого
никогда в жизни такого не было. Как говорится, «из грязи в князи». Ведь есть люди, которые день и ночь работают
на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие, как мсье Журден, стараются во всем походить на
знатные особы, показывающие себя с самой глупой стороны. Для кого-то главное счастье, а для кого-то деньги.
Главный герой этой комедии — мистер Журден. В наследство от отца он получил достаточно
суммы денег, но единственное, к чему он стремился в жизни, это быть дворянином. Он так хотел быть в
окружении дворян, что шел ради этого на немалые жертвы: носил туфли, в которых нога почти сгибалась
вдвое, едва натягивал шелковые чулки, одевался нелепо и безвкусно. Стремление к титулу
затуманил глаза на все вокруг.
Быстро сообразив, что все дворяне — ученые люди, мистер Журден тоже решил заняться своим
образованием, наняв для этого учителя танцев, музыки, фехтования и философа. Один из персонажей пьесы
говорит: «Конечно, месье Журден — человек без всякого образования, он обо всем говорит без всякого смысла и
возбуждается только от глупостей. Но за его деньги можно простить ему любую глупость; понимание вещей
его в кошельке, и похвала этого человека — деньги». Этими словами как нельзя лучше можно охарактеризовать главного героя комедии
мистера Журдена.
В самом начале произведения, когда читатель только что познакомился с учителями музыки, в комнате, где,
собственно, и происходит большинство действий комедии, появляется господин Журден. Жан-Батист Мольер начинает
остроумно строить все те фразы, которые Журден произносит с необычайной гордостью. Например, о том, как
Журден хочет выглядеть как знатные особы и для этого он купил себе шелковые чулки, которые впоследствии еле
стянул. Или с какой глупейшей и забавнейшей наглостью он кричал: «Лейки! О, нет! Еще один лакей!
Таких, как месье Журден, обычно называют кошельками. Главное убедить такого человека, что
он самый лучший, похож на дворянина, а уже потом получать деведент. Например, Журден чуть не отдал все свои
денег подмастерью портного только потому, что тот решил называть его «Ваша светлость», «Ваша светлость» и
«Ваше Превосходительство». В конце он даже сказал: «О, слава богу, его больше нет! А если бы он пришел к вашему
Высочеству, я бы разорился.
Такие люди — находка для нуждающихся. Господин Журден
Я готов отдать свои деньги каждому, кто хоть как-то
намекнет на что-то, связанное с дворянством: Доран, без конца занимавший деньги у Журдена, все
раз одновременно говорит: «Сегодня я говорил о вас в покоях короля».
А вот еще забавная фраза «ученого» Журдена: «Николь, ты даже не знаешь, как произносить букву
э-э, — серьезно сказал г-н Журден своей горничной, — ах, какая беда иметь дело с дураками! Понимаешь ты
вытягиваешь губы вперед и приближаешь верхнюю челюсть к нижней. Эта фраза очень ясно дает понять
«воспитание» Журдена.
Он был столь же просвещен в области философии, танцев, музыки и фехтования. Кстати о последних
наука, однажды Николь чуть не задела Журдена, когда он решил доказать «необразованной женщине» свои
навыки фехтования. Несчастную горничную чуть не уволили!
Но хуже всего в этой комедии была дочь Журдена Люсиль. Однажды ее жених пришел к грозному отцу
своей невесты просить руки его дочери, на что тот, даже не подумав, ответил: «Ты не дворянин, и дочь
ты мою не получишь После этой фразы мадам Журден очень рассердилась. Всем известно, что на самом деле
Для матерей самое главное в жизни — это счастье их детей. Вероятно, мадам Журден была слишком молода и
беспорядочна, когда решила связать свою жизнь с господином Журденом, поэтому теперь она явно не собиралась
отдавать свою единственную дочь какому-то неизвестному вельможе, а стала отчаянно бороться за счастье ее
Однако самая оригинальная и верная идея пришла в голову слуге жениха Люсиль, Ковьелю, который
решил одеть своего господина турецким султаном, чтобы месье Журден немедленно согласился предать свою
дочь выйти за него замуж. Сам Ковьель превратился в переводчика «Его Величества Султана». Мог ли я
усомниться в том, что мсье Журден немедленно согласился выдать свою дочь замуж за такого влиятельного молодого человека?
Больше всего ему нравилось, что после замужества дочери он станет «мамамуси». А матери
самое почетное звание в мире. Что еще нужно бедному Журдену? Выдал без возражений.
свою дочь замуж за султана. Иногда ложь во спасение — очень полезная вещь! В результате все остались довольны.
Это замечательная работа, доказывающая, насколько внутренний мир человека важнее внешнего вида.
Ведь если ты внутренне богат, тебе никогда не понадобится ненужный никому титул, так как разумный человек всегда
поймет, что в жизни — это не самое главное. «Мещанин во дворянстве» — прекрасное произведение и
прекраснейшая сатира на буржуазию и дворянство.
Комедия Фонвизина «Недоросль» — первая общественно-политическая комедия в истории русской драматургии. Автор обличает в ней пороки современного общества. Герои комедии – представители разных социальных слоев: государственные деятели, дворяне, слуги, самопровозглашенные учителя.
Центральным персонажем спектакля является госпожа Простакова. Она ведет хозяйство, бьет мужа, держит в ужасе дворы, воспитывает сына Митрофана. «Я ругаюсь, потом дерусь, и так хранится дом». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не сильна в своем народе».
Речевая характеристика — основной способ создания образа Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Госпожа Простакова называет прислугу «ворами», «каналами», «зверем», «собачьей дочкой». Он обращается к Митрофану: «милый друг», «дуйленка». Гостей встречают уважительно: «Рекомендую вас уважаемый гость 1», «Добро пожаловать».
В образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и жадная «презренная ярость» любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
Ты один остался у меня.
— Отпусти…
У меня нет сына…
Образ Митрофана в пьесе связан с идеей воспитания, что очень важно для учебной литературы. Митрофан — невежа, бездельник, маменькин любимец. От родителя он унаследовал высокомерие и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старый ворчун».
Воспитание и образование Митрофана соответствует «моде» времени и пониманию родителей. Французскому языку его обучает немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который «немножко занимается арифметикой», а грамматике — семинарист Кутейкин, отстраненный от «всякой преподавательской деятельности». «Знания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. А вот его отношение к Еремеевне. готовность «браться за людей», предательство матери уже вызывает разные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательные фамилии актеров. «Говорящие» фамилии сразу устанавливают отношение читателя и зрителя к их владельцам. Психологически он уже становится участником действия. Он был лишен возможности оценивать героев и их поступки. С самого начала по именам персонажей читателю подсказали, где отрицательные персонажи, а где положительные. А роль читателя – увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересный язык комедии. Отрицательные персонажи и их слуги присущи общеупотребительному разговорному языку. Словарный запас Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо видно из выступления Скотинина — дяди Мигрофана. Она полна слов: свинья, поросята, свинарник. Идея жизни также начинается и заканчивается скотным двором. Он сравнивает свою жизнь с жизнью своих свиней, например. «Я хочу иметь своих собственных поросят». «Если у меня будет… особенный сарай для каждой свиньи, то я найду лоток для своей жены». И гордится этим: «Ну, если я свиной сын. Если…»
Лексикон его сестры, госпожи Простаковой, несколько разнообразнее из-за того, что ее муж — «несметный дурак» и ей приходится все делать самой. Но корни Скотининского проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — «скот». Чтобы показать, что Простакова не отстает в развитии от своего брата, Фонвизин иногда отрицает ее элементарную логику. Например, такие фразы: «Раз уж мы отобрали все, что было у крестьян, то и оторвать ничего не можем», «Так неужели надо быть как портной, чтобы уметь хорошо сшить кафтан?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: «Какие скотские рассуждения».
О муже можно только сказать, что он немногословен и без указаний жены рот не открывает. Но это же характеризует его как «несметного дурака», безвольного мужа, попавшего под пяту жены. Митрофанушка тоже немногословен, однако, в отличие от отца, имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются в его изобретательности матом, «старым хрюканьем», «гарнизонной крысой».
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные черты сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — постоянные отговорки и желания угодить. Учителя. Цыфиркин — сержант в отставке, Кутейкин — дьякон из Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.
Автор вводит ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское общество. Этот драматический прием произвел поистине революцию в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности до поиска путей изменения существующей системы.
Речь положительных персонажей не отличается яркостью. Это книжная речь, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций.