Краткое содержание капитан копейкин: «Повесть о капитане Копейкине» краткое содержание повести Гоголя – читать пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание Повесть о капитане Копейкине (10 глава Мертвые души) для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

«Повесть о капитане Копейкине» является одной из частей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», а именно, десятую главу, и представляет собой рассказ одного из героев данного произведения о некоем солдате, по фамилии Копейкин. Почмейстер придумал этот рассказ, чтобы объяснить перепуганным чиновникам губернского города N, кто такой Чичиков, откуда он взялся и с какой целью покупал мертвые души. Это история о солдате, который в войне за отечество потерял руку и ногу, но оказался ненужным своей стране, что привело его к тому, что он стал главарем шайки разбойников.

Основная мысль данной повести в том, что равнодушие и безжалостность иногда не знает границ. Почмейстер, рассказывающий историю бедного солдата, который отдал родине все, но взамен не смог получить даже минимального содержания, желает привлечь к себе внимание и блеснуть образованием и богатством слога. Чиновники же, слушая эту трагическую историю, не ощущают ни малейшего сочувствия к несчастному капитану.

Читать подробнее краткое содержание 10 главы Мертвых душ Гоголя — Повесть о капитане Копейкине

Повесть начинается с того момента, как чиновники, перепуганные и расстроенные, приходят в дом к губернатору, чтобы решить, кто же на самом деле есть Чичиков и зачем он скупал мертвые души. Все чиновники очень боятся ревизии, потому что за каждым из них есть нечистые дела, и они очень не хотели бы, чтобы в город приехали проверяющие. Ведь тогда они рискуют лишиться должностей, а, может, и свободы.

Воспользовавшись всеобщим смятением, почмейстер, который считал себя весьма неординарным человеком, предлагает чиновникам свою версию того, кто мог бы быть Чичиков. Все чиновники с интересом слушают, а почмейстер, наслаждаясь всеобщим вниманием, рассказывает.

Почмейстер, обильно уснащая речь различными витиеватыми оборотами речи и присказками, говорит о том, что во время войны России с Наполеоном некий капитан Копейкин получил тяжелое ранение, в результате которого потерял руку и ногу.

Отправившись в отчий дом, солдат встретил нерадостный прием отца, который отказался кормить его, так как «сам едва добывал себе хлеб». Никакой помощи инвалидам войны не оказывалось, поэтому Копейкин сам решил добраться до Петербурга и там просить милости у царя.

Прибыв в Петербург, Копейкин поселился в самом дешевом трактире и на другой день отправился к генералу-аншефу.

Почмейстер рассказывает о том, какая богатая приемная у этого вельможи, какой солидный швейцар стоит в дверях, какие важные просители его посещают, какой он сам величавый и гордый. Чиновники города N с почтением и любопытством внимают рассказу.

Дождавшись выхода генерала, капитан стал просить содержания, поскольку утратил здоровье в войне за отечество. Генерал-аншеф обнадежил его, сказав, что монаршая милость не оставит героев войны, но, так как пока нет распоряжения, то нужно подождать.

Радостный и счастливый, солдат решил, что скоро его участь будет решена в его пользу, и в тот вечер кутнул.

Он сходил в ресторан, в театр, и даже было попытался поухаживать за встреченной им женщиной определенного поведения, но вовремя опомнился и решил сначала подождать обещанного пенсиона.

Прошло несколько дней, а денег все не было. Почмейстер в красках рассказывает обо всех соблазнах Петербурга, об изысканные блюдах, которые недоступны Копейкину, но дразнят его глаза через витрину.

Капитан приходит к вельможе снова и снова, а деньги тем временем тают. А от вельможи он слышит только слово «завтра». Копейкин почти голодает, поэтому, отчаявшись, решается пойти к генерал-аншефу еще раз. Вельможа встречает его очень холодно и говорит, что пока государь изволит быть за границей, дело решено быть не может.

Разочарованный и обиженный, Копейкин кричит, что пока не будет распоряжения о пенсии, он не сойдет с места. На что генерал предлагает ему ехать к себе домой и ждать решения там.

Несчастный капитан, в отчаянии забывает себя и требует пенсии. Оскорбившись на эту дерзость, генерал-аншеф предлагает выслать капитана «на казенный счет». И после этого о судьбе несчастного солдата больше никто не слышал.

Вскоре после этих событий в Брянских лесах объявилась шайка разбойников, а капитан Копейкин, по слухам, был их главарем.

По мнению почмейстера, Чичиков был никем иным как капитаном Копейкиным.

Оцените произведение:

  • 3.19
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 93

Читать краткое содержание Повесть о капитане Копейкине. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания Ревизора
  • Коляска
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мертвые души
  • Мертвые души история создания
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас бульба
  • Шинель

Картинка или рисунок Повесть о капитане Копейкине

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Коллеги Аксенов

    Три товарища только закончили медицинский институт в Ленинграде.

    Друзья были дружны, несмотря на разный темперамент и характер. Алексей Максимов – ироничный, резкий и ранимый

  • Краткое содержание Державин Фелица

    Ода написана в 1782 г – первая работа, которая сделала поэта известным, и помимо этого, является образом нового стиля для поэзии в России.

  • Краткое содержание Железников Хорошим людям — доброе утро

    Послевоенное время, мальчик Толя не видел своего отца, который, как все считали, погиб на войне. От друга отца семья узнаёт, что отец сдался в плен, и теперь его считают предателем. Катерина, его жена, с сыном переезжает в Гурзуф к деду

  • Краткое содержание Куприн Слон

    Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

  • Краткое содержание У войны не женское лицо Алексиевич

    Война – это слово всегда вызывает только самые тяжелые, страшные ассоциации. Но все мы привыкли, что война это в первую очередь мужское дело – защищать Родину, убивать врагов, брать на себя заботу и ответственность за слабых.

  • Краткое содержание Вергилий Энеида

    Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

Краткое содержание Повесть о капитане Копейкине (10 глава Мертвые души) за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Гоголь
  • Повесть о капитане Копейкине

В 10 главе Гоголевских «Мёртвых душ» автор знакомит читателя с повестью о капитане Копейкине. Её рассказывает почтмейстер на совещании чиновников, где они решают, кто есть на самом деле этот Чичиков. Он выдвигает гипотезу о том, что Чичиков и есть этот самый капитан.

Капитан Копейкин является участником кампании 1812 года, и на войне от теряет руку и ногу. Он подумывает найти работу, но с такой инвалидностью, оставшейся левой рукой ему не удастся прожить самому. Поэтому он решает ехать в Петербург и просить милости у государя. В городе капитану подсказали, что генерал-аншеф находится в благородном доме на Дворцовой вместе с комиссией по таким делам.

Копейкин является в этот дом на своей деревянной и встаёт среди множества других таких же людей ждать появления главного вельможи. Вскоре выходит тот самый генерал и начинает расспрашивать каждого причину появления в этом месте. Капитан рассказывает, как потерял конечности на поле боя, воевал и проливал кровь. Генерал одобряет и просит вернуться сюда в ближайшие дни, когда прибудет государь.

Обрадованный таким исходом, капитан идёт развлекаться, обедать в один из лучших ресторанов. Копейкин кутнул, сходил в театр вечером, в нём даже вскипела кровь при виде стройной англичанки. Он хотел было познакомиться, но вспомнил про свою деревяшку и пустой болтающийся рукав.

Через несколько дней капитан снова является, но вельможа ему опять приказал ждать приезда государя.

День спустя всё повторилось, а швейцар и вовсе уже её хотел видеть капитана Копейкина. Ему было сообщено, что глава всё ещё находится с войсками за границей, и как только он прибудет – то поступят распоряжения насчёт раненых. Героя это ужасно разочаровало, ведь у него совсем кончались деньги. Он почти ничего не ел, кусок хлеба да солёный огурец на обед. При этом его голод ещё больше раздражают виды роскошных ресторанов, запахи, исходящие оттуда.

В конце концов капитан Копейкин решается идти штурмом. Он подкарауливает вельможу у подъезда и проскальзывает вслед за ним в приёмную. Объяснения и очередные «завтраки» его уже не убеждают. Предложения идти работать самому капитан не принимает, оперируя тем, что у него ни руки, ни ноги, а оставшаяся рука и та левая. Вельможа старался как можно быстрее выпроводить капитана, так как у него самого ещё куча дел и каждая минута на счету. Но Копейкин был неотступен, он решил стоять на месте как вкопанный. Тогда генерал-аншеф решил выслать героя на казённый счёт и позвал фельдъегеря. Последний был трёхаршинным мужиком. Вот его схватили и кинули в телегу вместе с фельдъегерем. Так и пропали слухи о капитане Копейкине: неизвестно, куда его привезли и каким образом. Однако спустя пару месяцев становится известно о шайке разбойников в ближайших рязанских лесах, атаманом которой является никто другой, как сам капитан.

Данную повесть Гоголь считал важной частью романа, хоть она и не связана с основным сюжетом произведения. Возможно, она должна была быть отсылкой к последующим томам, которые автор не закончил. Первый вариант повести был не пропущен в печать, но полностью устранять её писатель не хотел. Поэтому в книгу вошла исправленная версия.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Повесть о капитане Копейкине.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шварц Два брата сказка

    Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

  • Краткое содержание Носов Витя Малеев в школе и дома

    В 1951 году советский детский писатель Николай Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома». За данное литературное произведение Носов был награжден Сталинской премией. Повесть посвящена подросткам младшего школьного возраста

  • Краткое содержание Сокровенный человек Платонова

    У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись

  • Краткое содержание Роза и крест Блок

    18 век, восстание альбигойев. Ватикан посылает крестовый поход. Начинается действие, сторож Бертран распевает песню, которая многократно повторяется на протяжении всей пьесы

  • Краткое содержание Чехов Канитель

    Сатирический рассказ о том, как трудно двум существам договорится и добиться консенсуса, если сферы интересов не имеет точек соприкосновения.

Повесть о капитане Копейкине краткое описание. «Сказка о капитане Копейкине»: фольклорные истоки и значение

Работая над поэмой «Мертвые души», Н. Гоголь планировал показать все темные стороны жизни русского общества, в том числе произвол и полное равнодушие властей к судьбам простых людей. Особую роль в реализации идейного замысла автора играет «Сказка о капитане Копейкине».

В какой главе изложена вышеуказанная тема? Можно с уверенностью сказать, что она пронизывает весь первый том. Перед глазами читателей попеременно проходят галерея помещиков и яркие образы губернских чиновников, всплывают трагические судьбы крестьян, еще живых и давно умерших. И теперь цель визита господина Чичикова в город N уже ни для кого не является секретом, только непонятно, кто он на самом деле и зачем ему мертвые души. Именно в этот момент на страницах поэмы появляется история бывшего участника войны с французами, больше напоминающая притчу о доблестном разбойнике.

История главы

У «Сказки о капитане Копейкине» была непростая творческая судьба. В сюжете «Мертвых душ», по словам самого автора, она занимала очень важное место и потому не могла быть исключена из произведения. Между тем цензура при первом знакомстве с текстом поэмы посчитала публикацию главы неприемлемой. В результате Гоголю пришлось дважды исправлять содержание рассказа о капитане, что подчеркивает значимость рассказа в идейном содержании всей поэмы «Мертвые души». Согласно документальным источникам, автор был готов несколько смягчить общий тон рассказа о Копейкине, но не позволить исключить его из произведения.

Предлагаем для ознакомления третий вариант главы, допущенный к печати цензурой — оригинал, кстати, стал доступен читателю только после 1917 года.

История появления главы в «Мертвые души»: краткое содержание

«Сказка о капитане Копейкине» — рассказ почтмейстера, изобилующий различными прикрашивающими фразами, фигурами речи, повторениями, иногда даже кажущимися излишними. Это передает отношение рассказчика ко всему рассказу: для него это не более чем забавный случай, который может стать основой для рассказа или романа. Почему почтмейстер? По сравнению с другими городскими чиновниками он был более сведущ — много читал — и потому главную загадку (кто такой Чичиков?) старался превратить в некое развлечение. Он вдруг решил, что покупатель мертвых душ и главный герой его рассказа, инвалид без руки и ноги, вполне может быть одним и тем же человеком. Как бы то ни было, этот рассказ, навеянный в памяти рассказчика мыслями чиновников города N о личности Чичикова, превратился в почти самостоятельное произведение, что еще раз подчеркивает их черствость — никому не сочувствовавшие капитан.

Знакомство с главным героем

По словам почтмейстера, все произошло вскоре после окончания Отечественной войны с Наполеоном. Капитан Копейкин многое пережил в той роте, а главное, получил тяжелые ранения, в результате которых потерял ногу и правую руку. Так как никаких мер по помощи инвалидам до сих пор не принято, бывший военнослужащий оказался без средств к существованию и стал думать, что делать дальше. Сначала он пошел к отцу, но тот ответил, что ему самому несладко, не до тунеядцев. Оставалось одно — попытать счастья у петербургских чиновников, попросить заслуженную пенсию.

особый мир

Достигнув столицы, капитан Копейкин впервые был поражен ее великолепием. Казалось, что перед ним картины из сказок Шахерезады – настолько все было необычно и богато. Я пытался снять квартиру, но это было уж больно дорого. Пришлось довольствоваться рублевым трактиром, где подавали щи с куском говядины.

Устроившись, стал искать, куда обратиться. Объяснили, что власти все во Франции, поэтому надо ехать во временную комиссию. И указал на дом, расположенный на набережной.


Первый поход к чиновнику: краткое содержание

«Сказка о капитане Копейкине» содержит описание «крестьянской избы» (почтмейстерское определение). Огромные стекла и зеркала, мрамор и лак, дверная ручка блестит так, что страшно браться. Одна только эта картина вызывала страх у простого просителя. Страшным был и швейцар на крыльце: с батистовыми воротничками и лицом графа… Капитан, вошедший в приемную, забился в угол, боясь ненароком разбить какую-нибудь вазу. Поскольку чиновник только что проснулся, пришлось ждать. Примерно через четыре часа ему наконец сообщили, что босс собирается уйти. К этому времени в зале ожидания было много людей. Чиновник стал обходить посетителей и остановился перед Копейкиным. Их диалог был коротким. Подведем итоги.

«Повесть о капитане Копейкине» — это история о русском солдате-защитнике. Герой сразу сказал, что стал инвалидом во время войны и теперь не может работать, а потому просит себе какую-то пенсию. Чиновник не стал спорить и попросил прийти через несколько дней.

Праздник души

Такой ответ воодушевил капитана, который был уверен, что его дело уже решено. Обрадованный, он пошел в трактир, где приказал подать к столу рюмку водки, котлету и бутылку вина. Потом он отправился в театр, а по возвращении в трактир даже пытался приставать к шедшей по тротуару англичанке, но костяная нога напомнила ему о его инвалидности. В результате почти половина имевшихся у него денег была потрачена за несколько часов. Так заканчивается описание счастливого дня героя Гоголя.

«Сказка о капитане Копейкине» продолжается рассказом о втором приезде чиновника.

Разочарование

Через два-три дня герой снова отправился в дом на набережной. Он был уверен, что теперь ему дадут солидную сумму денег – какую-нибудь тысячную пенсию. Поэтому он снова стал рассказывать, как героически проливал кровь и получал ранения. Но ответ чиновника был краток и категоричен: такое дело может решать только министр, а его пока нет. И он дал немного денег, чтобы он мог выжить, пока не будут предприняты какие-то действия. Разочарованный герой отправился в свою таверну. Кажется, на этом история капитана Копейкина должна была закончиться.

Протест

Однако капитан уже успел вкусить прелести столичной жизни, а потому такой исход дела его совершенно не устраивал. Он недовольно идет по улице. С одной стороны — лосось, котлета с трюфелями, вишня, арбуз, а с другой — обещанное «завтра». И решает: надо снова идти на комиссию и добиваться своего. Таким образом, «Сказка о капитане Копейкине» получает продолжение.

На следующий день герой предстал перед тем же чиновником и сказал, что ему нужно хорошо поесть, выпить вина и посетить театр. В ответ он услышал, что ему дали деньги на питание до выхода особого постановления, и если он хочет всяческих излишеств, то должен искать собственные средства. Но обиженный Копейкин был так возмущен, что проклял всех чиновников, входивших в комиссию. Чтобы утихомирить шум, пришлось применить к нему строгие меры: отвезти к месту жительства. Капитан только подумал: «Спасибо уже за то, что не надо самому платить за пробег». Потом стал рассуждать: «Раз я должен искать средства для себя, то хорошо, я найду».

Повесть о капитане Копейкине заканчивается доставкой героя к месту жительства, после чего все слухи о нем канули в лету. А еще через пару месяцев в лесах Рязанской области появилась шайка разбойников, возглавляемая «никем иным, как . «. На этом рассказ почтмейстера заканчивается.

Художественные детали в рассказе

В «Повести о капитане Копейкине» Н. Гоголь умело использует выразительные средства. Например, портрет швейцара говорит о многом. генералиссимуса и сытого мопса одновременно.Такому бездушному человеку, смотрящему на других свысока, уж точно не до проблем капитана и ему подобных.

Гоголь подробно описывает дом на набережной и приемную, куда приходили посетители. Сколько стоила одна дверная ручка. Копейкину, увидевшему ее, пришла в голову мысль, что сначала нужно два часа натирать руки с мылом и только потом браться за нее. И от роскоши и блеска веяло таким холодом, что всем стало ясно: помощи тут ждать нечего.

Примечательно и то, что чиновник не назван по имени, и о его должности сложно судить. А у капитана только фамилия. Такое обобщение значительно расширяет границы повествования, превращая частный случай в типичный.

Особенности первой редакции «Повести.

..»

Как уже отмечалось, цензура допустила публикацию третьего издания главы. Существенное различие между разными версиями истории заключалось в концовке. В первой версии Гоголь сосредоточился на том, что произошло с героем после возвращения из Петербурга. Вот его резюме.

«Сказка о капитане Копейкине» рассказала о том, как главный герой начал мстить. Он собрал целую группу обиженных солдат и поселился с ними в лесах. Банда выслеживала всех, чья деятельность была связана с казной. А еще она появлялась в деревнях, где был назначен срок и, приказав старосте сдать все снесенное, выписывала крестьянам расписку, что они уплатили налоги. Вполне понятно, что такой вариант не мог устроить власти, и, в конце концов, Сказку. «Есть только одно упоминание о разбойниках, которыми руководил «никто иной…».

История с капитаном закончилась неожиданной новостью. Копейкин уехал в Америку, откуда отправил императору письма с просьбой не трогать людей, причастных к банде. Он также призвал проявить милосердие ко всем пострадавшим на войне. И царь действительно принял решение не преследовать виновных.

Различие между разными вариантами «Повести…» касалось также расстановки персонажей и произносимых ими фраз. Но здесь особых изменений не произошло. В итоговой речи чиновника слова были переставлены, что, по большому счету, не изменило идейного смысла. Важнее было то, что автор несколько изменил образ капитана Копейкина. Он изобразил героя как человека, пожелавшего приобщиться к красивой столичной жизни, которая отчасти была причиной его бед (имелась в виду потребность в деньгах на вино, вкусную еду, театры).


Смысл «Повести о капитане Копейкине» заключается в том, что Н. Гоголь обращает внимание читателя на отношения власти и народа, зависящие от их воли. Главный герой, не получивший помощи в столице и вынужденный сам искать пути выживания, восстает против гнета, жестокости и несправедливости, царящих в феодальной России. Показательно, что грабители грабили только тех, кто имел отношение к казне, и не трогали по нужде проходивших мимо людей. Таким образом они пытались получить то, что им по праву причитается как защитникам Отечества. Описанная ситуация наводит на мысль о том, что прогрессивные силы страны, пусть пока стихийно, уже готовятся к борьбе с существующим произволом. Это напоминает и о народных восстаниях под предводительством С. Разина и Е. Пугачева, показавших силу и могущество народа.

О чем «Сказка о капитане Копейкине»? Размышляя над этим вопросом, следует отметить еще один момент. Н. Гоголь, мастерски изобразивший провинциальный город и его жителей в повести «Мертвые души», в этой главе переносит действие в столицу и создает противоречивый образ св., сводящего концы с концами. Это позволило автору представить жизнь России во всей ее полноте и разнообразии.

Власть государя — бессмысленное явление, если он не чувствует, что должен быть образом Божиим на земле. Н. В. Гоголь (Из переписки с друзьями).

На первый взгляд, «Сказка о капитане Копейкине» не имеет ничего общего с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души»: нет переплетения сюжетных линий, отличный от поэмы стиль, сказочная манера повествования. Но из истории написания поэмы мы знаем, что Н. В. Гоголь отказался издавать «Мертвые души» без этого рассказа. Он придавал большое значение этому «маленькому стихотворению, вписанному в эпицентр большого». Так какова же внутренняя связь повести с поэмой «Мертвые души», повестью, трижды переписанной автором под давлением цензуры?

В «Сказке о капитане Копейкине» рассказывается драматическая история о герое-инвалиде Отечественной войны, прибывшем в Петербург за «царской милостью». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился средств к существованию. Капитан Копейкин оказывается в столице, окруженной атмосферой враждебности к человеку. Мы видим Петербург глазами героя: «Спешил снять квартиру, а все жутко кусается…» «Один швейцар уже похож на генералиссимуса… на какого-то упитанного жирного мопса…» — ищет капитан Копейкин. встреча с самим министром, а он оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают подождать и «зайти на днях». И вот, когда терпению героя приходит конец, он вновь приходит в комиссию с просьбой разрешить его вопрос, на что высокий начальник увещевает разбушевавшегося Копейкина: остался нетронутым. дерзкий совет: «Ищи свои средства, старайся помочь себе сам». Копейкин поднимает «бунт» в присутствии всей комиссии, всего начальства, и его высылают из Петербурга на его место жительства.0003

Недаром Гоголь поручает рассказ о героическом капитане почтмейстеру. Самодовольный и преуспевающий почтмейстер своей косноязычной, величаво-пафосной речью еще больше оттеняет трагичность истории, которую он так весело и витиево рассказывает. Сопоставляя образы почтмейстера и Копейкина, вырисовываются два социальных полюса старой России. Из уст почтмейстера мы узнаем, что Копейкин, ехавший фельдъегерем, рассуждал: «Ну, говорит, вот ты, мол, чтоб я сам средства поискал и помощь; ну, говорит, я, говорит, средства найду!

Говоря о том, что слухи о капитане Копейкине после его высылки из Петербурга канули в лету, почтмейстер затем добавляет важную двусмысленную фразу: «А простите, господа, вот где, можно сказать , начинается сюжет романа». Министр, изгнав Копейкина из столицы, подумал, что на этом дело и кончилось. Но не тут то было! История только начинается. Копейкин еще покажет себя и заставит о себе говорить. В цензурных условиях Гоголь не мог открыто рассказывать о приключениях своего героя в рязанских лесах, но фраза о начале романа дает понять, что все сказанное до сих пор о Копейкине — только начало, а самое главное — еще впереди. Но идея возмездия в «Повести о капитане Копейкине» не сводится к мести за поруганное правосудие со стороны капитана, обратившего свой гнев на все «официальное».

История героического защитника Отечества, ставшего жертвой растоптанного правосудия, словно венчает всю страшную картину местной чиновничьей полиции России, нарисованную в «Мертвых душах». Воплощением произвола и несправедливости является не только губернское правительство, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от истинных патриотов, и тем самым обнажает свою антинациональную сущность — такова мысль у Гоголя.

«Сказка о капитане Копейкине» — это крик гоголевской души, это обращение к общечеловеческим ценностям, это суд над «мертвыми душами» помещиков, чиновников, вышестоящих властей, мир, полный безразличия.

А пророческие слова Гоголя «нынешнее поколение смеется и надменно и гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми и потомки посмеются потом» и являются судом истории. Презренный смех потомков — вот что послужит возмездием этому равнодушному миру, который не может ничего изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы своей бессмысленной и бесплодной гибели.

Рассказ Гоголя «Сказка о капитане Копейкине» — эпизод-вставка в поэме «Мертвые души». Стоит отметить, что этот рассказ не связан с основной сюжетной линией поэмы, а является самостоятельным произведением, благодаря которому автору удалось раскрыть бездушие чиновничьего аппарата.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание «Сказки о капитане Копейкине». Также пересказ будет полезен для читательского дневника.

главные герои

Капитан Копейкин — отважный солдат, участник боев с наполеоновской армией, инвалид, стойкий и смекалистый человек.

Другие персонажи

Почтмейстер — сказочник, который рассказывает чиновникам историю капитана Копейкина.

Генерал-аншеф — глава временной комиссии, человек сухой, деловой.

Городские чиновники собираются в доме губернатора, чтобы решить на совещании, кто такой Чичиков на самом деле и зачем ему мертвые души. Почтмейстер выдвигает интересную гипотезу, согласно которой Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин, и берется за увлекательный рассказ об этом человеке.

Капитану Копейкину довелось участвовать в кампании 1812 года, и в одном из боев ему «оторвали руку и ногу». Он прекрасно понимает, что «работать бы надо, только рука, видите ли, осталась», и оставаться в зависимости от старика-батюшки тоже нельзя — он сам еле сводит концы с концами.

Солдат-калека решает ехать в Петербург, «возиться с начальством, не будет ли помощи». Город на Неве поражает Копейкина до глубины души своей красотой, но аренда уголка в столице стоит очень дорого, и он понимает, что «жить не на что».

Солдат узнает, что «в столице сейчас нет вышестоящей инстанции», и ему нужно обратиться за помощью во временную комиссию. В красивом особняке, где власти принимают просителей, собирается много народу — как бобов на тарелке. Прождав четыре часа, Копейкин наконец получает возможность рассказать главнокомандующему о своей беде. Он видит, что «к его мундиру пристегнут человек на деревяшке и с пустым правым рукавом» и предлагает явиться через несколько дней.

Радости Копейкина нет предела — «ну, думает, дело сделано». В приподнятом настроении он идет обедать и «выпивать рюмку водки», а вечером идет в театр — «одним словом, выпил во весь опор».

Через несколько дней солдат снова приходит к главе комиссии. Он отзывает свое ходатайство, но не может решить свой вопрос «без разрешения вышестоящих инстанций». Необходимо дождаться приезда господина министра из-за границы, потому что только тогда комиссия получит четкие указания относительно раненых на войне. Начальник дает солдату немного денег, чтобы тот продержался в столице, но на такую ​​мизерную сумму он не рассчитывал.

Копейкин покидает отделение в подавленном настроении, чувствуя себя «как пудель, которого повар облил водой». У него заканчиваются деньги, жить не на что, а соблазнов в большом городе невероятное количество. Каждый раз, проходя мимо модного ресторана или лавки деликатесов, он испытывает сильнейшее мучение – «пускает слюни, но он ждет».

От горькой безысходности Копейкин приходит на комиссию в третий раз. Он настойчиво требует решения своего вопроса, на что генерал советует дождаться приезда министра. Разъяренный Копейкин поднимает в ведомстве настоящий бунт, и начальник вынужден «прибегнуть, так сказать, к строгим мерам» — солдата отправляют к месту его жительства.

В сопровождении курьера Копейкина увозят в неизвестном направлении. По дороге несчастный калека думает о том, как бы заработать себе на кусок хлеба, так как он уже не нужен государю и отечеству.

Известие о капитане Копейкине могло бы кануть в Лету, если бы спустя два месяца в округе не поползли слухи о появлении шайки разбойников, атаманом которых был главный герой. ..

Заключение

В центре Гоголя — это отношение «маленького человека» к бездушной бюрократической машине, покалечившей многие судьбы. Желая жить честно и получать заслуженную пенсию, герой вынужден встать на преступный путь, чтобы не умереть с голоду.

После прочтения краткого пересказа «Повести о капитане Копейкине» рекомендуем прочитать произведение Гоголя полностью.

Рассказ-тест

Проверить запоминание конспекта тестом:

Оценка пересказа

Средняя оценка: 4,6. Всего оценок получено: 211.

/// «Сказка о капитане Копейкине» (разбор эпизода поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Ни для кого не секрет, что идея создания поэмы «» подсказал Гоголю Пушкин. И надо отметить, что Гоголь отлично справился с воплощением этой идеи. В своем произведении автору удалось собрать многие недостатки тогдашней жизни в России и умело высмеять их. «Мертвые души» стали классикой русской литературы. Стихотворение не утратило своей актуальности и в наше время.

Композиция «Мертвых душ» невероятно богата и изобилует всевозможными лирическими отступлениями, авторскими ремарками, литературными вставками. Но «Сказка о капитане Копейкине» стоит особняком. Эту историю почтмейстер рассказал чиновникам города «НН».

Сразу следует отметить, что она не имеет сюжетного отношения к основному содержанию поэмы. Это отдельная работа со своими персонажами и сюжетной линией. Но не случайно он включил «Сказку о капитане Копейкине» в основное содержание поэмы. Автор хотел показать нам всю бездушность и бесчеловечность чиновничьего аппарата.

Не вдаваясь в подробности, сюжет Повести… сводится к тому, как простой солдат, потерявший на войне руку и ногу, пытался получить себе лучшее положение, но был отчислен и, предположительно, возглавил банда разбойников.

В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь акцентирует внимание на «вечном» скитании капитана Копейкина по чиновничьим кабинетам. И, в конце концов, не найдя понимания со стороны госслужащих, бунтует против них.

Следует также отметить, что в «Сказке о капитане Копейкине» Гоголь не использует портретных элементов. Мы не находим описания главного героя, у него нет даже имени и отчества, а только воинское звание. Чиновник также безличен. Сначала его называют «государственным деятелем», затем — «вождем», позже — «дворянином» или «сановником». Все это делается для того, чтобы максимально обобщить и показать нам отношение бюрократического аппарата к простому человеку.

Кроме того, контраст между простолюдином и «дворянином» подчеркивается описанием его дома, к которому «… боишься просто подойти…» и небольшой комнаты, которую снимает капитан Копейкин.

В «Повести о капитане Копейкине» мы не встречаем лирических отступлений. Свое отношение к происходящим событиям Гоголь вложил в стиль почтмейстерского повествования. В его устах эта история звучала как анекдот, насмешка, случайность. Создавалось впечатление, что будь на месте того дворянина почтмейстер, он поступил бы так же. К сожалению, общественность вокруг него была того же мнения. Этим Гоголь еще раз подчеркнул всю бездушность чиновничьего аппарата.

На мой взгляд, «Сказка о капитане Копейкине» — это своего рода послание нерадивым чиновникам. Она предупреждает, что человеческое терпение не безгранично и в один момент может вылиться в народный гнев. Недаром капитан Гоголь позже называет атаманом, как бы напоминая нам о народных восстаниях под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Поэма Гоголя «Мертвые души» повествует об афере Чичикова, о мелких интригах и сладкой лжи этого низкого человека. И вдруг читатель приходит к «Повести о капитане Копейкине». Казалось бы, этот рассказ не имеет ничего общего с действием поэмы. И действие поэмы происходит в губернском городе НН и в близлежащих помещичьих усадьбах, а действие «Повести о капитане Копейкине» — в Петербурге. Но связь определенно есть.

Эту историю чиновникам рассказывает почтмейстер в тот момент, когда они решают, кто такой Чичиков. Он рассказывает с явным желанием произвести на них впечатление, что Чичиков — это Копейкин. Это самая наглядная нить, связывающая «Повесть о капитане Копейкине» с действием поэмы. Если убрать эту историю из произведения, казалось бы, ничего не изменится. Но Гоголь не зря ввел этот сюжет в свою поэму.

Читатель на мгновение отвлекается от повествования, и одно впечатление сменяется другим. Гоголь разрывает связь событий, обрывается рассказ о купле-продаже «мертвых душ», но в конце рассказа понимаешь, что писатель продолжил основную тему поэмы о застывшей, мертвой человеческой душе. В этот момент тема стала яснее и ярче.

Капитан Копейкин — участник войны 1812 года, потерял на той войне руку и ногу, прибыл в Петербург просить себе пенсию. Вот каков гоголевский Петербург: «Ну, вы можете себе представить: какой-то, то есть капитан Копейкин, вдруг очутился в столице, которая как бы, так сказать, не на свете! Вдруг перед ним свет, так сказать, некое поле жизни, сказочная Шахерезада. .. мосты там висят как черти, представляешь, без всякого, то есть прикосновения, — одним словом , Семирамида…». Он устроился работать в недорогой трактир, так как денег на жизнь у него было очень мало, и решил, что пойдет на прием к знатному вельможе. Здесь Гоголь со свойственным ему блеском рассказывает и в гротескным образом высмеивает роскошь и богатство высших чинов: их руки, а тут уж он решил ухватиться за это…» или еще: «изба, понимаешь, крестьянская: стекла в окнах, одно и наполовину полные зеркала, так что вазы и все, что в комнатах, кажется снаружи, драгоценные мраморы на стенах! ах, металлическая галантерея…».

Именно там Копейкин получил назначение и даже получил надежду на решение своего дела: «…без сомнения, вы будете вознаграждены должным образом; ибо еще не было в России примера, чтобы человек, принесший относительно, так сказать, заслуги перед отечеством, остался бы без презрения! Но с каждым визитом его надежда таяла, пока его самого не выслали из города. Копейкин, инвалид войны, бьет порог высокой комиссии, выпрашивая пенсию, и так и не получает ее. Капитан столкнулся с тупым равнодушием чиновников, равнодушием к его судьбе. Эти «мертвые души» не хотят видеть в нем человека, пострадавшего на войне, терпеливого, неприхотливого и честного: «Нельзя, не принимает, приходи завтра!» Доведенный до отчаяния Копейкин решает: «Когда генерал скажет, что я должен искать средства, чтобы помочь себе… ну, я найду средства!» Не прошло и двух месяцев, как в рязанских лесах появилась шайка разбойников «и атаманом этой шайки был, батюшка, никто другой» — нетрудно догадаться, что это капитан Копейкин. С помощью этого рассказа Гоголь, как через увеличительное стекло, показал нам жестокость и черствость власть имущих, нежелание последних видеть боль и горести простого народа, раскрыл нам гнилую сущность бюрократия.

Рассказ о старинной усадьбе прочитал Алексей Копейкин. Истории. Игры. Dead Souls

На собрании, где городские власти пытаются угадать, кто такой Чичиков на самом деле, почтмейстер выдвигает гипотезу, что это капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Капитан Копейкин участвовал в кампании 1812 года и в одном из сражений с французами потерял руку и ногу. Не найдя пищи с такой тяжелой травмой, он отправился в Петербург просить у царя милости. В столице Копейкину сообщили, что в роскошном доме на Дворцовой набережной по таким делам заседает высокая комиссия во главе с неким генерал-аншефом.

Копейкин явился туда на своей деревянной ноге и, забившись в угол, стал ждать, пока выйдет дворянин среди других просителей, которых было много, как «фасоли на тарелке». Генерал скоро ушел и стал, подходя ко всем, спрашивать, зачем кто пришел. Копейкин говорил, что, проливая кровь за отечество, он был изуродован и теперь не может себя обеспечить. Дворянин впервые отнесся к нему благосклонно и велел «зайти к нему на днях».

Иллюстрации к «Повести о капитане Копейкине»

Через три-четыре дня капитан снова явился к дворянину, полагая, что получит документы на пенсию. Однако министр сказал, что вопрос не может быть решен так быстро, ибо государь с войсками все еще находится за границей, а приказы о раненых последуют только после его возвращения в Россию. Копейкин ушел в страшном горе: у него уже совсем кончились деньги.

Не зная, что делать дальше, капитан решил пойти к дворянину в третий раз. Генерал, увидев его, снова посоветовал «вооружиться терпением» и дождаться приезда императора. Копейкин стал говорить, что в связи с крайней нуждой у него нет возможности ждать. Дворянин отошел от него в досаде, а капитан крикнул: я не уйду с этого места, пока мне не дадут резолюции. Генерал сказал тогда, что если Копейкину дорого жить в столице, то он вышлет его за казенный счет. Капитана посадили в телегу с курьером и повезли неизвестно куда. Слухи о нем на время умолкли, но не прошло и двух месяцев, как в рязанских делах появилась шайка разбойников, и ни один из них не был атаманом…

На этом история почтмейстера в «Мертвых душах» заканчивается: полицмейстер сделал ему вид, что Чичиков, у которого обе руки и обе ноги целы, никак не может быть Копейкиным. Почтмейстер хлопнул себя по лбу, публично назвал себя телятиной и признал свою ошибку.

Короткометражка «Повесть о капитане Копейкине» почти не связана с основным сюжетом «Мертвых душ» и даже производит впечатление неважных посторонних вкраплений. Однако известно, что Гоголь придавал этому большое значение. Он очень волновался, когда первый вариант «Капитана Копейкина» не прошел цензуру, и говорил: «Повесть» — это «одно из лучших мест в стихотворении, а без него — дыра, которую я не в силах залатать». »

Изначально «Сказка о Копейкине» была длиннее. В ее продолжении Гоголь описал, как есаул и его шайка грабили в рязанских лесах только казенные экипажи, не задевая частных лиц, и как после многих разбойничьих подвигов он уехал в Париж, отправив оттуда царю письмо с просьбой ему не преследовать своих товарищей. Литературоведы до сих пор спорят, почему Гоголь считал «Сказку о капитане Копейкине» очень значительной для «Мертвых душ» в целом. Возможно, это имело прямое отношение ко второй и третьей частям поэмы, которые писатель не успел завершить.

Прототипом министра, прогнавшего Копейкина, скорее всего, был известный временщик

Не секрет, что идею создания поэмы « » Гоголю подсказал Пушкин. И надо отметить, что Гоголь отлично справился с воплощением этой идеи. В своем произведении автору удалось собрать множество пороков тогдашней жизни в России и умело высмеять их. «Мертвые души» стали классикой русской литературы. Стихотворение не утратило своей актуальности и в наше время.

Композиция «Мертвых душ» невероятно богата и изобилует всевозможными лирическими отступлениями, авторскими ремарками, литературными вставками. Но «Сказка о капитане Копейкине» стоит особняком. Эту историю почтмейстер рассказал чиновникам города «НН».

Сразу следует отметить, что он не связан сюжетом с основным содержанием поэмы. Это отдельная работа со своими персонажами и сюжетной линией. Но не случайно он включил «Сказку о капитане Копейкине» в основное содержание поэмы. Автор хотел показать нам всю бездушность и бесчеловечность чиновничьего аппарата.

Если не вдаваться в подробности, сюжет «Повести…» сводится к тому, как рядовой солдат, потерявший на войне руку и ногу, пытался добиться для себя лучшего положения, но был изгнан и, предположительно, руководил разбойничьей шайкой.

В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь акцентирует внимание на «вечных» скитаниях капитана Копейкина по чиновничьим кабинетам. И, в конечном счете, не найдя понимания со стороны государственных служащих, восстает против них.

Следует также отметить, что в «Повести о капитане Копейкине» Гоголь не использует портретных элементов. Мы не находим описания главного героя, у него нет даже имени и отчества, а есть только воинское звание. Чиновник также безличен. Сначала его называют «государственным человеком», затем — «начальником», позже — «дворянином» или «сановником». Все это делается для того, чтобы как можно больше обобщить и показать нам отношение бюрократического аппарата к простому человеку.

Также контраст между простолюдином и «дворянином» подчеркивает описание его дома, к которому «…побоишься только подступиться…» и небольшой комнаты, которую снимает капитан Копейкин.

В «Повести о капитане Копейкине» мы не находим лирических отступлений. Свое отношение к происходящим событиям Гоголь изложил в манере почтмейстерского повествования. В его устах эта история звучала как анекдот, насмешка, случайность. Создавалось впечатление, что если бы почтмейстер был на месте этого дворянина, он поступил бы так же. К сожалению, общественность вокруг него была того же мнения. Этим Гоголь еще раз подчеркнул всю бессердечность чиновничьего аппарата.

На мой взгляд, «Сказка о капитане Копейкине» — это своего рода послание нерадивым чиновникам. Она предупреждает, что человеческое терпение не безгранично и в один момент может вылиться в народный гнев. Недаром Гоголь позже называет капитана Атаманом, как бы напоминая нам о народных восстаниях под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

«Повесть о капитане Копейкине» является одной из частей произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души», а именно десятой главой, и представляет собой рассказ одного из героев этого произведения о некоем солдате по фамилии Копейкин. Почтмейстер придумал эту историю, чтобы объяснить перепуганным чиновникам уездного города N, кто такой Чичиков, откуда он родом и для чего покупал мертвые души. Это история о солдате, который потерял руку и ногу в войне за отечество, но оказался ненужным для своей страны, что привело его к тому, что он стал главарем банды разбойников.

Основная идея этой истории в том, что равнодушие и безжалостность порой не знают границ. Почмейстер, рассказывающий историю бедного солдата, который отдал Родине все, но взамен не смог получить даже минимального содержания, хочет привлечь к себе внимание и блеснуть образованностью и богатством слога. Чиновники, слушая эту трагическую историю, не испытывают ни малейшего сочувствия к несчастному капитану.

Читать подробнее краткое содержание 10 главы Мёртвых душ Гоголя — Повесть о капитане Копейкине

История начинается с того момента, когда в дом губернатора приходят испуганные и расстроенные чиновники, чтобы решить, кто такой Чичиков на самом деле и зачем он скупал мертвые души. Все чиновники очень боятся ревизии, потому что за каждым из них стоят нечистые дела, и им очень не хотелось бы, чтобы в город приехали проверяющие. Ведь тогда они рискуют потерять свои позиции, а может и свободу.

Воспользовавшись всеобщим замешательством, почтмейстер, считавший себя очень неординарной личностью, предлагает чиновникам свою версию того, кем мог быть Чичиков. Все чиновники с интересом слушают, а почтмейстер, пользуясь всеобщим вниманием, рассказывает.

Почтмейстер, обильно снаряжая свою речь разными витиеватыми фразами и поговорками, рассказывает, что во время войны России с Наполеоном некий капитан Копейкин был тяжело ранен, в результате чего потерял руку и ногу.

Отправляясь в отчий дом, солдат был грустно встречен отцом, который отказался его кормить, так как «еле добывал себе хлеб». Никакой помощи инвалидам войны не оказывалось, поэтому Копейкин сам решил добраться до Петербурга и там просить у царя пощады.

Приехав в Петербург, Копейкин поселился в самом дешевом постоялом дворе и на следующий день отправился к генерал-аншефу.

Почтмейстер рассказывает о том, какой богатый прием у этого вельможи, какой почтенный швейцар стоит у дверей, какие важные просители посещают его, как он сам величав и горд. Власти города N слушают рассказ с уважением и любопытством.

Дождавшись ухода генерала, капитан стал просить содержания, так как потерял здоровье в войне за отечество. Генерал-аншеф его успокоил, сказав, что монаршая милость не оставит героев войны, но так как приказа пока нет, надо ждать.

Радостный и счастливый солдат решил, что скоро его судьба решится в его пользу, и в тот же вечер лег спать. Он ходил в ресторан, в театр и даже пытался ухаживать за встречной женщиной определенного поведения, но вовремя опомнился и решил сначала дождаться обещанной пенсии.

Прошло несколько дней, а денег все не было. Почтмейстер в красках рассказывает обо всех соблазнах Петербурга, об изысканных блюдах, недоступных Копейкину, но дразнящих его взор через окно.

Капитан снова и снова приходит к дворянину, а деньги тем временем тают. А от дворянина слышит только слово «завтра». Копейкин почти голодает, поэтому в отчаянии решает снова пойти к генерал-аншефу. Дворянин встретил его очень холодно и сказал, что пока государь желает быть за границей, дело не может быть решено.

Расстроенный и обиженный Копейкин кричит, что пока не будет приказа о пенсии, он не покинет своего места. На что генерал предлагает ему отправиться к себе домой и ждать там решения.

Несчастный капитан в отчаянии забывает себя и требует пенсию. Обидевшись на эту наглость, генерал-аншеф предлагает отправить капитана «на казенный счет». И после этого о судьбе несчастного солдата больше никто не слышал.

Вскоре после этих событий в Брянских лесах появилась банда разбойников, а капитан Копейкин, по слухам, был их главарем.

По мнению почтмейстера, Чичиков был не кто иной, как капитан Копейкин.

Рисунок или рисунок Повесть о капитане Копейкине

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое изложение Чувства и чувствительность Джейн Остин

    Старая семья Дэшвуд давно владеет большим поместьем в Норланд-парке. Последним владельцем поместья был старый холостяк. Чтобы не жить одному в огромном доме, пригласил племянника с семьей

  • Краткое содержание Собор Гюго Нотр-Дам

    В Париже, на празднике крещения, Пьер Гренгуар наблюдает за выступлением прекрасной цыганки Эсмеральды, а позже следует за ней. Цыганку пытаются похитить, но вмешивается капитан царских стрельцов Феб

  • Краткое содержание Айтматова Мой Тополь в красной косынке

    Молодой водитель Ильяс застревает на степной дороге и встречает юную стройную девушку в красной косынке Асель из местного села.

  • Краткое содержание Отец Сергий Лев Толстой

    История начинается с того момента, когда аристократическое общество Петербурга было удивлено известием о том, что известный очаровательный князь, любимец всех женщин, решил стать монахом

  • Краткое содержание Бунина Лапти

    Повесть Ивана Бунина «Лапти» — небольшой рассказ, на первый взгляд очень простой и понятный. Это сюжет из деревенской жизни. Ребенок мечется в крестьянской избе в горячке

Власть государя — бессмысленное явление, если он не чувствует, что должен быть образом Бога на земле. Н. В. Гоголь (Из переписки с друзьями).

На первый взгляд, «Сказка о капитане Копейкине» не имеет ничего общего с поэмой Николая Гоголя «Мертвые души»: здесь нет переплетения сюжетных линий, отличная от поэмы стилистика, сказочная манера повествования. Но из истории написания поэмы мы знаем, что Н. В. Гоголь отказался издавать «Мертвые души» без этого рассказа. Он придавал большое значение этому «маленькому стихотворению, вписанному в эпицентр большого». Так какая же внутренняя связь между рассказом и поэмой «Мертвые души», рассказом, трижды переписанным автором под давлением цензуры?

«Сказка о капитане Копейкине» рассказывает драматическую историю о герое-инвалиде Отечественной войны, прибывшем в Петербург «за государевой милостью». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких-либо средств к существованию. Капитан Копейкин оказывается в столице, окруженной атмосферой враждебности к человеку. Видим Петербург глазами героя: «Попытался снять квартиры, но все жутко кусается…» «Один швейцар уже похож на генералиссимуса… на какого-то жирного мопса…» — ищет капитан Копейкин. встреча с самим министром, а он оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают подождать и «зайти на днях». И вот, когда терпению героя приходит конец, он снова возвращается в комиссию с просьбой разрешить его вопрос, на что высокий начальник увещевает разбушевавшегося Копейкина: «Еще не было примера, что мы имеем в России , принося, так сказать, услуги отечеству, остался без милостыни. За этими совершенно пародийно звучащими словами следует дерзкий совет: «Ищи свои средства, старайся помочь себе сам». Копейкин поднимает «бунт» в присутствии всей комиссии, всех начальников, и его исключают из Санкт-Петербург по месту жительства.

Недаром Гоголь поручает рассказ о героическом капитане почтмейстеру. Самодовольный и благополучный почтмейстер своей косноязычной, величавой, пафосной речью еще больше подчеркивает трагизм истории, которую он так весело и витиево излагает. Сопоставляя образы почтмейстера и Копейкина, вырисовываются два социальных полюса старой России. Из уст почтмейстера мы узнаем, что Копейкин, ехавший на фельдъегере, рассуждал: «Ладно, говорит, нате, мол, мне самому искать средства и помогать; ну, говорит, я, говорит, средства найду!

Говоря о том, что слухи о капитане Копейкине после его высылки из Петербурга канули в лету, почтмейстер затем добавляет важную двусмысленную фразу: «А простите, господа, вот где, можно сказать, начинается начало романа». Министр, изгнав Копейкина из столицы, подумал, что на том и на этом дело кончилось. Но не тут то было! История только начинается. Копейкин покажет себя и заставит говорить о себе. Гоголь в цензурных условиях не мог открыто рассказывать о приключениях своего героя в рязанских лесах, но фраза о начале романа дает понять, что все, что до сих пор рассказывалось о Копейкине, — только начало, а самое главное еще впереди. Но идея возмездия в «Повести о капитане Копейкине» не сводится к мести за поруганное правосудие со стороны капитана, обратившего свой гнев на все «официальное».

История героического защитника Отечества, ставшего как бы жертвой растоптанного правосудия, венчает всю страшную картину местно-бюрократически-полицейской России, нарисованную в «Мертвых душах». Воплощением произвола и несправедливости является не только губернское правительство, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от истинных патриотов, и, тем самым, обнажает свою антинациональную сущность — такова идея в творчестве Гоголя.

«Сказка о капитане Копейкине» — это крик гоголевской души, это призыв к общечеловеческим ценностям, это суд над «мертвыми душами» помещиков, чиновников, высшей власти, — над миром, полным равнодушия.

А пророческие слова Гоголя «нынешнее поколение смеется и надменно-гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми посмеются потом и потомки» — это суд истории. Презренный смех потомков — вот что послужит возмездием этому равнодушному миру, который не может ничего изменить в себе даже перед лицом очевидной угрозы своей бессмысленной и бесплодной гибели.

Сказка о капитане Копейкине

Власть государя — бессмысленное явление, если он не чувствует, что должен быть образом Божиим на земле. Н. В. Гоголь (Из переписки с друзьями).

На первый взгляд, «Сказка о капитане Копейкине» не имеет ничего общего с поэмой Николая Гоголя «Мертвые души»: здесь нет переплетения сюжетных линий, отличная от поэмы стилистика, сказочная манера повествования. Но из истории написания поэмы мы знаем, что Н. В. Гоголь отказался издавать «Мертвые души» без этого рассказа. Он придавал большое значение этому «маленькому стихотворению, вписанному в эпицентр большого». Так какая же внутренняя связь между рассказом и поэмой «Мертвые души», рассказом, трижды переписанным автором под давлением цензуры?

В «Сказке о капитане Копейкине» рассказывается драматическая история о герое-инвалиде Отечественной войны, прибывшем в Петербург «государевой милостью». Защищая родину, он потерял руку и ногу и лишился каких-либо средств к существованию. Капитан Копейкин оказывается в столице, окруженной атмосферой враждебности к человеку. Видим Петербург глазами героя: «Попытался снять квартиры, но все жутко кусается…» «Один швейцар уже похож на генералиссимуса… на какого-то жирного мопса…» — ищет капитан Копейкин. встреча с самим министром, а он оказывается черствым, бездушным человеком. Копейкина призывают подождать и «зайти на днях». И вот, когда терпению героя приходит конец, он снова возвращается в комиссию с просьбой разрешить его вопрос, на что высокий начальник увещевает разбушевавшегося Копейкина: «Еще не было примера, что мы имеем в России , принося, так сказать, услуги отечеству, остался без милостыни. За этими совершенно пародийно звучащими словами следует дерзкий совет: «Ищи свои средства, старайся помочь себе сам». Копейкин поднимает «бунт» в присутствии всей комиссии, всех начальников, и его исключают из Санкт-Петербург по месту жительства.

Недаром Гоголь поручает рассказ о героическом капитане почтмейстеру. Самодовольный и благополучный почтмейстер своей косноязычной, величавой, пафосной речью еще больше подчеркивает трагизм истории, которую он так весело и витиево излагает. Сопоставляя образы почтмейстера и Копейкина, вырисовываются два социальных полюса старой России. Из уст почтмейстера мы узнаем, что Копейкин, ехавший на фельдъегере, рассуждал: «Ладно, говорит, нате, мол, мне самому искать средства и помогать; ну, говорит, я, говорит, средства найду!

Говоря о том, что слухи о капитане Копейкине после его высылки из Петербурга канули в лету, почтмейстер затем добавляет важную двусмысленную фразу: «А простите, господа, вот где, можно сказать, начинается начало романа». Министр, изгнав Копейкина из столицы, подумал, что на том и на этом дело кончилось. Но не тут то было! История только начинается. Копейкин покажет себя и заставит говорить о себе. Гоголь в цензурных условиях не мог открыто рассказывать о приключениях своего героя в рязанских лесах, но фраза о начале романа дает понять, что все, что до сих пор рассказывалось о Копейкине, — только начало, а самое главное еще впереди. Но идея возмездия в «Повести о капитане Копейкине» не сводится к мести за поруганное правосудие со стороны капитана, обратившего свой гнев на все «официальное».

История героического защитника Отечества, ставшего как бы жертвой растоптанного правосудия, венчает всю страшную картину местно-бюрократически-полицейской России, нарисованную в «Мертвых душах». Воплощением произвола и несправедливости является не только губернское правительство, но и столичная бюрократия, само правительство. Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от истинных патриотов, и, тем самым, обнажает свою антинациональную сущность — такова идея в творчестве Гоголя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *