Краткое содержание история создания горе от ума: История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.


Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю…». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.


Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

  • название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
  • корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
  • монолог главного героя в первом акте;
  • диалог служанки с Софией;
  • сон хозяйской дочери.

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.


Основные даты истории создания комедии

  • 1816 г. – появление идеи будущего сюжета
  • 1823 г. – чтение отрывков пьесы
  • 1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным
  • 1829 г. – гибель А.Грибоедова
  • 1831 г. – печатная версия на немецком языке.
  • 1833 г. — появление печатного русскоязычного теста пьесы
  • 1862 г. – выход полной авторской версии
  • 1875 г. – публикация текста без цензурных правок

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

История создания комедии «Горе от ума»: замысел, постановка, публикация

Фамусов и Петрушка.
Художник М. Башилов

Комедия «Горе от ума» — является выдающимся произведением русской классической литературы первой половины XIX века.

В этой статье представлена история создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: интересные факты об истории написания, постановке и публикации пьесы.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Начало работы над комедией

По мнению исследователей, работа над комедий началась в 1821-1822 гг. Известно, что Грибоедов наиболее интенсивно трудился над пьесой в Тифлисе, где служил с конца 1821 г. при генерале А. П. Ермолове.

В сентябре 1823 г, вернувшись в Москву, драматург продолжил свою работу над комедией. Готовое произведение он читал здесь в литературных кругах и получал восторженные отзывы.

Списки с рукописи

Еще до официальной публикации среди читающего населения пьеса разошлась в виде списков, то есть копий («список» от слова «списать»). 

Первые списки с рукописи «Горе от ума» появились в Москве зимой 1823-1824 гг. О популярности своей пьесы Грибоедов писал С. Н. Бегичеву 10 июня 1825 г.:

«Все просят у меня манускрипта и надоедают»

Первая публикация

Первая публикация комедии состоялась уже после смерти автора. В 1831 г. вдова драматурга, Н. А. Грибоедова, и его сестра его, М. С. Дурново, подали ходатайство о публикации пьесы, но цензура медлила с решением.

Наконец 21 августа 1833 г. министр С. С. Уваров специально обратился к царю по этому вопросу и разрешение на печать было дано.

В 1833 г. пьеса «Горе от ума» была впервые напечатана (с цензурными купюрами) отдельным изданием в Москве в типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии.

В 1839 г. вышло второе, петербургское издание, также с правками цензуры.

Первая постановка


Попытки Грибоедова поставить комедию на сцене не увенчались успехом. При жизни автора пьеса так и не была сыграна в театре.

Премьера спектакля состоялась в Петербурге 26 января 1831 года уже после смерти Грибоедова.


Первая полная публикация


Несмотря на то что в 1833 г. в печать вышло первое издание пьесы, спрос на книгу оказался выше тиража.

В результате люди продолжали снимать друг у друга копии (списки) «Горе от ума», так как книгу было трудно купить. 

Кроме того, преимуществом копий являлось и то, что в них сохранялись «запрещенные» места, удаленные цензурой.

Пьеса «Горе от ума» распространялась в списках до 1862 г., когда император Александр II наконец разрешил печатать комедию в полном виде, в котором она известна нам сейчас. 

Исследования списков

Современным ученым не удалось обнаружить окончательную, авторскую рукопись «Горе от ума». До нас дошли лишь ее списки. 

Современный текст комедии «Горе от ума» — это результат работы исследователей по сверке многочисленных копий. В настоящее время комедия печатается на основе Булгаринского списка с исправлением описок и неточностей.

Исследователи до сих пор тщательно собирают и изучают списки комедии Грибоедова, особенно если эти списки — прижизненные, то ест датируются 20-ми годами XIX в.

В архивах Москвы насчитывается около 300 списков «Горя от ума». В Санкт-Петербурге их не меньше. Немало списков и в других городах.

Это была история создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: интересные факты об истории написания пьесы, ее постановке и публикации.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Как мозг перестраивается после потери любимого человека

Ниже приводится отрывок из книги Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате Мэри-Фрэнсис О’Коннор.


Купить книгу

Скорбящий мозг: удивительная наука о том, как мы учимся на любви и утрате

Купить

Нейронаука — это не обязательно та дисциплина, которая приходит на ум при мысли о горе, и уж точно, когда начались мои поиски, дело обстояло еще меньше. За годы учебы и исследований я в конце концов понял, что у мозга есть проблема, которую нужно решить, когда умер любимый человек. Это не тривиальная проблема.

Потеря единственного и неповторимого переполняет нас, потому что мы нуждаемся в своих близких так же сильно, как в еде и воде.

К счастью, мозг умеет решать проблемы. На самом деле мозг существует именно для этой функции. После десятилетий исследований я понял, что мозг прилагает много усилий, чтобы определить, где находятся наши близкие, пока они живы, чтобы мы могли найти их, когда они нам понадобятся. А мозг часто предпочитает привычки и прогнозы новой информации. Но он изо всех сил пытается узнать новую информацию, которую нельзя игнорировать, например, отсутствие нашего любимого человека. Скорбь требует трудной задачи: отбросить карту, по которой мы прокладывали нашу жизнь вместе с любимым человеком, и изменить наши отношения с этим человеком, который умер. Горевать или научиться жить осмысленной жизнью без любимого человека — это, в конечном счете, один из видов обучения. Поскольку обучение — это то, чем мы занимаемся всю свою жизнь, восприятие горя как одного из видов обучения может сделать его более знакомым и понятным и дать нам терпение, чтобы позволить этому замечательному процессу разворачиваться.

Связанный сегмент

Как горе перестраивает мозг

Когда я разговариваю со студентами, врачами или даже с людьми, сидящими рядом со мной в самолете, я обнаруживаю, что у них возникают животрепещущие вопросы о горе. Они спрашивают: горе — это то же самое, что депрессия? Когда люди не показывают своего горя, это потому, что они отрицают? Потерять ребенка хуже, чем потерять супруга? Затем, очень часто, они задают мне такой вопрос: я знаю кого-то, у кого умерла мама/брат/лучший друг/муж, и через шесть недель/четыре месяца/восемнадцать месяцев/десять лет они все еще испытывают горе. Это нормально?

Спустя много лет до меня дошло, что предположения, стоящие за вопросами людей, показывают, что исследователи горя не очень успешно транслируют то, что они узнали. Именно это побудило меня написать эту книгу. Я погружен в то, что психолог и исследователь горя Джордж Бонанно назвал новой наукой о тяжелой утрате . Тип горя, на котором я сосредоточусь в этой книге, относится к тем, кто потерял супруга, ребенка, лучшего друга или кого-либо, с кем они были близки. Я также исследую другие потери, такие как потеря работы или боль, которую мы чувствуем, когда умирает знаменитость, которой мы очень восхищаемся и которую никогда не встречали. Я предлагаю мысли для тех из нас, кто находится рядом с кем-то, кто скорбит, чтобы помочь нам понять, что происходит для них. Это не книга практических советов, и все же многие из тех, кто читал ее, говорят мне, что узнали вещи, которые они могут применить к своему собственному уникальному опыту потери.

Мозг всегда очаровывал человечество, но новые методы позволяют нам заглянуть внутрь этого черного ящика, и то, что мы можем увидеть, мучает нас возможными ответами на древние вопросы. Сказав это, я не считаю, что нейробиологический взгляд на горе лучше, чем социологический, религиозный или антропологический. Я говорю это искренне, несмотря на то, что всю свою карьеру посвятил нейробиологической линзе. Я считаю, что наше понимание горя через нейробиологическую линзу может улучшить наше понимание, создать более целостный взгляд на горе и помочь нам по-новому справиться с болью и ужасом того, на что похоже горе. Нейронаука является частью разговора нашего времени. Понимая бесчисленное множество аспектов горя, более подробно сосредотачиваясь на том, как мозговые цепи, нейротрансмиттеры, поведение и эмоции задействованы во время утраты, у нас есть возможность по-новому сопереживать тем, кто в настоящее время страдает. Мы можем позволить себе чувствовать горе, позволять другим чувствовать горе и понимать переживания горя — и все это с большим состраданием и надеждой.


Пожертвуйте в пользу науки в пятницу

Вложите средства в качественную научную журналистику, сделав пожертвование в пользу науки в пятницу.

Пожертвовать


Вы, наверное, заметили, что я использую термины скорбь и скорбь . Хотя вы слышали, что они взаимозаменяемы, я делаю между ними важное различие. С одной стороны, горе — сильная эмоция, которая обрушивается на вас, как волна, совершенно подавляющая, которую невозможно игнорировать. Горе — это момент, который повторяется снова и снова.

Однако эти моменты отличаются от того, что я называю скорбь , слово, которое я использую для обозначения процесса, а не момента скорби. У скорби есть траектория. Очевидно, что горе и скорбь связаны, поэтому эти два термина используются взаимозаменяемо при описании нашего переживания утраты. Но есть ключевые отличия. Видите ли, горе никогда не кончается, и это естественная реакция на утрату. Вы навсегда будете испытывать муки горя по этому конкретному человеку. У вас будут отдельные моменты, которые ошеломят вас, даже спустя годы после смерти, когда вы вернете свою жизнь к осмысленному, полноценному опыту. Но в то время как вы всегда будете чувствовать универсальную человеческую эмоцию горя, ваше горе, ваша адаптация со временем меняют опыт. Первые сто раз у вас волна горя, вы можете подумать, я никогда не переживу этого, я не вынесу этого. В сто первый раз вы можете подумать: я ненавижу это, я не хочу этого, — но это знакомо, и я знаю, что переживу этот момент. Даже если чувство горя остается прежним, ваше отношение к нему меняется.
Чувство горя спустя годы после потери может заставить вас усомниться в том, что вы действительно адаптировались. Однако если вы думаете об эмоциях и процессе адаптации как о двух разных вещах, то это не проблема, которую вы испытываете.0027 горе даже тогда, когда ты скорбишь уже давно.

Вы можете думать о нашем совместном путешествии по этой книге как о серии загадок, которые мы разгадываем, причем часть I организована вокруг горя, а часть II — вокруг скорби. Каждая глава посвящена определенному вопросу. В главе 1 спрашивается: почему так трудно понять, что человек умер и ушел навсегда? Когнитивная нейробиология помогает мне ответить на этот вопрос. В главе 2 задается вопрос: почему горе вызывает так много эмоций — почему мы чувствуем такую ​​сильную печаль, гнев, вину, вину и тоску? Здесь я привожу теорию привязанности, включая нашу нервную систему привязанности. Глава 3 основана на ответах первых двух глав с дополнительным вопросом: почему требуется так много времени, чтобы понять, что любимый человек ушел навсегда? Я объясняю множественные формы знаний, которые наш мозг удерживает одновременно, чтобы решить эту головоломку. К главе 4 у нас достаточно предыстории, чтобы разобраться с основным вопросом: что происходит в мозгу во время горя? Однако, чтобы понять ответ на этот вопрос, мы также рассмотрим: как наше понимание горя изменилось за всю историю науки о утрате? В главе 5 более подробно рассматривается, почему некоторые люди лучше других адаптируются к потере любимого человека, и задается вопрос: «Какие осложнения возникают при осложненном горе?» Глава 6 размышляет о том, почему так больно, когда мы теряем этого любимого человека. Это глава о том, как работает любовь и как наш мозг обеспечивает связь, возникающую в отношениях. В главе 7 рассказывается о том, что мы можем сделать, когда нас переполняет горе. Я полагаюсь на клиническую психологию, чтобы найти ответы на этот вопрос.

Во второй части мы обратимся к теме скорби и к тому, как мы можем восстановить полноценную жизнь. Глава 8 спрашивает: почему мы так много размышляем после того, как потеряли любимого человека? Изменение того, о чем мы думаем, может изменить наши нейронные связи и увеличить наши шансы научиться жить осмысленной жизнью. Однако отказ от сосредоточения внимания на прошлом приводит нас к вопросу из главы 9: зачем нам вмешиваться в нашу жизнь в настоящий момент, если он полон горя? Ответ включает в себя идею о том, что только в настоящий момент мы также можем испытать радость и общую человечность и выразить любовь к нашим живым близким. От прошлого и настоящего в главе 10 мы обращаемся к будущему и спрашиваем: как может измениться наше горе, если человек никогда не вернется? Наш мозг уникален тем, что позволяет нам представить бесконечное количество будущих возможностей, если мы используем эту способность. Глава 11 завершается тем, что когнитивная психология может внести в наше понимание горя как формы обучения. Принятие мысли о том, что скорбь — это форма обучения, и что мы все всегда учимся, может сделать извилистый путь скорби более знакомым и обнадеживающим.

Думайте об этой книге, как о трех персонажах. Самый важный персонаж — это ваш мозг, чудесный по своим способностям и загадочный по своему процессу. Это та часть вас, которая слышит и видит, что происходит, когда умирает любимый человек, и задается вопросом, что делать дальше. Ваш мозг занимает центральное место в этой истории, он создан на основе столетий эволюции и сотен тысяч часов вашего личного опыта любви и утраты. Второй персонаж — наука о тяжелой утрате, молодая область, полная харизматичных ученых и клиницистов, а также фальстартов и захватывающих открытий любого научного начинания. Третий и последний персонаж — это я, скорбящий и ученый, потому что я хочу, чтобы вы доверяли мне как своему проводнику. Мой собственный опыт утраты не так уж необычен, но благодаря работе всей моей жизни, я надеюсь, вы сможете увидеть через новую линзу, как ваш мозг позволяет вам нести любимого человека с собой всю оставшуюся жизнь.


Выдержки из книги The Grieving Brain Мэри-Фрэнсис О’Коннор и перепечатаны с разрешения HarperOne, издательства HarperCollins Publishers. Copyright 2022.


Будьте в курсе новостей книжного клуба SciFri!

Адрес электронной почты

ФИО

Мы хотели бы узнать о вас больше! Ниже приведены несколько демографических вопросов. Это помогает нам понять, насколько хорошо мы обслуживаем разные аудитории. Все вопросы являются необязательными.

Почтовый индекс

Как вы узнали о книжном клубе SciFri? Радиопрограмма / подкаст Science Friday Электронная рассылка Science Friday Пост в социальных сетях «Научная пятница» Сайт научной пятницы Моя местная библиотека Поисковый движок Сообщение от друга в социальных сетях Рекомендация друга или члена семьи из уст в уста Другой источник

Если вы выбрали «Другой источник», опишите здесь:

Возраст

Познакомьтесь с писателем

О Мэри-Фрэнсис О’Коннор

Мэри-Фрэнсис О’Коннор — нейробиолог и автор книги «Скорбящий мозг» . Она живет в Тусоне, штат Аризона.

Пришло время позволить пяти стадиям горя умереть | Управление науки и общества

Отказ. Злость. Торг. Депрессия. Принятие.

Эта группа терминов настолько укоренилась в нашем культурном сознании, что почти каждый может сказать вам, что это такое: пять стадий горя.

Представленная миру в 1969 году в книге Элизабет Кюблер-Росс « О смерти и умирании» модель Кюблер-Росс (иногда называемая моделью DABDA) предполагает наличие последовательных стадий различных эмоций, через которые проходит пациент при постановке диагноза. с неизлечимой болезнью, начиная с отрицания и заканчивая принятием.

Подождите, а вы думали, что близкие недавно умершего человека пережили пять стадий горя? Я тоже, пока не наткнулся на эту статью! На самом деле Кюблер-Росс разработала свою сценическую модель после опроса многих людей с опасными для жизни заболеваниями. Она пыталась моделировать только опыт этих пациентов.

Будучи резидентом психиатрии в Нью-Йорке, Кюблер-Росс осознала, как мало внимания персонал больницы уделяет неизлечимо больным пациентам и как мало медицинских знаний о психологических аспектах, преследующих пациентов перед смертью. На протяжении всей своей карьеры в медицинской школе она много работала с неизлечимо больными пациентами и продолжала изучать и преподавать такие темы, когда стала профессором Медицинской школы Притцкера.

Используя этот опыт, Кюблер-Росс написала свою ныне известную книгу с изложением модели DABDA, сославшись на свой контакт с «более чем двумя сотнями умирающих пациентов» в качестве основы. Теперь она написала в О смерти и умирании  , что «члены семьи проходят различные этапы приспособления, подобные тем, которые описаны для наших пациентов», но диагностирование у близкого человека неизлечимой болезни — это не то же самое, что смерть любимого человека. Пять стадий горя никогда не предназначались для скорбящих. Именно так они применялись снова и снова.

Если не принимать во внимание тот факт, что эта модель серьезно злоупотреблялась в течение последних нескольких десятилетий, важно понимать, что с самого начала модель горя Кюблера-Росса не основывалась на эмпирических или систематических исследованиях. По сути, это был «сборник тематических исследований в форме бесед с умирающими пациентами».

Я попросил нашего коллегу из OSS, доктора Кристофера Лабоса, определить тематические исследования одним предложением, и он прислал мне следующее: «Это описание того, что произошло с одним пациентом. Это анекдот». Как мы надеемся, все уже знают, анекдоты — самая низкая форма доказательства. Они не могут стоять самостоятельно. Кюблер-Росс видел много пациентов и собрал множество анекдотов, а затем использовал их для создания научной модели, которая просто не основана на надежных доказательствах.

Источник комиксов

С момента публикации О смерти и умирании в нескольких исследованиях была предпринята попытка эмпирически проверить обоснованность теории стадий. Большинство результатов обнаружили, что этого не хватает. В этом исследовании 1981 года приняли участие 193 человека, овдовевшие в разное время. Их результаты показывают, что «стрессы вдовства сохраняются годами после смерти супруга; они не подтверждают существования отдельных стадий адаптации». Работа Боннано в 2002 году рассмотрела 205 человек до и после смерти их супругов и обнаружила, что только 11% следуют траектории горя, которую считают «нормальной».

Многие исследования, результаты которых подтверждают существование стадийной теории горя, страдают от серьезных методологических проблем. Возьмем, к примеру, это исследование 2007 года, в котором приняли участие 233 человека, переживших утрату. После его публикации в нескольких письмах редактору критиковались его дизайн и выводы, а позже авторы подорвали свои собственные выводы, предложив переименовать и переосмыслить стадии горя.

Несмотря на отсутствие доказательств, подтверждающих стадийную теорию горя Кюблера-Росса, ее первоначальное место рождения, О смерти и умирании на момент написания статьи цитировалось 15 509 раз в Google Scholar. Его применяли ко всему, от процессов горя у тех, у кого диагностированы такие заболевания, как ХОБЛ или ВИЧ, до горя, которое испытывают лица, ухаживающие за людьми с деменцией; пациенты с ампутациями из-за диабета; врачи, получившие низкие оценки удовлетворенности пациентов или работающие по сокращенному графику; даже (и я не выдумываю) горе, которое испытали потребители после выхода iPhone 5, было разочарованием.

Почему мы, ученые и широкая общественность, так стремимся поверить в эту не основанную на доказательствах модель?

Пережив внезапную и трагическую потерю моей матери всего шесть недель назад, я могу лично засвидетельствовать, что время после смерти близкого человека было запутанным, подавляющим и отчаянным. В такое тяжелое время такие рассказы, как пять стадий горя, могут привнести в вашу жизнь огромное руководство и утешение. Такие эмоции, как гнев или даже принятие, могут казаться неуместными, и наличие внешней силы, такой как модель Кюблер-Росс, подтверждает и подтверждает ваш опыт, что действительно может помочь вам справиться со своими чувствами.

Иными словами, «мы ищущие закономерности, рассказывающие истории приматы, пытающиеся разобраться в часто хаотичном и непредсказуемом мире». Повествование модели Кюблера-Росса напоминает нам, что все, что мы сейчас чувствуем, не По сути, это ведет нас через трудные времена и заверяет нас, что в конце концов мы придем к принятию и все будет в порядке. Предполагая, что ваш опыт соответствует пяти стадиям, вы чувствуете, что справляетесь со своим горем «правильным образом». «кстати. Что у тебя все хорошо. Но именно в этом проблема.

Не все одинаково переживают горе. Но в дополнение к переживанию потери любимого человека те, чей опыт не соответствует модели Кюблер-Росс, должны бороться с идеей, что есть правильный способ горевать и что они не следуют ему.

Модель с пятью этапами задумывалась как описательная, но стала предписывающей. Люди, пережившие утрату, могут чувствовать, что у них должны быть определенные реакции, и что они как-то неправильно скорбят, не имея их. Не существует установленного шаблона эмоций, которые необходимо испытать, чтобы смириться со смертью, и мы можем серьезно навредить людям, потерявшим близких, сравнивая их переживания с не основанными на доказательствах, даже не предназначенными для описания их переживаний. модель.

Через год после ее смерти в 2004 году была опубликована новая книга Кюблер-Росс и Дэвида Кесслера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *