Краткое содержание гроза островский 1 глава: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Содержание

Читать онлайн «А. Н. Островский «Гроза». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения», И. О. Родин – ЛитРес

© – Родин И. О., 2006

Краткие биографические сведения

Островский Александр Николаевич

1823.31.3(12.4) – родился в Москве в семье чиновника-юриста Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны (мать – родом из низшего духовенства). Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

1831 – смерть матери.

1835–1840 – учится в 1-ой Московской гимназии. 1840–1843 – учится на юридическом факультете Московского университета. Курса не окончил.

1843–1851 – служба в московских судах, которая много дала Островскому как писателю. Первые опыты в литературе отмечены влиянием «натуральной школы» («Записки замоскворецкого жителя», 1847).

1847 – первое опубликованное драматическое произведение «Картина семейного счастья» (позднее – «Семейная картина»).

1850 – пьеса «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название – «Банкрут»), принесшая писателю известность. Еще до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. Н. Грановского и др. Пьеса была запрещена к постановке на сцене (впервые поставлена в 1861 г.), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное».

Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором Островский активно сотрудничал и как редактор, и как критик (1850–1851). Входил в так называемую «молодую редакцию» журнала, с членами которой был связан личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островского «Не в свои сани не садись» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины.

Пьесы Островского быстро завоевывают репертуар театров – в течение почти трех последующих десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 – постоянно сотрудничает с «Современником». В годы, предшествующие реформе (отмене крепостного права, 1861), в творчестве усиливаются социальные мотивы, критика существующих порядков («В чужом пиру похмелье», 1855; «Доходное место», 1857; «Гроза», 1859 и др.).

60-е гг. – продолжает развивать жанр, обращается к отечественной истории, создает ряд исторических пьес («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», 1861; «Воевода», 1864 и др.). В конце 60-х гг. в творчестве Островского появляются новые типы – типы пореформенной России («На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875 и др.). В этих образах показываются новые типы людей – дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов, европеизированных купцов. Почти все драматические сочинения 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки».

1865 – создал Московский артистический кружок. 1869 – женится на М. В. Васильевой (Бахметьевой).

От этого брака у Островского было 4 сына и 2 дочери.

С 1870 – организатор и предводитель Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1873 – Островский создает своего рода поэтическую утопию по мотивам русского фольклора «Снегурочка».

В последние годы творчества Островский создает социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878; «Таланты и поклонники», 1882 и др.). В этих произведениях Островский стремился воплотить «внутреннюю борьбу героев», в некоторых отношениях предвосхищая пьесы Чехова. Драматургия Островского имела решающее значение для становления русского реалистического театра.

1882 – чествование Островского по случаю 35-летия творческой деятельности.

1884 – драма «Без вины виноватые».

1885 – принимает руководство московскими театрами (зав. репертуарной частью).

1886 – умер в с. Щелыково Костромской губернии.

Основное содержание произведения

Гроза

Драма в пяти действиях

Список действующих лиц:

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе.

Борис Григорьевич – его племянник, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова.

Тихон Иванович Кабанов – ее сын.

Катерина – жена его.

Варвара – сестра Тихона.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш – молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин – мещанин.

Феклуша – странница.

Глаша – девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями – старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явл. 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич «достался на жертву Дикому», сетует на покорность обывателей, что некому «постращать» Дикого в темном переулке «этак вчетвером-впятером». Шапкин замечает, что кроме «ругателя-Дикого» «хороша тоже и Кабаниха», которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову «дешево не отдаст». Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его «уважил».

Явл. 2

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает Бориса, тот покорно слушает, Дикой уходит.

Явл. 3

Борис рассказывает присутствующим о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила «папеньку» за то, что он женился на «благородной». Сноха со свекровью не ужились, так как снохе «очень уж тут дико казалось». Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове также умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только на том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, так как ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны. Борис делает «что прикажут», а жалованья не получает – разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого – он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Кулигин отвечает: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе… В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А те, у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать…» Кулигин вспоминает, что Дикой ответил городничему, когда тот пришел к нему по жалобам работников, что их рассчитывают неверно: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Появляется Феклуша с еще одной женщиной. Феклуша говорит, что вокруг «благолепие», что «в обетованной земле живете», благословляет «народ благочестивый», а особенно «дом Кабановых». Уходят.

Кулигин говорит о Кабанихе, что она «ханжа», «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

Краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям (А.Н. Островский)

Александр Николаевич Островский – великий русский писатель и драматург. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра. Одна из самых главных его пьес – «Гроза» была написана в 1859 году. Персонажи произведения делятся на две группы: самодуры и те, кто им подчиняется. Самодуры не видят в своем грубом отношении к окружающим ничего зазорного, а, наоборот, считают, что все делают правильно. Из-за этого между героями развивается множество противоречий, которые в конце концов приводят к трагическому исходу событий. Многомудрый Литрекон составил краткий, но подробный пересказ пьесы по действиям, который поможет Вам вникнуть в сюжет и основные события произведения, изложенного в сокращении.

Действие Первое: Экспозиция

Город Калинов, лето, берег реки Волги. Между часовщиком-самоучкой Кулигиным, конторщиком Дикого Кудряшом и мещанином Шапкиным заходит разговор о природе. Кулигин очаровывается прекрасным видом, Кудряш же остается равнодушным к природе. Их прерывает купец Савел Прокофьевич Дикой, недалеко от них ругающийся со своим племянником Борисом. Тема разговора сменилась на обсуждение поведения Дикого.

Входит Савел Прокофьевич с племянником. Он так же продолжает отчитывать Бориса, укорять его в дармоедстве и тунеядстве, после чего уходит.

Кулигин спрашивает у Бориса, почему же он терпит такое отношение к себе со стороны дяди. Борис рассказывает, что у него есть младшая сестра. После того, как они осиротели, из семьи у них остался только родной дядя. Покойная бабушка хоть и оставила им наследство, но получить его они могут лишь, если будут уважительно и услужливо относиться к Дикому. Кудряш, долгое время зная Савела Прокофьевича, уверен, что с такими «невыполнимыми» условиями денег Борис в жизни не увидит. Дикой всегда найдет что-то, к чему можно будет придраться.

Кудряш и Шапкин уходят. Кулигин и Борис продолжают обсуждать самодурство Дикого. Кулигин также упоминает купчиху Кабаниху, говоря, что она самый настоящий тиран.

Тема разговора снова меняется. Кулигин рассказывает о своей мечте – перпетуум-мобиле. Он грезит найти его, но никаких возможностей у него нет.

Борис остается один. Он сетует на угробленную молодость и сокрушается о том, что безрассудно полюбил в замужнюю даму. После уходит. Появляется семейство Кабановых. Кабаниха отчитывает взрослого сына Тихона за непослушание, учит, как ему нужно обращаться с женой Катериной. Вдоволь наругавшись, она уходит домой.

Тихон нападает на супругу с обвинениями, утверждая, что именно она – причина гнева его матери. Его сестра Варвара защищает Катерину, а он идет к Дикому, чтобы пропустить стаканчик другой.

Оставшись вдвоем с Варей, Катя жалуется ей на жизнь, рассказывает, как славно ей жилось раньше. Она также сознается, что влюблена в другого. Варвара утешает ее, предлагает ей подождать момента, когда Тихон уедет из города, тогда они что-нибудь да придумают.

Приходит барыня, которая грозит девушкам, что красота и молодость погубит их, при этом показывая на Волгу. Катерина слишком буквально воспринимает слова этой дамы, и Варвара спешит снова успокоить ее. Тем временем надвигается гроза, которую очень страшится Катерина.

Тихон возвращается от Дикого, и они все вместе направляются домой.

Действие Второе: Завязка

Дом Кабановых. Служанка Глаша укладывает вещи Тихона в дорогу, а странница Феклуша делится с ней историями об иностранных краях, которых сама она никогда не посещала, но много о них слышала, после чего уходит. Появляются Варвара и Катерина. Варвара указывает Глаше отнести багаж в прибывший экипаж.

Девушки, оставшись один на один, опять поднимают тему чувств Катерины. Варвара подозревает, к кому она неравнодушна, и Катя подтверждает ее догадки. Предметом ее воздыханий оказывается Борис. Варя предостерегает Катерину, чтобы она не выдала никому свою тайну. Катя, в свою очередь, утверждает, что совершенно не умеет лгать и будет продолжать терпеть, пока это возможно. Варвара, удивленная подобным заявлением, интересуется, что она собирается делать, если ей надоест такое притворство. Катерина без тени сомнения отвечает:

«А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».

У Вари есть предложение. Она хочет в отсутствие своего брата спать в саду вместе с Катей, так как в одиночку мать ей не разрешит. Входят Кабаниха с сыном. Она заставляет его давать наказания своей жене, как она обязана себя вести во время его отъезда. Марфа Игнатьевна буквально диктует ему нотации, а он без укоризны вторит их Катерине. Тихон наказывает жене, чтобы та слушалась и почитала его мать, не бездельничала и не заглядывалась на чужих мужчин. Удовлетворенная Кабаниха удаляется вместе с Варей, оставив мужа с женой наедине попрощаться.

Кабанов начинает извиняться перед Катей. Она же умоляет не бросать ее одну и просит взять с собой. Но Тихон отвечает отказом. Катя предчувствует, что отъезд мужа ничем хорошим не закончится. Она упрашивает, чтобы он взял с нее клятвенное обещание, что она останется ему верна. Супруг удивлен такому настроению жены.

Входит Кабанова, торопя сына в дорогу. Тихон начинает прощаться с семьей. Кабаниха и здесь указывает ему, что нужно делать, заставляя его кланяться ей в ноги. Позже ругается на Катерину за то, что та обняла мужа, а не преклонилась перед ним. Едва лишь Тихон уезжает, Купчиха начинает отчитывать Катю, что та неправильно провожает мужа в дальний путь.

Оставшись одна, Катя досадует о том, что не имеет детей, они бы скрасили ее одиночество. Чтобы голову не забивали дурные мысли, она решает шить белье для бедных.

Приходит Варвара с ключом от калитки на заднем дворе. Кабаниха всегда тщательно прячет его, но Варе удалось его выкрасть и заменить другим. Уходя на прогулку, она говорит, что если встретит Бориса, то попросит его прийти вечером к этой самой калитке. Катерина пугается этого предложения, ей хочется выбросить ключ как можно дальше. Катя размышляет о том, выкинуть ли ей ключ или все-таки спрятать. Соблазн встречи с Борисом одолевает ее, и она осмеливается оставить ключ.

Гроза-краткое содержание

Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» — переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», — поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоём с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне.

Гроза Островский А.И.

Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие,

происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову…» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.
Гроза Островский А.И.

Следующее действие

происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать — «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Всё четвёртое действие,

происходящее на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, — идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; <�…> Вот и дождался!»

Последнее действие

снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

Появляется Катерина, она жалуется на своё отчаянное положение в доме, а главное — на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» — с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.

Действие Третье: Развитие действия

У своего дома Марфа Игнатьевна с Феклушей обсуждает темпы жизни Москвы и Калинова. Феклуша считает, что столица уж слишком суматошна и тороплива, и расхваливает совершенно противоположный Калинов.

Приходит подвыпивший Дикой. Сначала он обменялся парой «любезностей» с Кабанихой, но потом, опомнившись, начал оправдываться, утверждая, что причиной его дрянного настроения являются рабочие, которые с утра пораньше пришли к нему просить свою заслуженную зарплату. После этого они уходят в дом продолжать пировать.

Появляется Борис, ищущий своего дядю. Удостоверившись, что он в гостях у Кабанихи, Борис печалится о том, что очень редко видит Катерину. Мимо него прогуливается Кулигин. Он сетует на то, что в этом городе за высокими заборами поместий спрятаны деспотия, распутство и пьянство. В ходе разговора они видят целующихся молодых людей. Это Варя и Кудряш. Кулигин спешит уйти, а Варвара, подойдя к Борису, приглашает его ночью прийти к калитке.

Подойдя с заходом солнца к установленному месту встречи, Борис встречает там поющего Кудряша. Между ними завязывается словесная перепалка, потому что Кудряш сначала подумал, что Борис пришел к его возлюбленной. Но он признается Кудряшу, что не собирается отбивать у него даму сердца, он любит Катерину. Кудряш пытается убедить его, что лучше ему бросить замужнюю даму, иначе он совсем ее погубит.

Появляется Варвара, забирает Кудряша и уходит на реку. Катерина бесшумно спускается по тропинке, укрытая платком. Борис без промедления признается ей в любви. Она мечется, сначала ругает Бориса, пытается прогнать его, но потом сдается под натиском своих чувств. Она сообщает о том, что супруг будет в отъезде на протяжении двух недель, и они смогут видеться каждую ночь в течении этого времени.

Варя с Кудряшом возвращаются. Варвара радуется, что ее замысел со свиданием удался. Влюбленные пары, договорившись о следующих встречах, расходятся.

Действие Четвертое: Кульминация

Прошло 10 дней. Недалеко от Волги прогуливаются жители города, но им начинает мешать дождь, и приходится спрятаться от него под сводами старинной постройки. Среди них Дикой и Кулигин. Кулигин просит у купца материалы для часов, которые он хочет установить на бульваре, чтобы все могли знать время. Дикой, как обычно, недоволен и ругается. Тогда Кулигин решается попросить средств для громоотводов. Савел Прокофьевич злится еще пуще, утверждая, что грозы посланы людям в наказание с неба, и никакой громоотвод не нужен. Дождь прекращается, народ расходится.

Приходит Варя. Сразу же после нее появляется и Борис. Варвара ошарашивает его новостью: ее брат неожиданно вернулся домой несколько раньше, чем планировалось. Из-за этого Катерина «сама не своя сделалась». Кабанова начала о чем-то догадываться, и Варя переживает, как бы Катя сама все им не рассказала.

Тучи снова начинают сгущаться. Под укрытием появляется все больше людей, среди них семейство Кабановых в полном составе. Катя, охваченная страхом из-за наступающего ненастья и сложившейся ситуации, томится от терзаний совести. Муж пытается утихомирить ее, а Кабаниха только подначивает. Заметив Бориса, Катерина дрожит, ее охватывает еще больший страх. Появляется Кулигин и тоже старается успокоить девушку, после удаляется вместе с Борисом.

Люди переговариваются. Один из них неосторожно бросает фразу о том, что эта гроза точно кого-нибудь погубит. Катя убеждена, что этим человеком будет она. Показывается престарелая барыня, Катерина пугается ее и прячется. Та же опять начинает бредить о том, что именно красота станет причиной гибели молодой девушки. Катерина теряет контроль над своими чувствами, она больше не выносит напряжения и кается в содеянном семье. Тихон стремится успокоить ее, Варя всеми силами оправдывает Катю, а Кабанова только ехидничает и злорадствует: теперь она может поворчать вдоволь.

Островский «Гроза», действие 4, явление 2 – кратко

Начинается дождь. В галерею забегают Кулигин и купец Дикой. Кулигин уговаривает Дикого пожертвовать малую сумму на устройство городских часов посреди бульвара и громоотводов. Дикой в ответ обзывает Кулигина дураком.

«Да я ведь и свои труды на это даром хочу положить, – убеждает его Кулигин. – Про меня никто в городе дурного не скажет». – «Для других ты честный, а я думаю, что ты разбойник, – ревёт в ответ Дикой. – Я вот захочу – помилую тебя, захочу – раздавлю. Какие такие громовые отводы ты хочешь делать? От грозы шестами стальными обороняться? Да ты татарин после этого! Гроза ведь нам от Бога в наказание посылается!»

Кулигин пытается возражать Дикому, цитируя стихи о громах Ломоносова. Дикой, приняв стих за оскорбление, грозится сдать Кулигина городничему.

Семантический потенциал междометий в художественном тексте (на материале русского, английского и китайского языков) | Колесникова

Главная > Том 17 (2021) > Колесникова

Семантические возможности междометий в художественном тексте (на материале русского, английского и китайского языков)

Колесникова Светлана Михайловна, Маркова Елена Михайловна, Чибисова Анастасия Викторовна


Abstract

Семантическое отличие междометий от содержательных слов до сих пор является предметом научных споров: этот класс слов не имеет номинативной функции, многие из них не могут быть интерпретированы вне контекста, что делает их речевыми знаками для выражения эмоций, чувств и волеизъявления. В статье акцентируется внимание на категориальном статусе и семантическом потенциале междометий, а также их употреблении в устной, письменной речи и в художественных текстах (на материалах пьесы Островского «Гроза»). Статья содержит обзор литературы о статусе междометий в русистике и результаты исследований зарубежных лингвистов, обосновывающих существование равнозначных междометий в языках с разным строем. Сопоставительный анализ помогает выявить случаи совмещения/несовпадения формальных и семантических признаков междометий в языках с разным строем, в результате чего раскрывается семантический потенциал междометий русского, английского и китайского языков в художественном тексте, а также условия его осуществления.


Полный текст:
PDF

Ссылки

Алтай, А°.Ф., и Караазмак, Ф. (2018). Оценка взглядов преподавателей на использование семиотики на уроках английского языка. Журнал языковых и лингвистических исследований, 14 (4), 63–73.

Дингеманс, М., Торрейра, Ф., и Энфилд, Нью-Джерси (2013). Является ли «А?» универсальным словом? Разговорная инфраструктура и конвергентная эволюция языковых единиц. The Plos One Staff, 8(11), e78273.

Фортунатов Ф. Ф. (2010). Сравнительное языкознание. Москва: КПАСАНД.

Германович А.И. (1966). Междометия русского языка. Киев: Наука.

Киреева Г.В. (2010). Междометие как показатель постепенности в современном русском языке. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

Колесникова С.М. (2012). Дифференциация частиц и междометий в предложении-слове. Учитель XXI века: Всероссийский журнал о мире образования, 4(2), 318–327.

Колесникова С.М. (2015). Функциональная грамматика: градуальность, оценочность, предикативность. Москва: Прометей.

Островский А.Н. (1859 г.). Шторм. Получено 6 декабря 2020 г. с: http://www.gutenberg.org/files/7991/7991-h/7991-h.htm#link2H_4_0003.

Островский А.Н. (1860 г.). Гроза. Получено 7 декабря 2020 г. с: http://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html.

Ривера, Дж.Ч.В. и Бернардо, А.С. (2018). Лексико-семантический анализ текстов филиппинских инди-песен, написанных на английском языке. Журнал языковых и лингвистических исследований, 14 (4), 12–31.

РНК – Национальный корпус русского языка. (2020). Получено 17 декабря 2020 г. с: http://www.ruscorpora.ru.

Шахматов А.А. (2001). Синтаксис русского языка. Москва: УРСС.

Щерба Л.В. (1974). Языковой строй и речевая деятельность. Москва: Наука.

Виноградов В.В. (2001). Русский язык: грамматическое учение о слове. Москва: Русский язык.

亚•奥斯特洛夫斯基 «大雷雨». (2014). Проверено 19 декабря., 2020 г., по ссылке: https://www.douban.com/group/topic/51191373/.


Рефбеки

  • На данный момент рефбеков нет.


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Journal of Language and Linguistic Studies
ISSN 1305-578X (онлайн)
Copyright © 2005-2022 by Journal of Language and Linguistic Studies

Королевский оперный театр 2018-19Review: Káta Kabanová

Действие происходит в провинциальном русском городке у реки Волги, в основе пьесы Яначека «Катя Кабанова» — пьесы Александра Островского «Гроза» — витает цветовая палитра мрачной постановки; лазурный оттенок или оливково-зеленый, чтобы отразить зловещие темы, которые проникают в иногда диссонирующую, иногда гармоничную и извилистую музыку.

В отличие от многих оперных декораций, визуальный фон для этой работы не является ни пышным, ни царственным; с педантичными ссылками на скуку, социальные правила и нормы и обыденность, он, скорее всего, будет состоять из миски со спелыми и гниющими фруктами, деревянного стола и унитаза и, возможно, изображения женщины, чистящей картошку. В сущности, ожидаешь увидеть картину, напоминающую сезанновские более приземленные, мрачные изображения будничного существования человечества.

Незавершенная концепция

В то время как новая постановка Ричарда Джонса фокусируется на банальной ловушке в своей истории – молодой женщине, над которой издевается ее свекровь, запертой в клетке с мужчиной, которого она не любит, затаивание непокорных чувств по отношению к другому – это также не указывает на ужас окружения героини. На фоне шестидесятых или семидесятых годов и улица, и гостиная Кати заключены в светящиеся желтые стены: по форме они напоминают внутреннюю часть картонной коробки. Костюмы соответственно простые и элементарные; эркеры выходят за пределы дома. Последнее вызывает недоумение, поскольку, хотя сюжет оперы можно легко перенести в двадцатый век или даже в современную Россию или Чехию, и внешний вид дома, и высокий уличный фонарь выглядят отчетливо британскими или, по крайней мере, не европейскими.

Большинство приемов, которые использует Джонс, поддерживают концепцию оперы, но не отражают ее в достаточной мере. Очевидно, незаконная любовь, которую Катя испытывает к Борису, говорит сама за себя, но без более тщательного исследования ее основных границ мы не можем понять, что же такого ужасно невыносимого в ее окрестностях. Хотя декорации немного скудны, есть несколько деталей, которые помогают подчеркнуть «провинциальный» элемент либретто или пьесы Островского.

Только пустота снаружи — «снаружи», полностью лишенная растений и тротуаров, — символически сообщает нам, что мир Кати пуст. В этом минималистском сеттинге отсутствует критическая твердость. Навязчиво-отталкивающий стимул, который мы слышим в мотивах Яначека, слышен, но никогда не виден — если не считать язвительных взглядов прохожих, смеющихся над Катей, узнав о ее внебрачной связи. Это само по себе слишком частое использование одного тропа; если нам приходится наблюдать общественное неодобрение, то не может ли оно быть несколько тоньше или, по крайней мере, выражено оригинально?

Если бы экспериментальная партитура Яначека была гораздо более оркестровой редукцией, постановка Джонса была бы более совместима с музыкой произведения. Тем не менее, с ее неожиданно движущими forte моментами и непрекращающимися зловещими мотивами деревянных духовых инструментов, врезающихся в высокие и жуткие звуки скрипки, опера заслуживает более яркого и более устрашающего портрета мира.

Звездное выступление

Разительно контрастируя с мрачной и пугающей музыкой, Аманда Маески придает приветливо невинному изображению напуганной героини свою интерпретацию Кати. Одаренная одновременно полным, серебристым сопрано и почти всемогущей вокальной техникой, Маески контролирует свое вибрато с роскошным самоуправлением. Его полный потенциал раскрывается в пиках мечтательности главной героини — например, в ее признании «глупых снов», которые у нее были («A jaké sny se mi zdá, jaké sny»). Используя превосходную, нежную диминуэди, Маески тонизирует свой голос, так что ее персонаж кажется почти в трансе.

Однако время от времени кажется, что некоторые ее художественные решения навязываются режиссером или постановщиком движений Сарой Фахи, которая слишком сильно влияет на сценические жесты, из-за чего преднамеренная имитация персонажей кажется неестественной. Незадолго до того, как Катя намеревается покончить жизнь самоубийством, Маески сохраняет то же стоическое выражение лица, которое долгое время использовалось в нескольких других моментах спектакля. Интересно, учитывая многие другие явно направленные жесты в этой постановке, какой была бы ее физическая интерпретация, если бы она была совершенно свободна в изображении своей героини.

Монстры

Борис в исполнении Павла Черноха — гораздо менее симпатичный персонаж. Хотя отчасти это можно отнести к режиссерским решениям — в своей первой сцене Борис стоит, засунув руки в карманы, якобы самодовольный, — во многом именно вокальный подход Черноха уменьшает жалость Бориса. Хотя его тенор — хорошо оснащенный и мощный инструмент, Чернох бросает некоторые строки несколько беззаботно, придавая своему персонажу наглый вид.

В некоторых моментах он выделяет чуть ли не каждый второй слог легким крещенди в жесте, сравнимом с чтением ямбического размера стихотворения с ярко выраженным апломбом. В своем заявлении Кате: «Я люблю тебя больше всего на свете («Кдыж вас милуйи виц неж вшечно на свете!»)», Чернох чуть ли не ломает ноту в результате откровенной напыщенности.

Более мрачное предчувствие, чем клишированное стробоскопическое освещение, используемое для шторма, появляется в образе Кабаничи Сьюзен Бикли: леденящее кровь воплощение стереотипного злодея-диктатора. Изгибая свое меццо-сопрано так, чтобы ноты звучали искаженным и пугающим тембром, не ломая звук, Бикли в полной мере использует как свой инструмент, так и испытующие глаза, чтобы сделать ненависть свекрови к юной Кате ощутимой.

Теноровая партия Тихона представлена ​​здесь с рычащими, подчеркнутыми нижними басовыми нотами Эндрю Стейплса, который намеренно исполняет линии своей патриархальной и покровительственной роли своевременными крещендо, усиливающими бесконечную музыкальную драму.

С длинными, неухоженными кудрявыми волосами и в очках, похожем на пародию на семидесятые, Эндрю Тортайз не позволяет своему комедийному костюму нарушить плавность его вокального исполнения, придавая своим репликам мрачность, присущую всему либретто.

Детали упущены

Ритмы искусны и точны в прочтении партитуры Эдвардом Гарднером, но конечные детали неумолимо ошибаются. Хотя иногда легкое тремоло на струнах излучает зловещее шипение, слишком часто духовые не так синхронны, как они сцеплены вместе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *