Драма Островского, краткое содержание. «Гроза» по действиям
Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед национальным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери перед Львом Николаевичем Толстым, Иваном Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в придуманном приволжском городе Калинове.
Действие 1. Характеристика города Калинова
Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого — Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого – Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису.
В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко – постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.
Действие 2. В доме Кабанихи
Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.
Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.
Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.
Действие 3. Свидание
Свидание Катерины и Бориса – главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.
Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.
Действие 4. Кульминация
Проступок и расплата – таково у многих драм краткое содержание. «Гроза» по действиям подводит нас к своей кульминации. Льет дождь, а Калинов находится во власти грозы. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикому необходимость обустройства в городе громоотводов. Но хитрый скупец по-хамски оскорбляет инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза – кара господня. Так, впрочем, думают многие. Трепещет от молний совершившая прелюбодейство Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Случается то, чего опасалась Варвара: напуганная увещеваниями появившейся, как чертик из табакерки, полоумной барыни, сопровождаемой лакеями, Катерина признается в своей измене мужу Тихону. Стоит ли ожидать от него великодушия? Вряд ли.
Действие 5. Трагедия
«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.
В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.
Выводы
Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал о «Грозе» блестящую статью «Луч света в темном царстве». В ней он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, а также тлетворная обстановка в доме Кабановых привели Катерину к самоубийству. Причем этот поступок в понимании Добролюбова приобрел черты протеста личности. С ним не согласился критик Писарев, указавший на неразвитость разума, интуитивность и обостренную эмоциональность Катерины, приведшие ее к смертному греху. Впрочем, спор этих двух видных критиков можно рассудить словами классика Гончарова о том, что «доброе сердце» ценнее изощренного разума.
Краткое содержание «Гроза» Островский — кратчайший пересказ
Автор admin На чтение 15 мин Просмотров 196 Опубликовано
Содержание
- О произведении
- Место и время действия
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Действие 1
- Действие 2
- Действие 3
- Действие 4
- Действие 5
- И что в итоге?
- Заключение
О произведении
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.
Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Грозы» по главам, которое представлено ниже.
Место и время действия
Действие пьесы происходит в середине XIX века в вымышленном российском городе Калинове на Волге.
Главные герои
- Катерина – молодая женщина, жена Тихона Кабанова.
Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
- Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
- Кабаниха – Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
- Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.
Другие персонажи
- Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая поступает по-своему, лишь бы шито-крыто было.
- Кудряш – возлюбленный Варвары.
- Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек, самодур.
- Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.
- Барыня – полусумасшедшая.
- Феклуша – странница.
- Глаша
Краткое содержание
Действие 1
Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савеле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника Бориса и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савелом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.
«Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.»
Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.
Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калинов, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпетум-мобиле (вечный двигатель). Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».
Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье:«загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.
На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.
«Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла:«я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.
На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.
Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.
Действие 2
Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела, …чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене (он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает). Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
«Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!
Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!..»
Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»
Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа. Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.
Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Действие 3
Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.
Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.
Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.
Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.
«Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!
Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня1 Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.»
Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день.
Действие 4
(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия. Тихон уже вернулся.)
Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савела Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.
Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.
Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.
Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу, и свекрови. Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»
Действие 5
Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.
«Кабанов. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,– молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.
Кулигин. Хороший он человек, сударь.»
Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски Катерины.
Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого.
«Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!..»
После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
«Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… . Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»
Люди кричат, что какая-то девушка бросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».
И что в итоге?
Кабаниха — после признания Катерины и побега Варвары считает себя правой и всю свою энергию направляет на Тихона, но тот после самоубийства жены в её смерти открыто винит мать.
Дикой — продолжает жить в Калинове и заниматься коммерческой деятельностью.
Борис — после разоблачения любовной связи с Катериной по воле дяди отправляется по делам на три года в Сибирь, в Тяхту.
Катерина — не в силах справиться с личной драмой, кончает жизнь самоубийством, спрыгнув в Волгу с обрыва.
Тихон — после смерти жены удручён и винит мать в случившемся.
Варвара — покидает отчий дом: сбегает со своим возлюбленным Кудряшом.
Ваня Кудряш — сбегает из Калинова вместе со своей возлюбленной Варварой.
Кулигин — оставляет попытки помочь жителям города, но не бросает надежды изобрести вечный двигатель.
Заключение
Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого наследия писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня.
Однако на фоне всех этих деталей разворачивается не просто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет на первый взгляд незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, изменой «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а соответственно и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.
Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержания, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.
Да, очень
56.52%
Пойдет
34.78%
Вообще нет
0%
Ничего не понятно(
8.7%
Проголосовало: 23
Молниезащита | Агентство по управлению чрезвычайными ситуациями штата Мэн
На этой странице:
- Молния и молниезащита — введение
- Молниезащита дома
- Молниезащита на рабочем месте
- Молниезащита и занятия спортом
- Самые смертоносные действия Молнии
- Наука
- Вопросы и ответы
Молния и молниезащита.

Мэн занимает 16-е место в США по количеству жертв молний на душу населения.
В Соединенных Штатах ежегодно происходит от 20 до 25 миллионов вспышек молний, идущих от облака к земле. В среднем в штате Мэн ежегодно происходит около 60 000 вспышек. Хотя наблюдать за молнией может быть увлекательно, это также чрезвычайно опасно. Каждая из этих 25 миллионов вспышек — потенциальный убийца. По данным за последние 30 лет (с 1987 по 2016 год), молния унесла жизни более 1400 человек в США, в среднем 47 человек в год на основе задокументированных случаев. Кроме того, за этот же период молнией было ранено около 13 000 человек, у некоторых остались пожизненные неврологические повреждения. За последние 10 лет в штате Мэн было 2 случая смерти, оба в 2008 году, что делает его 16-м по величине в стране на душу населения.
Молния наносит значительный ущерб
Помимо смертей и ранений, молния наносит значительный ущерб по всей стране. Ежегодно молния является причиной около 25 000 пожаров, в том числе около 4400 пожаров в домах, 1800 пожаров в других строениях и многочисленных лесных пожаров. Эти пожары несут ответственность еще за 12 смертей в год. В общей сложности молнии ежегодно причиняют ущерб почти в 1 миллиард долларов.
На открытом воздухе
- Планируйте мероприятия на свежем воздухе, чтобы избежать грозы
- Мониторинг погодных условий. Если вы слышите гром, немедленно войдите в прочное здание.
- Если солидное здание недоступно, заберитесь внутрь металлического автомобиля с жестким верхом. Если транспортное средство поражено, молния будет следовать за внешней металлической оболочкой транспортного средства на землю. Важно убедиться, что вы полностью находитесь внутри автомобиля с закрытыми окнами. Обратите внимание, что резиновые шины не защищают автомобиль от ударов и не обеспечивают никакой защиты.
- Избегайте открытых пространств и держитесь подальше от изолированных высоких объектов.
В помещении
- Избегайте контакта с любым оборудованием, подключенным к источнику питания, например компьютерами или бытовой техникой.
- Избегайте контакта с водой или водопроводом.
- Держитесь подальше от проводных телефонов.
- Держитесь подальше от окон и дверей.
- Оставайтесь внутри в течение 30 минут после того, как услышите последний раскат грома.
Помните: во время грозы на улице нет безопасного места. Когда грянет гром, идите в помещение!
Вернуться к началу
Молниезащита в доме
Несмотря на то, что дома и другие прочные строения обеспечивают наилучшую защиту от молнии, каждый год молния поражает многие дома в Соединенных Штатах. На самом деле, в среднем молния вызывает около 4400 пожаров в домах и 1800 пожаров в других строениях каждый год, некоторые из которых смертельны. В общей сложности молнии ежегодно причиняют ущерб почти в 1 миллиард долларов.
Существует три основных пути проникновения молнии в дома и здания: (1) прямой удар, (2) через провода или трубы, выходящие за пределы строения, и (3) через землю.
Безопасность в помещении зависит от предотвращения контакта с предметами, которые могут проводить молнию в доме. Вот несколько советов по безопасности в помещении, которым следует следовать во время грозы:
- Держитесь подальше от проводных телефонов, компьютеров и другого электрического оборудования, которое подвергает вас прямому контакту с электричеством.
- Избегайте сантехники, включая раковины, ванны и смесители.
- Держитесь подальше от окон и дверей и держитесь подальше от крыльца.
- Не ложитесь на бетонный пол и не прислоняйтесь к бетонным стенам.
Если в ваш дом ударила молния:
- Немедленно покиньте дом, если почувствуете запах дыма, и позвоните по номеру 911.
- Позвоните в местную пожарную службу и, если возможно, попросите их проверить наличие горячих точек в ваших стенах с помощью тепловизионного оборудования.
- Убедитесь, что все датчики дыма включены и работают правильно.
- При необходимости вызовите лицензированного электрика для проверки электропроводки в вашем доме.
Вернуться к началу
Молниезащита на рабочем месте
Вы работаете на улице летом?
Для тех, кто летом работает на улице, молния представляет собой потенциально смертельную угрозу. Хотя лето — хорошее время для завершения работы на улице, очень важно работать в безопасных условиях. Каждый раз, когда в этом районе гроза, нет безопасного места снаружи. В период с 2006 по 2017 год в США от удара молнии на работе погибло 65 человек. Около двух третей убитых были фермерами, владельцами ранчо, кровельщиками, работниками по уходу за газонами или строителями. Многие из убитых искали убежища во время смертоносного удара, но он просто не начался достаточно быстро.
Когда угрожает гроза, не начинайте ничего, что нельзя быстро остановить. Обратите внимание на ежедневные прогнозы, чтобы знать, чего ожидать в течение дня. Также обратите внимание на ранние признаки грозы: сильный ветер, темные тучи, дождь, отдаленный гром или молнию. Если эти условия существуют, не запускайте задачу, которую вы не можете быстро остановить. Если вы слышите гром, молния достаточно близко, чтобы ударить. Прекратите то, что вы делаете, и ищите безопасное место в солидном здании или металлическом автомобиле с жестким верхом. Когда грянет гром, идите в помещение!
Вернуться к началу
Молниезащита и спортивные мероприятия
Играете ли вы с другом в мяч или участвуете в крупном спортивном мероприятии, вы должны быть готовы добраться до безопасного места в случае угрозы грозы . С 2006 года занятия спортом (гольф, футбол, бег, бейсбол, американский футбол) привели к 31 смерти от молнии в США. Во многих случаях лица, участвовавшие в деятельности, не осознавали развивающуюся опасность.
Всем, кто находится снаружи, независимо от того, занимаетесь ли вы спортом или какой-либо другой деятельностью, следите за небом и направляйтесь в безопасное место при первых признаках надвигающейся или приближающейся бури. Если вы слышите гром, вы уже в опасности и должны немедленно отправиться внутрь прочного здания или автомобиля с жестким верхом.
Должностные лица, ответственные за организованные виды спорта, должны иметь план обеспечения безопасности от молнии, а лица, занимающиеся спортом (и их родители), должны понимать этот план и знать, что делать. В плане должно быть указано, куда участники и зрители направляются в целях безопасности, когда мероприятие должно быть остановлено, когда оно должно быть возобновлено, и кто отвечает за принятие решений по обеспечению безопасности, связанных с погодой. Также важно назначить человека, который будет следить за условиями и информировать ответственных лиц об угрозах, связанных с погодой. План также должен учитывать время, необходимое для того, чтобы доставить всех в безопасное место.
Для стадионов и более крупных объектов Национальная служба погоды предлагает наборы инструментов, которые содержат шаблоны, помогающие разработать план обеспечения безопасности. Эти наборы инструментов можно найти по адресу: https://www.weather.gov/safety/lightning-toolkits
Если вы бегаете, наблюдаете за игрой своего ребенка или посещаете крупное спортивное мероприятие, помните, что не существует безопасного место на улице во время грозы. Когда грянет гром, идите в помещение!
Вернуться к началу
Самые смертоносные действия Молнии
Некоторые виды деятельности более опасны, чем другие
Если вы находитесь на улице во время грозы, вы подвергаетесь риску быть пораженным молнией и потенциально погибнуть или серьезно пострадать. Однако есть виды деятельности, которые приводят к большему количеству смертей и травм от молнии, чем другие.
За последние двенадцать лет досуг стал причиной почти двух третей смертельных случаев от молнии в Соединенных Штатах. Наибольшая доля смертельных случаев приходится на деятельность, связанную с водой, и в частности на рыболовство. С 2006 года в результате удара молнии погибло 34 человека, занимавшихся рыбной ловлей. Катание на лодках и пляжные развлечения также внесли значительный вклад в число погибших. В большинстве случаев жертвы просто слишком долго ждали, прежде чем начать искать убежище.
Когда дело доходит до занятий с водой, следует помнить несколько важных моментов.
- Всегда имейте план, чтобы добраться до безопасного места до того, как начнется буря.
- Немедленно отправляйтесь в это безопасное место, если заметите какие-либо признаки надвигающейся или приближающейся грозы. Не стесняйтесь.
Вернуться к началу
Молния: наука
Понимание науки о грозах и молниях
Сведите к минимуму риск статьжертва молнии: скорее доберитесь до безопасного
убежища и оставайтесь там
подольше
По определению, все грозы содержат молнии. Молния — это гигантская электрическая искра, возникающая в атмосфере или между атмосферой и землей. Когда молния проходит через воздух, она быстро нагревает воздух до температуры около 50 000 градусов по Фаренгейту, что примерно в 5 раз горячее, чем на поверхности солнца.
Во время разряда молнии внезапный нагрев воздуха вызывает его быстрое расширение. После выпуска воздух быстро сжимается, охлаждаясь до нормальной температуры. Это быстрое расширение и сжатие воздуха вызывает ударную волну, которую мы слышим как гром (эта ударная волна может повредить стены и разбить стекло).
Все грозы проходят различные стадии роста, развития, электризации и рассеяния. Процесс развития грозы часто начинается в начале дня, когда солнце нагревает воздух у земли и в атмосфере начинают подниматься очаги более теплого воздуха. Когда эти карманы достигают определенного уровня в атмосфере, начинают формироваться кучевые облака. Продолжающийся нагрев может привести к тому, что эти облака будут расти вертикально вверх в атмосферу. Эти «возвышающиеся кучевые» облака могут быть одним из первых признаков развивающейся грозы. Заключительный этап развития наступает, когда вершина облака приобретает форму наковальни.
По мере роста грозового облака внутри облака образуются осадки, в основном из мелких кристаллов льда в верхних слоях облака, смеси мелких кристаллов льда и мелкого града (крупки) в средних слоях облака и смеси дождь и тающий град в нижних слоях облаков. Из-за движения воздуха и столкновений между частицами осадков вблизи середины облака различные частицы осадков становятся заряженными. Более легкие кристаллы льда приобретают положительный заряд и восходящим потоком уносятся вверх в верхнюю часть шторма. Более тяжелый град становится отрицательно заряженным, подвешивается восходящим потоком или падает в нижнюю часть шторма. Конечным результатом является то, что верхняя часть облака становится положительно заряженной, а средняя и нижняя части грозы становятся отрицательно заряженными.
В норме земная поверхность имеет небольшой отрицательный заряд; однако по мере накопления отрицательных зарядов в нижней и средней части грозы земля под основанием облака и в области, непосредственно окружающей облако, становится положительно заряженной. Когда облако движется, эти индуцированные положительные заряды на земле следуют за облаком, как тень. Дальше от основания облака, но под положительно заряженной наковальней, может быть дополнительно индуцирован отрицательный заряд.
На начальных стадиях развития воздух действует как изолятор между положительными и отрицательными зарядами. Однако, когда электрический потенциал между положительным и отрицательным зарядами становится слишком большим, изолирующая способность воздуха нарушается, и возникает электрический разряд, известный нам как молния.
Молния может произойти полностью внутри грозового облака или между облаком и землей. Молния внутри облака обычно возникает между положительными зарядами в верхней части облака и отрицательными зарядами в середине или нижней части облака. Молния «облако-земля» возникает между зарядами в облаке и зарядами на земле. Молнии также могут возникать между облаками.
Молнии, идущие от облака к земле, можно разделить на два разных типа: отрицательная вспышка и положительная вспышка. Отрицательная вспышка обычно возникает между отрицательными зарядами в нижней части грозы и положительными зарядами на земле под основанием облака и рядом с ним. Положительные вспышки обычно происходят между положительно заряженными верхними уровнями грозы и отрицательно заряженной областью, окружающей грозу.
При отрицательной вспышке облако-земля в нижней части облака образуется почти невидимый отрицательно заряженный канал воздуха, который устремляется вниз к земле. Когда этот «лидер ступеней» приближается к земле, от деревьев, зданий и других объектов на земле распространяются стримеры положительного заряда. Когда один или несколько из этих стримеров встречаются со ступенчатым лидером, соединение завершается, и канал молнии разряжается, что мы видим как очень яркий «обратный удар», который мы называем молнией. Весь процесс занимает лишь небольшую долю секунды.
Процесс положительной вспышки аналогичен за исключением того, что положительный канал обычно возникает в наковальне бури и распространяется вниз. В этом случае стримеры с отрицательным зарядом движутся вверх, чтобы встретить положительно заряженный канал по мере его приближения к земле. При соединении происходит положительная вспышка молнии.
В то время как отрицательные и положительные вспышки молнии могут быть смертельными, положительные вспышки чаще застают людей врасплох. Поскольку расстояние между землей и наковальней намного больше, чем расстояние между землей и основанием облака, требуется гораздо больший электрический потенциал, чтобы инициировать положительную вспышку молнии. По той же причине положительные вспышки нечасты и широко разбросаны вокруг бури.
Однако самая большая опасность, связанная с положительными вспышками, заключается в том, что они поражают места, где большинство людей думают, что они в безопасности от бури. Как правило, они бьют далеко за пределы области, где идет дождь, и далеко за пределы основной области, где происходит большая часть молний (отрицательных вспышек) и грома. Следовательно, многие жертвы застигнуты врасплох.
Чтобы свести к минимуму риск стать жертвой молнии, лучше всего добраться до безопасного убежища как можно раньше и оставаться там дольше. В общем Если вы слышите гром, вы находитесь в пределах досягаемости бури.
Вернуться к началу
Вопросы и ответы
Ответы на эти молниеносные вопросы были предоставлены Национальной метеорологической службой.
Вопрос:
Насколько сильна молния и как быстро она движется?
Ответ:
Молния — это гигантская электрическая искра. Типичная вспышка молнии содержит около 30 000 ампер и 300 миллионов вольт. Это сопоставимо со стандартным бытовым током 15 ампер и около 120 вольт. Как правило, вспышка молнии имеет ширину всего от 1 до 2 дюймов. Лидер ступеней, который инициирует вспышку молнии, распространяется вниз от облака со скоростью около 320 000 футов в секунду или около 220 000 миль в час. Обратный ход (ток, вызывающий видимую вспышку) движется вверх со скоростью около 320 000 000 футов в секунду или около 220 000 000 миль в час (около 1/3 скорости света). Для сравнения, звук грома распространяется со скоростью около 1100 футов в секунду или около 750 миль в час.
Вопрос:
Как узнать, на каком расстоянии от вас находится вспышка молнии?
Ответ:
В то время как видимая вспышка молнии видна почти мгновенно, звук грома распространяется со скоростью около 1100 футов в секунду или около 1 мили за 5 секунд. Каждые 5 секунд между моментом, когда вы наблюдаете молнию, и моментом, когда вы слышите гром, вспышка молнии находится на расстоянии 1 мили. Если между вспышкой молнии и громом проходит 10 секунд, то вспышка молнии была на расстоянии 2 миль. В течение 15 секунд вспышка будет на расстоянии трех миль. К сожалению, этот метод работает только для предыдущей вспышки и не говорит вам, насколько близок будет следующий удар молнии. Как правило, если вы слышите гром, вы находитесь в пределах досягаемости следующей вспышки молнии. Если в это время вы не находитесь в безопасном месте, немедленно переместитесь в безопасное место.
Вопрос:
Есть ли признаки того, что удар молнии неизбежен?
Ответ:
Иногда, но не всегда. В любом случае у вас мало времени, если оно вообще есть, чтобы принять меры, чтобы защитить себя. Вот некоторые из знаков:
- Ваши волосы встают дыбом (поскольку заряды от земли достигают макушки)
- Вы слышите характерный щелкающий или потрескивающий звук (небольшие разряды статического электричества могут возникать в месте, где вот-вот ударит молния)
- Вы чувствуете покалывание (по телу могут проходить электрические заряды)
- Внезапное увеличение статического электричества на портативных электронных устройствах (электрические заряды могут проходить через устройства, и
- Аномальный запах гари в воздухе (статические разряды в воздухе выделяют необычный запах)
Если вы видите какие-либо из этих признаков, молния вот-вот ударит в вас или где-то очень близко от вас. Чрезвычайно важно, чтобы вы планировали заранее, чтобы избежать этой ситуации. Вас могут убить в любой момент.
Вопрос:
Безопасно ли разговаривать по беспроводному телефону во время грозы?
Ответ:
По сравнению с разговором по проводному телефону беспроводный телефон представляет гораздо меньшую опасность. Однако существует кратковременный риск удара молнии, когда телефон снимается с подставки. Выйдя из подставки, пользоваться беспроводным телефоном во время грозы безопасно, при условии, конечно, что вы находитесь в безопасном месте.
Вопрос:
Какова вероятность того, что человек будет поражен молнией в течение жизни?
Ответ:
Основываясь на задокументированных случаях смерти и травм от молнии, общенациональные шансы быть убитыми или ранеными молнией оцениваются примерно в 1 к 400 000 на каждый год вашей жизни. Предполагая, что продолжительность жизни составляет 80 лет, шансы на всю жизнь составляют более 1 из 12 000. Имейте в виду, однако, что ваше поведение во время грозы будет определять ваши индивидуальные шансы. Если вы знаете обо всех угрозах, исходящих от молнии, и действуете соответствующим образом, ваши шансы быть пораженными молнией будут значительно ниже. С другой стороны, если вы не знаете об этих опасностях или не принимаете соответствующие меры предосторожности, ваши шансы быть пораженным молнией будут выше.
Вопрос:
Что делать, если кого-то ударила молния?
Ответ:
Жертвы молнии не несут электрического заряда, к ним можно прикасаться, и им может потребоваться немедленная медицинская помощь. Остановка сердца является непосредственной причиной смерти тех, кто умирает. Некоторых смертей можно избежать, если оказать первую помощь. Позвоните 911, а затем окажите первую помощь. Могут потребоваться сердечно-легочная реанимация и использование AED (автоматического внешнего дефибриллятора).
Наверх
Удары молнии: защита, проверка и ремонт
Несмотря на то, что самолеты Boeing оснащены надежной защитой от ударов молнии, удары молнии могут привести к дорогостоящим задержкам и перебоям в обслуживании.
При поражении молнией коммерческих самолетов последствия могут варьироваться от отсутствия повреждений до серьезных повреждений, требующих обширного ремонта, который может вывести самолет из эксплуатации на длительный период времени. Понимание типичных последствий ударов молнии и надлежащие процедуры проверки повреждений могут подготовить операторов к быстрым действиям при получении сообщения о ударе молнии для применения наиболее эффективных действий по техническому обслуживанию.
Эта статья помогает обслуживающему персоналу и летным экипажам понять явления удара молнии, а операторам — понять требования к проверке повреждений от удара молнии и связанный с этим эффективный ремонт, повышающий эффективность обслуживания при ударе молнии.
Обзор молний
Частота ударов молнии в самолет зависит от нескольких факторов, в том числе от географического района, в котором работает самолет, и от того, как часто самолет проходит через высоты взлета и посадки, где грозовая активность наиболее распространена.
Молниеносная активность может сильно различаться в зависимости от географического положения. Например, в Соединенных Штатах в некоторых частях Флориды в среднем бывает 100 грозовых дней в году, в то время как на большей части Западного побережья в среднем бывает только 10 грозовых дней в году. В остальном мире молнии, как правило, чаще всего происходят вблизи экватора, потому что тепло в этом регионе способствует конвекции, вызывая массовые грозы почти ежедневно. На мировой карте молний НАСА показано географическое распределение молний (см. рис. 1). Области максимальной активности показаны оранжевым, красным, коричневым и черным цветом. Области низкой активности — белые, серые, фиолетовые и синие. Грозовая активность самая низкая над океанами и полярными районами. Она наиболее высока над теплыми континентальными районами. Пронумерованная шкала представляет количество вспышек молнии на квадратный километр в год.
Рис. 1. Грозовая активность во всем мире
На этой карте показано глобальное распределение молний с апреля 1995 г. по февраль 2003 г. на основе объединенных наблюдений оптического детектора переходных процессов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) (апрель 1995 г. – март 2000 г.) и наземной информации. системы (январь 1998 г. – февраль 2003 г.) инструменты. Изображение предоставлено НАСА.
Наблюдения за молниями с апреля 1995 г. по февраль 2003 г.
Плотность вспышек (вспышек/км2/год)
Больше ударов молнии в реактивный самолет происходит в облаках, на этапах набора высоты и снижения, чем на любом другом этапе полета (см. рис. 2). Причина в том, что молния более распространена на высоте от 5000 до 15 000 футов (от 1524 до 4572 метров) над уровнем моря (см. рис. 3). Самолеты, выполняющие короткие рейсы в районах с высоким уровнем грозовой активности, вероятно, будут чаще подвергаться ударам, чем дальнемагистральные самолеты, выполняющие полеты в более благоприятных условиях молний.
Рис. 2. Молния в самолет ударяет в зависимости от ориентации облаков
Большинство ударов молнии в самолет происходит, когда самолет летит в облаках.
Облако Ориентация | Процент от общего числа зарегистрированных* |
---|---|
Выше | <1% |
В пределах | 96% |
Ниже | 3% |
Между | <1% |
Рядом с | <1% |
* Шестьдесят два удара не сообщили об ориентации облаков во время удара.
Источник: рисунок 2 адаптирован из проекта «Отчеты об ударах молнии в авиакомпаниях: пилотные отчеты и эффекты молнии», подготовленного Дж. Андерсоном Пламмером, Lightning Technologies Inc., август 2001 г. Данные были получены от авиакомпаний, сообщивших о 881 ударе молнии.
Рисунок 3: Распределение ударов молнии по высоте
Исследование коммерческих самолетов в США показало, что большинство ударов молнии происходит на высоте от 5000 футов (1524 метра) до 15000 футов (4572 метра).
Источник: данные на рисунках 3 и 4 были адаптированы из данных книги «Молниезащита самолетов» Франклина А. Фишера, Дж. Андерсона Пламмера и Родни А. Пералы, 2-е изд., Lightning Technologies Inc., 2004.
Один разряд молнии может содержать до 1 миллиона вольт или 30 000 ампер. Количество и тип повреждений, которые получает самолет при ударе молнии, могут сильно различаться в зависимости от таких факторов, как уровень энергии удара, места крепления и выхода, а также продолжительность удара.
Из-за этих различий между ударами молнии можно ожидать, что чем чаще в самолет попадает сильная молния, тем выше вероятность того, что некоторые из этих событий приведут к уровням повреждений, которые могут потребовать ремонта.
Наибольшая вероятность присоединения молнии к самолету — это внешние оконечности, такие как законцовка крыла, нос или руль направления. Удары молнии чаще всего происходят на этапах набора высоты и снижения на высоте от 5 000 до 15 000 футов (от 1 524 до 4 572 метров). Вероятность удара молнии значительно снижается на высоте более 20 000 футов (6,096 метров).
Семьдесят процентов всех ударов молнии происходят во время дождя. Существует тесная связь между температурой около 32 градусов F (0 градусов C) и ударами молнии в самолеты. Большинство ударов молнии в самолеты происходят при температурах, близких к нулю.
Условия, вызывающие осадки, могут также вызывать накопление электроэнергии в облаках. Эта доступность электроэнергии связана с осадками и образованием облаков. Большинство ударов молнии, поражающих самолеты, происходят весной и летом.
Хотя 70 процентов ударов молнии происходят во время осадков, молния может поражать самолеты на расстоянии до пяти миль от электрического центра облака. Приблизительно 42 % ударов молнии, о которых сообщают пилоты авиакомпаний, были зарегистрированы без сообщений о грозах в непосредственной близости от пилотов.
Взаимодействие молнии с самолетами
Молния первоначально прикрепляется к оконечности самолета в одном месте и выходит из другого (см. рис. 4). Как правило, первое крепление производится к обтекателю, носовой части фюзеляжа, гондоле, хвостовому оперению или законцовке крыла.
Рисунок 4: Как молния попадает в самолет
Молния возникает на передних кромках самолета, которые ионизируются, создавая возможность удара. Токи молнии проходят вдоль самолета и выходят на землю, образуя цепь с самолетом между энергией облака и землей.
На начальных стадиях удара молнии в самолет может наблюдаться свечение носовой части или законцовок крыла, вызванное ионизацией воздуха, окружающего передние кромки или острые точки конструкции самолета. Эта ионизация вызвана увеличением плотности электромагнитного поля в этих местах.
На следующем этапе удара ступенчатый лидер может выйти из самолета из ионизированной области в поисках большого количества энергии молнии в ближайшем облаке. Ступенчатые лидеры (также называемые «лидерами») относятся к пути ионизированного воздуха, содержащего заряд, исходящего от заряженного самолета или облака. При полете самолета через заряженную атмосферу лидеры распространяются от оконечностей самолета, где образовались ионизированные области. Как только лидер из самолета встречает лидера из облака, удар по земле может продолжаться, и самолет становится частью события. В этот момент пассажиры и экипаж могут увидеть вспышку и услышать громкий шум, когда молния ударит в самолет. Значительные события происходят редко из-за встроенной в самолет защиты от молнии и его чувствительных электронных компонентов.
После присоединения самолет пролетает через молнию. По мере импульса удара лидер снова прикрепляется к фюзеляжу или другой конструкции в других местах, в то время как самолет находится в электрической цепи между областями облаков противоположной полярности. Ток проходит через токопроводящую внешнюю обшивку и конструкцию самолета и выходит через другую оконечность, например хвост, в поисках противоположной полярности или заземления. Пилоты могут иногда сообщать о временном мерцании огней или кратковременных помехах в приборах.
Типичные последствия ударов молнии
Компоненты самолета, изготовленные из ферромагнитных материалов, могут сильно намагничиться под воздействием токов молнии. Большой ток, протекающий от удара молнии в конструкции самолета, может вызвать это намагничивание.
Несмотря на то, что электрическая система самолета спроектирована так, чтобы быть устойчивой к ударам молнии, удар необычно высокой силы может повредить такие компоненты, как топливные клапаны с электрическим управлением, генераторы, источники питания и системы распределения электроэнергии.
Молниезащита коммерческого самолета
Большинство внешних частей старых самолетов представляют собой металлическую конструкцию достаточной толщины, чтобы быть устойчивыми к удару молнии. Этот металлический узел является их основной защитой. Толщины металлической поверхности достаточно для защиты внутренних помещений самолета от удара молнии. Металлическая обшивка также защищает от проникновения электромагнитной энергии в электрические провода самолета. Хотя металлическая оболочка не предотвращает попадание всей электромагнитной энергии в электропроводку, она может удерживать энергию на удовлетворительном уровне.
Понимая природу и последствия ударов молнии, компания Boeing работает над проектированием и испытанием своих коммерческих самолетов на предмет защиты от ударов молнии, чтобы обеспечить защиту на протяжении всего срока службы. Выбор материала, выбор отделки, установка и применение защитных элементов являются важными методами снижения ущерба от удара молнии.
Области с наибольшей вероятностью прямого удара молнии включают молниезащиту определенного типа. Boeing проводит испытания, подтверждающие адекватность молниезащиты. Композитные детали, которые находятся в зонах, подверженных ударам молнии, должны иметь соответствующую молниезащиту.
Большой объем данных, собранных с самолетов, находящихся в эксплуатации, представляет собой важный источник информации о защите от ударов молнии, которую компания Boeing использует для усовершенствования системы контроля повреждений от ударов молнии, что позволит уменьшить значительный ущерб от ударов молнии при выполнении надлежащего технического обслуживания.
Молниезащита на самолетах может включать:
- Экраны пучков проводов.
- Ремни заземления.
- Вспененная фольга с композитной структурой, проволочная сетка, алюминиевое покрытие пламенным напылением, встроенная металлическая проволока, металлические рамы для картин, направляющие полосы, вкладыши из металлической фольги, стеклоткань с покрытием и склеенная алюминиевая фольга.
Необходимые действия после удара молнии в самолет
Удары молнии в самолеты могут происходить без уведомления летного экипажа. Когда в самолет ударила молния, и удар очевиден для пилота, пилот должен решить, будет ли полет продолжаться до пункта назначения или он будет направлен в запасной аэропорт для осмотра и возможного ремонта.
Техники могут находить и идентифицировать повреждения от удара молнии, понимая механизмы молнии и ее прикрепление к самолетам. Технический персонал должен знать, что удары молнии могут не отражаться в бортовом журнале, поскольку пилоты могут не знать, что в самолете произошел удар молнии. Базовое понимание ударов молнии поможет техническим специалистам выполнять эффективное техническое обслуживание.
Выявление повреждений от удара молнии на коммерческом самолете
Удары молнии в самолеты могут повлиять на конструкции в точках входа и выхода. В металлических конструкциях повреждения молнией обычно проявляются в виде ямок, следов ожогов или небольших круглых отверстий. Эти отверстия могут быть сгруппированы в одном месте или разделены на большую площадь. Обожженная или обесцвеченная кожа также свидетельствует о повреждении от удара молнии.
Прямые последствия удара молнии можно определить по повреждению конструкции самолета, например, проплавлению, резистивному нагреву, выкрашиванию конструкции, признакам ожога вокруг крепежных деталей и даже отсутствию элементов конструкции на оконечностях самолета, таких как вертикальный стабилизатор, законцовки крыла и кромки горизонтального стабилизатора (см. рис. 5). Конструкция самолета также может быть разрушена ударными волнами во время удара молнии. Еще одним признаком удара молнии является повреждение соединительных лент. Эти ремни могут сломаться во время удара молнии из-за высоких электромагнитных сил.
Рис. 5: Защита от молнии и повреждение от удара
По часовой стрелке сверху слева: Повреждение от молнии горизонтального стабилизатора, руля направления, антенны и соединительной перемычки.
Поскольку самолет пролетает больше своей длины за время, необходимое для начала и завершения удара, точка входа будет меняться по мере того, как вспышка снова прикрепляется к другим точкам позади исходной точки входа. Доказательства этого видны при проверках забастовки, когда вдоль фюзеляжа самолета видны множественные ожоги (см. рис. 6).
Рис. 6: Повреждения, вызванные движением молнии по самолету
Когда удар молнии движется по самолету, он может вызвать повреждение «скользящего удара».
Молния также может повредить композитные конструкции самолета, если защитное покрытие не нанесено, спроектировано должным образом или неадекватно. Это повреждение часто проявляется в виде обгоревшей краски, поврежденного волокна и удаления композитного слоя (см. рис. 7).
Рисунок 7: Повреждение композитного самолета молнией
Композитные конструкции имеют меньшую проводимость, чем металл, что приводит к более высоким напряжениям. Это тип повреждения, который может возникнуть, если отделка молниезащиты не применяется или не соответствует требованиям.
Процедуры осмотра конструкции на предмет удара молнии
Если молния ударит в самолет, необходимо провести условный осмотр на предмет удара молнии, чтобы определить места входа и выхода удара молнии. Осматривая области входа и выхода, обслуживающий персонал должен тщательно осмотреть конструкцию, чтобы найти все произошедшие повреждения.
Предварительный осмотр необходим для выявления любых структурных повреждений и повреждений системы перед возобновлением эксплуатации. В конструкции могут быть прожоги, которые могут привести к потере давления или трещинам. Критические компоненты системы, жгуты проводов и соединительные хомуты перед полетом должны быть проверены на пригодность к полетам. По этим причинам компания Boeing рекомендует проводить полный осмотр на случай удара молнии перед следующим полетом, чтобы поддерживать самолет в годном к полетам состоянии.
Зоны ударов молнии в самолете определяются в SAE Aerospace Recommended Practices (ARP) 5414 (см. рис. 8). Некоторые зоны более подвержены ударам молнии, чем другие (см. рис. 9). Точки входа и выхода молнии обычно находятся в Зоне 1, но очень редко могут происходить в Зонах 2 и 3. Удар молнии обычно поражает самолет в Зоне 1 и исходит из другой области Зоны 1. Внешние компоненты, наиболее подверженные поражению:
- Обтекатель.
- Гондолы.
- Наконечники крыльев.
- Наконечники горизонтального стабилизатора.
- Лифты.
- Наконечники вертикальных ребер.
- Концы закрылков передней кромки.
- Обтекатели траков задней кромки закрылков.
- Шасси.
- Водосточные мачты.
- Датчики данных о воздухе (зонды Пито, статические порты, крыльчатка угла атаки [AOA], датчик общей температуры воздуха).
Рис. 8. Определения зон молний
Зоны молний в самолетах согласно SAE Aerospace Recommended Practices 5414.
Обозначение зоны | Описание | Определение |
---|---|---|
1А | Зона первого обратного хода | Все области поверхности самолета, где возможен первый возврат во время прикрепления молниеотвода с низким ожидаемым зависанием вспышки. |
1Б | Зона первого обратного хода с длинным зависанием на | Все области поверхности самолета, где возможен первый возврат во время прикрепления молниеотвода с низким ожидаемым зависанием вспышки. |
1С | Переходная зона для первого обратного хода | Все области поверхности самолета, где возможен первый возвратный удар уменьшенной амплитуды во время прикрепления молниеотвода с низким ожидаемым зависанием вспышки.![]() |
2А | Зона стреловидного хода | Все области поверхности самолета, где вероятны первые возвраты уменьшенной амплитуды во время прикрепления грозового канала с низким ожидаемым зависанием вспышки. |
2Б | Зона махового удара с длинным зависанием на | Все области поверхности самолета, в которые молниеносный канал переносит последующий обратный удар, вероятно, будут охвачены с высокой вероятностью зависания вспышки. |
3 | Места забастовки, кроме Зоны 1 и Зоны 2 | Те поверхности, которые не относятся к зонам 1A, 1B, 1C, 2A или 2B, где маловероятно какое-либо присоединение молниеотвода, и те части самолета, которые расположены под или между другими зонами и/или проводят значительное количество электрических разрядов. ток между точками привязки прямого или стреловидного хода. |
Рис. 9. Зоны поражения молнией в самолете
Области самолета, подверженные ударам молнии, обозначены зонами. Зона 1 указывает на область, которая, вероятно, будет затронута первоначальным присоединением удара. Зона 2 указывает на скользящее или движущееся крепление. Зона 3 указывает области, в которых могут возникать кондуктивные токи без фактического удара молнии.
В Зоне 2 начальная точка входа или выхода является редким событием, но в таком случае канал молнии может быть оттеснен от начальной точки входа или выхода. Например, обтекатель может быть областью начальной точки входа, но молниеотвод может быть отодвинут назад вдоль фюзеляжа позади обтекателя за счет движения самолета вперед.
Настоятельно рекомендуется провести осмотр зоны 3, даже если во время осмотров зоны 1 и зоны 2 не было обнаружено никаких повреждений. Таким образом, любые точки входа и выхода должны быть определены в зонах 1, 2 или 3, чтобы можно было тщательно осмотреть и при необходимости отремонтировать ближайшие области вокруг них.
Проверка поверхностей на предмет удара молнии по зонам
Компания Boeing предоставляет процедуры осмотра на предмет удара молнии, чтобы убедиться, что внешние поверхности не повреждены. Операторы должны обращаться к применимым процедурам технического обслуживания как к официальному источнику инструкций по осмотру/ремонту. Стандартные предлагаемые процедуры включают следующие общие рекомендации.
- Выполнение типового осмотра внешней поверхности для Зоны 1 и Зоны 2.
- Осмотрите все внешние поверхности самолета:
- Тщательно осмотрите внешние поверхности, чтобы найти точки входа и выхода удара молнии и осмотрите места, где заканчивается одна поверхность и начинается другая поверхность.
- Осмотрите металлические и неметаллические конструкции на наличие повреждений.
- Для составных конструкций расслаивание может быть обнаружено инструментальными методами неразрушающего контроля или испытанием на постукивание.
- Для Зоны 2 осмотрите датчики Пито, датчики угла атаки, статические порты и окружающие их области на наличие повреждений.
Если при осмотре зон 1 и 2 не обнаружены входы и выходы, то следует осмотреть участки поверхности 3 зоны на наличие признаков поражения молнией. Проверки Зоны 3 аналогичны Зонам 1 и 2. Дополнительные проверки для Зоны 3 включают:
- Осмотрите все внешние источники света, ищите:
- Сломанные световые приборы.
- Сломанные или треснувшие линзы.
- Другие видимые повреждения.
- Осмотрите поверхности управления полетом на предмет повреждений от удара молнии и выполните необходимые эксплуатационные проверки.
- Осмотрите двери шасси.
- Проверьте резервный магнитный компас.
- Проверить точность системы измерения количества топлива.
- Осмотрите статические разрядники.
Примечание. Это краткое описание процедур проверки. Обслуживающий персонал должен ознакомиться с пятой главой Руководства по техническому обслуживанию воздушных судов (AMM) для проверяемой модели самолета.
Осмотр внутренних компонентов самолета
Если удар молнии вызвал неисправность системы, проведите полную проверку затронутой системы с использованием соответствующего раздела AMM для этой системы.
Выполняйте проверку резервной системы компаса только в том случае, если летный экипаж сообщил об очень большом отклонении компаса.
С помощью встроенного контрольно-измерительного оборудования убедитесь в точности показаний системы контроля количества топлива.
Эксплуатационные испытания радио- и навигационных систем
Уровень проверок после удара молнии в самолет определяется информацией летного экипажа и состоянием самолета после инцидента.
Например, если все системы навигации и связи управляются летным экипажем в полете после удара молнии и никаких отклонений не обнаружено, проверки работающих систем обычно не требуется.
Для систем, не управляемых летным экипажем в полете, или систем, в которых были обнаружены аномалии, могут потребоваться дополнительные процедуры эксплуатационных испытаний, как указано в соответствующем AMM. Кроме того, даже если система эксплуатировалась в полете после удара молнии и не было обнаружено никаких аномалий, но последующие проверки выявили повреждение молнией вблизи антенны этой системы, могут потребоваться дополнительные проверки этой системы.
Логический процесс проверки внутренних компонентов в процедурах технического обслуживания, предоставляемых компанией Boeing, соответствует аналогичному процессу (см. рис. 10).
Рисунок 10: Блок-схема условного осмотра внутренних компонентов
Компания Boeing рекомендует проводить условный осмотр на случай удара молнии перед следующим полетом, чтобы поддерживать самолет в летном состоянии.
Ремонт конструкции после удара молнии
Подробную информацию и процедуры для общих допустимых пределов повреждения молнией и соответствующих доработок или ремонта можно найти в руководстве по ремонту конструкции (SRM) для каждой модели самолета. Обслуживающий персонал должен восстановить первоначальную целостность конструкции, предельную прочность, защитную отделку и материалы после удара молнии.
В ответ на просьбы клиентов об обучении компания Boeing разработала курс по ремонту SRM, чтобы дать техникам и инженерам по техническому обслуживанию обучение оценке и ремонту повреждений самолета от удара молнии. Темы включают виды повреждений, принципы проектирования защиты от удара молнии, методы проверки повреждений, допустимые пределы повреждений, ремонт и восстановление методов защиты. Дополнительный тренинг по пониманию воздействия молнии на самолеты и инструкции по проверке можно запросить у представителя Boeing Airlines. По окончании курса слушатель сможет:
- Определение причин и механизмов ударов молнии.
- Определите места на самолете, подверженные ударам молнии.
- Описать принципы проектирования защиты от удара молнии.
- Проведите соответствующие проверки после ударов молнии.
- Определите специальные процедуры восстановления для областей, пострадавших от ударов молнии.
- Понимание требований по восстановлению защиты от удара молнии и ее уменьшению.
Для получения дополнительной информации о стандартном обучении техническому обслуживанию обращайтесь на сайт MyBoeingTraining.com.
Резюме
Эксплуатанты должны знать об условиях, способствующих ударам молнии в самолетах, и избегать без необходимости подвергать самолеты воздействию грозовых условий.