Краткое содержание горе от ума по действиям 3 действие: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Содержание

Анализ 4 действия комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова


Главные герои комедии

  • Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, патриот России. Благородный, пылкий, умный, красноречивый, но заносчивый и нетерпеливый человек. Его не интересует служба как способ получить достойное место в светском обществе.
  • Фамусов Павел Афанасьевич — богатый вдовец. У него высокая должность — управляющий в казенном доме. Пользуясь своим служебным положением, он раздаёт родственникам повышения по службе и награды. Противник образования.
  • Молчалин Алексей Степанович — секретарь Фамусова, живущий в его доме. Небогатый молодой человек, прислуживающий высоким чинам. Двуличен, услужлив, его цель — продвижение по карьерной лестнице.
  • Софья17-летняя дочь Фамусова. Судит о жизни по французским романам. Не умеет разбираться в людях: не видит, что Молчалин — подлец.

Другие персонажи

  • Лиза — молодая служанка Софьи. Рассудительна, скромна. Умеет выкручиваться из сложных ситуаций, так как вынуждена угождать Софье и увёртываться от ухаживаний Фамусова и Молчалина.
  • Скалозуб Сергей Сергеевич — полковник, но «метит в генералы». Богатый человек, не интересуется ничем кроме службы, но любит распространять сплетни.
  • Загорецкий Антон Антонович — плут, мошенник, картёжник и сплетник.
  • Хлёстова Анфиса Ниловна — старуха, свояченица Фамусова. Властная барыня-крепостница, не очень умна, имеет вздорный характер, бесцеремонна с людьми.
  • Репетилов — глупый, ленивый человек, болтун и лгун.
  • Господа N. и D. — заядлые сплетники.
  • Петрушка — буфетчик в доме Фамусова, грамотен. В него влюблена Лиза.

Горичи:

  • Платон Михайлович — давнишний сослуживец Чацкого, во всём подчиняется жене.
  • Наталья Дмитриевна — его жена, всегда и везде командует мужем.

Тугоуховские:

  • Князь Пётр Ильич — старый, больной человек, подкаблучник жены.
  • Княгиня — озабоченна как бы выгодно выдать замуж дочерей.
  • 6 дочерей.

Графини Хрюмины:

  • Бабушка — мечтает выдать внучку замуж.
  • Внучка — злая «старая дева», завидующая замужним дамам.

Составление плана

Чтобы понять основной замысел автора, а также определить кульминацию комедии, необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. Они содержат основные события сюжетной линии:

  1. Уход гостей.
  2. Разочарование Чацкого.
  3. Появление Софьи.
  4. Разговор Лизы и Молчалина.
  5. Молчалин просит прощения.
  6. Беседа Софьи и Чацкого.
  7. Фамусов и слуги.
  8. Монолог главного героя.

Подробный план четвертого действия раскрывает финал произведения. Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке литературного чтения.

Краткое содержание для читательского дневника

Александр Андреевич Чацкий, возвратившись из-за границы, приехал в дом Фамусова с намерением жениться на его дочери, Софье, с которой они были знакомы с детства и любили друг друга.

Но Софья встречает его неласково, так как она влюблена в секретаря отца Алексея Молчалина. Чацкий не мог понять, «кто мил» Софье. Молчалина он считает жалким созданием, не умеющим самоотверженно любить и не достойным любви Софьи. Чацкий презирает этого молодого человека за угодливость, чинопочитание. Поняв, что Софья любит Молчалина, Чацкий разочаровался в девушке.

Чацкий в своих монологах обличал московское светское общество, выразителем мнений которого был Фамусов. Раздосадованная Софья пустила в обществе слухи о сумасшествии Чацкого. В конце пьесы он покидает Москву.

Вывод

В русской литературе имеется немало знаковых произведений, среди которых Грибоедовская комедия Горе от ума занимает почетное место. Чтобы проникнуться настроением, царившим в обществе в послевоенное время (1882 г), рекомендуется лично познакомиться с комедией.

Даже читая краткое содержание по главам, нельзя в полной мере насладиться обилием незаурядных выражений и языковых оборотов, которыми умело лавирует автор. Многие фразы из грибоедовской комедии стали крылатыми и до сих пор используются в речи. Прочитать онлайн Горе от ума можно в интернете на специальном сайте звуковых и электронных книг.

Краткий пересказ по действиям

Действие комедии происходит в Москве в доме Фамусова.

Действие 1

Действие происходит в гостиной.

Явление 1

Лиза постучалась в комнату Софьи и сказала, что скоро утро, может войти отец.

Из комнаты Софья спросила, который час. Лиза ответила, что девятый, но Софья сказала, что это неправда.

Лиза передвинула стрелку часов, и часы стали бить и играть.

Явление 2

Вошёл Фамусов, остановил часовую музыку и стал заигрывать с Лизой. Девушка сказала, что сюда могут прийти. Фамусов спросил, спит ли Софья. Лиз ответила, что сейчас только уснула, а ночью читала. Фамусов велел передать дочери, чтобы не портила глаза чтением.

Софья позвала Лизу, и Фамусов на цыпочках ушёл из гостиной.

Явление 3

Вошли Софья и Молчалин. Софья заметила, что уже рассвело. Лиза сказала, что сюда заходил батюшка Софьи.

Явление 4

Молчалин в дверях столкнулся с Фамусовым. Тот спросил его, что он здесь делает. Молчалин ответил, что идёт с прогулки.

Фамусов сделал замечание дочери, что она только встала с постели и уже встретилась с молодым мужчиной.

Софья сказала, что Молчалин живёт у них в доме и просто «шёл в комнату, попал в другую». Фамусов и Молчалин уходят.

Явление 5

Лиза говорит Софье, что в любви её к Молчалину не будет прока, что Фамусов желает богатого зятя, например, Скалозуба. По мнению Лизы, и Чацкий мог бы стать женихом Софьи, но та сказала, что если бы Чацкий любил её, не уехал бы за границу.

Явления 6–7

Слуга доложил о приезде Чацкого. Вошёл Чацкий, поцеловал руку Софье и сказал, что в 17 лет она прелестно расцвела. Видя, что девушка встретила его сдержанно, он упрекает её в холодности и говорит, что любит её.

Явления 8–10

Вошёл Фамусов, а Софья ушла. Фамусов поздоровался с Чацким и попросил рассказать, где он скитался 3 года, но тот сказал, что ещё не заезжал домой. Затем попрощался, пообещав, что через час явится и всё расскажет.

Оставшись один, Фамусов раздумывает, кто же из двух — Молчалин или Чацкий — занимает мысли Софьи.

Действие 2

Явления 1–2

Фамусов велит Петрушке достать календарь и сделать записи, куда и когда нужно явиться Фамусову на будущей неделе.

Вошёл Чацкий. Он спросил, почему Фамусов невесел, может быть, оттого что Софья нездорова. Тот спросил, почему он всё интересуется Софьей, не хочет ли на ней жениться?

Чацкий, в свою очередь, спросил у Фамусова, что бы он сказал, если бы Чацкий посватался. Тот ответил, что посоветовал бы сначала хорошо управлять имением и идти служить.

Чацкий заметил, что рад бы служить, но не хочет прислуживаться. Он критикует чинопочитание и нравы светского общества, а Фамусов, слушая его, ужасается, что Чацкий — сторонник вольности.

Явления 3–6

Явился полковник Скалозуб. В разговоре он постоянно упоминал случаи из своей военной службы.

Фамусов хвалит Москву, за то, что «только здесь ещё и дорожат дворянством».

Фамусов представил Скалозубу Чацкого, похвалил его способности, пожалел, что с таким умом не делает карьеры, и сказал, что все в свете так думают о нём.

В ответ на это Чацкий стал обличать светское общество в неприятии науки, высокого искусства, в боязни новых веяний, в почитании только чинов.

Явление 7

После ухода Фамусова появляются Софья и Лиза. Софья, подбежав к окну, вскрикнула, что убился, и потеряла сознание.

Лиза сказала, что Молчалин упал с лошади. Скалозуб пошёл к Молчалину.

Явления 8–9

Чацкий, посмотрев в окно, сказал, что Молчалин давно на ногах. Софья, очнувшись, спросила, что с Молчалиным, и хотела бежать к нему. Но Лиза успокоила её, сказав, что он жив и здоров.

Вошли Скалозуб и Молчалин (с подвязанной рукой). Молчалин извинился перед Софьей, что перепугал её.

Явление 10

После ухода Чацкого Софья пригласила Скалозуба сегодня на вечер, куда съедутся друзья Фамусова. Скалозуб откланялся и ушёл.

Явления 11–14

Молчалин упрекает Софью за то, что не скрыла волнение, и говорит, что эта её откровенность может им повредить.

Когда Софья ушла, Молчалин стал заигрывать с Лизой и сказал, что любит её. Лиза пресекает его ухаживания и, оставшись одна, говорит, что любит буфетчика Петрушу.

Действие 3

Явления 1–2

Чацкий хочет узнать, кто мил Софье: Молчалин или Скалозуб, и спросил её, кого она любит. Девушка ответила, что любит весь свет и родных.

Софья упрекнула Чацкого, что он обо всех говорит насмешливо, особенно о Молчалине. Девушка сказала, что если бы он лучше узнал Молчалина, то был бы о нём другого мнения. Она рассказала, что этот молодой человек служит при её батюшке уже 3 года и всегда ему угождает, что он скромен и уступчив.

Чацкий спросил её мнение о Скалозубе, и Софья ответила, что он герой не её романа.

Явление 3

После ухода Софьи заходит Молчалин. Беседуя с Чацким, он раскрывает свои взгляды на службу. Главное в ней, по его мнению, «умеренность и аккуратность», а также умение соглашаться во всём с людьми, у которых высокое положение в обществе.

Явление 4–6

Вечером в дом Фамусова стали съезжаться гости. Первыми приехали Платон Михайлович Горич и его жена Наталья Дмитриевна. Чацкий рад был увидеть старого друга. Сейчас Горич в отставке, живёт скучно, во всём подчиняется своей энергичной жене.

Явление 7

Приехало семейство Тугоуховских: князь, княгиня и 6 дочерей. Княгиня, узнав, что Чацкий холостой, посылает князя к нему, чтобы пригласить его на вечер в четверг. Но узнав, что он небогат, кричит, чтобы князь вернулся.

Явление 8–9

Вошли графини Хрюмины: внучка и бабушка, затем Загорецкий. Графиня внучка вела себя заносчиво, а Загорецкий был готов услужить каждому. Горич предупредил Чацкого, чтобы не садился играть в карты с Загорецким, так как он мошенник.

Явления 10–12

Входит Хлёстова и говорит, что взяла с собой от скуки девку-арапку и собачку. Затем появляются Фамусов, Скалозуб, Молчалин.

Молчалин угождает Хлёстовой, пригласив играть в карты и погладив её собачку.

Явления 13–14

Чацкий язвительно отзывается об угодливости Молчалина и уходит.

Софья, досадуя, что он зло высмеял Молчалина, сказала подошедшему господину N., что Чацкий не в своём уме.

Явления 15–21

Господа N. и D. Обсуждают новость о сумасшествии Чацкого. Затем этот слух подхватывает Загорецкий и сообщает его графиням Хрюминым.

В итоге, все гости уверены, что Чацкий сошёл с ума, а Фамусов утверждает, что причина этого — учёность.

Явление 22

Входит Чацкий, все от него пятятся. Он подходит к Софье и говорит, что разочарован московским обществом, что все подражают иностранцам.

Действие 4

Действие происходит в парадных сенях дома Фамусова.

Явления 1–2

Уезжающая с вечера графиня внучка осуждает гостей, а Горич жалуется жене, что ему не хочется вообще ходить на балы.

Явления 3–9

Чацкий ждёт карету. Вбегает с крыльца Репетилов и начинает без умолку болтать. Он хвастает, что сейчас знается с умнейшими людьми в Английском клубе и зовёт туда ехать Чацкого. Но тот отказывается, тогда Репетилов бросается к Скалозубу и начал уговаривать его. Скалозуб тоже не согласился и уехал.

Репетилов оказывается перед Загорецким, который сообщил ему, что Чацкий сошёл с ума. Тот не верит, но вошедшие гости наперебой уверяли его, и Репетилов поверил в это. Затем он велел своему лакею посадить его в карету и везти куда-нибудь.

Явление 10

Из швейцарской входит Чацкий и недоумевает — он слышал, как его обсуждали.

На втором этаже над лестницей появилась Софья со свечкой и окликнула Молчалина, думая, что это внизу он.

Чацкий захотел точно узнать, любит ли она Молчалина, и спрятался за колонну.

Явления 11–13

Идёт Лиза со свечкой, стучится в комнату Молчалина и говорит, что его зовёт барышня.

Вышел Молчалин, а Софья затаилась наверху. Молчалин стал заигрывать с Лизой, сказал, что Софья Павловна ему не нравится, и он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника.

Софья спустилась вниз и сказала, что стыдится за то, что доверяла такому ужасному человеку. Молчалин бросается перед ней на колени, но девушка не слушает его оправданий.

Чацкий выходит, и испуганный Молчалин скрывается в свою комнату. Чацкий укоряет Софью, что она его забыла ради такого ничтожного человека.

Явления 14–15

Входит Фамусов со слугами и ругает Софью, что она тут с Чацким, которого сама же назвала безумным. Тот понимает, что этим вымыслом обязан ей.

Разъярённый Фамусов распорядился послать работать на поселение швейцара, который не запер сеней, Лизу определил в птичницы, а Софью решил послать к тётке в Саратов. Чацкому он говорит, что перед ним будут закрыты двери всех московских дворян.

Чацкий упрекает Софью, что она прямо не сказала ему, что он ей противен. Он оскорблён, что она предпочла его этому низкопоклоннику и дельцу. И досадует, что приехал сюда, где толпа недостойных людей прославила его безумным.

Чацкий говорит, что общаясь с ними, действительно трудно не потерять рассудок и что сейчас же он покинет Москву.

Когда он уехал, Фамусов говорит дочери, что Чацкий действительно сошёл с ума, так как молол какую-то чепуху. Он упрекает и дочь за то, что из-за её поведения будут осуждать и его. Фамусова беспокоит именно это — что будут говорить о нём знатные люди.

Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова

Грибоедов А.С. все сочинения

Грибоедов А.С. краткие содержания

Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарём отца Молчалиным, живущим в этом же доме. Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удаётся отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, Фамусов исчезает. Выходя от Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час? Фамусова, ставящего в пример собственное «монашеское поведение», кое-как успокаивают. Оставшись с Лизой вдвоём, Софья мечтательно вспоминает о так быстро промелькнувшей ночи, когда они с Молчалиным «забылись музыкой, и время шло так плавно», а служанка еле сдерживает смех. Лиза напоминает госпоже о прежней её сердечной склонности, Александре Андреевиче Чацком, который уже три года странствует в чужих краях. Софья же говорит, что её отношения с Чацким не выходили за пределы детской дружбы. Она сопоставляет Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чувствительность, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого. Неожиданно появляется сам Чацкий.

Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? как поживают их общие знакомые, кажущиеся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»). Софью это задевает настолько, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!» Входит Фамусов, тоже не слишком обрадованный визитом Чацкого, и спрашивает, где Чацкий пропадал и чем занимался. Чацкий обещает обо всем рассказать вечером, поскольку он ещё и домой не успел заехать. Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фамусов настораживается, уж не метит ли Чацкий в женихи? А как бы отреагировал на это Фамусов? — в свою очередь осведомляется молодой человек. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала привести в порядок дела и добиться успехов по службе. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий.
Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице. Чацкого этот образец никак не устраивает. Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век». Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами. Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консервативными старичками вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причём фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету».
Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев». Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба). Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло. Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения. Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен её несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»). После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьётся над загадкой: кто же её возлюбленный? Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и ещё более укрепляется в своём мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.
На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое. Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует её выпад. Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет. Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит её собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своём уме.
Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий — басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам — профессорам, химикам, баснописцам… Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием. Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает ещё один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростёртыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных».
Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!» Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему горестную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Лишь с одним Загорецким удаётся Репетилову вступить в разговор, да и то предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий — настоящий сумасшедший. Задержавшийся в комнате швейцара Чацкий все это слышит и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему и в голову прийти не может, что именно она распустила этот слух. В вестибюле появляется Лиза, за ней плетётся заспанный Молчалин. Служанка напоминает Молчалину, что барышня ждёт его. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, дабы не потерять её приязни и тем самым укрепить своё положение, по-настоящему же ему нравится одна Лиза.
Это слышат тихо подошедшая Софья и прячущийся за колонной Чацкий. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь». Молчалин пытается отпереться от сказанного, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля. Чацкий тоже даёт волю чувствам и обличает коварство Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отослать дочь к тётке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичницы. Чацкий горько смеётся и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми единомышленниками Фамусова, в обществе которых и впрямь трудно сохранить рассудок. Восклицая: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!» — он навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом. Сам же Фамусов более всего озабочен тем, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!» © В. П. Мещеряков

Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова
Грибоедов А. С.
Стр. 1

Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова
Грибоедов А.С.

Стр. 2

Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова
Грибоедов А.С.
Стр. 3

Отправить на email или скачать Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова можно с помощью кнопок ниже.

Скачать Краткое содержание «Горе от ума» Грибоедова

Похожие сочинения

Сочинение успешно отправлено!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Экспериментальные методы действия и инструменты для исцеления травмы, связанной с горем и потерей: обзор книги

Cite This

Карл Даттон, (2020, 30 июля). Эмпирические методы действия и инструменты для исцеления травмы, связанной с горем и потерей: обзор книги. Психрег на Книгах . https://www.psychreg.org/experiential-action-methods-and-tools-for-healing-grief-and-loss-related-trauma/

Время чтения: 3 минуты

Говорить о потере нелегко. задача для любого из нас, но это также необходимая вещь, чтобы помочь вам прийти к некоторому разрешению потери, которую вы пережили, а также для тех, кто может быть вовлечен, а также из друзей, коллег по работе, общественных групп и соседей.

Книга Методы эмпирического действия и инструменты для исцеления травмы, связанной с горем и потерей , предлагает терапевтам новый способ смотреть и работать в этой области жизни – смерть, умирание и травмы, связанные с потерей.

Авторы выпустили книгу, которая настолько доступна и практична для предмета и состояния человека, что часто бывает трудно «дойти туда», но позволяет использовать не только разговорные, но и творческие методы, чтобы помочь исследованию, катарсису и исцелению. горя.

Люсия Дэрроу — терапевт по вопросам брака и семьи, а также психодраматический психотерапевт, а Джанет Чайлдс уже более 40 лет оказывает поддержку, образование и помощь в кризисных ситуациях в Центре программы «Жизнь и смерть» Центра Билла Уилсона в Сан-Франциско. Оба автора имеют большой профессиональный опыт, но говорят на очень личном уровне о том, как смерть повлияла на них, а также на их собственное исцеление и трансформацию.

Что делает эту книгу настолько хорошей, так это то, что она делает тему утраты и горя частью человеческого бытия и что при соответствующей поддержке, руководстве, любви и подтверждении того, что можно найти способ «быть» с этим и возможно исцеление даже когда временами кажется совершенно противоположным.

Это заставило меня задуматься о моментах, когда я потерял членов семьи, и о том, как с помощью психодрамы я смог показать свое горе, а также почувствовать поддержку и связь с более широкой группой, чьи истории, возможно, были разными, но мысли и чувства были похожи. Я больше не чувствовал себя одиноким, что является обычным чувством горя и утраты.

На первой странице этой книги задается тон и сцена произведения о жизни и смерти. В нашей жизни мы танцуем балансирующее колесо жизни и смерти, печали и радости, мира и суматохи. Мы танцуем между контролем над своей жизнью и полной потерей контроля, когда сталкиваемся с событиями, которые меняют нашу жизнь. Если мы позволим нашему танцу стать приключением, а не осуждением решений, сделанных в прошлом, мы, возможно, сможем найти смысл в болезненных переживаниях.

Книга очень хорошо изложена, с большим набором практических инструментов, небольшими отрывками из сессий и теорией. Многие примеры творческих методов взяты из психодрамы и социодрамы, а также из терапии, основанной на искусстве.

В нем есть главы о возможности поделиться своей историей, средствах преодоления одиночества, печали, страха и гнева, а также о конкретных проблемах, таких как насильственная смерть и самоубийство, вера и процесс скорби, стресс, травма и критический стресс. управление. Это лишь некоторые из 21 главы.

Доктор Дж. Л. Морено, создатель психодрамы, сказал: «Тело помнит то, что забывает Разум». И, конечно же, работая над травмой, связанной с горем и потерей, многие старые раны/боли и воспоминания хранятся в теле, и озвучивание этих болей/боли/тоски с помощью методов, ориентированных на действия, может высвободить и исцелить их, чтобы преобразовательные действия могли помочь. быть принятым.

Я нашел всю книгу вдохновляющей и наполненной надеждой, которая является важной частью исцеления и признания того, что реакция каждого человека и сообщества на потерю/травму уникальна. Я рекомендую это как необходимое чтение в отношении горя и потери, связанной с травмой.

***

Изображение предоставлено Freepik.

ПОСМОТРЕТЬ ПРОФИЛЬ АВТОРА


Psychreg в основном предназначен только для информационных целей; материалы на этом веб-сайте не предназначены для замены профессиональной консультации. Не пренебрегайте профессиональным советом и не откладывайте обращение за лечением из-за того, что вы прочитали на этом сайте. Прочитайте наш полный отказ от ответственности.

Как понять свои чувства

Горе универсально. В какой-то момент у каждого будет хотя бы одна встреча с горем. Элизабет Кблер Росс написала в своей книге «О смерти и умирании», что горе можно разделить на пять стадий. Первоначально они были разработаны для больных людей, но эти этапы были адаптированы для преодоления горя в целом.

Горе универсально. В какой-то момент у каждого будет хотя бы одна встреча с горем. Это может быть смерть любимого человека, потеря работы, разрыв отношений или любое другое изменение, которое меняет жизнь, какой вы ее знаете.

Горе тоже очень личное. Это не очень аккуратно или линейно. Он не следует никаким временным рамкам или графикам. Вы можете плакать, злиться, отстраняться или чувствовать себя опустошенным. Ни одна из этих вещей не является необычной или неправильной.

Все горюют по-разному, но есть некоторые общие черты в стадиях и порядке переживаний во время горя.

В 1969 году швейцарско-американский психиатр Элизабет Кюблер-Росс написала в своей книге «О смерти и умирании», что горе можно разделить на пять стадий. Ее наблюдения стали результатом многолетней работы с неизлечимо больными людьми.

Ее теория горя стала известна как модель Кюблера-Росса. Хотя изначально он был разработан для больных людей, эти стадии горя были адаптированы и для других переживаний потери.

Пять стадий горя могут быть наиболее широко известны, но это далеко не единственные популярные стадии теории горя. Также существует несколько других, в том числе с семью этапами и только с двумя.

Согласно Кюблер-Росс, пять стадий горя:

  • отрицание
  • гнев
  • торг
  • депрессия
  • принятие

Вот что нужно знать о каждом из них.

Стадия 1: Отрицание

Горе — это непреодолимая эмоция. Нет ничего необычного в том, чтобы реагировать на сильные и часто внезапные чувства, притворяясь, что потери или изменения не происходит.

Отрицание дает вам время более постепенно усвоить новость и начать ее обрабатывать. Это обычный защитный механизм, который помогает вам не реагировать на напряженность ситуации.

Однако по мере того, как вы выходите из стадии отрицания, эмоции, которые вы скрывали, начинают расти. Вы столкнетесь с большим количеством печали, которую вы отрицали. Это тоже часть пути горя, но он может быть трудным.

Примеры стадии отрицания

  • Расставание или развод: «Они просто расстроены. Это закончится завтра».
  • Потеря работы: «Они ошиблись. Они позвонят завтра и скажут, что я им нужен».
  • Смерть любимого человека: «Она не ушла. Она появится из-за угла в любую секунду.
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Это происходит не со мной. Результаты неверны».

Стадия 2: Гнев

Там, где отрицание может рассматриваться как механизм выживания, гнев является маскирующим эффектом. Гнев скрывает многие эмоции и боль, которые вы несете.

Этот гнев может быть перенаправлен на других людей, таких как человек, который умер, ваш бывший или ваш бывший босс. Вы даже можете направить свой гнев на неодушевленные предметы. Хотя ваш рациональный мозг знает, что объект вашего гнева не виноват, ваши чувства в этот момент слишком сильны, чтобы действовать в соответствии с этим.

Гнев может маскироваться такими чувствами, как горечь или негодование. Это может быть не ярко выраженная ярость или ярость.

Не каждый переживает эту стадию горя. Другие могут задержаться здесь. Однако по мере того, как гнев утихает, вы можете начать более рационально думать о том, что происходит, и почувствовать эмоции, которые вы отодвигали в сторону.

Примеры стадии гнева

  • Расставание или развод: «Я его ненавижу! Он пожалеет, что бросил меня!
  • Потеря работы: «Они ужасные боссы. Я надеюсь, что они потерпят неудачу».
  • Смерть близкого человека: «Если бы она больше заботилась о себе, этого бы не случилось».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Где в этом Бог? Как смеет Бог допустить такое!»

Этап 3: Торг

Во время горя вы можете чувствовать себя уязвимым и беспомощным. В такие моменты сильных эмоций нередко приходится искать способы восстановить контроль или хотеть почувствовать, что вы можете повлиять на исход события. На стадии переговоров о горе вы можете обнаружить, что создаете много утверждений «что, если» и «если бы только».

Религиозные люди также нередко пытаются заключить сделку или дать обещание Богу или высшей силе в обмен на исцеление или облегчение горя и боли. Торг — это линия защиты от эмоций горя. Это поможет вам отложить печаль, замешательство или боль.

Примеры стадии торга

  • Расставание или развод: «Если бы я проводил с ней больше времени, она бы осталась».
  • Потеря работы: «Если бы я только работал больше по выходным, они бы увидели, насколько я ценен».
  • Смерть близкого человека: «Если бы я только позвонил ей той ночью, она бы не ушла».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Если бы мы только обратились к врачу раньше, мы могли бы остановить это».

Стадия 4: Депрессия

В то время как гнев и торг могут казаться очень активными, депрессия может ощущаться как тихая стадия горя.

На ранних стадиях потери вы можете бежать от эмоций, пытаясь быть на шаг впереди них. К этому моменту, однако, вы сможете принять их и проработать их более здоровым образом. Вы также можете изолировать себя от других, чтобы полностью справиться с потерей.

Однако это не означает, что депрессия протекает легко или четко определяется. Как и другие стадии горя, депрессия может быть сложной и запутанной. Это может показаться ошеломляющим. Вы можете чувствовать туман, тяжесть и растерянность.

Депрессия может показаться неизбежной точкой приземления любой потери. Однако, если вы чувствуете, что застряли на этом этапе или не можете преодолеть эту стадию горя, вы можете поговорить с экспертом по психическому здоровью. Психотерапевт может помочь вам преодолеть этот период преодоления.

Примеры стадии депрессии

  • Расставание или развод: «Зачем вообще продолжать?»
  • Потеря работы: «Я не знаю, как дальше двигаться дальше».
  • Смерть близкого человека: «Что я без нее?»
  • Диагноз неизлечимой болезни: «Вся моя жизнь подходит к этому ужасному концу».

Стадия 5: Принятие

Принятие не обязательно является счастливым или воодушевляющим этапом горя. Это не значит, что вы пережили горе или потерю. Это, однако, означает, что вы приняли это и пришли к пониманию того, что это значит в вашей жизни сейчас.

На этом этапе вы можете чувствовать себя совсем по-другому. Это вполне ожидаемо. В вашей жизни произошли серьезные перемены, и это меняет ваше отношение ко многим вещам.

Посмотрите на принятие как на способ увидеть, что хороших дней может быть больше, чем плохих. Там еще может быть плохо — и это нормально.

Примеры стадии принятия

  • Расставание или развод: «В конечном счете, это был правильный выбор для меня».
  • Потеря работы: «Я смогу найти путь вперед и начать новый путь».
  • Смерть любимого человека: «Мне так повезло, что я провел с ним столько прекрасных лет, и он навсегда останется в моих воспоминаниях».
  • Диагноз неизлечимой болезни: «У меня есть возможность все уладить и убедиться, что я смогу делать то, что хочу, в эти последние недели и месяцы».

Семь стадий горя — еще одна популярная модель для объяснения многих сложных переживаний утраты. Эти семь этапов включают:

  • Шок и отрицание: Это состояние недоверия и оцепенения чувств.
  • Боль и чувство вины: Вы можете чувствовать, что потеря невыносима и что вы усложняете жизнь другим людям из-за своих чувств и потребностей.
  • Гнев и торг: Вы можете наброситься, сказав Богу или высшим силам, что сделаете все, что они попросят, если только они дадут вам облегчение от этих чувств или этой ситуации.
  • Депрессия: Это может быть период изоляции и одиночества, в течение которого вы переживаете утрату и размышляете над ней.
  • Поворот вверх: В этот момент стадии горя, такие как гнев и боль, утихли, и вы остались в более спокойном и расслабленном состоянии.
  • Реконструкция и проработка: Вы можете начать собирать кусочки своей жизни вместе и двигаться вперед.
  • Принятие и надежда: Это очень постепенное принятие нового образа жизни и ощущение возможности будущего.

В качестве примера это может быть представление этапов от расставания или развода:

  • Шок и отрицание: «Она ни за что бы так со мной не поступила. Она поймет, что ошибалась, и вернется сюда завтра.
  • Боль и чувство вины: «Как она могла сделать это со мной? Насколько она эгоистична? Как я все испортил?»
  • Гнев и торг: «Если она даст мне еще один шанс, я буду лучшим парнем. Я обожаю ее и дам ей все, что она попросит».
  • Депрессия: «У меня больше никогда не будет отношений. Я обречен подвести всех».
  • Поворот вверх: «Конец был тяжелым, но в будущем может быть место, где я смогу увидеть себя в других отношениях».
  • Реконструкция и проработка: «Мне нужно оценить эти отношения и учиться на своих ошибках».
  • Принятие и надежда: «У меня есть что предложить другому человеку. Я просто обязан встретиться с ними».

Не существует этапа, который повсеместно считается самым трудным для прохождения. Горе — это очень индивидуальный опыт. Самая тяжелая стадия горя варьируется от человека к человеку и даже от ситуации к ситуации.

Горе у всех разное. Нет точных временных рамок, которых нужно придерживаться. Вы можете месяцами оставаться на одной из стадий горя, но полностью пропускать другие стадии.

Это типично. Чтобы пройти через процесс скорби, требуется время.

Не все проходят стадии горя линейно. У вас могут быть взлеты и падения, вы можете переходить от одного этапа к другому, а затем возвращаться назад.

Кроме того, не все проходят все этапы горя, и вы можете пройти их не по порядку. Например, вы можете начать справляться с потерей на стадии переговоров, а затем оказаться в гневе или отрицании.

Избегание, игнорирование или отказ себе в возможности выразить свое горе может помочь вам отделиться от боли утраты, через которую вы проходите. Но удержание его не заставит его исчезнуть. И нельзя вечно грустить.

Со временем неразрешенное горе может превратиться в физические или эмоциональные проявления, влияющие на ваше здоровье.

Чтобы оправиться от потери и двигаться дальше, вы должны обратиться к ней. Если у вас возникли проблемы с переживанием горя, подумайте о том, чтобы обратиться за консультацией, чтобы помочь вам справиться с этим.

Горе — естественная эмоция, которую можно испытать, переживая потерю.

Хотя каждый переживает горе по-разному, определение различных стадий горя может помочь вам предвидеть и понять некоторые реакции, которые могут возникнуть в процессе горя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *