Главы 24-27 (Том II, 1-4)
Резюме
Джейн получает еще одно письмо от Кэролайн Бингли и с сожалением читает, что Бингли не собираются когда-либо возвращаться в Незерфилд. Эта новость повергает Джейн в депрессию и злит Элизабет. Она обвиняет сестер Дарси и Бингли в том, что они помешали счастью ее сестры, и возмущается Бингли за то, как легко им манипулировали близкие. Настроение Элизабет несколько поднимают частые визиты Уикхема, который продолжает внимательно относиться к Элизабет.
Брат и невестка миссис Беннет, мистер и миссис Гардинер, приезжают в Лонгборн, чтобы провести Рождество с семьей Беннет. В отличие от других родственников миссис Беннет, Гардинеры воспитаны и умны, и Джейн и Элизабет чувствуют себя с ними особенно близко. Миссис Гардинер предостерегает Элизабет от поощрения Уикхема, говоря ей, что отсутствие удачи с обеих сторон делает надежду на брак между ними двумя непрактичной и безответственной. Миссис Гардинер также наблюдает за меланхолией Джейн и предлагает ей вернуться с ними в Лондон.
Тем временем мистер Коллинз и Шарлотта Лукас женятся и отправляются в пасторский дом мистера Коллинза в Хансфорде, Кент. Перед отъездом Шарлотта просит Элизабет вскоре навестить ее, и Элизабет неохотно соглашается. В марте Элизабет сопровождает отца Шарлотты и младшую сестру Марию, чтобы навестить Шарлотту, по которой Элизабет начала скучать. По пути в Хансфорд группа останавливается на ночь в Лондоне, чтобы остаться с Гардинерами. Находясь там, Элизабет и ее тетя обсуждают недавние ухаживания Уикхема за мисс Кинг, наследницей. Миссис Гардинер рассматривает его действия как корыстные, но Элизабет защищает его право преследовать богатую невесту. Перед отъездом Элизабет из Лондона ее тетя и дядя приглашают ее составить им компанию в поездке летом по северной Англии, и Элизабет соглашается.
Анализ
По мере развития Гордость и предубеждение тщательно сбалансированная структура романа становится все более очевидной. В этих главах, например, разочарование Джейн в любви сопоставляется со свадьбой Шарлотты. Обратите внимание, что ни одна из этих ситуаций не соответствует идеалистическому взгляду Элизабет на жизнь. Элизабет считает, что люди должны вступать в брак по любви, а не по соображениям безопасности, и очень активно высказывалась по этому поводу. Столкнувшись с реальностью разбитого сердца Джейн и практичности Шарлотты, Элизабет отвечает гневом и негодованием, не желая оправдывать или понимать действия, которые так сильно отклоняются от ее системы убеждений. Такое отношение, особенно к Шарлотте, является признаком незрелости и наивности Элизабет в этом месте книги. Однако по мере того, как ее убеждения продолжают подвергаться сомнению, она повзрослеет.
Отказ Элизабет видеть какую-либо точку зрения, отличную от ее собственной, отражает тему слепоты или предрассудков, которая проходит через всю книгу. До этого момента Шарлотта была главным человеком, который подвергал сомнению суждения Элизабет настолько аргументированно, что она заставляет читателя также усомниться в восприятии Элизабет. Однако в этих главах миссис Гардинер вступает в сюжет и соответствует способности Шарлотты точно определять предубеждения и несоответствия Элизабет. Например, миссис Гардинер предостерегает Элизабет от поощрения Уикхема, заявляя: «У вас есть смысл, и мы все ожидаем, что вы его используете». Она также ставит под сомнение интерес Уикхема к мисс Кинг, отказываясь игнорировать корыстный аспект его внимания, в отличие от Элизабет, которая с готовностью оправдывает его действия. Опасения миссис Гардинер кажутся достаточно разумными, чтобы заставить читателей задуматься, а не является ли Уикхем таким надежным и симпатичным, каким его считает Элизабет.
Знакомство Гардинеров с романом представляет собой контраст с остальной частью семьи миссис Беннет. В отличие от миссис Беннет и ее сестры миссис Филлипс, Гардинеры умны, воспитаны и чувствительны. Эти различия существенны не только потому, что они показывают, что у Элизабет есть родственники, помимо Джейн, которыми она может гордиться, но они также демонстрируют, что представители среднего класса могут быть такими же утонченными и воспитанными, как и представители высшего класса.
Глоссарий
возмущаться чувствовать или выражать несчастье или недовольство; жаловаться; раздражение.
заботливость состояние заботливости; забота или забота.
Посягательство Незаконное проникновение или вторжение, особенно постепенное или исподтишка.
осмотрительность тщательно взвесить все сопутствующие обстоятельства, прежде чем действовать, судить или принимать решение; осторожный.
приписать приписывание (особенно вины или проступка) другому лицу.
переходный исчезающий со временем; не постоянный; временный.
скрещено встречно; сорван; против.
бросить отвергнуть или бросить (ранее принятого любовника).
извращенный упорствующий в ошибке или сбое; упорно вопреки.
опросили подробно изучили или обсудили; внимательно осмотрел.
Смягчение
уменьшение серьезности (правонарушения) путем предоставления оправдания или использования в качестве оправдания.откровенность честность и беспристрастность; беспристрастность.
избитый избитый из-за чрезмерного использования.
уступчивость согласие или согласие без протеста.
Грейсчерч-стрит немодная улица.
омовение омовение тела.
неосторожность отсутствие благоразумия; невнимательность к последствиям.
обманули обманули обманом; обманули или обманули.
прощай прощай; прощание.
наемник движимый стремлением к деньгам или другой выгоде; жадный.
скупость слишком большое желание иметь богатство; алчность.
нескромность качество нескромности или отсутствия скромности.
Озера Озерный край на севере Англии.
селезенка [Архаическая] меланхолия; низкое настроение.
транспорт увлечь эмоциями; восторг; вход.
излияний безудержное или эмоциональное выражение.
Война и мир, том 2, часть 2: главы 1–4, сводка и анализ
«Война и мир», том 2, часть 2, главы 1–4, сводка и анализ | ЛитЧартсПоссорившись с женой, Пьер едет в Петербург. Пока он ждет на почтовой станции, погруженный в свои мысли, он чувствует, что винт, скрепляющий его жизнь, «повернулся в ту же канавку, не зацепившись [.]». Он задается вопросом о природе добра и зла, любви и ненависти. Кажется, что только смерть разрешит его вопросы, но он боится смерти.
До сих пор у Пьера не было устойчивого чувства направления или морального центра в своей жизни; дуэль и крах его брака сделали это очевидным. У него есть всепоглощающие вопросы о смысле жизни, но он не видит действенного пути к их разрешению.
Активный Темы
Счастье и смысл жизни
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Другого путника, ожидающего лошадей, вводят в приемную Пьера. Мужчина приземистый, морщинистый, пожилой, с тяжелыми бровями над блестящими глазами. Новичок садится и смотрит на Пьера проницательным взглядом. Когда мужчина закрывает глаза и складывает руки, Пьер замечает на одном из его пальцев большой перстень с печаткой; кольцо имеет форму черепа. Он продолжает наблюдать за мужчиной, пока тот пьет чай и читает книгу, чувствуя непреодолимое влечение к нему. Наконец другой человек говорит. Он узнает Пьера и слышал о его недавней «несчастье». Он уверяет Пьера, что он не просто любопытен — он хочет помочь. Когда он улыбается, пожилой мужчина выглядит теплым и отеческим.
Есть символическое значение в том, что Пьер находится в путешествии, когда встречает таинственного человека — это не только буквальное путешествие к новой жизни, но и духовное путешествие к новому пониманию смысла жизни. Также не случайно этот человек вызывает у Пьера отцовские чувства — после смерти графа Безухова в жизни Пьера наступила пауза, из-за чего он чувствовал себя более бесцельно, хотя, по иронии судьбы, это дало ему больше финансовых возможностей.
Активный Темы
Любовь, брак и семья
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Счастье и смысл жизни
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Когда Пьер спрашивает, мужчина признается, что принадлежит к братству масонов. Пьер чувствует себя разбитым — он инстинктивно доверяет доброму человеку, хотя в прошлом он издевался над масонами. Он говорит незнакомцу, что их образ мыслей полностью противоположен. Человек отвечает, что на самом деле условный образ мыслей Пьера является грубым заблуждением. Что касается самого себя, то он не может претендовать на знание истины — только через бесчисленные поколения достигается истина, «камень за камнем», строя «достойное жилище» для Бога. Пьер поражен уверенностью своих слов.
Толстой нашел в московском музее собрание масонских текстов, которые он использовал в качестве основы для описаний масонских верований и церемоний, представленных в этом разделе. Братская организация масонства восходит к средневековью. Масонство иерархично и в значительной степени символично, его ритуалы основаны на ремесле каменщика. Его главным символом является Храм Соломона в древнем Иерусалиме. Масонство появилось в России в 1700-х годах, поэтому к этому времени оно должно было утвердиться на протяжении нескольких поколений.
Активный Темы
С неохотой Пьер признается, что не верит в Бога. Мейсон улыбается, как богатый человек, собирающийся сделать подарок бедняку. Он говорит, что Пьер не знает Бога и оттого несчастлив. Он уверяет Пьера, что Бог есть — на самом деле он здесь, в них обоих. Если бы это было неправдой, как они вообще могли бы сидеть здесь и говорить о Боге? Хотя это правда, что Бога трудно понять, это просто показывает величие Бога.
Духовные верования масонства в целом деистичны и, как предполагает старик, не согласуются ни с одной религиозной системой. Масон называет «Бога» благожелательным Высшим Существом, которое создает и обитает в творении и не может быть постигнуто ни одним человеком.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Пьер замирает от слов незнакомца. Он не уверен, верит ли он в содержание речи Мэйсона или просто верит в силу убеждений этого человека по сравнению с его собственным полным отсутствием убеждений, но он хочет верить и чувствует, что верит. Старец продолжает, что человек не может понять Бога через разум, но через жизнь. Для этого человек должен очиститься, ведомый божественным светом совести, чтобы достичь высшей науки. Делая вид, что знает все о прошлом Пьера, этот человек указывает, что Пьер не только не очищался и не помогал другим, но и вел праздную развратную жизнь. Пьер соглашается и просит мужчину о помощи. Прежде чем продолжить свое путешествие, мужчина пишет записку для человека в Петербурге, графа Вилларского. Он призывает Пьера проводить время в уединении и самоанализе.
Пьер легко поддается чужим чувствам, и привлекательность Мейсона не исключение. Он никогда не придерживался духовных убеждений, поэтому его уверенность в духовных реалиях так же привлекательна, как и конкретика того, что он говорит. Этот человек также предполагает, что духовная истина достигается путем нравственного совершенствования себя — сообщение, которое обращается к Пьеру в его деморализованном состоянии. Масонство как бы предлагает Пьеру готовый путь к освобождению от бесцельного, потакающего своим желаниям существования.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Похожие цитаты с Пояснениями
После ухода человека Пьер заглядывает в журнал почтмейстера и узнает, что его зовут Осип Алексеевич Баздеев, известный масон и мартинист. Пьер ходит по станции, размышляя о своей прошлой развратной жизни и радостно предвкушая исправительную, добродетельную жизнь в будущем. Ему кажется, что теперь, когда он познал благо добродетели, легко будет изменить свою жизнь. Он воображает, что масонство — это просто братство, объединившееся для поддержки друг друга на таком пути.
Толстой основывал образ Баздеева на образе московского масона Поздеева, умершего в 1811 году. «Мартинисты» были последователями учения французского духовного писателя Мартина де Паскуалли, чьи идеи были тесно связаны с масонскими.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Когда Пьер приезжает в Петербург, он проводит время за чтением Фомы Кемпийского. Книга показывает ему идею совершенствования и распространения братской любви среди людей, как сказал Осип Алексеевич. Через неделю после его приезда к нему приезжает молодой польский граф Вилларский. Он входит в комнату с тем же торжественным видом, который видел Пьер, когда секундант Долохова подошел к нему перед дуэлью. Он разительно отличается от того веселого светского человека, которого Пьер смутно знал раньше.
Фома Кемпийский был немецко-голландским монахом, чья книга «Подражание Христу» была одним из самых популярных религиозных произведений позднего средневековья. Граф Вилларский дает Пьеру ощущение, что он стоит перед выбором жизни и смерти, как в дуэли с Долоховым. Подобно дуэли, масонство позволяет Пьеру выйти за пределы ограничений аристократического общества и столкнуться с более глубокими реалиями.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Граф Вилларски спрашивает Пьера, хочет ли он присоединиться к масонам под его покровительством. Он также спрашивает Пьера, отказался ли он от своих прежних убеждений и теперь верит в Бога. Задумчиво Пьер говорит, что верит в Бога. Затем они садятся в карету Вилларски и едут к ложе масонов. Вилларски объясняет, что Пьера будут проверять, и все, что ему нужно сделать, это сказать правду. Вилларски завязывает Пьеру глаза, целует его и ведет вперед за руку. Он желает Пьеру мужества и велит снять повязку, когда слышит стук в дверь.
Масонство включает в себя тщательно продуманный, тайный ритуал посвящения, в ходе которого посвященный изучает знаки и аллегории братства. Это посвящение дает Пьеру возможность найти место в жизни и направление, чего ему не дали ни общество, ни брак.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Пьер ждет около пяти минут, переживая череду эмоций: страх, любопытство и, самое главное, радость от начинающейся новой жизни. Когда он слышит стук в дверь, он снимает повязку с глаз и оказывается в почти полностью темной комнате. Он видит горящую внутри человеческого черепа лампу, открытую Библию и гроб, наполненный костями. Затем в комнату входит невысокий мужчина в длинном фартуке. Пьер узнает ритора (человека, который готовит искателей в масоны) — знакомого по имени Смольянинов.
Пьер надеется, что масонство — это то, что он искал. В некотором смысле это тайное общество похоже на общественное общество, давая Пьеру еще один контекст для приспособления к мужчинам, с которыми он пересекается в обществе. В этом отношении неважно, что означают странные, болезненные символы или во что верит Пьер; больше всего система предлагает Пьеру своего рода возрождение.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Когда Пьеру предлагается изложить свою цель, он сначала чувствует себя не в состоянии говорить, но в конце концов говорит, что хочет обновления и надеется, что масоны помогут ему. Говорит сбивчиво, потому что не привык обсуждать отвлеченные темы по-русски. Затем ритор объясняет древние тайны, переданные масонством, которые требуют личного очищения. Другая цель масонства состоит в том, чтобы его члены стали образцом нравственности для человечества в целом. Пьера особенно тянет к последней цели, надеясь помочь другим, таким же морально развращенным, как и он.
Борьба Пьера с абстрактным русским языком — еще один пример его постоянной борьбы за то, чтобы вписаться в свое общество (хотя это не редкость среди аристократов, воспитанных на французском языке). Примечательно, что как только он слышит о целях масонства, он пропускает часть морального совершенствования, желая сразу перейти к помощи другим людям. Это свидетельствует о щедром сердце Пьера, а также о его идеалистическом нетерпении найти смысл жизни.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Активный Темы
Через полчаса ритор возвращается и рассказывает Пьеру о семи добродетелях, которые масоны должны развивать. Они соответствуют семи ступеням храма Соломона: осмотрительность, послушание, нравственность, любовь к человечеству, мужество, щедрость и любовь к смерти. Последняя добродетель означает, что человек должен медитировать о смерти до тех пор, пока он не перестанет ее бояться. Пьер думает о добродетелях и особенно тянется к послушанию — после всех его стараний понять жизнь мысль о подчинении кому-то другому кажется освобождающей. Когда ритор возвращается на этот раз, Пьер говорит ему, что готов на все.
Обращение Пьера к добродетели послушания говорит само за себя. Уступка другим, кажется, освобождает Пьера от ответственности за выяснение того, как прожить свою жизнь. Пьер игнорирует акцент на любви к смерти, но со временем именно это бесстрашие перед смертностью сыграет большую роль в развитии Пьера.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Ритор объясняет, что масонская индукция передает свои учения не только устно, но и через символические иероглифы. Он просит Пьера передать ему свои ценности в знак великодушия. Затем он велит Пьеру раздеться в знак послушания. Сделав это, он просит Пьера рассказать ему о своем главном пристрастии — том, что больше всего мешало ему на пути добродетели. После долгих раздумий Пьер говорит, что его главный порок — «женщины». После этого ритор еще раз завязывает ему глаза и говорит, что отныне он должен искать блаженства не во внешнем мире, а внутри.
Церемония посвящения символически лишает Пьера того, за чем он может спрятаться — денег и одежды (то есть его социального положения) — прежде чем потребовать от него признать свою глубочайшую моральную борьбу. Когда Пьер называет «женщин» своей самой большой проблемой, он думает в основном об Элен — как он позволил себе жениться на ней из-за социального давления и сексуального влечения, даже зная, что не уважает ее характер и что они несовместимы.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Активный Темы
Пройдя через лабиринт коридоров, Пьер слышит аллегории об опасных трудах жизненного пути и об архитекторе мира. После нескольких завязок глаза Пьера открываются, чтобы увидеть дюжину мужчин, сидящих за столом; некоторых из них он узнает из петербургского общества. Ему дали несколько символических предметов, таких как фартук (для безупречности), мастерок (работа по очищению) и несколько пар перчаток (одну из которых нужно отдать женщине, которую Пьер больше всего чтит).
Эзотерическая масонская символика, кажется, производит на Пьера относительно небольшое впечатление, но в конце концов его приглашают в элитарную компанию — толпу, в которой он чувствует себя неловко в повседневной жизни. В этом окружении он может чувствовать себя не просто терпимым, а признанным достойным. Это то, чего Пьер всегда пытался достичь во внешнем мире.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Active Темы
Пьеру наконец разрешают сесть за стол, и гроссмейстер читает правила. Пьер так ошеломлен, что не может их понять, но помнит последнее — что масоны могут различать только добродетель и порок. В противном случае они никогда не должны нарушать равенство между членами. Они должны быть быстры, чтобы помогать, ободрять и прощать друг друга. Тогда великий магистр обнимает Пьера, и глаза Пьера наполняются слезами радости. По дороге домой со встречи он чувствует себя так, словно вернулся из далекого путешествия и полностью изменил свой образ жизни.