Краткое содержание: «Барышня-крестьянка» — ReadRate
Повесть «Барышня-крестьянка» относится к циклу «Повести Белкина». Пушкин закончил её в 1830 году, в самый разгар Болдинской осени. Этот период – особая страница в его биографии. Литературоведы дружно считают его самым плодотворным творческим периодом писателя.
Переодевание барышни в простую крестьянку показывает, что настоящей любви нипочём предрассудки, глупые споры и обман. Весёлая романтическая история с тайными встречами и нежными письмами читается легко и быстро, впрочем, как и большинство вещей Александра Сергеевича.
Чтобы на экзамене не запутаться в хронологии событий, лучше заранее освежить в памяти этот сюжет, прочитав краткий пересказ «Барышни-крестьянки».
После выхода в отставку бывший гвардеец Иван Петрович Берестов примеряет на себя роль помещика. Он не ладит с ближайшим соседом, промотавшимся барином-англоманом Григорием Ивановичем Муромским. Тот пытается применить в своём хозяйстве новые методы возделывания земли, от которых мало толку.
У Берестова есть сын Алексей Иванович – прекрасный наездник и любимец барышень. Сам он к прекрасному полу относится холодно. У Муромского есть единственная дочь, Лизавета Григорьевна. После гуляний у соседей Настя, служанка Лизы, рассказывает хозяйке, что молодой барин невероятно хорош собой. Он без стеснения играл с крестьянскими девушками в горелки.
Лиза хочет познакомиться с красавцем-соседом. Она переодевается в одежду крестьянки и рано утром идёт в лес, чтобы во время охоты подловить Берестова-младшего. Девушка представляется охотнику Акулиной. Алексей хочет познакомиться с её отцом, на что она предлагает ему встретиться на том же месте завтра.
Зная о вражде отца с соседом, Лизавета находится в сомнениях и хочет не прийти в условленный час. В итоге свидание в чаще состоялось. Молодой человек невероятно очарован новой знакомой. Когда Алексей слышит, что это должна быть их последняя встреча, он умоляет позволить видеться хотя бы изредка.
Девушка после раздумий соглашается. С каждым свиданием их взаимные нежные чувства только крепнут.Как-то во время ранней охоты лошадь Муромского пугается зайца, неожиданно оказавшегося на её пути. Она сбрасывает с себя седока. Берестов по счастливому совпадению оказывается рядом, помогает пострадавшему и приглашает к себе на завтрак. После неожиданно приятной беседы Муромский приглашает соседа вместе с сыном к себе в имение. Лиза вынуждена до неузнаваемости изменить свою внешность, чтобы возлюбленный её не узнал. Это срабатывает: Алексей не признаёт в представленной ему барышне свою любимую.
На следующий день Лиза спрашивает, как Алексею барышня. Тот отвечает ей, что она «урод уродом». Герой предлагает якобы неграмотной Акулине давать ей уроки грамоты. Молодого барина поражает, как быстро простая крестьянская девушка осваивает азбуку. Теперь герои общаются с помощью записок.
Главы семейств постепенно сдружились. Им приходит идея поженить своих детей. Алексей противится этому решению. Отец ставит сына перед выбором: он либо женится на дочери Муромского, либо лишится наследства. Берестов-младший пишет о случившемся Акулине и предлагает ей выйти за него замуж.
Наступает утро следующего дня. Алексей едет к соседу-помещику, чтобы с ним объясниться. Дома оказывается только Лиза. Увидев её, юноша цепенеет. Героиня погружена в чтение письма, поэтому не замечает, как её любимый входит в комнату. В порыве чувств герой бросается к девушке и начинает целовать ей руки. Свидетелем этой сцены становится Григорий Иванович. Нетрудно догадаться, что он с радостью благословляет молодых.
Чтобы на экзамене вас не поставили в тупик каверзные вопросы по этому произведению, вот несколько деталей, которые не вошли в краткое изложение повести «Барышня-крестьянка»:
- Берестов – владелец суконной фабрики.
- Муромский устраивает у себя английский сад, а поля обрабатывает по английской методе.
- Алексей получил университетское образование, хочет поступить на военную службу.
- Лизавета выдаёт себя за дочь кузнеца.
- Чтобы обман не был раскрыт, героиня просит не искать её в деревне, а время свиданий назначает сама.
- Лиза сначала отказывается появляться перед гостями, а потом придумывает хитрый трюк. Как пишет Пушкин, она «набелена была по уши», а на её голове красовались светлые фальшивые локоны.
- Алексей пишет письмо не только Акулине, но и Лизе, где сообщает барышне, что не может на ней жениться.
- Первой Акулину-Лизу в чаще находит собака Алексея по кличке Сбогар.
- Название имения Муромского – Прилучино.
- Горничная Настя выступает в роли почтальона, доставляя записки влюблённых в дупло старого дерева.
- Когда Лиза читает объяснение Алексея, она одета в белое платье.
Вам также может понравиться материал про краткий пересказ «Станционного смотрителя».
Барышня-крестьянка, краткое содержание, анализ произведения А. Пушкина
Меню статьи:
- Общая характеристика пушкинского произведения
- История написания повести
- Болдинская осень в пушкинской биографии
- Критика и анализ «Барышни-крестьянки»
- Тематика текста
- Идея повести
- Композиционные особенности текста
- Краткое изложение содержания «Барышни-крестьянки»
- Кто действующие лица повести?
- Экспозиция произведения
- Что мы знаем о героях повести?
- Главные события текста
- Роль Насти
- Свидания молодых людей
- Соседские взаимоотношения
- Встреча в доме
- Алексей видит Акулину
- Корреспонденция
- Григорий и Иван
- Объяснения
- Чем все закончилось?
Александра Сергеевича Пушкина, как правило, называют поэтом. Однако перу русского гения принадлежат и произведения прозы. Литературные критики отмечают своеобразие и красоту пушкинских текстов. «Барышня-крестьянка», краткое содержание и особенности сюжета произведения – именно так звучит тема этой статьи.
Пушкинские повести отличаются колоритностью образов, затейливостью сюжета, а также интересными конфликтами. Среди сонма пушкинских творений литературоведы особенно выделяют «Барышню-крестьянку». Этот текст сегодня изучается в школьной программе по литературе – для шестого класса. Для начала, стоит ознакомиться с деталями создания и особенностями этого шедевра.
История написания повести
Писатель работал над этим произведением в течение осени 1830-го года. Этот плодотворный период в пушкинском творчестве исследователи назвали Болдинской осени. В тот год в Российской империи бушевала холера, поэтому поэт оказался взаперти в поместье. Литература стала отдушиной для писателя – на фоне свадьбы, которую пришлось отложить. Три месяца активной работы привели к появлению цикл прозы. Впоследствии книгу пушкинских прозаических текстов опубликовали, озаглавив «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.».
Через год, в 1831-м, произведение встретило своих первых поклонников. На самом деле Александр Сергеевич боялся публикации повести. Писатель сомневался в успехе своего творения. В чем же причина сомнений автора? Оказалось, что произведение – не оригинально на 100%. Писатель заимствовал сюжетную основу и некоторые приемы у коллег-современников. Русский поэт анализировал как отечественные тексты, так и зарубежные шедевры литературы. Особенно заимствование сказывается на художественном приеме под названием «маски и переодевания». Вопреки волнениям Александра Сергеевича, публика восприняла текст с восторгом.
Болдинская осень в пушкинской биографии
Этот плодотворный период в творчестве русского гения назвали «Болдинской осенью». Вспышка холеры, как мы упомянули выше, заставила писателя остаться в имении на всю осень. Три месяца поэт провел в усердной работе на литературном поприще. Александр Сергеевич сумел сломать стереотип и занять почетное место и на пантеоне прозы. Вопреки этому читатели все равно продолжают называть Пушкина, прежде всего, поэтом.
Критика и анализ «Барышни-крестьянки»
Ключевой темой произведения является любовь. Автор также сделал акцент на сочетании любви и обмана. Жанр пушкинского шедевра определяется как повесть. По направлению повесть подходит к определению реализма. Текст отличается простотой композиции. Развитие сюжета – линейное. Повествование плавно движется от завязки к финалу. Автор уделяет достаточно много внимания экспозиции. Поэтому начало произведения – объемное. Здесь читатели знакомятся с персонажами, узнают об отношениях между героями.
Тематика текста
Тема произведения раскрывается при анализе мотивов, фигурирующих в тексте. Основу повести составила классическая тематика: любовь. Автор обращается к проблематике моральных, социальных и культурных аспектов любви. Писатель представляет в своем шедевре вопросы заимствования чужих культур, проблему обмана. Также Александра Сергеевича интересует положение сельских жителей, разница в распределении социальных благ. Пушкин ставит ребром известную проблему: взаимоотношения разных сословий, возможность дружбы между людьми с разными статусами.
Идея повести
Писатель поставил себе цель продемонстрировать, что правда всегда выходит из тьмы. Любые обманы – рано или поздно, разумеется – обнаруживаются. Мораль такова: ложь – это плохо. Ложь разрушает доверие и, как следствие, – человеческие отношения. Поэтому даже безобидный обман или розыгрыш может закончиться плачевно. А вот настоящую любовь надо ценить. Никакие обманы и ссоры не стоят таких сильных чувств. Близкие, родные люди заслуживают откровенности и честности.
Композиционные особенности текста
Какой анализ художественного творения без характеристики композиции? Александр Сергеевич выбрал простую, незатейливую композицию для своего шедевра. Однако структура произведения не лишена особенностей. Изюминка текста – обширная завязка, а также отсутствие привычного типа финала. Писатель оставляет публике право самостоятельно придумать концовку произведения и сделать выводы. Литературоведы определяют жанр этого текста как повесть. На это указывает ряд признаков:
- средний объем книги;
- образная система произведения;
- разнообразная проблематика.
Краткое изложение содержания «Барышни-крестьянки»
Проанализировав ключевые моменты, можно переходить непосредственно к краткому пересказу событий пушкинского шедевра. Название произведения тоже отличается символичностью. Так автор подчеркнул, что львиную долю в сюжете занимают переодевания-преображения героини.
Кто действующие лица повести?
Писатель выстраивает довольно разветвленную образную систему. Так, в произведении четко выделяются две группы персонажей: действующие лица первого и второго плана. Среди главных героев следует упомянуть следующих персонажей:
- Лизавету Григорьевну Муромскую автор ставил во главу списка «главных героев». Девушке исполнилось семнадцать лет. Лиза – единственная дочка в семье. Писатель подчеркивает, что родители ни в чем не отказывали девочке, баловали героиню. Лиза переодевается в сельскую жительницу;
- Алексея Ивановича Берестова тоже следует причислить к персонажам первого плана. Юноша воспитывался в университетских стенах, желая сделать военную карьеру. Увидев барышню Муромскую, переодетую в Акулину, влюбился в героиню.
Далее охарактеризуем второстепенных действующих лиц:
- Григория Ивановича Муромского автор называет «настоящим русским барином». Мужчина ориентируется на западную культуру и философию, любит английские вещи. Герой потерял жену и растит дочь;
- Ивана Петровича Берестова писатель, в свою очередь, представляет барином, помещиком. Герой владеет суконной фабрикой, растит сына;
- Настю литератор изображает крепостной девушкой и горничной барышни Муромской.
Экспозиция произведения
Александр Сергеевич начинает повествование с рассказа про две семьи: Берестовых и Муромских. Эти помещичьи семьи живут по соседству, но отличаются кардинально разными взглядами. Однажды Берестовых навестил Алексей. Юноша, сын помещиков, вырос красивым, образованным и хорошо воспитанным. В деревне быстро узнали о приезде младшего Берестова. В семье Муромских, в свою очередь, растет дочь – Лиза. Девушка пожелала узнать Алексея поближе. Однако Лиза не знала, как познакомиться с юношей. На помощь барышне приходит Настя, которая служила в поместье. Отсюда и начинаются основные события пушкинского шедевра.
Что мы знаем о героях повести?
Поместье Берестовых располагалось в отдаленной российской губернии. Автор рассказывает читателям о молодых годах героя. Так, Берестов успел послужить в армии (гвардейцем). После отставки мужчина уехал жить в деревенское имение. В скором времени помещик выстроил большой дом, а также обзавелся фабрикой.
Александра Сергеевича Пушкина можно назвать разносторонне одаренным человеком. В наследии поэта выделяется произведение «Дубровский», с кратким содержанием которого мы предлагаем ознакомиться читателям
Герой занимался производством сукна.
Мужчина состоял в плохих отношениях с соседом – Муромским. Этот герой – полная противоположность Берестова. Если Иван всю жизнь занимался увеличением состояния, то Григорий, напротив, растратил все средства. После краха состояния герой приехал в деревенское имение. Здесь Муромский продолжил вести привычный образ жизни. Григорий – фанат делать все на английский манер: разводить сады, обрабатывать поля и т. д. Ивана раздражал образ жизни и способ вести дела соседа. В свою очередь, Муромский отвечал герою взаимностью: Иван для него «медведь и провинциал».
Главные события текста
Автор подчеркивает, что Алексей – красивый, стройный молодой человек, прекрасный наездник. Юноша нравился барышням. Тем не менее, герой оставался холодным к женщинам. Лизу тоже заинтересовал гость деревни. Однако было одно «но»: девушка из барской семьи не могла самостоятельно познакомиться с мужчиной. В обществе того времени молодых людей знакомили – отцы, друзья или официальные лица. Общих друзей у Лизы с Алексеем не было, а отцы враждовали. Как же быть в этой ситуации?
Роль Насти
Насте – второстепенной героине – принадлежит главная роль в знакомстве двух молодых людей. Во-первых, именно Настя поведала барышне об Алексее. Девушка назвала гостя «удивительно хорошим» юношей. На сельском празднике младший Берестов произвел впечатление на людей, играя с крестьянками с игры.
Лиза боялась, что юноша уличит ее в «погоне» за женихом. Поэтому Лиза решает переодеться в костюм крестьянки. Девушка якобы «случайно» встречается с приезжим юношей. На самом деле героиня знала, что гость будет здесь на охоте. Лиза представилась дочкой деревенского кузнеца и назвалась Акулиной. Девушка притворилась «испуганной», «застенчивой». Лиза мастерски «сыграла» крестьянку, используя местное деревенское наречие.
Свидания молодых людей
Лиза смотрелась обворожительно и естественно в крестьянском платье. Алексей заинтересовался незнакомкой. Юноша изъявил желание навестить отца девушки. Однако та пообещала завтра прийти сюда для встречи.
Лиза чувствовала тревожность, казалась рассеянной. Героиня не собиралась идти на свидание. Но Лизу мучил страх: а что будет, если юноша встретится с настоящей дочкой кузнеца? Да, такая существовала – «толстая, рябая девка».
Алексей же, напротив, ощущал окрыление и невероятное желание встретиться вновь. Как только взошло солнце, молодой человек побежал на место встречи. Встретившись с юношей, Лиза сказала, что они больше не будут встречаться. Однако Алексей проявил настойчивость. Девушка, в итоге, согласилась на «редкие свидания». Алексей получил условие: встречаться лишь по желанию Лизы. Со временем сердца молодых людей загорелись любовью друг к другу.
Соседские взаимоотношения
Однажды, прогуливаясь утром, соседи столкнулись. Григорий упал с лошади, которую напугал внезапно выпрыгнувший из кустов заяц. Иван – благородная душа! – помог мужчине подняться, пригласил на завтрак в свое имение. В качестве ответного жеста Григорий тоже пригласил семью Берестовых в свое поместье. Лиза узнала о предстоящей встрече, испугалась. Девушке грозило обличение! Поэтому героиня отказалась – радикально – видеться с гостями. Но потом в голову девушки пришла одна хитрость. Лиза предварительно попросила отца, чтобы тот ничему не удивлялся.
Встреча в доме
Девушка опасается, что, узнав правду, юноша прекратит отношения. Автор описывает череду смешных и веселых ситуаций с переодеваниями. Наконец, настал день приезда семейства Берестовых. Гости сидели в гостиной. И вот Лиза вышла к гостям. Однако выглядела героиня просто неузнаваемо! Фальшивые белые локоны a la Людовик XIV, набеленное лицо. Алексей не узнал Акулину. Юноша казался «рассеянным и задумчивым», а Лиза – «жеманной».
Алексей видит Акулину
На следующий день все, казалось бы, вернулось на круги своя. Алексей вновь поспешил на встречу с возлюбленной «крестьянкой». Девушка отличалась хитростью, хоть и без коварства. Так что Лиза тоже пришла на встречу. Героиня поинтересовалась, какой юноша нашел барышню Муромскую.
Поэма «Цыганы» относится к позднему периоду пушкинского творчества. Это объясняет романтический стиль этого текста. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Герой ответил: барышня Муромская уродлива. Алексей решил проявить благородство и обучить «неграмотную» дочь кузнеца чтению и письму. Герой действительно считал Лизу простой и безграмотной сельской девушкой! Естественно, Алексей искренне удивлялся, что возлюбленная осваивает азбуку так быстро и умело. Прошло всего три дня, а Лиза уже выучилась письму и чтению. Теперь Алексей мог общаться с Акулиной письмами.
Корреспонденция
Романтическая переписка оставлялась влюбленной парой в классическом «почтовом ящике» – старом дубовом дупле. Стоит подчеркнуть, что русские писатели часто выбирали это место в качестве места для хранения писем. Настю выбрали почтальоном. Так что крепостная служанка превратилась в поверенного человека двух любящих сердец.
Григорий и Иван
Но что же случилось с соседями – Иваном и Григорием? Продолжили ли двое соседей-помещиков общение? Да, действительно, очень скоро два бывших врага превратились в добрых друзей. Постепенно в головах соседей назрела чудесная идея: женить сына с дочерью.
Это была классическая традиция того времени – брак детей для закрепления дружеских отношений между семьями и укрепления родового капитала. Алексей яро протестовал против брака с Лизой. Иван, разозлившись, поставил юноше ультиматум: либо тот соглашается на оформление отношений с Лизой, либо лишается наследства.
В отчаянии, герой сообщил об этих событиях Акулине – в письме. Молодой человек сделал девушке предложение руки и сердца. Правда, сделает ли возлюбленная такой выбор, зная, что придется жить в бедности?
Объяснения
Что будет, если юноша узнает правду? Простит ли молодой человек свою возлюбленную? Наступило утро следующего дня. Алексей отправился к соседу, чтобы объясниться с Григорием. Однако помещика дома не оказался. Вместо этого Алексей нашел в имении Лизу. Правда, девушка понятия не имела, что возлюбленный приехал в дом. Алексей не предупредил о приезде. Увидев девушку, юноша стал, будто в землю скопанный. Это же Акулина!
На героине – «белое, утреннее платьице» вместо крестьянской одежды. Но как она здесь оказалась? Лиза занималась внимательным чтением письма от Алексея. Так что героиня не увидела гостя. Хоть Лиза и боялась, но в результате Алексей все же узнает правду. Герой прощает возлюбленную и бросается целовать руки. События разрешаются благополучно, и два семейства мирятся. В комнату входит хозяин дома, удивляясь, что дети уже поладили.
Чем все закончилось?
Пушкин не был бы Пушкиным, если бы заканчивал произведения предсказуемо. Кажется, что финал и так определен. Однако автор не говорит о том, что свадьба все-таки состоялась. Читатели должны сами додумать концовку. Писатель делает ремарку: Александр Сергеевич пишет, что надеется избавиться от обязательства писать финал. Итак, автор посвящает свой шедевр, прежде всего, социальным предрассудкам, магии человеческих отношений, волшебству любви. Перед искренними, настоящими чувствами отступают любые общественные условности и стереотипы.
Автор: Богдана Носенок
А.С.Пушкин и институт брака | English Classics Story
«Любовь» является важной темой творчества А. С. Пушкина, и, следовательно, женщины занимают важное место в его произведениях. Пушкин рассматривает женщину не только как предмет любви. Она чистая, благочестивая, красивая, гениальная, источник вдохновения для него. В личной жизни Пушкина привлекали многие женщины, которые любили его, его талант и его яркость. Но он не высмеивал их публично и не высмеивал их после того, как некая любовная связь закончилась. Больше, чем любовь, это были узы брака между мужчиной и женщиной, благочестивые для Пушкина. Он высоко ценил эту связь и много раз пытался показать, как священен институт брака для женщины, как она верна своему мужу и как муж тоже борется за сохранение достоинства замужней женщины и идет на все он не только жертвует своей жизнью, но и после смерти охраняет честь своей жены. В данной статье предпринята попытка исследовать отношение Пушкина к институту брака вообще и его героиням в частности.
Я выбрал для этой цели шесть произведений Пушкина, из которых в период (1823-1831) был написан его шедевр Евгений Онегин . Пока он был занят Евгением Онегиным, Пушкин также написал A R Романс в Письмах (1829), Повести об Иване Петровиче Белкине (сентябрь-октябрь 1831), Малые трагедии (ноябрь 1831). Дубровский был завершен в 1833 году. В то время как Евгений Онегин (первый русский реалистический роман) и Каменный гость (из Маленькие трагедии ) написаны стихами, остальные произведения: Начальник станции, Метель, Крестьянка, Дубровский написаны прозой.
Хотя Евгений Онегин считается подлинным изображением высшего общества пушкинского времени, отношения Татьяны и Евгения отражают взгляды Пушкина на любовь, брак и институт брака. Но прежде чем приступить к трагедии «Евгений Онегин», остановимся ненадолго на станции, где «Станционным начальником» работает старый Самсон Вырин, отец Дуни. Дуня – молодая, красивая, интеллигентная дочь мелкого служащего четырнадцатого класса была похищена гусаром – Минским. Отец, не подозревая о желании Дуни сбежать с Минским и ее попытке изменить свое будущее к лучшему, продолжает переживать за дочь. Он даже едет в Петербург и просит Минского вернуть ему дочь, но Минский отказывается, говоря, что они любят друг друга. Прося прощения у Самсона Вырина, Минский обещает, что никогда не оставит Дуню, но старик до самой смерти опасался ее будущего. Он знает, что «она не первая и не последняя, кого похитят эти молодые люди, которые сегодня живут во всех удобствах, а завтра подметают улицы Петербурга». такая позорная жизнь. В этом рассказе, помимо темы «маленького, бедного, эксплуатируемого человека», важное место занимает и тема любви Дуни и Минского, и Пушкин, в отличие от старого отца Дуни, выбирает для этой любви счастливый конец. . В конце рассказа, после смерти Самсона Вырина, приезжает на тройке богатая дама с тремя детьми и нянькой и кланяется старику у его могилы. Это была Дуня.
Итак, Пушкин не любит любви ради любви, ради наслаждения, он хочет видеть ее скрепленной узами брака независимо от материального положения влюбленных. Показав брак Минского и Дуни, Пушкин доказал это.
Если Дуня была дочерью бедного, неграмотного станционного смотрителя, то героиня «Романа в письмах» – Лиза хоть и из дворянской семьи, но тоже бедна. Она спешит к бабушке в родную деревню, когда замечает, что молодой и богатый Владимир влюбился в нее. Боясь, что он не женится на ней из-за ее бедности, она уклоняется от него, но Владимир следует за ней в деревню. Он впечатлен ее красотой и умом и женится на ней. Таким образом, мы видим, что Пушкин заинтересован в превращении любви в брак.
Но не всегда влюбленным удается пожениться. Если девушка замужем за другим человеком, как она на это реагирует? В «Крестьянке» Алексей и Акулина влюблены друг в друга, а их родители недолюбливают друг друга. Отец Алеши Берестов и отец Акулины Муромский (который на самом деле отец Лизы) ненавидят друг друга. Лиза много слышала об Алеше и, чтобы встретиться с ним, отправляется в лес под видом крестьянки Акулины. Алеша начинает любить ее, и Акулина тоже отвечает ему взаимностью. Случится так, что Берестов и Муромский, до вчерашнего дня враги, становятся хорошими друзьями и решают женить своих детей друг на друге. Алешка приглашен в Муромский вместе с отцом и Лизой, боясь, что ее тайна будет раскрыта, накладывает на лицо смешной грим, нелепо наряжается, так что Алеша не узнает ее. Он решает сказать Муромскому, что не может жениться на дочери последнего, и отправляется к нему на следующий день. Как только он входит в дом, он видит свою Акулину, читающую его письмо в гостиной. Загадка решена, и они поженились. Но героиня Снежная буря, Маше Гавриловне предстоит пережить много травм, прежде чем она воссоединится со своим мужем, а не с возлюбленным. История такая:
Маша Гавриловна любит Владимира и, зная, что родители не согласятся на ее брак с бедным Владимиром, вынашивает план. Маша и Владимир решают встретиться в старой церкви и тайно обвенчаться. Маша добирается туда в карете, присланной Владимиром, но Владимир сбивается с пути из-за сильной метели и не может вовремя добраться до церкви. На следующее утро, когда он приходит туда, он никого не находит. Маша возвращается домой и заболевает. Так проходят четыре года. У нее умирает отец, и она уезжает в родную деревню. Маша ни за кого не хочет выходить замуж, а главный герой Бурмин настолько любит ее, что начинает испытывать к нему некоторую привязанность. Но Бурмин никогда не делает ей предложения. Накануне своего отъезда из села он признался ей, что женат, но не знает, кто его жена, и не знает, сможет ли когда-нибудь увидеть ее. Случилось так, что четыре года назад в ненастную ночь он заблудился и, ища убежище, замечает поблизости какой-то свет и идет туда. Это была старая церковь. Как только он вошел в церковь, присутствующие там люди восклицают: «О Боже, как хорошо, что ты успел вовремя, а то бы невеста рухнула». Он женат на присутствовавшей там молодой девушке, он тоже не отказывается и когда их попросили поцеловать друг друга, девушка посмотрела ему в лицо и закричала: «Это не он» и потеряла сознание. Бурмин вышел оттуда и пошел своей дорогой. Он не знал, кто эта девушка, что это за деревня и какая это церковь. Он воспринял все это очень легко, но где-то в глубине души у него было чувство, что он женат, и это чувство мешало ему сделать предложение Маше или любой другой девушке. Как только Бурмин закончил свой рассказ, Маша воскликнула: «Так, это был ты! И ты не узнал меня? Вот Бурмин внимательно посмотрел на нее и в следующее мгновение уже был у ее ног.
Здесь мы видим, что хотя брак происходил как в игре, как во сне, хоть и не было свидетелей, оба, муж и жена, остались верны друг другу. Ни на какой другой девушке Бурмин не женился, Маша не выходила на связь с возлюбленным Владимиром, да и Владимир с ней никогда не встречался. Итак, узы брака имели для Пушкина сакральное значение, и его герои никогда не думали изменить друг другу.
Героини Евгений Онегин и Дубровский действуют таким же образом. Когда Татьяна Ларина, выражающая свою любовь к Онегину, отвергается им, она выходит замуж за другого знатного человека. Юджин, плейбой, каким он был, не находит ее привлекательной. Убив на дуэли своего друга Ленского, он уезжает из той деревни и встречает Татьяну в Москве, через несколько лет, на балу. На этот раз он потрясен ее красотой и начинает преследовать ее. Он даже пишет ей несколько писем, в которых выражает свою любовь, но Татьяна никогда на них не отвечает. В конце концов, не выдержав травмы, Онегин спешит к ней домой и находит ее там одну. Он падает к ее ногам, теперь Татьяна спрашивает его: «Тогда – в деревне – ты отверг мою любовь. Вы не видели во мне ничего особенного тогда. Что теперь тянет тебя ко мне? В богатстве, или в моем положении в обществе, или в статусе моего мужа? Но, хотя я все еще люблю тебя, я обручена с другим и всегда останусь ему верна».
Та же участь ждет и героиню Дубровского – Машу (Марию Кириловну). Когда два лучших друга, Кирилл Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, стали врагами, Троекуров конфискует все имение Дубровского, ссылаясь на то, что оно принадлежало ему с незапамятных времен. Андрей Гаврилович умирает, а его сын Владимир Андреевич Дубровский, не найдя пристанища, превращается в разбойника. Он приходит в дом Троекуровых под видом учителя французского с единственной целью отомстить ему, а вместо этого влюбляется в Машу. Когда Троекуров узнает о настоящей личности учительницы французского, Дубровский уходит, взяв с Маши обещание, что она будет его, и в случае чего послать сообщение Дубровскому, который придет ей на помощь.
Дело принимает неожиданный оборот, старый дворянин делает Маше предложение. Ее отец слишком счастлив, чтобы принять предложение. Маша посылает сообщение Дубровскому, который приходит ей на помощь, но уже слишком поздно! Церемония бракосочетания уже закончилась, и когда Дубровский набрасывается на людей, сопровождавших жениха и невесту в их деревню, и говорит Маше: «Вы свободны!» она отвечает: нет. Уже слишком поздно. Я женат, я жена Верейского».
«Что ты говоришь?» — закричал Дубровский, — нет, вы ему не жена, вас заставили выйти за него замуж, вы никогда не соглашались…»
«Я согласен. Я дала присягу, — запротестовала она твердым голосом, — Верейский мой муж, прошу ваших людей освободить его, а меня оставить с ним. Я не обманывал. Я ждал тебя до последней минуты… А теперь, говорю, поздно. Оставь нас!»
Однажды выданная замуж за кого-то, героиня Пушкина остается ему верной не только при жизни, но и после его смерти не забывает его. Каменный гость — это история доньи Анны, которая после того, как ее муж Дон Альвар был убит Доном Гуаном, каждый вечер ходит в церковь и молится перед статуей Дона Альвара. Дон Гуан случайно видит ее и начинает любить.
Хотя мать попросила бедную Дону Анну выйти замуж за богатого Дона Альвара, она осталась ему верна. Но Дон Гуану удается получить от нее приглашение и выразить свою любовь! Перед визитом к Доне Анне он в иронической форме приглашает «статую» тоже прийти в дом Доны Анны. Дон Гуан идет к Доне Анне, и когда он уже собирался ее поцеловать, статуя входит в комнату, заявляя, что он пришел по приглашению, направленному ему, приказывает Дон Гуану покинуть Дону Анну и приказывает Дон Гуану пожать ему руку. . Дон Гуан, не в силах освободиться от хватки каменной статуи, падает. Таким образом, честь доньи Анны спасает статуя ее мужа.
Здесь мы видим еще одно измерение института брака.
Для Пушкина одной верности жены мало. Он показал, что мужчина изо всех сил старается сохранить святость Брака; он защищает свою жену при жизни, а также после смерти. Каменный гость — хороший пример преданности мужчины своей жене. И почему только Каменный Гость, мы видели, что Ленский вызывает на дуэль Евгения Онегина, когда Онегин пытался склонить на свою сторону Таню, с которой Ленский был помолвлен. Таня была символом его престижа, который он не мог потерять и ради нее был убит на дуэли.
Минский по той же причине отказывается отдать Самсону Вырину его дочь Дуню, а Бурмин заявляет, что не может жениться на Маше Гавриловне, так как уже случайно был женат на ком-то, лица которого тоже не помнит.
Стоит заметить, что взгляды Пушкина на Учреждение Брака не ограничивались одними его литературными произведениями, они были дороги и ему, и поэтому он вызвал на дуэль Дантеса, узнав о слухах о его романе с Пушкиной. жена. По иронии судьбы, Пушкин тоже пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти честь жены!
История ограбления? Создание романа «Дубровский»
По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет лег в основу знаменитой оперы. В то же время для многих современников Пушкина и виднейших исследователей его творчества это всего лишь авантюрная история, создание романа «Дубровский» многими объявляется заблуждением, явной ошибкой великого поэта. Это так?
Русский Робин Гуд
Гениальность Пушкина заставляла его ставить все новые и новые задачи. Стих был тем языком, который стал основой великой литературы, великой культуры. На этом прозаическом языке — простом, ясном, выразительном — написаны «Повести Белкина», которые сложно назвать чисто прозаическими текстами, потому что в них так поэтично точно выверено место каждому слову, каждому звуку.
От «Барыни-крестьянки» к «Дубровскому»
Хотя через два года после «Барышни-крестьянки» в Дубровском снова появляются молодые любовники из соседних имений, они даже как бы общаются-оставляя нужный посыл в дупло дерева, история создания романа «Дубровский» показывает нам нового Пушкина. Повзрослевший автор смотрит на мир совершенно иначе.
Начиная с лета 1831 года, для Пушкина все более актуальным становится создание прозаического произведения разного характера, где главным содержанием является увлекательно рассказанная история. Создание романа «Дубровский» могло начаться с желания создать русскую реплику для авантюрных романов, столь популярных в западноевропейской литературе. Но рассматривать пушкинский текст лишь как отголосок романов Вальтера Скотта или рассуждения на «разбойничью» тему, предложенные Шиллером, недопустимо банально для уровня Александра Сергеевича. Возможно, первые побудительные мысли и могли иметь подобную форму, но потом они стали гораздо значительнее.
Дубровский — Островский?
Именно Островский изначально планировал назвать главного героя Пушкиным. Такое впечатление произвел на него рассказ хорошего московского друга П.В. Нащокин. Создание романа «Дубровский» во многом определяется знакомством Пушкина через Нащокина с обстоятельствами дела белорусского помещика Павла Островского.
Бумаги на владение маленькой деревенщиной в двадцать душ, находившейся в Минской губернии, сожжены во время наполеоновского нашествия. Этим воспользовался богатый сосед, отнявший деревню у обедневшего помещика. Некоторое время он был вынужден заниматься домашними учителями, но вскоре в тех местах начались нападения на приставов и других чиновников. Арестованному Островскому, по некоторым данным, удалось бежать, заковав цепи на кандалы, и его след был потерян. Перед нами почти точный сюжет романа Пушкина.
Дело лейтенанта Муратова
Во второй главе «Дубровского» Пушкин помещает документ, который подытоживает тяжбу Троекуровой с бывшим парнем. Этот вердикт кажется авторским сочинением, настолько впечатляют его канцеляризмы и тяжелые обороты. А оказывается, это копия документа из судебного дела об отчуждении имения лейтенанта Мартынова в пользу его соседа — полковника Крюкова. Копию документа Пушкин подложил в черновики романа, лишь сделав карандашные правки — изменил настоящие имена на те, которыми наделил героев Дубровского.
В черновиках указано место — Козловский уезд Тамбовской губернии, где произошла эта история. Создание романа «Дубровский» во многом основано на аналогичных процессах, происходивших на просторах империи. Окончательный вариант имени главного героя определился для Пушкина, когда он познакомился с подобными делами в Нижегородской губернии, где находилось знаменитое пушкинское имение Болдино. Среди реальных людей он встретил помещика с таким выразительным именем. Именно это имя стало названием неоконченного романа, когда было решено опубликовать его в посмертном сборнике произведений.
Народный бунт
Конечно, сложно представить произведение Пушкина как слепую компиляцию, основанную на реальных житейских событиях. История создания романа «Дубровский» не может быть такой. Пушкина интересовали более значительные явления общественной жизни. Как мог он обойти молчанием вооруженные выступления 1830 года в Париже и Лилле, польское национально-освободительное движение, направленное против Николая I, а в современной Российской империи то тут, то там вспыхивают холерные бунты.
Наложил свой отпечаток труд Пушкина по истории Пугачевской войны. Какая история создания романа «Дубровский» — рассказа о благородном разбойнике, воевавшем с правительственными войсками, — могла обойтись без отсылок к незабытой в народе крестьянской войне. В Кистеневской роще собираются мужчины, очень похожие на тех, кого Пушкин отправил в армию Пугачева в «Капитанской дочке». Также мы не видим полного одобрения автором элемента бунтарства — в незавершенном Дубровском молодой разбойник распускает свою шайку, что кажется вполне логичным.
Результат
Даже очень краткая история создания романа «Дубровский» делает несостоятельным уничижительное мнение самых уважаемых писателей об этом произведении Пушкина.