Краткое содержание Платон Пир за 2 минуты пересказ сюжета
Краткие содержания за 2 минуты
- Краткие содержания
- Платон
- Пир
Начало произведения представлено диалогом возвращавшегося из Фалера в город Аполлодора и Главкона о пире, состоявшемся у Агафона. Со слов Аполлодора, это было празднование победы в честь присвоения награды Агафону за трагедию. По дороге Главком просит рассказать подробности того события, о чем шла речь. Сократ и Аристодем без приглашения приходят на ужин в дом Агафона, который их гостеприимно принимает. Один из приглашенных — Павсаний (писатель)- предлагает изменить отношение к разгульному образу жизни. Врач Эриксимах делает вывод о вреде алкоголя. Далее он предлагает всем по очереди произнести хвалебную речь в адрес Эрота.
Первое высказывание принадлежит Федру, который восхищается Эротом как одним из совершеннейших богов, его умением давать людям силы на совершение доблестных поступков, демонстрацией преданности влюбленных.
В речи Павсания чувствуется приветствие любовного влечения, лишенного пошлости. Он имеет в виду, что деньги или любое другое влияние не должно становиться способом достижения удовольствия, которое преследует влюбленный. Такая характеристика распространяется на одного Эрота (его мать Афродита (Пошлая), дочь Зевса и Дионы. Второй Эрот — сын Афродиты Небесной, дочери Урана. В отличие от первого восхваляет любовь не к телу, а к нравственным достоинствам. Его поступки благородны и бескорыстны.
Пропустив свою очередь из-за икоты, Аристофан передает слово Эриксинаху. Последний доказывает, что двойственность Эрота относится не только к душе человека. Она свойственна всему, что существует в мире. В любой сфере есть два начала: больное и здоровое, но между ними должен быть баланс, гармония. Именно поэтому в музыке звуки преобразуют созвучия, в природе борьба явлений заканчивается желаемыми результатами — влажностью и сухостью.
Равновесие должно быть во всем.Когда очередь дошла до Аристофана, он поведал миф о том, что давно существовали три пола: мужской, женский и андротины, которые совмещали в себе свойства тех и других. А также имели внешнее отличие от остальных. За то, что они ставили себя выше богов, Зевс принял решение расчленить их. С тех пор каждая из половинок желает найти себе подобную, объединиться с ней, чтобы человеческая природа получила удовлетворение и исцелилась. Основная сила, по его мнению, в объединении двух мужских начал. В некоторых случаях они стремятся только к похоти. Если нравственное начало берет верх, то их жизнь складывается правильно, сопровождаясь продолжением рода.
Рассматривая подробно качества Эрота, он подчеркивает его погоню за молодостью, мягкость характера. Желание быть среди благоухания дает ему красоту, гибкость форм. Он далек от жестоких деяний в отношении богов, умеет контролировать желания. В это время Сократ желает рассказать правду об Эроте, считая, что не все сказанное о нем соответствует действительности.
В своем монологе Сократ стремится донести до собеседников мысль о том, что, если человек стремится к прекрасному, то сам он лишен этого. Диотима — знакомая Сократа доказывает, что место Эрота между смертными и бессмертными. Был зачат он от бога Пороса (прекрасного) и Пении (некрасивой). Его место между мудростью и невежеством. Отмечает, что счастье — есть благо. Рождение ребенка — счастье, следовательно, бессмертье. Так можно постичь блага. Но есть разделение на беременных телесно и духовно. Родят те, кто стремится к прекрасному, заботятся с молодости о нравственной стороне. Он выстраивает цепочку от любовного влечения к телу, далее к душе. После подключается разум, который стремится к наукам, мудрости. Все это происходит под влиянием чувства Прекрасного.
Во время пира к присутствующим присоединяется Алкивиад, находящийся в нетрезвом виде. Принимается решение, что гость будет говорить речь о Сократе, в котором он видит особенную внутреннюю красоту, комическую внешность, восхищается его мужеством, самообладанием, выражая влечение. Он поведал о своем спасении в бою, при этом героический подвиг был совершен Сократом. Не раз после этого пытался добиться награды для него, однако герой скромно отказался.
Высказавшись, каждый из присутствующих занялся своим делом. На рассвете Сократ и Аристодем покидают дом Агафона.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Платон. Все произведения
- Апология Сократа
- Государство
- Пир
- Федон
Пир. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Астафьев Бабушкин праздник
Один раз в два или три года семья бабушки собиралась, чтобы отметить ее день рождения. Это происходило летом, в августе после Ильина дня и сенокоса. Бабушка готовилась к празднику, начиная с осени
- Краткое содержание Шекспир Венецианский купец
Бассанио, благородный, но бедный венецианец, просит у своего друга, богатого купца Антонио, взаймы три тысячи дукатов для сватовства к богатой наследнице Порции из Бальмонта. Антонио, все деньги которого вложены в заморские операции
- Гаршин
В русской литературе Всеволод Гаршин известен как мастер психологического рассказа. Практически во всех его произведениях герои размышляют о собственном поведении, долге и положении.
- Островский
Александр Островский родился и учился в Московской гимназии, а затем и в Московском университете. Учась на юридическом факультете, Островский, одновременно увлёкшись театром и литературным творчеством, он принимает решение бросить учёбу
- Краткое содержание Булычёв Миллион приключений
В книге рассказывается о приключениях школьницы – подростка из 21 столетия. Девушка исследует глубины океана, джунгли и мир рыцарей.
Краткое содержание Платон Пир для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн
Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви. Ни один, ни другой, сами там не присутствовали, но Апполодор был наслышан об этих беседах от другого своего знакомого.
Хозяин дома, где проходило пиршество – поэт Агафон. Приглашен им был туда Сократ и многие другие. Зашли речи о Эроте.
Первым высказался Федр. В своей речи назвал он Эрота древнейшим из богов и источником всех наслаждений и благ. Говорит о том, что чувство, даваемое им людям, делает их благородными, способными на все. А в подтверждение своих слов говорит о мести Ахилла за убийство своего друга.
Далее, эстафета слова переходит к Павсвнию. Он подразделяет любовь на два ее проявления: божественную и низменную. И, в соответствии с этим, говорит о том, что и Эрота существует два. Один дает людям чувство пошлое, а другой – высокое и достойное. Это – любовь к юноше. Мужчина выше и лучше женщины. И чувство к нему есть благородство, дающееся не ради телесного удовольствия, а ради души и разума. И делает оно человека мудрым и совершенным.
Эриксимах – врач. Он соглашается с подразделением чувств и самого бога. Говорит, что это верно и должно учитываться везде: и во врачевании, и в поэзии. Ведь Эрот живет повсюду. Он находится и в человеческой душе, и в природе. А поддержание баланса двух Эротов, двух начал человека, — суть всего его существования. А все совершаемые человеком за свою жизнь акты – это ни что иное, как единение его с богами.
Речь переходит к комедиографу Аристофану. Он придумал миф о первых людях. По его словам, были они одновременно и женского пола, и мужского. Представляли они опасность для богов, так как были довольно сильны. Вот они и разделили их пополам. С тех пор и существуют отдельно женское начало и мужское. А воспоминание о том в подсознании осталось, отсюда и тяга к противоположному.
Дальше переходит речь к самому хозяину. Он воспевает бога любви. Называет его олицетворением справедливости и всех прочих лучших качеств. Произнесено все это было в поэтичном запале. Гости в восторге от пафоса и одобряют его слова.
Одобрены они были и Сократом. Но, это лишь видимость. Он, умело ведя беседу, заставляет Агафона отказаться от только что им проговоренного. А потом рисует перед всеми Эрота, постоянно стремящегося к благу и полноте бытия, так как не имеет он этого. Называет его не богом, а связующим звеном между людским миром и божественным.
А дальше говорит он о том, что влюбившись в тело – внешнюю оболочку, человек, со временем, все больше начинает любить душу. А это порождает в нем стремление к совершенствованию. А затем он начинает стремиться к знаниям и развитию самого главного своего достоинства – разума.
Тут в дом врывается Алкивиад. Узнав вкратце о чем идет речь, он полностью согласился с Сократом. А так как по поводу Эрота ему добавить больше было нечего, то он произносит речь в его честь. Его устами рисует Платон образ гения, стремящегося к самосовершенствованию и развитию.
В сократовских речах и заключается главная идея диалога: чувство любви побуждает человека стремиться к высшему, совершенствуя его.Оцените произведение:
- 2.71
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 58
Читать краткое содержание Платон — Пир. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Платон — Пир
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Четыре дня Гаршин
В рассказе описывается один из эпизодов русско-турецкой войны. Солдат Иванов бежит вместе со всеми, чтобы занять высоту. Ему очень страшно. Страшно и огромному турку, который оказался прямо перед ним
- Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел
Во время непогоды на постоялом дворе укрывается много путников. В доме душно, жарко, плохо спится. Один из постояльцев замечает, что человека водит ангел, как и его самого когда-то. Путники просят рассказать эту историю.
- Краткое содержание Пушкин Полтава
1828 год. Россия. Александр Сергеевич Пушкин внимательнейшим образом изучает исторические документы, а затем пишет творческое переложение важнейшего исторического события – Полтавской битвы и дает ему название
- Краткое содержание Кто чем поет? Бианки
Произведение замечательного писателя Бианки повествует о лесной чаще, в которой расположился так называемый лесной оркестр, с самыми разными музыкантами. Там находится и всем известная лягушка
- Краткое содержание Пена дней Виан
Главным персонажем произведения является молодой человек по имени Колен. Он красив собой, да к тому же очень богат. У Колена есть свой повар Николя, большой дом. Молодой человек не работает.
- Краткое содержание Сказание о белгородских колодцах
Владимир князь отправился за воинами в Новгород, пока его не было, печенеги пришли на Русь. Засели они в Белгороде и окружили город. Белгород был хорошо укреплен и долго держал оборону, только вот есть людям становилось нечего, начинался голод
The Symposium 201d — 204c Резюме и анализ
Резюме
Сократ продолжает свое обсуждение Любви, повторяя рассказ, данный ему женщиной по имени Диотима. Он утверждает, что когда-то придерживался мнения, выраженного Агафоном, и что Диотима убедила его, что он ошибается, задав ряд вопросов, подобных тем, которые Сократ только что задал Агафону. Таким образом, Сократ продолжает диалог с Агафоном с того места, где он остановился, только теперь он представляет себя на месте Агафона, а Диотиму берет на себя его роль.
Убедившись, что Любовь некрасива и не хороша, Сократ спрашивает Диотиму, значит ли это, что Любовь безобразна и плоха. Диотима утверждает, что не все должно быть либо одним, либо противоположным. Например, наличие необоснованных истинных мнений не является ни мудростью, ни невежеством. Мудрость состоит в обоснованных истинных мнениях, но вряд ли истинное мнение можно назвать невежественным.
Диотима отмечает, что Сократ вопреки самому себе отрицал, что Любовь вообще является богом. Они пришли к выводу, что Любовь не хороша и прекрасна, потому что она нуждается в хороших и красивых вещах. Никто не стал бы отрицать, что бог и счастлив, и прекрасен, и все же Любовь, кажется, не является ни тем, ни другим. Значит ли это, спрашивает Сократ, что Любовь смертна? Диотима еще раз отвечает, что не все должно быть одно или противоположное. Любовь не смертна и не бессмертна, но это дух, который находится где-то между богом и человеком.
Духи, объясняет Диотима, служат посредниками между богами и людьми. Они передают молитвы и жертвоприношения от людей к богам и посылают дары и приказы от богов к людям. Боги никогда не общаются напрямую с людьми, а только через духов, которые являются источником всех предсказаний. Есть много видов духов, Любовь — всего лишь один из них.
Любовь была зачата на пиру в честь рождения Афродиты, богини любви. Ресурс, сын Изобретения, изрядно напился и лег спать в саду Зевса. Бедность подкралась к Ресурсу и переспала с ним, надеясь восполнить нехватку ресурсов, заведя ребенка с Ресурсом. Любовь — это ребенок, которого Бедность зачала от Ресурса. Поскольку он был зачат в день рождения Афродиты, Любовь стала ее последовательницей и стала, в частности, любителем красоты. Как дитя Ресурсов и Бедности, Любовь всегда бедна, и, будучи далеко не чувствительным, он очень вынослив, спит на улице на неровной земле. Как и его мать, он всегда в нужде, но, как и его отец, он может замышлять, чтобы получить то, что он хочет. Будучи ни смертной, ни бессмертной, Любовь может в один прекрасный день выстрелить в жизнь, чтобы умереть на следующий день, а затем вернуться к жизни на следующий день.
Любовь тоже любит мудрость. Ни один из богов не любит мудрость, потому что они уже мудры и не нуждаются в мудрости, и невежды не любят мудрость, потому что они не понимают, что им нужна мудрость. Любовь находится между невежеством и мудростью, потому что его отец, Ресурс, одновременно мудр и находчив, а его мать, Бедность, не является ни тем, ни другим. Диотима предполагает, что более ранние грандиозные заявления Сократа о величии Любви были направлены на объект любви, а не на самого любящего. Красота, совершенство и т. д. суть качества вещей, которые мы любим, но сам любящий совсем не таков.
Анализ
Диотима не известна как историческая личность, и то, как она представлена, предполагает, что она почти наверняка является просто литературным приемом. Наиболее знакомый Платону метод изложения философских идей — это диалог, поэтому ему нужно найти кого-то, с кем Сократ мог бы взаимодействовать. Агафон только что вышел из разговора, поэтому Платон изобретает образ Диотимы, чтобы продолжить диалог. Кроме того, Платон хочет представить Сократа как совершенный образец Любви, того, кто всегда ищет мудрости, а не того, кто обладает мудростью. Сократ известен своим замечанием в Извинение что он мудрее других людей только тем, что знает, что ничего не знает. Таким образом, сам Сократ не может претендовать на знание истины о Любви. Вместо этого Платон представляет Диотиму как пророческую фигуру, которая действительно знает истину о Любви и может привести к ней Сократа. Диотима вводится, чтобы продолжить диалог и говорить с авторитетной позиции о Любви.
Напомним, что речь Агафона во многом отождествляла любовь с самим собой. Он был красив, мудр, молод и, судя по его речи, был предметом вожделения. Сократ переворачивает утверждение Агафона, предполагая, что Агафон и любовь, о которой он говорит, не есть сама Любовь, а скорее объект желания Любви. Как пассивный партнер в его отношениях с Павсанием, Агафон буквально является «возлюбленным».
Следует отметить, что Сократ позиционирует себя здесь как образец Любви. Любовь ищет мудрости, живет просто и весьма бедна, он суров и смел, по словам Сократа, и все эти качества присущи и Сократу. Примечательно, что Сократ называет Любовь «любителем мудрости», что в переводе с греческого буквально означает «философ» ( philia = «любовь» и sophia = «мудрость»). Сократ начинает движение, которое Диотима будет развивать дальше, согласно которому философ является совершенным образцом любви, тем, кто всегда ищет и никогда не находит.
Таким образом, в этом разделе далее строится представление о том, что Любовь — это свойство отношений, которое сохраняется между вещами, а не удерживает одну вещь в отдельности. Диотима строит миф, конкурирующий с мифом Аристофана, предполагая, что Любовь является посредником между смертными и богами, и что Любовь — это дитя Ресурса и Бедности, всегда находчивое, но всегда нуждающееся. Таким образом, Диотима дает физическое воплощение относительному свойству посредством мифа. Однако рассмотрение отношения как самостоятельной вещи, отличной от объектов, между которыми оно является посредником, может быть проблематичным с философской точки зрения. Идея отношения как духа-посланника создает неопровержимый миф, и это не особенно запутывает философию 9.0021 Symposium, , но в более логически строгих системах становится трудно объяснить отношения как вещи в онтологии.
Божественное безумие поэзии
« Ион » Платона — самый короткий диалог греческого философа и действительно один из самых странных его текстов. Там, Ион , профессиональный чтец эпической поэзии спорит с греческим философом Сократом о природе искусства. Для эстетической философии Платона, представленной Ионом, искусство есть божественное вдохновение. Это божественное безумие, подобное тому, что овладевает пророком, когда через него говорит бог.
Философия искусства Платона
Принято думать, что Платон или Сократ были категорически против искусства. Эта идея небезосновательна. Это восходит к платоновской «Республике , », где греческий философ утверждал, что поэты не будут допущены в общество его идей.
Платон, казалось, верил, что мимесис искусства реальности может только развратить людей и ослабить их способность к рациональному мышлению. Таким образом, в обществе, где правят философы, а правители философствуют, искусству не будет места. Это тезис, который получил много критики и не без веской причины.
Однако философия искусства Платона не так последовательна, как мы могли бы подумать. Фактически, Платон обсуждал искусство в некоторых других своих работах, исследуя разные идеи и с разных точек зрения. Тем не менее, Платон Ион — единственный диалог, посвященный исключительно искусству, а точнее поэзии.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик.
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей. В то время как в Республике художники — обманщики, имитирующие реальность, не улавливая ее сути и всегда представляя искаженные образы правды, в Ион все по-другому. Ion Платона, по-видимому, подразумевает, что художник, а точнее поэт, является сосудом для бога, открывающим истину, но об этом позже.
Платон
Ион
В некотором смысле, Ион — это скорее произведение искусства, чем философский трактат, что является большой иронией для философа, известного своим презрением к искусству. Главный аргумент Платона о том, что искусство есть божественное вдохновение, страдает несоответствиями и заблуждениями, которые пополняются эмоциональными призывами, которые могут зайти лишь до поры до времени. Но давайте внимательнее посмотрим на двух главных героев диалога, Сократа и Иона.
Сократ — философ и классический герой всех диалогов Платона. Среди ученых ведутся большие споры о том, использует ли Платон Сократа как театральный прием или он на самом деле записывает учения Сократа. В любом случае, Сократ известен иронией по отношению к своим противникам, которые обычно заявляют, что знают что-то, в то время как он только утверждает, что знает, что ничего не знает.
Другой персонаж – Ион, рапсод, т.е. профессиональный исполнитель эпической поэзии, специализирующийся на Гомере. Ион утверждает, что знает Гомера лучше, чем все живые. Это побуждает Сократа задаться вопросом, знает ли Ион также то, о чем говорит Гомер.
Ион довольно глупый персонаж. Он выступает в королевской одежде с золотой короной. Он признает, что его мастерство основано на прибыли, и, похоже, ему особо нечего сказать. В какой-то момент он даже утверждает, что является лучшим полководцем Греции. Можно даже задаться вопросом, почему Сократ выбрал для дебатов Иона, а не кого-то лучше подготовленного.
Тем не менее тот факт, что Сократ готов вступить с Ионом в интеллектуальную дискуссию, показывает лишь, что философия искусства Платона в этом диалоге отличается от других его произведений. На самом деле Платон здесь, по-видимому, ценит не только поэзию, но и поэта, и рапсода.
Первые основания
В начале диалога Сократ встречает Иона, возвращающегося с праздника Асклепия в Эпидавре, завоевавшего первую премию в поэтическом состязании.
Сократ поздравляет Иона, заявляя о своем восхищении профессией рапсода. Ион выглядит довольно высокомерным, говоря, что он во всей Греции лучше всех знает Гомера.
Затем Сократ спрашивает Иона, распространяются ли его знания на других поэтов или только на Гомера. Ион отвечает, что специализируется исключительно на Гомере, но получает следующий ответ:
.
«Но как же ты дошел до того, что научился этому только в отношении Гомера, а не в отношении Гесиода или других поэтов? Разве Гомер не говорит о тех же темах, что и все остальные поэты? Разве война не является его главным аргументом? и не говорит ли он о человеческом обществе и об общении людей, хороших и плохих, искусных и неискусных, и о богах, беседующих друг с другом и с человечеством, и о том, что происходит на небе и в мире внизу, и о поколениях богов а герои? Разве это не те темы, о которых поет Гомер?»
Тогда Сократ скажет, что для поэтов странно заявлять, что они владеют только одним поэтом, поскольку многие поэты затрагивают одни и те же темы. Если кто-то знает войну, он должен быть в состоянии понять всех поэтов, когда они говорят о войне. Однако это не так.
Кроме того, живописец, в отличие от рапсода, может одинаково интересовать многих живописцев. Например, очень редко можно найти художника, заинтересованного только в копировании Полигнота. Как же тогда, спрашивает Сократ, рапсоды одержимы только одним поэтом, как Ион — Гомером?
Камень Гераклеи
Для Сократа существует цепочка притяжения, объясняющая, почему Ион любит читать только Гомера. Поэта влечет к музам – богиням искусств – как металлический предмет к камню Гераклеи (то есть магниту). В свою очередь, поэт привлекает рапсоду, которого, таким образом, косвенно привлекает муза.
Кроме того, музы вдохновляют и побуждают поэтов, таких как Гомер, создавать произведения исключительной красоты. Это объясняет, как поэты могут описывать вещи, которых они не знают, например, как капитан управляет своим кораблем, но не может управлять кораблем самостоятельно. Муза использует поэта как посланника божественного послания. Как еще объяснить божественную красоту поэзии?
Сократ: «И как корибантийские гуляки, когда танцуют, не в здравом уме, так и лирики не в здравом уме, когда сочиняют свои прекрасные мелодии: но, попадая под власть музыки и размера, они вдохновляются и обладал; как вакхические девы, которые черпают молоко и мед из рек, когда находятся под влиянием Диониса, но не в здравом уме. И душа лирика делает то же самое, как они сами говорят; ибо они говорят нам, что они приносят песни из медовых источников, выбирая их из садов и лощин Муз; они, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. И это правда.
Ибо поэт есть легкая, и крылатая, и святая вещь, и нет в нем вымысла, пока он не воодушевлен и не сойдет с ума, и ума уже нет в нем: когда он не достиг этого состояния, он бессилен и не может произносить свои оракулы».
Божественное безумие
Итак, поэзия — дело мастерства или вдохновения? Сократ считает, что это последнее, и Ион соглашается. Поэтом овладевает муза, и рапсод влечет к поэту. В свою очередь, рапсоды также могут привлечь внимание публики:
Сократ: […] Рапсод, как и ты, и актер — промежуточные звенья, а сам поэт — первое из них. Через все это Бог склоняет души людей в любом направлении, которое ему угодно, и заставляет одного человека свисать с другого. Таким образом, существует обширная цепь танцоров, мастеров и помощников хора, которые подвешены, как на камне, сбоку от колец, свисающих с Музы.
После всего этого Сократ спрашивает Иона, чувствует ли он себя не в своем уме на сцене, чтобы подтвердить, что он одержим. Ион заявляет, что обычно он не злится, что заставляет Сократа спросить:
«Что уж говорить о человеке, который на жертвоприношении или празднике, когда он одет в праздничное одеяние и имеет на голове золотые венцы, которых у него никто не отнимал, появляется в присутствии более чем двадцать тысяч дружелюбных лиц, когда никто не обижает и не обижает его; в здравом ли он уме или нет?
После того, как Ион соглашается, Сократ декламирует стихи Гомера о разных профессиях (от рыболовства до ведения войны). Затем он спрашивает Иона, делает ли тот факт, что Гомер говорит обо всех этих областях, он экспертом во всех них. Ион отвечает, что, конечно, ни один поэт не может быть знатоком всего этого.
В этот момент Ион и Сократ приходят к выводу, что рапсод не может приобрести практические навыки рыбака, просто рассказывая отрывок о рыбалке. Однако, когда дело доходит до отрывков на военные темы, Иону кажется, что он читает их со знанием и генерала, и рапсода. Это странная идея, которую Сократ опровергнет, обвинив Иона в непоследовательности.
Так что же такое искусство Иона в философии Платона?
Вывод, который делает философия Сократа, а через него и Платона, заключается в том, что искусство Иона не есть упорядоченная система навыков. Наоборот, это божественное вдохновение, своего рода безумие.
Прежде чем закрепить этот вывод, Сократ ставит Иона перед дилеммой; либо поэты и рапсоды — люди и должны ответственно объяснять природу своей мудрости, либо они получают божественное вдохновение.