«Садко» — краткое содержание былины
Здесь даны основные сведения о былине «Садко», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой былины.
Содержание
Краткие сведения о произведенииРусская былина «Садко» была создана народом. В ней рассказывается о новгородском гусляре и его фантастических морских странствиях.
Существует несколько вариантов былины, записанных собирателями фольклора. Здесь представлено краткое содержание и пересказ одного из вариантов. Это наиболее совершенный образец былины, написан он от сказителя А. П. Сорокина.
Главный герой былины- Садко — бедный новгородский гусляр, ставший впоследствии богатым купцом. Его искусство играть на гуслях ценили не только новгородцы, но и водяной и морской цари.
- Водяной царь — помог Садко стать богатым купцом.
- Морской царь — грозный владыка моря, требующий дани у мореходов.
- Микола Можайский — старичок, явившийся Садко в море и посоветовавший ему как возвратиться домой (на Руси Николу Можайского считали покровителем мореходов).
Садко играл на гуслях на берегу Ильмень-озера. За игру царь водяной решил сделать его богатым купцом. Сказал царь гусляру, чтобы на пиру он сказал, что в озере есть рыба-золотые перья. Не поверят купцы, поставят в заклад все свои товары, а Садко пусть поставит свою голову.
Сказал царь водяной, что закинет он в сети рыбу-золотые перья, Садко выиграет спор и станет богатым купцом.
Так всё и случилось. Загордился Садко, скупил все товары новгородские и на кораблях повёз продавать за море.
На обратном пути разыгрался шторм, кинули дружинники купца в дань Морскому царю бочки с золотом, серебром да жемчугом. Не утих шторм. Садко понял, что царь требует в дань человека, и поплыл на доске по морю. Заснул он, а проснулся у Морского царя. Попросил тот купца поиграть на гуслях. От игры разыгралось море, стали тонуть корабли.
Увидел Садко старичка. Сказал старичок порвать струны у гуслей. Посоветовал он, как вернуться гусляру домой, и сказал, что его зовут Миколаем Можайским. Послушался Садко его совета, проснулся на берегу около Новгорода и увидел, что плывут его корабли в Новгород.
Построил Садко церковь Николы Можайского и церковь Пресвятой богородицы. Не ходил больше он с товарами за море, а жил со своей женой в славном Новгороде.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Жил в Новгороде Садко-гусляр. Не было у него богатства, были только гусли звонкие. Ходил он на пиры, веселил там народ, песни пел.
Не звали однажды Садко на пиры два дня. На третий день он соскучился, пошел к Ильмень-озеру, стал играть на гуслях, играл до вечера. Вдруг по озеру пошли сильные волны, стало страшно гусляру, и ушёл он с берега.
На другой день не зовут на пиры опять, не зовут и на следующий, а на третий Садко снова соскучился и пошёл к озеру играть на гуслях. Вечером снова взволновалось озеро, и Садко ушёл с берега.
Снова не зовут его на пир два дня, на третий пошёл он к озеру. Когда вечером волны расходились, продолжил Садко на гуслях играть.
Вышел из озера царь водяной и сказал гусляру, что развеселил он гостей на царском пиру. За это решил царь наградить гусляра. Велел он ему ступать в Новгород и сказал, что завтра позовут его на пир. Гости будут похваляться богатством, конями, силой молодецкой, а гусляру царь велел сказать им, что в Ильмень-озере есть рыба-золотые перья. Будут купцы говорить, что нет такой рыбы и ставить в заклад лавки свои с товарами, а Садко пусть ставит свою буйную голову.
Пусть закинут три сети в Ильмень-озеро, и в каждую царь водяной обещал бросить по рыбине-золотые перья.
Так всё и случилось, и стал Садко богатым купцом. Торговля пошла у него хорошая, женился гусляр, выстроил себе белокаменные палаты.
Созвал он множество народу на великий пир и стал там похваляться, что может скупить все товары новгородские и нечем будет купцам торговать. Ударились гости с ним об заклад в 30 тысяч, чтоб он выкупил все товары в Новгороде.
Скупал молодой купец два дня все товары новгородские, на третий день привезли в Новгород товары московские. Садко призадумался: если сегодня привезли московские товары, завтра привезут заморские. Понял он, что не сможет скупить товары со всего света, и отдал залог в 30 тысяч.
Потом построил 30 кораблей, погрузил на них товары новгородские. Повёл купец молодой корабли по озёрам и реке в сине море.
Выгодно продал он за морем товары, погрузил на корабли бочки с золотом, серебром, жемчугом и направился домой.
Но разыгрался шторм, ветер рвал паруса, ломал корабли. Понял Садко, что требует Морской царь дань, и велел своим дружинникам бросить в сине море бочку с золотом. Но не успокоилась буря. Кинули в море бочку с серебром, затем пришлось кинуть и бочку с жемчугом — не успокоились разбушевавшиеся волны.
Сказал Садко, что, видно, требует Морской царь в виде дани отдать ему человека. Чтобы узнать, кому идти к Морскому царю, велел купец дружинникам написать на дощечках имена свои, и написал на одной имя своё. Кинули их в море, и дощечка купца пошла на дно. Перешёл он на доску дубовую, понесло его на ней по морю. А корабли побежали дальше.
Заснул Садко на дубовой доске и проснулся на дне морском. Зашёл он в палаты белокаменные и увидел там Морского царя.
Попросил царь его поиграть в гусли яровчатые. Заиграл гусляр, и царь пустился в пляс. Разыгралось море синее, стали тонуть в нём корабли. Гибнут люди добрые, православные и молят Миколу Можайского, чтобы вынес их из моря.
Появился перед гусляром седой старичок и сказал, чтобы перестал он играть в гусли. Тот ответил, что заставляет его это делать царь Морской.
Посоветовал тогда старичок гусляру порвать струны и сказать царю, что нет у него струн. А когда царь морской предложит жениться на красной девице, пусть Садко выберет из множества девиц ту, которая последней идёт. Зовут ту девицу Чернавою. Посоветовал Никола купцу молодому взять её замуж, но ни обнимать, ни целовать её. Тогда проснётся Садко на крутом берегу в Новгороде.
Велел старичок, чтобы потом купец построил церковь Миколы Можайского. Сказав, что он и есть Микола Можайский, исчез седой старичок.
Всё сделал купец молодой, как посоветовал ему старик. Наутро после свадебного пира проснулся он на крутом берегу речки Чернавы и увидел, что по Волхову-озеру плывут его корабли.
Увидели дружинники с кораблей купца, удивились и обрадовались. Приплыли они с ним в Новгород. Поздоровался Садко со своей молодой женой, которая верно ждала его из плаванья.
На свою золотую казну построил купец молодой церковь Николы Можайского да церковь Пресвятой богородицы. Стал молиться Богу Садко, просил простить ему грехи. С той поры он больше не путешествовал, а жил-поживал в своём городе.
Заключение к краткому пересказуВ былине «Садко» освещены следующие темы:
- жизнь купцов в Новгороде;
- странствия купца-гусляра по морю.
Основная мысль (идея) произведения: прежде чем браться за какое-то дело, нужно хорошо подумать. Надо помнить, что человек отвечает за свои действия.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Краткое содержание «вольга и микула селянинович» за 30 секунд
Краткое содержание
Молодой князь Вольга Святославович хочет мир посмотреть и себя показать, поэтому собирает дружину из тридцати молодцов и отправляется с ними в путь. По дороге они слышат скрип сохи и посвистывание пахаря, однако ни в тот же день, ни на следующий, ни через день пахаря не видят. Когда дружина Вольги наконец доезжает до пахаря, между ним и князем завязывается разговор. Вольга сообщает, что едет собирать подать с трёх городов, пожалованных ему князем Владимиром. Пахарь же сообщает, что в этих городах полно разбойников: когда пахарь ездил в те города за солью, местные мужики потребовали у него денег — пришлось даже поколотить их.
Вольга приглашает пахаря отправиться с ними. Пахарь соглашается, но, чуть они отъезжают, вспоминает, что забыл соху (орудие для вспахивания земли) в земле (то есть не вынул и не спрятал). Вольга посылает пять человек выдернуть соху, но они не в силах справиться с заданием. Князь отправляет десять человек выдернуть соху, но и десятерым это не под силу. А Микула Селянинович легко выдёргивает соху одной рукой. Вольга спрашивает, как пахаря зовут. Тот отвечает: Микула Селянинович.
Когда князь с дружинниками и Микула Селянинович попадают в город, к ним бросаются мужики, которые хотели обобрать Микулу Селяниновича. Мужики просят прощения и демонстрируют пахарю своё уважение.
Вольга, увидев это, жалует Микуле Селяниновичу в подарок три города.
Вольга Святославич — краткая справка
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.
Происхождение образа
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное). На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий1. Рождение богатыряВольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.
2. Поход на Индийское царствоЦентральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем. Былина о походе сохранилась в 11 записях.
3. Встреча с Микулой СеляниновичемВстреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.
Вольга Святославич и князь ОлегОдно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Б. А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.
По материалам — http://ru.wikipedia.org/wiki/Вольга_Святославич
← ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН | РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ → |
---|
Русская народная былина «Вольга и Микула Селянинович»
Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович.
Как стал тут Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать ему под оболока, Серым волком рыскать да по чыстыим полям. Уходили все рыбы во синии моря, Улетали все птицы за оболока, Ускакали все звери во темныи леса.
Как стал тут Вольга растеть-матереть, Собирал себе дружинушку хоробрую: Тридцать молодцов да без единого, А сам-то был Вольга во тридцатыих. Собирал себе жеребчиков темно-кариих, Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих. Вот посели на добрых коней, поехали, Поехали к городам да за получкою. Повыехали в раздольице чисто поле, Услыхали во чистом поле оратая. Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, Омешики по камешкам почиркивают. Ехали-то день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати Они ехали да ведь и другой день. Другой день ведь с утра до вечера, Не могли до оратая доехати. Как орет в поле оратай, посвистывает, А омешики по камешкам почиркивают. Тут ехали они третий день, А третий день еще до пабедья. А наехали в чистом поле оратая.
Как орет в поле оратай, посвистывает, А бороздочки он да помётывает, А пенье-коренья вывёртывает, А большие-то каменья в борозду валит. У оратая кобыла соловая, Гужики у нее да шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.
Говорит-то Вольга таковы слова: — Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко! Орать, да пахать, да крестьянствовати, А бороздки тебе да помётывати, А пенья-коренья вывёртывати, А большие-то каменья в борозду валить! Говорит оратай таковы слова: — Поди-ка ты, Вольга Святославович! Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати. А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Тут проговорил Вольга Святославович: — Как пожаловал меня да родной дядюшка, Родной дядюшка да крестный батюшка, Ласковый Владимир стольно-киевский, Тремя ли городами со крестьянами: Первым городом Курцовцем, Другим городом Ореховцем, Третьим городом Крестьяновцем. Теперь еду к городам да за получкою.
Тут проговорил оратай-оратаюшко: — Ай же ты, Вольга Святославович! Там живут-то мужички да все разбойнички, Они подрубят-то сляги калиновы Да потопят тебя в речке да во Смородине! Я недавно там был в городе, третьего дни, Закупил я соли цело три меха, Каждый мех-то был ведь по сто пуд… А тут стали мужички с меня грошей просить, Я им стал-то ведь грошей делить, А грошей-то стало мало ставиться, Мужичков-то ведь больше ставится. Потом стал-то я их ведь отталкивать, Стал отталкивать да кулаком грозить. Положил тут их я ведь до тысячи: Который стоя стоит, тот сидя сидит, Который сидя сидит, тот лежа лежит.- Тут проговорил ведь Вольга Святославович: — Ай же ты, оратай-оратаюшко, Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Популярные сегодня пересказы
- Невеста — краткое содержание рассказа Чехова Главные герои произведения – Надежда Шумина и Андрей. Они готовятся к новому периоду жизни. Андрей уже сделал предложение Наде, и дело идет к свадьбе. Андрей является сыном священника.
- Гюго Французский писатель Виктор Гюго, по мнению многих, является великим поэтом французского романтизма (писавшего в стиле 1800-х годов, подчеркивающий свободную форму письма и выражающий сильные эмоции
- Зеркало и обезьяна — краткое содержание басни Крылова Однажды обезьяна увидела в зеркале свое отражение. Мартышке очень не понравился персонаж, которого она наблюдала. Поглазев на него некоторое время, она стала возмущенно говорить своему куму медведю, что, пожалуй, удавилась бы
- Где раки зимуют — краткое содержание рассказа Бианки В столовой на плите хозяйка готовила праздничное блюдо. Из корзинки, стоящей на табуретке, доставала по одному усатому раку, бросала в кастрюлю с кипящей водой и через несколько минут выкладывала на тарелку.
Читательский дневник по былине «Микула Селянинович»
Название: «Микула Селянинович»
Главные герои: Микула, Вольга.
Второстепенные герои: дружинники.
Характеристика главных героев былины:
Микула — Пахарь, оратарь.
Спокойный, сильный, уравновешенный, неторопливый.
Солидный, справедливый, добрый.
Вольга — Русский богатырь.
Смелый и сильный. Торопливый, импульсивный.
Характеристика второстепенных героев:
Дружинники — сильные, но самоуверенные.
Краткое содержание былины «Микула Селянинович»
Могучим вырос богатырь Вольга. Умел обращаться в зверей разных.
Когда подрос, собрал он себе дружину, все молодцы умелые и сильные.
Отправился Вольга с дружиной собирать дань с городов мелких.
Увидел в поле оратаря, и бросился следом, но догнать не мог.
Только на третий день догнал Вольга пахаря, познакомился, и тот согласился с князем за оброком ехать.
Но забыл вынуть сошку из земли, а вся дружина Вольги не могла её поднять.
Звали пахаря Микула, и выдернул он сошку одной рукой.
Помог Микула Вольге оброк собрать, да лихих людей наказать.
Основная мысль произведения «Микула Селянинович»
Главная мысль былины в том, что труд на земле делает человека богатырём.
Основная идея былины в том, что богатырь, бьющий врага, не лучше того, кто обрабатывает поле.
Чему учит былина
Былина учит уважать любой труд, не лениться, приносить пользу людям.
Учит бороться с воровством, обманом, мздоимством.
Учит не задаваться и не кичиться своей силой.
Краткий отзыв по произведению «Микула Селянинович» для читательского дневника
Прочитав эту былину, я подумала о том, что труд ратный и трудовой равны между собой.
Воин-богатырь Вольга оказался равным пахарю-богатырю Микуле.
А в чём-то даже уступал ему.
Это очень увлекательная, интересная и поучительная былина.
В ней говорится о том, что воин Вольга признал, что пахарь Микула является ему ровней.
Ведь на стороне Микулы стояла сама земля.
Мне очень нравятся оба главных героя.
Вольга нравится своей горячностью, силой, смелостью, решительностью и напором.
Микула нравится своей уверенностью, спокойствием, надёжностью.
Они очень разные, но при этом оба берегут родную землю.
Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что любой труд почётен, если он направлен на благо Родины.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.
Слёз с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст.
Новгородская былина «Вольга иМикула Селянинович» (краткое содержание читайте ниже) противопоставляет всебе образы князя ипростого крестьянского человека. Исследователи сразу подчеркнули остросоциальное звучание былины.
Вбылине прекрасно отражаются художественные особенности иэпитеты. Давайте рассмотрим сюжет ипроблематику произведения более подробно.
Интересные факты
Популярными русскими богатырями считаются Алеша Попович, который боролся с ханом Тугарином, Илья Муромец, противостоявший Соловью Разбойнику и Добрыня Никитич, чьим противником оказался Змей Горыныч. Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.
Микула Селянинович – простой пахарь, Святогор боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. Василий Буслаев считался богатырем-гулякой, а Пересвет обрел славу после Куликовской битвы.
Волх Всеславьевич, Василий Буслаев, Александр Пересвет
Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.
Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины Васнецова, написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы Врубель и Рябушкин.
Пересказ былины «Вольга и Микула Селянинович»
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович»:
Вольга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитрый, понимает язык птиц и зверей. Он как оборотень может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему исполнилось семь лет, он начал обучатся хитростям и премудростям. Научился плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Когда он шел по земле, то дрожала земля и выплескивались моря из берегов. Вольга настоящий богатырь, и как все богатыри — воин.
Когда Вольга, возмужал, то захотел приобрести силу и жизненную мудрость. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался в поход за данью. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Вольге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Как только Вольга с дружиной выехал в поле, так услыхал скрип сохи и насвистывание пахаря. Поехал Вольга на эти звуки, день ехал, второй, и только на третий день увидел пахаря
Обратил внимание на то, что у пахаря посох осиновый и лошадь обычная, а на своем скакуне не мог за ним угнаться. Когда догнал крестьянина, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом
На нем были зеленые сапоги с острыми носами и черный замшевый кафтан. На плече висела неподъемная сумка.
Князь рассказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Крестьянином оказался Микула Селянинович, он выслушал Вольгу и сказал, что недавно был в этих городах. Купил соль и хотел уехать, но на него напали мужики, чтоб отнять деньги. Ему пришлось драться и проучить злодеев. Микула сказал, что мужики там злые разбойники и могут утопить Вольгу в реке Смородине.
Немного подумав, Вольга решил, что ему пригодится такой богатырь и предложил Микуле поехать с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился и они отправились в путь. Они отъехали на большое расстояние, и пахарь вспомнил, что забыл вытянуть свою соху из земли и спрятать ее за кустом ракиты. Князь решил сэкономить время и не возвращаться. Вольга приказал пятерым добрым молодцам, из его дружины, вернутся и закинуть соху за ракитовый куст.
Оказалось, что они не могут справиться и вытянуть посох из земли. Тогда князь послал в подмогу еще десять молодцев, но и они не справились. Тогда вернулись все войны, но тоже не смогли даже пошевелить посох. Подскакал на своей кляче, Микула играючи вытянул соху и забросил ее за куст. Князя очень впечатлила сила этого мужика, так стали друзьями Вольга и Микула Селянинович.
Поскакали они дальше, и князь заметил, что когда кобыла крестьянина бежит не спеша, его конь скачет во всю прыть, а когда кобыла немного быстрее бежит, то конь вообще не может ее догнать. Добравшись до города, Вольга увидел, что мужики, которых побил крестьянин, узнали Микулу. Мужики подошли к всадникам и начали извиняться, за содеянное в прошлом. Тогда Вольга понял, что Микула пользуется уважением у мужиков и подарил ему три города. Сделал своим наместником и поручил собирать дань с мужиков.
Микула на первый взгляд простой и необразованный рабочий, но он очень мудрый, работящий, с большой духовной силой человек, который может защитить себя и Родину.
Это интересно: Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» – это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из лучших образцов народного героического эпоса. Главные герои «Ильи Муромца и Соловья – разбойника» – русский витязь, и разбойник, олицетворяющие собой две человеческие ипостаси, добро и зло. Как во всех сказках, добро одерживает победу над злом, так и в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» герой, являющий собой русский народ, одерживает победу над захватчиками.
Вольга и Микула Селянинович — характеристика героев блины
Вольга и Микула Селянинович |
Былина «Вольга и Микула Селянинович» создавалась на протяжении нескольких веков. Окончательный вариант сложился на русском Севере гораздо позже времён Киевской Руси. Её герои — князь Вольга Святославович и крестьянин Микула Селянинович. Неизвестно, жил ли когда-нибудь Микула Селянинович, а вот князь Олег Святославович — реальное историческое лицо (Вольга — это народный вариант имени Олег). Олег Святославович был двоюродным братом Владимира Мономаха, внуком Ярослава Мудрого.
На этом примере мы еще раз убеждаемся, что былинное время, былинное пространство и былинные герои не совпадают с историческими событиями.
Итак, былина «Вольга и Микула Селянинович» повествует о встрече двух богатырей: один из них князь, другой — крестьянин. В момент встречи каждый из них занимался своим делом: князь ехал воевать, пахарь работал в поле. Сказитель подробно описывает труд пахаря:
Образ крестьянина представлен как красиво и ухожено одетый человек. Но крестьяне не могли работать в такой одежде, которая описана в былине: бархат кафтана стал бы грязным, зелёные сапоги приобрели бы совсем другой цвет, на каблуках по полю вообще не пройдёшь, в пуховой шляпе работать жарко. Но у былины есть свои правила: богатырь должен быть красивым. Поэтому оратай одет в праздничную одежду.
Былина «Вольга и Микула селянинович» содержит свои особенные художественные черты. А колорит народного языка просто впечатляет. Она наполнена повторами и эпитетами, с помощью, которых и описываются предметы, например как «сошка»:
Также сказитель с помощью эпитетов описывает и портрет героя, быт и одежду, в которую одеты герои былины.
Два образа в былине «Вольга и Микула Селянинович» противопоставлены друг другу. Будничный труд крестьянина поставлен в былине выше воинского. И недаром. Во времена Киевской Руси любой крестьянин-пахарь мог стать воином, но не каждый воин может справиться с тяжёлым крестьянским трудом. Есть, конечно, версии и противоположные этой, что в былине представлены нам два языческих бога – земледелия и охоты.
Силу пахаря, да и его не подъёмный труд, с которым не может справиться воин, мы видим в описании эпизода, когда Вольга Святославович направляет дружину для работы сошкой. Но дружина не смогла даже сошку из земли вытянуть. А когда приехал крестьянин он ее одной рукой выдернул да землю с нее вытряхнул. В словах Вольга Святославовича мы чувствует не только похвалу селянина, но и гордость за богатыря крепкого, который справился со своим делом, непосильным для его дружины.
В произведении чувствуется уважительное и ласковое отношение крестьянину, сказатели используют ласковые слова, когда называют героя: оратай, оратай-оратаюшко. В конце баллады мы узнаем имя крестьянина, когда он отвечает на вопрос Вольги — Микула селянинович. И когда Микула рассказывает о своих делах похвальных, впечатление о том, что он хвастается, не создается. Так как он сам рассказывает о том, что его мужики будут похваливать, за пиво хорошо сваренное.
Заключение к краткому пересказу
темы
- власть князей на Руси;
- сбор с народа налогов;
- крестьянский труд;
- сила крестьян.
Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:
«Ревизор» — краткое содержание и пересказ по действиям и явлениям комедии Н. В. Гоголя
Что такое дефис в русском языке. Общие правила написания через чёрточку
«Мартин Иден» — краткое содержание и пересказ по главам романа Д. Лондона
«Сердце на ладони» (белор. «Сэрца на далоні») — краткое содержание и пересказ по главам романа И. П. Шамякина
Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского — героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»
«12 подвигов Геракла» — краткое содержание
Образ и характеристика Анатоля Курагина — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
Образ и характеристика Андрея Соколова — героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Примеры былины. Герои русской былины / Paulturner-Mitchell.com
Былины — вид устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, строится на описании какого-нибудь экстраординарного события из прошлого или примечательного исторического эпизода. Герои эпического эпоса разнообразны по характеру, но сила их всегда обращена на борьбу со злом. Враги героев описаны не менее красочно, каждый персонаж — типичный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые необходимо выделить, об этом пойдет речь в этой статье.
Как появился литературный термин «былин»
Нынешнее название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, опубликовавшим свой очерк в издании «Песни русского народа». Ученый употребил выражение «по былине», что означает «по фактам». «Был», «бывший», «былин» — языковой выбор оказался удачным.
Традиционно былины делятся на два широкоцикла: Киевский и Новгородский. С первым связано основное количество действующих лиц, оно же доминирует и в рассказах, в которых фигурируют стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позднее Владимира Мономаха.
Герои богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные богатыри — огородный купец Садко и богатырь Василий Буслаев. «Старшие» киевские богатыри — Микула Селянинович, Святогор и Волга.
Исследователи
Образцы эпоса характеризуются тем, что вплоть до XVIII века их никто не записывал. Первый сборник за авторством Кирси Даниловой был создан в Москве только в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к эпическому эпосу в 1830–1850-х годах славянофил Петр Васильевич Киреевский организовал собрание фольклорных произведений. За короткое время он и его помощники записали несколько сотен былин в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Результатом работы группы исследователей стали 80 предметов.
В целом образцы эпического эпоса были полностью систематизированы в короткие сроки, и филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертационных и научных работах. На международный уровень были выведены наиболее значительные образцы эпического творчества русского народа.
Большинство былин имели мифологическую основу с описанием природных явлений экстремальной природы и богатырей, преодолевающих их последствия. И это всегда успешно делалось. На протяжении нескольких столетий былины всячески переделывались, видоизменялись и укорачивались. Одно время рассказы смешивались с устными фольклорными произведениями Запада, но это заканчивалось ненормативной лексикой, и впредь такие попытки пресекались. В конце концов, эпический эпос заказан.
Характеристика
Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный поэтический стиль, состоящий из сочетания дактиля с хореем, а позднее и из анапестов. Рифмы практически не было, все строилось на благозвучии стиха и его музыкальности. Поэтические былины отличались от «побывальщин», примитивных высказываний в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог оригинального эпоса всегда богат поэтическими оборотами, полон эпитетов, аллегорий и сравнений. При этом стихи ясны и логичны по своему звучанию.
Обычно поэтический эпос делился на две части. Рассказчик, согласно первой, должен был импровизировать, представлять тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типично передавать содержание в точных выражениях, не меняя ни единого слова. Таким образом, получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.
Илья Муромец, богатырь былины
«…Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин богатырского роста, но ходить не мог, лежал на печи То, что ноги не ходили, огорчило Илью. Слышал он, разбойники по дорогам людей грабят, Змей Горыныч на Руси свирепствует, так что совсем девчата замучили девки.
Скитальцы помогли, чтоб воду попить пришел. Били и поправляли ноги Илье Муромцу, он встал, нашел шёлковый шёлк небывалый. Купил себе коня, выхолил, вылил по утренней росе, и конь Ильи стал вставать, сильный и быстрый.
Илья собрал, оседлал Бурушку и поскакал за порядком в России, только его видели.
Садко
Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративных особенностей. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в океан, где их ждет морской царь с русалками.
Былина «Садко» — одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана одноименная опера Римского-Корсакова. Кроме того, эпопея «Садко» послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.
«…В славном Новограде, как жил купец Садко, богатый, красавец. Раньше у него был только гуслиный лангуст, застолье приглашал играть, так и жил. не два, а три, подумал Садко, вышел на Ильмень-озеро, сел на белотопливный камень, тронул струны. 0003
Вода вздымается волнами, царю явилось море. «Славно ты играешь, Садко, чем тебя отблагодарить? Аль сокровищница золота?» Приезжайте в Новоград и берите ох уж большую ипотеку. «Положи голову на товар купца, который непомерен». Так скажи мне: в озере Ильмень водится золотая рыбка. Я дам тебе три золотых рыбьих пера.
Купцы Новоградские потеряли весь свой товар красный гусляр Садко, он стал торговаться, получать большие барыши. Он разбогател и вернул купцам их красный товар. И стал жить на свое новое богатство. моря и привез жену — это другая история…»
Богатыри Волга и Микула Селянинович
Среди русских былинных образов есть богатыри, сказители которых наделены небывалой силой, и пока они живут в необычной обстановке, под стать их сказочной мощи.
Былина «Вольга и Микула» — прекрасный пример фольклора, который показывает, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В те смутные времена чиновничество в России было распущено, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий «государственных служб» пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом повествует эпос «Волга и Микула».
«…ночь разлилась по небу, и родился утром на Руси-Матери богатырь молодой Волги Всеславич. Спал младенец час, потянулся, и все пеленки лопнули, золото ремни.И так Волга сказала моей маме: «Мадам-матушка, не заворачивайте меня, вложите железо в ваши доспехи, положите в руки шлем и дайте вам стоп-пробную дубинку». Мать испугалась, а Волга растет как на дрожжах,растет и учится читать.Как шесть лет прошло,пошла гулять,земля затряслась.Звери спрятались,птицы улетели,а Волга давай придумаем всякие забавы:то сокол будет взлетит на небо, то оленем прыгнет, то серым волком обернется. А как богатырю стукнуло 15 лет, вот он и добрые дела натворил. А что — это другая история…»
Микула Селянинович
«…В раннее солнце Волга и его команда собрали его по городам для сбора налогов, проехали, может версту, как слышат — рядом кто-то пашет, пашет гальку на гальке. пахарь,но не могут до нас дойти,к вечеру не дошли,на следующий день не дошли,только лемех метет да пахарь свистит.Приехали на третий день,на закате.Он спустился с конь Волга, поклонился пахарю в пояс: «Здравствуй, добрый человек, в поле труженики!» «Будь здоров, Волга Всеславович, где ты держишь свой путь?»
Как долго, коротко об этом говорили, да, да пошли вместе разбойники на большую дорогу кричать. Освобождено сто городов и тысяча деревень, и пахарем этим был Микула Селянинович, русский богатырь. Они с Волгой подружились, и на следующий день всю нечисть вывели, вывели начисто. А какое у них было застолье на столах дубовых и в лесу — об этом другая история расскажет…»
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Большинство произведений русского былинного учебника, время на них не властно, а популярность их растет год от года. Шедевры включаются в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина «Соловей-разбойник и Илья Муромец» как раз такое произведение.
«…Соловей сидит на сыром дубе, разбойник, Одихмантиев сын. То свистит, как соловей, то кричит, как зверь. То ли от свиста, то ли от рева травяной муравей погиб, осыпались цветы лазури, склонился к земле темный лес, а кто среди людей — все мертвые лежат. Прямая дорога, пятьсот верст, все убито, а окольным путем — на тысячу.0003
Сюда ехал казак Илья Муромец, лук его натянут, цыпленок шелковый натянут, игла горячая закалена. Сняли это на сыром дубе Соловья-разбойника. Но и глаз выбили, и опустили на землю, привязали к стремени, и погнали мимо гнезда и соловья в чистом поле…»
О чем былины вкратце. — поэтический героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа преимущественно XI-XVI вв.Название распространено: древности, старцы, старцы.В научной И. исследовательской и популярной литературе до 40-х годов XIX в. чаще назывались: богатырские сказки Во всеобщее употребление термин эпизоды вошел во второй половине XIX в. В. Ф. Миллер, а вслед за ним и другие ученые считали, что этот термин впервые ввел собиратель-пенник 30-40-х годов XIX в.
И. П. Сахарова, употребившего выражение «Слова о полку Игореве» (см. «Только, Песни о эпизодах этого времени…»). Последние признаки советских исследователей показали, что Термины «былины» и «превосходные» как названия древнерусских эпических песен употреблялись писателями и исследователями XVIII — начала XIX в. в. В некоторых районах эти названия встречаются в народном языке.Происхождение эпоса
В фольклористике существуют разные взгляды на возникновение эпоса. Некоторые исследователи (В. Ф. Миллер, Б. и Ю. Соколов и др.) считают, что жанр былин сложился в условиях Киевской Руси одновременно описываемых событий, а в последующее время получил только развитие.
Другие ученые (М. Е. Халаский, С. К. Шамбинаго и др.) утверждали, что былины в основном создавались в Московской Руси.
В последнее время была выдвинута интересная теория, которая утверждает, что былины в основном формировались в средние века, после падения Киевской Руси, как богатырские песни, соединенные киевским государством и киевским князем Владимиром. Согласно этой теории былины были найдены как песни о прошлом, а не о современности. «Былинное время» былины — эпоха Киевской державы, черпающая в эпониме, как время, когда народ совершал подвиги и восстанавливал справедливость; Это эпическое время противостояло современности с ее сепаратистской политикой князей и татарских игов на Руси.
Несомненно, следует признать, что по происхождению эпоса — былинные песни феодальной руси. как особый жанр получил первоначальное развитие в процессе создания древнерусского государства. В его развитии выделяют несколько этапов, соответствующих исторической действительности и отражающих ее. Продолжая традицию эпического творчества восточнославянских племен, из которых через несколько столетий развилось Киевское государство, исторический эпос домонгольского периода Руси, как судить по дошедшим до нас текстам, представлял собой сумму отдельных песен, воспевающих мощь и величие Киевского государства. В период татарского ига намечается концепция Киевской Руси, как былинного времени эпоса, и циклизация эпоса, поднимающая патриотические чувства и стремления народа; В то же время преимущественно русский эпос становится образом богатыря, объединяющего все лучшие силы государства для сокрушения неприятельского врага. В этот же период развитие древнерусских городов как важных государственных и культурных центров приводит к освещению в эпопее общественной и семейной жизни России, ее идейной и культурной жизни. Оба эти периода были расцветом эпического эпоса. И хотя у нас нет записей эпоса, сделанных до XVII века, устойчивость содержания и формы древнерусского эпоса позволяет рассматривать основной состав эпоса как народное творчество средневековой Руси.
В условиях Московского государства и после реформ петровского времени жанр эпоса продолжает жить и развиваться, но в основном отображает те же исторические события, что и в ранее созданных произведениях. Новые тексты эпоса предстают в большинстве случаев как пересказы веков и сказочный эпос. Былины в Московской Руси, несомненно, не остались неизменными; Они были приведены к особенностям современной общественной и политической борьбы, культуры и быта; Они воспринимались как произведения, говорящие о настоящем, хотя повествующие и о прошедших временах.
Классификация былины
По своему характеру эпонимы делятся на героические, основной темой которых является борьба с внешним врагом и защита России, и романистические, описывающие в основном общественную и семейную жизнь средневековое русское государство.
В связи с тем, что основные удары врага приходились на Южно-Русское Начало и Северо-Восточную Русь, богатырские Темзы богатырского эпоса, повествующие о защите Родины от врага, сосредотачиваются вокруг Киева. Это так называемый киевский цикл былин.
К киевскому циклу былин, главными героями которых являются Илья Муромец, Добрыя Никитич и Аляша Попович, примыкают галико-волынские былины. Отличие галико-волынских былин от киевских в том, что обычно рассказывают о борьбе с врагом, напавшим с запада (см. былины о князе Романе).
Новеллистические былины, как правило, рассказывают о жизни Новгорода и его народа. Своеобразие новгородского эпоса обусловлено исторической судьбой Новгорода. Известно, что Новгород и Новгородская земля были поставлены на особое положение по отношению к татарскому Иге. Новгородские земли, особенно благовонные земли Русского Севера, пострадали как минимум от татарского ига. Вполне понятно, что тема семейно-общественной жизни для новгородских земель была обычной и во времена татарского нашествия. Самая известная былина новгородского цикла о Садко и о Василии Буслаеве.
Снегурочка, Баба Яга, Иван-царевич — истории с участием этих персонажей Большинство людей слышит в раннем детстве. Однако фольклорный мир гораздо богаче, в нем есть не только сказки, но и песни, баллады, былины. Не каждый может дать правильный ответ на вопрос о том, какова в литературе его роль. Так что же это за жанр?
Былины в русской литературе: история
Этот термин стал употребляться только в 1839 году, его придумал фольклорист Иван Сахаров. Раньше произведения, относящиеся к этому жанру, называли «стариками», «древностями». Самые древние из них были известны еще в 10 веке, в те времена их рассказывали под аккомпанемент хусли. В дальнейшем традиция использовать музыкальное сопровождение угасл. Публиковать такие рассказы начали только в начале 18 века.
Так что же такое былины в литературе? Определение кратко звучит как эпическое сказание, являющееся одной из разновидностей устного народного творчества, имеющего героико-патриотический характер. Главными героями подобных историй стали в первую очередь воины. Сюжеты, связанные с жизнью Древней Руси, позволяют лучше представить образ мыслей людей, живших в IX-XIII веках.
Особенности жанра
Эпонимисты в русской литературе в основном описывали героические события, нередко рассматривали какие-то увлекательные исторические происшествия. Сюжеты взяты как из истории Киевской Руси, так и из событий доисторических времен. Среди персонажей таких произведений, помимо отважных героев, борющихся со злом, присутствуют фантастические образы, например, змей Горыныч, соловей-разбойник. Также роли героев достались реальным историческим личностям вроде киевских князей Игоря, Владимира.
Что такое былины в литературе? Это также произведение, у которого нет автора. Легенды путешествовали из поколения в поколение, обнаруживались новые увлекательные подробности. Людей, исполнявших героические песни, уважительно называют «Факторами». От них требовалось не зазубривание произведений, а умение красочно их передавать, чтобы не допустить искажения смысла.
Структура
Пытаясь понять, что такое былины в литературе, необходимо представить структуру такого текста. Преимущественно произведение имеет три композиционных элемента: севец, витраж, окончание. Истории начались с Sevea, которая представила своего рода запись. От Sevea требовалось не рассказывать о сюжете, а привлекать внимание слушателей.
Что такое былины в литературе без покрытия? Речь идет о самом рассказе, посвященном слушателям в основных событиях, которые были описаны в народных произведениях во встроенной форме. Перед финалом тоже присутствовало, что является своеобразным подведением итогов. Также роль концовки мог взять на себя бум.
Пример типичный богатырский эпос — Сюжет о борьбе Ильи Муромца со страшным соловьем, умеющим свистом разрушить жизнь. Великий Богатырь, разумеется, берет чудовище в плен, прорвавшись через его логово, а затем лишает его жизни. В эту же категорию входит не менее известное произведение «О битве Добрыни со змеем».
Социальные эпосы
Социально-бытовые произведения также пользовались большим спросом. Примером таких былин может служить история о Садко-молодом даровитом Гусларе, который не может стяжать славы. В конце концов юноша чтит покровительство морского лорда, впечатленный его талантом, но сбегает от него и возвращается на родину, отказываясь от предложенных непреклонных сокровищ.
Персонажами социального эпоса в основном становились крестьяне, купцы, встречаются среди них и князья. Кроме вышеупомянутого Садко, удостоились популярности такие богатыри, как Микула, Волга. Социально-героические произведения И. Не менее привлекательны по качеству рисуночные характеристики главных действующих лиц.
Так что же такое былины в литературе? Краткий ответ — произведение, пронизанное патриотизмом, верой в торжество добра и победу над злом.
Былины — Пух эпический (повествовательный) жанр фольклора. В центре былины богатырь, защищающий свою землю от вражеских захватчиков, или преуспевающий, богатый купец, символизирующий богатство русской земли.
Циклы былины
По вопросу о времени и месте возникновения былины нет однозначной точки зрения. Считается, что былины возникли около 9-10 веков на южных территориях Древнерусского государства и оттуда пришли на север России. Наибольшее распространение былины получили только к 13-15 векам. Существует точка зрения, согласно которой былины пришли на Русь с Востока.
Былины принято делить на два цикла: Киевский и Новгородский. В эпонах киевского цикла в центре повествования находятся древнерусские воины (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Аляша Попович), которые защищают древнерусские города Киев, Ростов, Муром от иноземных захватчиков, которых условно называют татарами или являются воплощается в образе идолопоклонства плашек. Все образы в былине предельно обобщены. Русский богатырь — это не конкретное лицо, имеющее реально существовавшую личность, а собирательный образ Совершенный древнерусский воин, обладающий невиданной силой, мудростью, чувством справедливости и всегда готовый постоять за родную землю.
Былины Киевского цикла — это обобщенно воспроизведенные реальные исторические события. Древние города, находившиеся на юге и в центральной части древнерусского государства, постоянно подвергались осаждению и захвату татарами, половцами, печенегами и другими кочевыми племенами. Древнерусские князья, управлявшие городами, были разъединены, т. е. общались между собой. Они не хотели вместе защищать родную землю. Но всегда были войны, воины, которые собирали войско и вели его на врага. О таких богатырях в народе и сложились былины.
Былина Новгородского цикла повествует о богатстве Новгорода — торговом центре, находившемся на севере Древнерусского государства, о таланте и делете русского народа, который воплотился в центральном образе Новгородской эпопеи — купце Садко, который побеждает подводного короля.
Основные исследователи и собиратели
Основные собиратели былин: Кирша Данилов, Киреевский, Рыбников, Гильфердинг, Авенайриус, Халанский, Шейн, Костомаров и Мордовцева, Е. В. Барс, Ефименко.
Исследователи былины: Аксаков К.С., Буслаев Ф.И., Миков Л.Н., Стасова В.В., Веселовский, Котляревский, Розов, О.Миллер, Д.Квашин-Самарин, Ягич, Б.Путилов.
Представляющая собой легенду о каком-либо значимом событии или рассказывающая о жизни персонажа. Зачастую эти поэтические произведения отличаются настолько захватывающим сюжетом, что их с интересом читают и современные люди. Познакомимся с особенностями жанра и основными художественными приемами.
Унсана — Что это?
Определение былины можно сформулировать так: Это песня, восхваляющая русских князей, воинов, славу русского оружия. Сюжет произведений носит откровенно патриотический характер, силы зла в итоге оказываются побежденными, добро торжествует. Исследователи считали, что в этих песнях отражаются вполне конкретные исторические события, имевшие место в реальном прошлом, но переплетающиеся между собой в народном сознании.
Сам термин был введен в теорию литературы Иваном Сахаровым в 30-х годах 19 века.го века, до этого жанр именовался как «старичок».
Признаки жанра
Рассмотрев определение былин, выложим ряд признаков этого жанра русского фольклора:
- Наличие сюжета.
- Главный герой или герои вступают в поединок с силами зла. Чаще всего рассказывает о князьях, богатырях, других защитниках земли русской, готовых прийти на помощь в трудную минуту.
- Написал тонический стих, количество штрихов от 2 до 4. И количество слогов в строках могло быть разным.
- Все события изложены последовательно, особое внимание уделено описанию места действия, деталям.
- Тексты не имеют определенного авторства, каждый из них был написан несколькими людьми и передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Каждый рассказчик мог что-то добавить к содержанию, а какие-то детали, наоборот, забыть. Именно поэтому в русском народном эпосе около 40 сцен, а самих текстов более тысячи.
- Исполнение таких песен было поручено специально обученному зрителю.
Эти специфические признаки помогут отличить эпос от песен, сказок и других жанров устного народного творчества.
Специфика строительства
Какие были былины, мы уже рассмотрели. Выучить эту народную песню также поможет специфика ее построения. Итак, каждый текст включает в себя три основные части, которые представлены в таблице.
Каждый эпос построен в соответствии с этой структурой. Жанр отличается обилием деталей, описанием природы, проработками характеров персонажей.
главные герои
В определении былин очень важен еще один признак — главные герои. Чаще всего это вармы, обладающие невиданной силой, отважные и справедливые. Они готовы бросить вызов могущественному врагу и встать на защиту бедных и слабых до смерти. К числу собственно популярных персонажей знаменитых россиян следует отнести Доброго Никитича, Илью Муромца, Алю Поповича. В каждом образе русский человек стремился представить черты совершенного защитника и помощника. У многих богатырей был богатырский конь, чтобы стать таким же бесстрашным и могучим.
Не менее колоритны и отрицательные персонажи русского народного эпоса. Итак, соловей-разбойник – обладатель невиданной силы, его оружие – громкий свисток, от звука которого вываливались обычные воины. И только богатырю Илье Муромцу удалось победить его в честном бою. Огневолосый многоголовый змей Горыныч стал противником Добрыни Никитича и умер от его руки. Алешу Поповичу пришлось воевать с Тугариным Змейшевичем, злым рихой, в котором отразился страх русских крестьян перед набегами кочевников.
Популярные художественные приемы
Определение былин дает лишь общее представление О жанре, более подробно разобраться в вопросе поможет анализ оригинальных художественных приемов, которые использовали древние зауженцы.
Вступительный звук создается не рифмами, а музыкальными куплетами и согласными. Особый колорит придает использование необычных сравнений, красочных эпитетов, старинной лексики. Чтобы представить героя в лучшем свете, а его противника — равным ему, сильным и могучим, древние учителя использовали прием гиперболы — преувеличения.
Чтобы привлечь внимание к какой-то важной детали или событию, часто применяется к трехлетнему рефортеру. Этот прием не используется в одном тексте, часто одни и те же речевые обороты переходят из былин в былины, создавая целостную эпическую картину.
Это богатые фольклорные произведения А со словами с убывающими суффиксами, помогающими рассказчику выразить свое отношение к происходящему: Илюшенька, Микулушка Селянинович, Добрынюшка — эти формы свидетельствуют о том, что учитель испытывает к героям искреннюю любовь и симпатию.
Классификация
Былины в русской литературе в зависимости от места действия относятся к одному из двух циклов: новгородскому и киевскому. Некоторые исследователи выделяют более поздние резервуары — сообщества текстов.
Классифицировать работы также может быть содержание. Таким образом, в литературоведении выделяются такие циклы:
- Об Алесе Поповечь.
- Об Илье Муромстере.
- О Добрыне Никитиче.
- О русских богатырях (Садко, Микула и Волга Селяниновичи, «Василий Буслаев», «Соловий Будимирович» и др.).
Определение былин и описание их признаков позволяет сделать вывод, что в этих произведениях фольклора особое значение имело каждое слово. Тексты передавались из уст в уста, поэтому нет ничего удивительного в использовании постоянных эпитетов, троекратных повторений — так легче было запомнить. Эпосы оказали ключевое влияние не только на развитие литературы, но и на историческую науку как источник знаний о жизни и быте.
Былины — русские народные песни-сказки о богатырях. Они относятся к эпической поэзии К., в которой были выражены некоторые исторические реалии и мечты народа о сильном и добром защитнике. У эпонимистов читатель находит и бытовые подробности того времени. Возникли былины в IX-XIII веках.
С момента своего появления их называют древностями. Такое название подтверждало тот факт, что сюжеты эпоса не были кем-то придуманными историями. В старину события далекого прошлого, которые в такой песенной форме передавались из поколения в поколение. Такими «проводниками» эпического текста были более узкие. Они зацепили эти произведения под аккомпанемент струнного музыкального инструмента — Хассли.
Герои былин были богатырями, которые могли справиться с любым врагом. Поэтому былинные воины получают возможность защищать честь, достоинство и права человека, они беспощадны к врагам и ко всем, кто покушается на свободу человека. Богатыри наделены такими необычными качествами и способностями, которых никогда не было у простых людей. Именно для описания их внешности такой прием используется как гипербола.
Гипербола — это словосочетание, заключающее в себе преувеличение для создания определенного художественного образа. Гиперболичен образ инопланетянина, способного запросто закинуть в шкаф девяносто килограммов. Главными былинными пастухами были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Описываемые в былинной песне явления кратко говорят, как правило, о небольшом эпизоде из жизни одного богатыря. Поэтому в нескольких былинах можно сделать более полный облик представителей русского богатыря.
Описываемые в эпизодах события носили, как правило, патриотический оттенок. Могучие воины, ни минуты не колеблясь, встали на защиту родной земли и государя. Правителем Русского государства в эпонимистах был Владимир Красный Солнечный.
Эпический стих имел свои особенности. Он был построен по одному сценарию. Работа начиналась с повода, затем следовала основная часть текста, а заканчивалась концовкой (описывалось застолье или герой удивлялся силе своего противника). У былинного стиха была своя особая мелодия, поэтому былины не рассказывались, а говорил Нараспов. Несмотря на все поэтические средства, которые использует педагог в эпическом произведении, оно остается понятным и доступным любому слушателю.