Дата разгром половцев: 1111 год — победа над половцами на реке Сальнице — EADaily, 27 марта 2017 — История

1111 год — победа над половцами на реке Сальнице — EADaily, 27 марта 2017 — История

27 марта 1111 года объединённые силы русских князей под руководством Владимира Мономаха наголову разбили превосходящее войско половцев на реке Сальнице близ Изюма. В результате этой победы вся половецкая орда была отброшена к горам Кавказа и берегам Каспия.

26 февраля 1111 года русская армия, возглавляемая коалицией князей (Святополк Киевский с сыном Ярославом, Давыд Черниговский с сыном, Владимир Мономах с сыновьями), в боевом порядке двинулась к половецкому городу Шарукань. Город был осажден и в начале марта после пятидневной осады сдался. Сразу после этого было сожжено еще одно половецкое городище — Сугров. Точное место этих поселений не установлено, но историки сходятся в том, что театром боевых действий являлась современная Харьковская область Украины.

Владимир Мономах знал, что половцы очень не любили воевать зимой. А март в те годы на Руси был сугубо зимним месяцем, в конце которого начиналась распутица. Князь организовал поход с учётом климата и не ошибся — против вязнущей в мокром снегу и грязи степной конницы пешая тяжелая дружина, действующая от обороны, получила преимущество. Это стало ясно 24 марта, когда у Донца произошло первое ожесточённое сражение, в котором русские воины взяли верх. В короткой схватке княжеские полки устояли и отбросили врага.

Утром 27 марта на реке Сальнице началось второе, основное сражение. Половцы, имели значительное численное преимущество, что позволило им со всех сторон обступить русское войско. Отбив несколько ожесточенных атак, русские полки по команде Мономаха внезапно перешли в наступление и нанесли скоординированный удар по противнику. В начавшейся рукопашной схватке ряды половцев расстроились, и их конница потеряла свое главное преимущество — возможность быстрого маневра.

Решающую роль в сражении сыграли переяславцы Владимира Мономаха. В самый критический момент боя он оставил свой полк «правой руки» сыну Ярополку, а сам повёл в атаку свежий резерв — объединенную русскую конную дружину. Тяжелая конница буквально на куски изрезала половецкий строй и внесла окончательную сумятицу в ряды противника. Половцы не выдержали яростной схватки и в панике бросились к броду. Их преследовали и рубили, захватили большой плен и добычу. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь.

Битва при Сальнице стала своеобразной точкой отсчёта. Русские князья поняли, наконец, что их сила в единстве, и при Владимире Мономахе Русь была едина. Кроме того, сняв угрозу с Востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель и вскоре один из сыновей Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий — основал Москву.

После 1111 года половцы лишь единожды подступали к границам Руси, в год смерти Святополка (1113), но замирились с занявшим престол Владимиром Мономахом. В 1116 году Ярополк Владимирович с киевскими полками и сын Давыда с черниговскими вновь вторглись в половецкие степи в верховья Донца и взяли три города.

После этого 45 тысяч половцев с ханом Атраком ушли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю, и когда спустя несколько лет Мономах вновь отправил своего сына Ярополка за Дон против половцев, тот не нашёл их там.

ГБУСО «Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения»

Битва при Сальнице: прародительница всех побед русского оружия.
Как переяславский князь Владимир Мономах добился первого глобального полководческого успеха в истории Древней Руси.  
В истории русских воинских побед долгое время первой и самой знаменитой считалась баталия на Чудском озере, выигранная Александром Невским. Но куда справедливее было бы считать — и сегодня именно так и принято считать! — первым крупным воинским успехом победу, которую 27 марта 1111 года одержали сводные дружины русских князей в битве с половцами у реки Сальницы.


Эта дата не случайно стала первой по хронологии в нынешнем списке Памятных дат военной истории России. Победа, одержанная русскими под водительством Владимира Мономаха, княжившего в то время в южном Переяславле, великого князя киевского Святополка Изяславича и черниговского князя Давыда Святославича была настоящей военно-политической победой, имевшей далеко идущие последствия, а не просто удачным исходом проходного сражения. Ведь, чтобы справиться с превосходящими силами половцев (согласно источникам, они имели как минимум полуторный перевес: 45 тысяч кочевников против 30 тысяч русских воинов), Мономах предпринял несколько истинно полководческих шагов.

Эта дата не случайно стала первой по хронологии в нынешнем списке Памятных дат военной истории России. Победа, одержанная русскими под водительством Владимира Мономаха, княжившего в то время в южном Переяславле, великого князя киевского Святополка Изяславича и черниговского князя Давыда Святославича была настоящей военно-политической победой, имевшей далеко идущие последствия, а не просто удачным исходом проходного сражения. Ведь, чтобы справиться с превосходящими силами половцев (согласно источникам, они имели как минимум полуторный перевес: 45 тысяч кочевников против 30 тысяч русских воинов), Мономах предпринял несколько истинно полководческих шагов.

 Во-первых, он реализовал принцип «бить врага на его территории малой кровью», перебросив свои войска на землю, контролировавшуюся половцами. Во-вторых, он использовал транспорт, чтобы обеспечить быструю доставку пехоты к месту сражения, не переутомив ее дорогой. В-третьих, сумел превратить в союзника даже погоду, вынудив половцев сражаться в такое время, когда сама природа мешала им использовать все преимущества конницы.
         Но не только полководческими талантами Мономаха славна эта победа. Чтобы собрать достаточные силы, переяславский князь сумел добиться почти невозможного — объединить своенравных князей, заставив их хотя бы на время забыть междоусобицы! Кроме того, ему удалось убедить их оторвать от земли даже смердов, тем самым усилив войско, традиционно состоявшее из профессиональных дружинников. Наконец, Мономах, который, как гласит «Повесть временных лет», «едучи перед войском, приказал попам петь тропари, и кондаки креста честного, и канон святой Богородицы», фактически превратил поход в сражение за православную веру.

Ударить на врага прежде него самого

         Русско-половецкие войны растянулись на полтора столетия — с конца XI века по середину XIII. Регулярным успехам половцев (их на Руси называли еще кипчаками, а в Европе и Византии — куманами) способствовала и разобщенность русских князей.
         Ситуация начала меняться после того, как Мономах взялся за главное дело своей жизни — собирание русских земель. После того как ему с помощью дипломатических уловок и прямых уговоров удалось добиться проведения двух объединительных княжеских съездов (Любечский и Уветичский), усобицы на востоке и западе Руси были прекращены. Успех же Долобского съезда, результатом которого стал первый объединенный поход русских дружин против половцев, положил начало постепенному их ослаблению.
         Но успех похода 1103 года, спланированного на Долобском съезде, только разозлил кипчаков. Они предприняли несколько походов, которые хотя и не привели к большим успехам, не позволили Руси вновь собраться с силами и нанести ответный удар. На его подготовку ушло восемь лет.
         В конце 1110 года подчиненный Мономаха воевода Дмитр с небольшой дружиной сумел пробраться в половецкие земли и разузнать планы кипчаков. Половцы готовились к новому наступлению, в котором должны были участвовать чуть ли не все основные кланы. Этот удар можно было попытаться отразить, как это делалось всегда, или предвосхитить, неожиданно нанеся свой.
         Именно такое решение и принял Мономах. Прекрасно понимая, что отражать хорошо подготовленное наступление врага всегда труднее, он решил заставить половцев поменяться ролями с русскими. Но для этого нужно было успеть не просто собрать войско, но и сделать его достаточно большим, чтобы нанести решающее поражение кочевникам, а также начать поход тогда, когда враг не ждет наступления.
         Традиционно и русские, и половцы отправлялись воевать весной, когда заканчивалась распутица и можно было вовсю пользоваться преимуществами конницы. Последнее было важно для кипчаков: их войско практически не имело пеших воинов. Именно на этом и решил сыграть Мономах. Он назначил поход на необычно ранний срок — конец февраля. Помимо того, что кочевники не могли ожидать, что русское войско выступит в дорогу в столь непривычное время, это решение преследовало еще одну важную цель. Даже с учетом того, что неспешное — за счет присутствия пешего войска — продвижение вглубь половецких земель займет немалый срок, к тому моменту, как рати сойдутся на поле битвы, земля еще не успеет просохнуть. А это означает, что половцы будет лишено своего главного преимущества — маневренности и мощи кавалерии, которая попросту завязнет в снежно-грязевом месиве. Такой подход был совершенно новым для русских полководцев, и именно он позволяет считать битву при Сальнице первой настоящей полководческой победой Древней Руси.

Царица полей — пехота

         Но просто лишить противника возможности в полной мере использовать преимущества его армии недостаточно, нужно еще обеспечить выигрышное положение своей. И этот вопрос Мономах решил, существенно увеличив число пеших воинов. Ведь если половцы не могли в полной мере использовать конницу, то именно пехоте отводилась основная роль жерновов, которые должны были перемолоть вражеское войско.
         Древнерусская дружина была войском смешанного состава, в котором соотношение конных и пеших подразделений было смещено в сторону первых. Что понятно: русским дружинникам приходилось противостоять прежде всего конным же войскам кочевников, тогда как пешие рати сходились, как правило, в междоусобных битвах князей. Так что основой русской пехоты того времени были смерды — крестьяне, которых приходилось на время похода отрывать от земли. Поэтому решение Мономаха усилить войско за счет пехотинцев встретило сопротивление со стороны союзных князей и даже его собственной дружины. Вот как описывают это летописцы: «Дружина же сказала: «Не время теперь губить смердов, оторвав их от пашни». И сказал Владимир: «Но то мне удивительно, брат, что смердов жалеете и их коней, а не подумаете о том, что вот весной начнет смерд этот пахать на лошади той, а половчин, приехав, ударит смерда стрелой и заберет лошадь ту и жену его, и гумно его подожжет. Об этом-то почему не подумаете?» И сказала вся дружина: «Впрямь, воистину так оно и есть». И сказал Святополк: «Теперь, брат, я готов (идти на половцев) с тобою»».
         Скорее всего, дело тут было не только в красноречии Мономаха. Наверняка сыграло роль раннее начало похода. Ведь конец зимы — не то время, когда крестьяне всерьез заняты на земле. Сорвать их с насиженного места, снарядить и отправить в поход гораздо проще, чем через месяц-полтора.
         А чтобы не переутомить пехотинцев долгим (в итоге он занял почти месяц!) походом к месту главного сражения, Мономах пошел на еще одно новшество. Поскольку конец февраля в XII веке благодаря малому ледниковому периоду был более суровым и снежным, чем сегодня, пеших воинов отправили в путь… на санях!

«И пошли, возложив надежду на Бога…»

         Вот как описаны подготовка к походу, сам поход и битва при Сальнице в основном источнике сведений об этих событиях — в «Повести временных лет»: «В год 6619 (1111. — РП.). Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною… И послали к Давыду Святославичу, веля ему выступать с ними. И поднялись со своих мест Владимир и Святополк, и попрощались, и пошли на половцев Святополк с сыном своим Ярославом, и Владимир с сыновьями, и Давыд с сыном. И пошли, возложив надежду на Бога и на Пречистую Матерь его, и на святых ангелов его. И выступили в поход во второе воскресенье Великого поста, а в пятницу были на Суле. В субботу они достигли Хорола, и тут сани побросали. А в то воскресенье пошли, когда крест целуют. Пришли на Псел, и оттуда перешли и стали на Голте. Тут подождали воинов, и оттуда двинулись на Ворсклу и там на другой день, в среду, крест целовали, и возложили всю надежду свою на крест… И оттуда прошли через много рек в шестую неделю поста. И прошли к Дону во вторник. И оделись в броню, и построили полки, и пошли к городу Шаруканю… И поехали они к городу вечером, и в воскресенье вышли горожане… к князьям русским с поклоном, и вынесли рыбы и вино. И переспали там ночь. И на другой день, в среду, пошли к Сугрову и подожгли его, а в четверг пошли на Дон; в пятницу же, на другой день, 24 марта собрались половцы, построили полки свои и пошли в бой. Князья же наши возложили надежду свою на Бога и сказали: «Здесь нам смерть, да станем твердо». И прощались друг с другом и, обратив очи к небу, призывали Бога вышнего. И когда сошлись обе стороны, была битва жестокая. Бог вышний обратил взор свой на иноплеменников с гневом, и стали они падать перед христианами. И так побеждены были иноплеменники, и пало множество врагов… перед русскими князьями и воинами… И помог Бог русским князьям. И воздали они хвалу Богу в тот день. И наутро, в субботу, праздновали Лазарево воскресение, Благовещенья день, и, воздав хвалу Богу, проводили субботу, и воскресенья дождались. В понедельник же Страстной недели вновь иноплеменники собрали… множество полков… и выступили… тысячами тысяч. И обложили полки русские. И послал Господь Бог ангела в помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские, и сразились полк с полком… И битва лютая завязалась между ними… И стали наступать Владимир с полками своими и Давыд, и, видя это, обратились половцы в бегство. И падали половцы перед полком Владимировым, невидимо убиваемые ангелом, что видели многие люди, и головы летели на землю, невидимо отрубаемые. И побили их в понедельник Страстной месяца марта 27. Избито было иноплеменников… множество на реке Салнице. И спас Бог людей своих, Святополк же, и Владимир, и Давыд прославили Бога, давшего им победу… над язычниками, и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников много захватили… И спросили пленников, говоря: «Как это вас такая сила и такое множество не могли сопротивляться и так быстро обратились в бегство?» Они же отвечали, говоря: «Как можем мы биться с вами, когда какие-то другие ездили над вами в воздухе с блестящим и страшным оружием и помогали вам?» Это только и могут быть ангелы, посланные от Бога помогать христианам. Это ведь ангел вложил в сердце… Мономаху мысль поднять… русских князей на иноплеменников. …Потому-то надлежит воздать хвалу ангелам, как сказал Иоанн Златоуст: ибо они вечно молят Творца быть милостивым и кротким к людям. Ибо ангелы… наши заступники, когда мы воюем с противными нам силами… Так вот и теперь с Божьей помощью по молитвам святой Богородицы и святых ангелов возвратились русские князья восвояси к своим людям со славой, которая донеслась до всех дальних стран — до греков, до венгров, поляков и чехов, даже и до Рима дошла она…»

За веру и Отечество

         Летописец, как ему и положено, был лишь прилежным регистратором и больше уделял внимание взаимоотношениям князей между собой, буквальному описанию событий и, что естественно, проявлениям благоволения Божьего по отношению к русским. За скобками повествования остались тонкости тактических приемов Мономаха, его союзников-князей и воевод, а также роль, которую поход сыграл в объединении Руси и укреплении православия.
         Тактически второе, основное сражение похода — битва при Сальнице — было разыграно безупречно. После того как имевшие перевес половцы окружили русские полки, планируя массированным обстрелом из луков расстроить их ряды, смешать их и ударить по ним конницей, князья по совету Мономаха сами повели дружины в наступление. В результате смешались уже половцы и были вынуждены оставить луки и атаковать пехоту. Тут-то и сработал замысел Владимира: в перемешанном с грязью снегу половецкие кони начали вязнуть, а длинные копья русской пехоты свели на нет преимущество бивших сверху кривыми мечами кипчаков. А вскоре на увязшую в бессмысленной рукопашной с копейщиками половецкую конницу обрушился запасной полк самого Мономаха, который лично повел его в атаку, передав командование медленно отступавшими, но сохранявшими строй пешцами сыну Ярополку. Удар оказался решающим: теряя людей и коней, кипчаки повернули вспять, но уйти по раскисшей земле удалось немногим. Они потеряли на поле брани убитыми не меньше 10 000 человек, большинство же попало в плен.
         Победа сыграла важнейшую роль в реализации идеи Мономаха об объединении Руси. Еще бы: поход вознес авторитет переяславского князя, незадолго до этого уступившего киевский престол своему брату, дабы избежать новых войн, и добившегося резкого усиления русских княжеств за счет мирного сосуществования, на недосягаемую высоту. Так что через два года после победы Мономах уже без всяких споров занял престол в Киеве и вошел в историю как первый князь-миротворец, добившийся объединения княжеств и прекращения междоусобных войн. И не его вина, что потомки, презрев мономахово «Поучение», не сумели удержать объединенную Русь в руках, чем и воспользовались ордынские ханы.
         Зато другой результат похода — прославление и укрепление православной веры — поколебать не удалось. И для дружинников князей-союзников, и для простолюдинов было несомненным то, что успех предопределен небесными покровителями Руси. Столь очевидная победа как ничто другое способствовала укреплению православия в Древней Руси, его становлению как государственной религии. Добавим лишь, что легендарная победа 27 марта 1111 года пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, прославленной как хранительница русской государственности.
         Конечно, сейчас трудно однозначно утверждать, что даже такой дальновидный правитель, как Владимир Мономах, заранее предусмотрел все эти последствия. Но если даже и нет, нельзя не отдать должное его чутью, ведь предпринятые им шаги привели к важнейшим результатам. Что в итоге и сделало битву при Сальнице первой знаменитой победой русского оружия — той точкой, от которой нам и надлежит вести отсчет всем остальным победам, в том числе и на Чудском озере, и в Куликовской битве, и под Полтавой, и под Бородино, вплоть до самого победного мая 1945-го…

Статья о половцах из The Free Dictionary

Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.

 

(кипчаки, половцы), русское обозначение преимущественно монголоидных и тюркоязычных народов, мигрировавших из Заволжья в степные районы к северу от Черного моря примерно в XI веке. Изначально кочевники-скотоводы, половцы в XII в. обратились к различным ремеслам, таким как кузнечное, скорняжное, сапожное, седельное, луковое, швейное. Они жили в юртах (передвижных палатках) и проводили зимы вдоль рек. Они верили в существование добрых и злых духов и воздвигали каменные статуи в память о своих умерших.

К XI веку первобытно-родовой строй половцев уже эволюционировал в сословное (феодальное) общество. Половцы делились на семьи, каждую из которых возглавлял бек. Эти семьи объединялись в роды, которыми управляли беки. Роды объединялись в орды, которыми правили султаны. Несколько орд составляли племя, которым управлял хан. У половцев господствовал закон кровной мести. Как и в большинстве кочевых обществ, важную роль в существовании половцев играли грабительские войны. Армия состояла из высокомобильной легкой и тяжелой кавалерии; в бою принимали участие и мужчины, и женщины.

Первое столкновение половцев с русскими произошло в 1054 г. Половцы неоднократно нападали на русскую территорию, нанося сильные поражения киевским князьям в 1068, 1092, 1093, 1096 гг. Они также вели походы на Венгрию (1070 г., 1091, 1094) и Византии (1087, 1095). В 1091 году они помогли императору Алексею I Комнину победить печенегов в долине реки Хебрус. Киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев в 1103, 1106, 1107, 1109 гг., 1111 и 1116; в результате на Дону осталась лишь относительно небольшая орда хана Сарчака. Отрок, брат Сарчака, повел 40 000 половцев на Кавказ, где они были использованы грузинским императором Давидом Строителем в легкой борьбе против турок-сельджуков. Половцы вели неудачный поход на Болгарию на Волгу в 1117 году.

Объединение донских половцев началось после смерти Владимира Мономаха в 1125 году. Многие русские князья женились на знатных женщинах из половцев, поселили половцев в пределах Руси , позволили им контролировать определенные города и использовать их в качестве вооруженной силы. Половцы возобновили свои походы на Русь в конце 70—80-х гг. 11, но их силы были сильно подорваны неоднократными русскими походами. В 1223 г. монголы разгромили половцев на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были в союзе с русскими князьями. В результате монгольского нашествия одни половцы вошли в состав Золотой Орды, а другие переселились в Венгрию, где им разрешили поселиться и призвали на военную службу.

Борьба русского народа с половцами описана в различных летописях и в «Слове о полку Игореве» .

ЛИТЕРАТУРА

Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. В сборнике Материалы и исследования по археологии СССР , вып. 62. Москва, 1958.
Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси . Москва, 1968.
Федоров-Давыдов Г. А. Курганы, идолы, деньги . М., 1968.
Котляр Н. Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах. В сборнике Из истории украинско-грузинских связей: Сб. документов . Тбилиси, 1968.
Мургулия Н. П. К вопросу о переселении половецкой орды в Грузию. В сборнике Из истории украинско-грузинских связей Киев, 1971.
Рыбаков Б. А. Первые века русской истории . М., 1964.
Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники . Москва 1971.

О. М. Р АПОВ

Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Разгром половцев Владимир Мономах. Кто такие половцы?

История России насыщена разными событиями. Каждый из них оставляет свой след в памяти всего народа. Некоторые ключевые и поворотные события доходят до наших дней и остаются почитаемыми и достойными в нашем обществе. Беречь свое культурное наследие, помнить о великих победах и полководцах – очень важная обязанность каждого человека. Князья Руси не всегда были на высоте в плане управления Русью, но старались быть одной семьей, которая совместно принимает все решения. В самые критические и трудные моменты всегда появлялся человек, который «брал быка за рога» и поворачивал ход истории в обратную сторону. Одним из таких великих людей является Владимир Мономах, который до сих пор считается важной фигурой в истории России. Он достиг многих сложных военных и политических целей, при этом редко прибегал к жестоким методам. Его методы состояли из тактики, терпения и мудрости, что позволило ему примирить взрослых людей, годами ненавидевших друг друга. Кроме того, нельзя обойти вниманием талант князя воевать, ведь тактика Мономаха часто спасала русское войско от уничтожения. Разгром половцев князем Владимиром продумал до мелочей и потому «растоптал» эту угрозу для Руси.

Половцы: знакомство

Половцы, или половчане, как их называют историки, народ тюркского происхождения, ведший кочевой образ жизни. В разных источниках им даются разные названия: в византийских документах — куманы, в арабо-персидских — кыпчаки. Начало XI века оказалось для народа очень продуктивным: оно изгнало факелов и печенегов из Заволжья и само поселилось в этих краях. Однако на этом завоеватели решили не останавливаться и форсировали Днепр, после чего успешно спустились к берегам Дуная. Таким образом, они стали обладателями Великой степи, простиравшейся от Дуная до Иртыша. В русских источниках это место упоминается как Половецкое поле.

За время создания Золотой Орды половцам удалось ассимилировать многих монголов и успешно навязать свой язык. Стоит отметить, что впоследствии этот язык (кыпчакский) был положен в основу многих языков (татарского, ногайского, кумыкского и башкирского).

Происхождение термина

Слово «половцы» в переводе с древнерусского означает «желтые». Многие представители народа имели светлые волосы, но большинство составляли представители европеоидной расы с примесью монголоидности. Однако некоторые ученые говорят, что происхождение названия народа происходит от места их стоянки — поля. Версий много, но ни одна из них не является достоверной.

Семейный приказ

Поражение половцев частично было обусловлено их военно-демократическим строем. Весь народ делился на несколько родов. У каждого вида было свое имя – имя вождя. Несколько родов объединялись в племена, которые создавали свои деревни и зимние городки. У каждого племенного союза была своя земля, на которой возделывались продукты питания. Были и более мелкие организации, курение — объединение нескольких семей. Интересно, что в куренях могли жить не только половцы, но и другие народы, с которыми происходило естественное смешение.

Политическая система

Курени объединяются в орды во главе с ханом. Ханы обладали наибольшей властью в этой области. Кроме них существовали еще такие категории, как слуги и ямники. Также следует отметить такое деление женщин, которое предопределило их быть девами. Их называли чагой. Колодцы — это военнопленные, которые, по сути, были домашними рабами. Они выполняли тяжелую работу, не имели прав и были низшим звеном социальной лестницы. Также были кошевые — главы многодетных семей. Семья состояла из кошей. Каждый кош – это отдельная семья и ее слуги.

Богатство, добытое в боях, было разделено между лидерами военных кампаний и знатью. Рядовой воин получал с барского стола лишь крохи. В случае неудачного похода можно было разориться и попасть в полную зависимость от какого-нибудь знатного половца.

Военное дело

Военное дело половцев было на высоте, и это признают даже современные ученые. Однако история сохранила до наших дней не слишком много свидетельств половецких воинов. Интересно, что любой мужчина или юноша, умевший просто носить оружие, должен был посвятить свою жизнь военному делу. При этом совершенно не учитывались его здоровье, телосложение и тем более личное желание. Но так как такое устройство существовало всегда, на него никто не жаловался. Стоит отметить, что военное дело половцев с самого начала было плохо организовано. Правильнее было бы сказать, что она развивалась поэтапно. Историки Византии писали, что этот народ сражался с помощью лука, кривой сабли и дротиков.

Каждый воин носил особую одежду, которая отражала его принадлежность к армии. Он был сделан из овечьей шкуры и был довольно плотным и удобным. Интересно, что каждый воин-половец имел в своем распоряжении около 10 лошадей.

Главную силу половецкого войска составляла легкая конница. Кроме вышеперечисленных инструментов воины также сражались саблями и арканами. Чуть позже у них появилась тяжелая артиллерия. Такие воины носили специальные шлемы, доспехи и кольчуги. При этом их часто делали весьма устрашающего вида, чтобы еще больше устрашить противника.

Также следует упомянуть использование тяжелой кавалерии и греческого огня. Этому они, скорее всего, научились в те времена, когда жили недалеко от Алтая. Именно эти возможности делали людей практически непобедимыми, ибо немногие полководцы того времени могли похвастаться такими знаниями. Использование греческого огня много раз помогало половцам завоевывать даже очень укрепленные и защищенные города.

Надо отдать должное тому, что армия обладала достаточной маневренностью. Но все успехи в этом деле сошли на нет из-за малой скорости передвижения войск. Как и все кочевники, половцы одержали множество побед благодаря резким и неожиданным атакам на врага, длительным засадам и обманным маневрам. Они часто выбирали целью небольшие деревни, которые не могли оказать необходимого сопротивления, не говоря уже о победе над половцами. Однако армия часто терпела поражение из-за нехватки профессиональных бойцов. Тренировке младшего не уделялось слишком много внимания. Обучиться каким-либо навыкам можно было только во время облавы, когда основным занятием было освоение техники первобытного боя.

Русско-половецкие войны

Русско-половецкими войнами называют длинную череду серьезных конфликтов, происходивших около полутора веков. Одной из причин было столкновение территориальных интересов обеих сторон, ибо половцы были кочевым народом, стремившимся завоевать новые земли. Вторая причина заключалась в том, что Русь переживала тяжелые времена раздробленности, поэтому некоторые правители признавали половцев союзниками, вызывая гнев и негодование других русских князей.

Ситуация была довольно печальной до того момента, пока не вмешался Владимир Мономах, поставивший своей первостепенной целью объединение всех земель Руси.

Предыстория битвы при Салнице

В 1103 году русские князья провели первый поход против кочевников в степи. Кстати, разгром половцев произошел уже после Долобийского съезда. В 1107 году русские войска успешно разбили Боняки и Шарукана. Успех вселил в души русских воинов дух непокорности и победы, поэтому уже в 1109 г., киевский воевода Дмитрий Иворович разорвал в клочья крупные поселения половцев у Донца.

Тактика Мономаха

Следует отметить, что разгром половцев (дата — 27 марта 1111 года) был одним из первых в современном списке Памятных дат военной истории Российской Федерации. Победа Владимира Мономаха и других князей была обдуманной политической победой, имевшей дальновидные последствия. Русские одержали верх, при этом перевес в количественном отношении составил почти полуторный.

Сегодня многих интересует грандиозный разгром половцев, при котором князь стал достижим? Огромен и неоценим вклад Владимира Мономаха, умело применившего свой полководческий дар. Он сделал несколько важных шагов. Во-первых, он реализовал старый добрый принцип, который гласит, что уничтожать противника надо на его территории и малой кровью. Во-вторых, он удачно применил транспортные возможности того времени, что позволяло своевременно доставлять солдат-пехотинцев к месту боя, сохраняя при этом их силу и дух. Третьей причиной продуманной тактики Мономаха было то, что он даже прибегал к погодным условиям для одержания желанной победы — заставлял кочевников сражаться в такую ​​погоду, которая не позволяла им в полной мере использовать все преимущества своей конницы.

Однако это не единственная заслуга принца. Владимир Мономах продумал разгром половцев до мелочей, но для реализации задуманного нужно было добиться почти невозможного! Для начала окунемся в настроение того времени: Русь была раздроблена, князья зубами держали свои территории, каждый норовил действовать по-своему, и каждый считал, что прав только он. Однако Мономах сумел собрать, примирить и объединить своенравных, непокорных или даже глупых князей. Представьте, сколько мудрости, терпения и мужества требовалось князю, это очень трудно… Он прибегал к уловкам, уловкам и прямым уговорам, которые могли хоть как-то повлиять на князей. Результат был постепенно достигнут, и посредничество прекратилось. Именно на Долобийском съезде были достигнуты основные соглашения и соглашения между различными князьями.

Разгром половцев Мономахом был обусловлен еще и тем, что он уговорил других князей использовать даже смерды для усиления войска. Раньше об этом никто даже не задумывался, ведь сражаться должны были только воины.

Поражение на Сальнице

Поход начался во второе воскресенье Великого поста. 26 февраля 111 г. русское войско под командованием целой коалиции князей (Святополка, Давида и Владимира) направилось к Шаруканам. Интересно, что поход русской армии сопровождался пением песен в сопровождении священников и крестов. Из этого многие исследователи истории России делают вывод, что поход был крестовым. Считается, что это был преднамеренный ход Мономаха для поднятия боевого духа, но главное — внушить войску, что оно может убивать и должно побеждать, потому что так велит им сам Бог. По сути, Владимир Мономах превратил эту великую битву русских с половцами в праведный бой за православную веру.

Армия достигла места боя только через 23 дня. Поход был трудным, но благодаря боевому духу, песням и достаточному количеству провианта армия была симпатичной, а значит, и в полной боевой готовности. На 23-й день бойцы подошли к берегам Северского Донца.

Стоит отметить, что Шарукан сдался без боя и довольно быстро — уже на 5-й день жестокой осады. Жители города предлагали захватчикам вино и рыбу — факт, казалось бы, незначительный, но он свидетельствует о том, что люди здесь вели оседлый образ жизни. Также русские сожгли Сугров. Два разгромленных селения носили имена ханов. Это как раз те два города, с которыми сражалось войско в 1107 году, но тогда хан Шарукан бежал с поля боя, а Сугров попал в плен.

24 марта состоялся первый начальный бой, в который половцы вложили все свои силы. Это произошло недалеко от Донца. Разгром половцев Владимиром Мономахом произошел позже, когда произошло сражение на реке Сальнице. Интересно, что луна была полной. Это была вторая и самая основная битва двух сторон, в которой русские получили власть.

Крупнейшее поражение русского войска от половцев, дата которого уже известна, всколыхнуло весь половецкий народ, ибо последние имели в бою большой численный перевес. Они были уверены, что победят, однако не смогли устоять перед обдуманным и прямым ударом русской армии. Для народа и воинов разгром половцев Владимиром Мономахом был очень радостным и веселым событием, потому что была добыта хорошая добыча, взято в плен много будущих холопов, а главное, одержана победа!

Эффекты

Последствия этого великого события были очевидны. Поражение половцев (1111 год) стало переломным моментом в истории русско-половецких войн. После битвы половцы решили лишь однажды приблизиться к границам Русского княжества. Интересно, что сделали это уже после того, как Святополк покинул мир (через два года после битвы). Однако половцы установили контакты с новым князем Владимиром. В 1116 году русское войско совершило еще один поход на половцев и захватило три города. Окончательный разгром половцев сломил их боевой дух, и вскоре они перешли на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Кыпчаки не ответили на последнюю поездку русских, что подтвердило их окончательный упадок.

Через несколько лет Мономах отправил Ярополка на поиски половцев за Дон, но там никого не было.

Источники

Многие русские летописи рассказывают об этом событии, ставшем ключевым и знаменательным для всего народа. Поражение половцев укрепило Владимира как его могущество, так и веру народа в свои силы и своего князя. Несмотря на то, что битва при Салнице частично описана во многих источниках, наиболее подробный «портрет» сражения можно найти только в Ипатьевской летописи.

Чрезвычайно важным событием стало поражение половцев. России такой поворот событий был очень кстати. И все это стало возможным благодаря усилиям Владимира Мономаха. Сколько сил и ума вложил он, чтобы избавить Русь от этой напасти! Как тщательно он продумал ход всей операции! Он знал, что русские всегда играли роль жертвы, ибо половцы нападали первыми, и народу Руси оставалось только защищаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *