Былина «Садко» краткое содержание – читать пересказ онлайн
10 мин.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 5902.
Обновлено 22 Июля, 2022
О произведении
Былина «Садко» считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.
Предлагаем читать былину «Садко» в кратком содержании на нашем сайте. Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Место и время действия
События былины происходят ориентировочно в XI–XII веке в Новгороде и на море.
Главные герои
- Гусляр Садко был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.
Другие персонажи
- Микола Можайский (Николай Чудотворец) – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.
- Морской царь – правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого, кроме яровчатых гуслей, ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч»
и до самого вечера наигрывает на гуслях.
«в озере вода всколыбалася»и, испугавшись, возвращается в город.
Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь.
Правитель решил поблагодарить героя за его «великие утехи»
и «нежную игру»
и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья»
. По совету морского царя Садко должен был заложить в споре свою «буйну голову»
, а с купцов попросить «лавки товара красного»
. Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.
Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает
– в Ильмень-озере водится «рыба – золоты перья»
. Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же «связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро»
. Три раза они забрасывали в озеро «тоню»
и поймали три рыбы с «золотыми перьями»
. Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.
Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, «выстроил палаты белокаменны»
, в которых «обделал все по-небесному»
.
Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:
«Чем мне, Садку, пахвалятися?»
«А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!»
Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.
Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – «худые и добрые»
. Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на «торговые улицы»
и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – «подоспели товары московские»
. Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские –
. Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.
«На бессчетную золоту казну»
построил Садко «тридцать черлёныих»
кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками, набитыми красным золотом и чистым серебром.
Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:
«А волной-то бьёт, паруса рвёт,
.
Ломает кораблики черлёные;
А корабли нейдут с места на синем море»
Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море «бочку чиста серебра»
, но ничего не изменилось. Спустили в море еще «бочку-сороковку красна золота»
, но корабли продолжали стоять на месте.
Ясно стало Садко, что морской царь требует «живой головы»
. Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей «жеребья гоголем по воде плывут»
, а у Садко «ключом на дно»
.
Понял герой, что именно его «требует»
царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о «нищей братии»
, и о молодой жене, и о «хороброей дружине»
. Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было «принять смерть во синем море»
. Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, «полетели, как черные вороны»
.
Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.
Взмолился народ к Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу), чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко «повырывать струночки»
и «повыломать шпенечки»
, сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.
Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку.
А чтобы отблагодарить старца за помощь, Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы «на крутом кряжу»
. Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.
Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко «церковь соборную Миколе Можайскому»
.
«Не стал больше ездить Садко на сине море,
.
Стал поживать Садко во Нове-граде»
И что в итоге?
Гусляр Садко — благодаря помощи Миколы Можайского возвращается из подводного царства живым, возводит церковь имени этого святого.
Микола Можайский (Николай Чудотворец) — дал совет Садко сломать гуслю и выбрать в жёны Чернавушку, благодаря чему гусляр смог благополучно вернуться домой.
Заключение
Былина «Садко» является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.
Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа «Садко», а ознакомиться с полным вариантом былины.
Тест по былине
После прочтения краткого содержания былины попробуйте ответить на вопросы тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Fosfort Grief
14/14
Мария Гончарова
12/14
Давид Минаев
14/14
Ярамир Толстиков
12/14
Дима Воронов
6/14
Олеся Колебакина
14/14
Григорий Болкин
14/14
Егорка Семичев
14/14
Гоша Баринов
12/14
Global Elite
13/14
Рейтинг пересказа
4. 6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 5902.
А какую оценку поставите вы?
«Садко» краткое содержание русской народной былины
Скачать:
Распечатать
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Садко – былина о гусляре. Краткое содержание былины «Садко» представляет интересный сюжет истории о талантливом гусляре. Его игра нравится простым людям, купцам и морскому владыке.
Герои:
- Садко – гусляр. Талантливый юноша умело играет на гуслях. Его игра понравилась морскому царю. Он помогает Садко стать купцом. Гусляр оказывается у владыки морского и встречает там свою суженную.
- Микола Можайский – святой старец Никола Чудотворец. Старец принял мольбу людей, которые гибли от пляски морского царя. Он спустился к Садко и подсказал ему, как выйти из моря.
- Морской царь — владыка морей. Царю понравилась игра гусляра Садко. Он помог ему обхитрить купцов. Затем вместо дани забрал гусляра к себе на морское дно. Он наградил Садко и дал в жены красавицу Чернавушку.
В городе Нове-граде жил богатый музыкант, купец по имени Садко. Когда-то он был беден, славился он игрой на гусельках. Ходил гусляр Садко по веселым праздникам (пирам) и зарабатывал себе на жизнь, веселя людей, простых и купцов. Гусляр не выбирал, для кого играть. Случилось так, что целых три дня подряд не звали музыканта на веселые пирушки. Скучает юноша без шума и веселия. Садко пошел к озеру, сел на берегу на камень и стал с горя играть. Вода Ильменя всклокотала, «перепался» (испугался) юноша и ушел обратно в Нове-град. Еще три дня остался музыкант без приглашения, опять отправился к озеру Ильмень. Все повторилось, испуганный гусляр убежал прочь, подальше от «всколыбленной» воды.
В третий раз, когда Садко начал играть, из воды показался владыка подводного царства. Вышел к нему морской царь. Он сказал, что хочет отблагодарить юношу за приятные звуки музыкального инструмента и умелую игру. Звуки гуслей были такой «утехой великой», что без благодарности нельзя было оставить талант. Чем одарить гусляра? «Золотой казной, которую невозможно сосчитать (бессчетной)?» Царь предлагает Садко поспорить с купцами, сказать им, что в озере есть необычная чудная рыбина. У нее золотое оперенье. Садко должен был убедить купцов в бессмысленности спора, заложить «буйну голову», то есть «поставить на кон» спора с купцами свою жизнь. На пиру Садко стал петь и хвастаться, что в озере есть чудо-рыба. Не все купцы повелись на уловку гусляра. Но нашлись три азартных купца, стали они биться об заклад: заложили по 3 лавки лучшего товара каждый. Сплели шелковые сети (крепкий невод) и отправились к озеру. Проиграли спор купцы. Выловил Садко три чудо-рыбы. Отдали купцы Садко по три лавки с товаром. Гусляр стал торговать с выгодой: получал «барыши великие». Сделал себе палаты белокаменные, где все было «по-небесному». Созвал пир, на котором все стали хвастаться несметными богатствами, силой молодецкой, удачей, добрым конем, славным отчеством. Одни «кичились» имением отца, другие молодыми женами. Садко молчал, слушал, когда его спросили, ответил, что может выкупить все новгородские товары: хорошие и плохие. Снова побились об заклад. Стал по утрам Садко выходить на ярмарки и скупать все подряд. Три дня выходил купец в город рано утром, чтобы скупить все богатства города. Дружина помогала купцу. Сам Садко шел в гостиный ряд. Становилось товаров все больше. На второй день – вдвойне, на третий – втройне. Товары привозили в Новгород со всех городов Руси и из-за моря. Понял Садко, что Новгород его богаче, не справиться ему с торговцами со всего света. Пришлось отдать 30 тысяч деньгами в качестве проигрыша. Отправился мужчина торговать, загрузил на 30 черных кораблей. Шел по рекам: Волхову, Ладоге и Неве, затем попал в открытое море и отправился к Золотой Орде. Много прибыли получил Садко. Решил возвращаться домой. На пути случился шторм. Волны били корабли и не давали им двигаться вперед. Понял гусляр, что это проделки морского хозяина, щедро одарившего когда-то его за музыку. Решил откупиться. Сначала бросили в море бочку, наполненную серебряными монетами, затем с золотыми предметами. Корабли не могли сдвинуться с места, продолжали стоять. Догадался купец, что не денег требует грозный царь. Нужна ему человеческая жизнь — «живая голова». Стали тянуть жребий. Написали путешественники – торговцы имена и решили, чей жребий начнет тонуть, на дно пойдет, тому и отправляться как откуп к морскому владыке. Жребии моряков стали носится по волнам, а у Садко ключом шел ко дну. Повторили жребий, но падает «страшная метка» на Садко. Составил юноша завещание, взял с собой гусли и доску из дуба, спустился на воду. Корабли сразу тронулись в сторону дома, освободились от плена, птицами полетели («черными воронами взлетели»). Остался Садко на дубовом плоту (доске) один среди успокоившихся волн. Очнулся музыкант на дне, встречает его царь и просит поиграть для него. Гусляр играет так, что царь пляшет и не может остановиться. Три дня плясал грозный владыка морей. Страшные штормы бушуют на море, гибнут люди и корабли.
Народ стал просить помощи у Николая Чудотворца (Миколы Можайского). Обратился святой в старца и пришел к Садко. Стал уговаривать остановить игру. Гусляр ответил, что на дне морском он подневольный, делает то, что просит хозяин подводного мира. Святой посоветовал гусляру порвать струны и выломать «шпенечки». Новых струн и деталей у гусляра нет, играть больше он не сможет. Старик предупредил Садко, что царь будет ему предлагать выбрать жену из подводных красавиц (пленниц царя). Соглашаться нужно на последнюю девушку – Чернавушку. Отблагодарить юноша должен был святого после освобождения из плена. Просил старец построить на свои деньги соборную церковь. Садко выполнил все указания старца. Морской владыка остановил свою пляску и предложил молодцу жениться на пленнице синего моря. Первые триста девушек пропустил, еще триста оставил без внимания. Из последних трехсот красавиц выбрал Чернавушку. Устроили в честь молодых «почестен пир». После свадьбы юноша опять погрузился в сон, а очнулся уже на берегу реки Чернавы у пристани Новгорода. Корабли купца приближались к городу. Люди увидели Садко, которого оставили в море. Он был живым, веселым, счастливым и невредимым. Удивились дружинники и обрадовались. Стоял гусляр Садко на высоком берегу «кряжу» и встречал своих спутников. Выгрузили с торговых кораблей бессчетные богатства, золотую казну. Садко поставил церковь в благодарность Миколе Можайскому, перестал ездить торговать по синему морю. Стал жить с молодой женой в мире и согласии.
Время чтения 6 минут, 54 секунды мин.
В среднем, пользователи прочитывают текст за 5 мин.
Добавить в избранное
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ?
19
10
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Дочь морского царя. Русская легенда Аарона Шепарда
Садко-музыкант любил свой город Новгород, самый богатый и свободный во всей России. С его большими пирами, белокаменными церквями, купеческими посетителями из многих стран, Садко чувствовал, что лучшего места для жизни не найти. И все же он был также одинок, потому что богатые барышни, которые танцевали под его музыку, никогда не отдавали бы предпочтение такому бедняку.
Однажды ночью он берет свои двенадцатиструнные гусли и идет один играть на Волхов. Внезапно из воды поднимается Морской царь и приглашает изумленного музыканта сыграть в своем подводном дворце. Но как Садко туда попадет? И как он вернется? И захочет ли он вообще вернуться, когда встретит прекрасную дочь Морского Короля?
Одна из самых популярных легенд России, история Садко встречается в средневековых эпических балладах, а также в популярной опере Римского-Корсакова. Здесь она пересказана изящной прозой, дополнена чарующими иллюстрациями современного русского мастера.
УЧИТЕЛЯ И БИБЛИОТЕКИ — ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ ЭТОЙ КНИГИ ДОСТУПЕН В КНИГЕ ААРОНА «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ НА СЦЕНЕ» ИЛИ БЕСПЛАТНО НА ВЕБ-САЙТЕ ААРОНА.
/////////////////////////////////////////////// /
Аарон Шепард — отмеченный наградами автор книг «Дюжина пекарей», «Дочь морского царя», «Король обезьян» и многих других детских книг. Его рассказы часто появлялись в журнале Cricket, а его веб-сайт известен во всем мире как основной источник народных сказок, рассказов и театральных постановок. Когда-то профессиональный рассказчик, Аарон специализируется на живом пересказе народных сказок и другой традиционной литературы, что принесло ему награды Американской библиотечной ассоциации, Нью-Йоркской публичной библиотеки, Педагогического колледжа Бэнк-Стрит, Национального совета социальных исследований и Американское фольклорное общество.
Геннадий Спирин, работающий в стиле, который он описывает как «сказочный реализм», является одним из самых уважаемых в мире детских иллюстраторов. Среди его наград пять золотых медалей Общества иллюстраторов, «Золотое яблоко» Братиславской международной биеннале, первая премия на международных книжных ярмарках в Болонье и Барселоне, а также четыре появления в списке десяти лучших иллюстрированных книг года по версии New York Times. Родившийся и получивший образование в России до переезда в Соединенные Штаты, Геннадий уже хорошо знал легенду о Садко и был рад возможности внести свой вклад в этот пересказ своим роскошным искусством.
/////////////////////////////////////////////// /
Честь
1997 New York Times Ten Лучшие иллюстрированные книги года
1998 Американская библиотечная ассоциация Примечания детских книг
1998 NCSS/ CBC Примечательные торговые книги в области общественных наук
1997 Aesop Asmop, Американское общество Folklore Society
Почетное звание 1998 г., премия Storytelling World Awards
1997 Cincinnati Enquirer Лучшие иллюстрированные детские книги
Американский книготорговец, выбранный из списков
Помеченный обзор, Publishers Weekly
Показанный на «CBS This Morning»
/////////////////////////// /////////////////////////
«Эмоционально аутентичная проза и драгоценные иллюстрации делают эту книгу изысканной… [В] настроении красноречивое очарование». — Publishers Weekly, 25 августа 1997 г., обзор со звездочкой
«Изысканный». — Книжное обозрение The New York Times, 26 октября 1997 г.
«Берите носки, красавица… навсегда останется в семейной библиотеке». — Валери Льюис, «CBS This Morning», 11 и 19 декабря.97
«Сохраняет аромат Старой России… Увлекательный вариант взаимодействия русалки и человека.» — Дениз Антон Райт, School Library Journal, декабрь 1997 г.
«Рассказ носит описательный характер, но при этом очень доступен… Картинки великолепны и блестят необычными деталями». — Стефани Звирин, Booklist Американской библиотечной ассоциации, 15 ноября 1997 г.
18. Садко (Николай Римский-Корсаков) – The Opera Scribe
Николас Фуллер 19опера ХХ века, Николай Римский-Корсаков, русская опера 9 Минут
САДКО ( Садко )
- Опера-былина в 7 картинах
- Николай Римский-Корсаков
- Либретто: Николай Римский-Корсаков, при участии Владимира Стасова, Василия Ястребцева, Николая Штрупа, Николая Финдейзена и Владимира Бельского
- Составлено из былины Садко, Богатый Торговец, Сказка о Морском Царе и Премудрой Василисе, Голубиная Книга и другие старинные баллады и русские сказки
- Первое исполнение: Театр Солодовникова, Москва, 7 января 1898 г. (по старому стилю 26 декабря 1897 г.)
SADKO, gusli-player and singer in Novgorod | Tenor | Anton Sekar-Rozhansky |
LYUBAVA BUSLAYEVNA, his young wife | Mezzo | Aleksandra Rostovtseva |
FOMA NAZARICH, doyen, elder of Novgorod | Tenor | |
LUKA ZINOVICH, governor, elder of Novgorod | Bass | |
NEZHATA, a young gusli-player from Kiev | Contralto | Страхова Варвара |
ДУДА, скоморох (городской артист) | Бас | Бреви Александр |
СОПЕЛЬ, скоморох 6085 Tenor | ||
VARANGIAN (Viking) MERCHANT | Bass | I. Aleksanov |
INDIAN MECHANT | Tenor | Yekab Karklin |
VENETIAN MERCHANT | Baritone | I. Petrov |
ОКЯН-МОРЕ Морской царь | Басс | Антон Бедлевич |
ВОЛХОВА, прекрасная княгиня, его младшая, любимая дочь | Soprano | |
— Мифический могущественный воин в виде паломника | Baritone | |
Merchant |
НАСТРОЙКА: Новгород и в легендарном царстве Морского Короля, 12 й век
2 ⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐ Рейтинг: 5 из 5.
Садко — замечательная опера — но, может быть, это на любителя.
Римский-Корсаков, один из величайших оркестровщиков классической музыки, очаровывает. Для музыкального воображения и чувства удивления это потрясающе, но любой, кто ожидает оперу, подобную Пуччини или «Евгению Онегину» Чайковского , будет разочарован. Психологии и натурализма мало, но Римского-Корсакова интересует не это. (Те, кто хочет более драматическую обычную оперу, должны проверить Царская невеста . ) Он хотел воссоздать мир русских легенд, менее известных на Западе. Я вырос, читая мифы и легенды, в том числе русские сказки, так что это для меня родина.
Опера основана на былине , русских былинах, повествующих о приключениях богатырей – великана Святогора Ильи Муромца и князя Киевского Владимира Яркое Солнышко. Их часто исполняли, чтобы успокоить море, которое бушует и разбивается, поднимается и опускается, через эту оперу из открывающихся тактов.
Садко — менестрель, который хочет стать торговцем. Он мечтает плыть по синим морям и исследовать дальние страны. Так же, как Садко отправляется на поиски новых стран, Римский-Корсаков ищет новые территории.
В каждой своей новой работе я пытаюсь сделать что-то новое для себя. С одной стороны, меня подталкивает мысль, что таким образом [моя музыка] сохранит свежесть и интерес, но в то же время моя гордость побуждает меня думать, что многие грани, приемы, настроения и стили , если не все, должно быть в пределах моей досягаемости.
Садко — многогранная жемчужина, сияющая множеством оттенков, как постоянно меняющееся, беспокойное море.
Римский-Корсаков пишет природу (море, луга, реки, бури), сверхъестественное, героизм Садко, отчаяние жены Любавы. Он путешествует из мира людей — шумного города Новогорода с его гильдиями и пристанями — к берегам озера Ильмень, кораблям в море и глубинам океана, царству Морского царя и его дочери Волховой.
Иностранные купцы воспевают чудеса своей родины: Варангии (где живут викинги) с ее бушующим океаном и скалистыми утесами; гордый торговый город Венеция, где дож каждый год женится на море; и усыпанные бриллиантами пещеры Индии, сказочной страны жемчуга, сапфиров и фениксов, пение которых заставляет людей забыть обо всем.
Гипнотически прекрасная «Песня индийского купца» (когда-то переделанная в джазовый хит — и послушайте эту оркестровую аранжировку) может быть единственным известным фрагментом, но вся партитура прекрасна, смешивая инструментальную магию Римского с большой оперой и вагнеровской симфонией. письмо.
В то время как Римский-Корсаков старался сделать что-то новое в каждом произведении, опера перерабатывает музыкальную картину 30-летней давности (1867 г., переработка 1869 и 1892 гг.), на которой изображено море, визит Садко ко двору морского царя, танец на свадьбе дочери короля и дикая буря. Композитор «использовал материал моей симфонической поэмы для этой оперы, а ее мотивы как лейтмотивов для оперы».
Садко , как и многие русские оперы, демонстрирует влияние французской большой оперы с ее драматическими сценами, большими хоровыми сценами и балетом. История напомнила мне «9» Мейербера.0075 Африкан (Васко де Гама) ; дальновидный герой бросает вызов властям, отвергнут и любит двух женщин, одну из которых — экзотическую принцессу из далекого королевства. Римский-Корсаков по праву гордился Tableau IV, сценой в общественном месте (на пристани), с ариями заграничных купцов и контрапунктными хорами купцов, богомольцев и обывателей.
Опера тоже ответ Вагнеру. Римский присутствовал на первом российском производстве кольца в 1888–1889 годах. Он восхищался оркестровкой Вагнера, но ненавидел вагнеризм, «своего рода культ, своего рода религию в искусстве», и считал, что Вагнер развратил следующее поколение западных музыкантов. (См. Мьюир и Белина-Джонсон, Вагнер в России, Польше и Чехии .)
Как и Вагнер, Римский-Корсаков писал собственные либретто, но с иными эстетическими целями. Вагнер написал «мифическую драму», сублимируя музыку к драме и используя скандинавские или немецкие мифы и легенды, чтобы раскрыть то, что он считал универсальными истинами о человеческом состоянии. Римский-Корсаков ставил музыку выше драмы; с помощью музыки он изображает ту или иную легенду (здесь — жизнь новогородского купца XII века, создание реки Волховой и городскую речную/морскую торговлю), но легенда является и эшафотом для музыки; история служит музыке.
Это не значит, что в опере нет чувства. Небольшая интимная картина 3 фокусируется на Любаве, которая опасается, что Садко ее не любит. Он уплывает в Таблице 4; его путешествие означает для него свободу, успех и приключение, а для нее — живое вдовство. Нам предлагается одновременно восхищаться мужеством Садко и сочувствовать жене, которую он бросает.
В опере он упрекает богатых купцов, которые копят золото, а не торгуют; торговцы видят в нем возмутителя спокойствия, который на стороне бомжей; и он выигрывает их имущество в пари и использует их, чтобы одеть бедняков. Он становится народным героем в превосходных 19-ти годах Александра Птушко.52 (лауреат «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля 1953 года), в котором использована музыка Римского-Корсакова.
Он будоражит народ и низвергает капиталистов, которые объедаются, пока страдают бедняки, — но понимает, что разбрасывание купеческих богатств и раздача им роскошных одежд не помогло истинно бедным: хромые, старики, нищие. Он клянется торговать со всем миром, чтобы принести пользу своему сообществу.
«Иди, Садко, работай для народа!»
Synopsis based on Piotr Kaminski, Mille et un opéras, Fayard, Paris, 2003
Musical Structure
Introduction: The Blue Ocean
TABLEAU I
The rich mansion of a гильдия в Новгороде Государственный академический Большой театр СССР, 1952.- Хор
- Сказка богатырская о Волхе Всеславиче (Нежхата)
- Хор и сцена
- Речитатив и Ария (Садко)
- Сцена
- Песня и танец менестрелей
Богатые купцы Новгорода празднуют свой достаток. Молодой бард Нежата воспевает богатыря Вольха Всеславевича, завоевавшего Индию. Торговцы хотят песню, воспевающую славу их города. Бард Садко вместо того, чтобы играть на своих гуслях , предлагает авантюру: спуститься на Ильмень-озеро с лучшими новгородскими товарами и переправить корабли по суше в море. Это был бы шанс посетить дальние страны, продать товары и привезти драгоценные камни для украшения города. Его предложение вызывает ссору; Старейшины города Фома Назарич и Лука Зинович отвергают его предложение. Садко уходит разочарованный, а игры и пляски продолжаются.
ТАБЛИЦА II
Берега озера Ильмень И. Билибин. Ночь на берегу озера Ильмень. Эскиз декорации, 1914 год. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)- Хор Прекрасных Дев Подводного Царства
- Круглая песня Садко
- Дуэт и хор (Садко, Морская царевна)
Садко сидит и думает на берегу. Привлеченные его голосом, княгиня Волхова и ее спутники выходят из моря и присоединяются к изумленному менестрелю. Они требуют от него еще одну песню. Волхова говорит ему, что она дочь морского царя, и предлагает ей руку, обещая ему в знак своей любви трех золотых рыбок; она будет ждать его на дне океана.
Михаил Врубель. Надежда Забела-Врубель в образе княгини Волховой 1898 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)Когда Морской царь поднимается из глубин и приказывает своим юным дочерям вернуться, они превращаются в лебедей и улетают за горизонт.
ТАБЛИЦА III
Чердак в квартире Садко- Речитатив и Ария Любавы
Любава Буслаевна, жена Садко, страдает от его отлучек, от его снов, в которых она не принимает участия, от его потерянной любви. Садко возвращается, все еще опьяненный морем. Не в силах больше ждать, он отвергает L и бежит на городскую площадь в поисках необычных приключений.
ТАБЛИЦА IV
Пристань в Новгороде, на берегу озера Ильмень Ф.Ф. Федоров, 1935 г. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/) сказка и дозор- Песня варяжского купца
- Песня индийского торговца
- Песня венецианского купца
- Финал
Толпа с восторгом наблюдает за причалившими к пристани иностранными кораблями. Варяжские (викинги), индийские и венецианские купцы обещают большие богатства.
Шаляпин в образе купца-варягаДвое приставов, обеспокоенные распространением подрывных идей Садко, приказывают двум дуракам, Дуде и Сопелю, поиздеваться над ним. Внезапно появляется Садко и возвещает о чуде: озеро Ильмень полно золотых рыбок. Над ним издеваются, и делаются ставки. Благодаря обещанию Волховой Садко ловит трех золотых рыбок, которые тут же превращаются в золотые слитки. Приставы в отчаянии, ведь теперь у Садко есть средства для реализации своих амбиций. Нежата поет песню во славу. Но куда он пойдет? Трое иностранных купцов хвастаются своей родиной.
Садко выбирает Венецию. Любава безуспешно пытается удержать Садко. Корабли зовут.
ТАБЛИЦА V
Мирная гладь на берегу океана Ф. Ф. Федоров, 1935. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)- Ария Садко
- Сцена и интермеццо
В одном из своих многочисленных плаваний корабль Садко вдруг останавливается посреди моря; Морской король требует дань. Они выбрасывают за борт бочки, полные сокровищ, но силы моря требуют человеческой жертвы: Садко. Он ходит по доске со своим драгоценным гуслей , и тонет в морских глубинах, а его корабль наконец уплывает.
ТАБЛИЦА VI
Морские глубины И. Билибин. Подводное царство . Эскиз декорации, 1914 г. (Источник: http://allrus.me/russian-medieval-epic-sadko/)- Похвальное слово (Садко)
- Шествие морских чудес
- Свадебная песня
- Танцы подводного царства:
- Танцующие реки и ручьи
- Танцы какой-то рыбы
- Общий танец и финал
Морской царь и Волхова упрекают Садко в том, что он никогда не платил дани. Морской царь хочет его наказать, но заступается Волхова, превознося его достоинства как певца. За песней Садко в честь морского царства следует пышный водный спектакль, показывающий брак Волховой с героем. Подводный танец вызывает огромный шторм. Десятки лодок тонут. Внезапно появляется Видение; это древний Герой, который покончит с хаосом и вынесет свой приговор: кончилась власть Морского царя, Волхова поднимется на поверхность и станет рекой, а Садко вернется в Новгород, который отныне один получит пользу от своих песен. Садко и Волхова поднимаются на поверхность в раковине, которую тянут косатки.
ТАБЛИЦА VII
Новгород, зеленый луг на берегу озера Ильмень- Оркестровая интродукция
- Колыбельная (Волхова)
- Финал
Садко спит на берегу озера Ильмень. Волхова поет колыбельную и уходит. Жалобный голос Любавы будит Садко. Он узнает свою жену и бросается ей в объятия; они больше не будут разделены снова. Как только рассеялись туманы, мы видим, как 30 кораблей Садко спускаются по новой реке: по Волхове, пересекающей озеро и соединяющей Новгород с далекими морями.