Классицизм и сентиментализм – что это и отличия
Мировая художественная культура и литература, как неотъемлемый ее элемент, подразделяются на несколько видов. Классицизм и сентиментализм являются одними из них. Важно знать, чем они отличаются, чтобы понимать особенности жанров произведений. Также нужно учитывать, что литература является особым видом искусства. Это не просто красивое описание событий, но и способ понять многие аспекты человеческой жизни.
Содержание
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
Определение понятий
Для того чтобы лучше понять существующие между терминами различия, необходимо дать каждому из них определение.
Под классицизмом принято понимать особенный то художественный стиль, а также самостоятельное направление, которое применялось в живописи, архитектуре и литературе XVII–XIX веков. Одна из важных черт классицизма, позволяющая отличить этот жанр от любого другого — обращение к античности, Она воспринималась в качестве воплощение золотого века культуры и являлась примером построения идеального общественного устройства.
Сентиментализмом называется направление в искусстве и культуре, которое образовалось во второй половине XVIII и активно воплощалось в архитектуре, живописи, литературе до начала XIX века. Термин означает, что в основе всего лежат чувства людей. Направление возникло в противовес рационализму, которое процветало в эпоху Просвещения. Главным для творцов, выбравших для себя этот жанр, становились не разум, а чувства, эмоции, переживания.
Сравнение
Для понимания основных отличий между терминами нужно провести сравнение. Эстетика классицизма возникла и развилась в западноевропейской культуре в конце XVII века. В основе лежали строгие правила, упорядоченность. В случае с литературными произведениями нужно было учитывать даже строгие принципы построения сюжета. Все эти особенности отражали имеющееся в те времена представление людей об упорядоченности и совершенстве мироздания, особенностях природы и об устройстве общества.
Для сентиментализма свойственна чувствительность. Здесь основное внимание уделяется духовной составляющей. Возникло направление во второй половине XVIII века. Его основной задачей являлось обучение и воспитание прекрасного с помощью образного мышления. В качестве примеров выбирались сюжеты, которые вызывали в людях сопереживание, искренние и сильные чувства, эмоции. Также одним из составляющих сентиментализма является понимание, что добро всегда победит зло.
В литературе того времени классицизм и сентиментализм тесно сплетались. В результате работающим в этом жанре авторам удавалось донести до общества основные принципы морали и нравственности. Если рассматривать только классицизм, то основной философией этого направления является утверждение о том, что порядок – основа для всего. Стиль предполагал, что для создания шедевра важно четко следовать созданной иерархии, соблюдать формы и правила. В случае с художественными произведениями в жанре классицизма можно наблюдать, что особое внимание уделялось таким жанрам, как драматургия и поэмы. Основой для сюжета выбирались значимые и важные исторические события. В качестве главных героев произведения выступали боги, известные личности. Поэтический слог обязательно должен быть возвышенным. Не допускается простая рифма или использование народных слов, стилистических оборотов.
Для классицизма обязательным является соблюдение единства времени, места действия и правил построения с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Сентиментализм не предполагает настолько строгих ограничений в творчестве. Для этого жанра характерным является полное раскрытие чувственной стороны, красоты произведения. Основное внимание уделяется бытовым деталям, описание душевных переживаний. Для полного раскрытия потребовалось использовать новые литературные формы. С их помощью удалось показать в полной мере внутренний мир человека.
Именно благодаря сентиментализму в литературе появляется эпистолярный жанр, возник сентиментальный роман, а также путевые заметки. Развитие сентиментализма расширило возможности художественной прозы. Она стала более свободной в способах выражения, последовательности изложения. Главным в произведении стала судьба героя, а его характер и эмоции были близкими и понятными для большинства, что вызывало неподдельный интерес к содержанию.
Выводы
Предметом изображения в произведениях, созданных в жанре классицизма, являются важные, значимые события, определяющие в полной мере судьбу человека. Он в свою очередь, должен подчиниться установленному порядку и предопределенному заранее ходу событий. В центре внимания произведения, созданного в жанре сентиментализма внутренний мир героя. Здесь важно максимально подробно передать глубину чувств и эмоций.
Классицизм является главенствующим над всеми остальными формами и жанрами, диктует нормы и правила. Сентиментализм же ставит перед собой цель воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр самых разнообразных изобразительных и художественных средств.
Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть. Входят в него также комедия, сатира и басня, но являются «низшими». Жанры, сентиментализма: роман, повесть, письма, дневники и путевые заметки – все, что позволяет раскрыть внутренний мир человека.
Классицизм утверждал просветительские идеи. Долг перед обществом ставится выше личностных нужд и желаний. Сентиментализм, наоборот, подробнее рассматривает человека, его стремления, чувства, желания. С его помощью, как предполагает жанр, можно сделать более совершенным и общество в целом.
Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Карамзина
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Карамзина
Сентиментализм — направление в литературе, возникшее в 18 веке. Строгое единство места, времени и действия, свойственное классицизму, уступило внутренним переживаниям и чувствам героев. Ярким последователем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин. Его повесть “Бедная Лиза” рассказывает трогательную историю любви простой крестьянской девушки и дворянина. Какие же черты произведения относят “Бедную Лизу” к жанру сентиментальной литературы?
Черты сентиментализма в повести встречаются в каждой строке: это и душевные переживания самого писателя, который сочувствует милой доброй Лизе, это и чувства молодых людей, и пейзажные зарисовки, раскрывающие внутренний мир героев. Повествование ведется плавно, неспешно, в то время как влюбленные переживают настоящий накал страсти, испытывают силу эмоций. Встреча Эраста и Лизы происходит весной, между молодыми людьми возникает искреннее нежное чувство. Благоухающие картины природы становятся отражением переживаний молодой девушки, которая находит свое счастье в любви.
Чувства Эраста к Лизе быстро остывают. Молодой человек отправляется в полк, где сильно проигрывается в карты. Эраст женится на пожилой богатой вдове, чтобы расплатиться с долгами. Лиза же не может пережить предательство любимого, она кончает жизнь самоубийством.
Все произведение проникнуто лирическими отступлениями писателя. Автору искренне жаль прекрасную Лизу, чьи чувства оказались сильнее и выше, чем чувства молодого дворянина. Он знает, что девушка достойна настоящей искренней любви, честной и преданной. Писатель хорошо понимает своих героев, их переживания. Он не осуждает Эраста, доброго, но ветренного молодого человека, не способного отвечать за свои слова и поступки. До конца жизни Эраст считал себя убийцей Лизы и не мог себе этого простить.
Символично название повести. Оно отражает и социальное положение Лизы, и ее трагическую судьбу. Повесть Карамзина — одно из первых сентиментальных произведений в российской литературе. Внутренние переживания и чувства героев, описанные в нем, затрагиваю душевные струны: вместе с писателем читатель переживает за судьбу бедной Лизы.
Вариант 2
В рамках направления сентиментализм в русской литературе написано немного произведений. Самым ярким из них является «Бедная Лиза» Карамзина. На его примере можно рассмотреть все признаки сентиментализма.
Первый из них — это сословная принадлежность героев. Очень часто в сентиментальных повестях и романах главными героинями являются простые девушки, крестьянки. Это связано с тем, что они живут на природе в истинном единстве с ней, плотном контакте. Как правило, их жизнь полна трудностей и невзгод, но однажды они встречают свою любовь. Так было и с Лизой. Она сама содержала не только себя, но и мать, много трудилась, собирала ягоды и цветы, которые продавала. Однажды девушка встретила Эраста, которого полюбила взаимно.
Второй признак — особенность содержания. В сентиментальных произведениях главная роль отведена чувствам, в особенности любви. В повести Карамзина основа сюжета — это любовь, которая вспыхнула в сердцах героев. Автор с трепетом описывает взаимоотношения и свидания влюблённых. Чувствительность присуща и главной героине, Лизе, которая тонко ощущает любое событие, чувство или явление. Она наивна и доверчива, но при этом страстна и пылка. Лиза не стесняется своих чувств и эмоций, она рада проявлять свои переживания. Сентиментальный герой принимает всё близко к сердцу.
Немалую роль играет и природный ландшафт. Сентиментальные произведения всегда подчёркивают связь человека с природой. Пейзаж в них нередко отражает чувства героев и их переживания. В произведении «Бедная Лиза» автор красочно описывает пейзажи, которые окружают героев.
Для сентиментальных произведений характерна и особая концовка. Они описывают любовь, но, как правило, она не заканчивается хорошо. Лиза была обманута Эрастом и не смогла пережить это. Для сентиментализма характерна печальная или даже трагическая любовь. Лиза встретилась с мерзавцем, недостойным человеком, который ранил её сердце. Из-за такой особенности сюжета и содержания сентиментальные произведения часто описывают отрицательные чувства и явления. Важная особенность сентиментализма — самоубийства героев. Чувствительная и тонкая натура Лизы не смогла жить по-прежнему после обмана Эраста, поэтому девушка совершила самоубийство. Такой приём часто встречается и в других произведениях этого направления. Например, « Страдания юного Вертера» Гёте заканчиваются тем же, что и «Бедная Лиза» — смертью главного героя.
Для русской литературы «Бедная Лиза» — это эталон произведения, написанного в рамках сентиментализма.
Сочинение 3
Среди литераторов 18 века было популярное направление под названием сентиментализм. Если до этого периода главенство вал строгий классицизм, который включал в себя огромное количество условностей и норм, то теперь начали пробиваться первые ростки направления, где в основе лежал внутренний мир человека и его чувства.
Проявление сентиментализма в произведении «Бедная Лиза»
События, которые происходили в реальности, отходили на второй план, а автор мог описывать то, что происходит в голове человека. Чувства, состояние души, внутренний мир. Эти и многие другие характеристики описывают сентиментализм практически со всех сторон. Эти темы раскрыты в произведение Карамзина «Бедная Лиза». Практически в каждой строке встречаются элементы данного направления, раскрываясь с новой силой в каждом образе. Произведение будто пропитано накалом эмоций, оно буквально живет им. Автор добивался именно этого. Он хотел, чтобы читатель полностью был погружен в гущу событий, не забывая позаботиться о том, чтобы каждый прочувствовал проблемы и трудности, преодолеваемые главной героиней Лизой.
Каждая строчка раскрывает героев с новой стороны, заставляя читателя сопереживать. Герои Карамзина страдают, плачут, радуются, влюбляются и расстаются. В отличие от классицизма, в сентиментализме чувства занимают главенствующую роль.
Рассказов о новом витке сюжета, автор делает всевозможные лирические отступления, дабы прокомментировать ситуацию. Новаторством для розы того времени стали авторские вставки, которые выражают эмоциональное состояние самого Карамзина. Если научиться читать между строк, то можно увидеть эмоциональное состояние самого автора. Лиза достойна лучшей любви, однако из-за своей ситуации она не может найти альтернативы. Автор жалеет главную героиню, желая ей лучшего. Он хочет, чтобы у неё были честные отношения и искренние чувства, однако по сюжету читатель узнаёт, что этому не суждено сбыться.
Что касается Эраста, кто автор относится к нему со снисхождением. Он считает персонажи глупого там, однако не отвергает его кандидатуру. По воспитанию он довольно ветреный, однако автор не лишает персонажа чувств. Когда Лиза погибает, Ира становится несчастным на всю оставшуюся жизнь. Как видно из описания, Карамзин пытается подарить каждому читателю уникальную возможность проникнуть во внутренний мир персонажей, почувствовав их ситуацию изнутри.
Другие сочинения:← Народный характер в поэме Василий Теркин↑ ДругиеКомпозиционные особенности произведения Слова о полку Игореве →
Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Карамзина
Несколько интересных сочинений
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ определение | Кембриджский словарь английского языка
Он был просто человеком, который мог делать все что угодно и ни грамма жалости к себе или, знаете, сентиментальности .
Из NPR
Я бы сказал, что это больше, чем просто образование сентиментализм , чтобы сосредоточиться на этих аспектах образования.
От Хаффингтон Пост
Но за сентиментальностью также стоят суровые реалии и убедительные уроки демократии, применимые не к какому-то далекому, забытому миру, а к нашему собственному.
Из отдела внешней политики
Переворачивая столы с экспертами, она выставляет напоказ свой статус бабушки и утверждает, что это они поддались сентиментальности и суевериям.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Ее голос был голосом сентиментальности и суеверия, полным доморощенных предрассудков, едва ли годных к употреблению в девятнадцатом веке.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Меня не обмануть сентиментализм профессии или хнычущие заявления о том, что он апостол общественного просвещения.
Из проекта Гутенберг
Он решил рассматривать свои внутренние побуждения сентиментализма в данном случае как результат пристрастия к мелкой дипломатии и деликатным переговорам.
Из проекта Гутенберг
Это не сентиментальность заботиться об интересах мужчин.
Из проекта Гутенберг
Там, где должна быть их эмоциональная сторона, они немного развиты после юношеской стадии 9 лет.0003 сентиментализм .
Из проекта Гутенберг
Великая причина, по которой современный юмор и современный сентиментализм отталкивают нас, состоит в том, что они необоснованно фамильярны.
Из проекта Гутенберг
Они ненавидят вздор, сентиментальность и высокопарные выражения; они используют изученную простоту.
Из проекта Гутенберг
Он считал, что прошел эту стадию сентиментальности десять лет назад.
Из проекта Гутенберг
Они не связаны с истинной идеей подготовки, но кажутся всего лишь сентиментальность о них.
Из проекта Гутенберг
Под всей сентиментальностью нашей литературы и искусства скрывается этот непреходящий инстинкт, потребность в любви, которая станет направляющей целью.
Из проекта Гутенберг
Хотя в ее характере не было ничего сентиментальности человеколюбия, она была проникнута духом человеколюбия.
Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
сентиментализм – определение и значение
- Дайте определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
- и Любовь
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- сущ. Склонность к сентиментальности.
- сущ. Идея или выражение, отмеченное чрезмерной сентиментальностью.
из словаря века.
- сущ. Склонность поддаваться эмоциям; затронутая чувствительность или чувство; слащавая восприимчивость; в частности, философия Руссо и других, которые придавали большое значение побуждениям восприимчивого сердца.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- сущ. Качество сентиментальности; характер или поведение сентименталиста; сентиментальность.
- сущ. Любовь к сентиментальным вещам
- сущ. Чрезмерно сентиментальная вещь или состояние; банальность или сентиментальность
- сущ. философия Взгляд, согласно которому нравственность так или иначе основана на нравственных чувствах или эмоциях.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. чрезмерное выражение нежных чувств, ностальгии или печали в любой форме
- существительное склонность к сентиментальности
Этимологии
сентиментальный + -ism
Support
Помогите поддержать wordnik без рекламы (и сделайте эту страницу свободной от рекламы).
Примеры
Все это вы характеризуете как сентиментальность — так говорит
Письма Франклина К. Лейна
С другой стороны, то, что пришло ему на смену, было намного хуже, и я склонен отвергать заявления о том, что старый сентиментализм эстетически равен Славе и Хвале.
Что происходит на горе Святой Марии?
Тагор был крупнейшим мировым поэтом и художником, чей сентиментализм иногда, без сомнения, понимают неправильно.
Рабиндранат Тагор (1861–1941) : Ригоберто Гонсалес : Блог Харриет : Фонд поэзии
Одно можно сказать наверняка: пятикратный лучший бомбардир НХЛ не сентиментальности , когда он в последний раз снял майку «Питтсбурга».
USATODAY.com — «Пингвинз» переодеваются в межсезонье
То, что называют сентиментальностью , есть большая чувствительность, большее сочувствие, более острое чувство справедливости.
Новая теология
Нужно было как-то разжечь такое чувство, чтобы противодействовать господству некоего сентиментализма, слишком господствующего в наши дни.
Проповедь на смерть Авраама Линкольна, 15 апреля 1865 года.
Джентльмен из Огайо в резкой форме ссылается на то, что он называет сентиментализмом Севера.
Отчет о дебатах и работе на секретных заседаниях конференции по внесению поправок в Конституцию Соединенных Штатов, состоявшейся в Вашингтоне, округ Колумбия, в феврале 1861 г.
Но « сентиментализм » — проецирование ценности, часто эстетической, на какой-либо аспект природного мира, а затем вмешательство для защиты этого аспекта мира от любых изменений, которые в противном случае могли бы быть вызваны другими природными процессами, — это что такое экология.
Мужчина стреляет в дикую кошку, которая охотилась на исчезающих береговых птиц.
Лессинг, Виланд, Гердер, Гёте и Шиллер (Вильгельм Мюнх, «Über den Begriff des Klassikers» в Zum deutschen Kultur — und Bildungsleben, Берлин [1912]), чрезвычайно разнородная группа, из которой сегодня Клопшток, по-видимому, принадлежит к тому, что обычно называют сентиментализмом ; Лессинг, несмотря на свою полемику с практикой французской трагедии, — рационалист-классицист, преклоняющийся перед Аристотелем; Виланд скорее человек эпохи Просвещения, чье искусство часто кажется нам рококо; Гердер может показаться иррационалистическим предромантиком.