Краткое описание по главам отцы и дети: Тургенев «Отцы и дети» читать роман онлайн полностью или скачать текст произведения

Книга Отцы и дети в кратком содержании по главам читать онлайн

Из века в век, на грани поколений

Отцы и дети втянуты в конфликт.

Причина — пропасть разных измерений.

Об этом и Тургенев говорит.

Конфликт рождают в корне интересов

Отцы и дети, но не их вина,

Виной всему — большой скачок прогресса

Так было, есть и будет во все времена!

«Отцы и дети» — это культовый роман русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Был написан в 1861 году. Писателю удалось досконально описать проблему двух поколений — отцов и детей, раскрыть извечный конфликт и суть его происхождения. Это произведение было экранизировано несколько раз, но книгу ничем не возможно заменить, бумажный оригинал превосходит видеореплики в несколько десятков раз.

Оглавление:

  • Содержание
  • Главные герои романа
  • Отцы и дети: краткое содержание по главам

Роман входит в школьную программу старших классов, поэтому обязателен для прочтения. Состоит из 28 глав (это приблизительно 200 страниц), написан вполне читабельным языком, поэтому изучить его содержание вы сможете за короткий срок.

Но если по каким-либо причинам вы не желаете читать это сильнейшее произведение полностью, наша статья поможет вам вкратце ознакомиться с основной идеей романа, вы найдёте краткое содержание книги по главам.

Ознакомившись с кратким изложением каждой главы, вы будете иметь представление о романе и обо всех ключевых моментах развития сюжетной линии.

Содержание

Содержание

  1. Главные и второстепенные персонажи романа, краткая характеристика каждого героя.
  2. Краткое описание сюжета 28 глав книги «Отцы и дети».

Главные герои романа

  • Евгений Базаров — ключевая фигура в этом произведении. Он отрицает буквально всё на этом свете — ярый нигилист. Он студент медицинского университета, пошёл по стопам отца и получает профессию врача.
  • Аркадий Кирсанов — недавно стал студентом и перебрался в деревню к своим родным. Базаров для него — друг и наставник, поэтому Аркадий очень быстро перенимает его нигилизм, но не надолго.
  • Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик, придерживается либеральных взглядов. Увлекается современной поэзией и музыкой, безоглядно влюблён в Фенечку, но сторонится своих чувств, однако, в конце романа всё равно женится на своей возлюбленной.
  • Павел Петрович Кирсанов — является старшим братом отца Аркадия . Это очень интеллигентный и аристократичный мужчина, офицер в отставке. А также придерживается либеральных взглядов. Не женат. Ненавидит и презирает Базарова, в конце концов, вызывает его на дуэль и получает ранение в ногу.
  • Василий Иванович Базаров — отец Евгения, по своей натуре консерватор, образован, воспитан, но особого достатка не имеет. Обожает своего сына.
  • Арина Власьевна — мать Евгения Базарова. Женщина, не обременённая интеллектом, очень набожная и верит во всякие суеверия. Беспокоится, что сын далёк от религии.
  • Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, проявляет симпатию к Базарову, однако, на его признание отвечает, что спокойная и размеренная жизнь для неё важнее чувств.
  • Катерина Локтева — сестра вдовы Одинцовой, тихая скромная и незаметная девушка. Ей Аркадий впервые признаётся в своих чувствах к Анне, однако, в конце романа именно Катерина выходит замуж за Кирсанова-младшего.

Другие персонажи

Фенечка — дочь служанки Кирсанова, любовница Николая Петровича, мать его ребёнка. В конце романа выходит замуж за отца Аркадия.

Виктор Ситников — знакомый Базарова Евгения и Кирсанова Аркадия, также придерживается нигилистических убеждений.

Евдокия Кукшина — знакомая Виктора, тоже «ярая» нигилистка.

Дуняша — прислуга Фенечки.

Петр — слуга Кирсанова Николая Петровича.

Княгиня Р. — любовь всей жизни для Павла Петровича.

Тимофеич — крепостной Василия Базарова, мужчина почтенного возраста.

Матвей Колязин — чиновник.

Княжна Авдотья Степановна — злая старуха, тётка Анны, живёт у своей племянницы вплоть до самой смерти.

Сергей Николаевич Локтев — аферист, отец Анны и Катерины, проживает в деревне по вынужденным обстоятельствам.

Отцы и дети: краткое содержание по главам

Действия в произведении происходят накануне крестьянской реформы (отмены крепостного права) в конце мая 1859 года.

Глава 1

Помещик Николай Петрович с нетерпением ожидает приезда своего сына Аркадия. Он одинок, холост, живёт в скромном имении и управляет 200 крепостными. Хотел стать военным, но травма ноги помешала осуществить это желание. Он имеет высшее образование, живёт в деревне после рождения сына и смерти жены. Отправляет Аркадия в Петербург на учёбу, едет с ним на три года, но не выдерживает и вновь возвращается в свою деревню к привычному образу жизни.

Ожидает сына с большим волнением и трепетом. Тем более что Аркадий едет в гости с другом.

Глава 2

Приезд Аркадия и знакомство с Евгением Базаровым. Тот производит впечатление умного и довольно самоуверенного молодого человека. Аркадий Кирсанов просит отца как можно проще и спокойнее относиться к гостю, особо с ним не церемонясь. Поэтому сын с отцом едет в коляске, а Евгений в тарантасе (дорожной повозке).

Глава 3

Николай Петрович очень рад встрече с сыном и никак не может обуздать свои чувства, постоянно обнимая его. Аркадий очень дорожит мнением своего друга, поэтому сдерживает свои истинные эмоции. Отец признаётся, что в имении с ним живёт Фенечка, но она может покинуть дом, если так будет угодно сыну. Аркадий не противится её присутствию.

Николай Петрович повествует подробный рассказ о том, как он разгневан на своих крестьян, потому что они не платят оброк, а только пьянствуют. Перемен в Марьино нет, всё обветшало. Аркадий размышляет, что можно сделать для деревни и как всё изменить в лучшую сторону. Вся троица едет остаток пути молча.

Глава 4

В имении Кирсановых и гостя встречает лишь старый слуга Пётр. Состоялось знакомство старшего брата и, по совместительству дяди Аркадия, Петра Петровича с Евгением Базаровым. Кирсанов-старший очень интеллигентен и хорош собой, одет с иголочки, имеет утончённые манеры и отменный вкус. Новый друг Аркадия у него сразу вызвал негативные эмоции, Пётр Петрович даже не подал ему руки, назвав его «волосатым». Молодые люди уходят, ведь нужно привести себя в порядок после долгой дороги и хорошенько выспаться, а братья Кирсановы ещё долго не могут уснуть, размышляя о насущном.

Глава 5

Поутру Базаров уходит собирать лягушек для опытов на местном болоте. Аркадий знакомится с новой пассией своего отца Фенечкой и её сыном Митей, по совместительству его сводным братом. Он радуется, что у него появился брат, и укоряет отца, за то что Николай Петрович скрыл сей факт.

Состоялся разговор между Павлом Петровичем и Аркадием о Базарове. Племенник рассказывает своему дяде об убеждениях своего друга, что он является нигилистом и не принимает принципы на веру. Базаров возвращается с полным ведром лягушек и все приступают за утреннюю трапезу.

Глава 6

За столом во время принятия завтрака разгорается ожесточённый спор между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым по поводу нигилизма последнего. Между ними зарождается неприязнь. По окончании трапезы Аркадий рассказывает своему другу о жизни дяди, чтобы Евгений проявил хоть немного сочувствия.

Глава 7

Павел Петрович Кирсанов — офицер в отставке, был очень популярен среди особей противоположного пола. Карьера обещала быть успешной, но, как назло, в 28 лет дядя влюбился в одну профурсетку — Княгиню Р. Она была замужем. Эти чувства не давали ему покоя и он 4 года безуспешно пытался завоевать расположение непутёвой красавицы, окончательно забросив карьеру. Павел Петрович так и не женился, ведь так и не смог избавиться от этой нездоровой зависимости к своей княгине. После смерти возлюбленной, переехал к младшему брату в деревню для ведения совместного хозяйства.

Глава 8

Павел Петрович направляется во флигель к Фенечке, чтобы посмотреть на маленького полугодовалого карапуза Митю. Вскоре к нему присоединяется младший брат Николай Петрович. Он очень любит своего внебрачного сына.

Глава 9

Друг Аркадия знакомится с пассией Николая Петровича и предлагает свои медицинские услуги, если потребуется. Фенечка вызывает у него симпатию, он убеждён, что отец Аркадия должен жениться на ней.

Базаров откровенно высмеивает творческие способности Николая Петровича, особенно когда последний начинает играть на виолончели. Аркадию неприятно такое поведение друга, но он ничего не говорит Евгению.

Глава 10

К поведению Базарова и его странностям постепенно все привыкают, жизнь течёт своим чередом. Однажды вечером разгорается спор между Павлом Петровичем и Евгением. Опять поводом становится нигилизм. Аркадий поддерживает своего друга.

В этой главе автор проводит чёткую параллель в поколениях отцов и детей.

Глава 11

Эта глава посвящена размышлениям главных героев романа о своей прошлой и дальнейшей жизни.

Аркадий и Евгений решают посетить одного знатного родственника Кирсановых и покидают деревню.

Глава 12

Встреча двух друзей с чиновником Матвеем Ильичом Колязиным проходит по всем правилам высшего общества. Поступило предложение нанести визит губернатору. Аркадий согласился. Друзья получили приглашение на бал.

Базаров встречает своего знакомого Виктора Ситникова, который ведёт Аркадия и Евгения к своей приятельнице Кукшиной.

Глава 13

Знакомство с хозяйкой Евдокией Кукшиной не вызвало приятных эмоций, так как это была очень странная и неопрятная дама, не умеющая слушать собеседника. Вскоре друзья уходят.

Глава 14

На балу Аркадий знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, которая вызывает симпатию и живой интерес со стороны молодого человека. Женщина приглашает Аркадия и Евгения в гости.

Глава 15

Молодые люди наносят визит в гостиницу, где и проживает молодая вдова Одинцова. Во время разговора Базарова с Анной, Аркадий замечает, что его друг сконфузился, что было для него нетипичным явлением.

Друзья узнают о трогательной истории жизни Анны Сергеевны Одинцовой, что её отец Сергей Локтев был известным аферистом и не оставил своим дочерям никакого наследства.

Поэтому Анна вышла замуж за старика и прожила с ним шесть лет. Младшая сестра Катерина жила с ними. После смерти мужа, Анна поселилась в Никольском имении, куда и были приглашены Базаров и Кирсанов.

Глава 16

В поместье Анны друзья знакомятся с её младшей сестрой. Между Евгением и Анной зарождаются чувства, Аркадий ревнует женщину к другу и проводит много времени с Катериной.

Глава 17

Прошло 15 дней как друзья приехали в Никольское. Эти две недели кардинально изменили мировоззрение Евгения, ведь он влюбился в Анну Та ему тоже начала отвечать взаимностью, но они никак не могли признаться в своих чувствах к друг другу.

Приезд крепостного Базаровых Тимофеича стал поводом для Евгения покинуть поместье и навестить своих родителей. Молодой человек хочет разобраться в своих чувствах к Анне.

Глава 18

На следующий день Анна всё-таки вытягивает признание из Евгения, но молодой человек получает отказ. Одинцова говорит, что главное в её жизни — спокойствие и ничего не хочет менять.

Глава 19

Базаров покидает поместье и отправляется с Аркадием в гости к своим родителям. Отношения между друзьями уже не такие тёплые, как были раньше.

Глава 20

Встреча с родителями Евгения, которых он не видел 3 года, проходит довольно сдержанно, т. к молодой человек не любит проявлять излишние эмоции.

Глава 21

В родительском доме Евгений скучает, поэтому через три дня решает вернуться в деревню с Аркадием. Друзья ссорятся из-за разногласий во мнениях по поводу родителей, ведь старики Базаровы очень любят своего сына, а он так к ним холоден.

Глава 22

По дороге домой Кирсанов решает нанести визит в Никольское, но там им были не рады, так что друзья вынуждены покинуть поместье.

Аркадий и Базаров возвращаются в имение Кирсановых, их ожидает радушный приём, отец рад возвращению сына.

Через 10 дней Аркадий уезжает к Одинцовой в Никольское, под предлогом неотложных дел

Заключительная часть книги

Глава 23

Базаров догадывается куда уехал Аркадий. Уделяет повышенное внимание Фенечке, и всё заканчивается поцелуем. Свидетелем их близости становится Павел Петрович.

Глава 24

Кирсанов-старший вызывает Евгения на дуэль, так как считает его поведение неприемлемым, где и получает лёгкое ранение в бедро.

Базаров покидает деревню, а Павел Петрович убеждает брата жениться на Фенечке.

Глава 25

Кирсанов проводит всё своё свободное время у Катерины, обнаружив истинные чувства к ней, а не к её старшей сестре. Приезжает Базаров и они решают остаться друзьями с Одинцовой. После рассказа Евгения о состоявшейся дуэли отношения друзей окончательно портятся.

Глава 26

Аркадий принимает решение жениться на Катерине, поэтому уезжает за благословением отца в деревню. Друзья видятся в последний раз.

Глава 27

Базаров возвращается к родителям и занимается медицинской практикой. Однажды, случайно порезавшись при вскрытии тифозного трупа, он заражается смертельной болезнью. Предчувствуя скорую кончину, он зовёт к себе Одинцову и сообщает печальное известие. Вскоре Евгений умирает

Глава 28

Это последняя глава романа. Завершается произведение такими событиями:

  • двойная свадьба Кирсанова Николая с Фенечкой и Аркадия с Катериной.
  • Павел Петрович навсегда покидает деревню и отправляется за границу.
  • Анна Сергеевна выходит замуж за влиятельного человека.

Краткое содержание «Отцы и дети», Тургенев

«Отцы и дети»

(Роман)

Краткое содержание

I

Николай Петрович Кирсанов, сидя на крыльце, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия. Николай Петро­вич владел имением, его отец был боевым генералом, а сам он в детстве воспитывался исключительно гувернантка­ми, так как матушка принадлежала к числу «командирш». Старший брат Николая Павел выбрал военную службу.

Николай Петрович тоже мог стать военным челове­ком, но сломал ногу и поэтому поступил в университет. По­сле смерти родителей он женился на милой образованной девушке и переехал с ней в деревню. Супруги жили очень дружно, на свет появился сын Аркадий, а спустя десять лет жена Николая умерла. Когда сын вырос, Кирсанов отпра­вил его в Петербург учиться. Когда Аркадий подъезжает, отец бежит ему навстречу.

II

Аркадий приезжает с другом Евгением Базаровым и знакомит его со своим отцом, говорит, что Евгений — про­стой человек. Вскоре мужчины отправляются в имение.

III

В дороге Николай Петрович не может наглядеться на сына, пытается обнять его. Аркадий рад встрече не мень­ше отца, но скрывает это развязной речью, рассказывает, что Базаров увлекается естественными науками, особенно медициной. Николай Петрович говорит, что с ним в име­нии теперь живет девушка Фенечка, но если гости захотят, она может переехать на время. Сын говорит, что не хочет стеснять своего отца. Рассматривая окрестности, Аркадий понимает, что имению необходимы преобразования, восхи­щается весенней природой.

IV

Мужчин встречает Павел Петрович Кирсанов. У дяди Аркадия красивое лицо, ухоженные руки и приятный го­лос. У Базарова длинное и худое лицо с широким лбом, а его зеленые глаза излучают ум и самоуверенность. Аркадий и Евгений уходят в комнаты, чтобы отдохнуть с дороги. Не­опрятный вид Базарова не понравился Павлу Петровичу. За ужином господа общаются мало. Вечером Евгений говорит Аркадию, что его отец ему понравился, однако он ничего не понимает в хозяйстве. А брат Николая одевается для де­ревни слишком тщательно и со вкусом. Аркадий рассказы­вает, что раньше его дядя кружил головы многим женщи­нам, был настоящим светским львом. Фенечка сидит в сво­ей комнате, убаюкивая их с Николаем Петровичем сына.

V

Утром Базаров проснулся ни свет ни заря и вместе с дворовыми мальчишками отправился ловить лягушек, чтобы впоследствии проводить над ними опыты. Фенечка передает Аркадию и Николаю Кирсановым, что нездоро­ва и не спустится разливать чай. Аркадий идет к девушке и узнает о своем младшем брате, упрекает отца, что тот ни­чего ему не сказал. Отец и сын так растроганы, что не мо­гут найти слов друг для друга. Приходит Павел Петрович, и все садятся пить чай на террасе. Павел Кирсанов вспоми­нает, что слышал о лекаре Базарове, который, вероятно, приходится Евгению отцом. На вопрос дяди о своем друге

Аркадий отвечает, что Евгений — нигилист, т. е. для него не существует никаких авторитетов. Павел Петрович ни­гилизм не приемлет. Вышла молодая женщина — Фенеч­ка — и подала Павлу какао. Поле ее ухода воцарилось мол­чание, а потом к террасе подошел Базаров. Он пообещал присоединиться к господам, как только закончит опыты с лягушками.

VI

Когда Базаров вернулся, разговор зашел о науке. База­ров считает немцев учителями для русских ученых. Павел Петрович сетует, что все нынешние немцы в большинстве своем занимаются наукой, забыв про литературу. Евгений же считает, что хороший химик гораздо лучше и полезнее любого поэта. После чая Аркадий говорит Базарову, что тот был слишком резок с его дядей и рассказывает его историю.

VII

В Петербурге братья Кирсановы жили вместе, но при этом вели совершенно разный образ жизни. Павел не про­пускал ни одного светского мероприятия; все женщины его любили, а мужчины завидовали. Однажды молодой человек познакомился с княгиней Р. У нее был старый муж и стран­ный характер; днем она танцевала на балах и кружила го­ловы кавалерам, а по ночам в тоске рыдала. Павел привя­зался к этой загадочной женщине и подарил ей кольцо со сфинксом, сказав, что она действительно похожа на сфинк­са. Княгиня разлюбила молодого человека и бросила его, а Павел, потеряв голову, оставил военную службу и начал следовать за своей возлюбленной, куда бы она ни отправи­лась. Потом он теряет даму из виду, а вскоре узнает, что она страдала душевной болезнью и умерла. Княгиня передала ему кольцо со сфинксом, на котором нацарапала крест, ска­зав, то это и есть разгадка. Приблизительно в это же время Николай потерял свою жену, и Павел переехал жить к бра­ту в деревню. Базаров после рассказа Аркадия не одобрил того, что его дядя сломал свою жизнь из-за капризов жен­ской любви. Он говорит, что в анатомии глаза про загадоч­ный взгляд ничего не сказано, что «таинственные отноше­ния между мужчиной и женщиной» — это всего лишь худо­жество, глупый романтизм.

VIII

После разговора с управляющим Павел Петрович за­глянул в комнату Фенечки. Девушка, увидев его, смути­лась. Когда же пришел Николай Петрович, его брат по­спешно ушел. Николай поцеловал своего сына Митю и руку его матери. Три года назад хозяйка трактира вместе с доче­рью Фенечкой переехала в имение Кирсановых, чтобы ве­сти там дела. Когда огненная искра попала девушке в глаз, Николай помог ей и впоследствии постоянно думал о Фе­нечке. Когда умерла мать девушки, она сама стала вести хо­зяйство, и у них с Николаем Петровичем завязался роман.

IX

Базаров познакомился с Фенечкой и предложил ей свою помощь на случай, если заболеет ребенок. Аркадий придер­живается мнения, что его отец должен жениться на Фенеч­ке. Евгений же убежден, что сейчас никто не придает бра­ку никакого значения. Когда молодые люди услышали, как Николай Петрович играет на виолончели, Базаров засмеял­ся, а Аркадий Кирсанов тепло улыбнулся.

X

По прошествии двух недель обитатели имения привык­ли к Евгению Базарову: он лечил Митю, когда у того были судороги, нашел общий язык с крестьянами, хозяин имения иногда спрашивал его совета. Павел Петрович же Базарова просто терпеть не мог и подозревал, что его антипатия взаим­на. Однажды Николай Петрович случайно услышал разговор своего сына и его друга. Евгений сказал, что Николай Кир­санов очень добрый человек, но его песенка уже спета. Отец Аркадия очень расстроился, так как он изо всех сил старал­ся идти в ногу со временем. За вечерним чаем Павел Петро­вич с Базаровым снова повздорили. Предмет их спора — ари­стократия и нигилизм. Павел Петрович говорит, что нигили­сты разрушают все прежние устои, не предлагая взамен ни­чего нового, Евгений же пытается доказать, что они попросту не ведут бессмысленных разговоров, ругая правительство. Наконец Базаров прекратил эту бессмысленную дискуссию. Николай Петрович вспоминает, что как-то он ругался со сво­ей матерью из-за того, что они не понимали друг друга. Те­перь же он сам не понимает своего сына.

XI

Перед сном Николай Кирсанов размышляет в беседке. Он осознает, какая пропасть возникла между ним и его сы­ном. Мужчина не понимает, как можно не любить литера­туру, природу, живопись. Базаров предлагает своему другу воспользоваться приглашением приятеля и съездить в го­род. На следующий день молодые люди уехали.

XII

Матвей Ильич, друг Базаровых, принял молодых лю­дей довольно радушно. Вскоре они получили приглашение на бал к губернатору. Молодым людям встречается Ситни­ков — человек, называющий Евгения Базарова своим учи­телем. Он приглашает друзей к Евдокии Кукшиной, и те со­глашаются.

XIII

Кукшина оказалась молодой женщиной, на которой было надето неопрятное платье. Она постоянно меняет тему разговора, задает вопросы, на которые не ждет отве­та, а продолжает говорить дальше. Базаров интересуется хорошенькими женщинами, и Кукшина рекомендует ему свою знакомую Анну Сергеевну Одинцову, говоря, что она красива, но совсем необразованна. Ситников на протяже­нии всего разговора вставляет глупые реплики и посто­янно смеется. Когда хозяйка дома начинает петь романс, друзья уходят.

XIV

На балу друзья вместе с Ситниковым совсем не танцу­ют, а сидят в углу. Вскоре приезжает Одинцова, Женщина в черном платье, довольно высокого роста. Базаров замеча­ет, что она не похожа на других женщин. Ситников знако­мит с ней Аркадия и оказывается, что дама слышала много хорошего о его отце. Женщина держится холодно и строго, когда Аркадий рассказывает ей об отце, о дяде, о Базарове. Анна Сергеевна приглашает друзей к себе в гости.

XV

Во время визита к Одинцовой Базаров внутренне как- то сконфузился и сам себе удивился. Отец Анны Сергеев­ны — карточный игрок — проиграл все состояние и был вы­нужден жить в деревне. Его жена умерла уже давно, вскоре умер и он сам, оставив имение дочерям Анне и Екатерине. Анна вышла замуж за богатого человека Одинцова. После смерти мужа Анна стала владелицей его состояния. Вместе с сестрой она поехала в Германию, но потом вернулась на­зад в имение Никольское. Базаров, обычно молчаливый, на этот раз пытался занять даму разговором, чем очень удивил Аркадия. Одинцова приглашает друзей посетить Николь­ское, и они соглашаются отправиться туда послезавтра.

XVI

У Одинцовой в имении живет старая княжна и сестра Катя. Анна Сергеевна говорит с Базаровым о том, следует ли изучать людей, об умных и глупых людях. Со старой княж­ной во время чая сестры обращаются довольно уважитель­но и учтиво, но совсем ее не слушают. Вскоре приезжает со­сед Порфирий Платоныч, с которым хозяйка имения часто играет в карты. Катя играет для Аркадия сонату и чувству­ет себя смущенной. Анна Сергеевна предлагает Евгению на следующий день прогуляться в саду и поговорить о растени­ях. Аркадию очень нравится Одинцова, Базаров же называ­ет ее «тертым калачом». Анна Сергеевна испытывает к Ев­гению чувство любопытства. Когда на следующий день они вернулись с прогулки, глаза дамы светились ярче, щеки пылали, а Базаров выглядел ласковым и веселым. Аркадию это не понравилось.

XVII

Друзья прожили в Никольском около пятнадцати дней и не заскучали, так как хозяйка придерживалась всегда особого распорядка. Аркадий замечает перемены в своем друге и решает, что тот влюблен в Одинцову. От приказчика своих родителей Евгений узнает, что они очень беспокоят­ся о нем и ждут его дома. Одинцова бледнеет, когда узнает о том, что Базаров должен уехать. Она признается, что не­счастлива, так как у нее нет цели в жизни. Полюбить дама не может, ведь для этого надо полностью отдаться чувству и любимому человеку, а это трудно. На вопрос, сможет ли Евгений посвятить себя любимой, он ответил, что не знает.

XVIII

На следующий день Одинцова попросила Базарова зайти к ней в кабинет. Она захотела продолжить их вче­рашний разговор. Женщина не верит, что такой незауряд­ный человек с амбициями, как Базаров, будет доволен участью уездного лекаря. Молодой человек отвечает, что не хочет зря болтать о будущем. Анна Сергеевна спраши­вает о причине его напряженности, и Евгений Базаров признается ей в любви. Молодой человек чувствует в своем сердце страсть и привлекает женщину к себе. Она не сра­зу высвобождается из его объятий и говорит: «Вы не по­няли меня». Базаров уходит и вскоре присылает записку, в которой обещает уехать, если дама того желает. «Зачем уезжать?» — спрашивает Одинцова и не покидает свою комнату до обеда. Она размышляет о том, что могла бы от­ветить Евгению взаимностью, но спокойная жизнь для нее дороже.

XIX

После обеда все отправляются в сад на прогулку. Ба­заров извиняется перед Анной Сергеевной и собирается уехать как можно скорее. Приезжает Ситников и просит прощения за то, что стал незваным гостем. Аркадию жаль расставаться с Катей, но он решет уехать вместе с Евгени­ем, так как понимает, что между Одинцовой и его дру­гом что-то происходит. Когда хозяйка дома на следую­щий день прощалась с гостями, она сказала, что надеет­ся на встречу с Базаровым. Всю дорогу Аркадий и Евге­ний молчали.

XX

У дома прибывших друзей встретил Василий Иванович, отец Евгения. Он старательно скрывал свою радость, так как знал, что его сын не любит сентиментальности. Жена Василия Ивановича, Арина Власьевна, от радости при виде сына чуть не упала в обморок. За обедом же отец семейства постоянно о чем-то говорил, а мать Евгения только смотре­ла на сына, почти не замечая Аркадия.

XXI

Утром Василий Иванович и Аркадий говорят о Базарове. Отцу приятно слышать теплые слова о своем сыне, он гордит­ся им. Около полудня молодые люди остаются наедине. База­ров вспоминает детские годы, говорит о родителях. Аркадий восхищается тем, как на землю падает красивый кленовый лист. Его друг говорит, что тот становится похож на своего дядю, о котором тут же нелестно отзывается. Аркадий засту­пается за Павла Петровича. Молодые люди чуть было не под­рались, но пришел Василий Иванович и позвал их к обеду. На следующий день Евгений Базаров решает поехать в име­ние к отцу Аркадия, так как родители не дают ему работать, все время рядом. Старики очень расстроены отъездом сына.

XXII

У  постоялого двора Аркадий спрашивает друга, куда им ехать: в имение отца или в Никольское. Базаров предо­ставляет право выбора Аркадию и отворачивается. Кирса­нов решает ехать к Одинцовой. Приехав, друзья поняли, что их в имении никто не ждал. Анна Сергеевна Одинцова извиняется за холодный прием и предлагает приехать через некоторое время. Молодые люди отправляются к Кирсано­вым, где им очень обрадовались. Николай Петрович жалу­ется на то, что дела в поместье идут совсем плохо: для жат­вы не хватает рабочих рук, крестьяне не платят оброк и со­всем обленились, управляющий ворует и тоже не работает. Аркадий постоянно думает о Никольском. Через несколь­ко дней он под выдуманным предлогом едет к Одинцовой. Катя и Анна Сергеевна оказывают молодому человеку довольно радушный прием.

XXIII

Базаров понимает, почему уехал его друг и с головой уходит в работу. Павел Петрович старается с Евгением боль­ше не ссориться, иногда даже наблюдает его опыты. С Фе­нечкой нигилист дружески общается, а вот Павла Петрови­ча женщина боится, особенно когда тот появляется внезап­но. Как-то утром Фенечка разбирала розы в беседке. Ее уви­дел Базаров, и они начинают разговаривать о старости. Ев­гений просит женщину понюхать цветок и целует ее. За ку­стами сирени слышится кашель Павла Кирсанова, который уходит с темным лицом. Фенечка также покидает беседку, говоря: «Грешно вам, Евгений Васильевич». Базарова му­чает совесть, так как он вспоминает подобную сцену с Один­цовой.

XXIV

Павел Петрович Кирсанов приходит в комнату Базаро­ва и вызывает молодого человека на дуэль. Мужчина гово­рит, что не хочет открывать истинных причин вызова, они и так должны быть известны Базарову. Он убежден, что су­ществующих между ними разногласий достаточно, но для вида предлагает им публично поссориться. Евгений отка­зывается. Мужчины оговаривают все формальности и вме­сто секунданта решают позвать камердинера Петра. После ухода дяди Аркадия Базаров называет все произошедшее красивой комедией. Он догадывается, что Павел Петро­вич, скорее всего, испытывает какие-то чувства к Фенеч­ке. На рассвете мужчины приходят к месту дуэли. Евге­нию идея кажется глупой, и он совсем не боится. Первым выпало стрелять Павлу Петровичу, но тот промахивается. Базаров же не целится вовсе, но попадает мужчине в ногу. Кирсанов предлагает стрелять еще по разу, но Евгений Ба­заров решает отложить это до следующего раза и осматри­вает рану противника. Всем в имении они решают ска­зать, что стрелялись по политическим разногласиям. Ра­неного везут в имение, и Николай Петрович очень боится за брата, однако прибывший доктор заключает, что рана не опасна. Евгений со всеми прощается и уезжает домой. Павел Петрович как-то говорит, что Фенечка чем-то похо­жа на княгиню Р. Николай Петрович слышит это и реша­ет, что у брата бред. Павлу Кирсанову женщина говорит, что любит Николая, и тот просит своего брата жениться на Фенечке. Николай Кирсанов удивлен подобной просьбой, так как раньше Павел Петрович всегда отрицательно отно­сился к неравным бракам. Сам же Павел Петрович думает о том, что после свадьбы навсегда уедет за границу.

XXV

Катя и Аркадий сидят в саду, говорят о Базарове, моло­дой человек сравнивает девушку с ее сестрой. Катя просит не сравнивать ее с Анной Сергеевной, так как она никогда бы не стала женой богатого человека, а выйдет замуж толь­ко по любви. Вернувшись в свою комнату, Аркадий видит там Базарова. Евгений рассказывает ему о дуэли и прощает­ся с ним, Одинцову же он видеть не хочет. Но Анна Сергеев­на все же встретилась с Евгением. Базаров говорит, что осо­знал свои ошибки, намекает, что Аркадий влюблен в даму. Одинцова об этом не догадывалась.

XXVI

На следующий день Аркадий Кирсанов снова разгова­ривает с Катей в беседке. Они слышат разговор проходящих мимо Анны Сергеевны и Базарова, в котором дама говорит, что польщена чувством Аркадия. Молодой человек реша­ется признаться Кате в любви и просит ее выйти за него замуж. Девушка принимает его предложение. Одинцова позволяет Кирсанову жениться на своей сестре. Базаров уезжает и перед отъездом говорит, что Аркадий не годится для того, что он проповедовал: «…ты и не дорос до нас…».

XXVII

Родители очень рады возвращению Базарова и всеми силами стараются не мешать ему работать. Евгений вме­сте с Василием Ивановичем начинает заниматься врачеб­ной практикой. Евгений присутствует при вскрытии кре­стьянина, который умер от тифа, и случайно режет себе руку. Отец беспокоится и советует прижечь рану железом. Евгений Базаров говорит, что это произошло четыре часа

назад, и если он заразился, то вылечить уже невозможно. Вскоре Базаров заболевает. Он болен тифом и понимает, что скоро умрет, просит послать за Одинцовой и сказать ей об этом. Приезжает Анна Сергеевна и привозит с собой доктора. Он осматривает Евгения и заключает, что шан­сов выздороветь у молодого человека нет. Базаров говорит Одинцовой, что любил ее, просит его поцеловать. Потом молодой человек засыпает и умирает во сне.

XXVIII

Через полгода в приходской церкви венчаются Катя с Аркадием и Николай Петрович с Фенечкой. Павел Петро­вич уезжает, и в его честь устраивают прощальный ужин. Анна Сергеевна выходит замуж, но не по любви. Аркадий занимается хозяйством, которое начинает приносить до­ход. У них с Катей вскоре рождается сын Николай, девуш­ка дружит с Фенечкой. Павел Петрович живет в Дрездене, Кукшина тоже уезжает за границу, Ситников женится на богатой девушке. На могилу к Базарову часто приходят два старичка: они плачут и молятся на коленях, поддерживая друг друга.


На этой странице искали :
  • краткое содержание отцы и дети по главам
  • отцы и дети краткое содержание
  • отцы и дети краткое содержание по главам
  • краткое содержание отцы и дети
  • краткое сочинение отцы и дети

Глава 11

 

Резюме

После разговора о «нигилистах» Николай понимает, что, несмотря на все свои усилия, он более чем когда-либо отчужден от сына. Он размышляет о красоте природы и поэзии и разочарован тем, что молодое поколение отвергло все это. Он мечтает о своем прошлом счастье и о своей жене; далее он сетует на то, что не может заново пережить эти отдельные счастливые моменты; что они не могут быть продлены для вечной, бессмертной жизни.

Внезапно Фенечка возвращает его к реальности, зовя его прийти в дом. На обратном пути он встречает Павла, который тоже кажется озабоченным. Павел, не рожденный романтиком, не способен мечтать, как Николай, и поэтому живет в более бесплодном мире.

В ту же ночь Базаров предлагает принять предложение Николая и отправиться к дяде Аркадия, тайному советнику соседнего города. Они уезжают на следующий день, и «младшие в Марино сожалеют об их уходе… но старшие вздохнули легче».

Анализ

В отличие от Павла, категорически отвергающего все идеи молодого поколения, Николай пытался понять точку зрения молодежи. Он жил с ними в Петербурге и читал то, что они читали, но он все еще не в состоянии понять современную точку зрения.

Он пытается понять, что хорошего можно извлечь из их идей. Он задается вопросом, может ли их ценность заключаться в том, что у них «меньше следов феодализма», чем у старшего поколения. Это важный момент, потому что Николай освобождает своих крепостных и пытается отказаться от старого феодального метода управления своей землей.

Последнее недоумение Николая состоит в том, как могли молодые люди полностью отвергать искусство, поэзию и всю литературу. Конечно, это была бы точка зрения Тургенева, поскольку он создает литературу, и сразу после вопроса Николая о нигилистическом неприятии поэзии Тургенев дает нам великолепно поэтический пассаж, описывающий местность вокруг беседки. Но по мере продвижения в этой главе и по мере того, как Николай погружается в мечты о прошлом счастье, Тургенев слегка критикует Николая. Если мы внимательно посмотрим на Николая, мы увидим, что ему, к сожалению, не хватает практического смысла, необходимого для ведения хозяйства. Ему нужен кто-то, кто поможет ему вырваться из мира романтических грез и смириться с реальным миром.

Таким образом, Тургенев критикует как «нигилиста», все отвергающего, так и романтика вроде Николая, который настолько живет в романтическом мире, что позволяет себе подчиняться практическим соображениям повседневной жизни. Его полнейший романтизм виден, когда он заканчивает свои мечтания со слезами на глазах, и о контрасте напоминает нам утверждение, что эти слезы, по мнению Базарова, были бы «во сто раз хуже виолончели».

В отличие от Николая-мечтателя-романтика, Павел, который не был «прирожденным романтиком» в сентиментальном смысле этого слова, обладал «утонченно-сухой и чувственной душой». Сравнение оставляет Николая более замечательной фигурой из них двоих.

В конце главы мы видим двух молодых людей, которые собираются покинуть Марино, чтобы навестить дядю Аркадия. Аркадий рад этому, но «считает своим долгом скрывать свои чувства. Недаром он был нигилист». Это снова дает нам намек на то, что Аркадий не является и никогда не может быть истинным «нигилистом».

С уходом из Марино мы имеем конец первого цикла романа. Теперь мы переходим к другой сцене и видим молодых «нигилистов» в другом окружении. Читатель должен иметь в виду некоторую сентиментальность, проявляющуюся у Базарова в причинах его поездки к родителям. И мы должны также вспомнить об отношении Базарова к отцу Аркадия и сравнить его позже с его отношением к собственному отцу.

Глава 16

 

Сводка

Аркадия и Базарова принимают в очень знатном доме мадам Одинцовой. Когда они остаются наедине, Базаров очень резко замечает, что г-жа Одинцова — княгиня, снисходительно принимающая будущего доктора или докторского сына; он чувствует, что она просто потворствует своей прихоти.

За чаем они узнают, что мадам Одинцова живет с тетей и сестрой. Тетка — пожилая дворянка, терпящаяся главным образом из-за своего высокого происхождения. Сестра — застенчивая девушка восемнадцати лет. Мадам Одинцова предлагает Базарову о чем-нибудь поспорить. Он обращает ее внимание на книгу с некоторыми рисунками Швейцарии и поясняет, что его интересует только геологический аспект набросков.

Она удивляется, как он может обходиться в жизни без художественного вкуса, и спрашивает, не хочет ли он понимать людей. Он отвечает, что «люди — это деревья в лесу, ни один ботаник не стал бы изучать каждую отдельную березу». Кроме того, разница между умным и глупым человеком такая же, как между здоровым и больным человеком. Если бы можно было реформировать общество, не было бы причин для болезней.

Одинцова спрашивает Аркадия, что он думает об этих идеях, и Аркадий подобострастно соглашается со всем, что сказал Базаров. Приходит тетя, и мы видим, что ее все просто терпят. На самом деле, никто не обращает на нее никакого внимания, кроме как придерживаться надлежащих поклонов. Порфирий Платонович, сосед Одинцовой, приходит играть в карты. Пока они играют, Одинцова предлагает Аркадию сопровождать ее сестру Катю к роялю. Аркадий чувствует себя обиженным, потому что он чувствует, что мадам Одинцова отмахивается от него.

Когда Катя играет, он поражен красотой музыки Моцарта, несмотря на его антиромантизм и защиту нигилизма.

Аркадий просит ее объяснить, почему она выбрала именно это музыкальное произведение, а Катя, по природе своей сдержанная, не отвечает на вопрос.

Одинцова предлагает Базарову погулять с ней, чтобы научить латинским названиям различных полевых растений. Когда он хочет знать, зачем ей нужно знать латинские имена, она отвечает, что «во всем должен быть порядок».

Базаров и Аркадий наедине ночью обсуждают двух сестер. Аркадий хвалит Одинцову, а Базаров указывает, что настоящее чудо не мадам, а Катя. В эту же ночь мадам Одинцова думает и о своих гостях. Она заинтригована Базаровым и очарована остротой его суждений. Кроме того, ее смущают собственные неоднозначные чувства.

На следующее утро мадам Одинцова и Базаров уходят заниматься ботаникой, а Аркадий остается дома с Катей. Когда они возвращаются, Баваров здоровается с Аркадием, «как будто они не виделись в тот день».

Анализ

Когда Базаров и Аркадий прибывают в имение мадам Одинцовой, она сразу замечает разницу между двумя мужчинами, обещая Аркадию музыку в качестве развлечения, но замечая, что Базаров не соблазнится таким развлечением. Еще раз отметим, что между двумя друзьями есть существенная разница в том, что Аркадий заботится о многом из того, что обесценивают «нигилисты» и Базаров.

Мадам Одинцова открыто хочет, чтобы Базаров поделился с ней некоторыми своими идеями. Она недоумевает, как Базаров может обходиться без понимания искусства. Он объясняет, что смотрел на некоторые фотографии Швейцарии не из-за романтических пейзажей, а из-за геологической структуры земли. Одинцова считает, что нужно иметь артистическую натуру, чтобы понимать людей, а Базаров считает, что «отдельные личности не стоят труда». «Люди как деревья в лесу, ни один ботаник не остановится, чтобы изучить каждую березку в отдельности». Чего Базаров не понимает, так это того, что ботаник действительно будет изучать различные виды деревьев (береза, вяз, дуб и т. д.), а также будет интересоваться отличительными признаками каждой отдельной березы, дуба и т. д. что все люди такие же, как и всякая береза, это то же самое, что использование дрянной аналогии и свидетельствует о грубом непонимании человеческой природы.

Мадам Одинцова делает разделение между четырьмя людьми. Она отправляет Аркадия посидеть с Катей и послушать фортепиано, пока они с Базаровым спорят. Его поражает фортепианная музыка, хотя истинным нигилистом он не был бы. Таким образом, он похож на своего отца и унаследовал от Николая понимание музыки. Эта взаимная оценка музыки будет сближать Катю и Аркадия все больше и больше, пока они не обручатся.

Одним из больших контрастов между мадам Одинцовой и Базаровым является ее упор на порядок. Она говорит, что у человека должен «во всем быть порядок». Без порядка жизнь была бы слишком беспорядочной и слишком скучной. Она даже хочет знать латинские названия различных растений, потому что эти названия указывают ей на определенную степень порядка. Однако «нигилист» стремится разрушить весь существующий порядок и заменить его типом господствующей анархии. Показательно, что Базарова привлекает человек, который верит во что-то диаметрально противоположное его образу мыслей, и, кроме того, тот, чей образ жизни преобладает над ним, пока он остается в Никольском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *