Краткое мильон терзаний: «Мильон терзаний» краткое содержание статьи Ивана Гончарова – читать пересказ онлайн

«Мильон терзаний» краткое содержание статьи Ивана Гончарова – читать пересказ онлайн

5 мин.

Иван Гончаров

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 1863.

Обновлено 1 Октября, 2021

О произведении

Критическую статью «Мильон терзаний» Гончаров написал в 1872 году. В ней автор проводит краткий анализ пьесы Грибоедова «Горе от ума», говорит о её актуальности и значении для русской литературы.

Гончаров сравнивает главного героя Чацкого с Печориным и Онегиным. Автор прослеживает развитие образа героя на протяжении всей пьесы, его поведение и психологические нюансы, а также подробно останавливается на конфликте взглядов Чацкого и Фамусова.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Мильон терзаний», а также пройти тест.

Краткое содержание

В статье Гончаров пишет о том, что комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличается «моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью»

. Он сравнивает пьесу со столетним стариком, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий».

Гончаров упоминает Пушкина, у которого «гораздо больше прав на долговечность». Однако герои Пушкина «уже бледнеют и уходят в прошлое», «становятся историей». «Горе от ума» появилось раньше, чем «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», но при этом «пережило их», пройдя даже гоголевский период и «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Несмотря на то, что пьеса сразу разошлась на цитаты, от этого не опошлилась, а «сделалась как будто дороже для читателей».

Гончаров называет «Горе от ума» картиной нравов, галереей живых типов, это «вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия». «Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». В героях пьесы отразилась вся прежняя Москва,

«тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» Чацкий «положительно умен», в его речи много остроумия, он «безукоризненно честен». Гончаров считает, что как личность Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина, так как готов к делу, «к активной роли». При этом Чацкий не находит ни в ком из других героев «сочувствия живого», поэтому и уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Гончаров размышляет над тем, что в пьесе Грибоедов показывает «два лагеря»: с одной стороны это «Фамусовы и вся братия», а с другой – пылкий и отважный боец Чацкий. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование». Однако после бала Чацкий устает от этой борьбы. «Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага».

Преувеличения, «нетрезвость речи» становятся причиной того, что его принимают за сумасшедшего. Чацкий даже не замечает, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров не оставляет без внимания и образ Софьи. Он подчеркивает, что она относится к тому типажу женщин, которые «почерпали житейскую мудрость из романов и повестей», поэтому умели «только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать». Гончаров сравнивает Софью с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой», считает, что в отношениях с Молчалиным Софьей двигало «влечение покровительствовать любимому человеку».

Гончаров отмечает, что у Чацкого «роль страдательная», но иначе не могло и быть. «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь»

«жизнь свободную». Его идеал заключен в свободе ото «всех цепей рабства, которыми оковано общество». «И Фамусов, и другие про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить». При этом Гончаров считает, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», поэтому комедия и остается актуальной.

Критик отмечает, что в книге «Горе от ума» две комедии «как будто вложены одна в другую». Первая – частная «интрига любви» между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров считает, что при постановке «Горя от ума» артистам важно «прибегать к творчеству, к созданию идеалов», а также стремиться к

«художественному исполнению языка».

Заключение

В статье «Мильон терзаний» Гончаров проводит параллель между героями пьесы «Горе от ума» и персонажами произведений Пушкина и Лермонтова. Автор приходит к выводу, что Онегин и Печорин «побледнели и обратились в каменные статуи», Чацкий же «остается и останется в живых».

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мильона терзаний», а оценить критический труд Гончарова в полном варианте.

Тест по статье

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг пересказа

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 1863.


А какую оценку поставите вы?

Мильон терзаний. Краткое содержание статьи Гончарова

Очень кратко: Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому — борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы «Горе от ума»:

Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.

Несмотря на гений Пушкина, его герои «бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

Реклама

«Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, …начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века.

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Реклама

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой «ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его «иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый»
Казался прах и суета?

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что «Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел;
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
…от старичков не ступит за порог…
…Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Реклама

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за всё, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его «надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнрав­ственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Реклама

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный «укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то «горячее, нежное, даже мечтательное».

Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Реклама

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадёжности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопо­клонство и шутовство.

Идея «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

«Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Реклама

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как «живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:

Актёр, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесён каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

«Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Пересказала Диана Мельникова. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

When Wealth Torments (Short 1912)

  • Cast & crew
  • User reviews

IMDbPro

  • 1912
  • 14m

IMDb RATING

5. 5/10

20

YOUR RATING

DramaRomanceShort

Молодой человек должен преодолеть упрямые возражения матери, чтобы жениться на девушке, которую он любит. Молодой человек должен преодолеть упрямые возражения матери, чтобы жениться на девушке, которую любит. Молодой человек должен преодолеть упрямые возражения матери, чтобы жениться девушка, которую он любит.

  • Звезды
    • Фрэнсис X. Бушман
    • Mildred Weston
    • Хелен Данбар
  • См. Производство, Касса и компания. Брайен
  • Милдред Уэстон

    • Мэгги Махони

    Хелен Данбар

    • Миссис Махони
    • Все актеры и съемочная группа
        IMDPro40004

      Сюжетная линия

      Знаете ли вы

      • Связи

        Показан в фильме «Это Фрэнсис X. Бушмен» (2021)

      Отзывы пользователей2 в быстрой последовательности

      Развлекательная картинка в комедийном ключе. Это дает Фрэнсису X. Бушману возможность быстро сыграть трех персонажей, и мастерство, с которым он это делает, — лучшее, что есть в предложении. Это не очень новая история о прачке и ее дочери, которые унаследовали очень большое состояние, и бедном возлюбленном девушки, который должен использовать свой ум, чтобы преодолеть внезапно приобретенную неприязнь матери к нему и его комбинезону. Обычный недостаток этой истории (мы видим это заметно на этой картине) состоит в том, что она не убеждает. Именно из-за комедийных возможностей его создали люди Essanay. У него красивые комплекты и красивые платья. Милдред Уэстон в изысканных платьях делает прекрасные снимки. Хелен Данбар, как ее мать, выглядит утонченной надзирательницей. — Мир движущихся изображений, 16, 19 ноября.12

      Полезно • 0

      0

      • Deickemeyer
      • 9 марта 2017 г.

      Top Picks

      Воспитывайте в соответствии с показателями и списком наблюдения для персонализированных рекомендаций

      . 8, 1912 (США)

  • Страна происхождения
    • США
  • Языки
    • Нет
    • Английский

    Компания
  • 010
  • The Essanay Film Manufacturing Company
  • See more company credits at IMDbPro
  • Technical specs

    • Runtime

      14 minutes

    • Color
      • Black and White
    • Sound mix
      • Silent
    • Соотношение сторон
      • 1,33 : 1

    Новости по теме

    Внесите вклад в эту страницу

    Предложите отредактировать или добавить отсутствующее содержимое

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Украина: «Бессмысленная война» вызвала «колоссальные мучения»: Гриффитс в Совете Безопасности », происходящие после вторжения 24 февраля, и проблемы, которые усугублялись продолжающимся насилием и зимней погодой.

    «Свыше 14 млн человек остаются вынужденно перемещенными из своих домов в Украине, в том числе 6,5 млн внутренне перемещенных лиц в Украине и более 7,8 млн беженцев, зарегистрированных по всей Европе», — уточнил он.

    Здоровье под огнем  

    URL-адрес твита

    Наша работа по помощи людям в Херсоне продолжается. На прошлой неделе @un & партнеры доставили дополнительно 10 грузовиков грузов в 2 поселка на окраине города:
    🔹аптечки для лечения 20 тыс. пациентов на 3 месяца
    🔹гигиенические наборы на 6 тыс. человек
    🔹зимние принадлежности на 1,5 тыс. семей https://t.co/SVvtdlhBS1

    OCHA Украина

    OCHA_Украина

    2

    2

    Ссылаясь на Управление ООН по правам человека, УВКПЧ, он сказал, что число жертв среди гражданского населения составило 17 181 человек, из них 6 702 гражданских лица были убиты с 24 февраля, но «мы знаем, что реальные потери намного больше».

    По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на систему здравоохранения Украины было совершено не менее 715 атак, в том числе 630 на медицинские учреждения и 61 на персонал.

    «Эти атаки в Украине составляют более 70 процентов всех атак на инфраструктуру здравоохранения, зарегистрированных во всем мире в этом году», — сказал глава ООН по оказанию помощи.

    Г-н Гриффитс сообщил, что с 24 февраля 1148 детей были убиты или ранены, «в то время как миллионы детей бежали, были изгнаны из своих домов, разлучены со своими семьями или подверглись риску насилия».

    Страдание ребенка  

    Он явно задыхался в камере, сообщая, что около 765 000 детей нуждались и получали психосоциальную поддержку, чтобы помочь им справиться с пережитой травмой.

    Тем временем мобильные группы в центрах для внутренне перемещенных лиц регистрируют, оценивают и оказывают непосредственную поддержку.

    В то же время насилие по признаку пола в отношении женщин и девочек по-прежнему широко распространено, и о нем не сообщается, сказал он.

    По мере того, как гуманитарные организации работают над реагированием, они расширяют основные услуги, включая сеть безопасных мест, и предоставляют услуги, ориентированные на выживших, для женщин, девочек, мальчиков и мужчин, подвергшихся гендерному насилию.

    Нападение на энергосистему  

    В условиях отрицательных температур, которые, как ожидается, упадут ниже -20°C, атаки на энергетическую инфраструктуру страны продолжаются, в результате чего миллионы людей остаются без доступа к теплу, электричеству и воде, что «добавляет еще одно опасное измерение к гуманитарному кризису, вызванному войной», — сказал г-н Гриффитс.

    Эти нападения лишают людей элементарного медицинского обслуживания, а детей — права на образование.

    «Сегодня в Украине способность мирных жителей к выживанию находится под угрозой», — пояснил он, напомнив, что наибольшему риску подвергаются и без того уязвимые, такие как пожилые люди и перемещенные лица.

    Согласно международному праву, «объекты, необходимые для выживания. .. должны быть защищены… во время всех военных операций», добавил г-н Гриффитс.

    Гуманитарное сообщество продолжает работать для украинцев. Почти 690 партнеров оказывают жизненно важную помощь и защиту 13,5 миллионам человек.

    Просьба о международной поддержке  

    Круглосуточно работая над предоставлением жизненно важных услуг и поставок на зиму, они уже достигли более 630 000 гражданских лиц, предоставив около 400 спасательных генераторов для основных объектов.

    Однако, предупредил он, с октября непрекращающиеся атаки российских войск на всю энергосистему привели к возникновению совершенно нового уровня потребности.

    «Масштабы разрушения электрической и отопительной инфраструктуры требуют от международного сообщества усиленной поддержки правительства Украины сверх той, которую могут оказать гуманитарные организации», — предупредил он.

    UNOCHA/Александр Ратушняк

    Женщина набирает воду из грузовика в Лисичанске, Украина.

    Щедрость доноров  

    Г-н Гриффитс высоко оценил беспрецедентную поддержку со стороны национальных правительств и других сторон срочного обращения ООН в отношении Украины, отметив получение 3,1 миллиарда долларов из 4,3 миллиарда долларов, необходимых до конца года.

    «На сегодняшний день мы перевели почти 1 миллиард долларов в виде денежной гуманитарной помощи более чем 4,3 миллиона человек», — сказал он.

    «Но необходимо сделать больше, чтобы закрыть дефицит финансирования. Дальнейшая поддержка имеет решающее значение для поддержания гуманитарных операций до 2023 года».

    Доступ к нуждающимся  

    Признав некоторые улучшения в гуманитарном доступе, он сказал, что препятствия для доступа к районам в Донецке, Луганске, Херсоне и Запорожье остаются.

    «Абсолютно необходимо, чтобы гуманитарным организациям было разрешено направлять персонал и межведомственные конвои для доставки предметов помощи всем нуждающимся, где бы они ни находились», — подчеркнул он.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *