Кратко старуха изергиль: Данко. Краткое содержание отрывка Горького

Данко. Краткое содержание отрывка Горького

Очень кратко: Племя загнано в ядовитый тёмный лес. Юноша вызывается вывести людей, но путь страшен, и они начинают роптать. Тогда он вырывает своё пылающее сердце, освещает им путь и умирает, выведя племя из леса.

Легенда о Данко — отрывок из третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Название отрывка условное, в оригинале он никак не озаглавлен.

Жило в старину племя весёлых, сильных и смелых людей. С трёх сторон их стойбище окружали непроходимые леса, а с четвёртой простиралась степь. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей в глубь леса, где ветви вековых деревьев не пропускали солнечного света, а из болот поднимались ядовитые испарения.

Реклама

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и каменные деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы». Когда налетал ветер, «весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Люди могли бы вернуться в степь и биться насмерть, но они не могли погибнуть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть. Долгие ночи люди сидели «в ядовитом смраде болота» и думали.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Плачь женщин над умершими и над судьбой живых породил страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут встал молодой красавец Данко и сказал, что надо пройти этот лес насквозь, ведь «всё на свете имеет конец». В его глазах светилось так много «силы и живого огня», что люди поверили и пошли за ним.

Труден был их путь, люди гибли в жадных пастях болот, а лес переплетал свои ветви так плотно, что каждый шаг давался с трудом. Вскоре измученные люди начали роптать на Данко, но тот шёл впереди «и был бодр и ясен».

Реклама

Однажды началась гроза, и на лес опустился непроглядный мрак. Людям казалось, что из тьмы ветвей на них смотрит «что-то страшное, тёмное и холодное». Племя пало духом, но сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они выместили зло на Данко — «стали упрекать его в неумении управлять ими».

Под торжествующий шум леса усталые и злые люди стали судить Данко, называя его ничтожным и вредным. Данко же отвечал, что повёл их, потому что чувствовал в себе мужество вести. Это люди не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец.

Тогда люди захотели убить Данко, и лица их стали похожи на морды животных, не было в них ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза у Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче.

Желая сделать что-то для людей, Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал своё пылающее сердце и высоко поднял его над головой.

И весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

Реклама

Данко повёл очарованных людей вперёд, освещая путь пылающим сердцем. И сейчас люди гибли, «но гибли без жалоб и слёз». Вдруг лес расступился, и племя увидело широкую степь, полную солнца, простора и чистого воздуха.

А Данко посмотрел на степь, радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Макар Чудра. Краткое содержание рассказа Горького

Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.

Реклама

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.

Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»

Реклама

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.

Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Реклама

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

краткое содержание назидательного произведения

В трудные смутные девяностые годы девятнадцатого века, в период зарождения первых народно-революционных организаций, в период активной борьбы рабочего класса за свои права, на арене художественной Русская литература — писатель Алексей Максимович Горький, названный впоследствии поэтом революции.

Первые образцы

В первых поэтических образцах А. М. Горького звучали горечь и разочарование от вражды, зла и окружающей лжи. Но не только ранние поэтические произведения были знакомы читателям того времени. В этот период жизни были написаны первые романтические рассказы писателя, принесшие А.М. Мировая слава Горького. На фоне мрачных литературных произведений о конце света появление рассказов писателя было как проблеск свежих свежих звуков.

Одним из самых ранних и узнаваемых произведений того времени является повесть Максима Горького «Старуха Изергиль», краткое описание которой приведено в данной статье. Этот поучительный труд уже давно включен в школьную программу, однако глубину его смысла иногда понимают и во взрослом возрасте.

Написание рассказа

Из истории известно, что писатель много путешествовал, в молодые годы бывал в Бессарабии, где встречался с простым народом, жил в этой среде, слушал рассказы, предания, предания. Услышанные рассказы легли в основу рассказов, написанных Максимом Горьким. «Старуха Изергиль» — краткое изложение нескольких легенд, которые легли в основу этого произведения.

Период написания повести совпадает с эпохой развития капитализма в царской России, который стал особенно бурно развиваться после постигшего страну в 1892 году голода. Большое количество крестьян из голодающих, разоренных деревень были вынуждены искать работу, чтобы не умереть с голоду. Не послужили ли эти обстоятельства толчком для написания «Легенд о сердце Данко», вошедших в повесть, которую сочинил Максим Горький? «Старуха Изергиль» — краткое содержание второй легенды, которая сохранилась русским народом в легендах и сказках с незапамятных времен. Скорее всего, со времен монгольского нашествия.

Краткое содержание

Если сухим языком декламировать содержание этого произведения, то мы увидим, что в начале рассказа описывается прозревшая старуха. Именно ее именем было названо творение Горького, решившего вставить в ее уста описание легенд.

В одной из легенд о Ларри — сыне земной женщины и орле — есть история о красивом, сильном и заносчивом юноше, который, как и его отец, гордый орел, смотрел на людей свысока. С этой легенды начинается рассказ, написанный Максимом Горьким. Старуха Изергиль ведет повествование на берегу моря, вглядываясь в ночную степь, на которую стали ложиться тени от бегущих по ночному небу облаков. Старуха рассказала мне, что Ларри, изгнанный племенем за свою жестокость и гордыню, был наказан одиночеством и в ожидании смерти стал тенью. Юноша был настолько эгоистичен и заносчив, что ему не было места среди простых людей, возмущавшихся его высокомерием. Думая о наказании для него, Ларри хотел убить, но мудрый старик, взглянув на юношу, понял, что самым большим страданием будет его изгнание из общества. История описывает, как Ларри, желая умереть после десятилетий одинокого существования, не смог даже покончить жизнь самоубийством, лезвие ножа сломалось о его грудь, а земля стала мягкой и раздвинулась, не дав самовлюбленному парню ударить ее по голове.

Таково было наказание человека за чрезмерную гордыню, это утверждает Максим Горький. «Старуха Изергиль», краткое содержание которой впервые было дано в самарской газете в 1895 году (через год после написания повести), уже через некоторое время была напечатана в той же газете на нескольких страницах.

Однако Максим Горький описал в произведении и вторую легенду, повествующую о человеколюбии и готовности к самопожертвованию во имя других. Данко — так звали юношу, который вел отчаявшихся людей сквозь темный дремучий лес, и когда неблагодарная толпа стала роптать на него за такой трудный и тернистый путь, который он им указывал, он решил зажечь свой путь со своим пламенным и пламенным сердцем, вырывая его из груди.

выводы

Переплетение двух легенд показывает разные стороны человеческого мышления и отношения к трудностям. Все это отражено в написанном Максимом Горьким рассказе «Старуха Изергиль», краткое содержание которого не может передать той глубины, которую можно ощутить, прочитав произведение полностью. Мелкие детали в описании надменного Ларри, его красота и жестокость, темнота леса, через который вели их люди Данко, все имеют значение.

Важность данной работы заключается в том, что в 1902 была поставлена ​​музыкальная драма (имя автора, написавшего ее, к сожалению, не сохранилось). Проблемы, которые показаны в этом рассказе. Горького, и волнуют многих людей и поэтому остаются актуальными на протяжении всего существования этого произведения.

Похожие статьи

Анализ «На дне» (Максим Горький). Персонаж

«Старуха Изергиль»: жанр произведения

Вспоминаем вместе: «Старуха Изергиль»,

«Старуха Изергиль»: Анализ повести

«Васса Железнова»: краткое содержание

За что Ларру наказали? Характеристика

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени».

М. Горький «Детство»: краткое содержание

Образ старухи Изергиль как основа

Анализ повести

Это произведение Максим Горький написал после возвращения из гастролей по Бессарабии в 1891 году. Литературоведы ссылаются его к ранним работам. Однако уже здесь можно увидеть авторский стиль и романтический мотив в его творчестве. Сам Горький считал рассказ «Старуха Изергиль» лучшим из написанных им. Анализ этого произведения поможет нам лучше понять ход мыслей автора.

Композиция

Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету не связаны друг с другом. Но их объединяет общая идея. С помощью трех разных рассказов Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность человеческой жизни. И в этом ему, конечно же, помогают главные герои — Данко, Ларра и старуха Изергиль. Анализ этих трех образов поможет нам понять, какая человеческая свобода находится в сознании писателя.

Необузданная свобода

Первая повесть-новелла «Старуха Изергиль» — анализ которой мы будем проводить, рассказывает нам о Ларре. Горький характеризует его как эгоиста и индивидуалиста, показывает это читателю в худшем свете. У окружающих Ларра вызывает только негативные эмоции — одни его боятся, другие ненавидят. На самом деле это сын орла и женщины. Внешне он похож на человека, но его действия осуждаются настоящим животным — ибо ради своей цели он готов на все, он не дорожит ни прошлым, ни будущим.

Это изображение — свидетельство того, как вседозволенность и полная свобода могут повлиять на человека. Здесь нет места любви, справедливости и доброте. Слишком свободная Ларра ценит только свое «я», не думая о других людях.

Милосердие и доброта

Анализ произведения «Старуха Изергиль» будет неполным, если не упомянуть такого персонажа, как Данко. Он полностью против Ларре. Данко в своей жизни выбирает такие качества, как альтруизм и благотворительность. Другие люди для него важнее достоинства. Он готов пожертвовать собой, и для него это единственно правильный жизненный путь.

С помощью этого образа Горький показывает, что человек может пробудить в себе мощную силу, способную любить, не думая о последствиях.

Старуха Изергиль, анализ характера

Третий персонаж, введенный писателем, — старуха Изергиль. Анализ этого образа весьма неоднозначен. В отличие от двух предыдущих персонажей, его больше нет в легенде. Это продукт нашей реальности.

Старушка Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель с трудом верит, что все описываемые ею чувства она описала искренне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *